Министерство образования и науки российской федерации icon

Министерство образования и науки российской федерации



НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации
Дата10.02.2014
Размер0.49 Mb.
ТипСправочники, творчество

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Утверждаю

Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации

А.Г.Свинаренко


____________________


«31» января 2005 г.

Номер государственной регистрации

709 пед/сп (новый)




ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Специальность 033000 Родной язык и литература


Квалификация учитель родного языка и литературы




Вводится в действие с момента переутверждения

вместо ранее утвержденного (14.04.2000 г., 396пед/сп)


Москва 2005

^ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 033000 РОДНОЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА


1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000г.


1.2. Квалификация выпускника – учитель родного языка и литературы.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя родного языка и литературы по специальности 033000 Родной язык и литература при очной форме обучения 5 лет.


^ 1.3. Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник, получивший квалификацию учителя родного языка и литературы, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.


^ 1.3.1. Область профессиональной деятельности.

Среднее общее (полное) образование.


1.3.2. Объект профессиональной деятельности.

Обучающийся

^ 1.3.3. Виды профессиональной деятельности.

Учебно-воспитательная;

социально-педагогическая;

культурно-просветительная;

научно-методическая;

организационно-управленческая.


Выпускник, получивший квалификацию учителя родного языка и литературы, подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности учителя родного языка и литературы, решению типовых задач профессиональной деятельности в учреждениях среднего общего (полного) образования.



    1.4. Возможности продолжения образования выпускника

    Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.


^ 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА


2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.


2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.


^ 3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 033000 РОДНОЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА



3.1. Основная образовательная программа подготовки учителя родного языка и литературы разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программу практики.


3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки учителя родного языка и литературы, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.


3.3. Основная образовательная программа подготовки учителя родного языка и литературы состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.


3.4. Основная образовательная программа подготовки учителя родного языка и литературы должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН – общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины;

цикл ДПП – дисциплины предметной подготовки;

ФТД – факультативные дисциплины.


3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки учителя родного языка и литературы должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.


3.6. Основная образовательная программа должна быть направлена на обеспечение профессиональной подготовки выпускника и воспитание у него гражданской ответственности, стремления к постоянному профессиональному росту и других личностных качеств. Это может быть достигнуто как включением в основную образовательную программу соответствующих курсов (разделов дисциплин), так и организацией внеаудиторной работы (научно-исследовательской, кружковой, конференций, семинаров, встреч с ведущими специалистами и т.д.).


^ 4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 033000 РОДНОЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА


Индекс
Наименование дисциплин и их основные разделы
Всего часов
ГСЭ

^ Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1500

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент

1050
ГСЭ.Ф.01

Иностранный язык

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.

Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.

Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

340
ГСЭ.Ф.02

Физическая культура

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и контроль за состоянием своего организма.

408

ГСЭ.Ф.03

Отечественная история

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в ХI - XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения в России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.



ГСЭ.Ф.04

Культурология

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.




ГСЭ.Ф.05

Политология

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.

Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.




ГСЭ.Ф.06

Правоведение

Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право.

Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.




ГСЭ.Ф.07

Русский язык и культура речи

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.




ГСЭ.Ф.08

Социология

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.




ГСЭ.Ф.09

Философия

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.




ГСЭ.Ф.10

Экономика

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.




ГСЭ.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

225

ГСЭ.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

225

ЕН

Общие математические и естественнонаучные дисциплины

400

ЕН.Ф.00

Федеральный компонент

320

ЕН.Ф.01

Математика и информатика

Аксиоматический метод, основные математические структуры, составные структуры, вероятность и статистика, математические модели, алгоритмы и языки программирования, стандартное программное обеспечение профессиональной деятельности.

114

ЕН.Ф.02

Концепции современного естествознания

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность ве­ществ; внутреннее строение и история геологического развития Земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество; работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

134

ЕН.Ф.03.

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе

Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования.

Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Информационные и компьютерные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Информационные и компьютерные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Информационные и компьютерные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся. Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения. Методические аспекты использования информационных и компьютерных технологии в школе.

72

ЕН.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

80

ОПД.

Общепрофессиональные дисциплины

1600

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

1280

ОПД.Ф. 01


Психология

Общая психология. Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Методология психологии. Проблема человека в психологии. Психика человека как предмет системного исследования. Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности. Деятельность. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Общение. Познавательная сфера. Ощущения. Память. Мышление. Мышление и речь. Воображение. Внимание. Эмоции. Чувство и воля. Темперамент. Характер. Способности.

^ История психологии. Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии. Психологические теории и направления. Основные психологические школы. Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разных этапах развития психологии.

^ Возрастная психология. Предмет, задачи, методы возрастной психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Особенности развития ребенка в разных возрастах:

^ Педагогическая психология. Предмет и задачи педагогической психологии. Понятие учебной деятельности. Психологическая сущность и структура учебной деятельности. Проблема соотношения обучения и развития. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости. Мотивация учения. Психологическая готовность к обучению. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы. Психология личности учителя. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста. Учитель как субъект педагогической деятельности.

Социальная психология. Предмет социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Группа как социально-психологический феномен. Феномен группового давления. Феномен конформизма. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство. Стадии и уровни развития группы. Феномен межгруппового взаимодействия. Этнопсихология. Проблемы личности в социальной психологии. Социализация. Социальная установка и реальное поведение. Межличностный конфликт.

260

ОПД.Ф.02

Педагогика

Введение в педагогическую деятельность. Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога. Общая и профессиональная культура педагога. Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога. Профессионально-личностное становление и развитие педагога.

^ Общие основы педагогики. Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками. Понятие методологии педагогической науки. Методологическая культура педагога. Научные исследования в педагогике. Методы и логика педагогического исследования.

^ Теория обучения. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Методы обучения. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы. Классификация средств обучения.

^ Теория и методика воспитания. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности, принципы и направления воспитания. Система форм и методов воспитания. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Понятие о воспитательных системах. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности.

^ История педагогики и образования. История педагогики и образования как область научного знания. Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировой культуры. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

^ Социальная педагогика. Социализация как контекст социального воспитания: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи. Принципы, содержание, методика социального воспитания в воспитательных организациях (быта, жизнедеятельности и взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов).

^ Педагогические технологии. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач. Проектирование и процесс решения педагогических задач. Общая характеристика педагогических технологий.

^ Управление образовательными системами. Понятие управления и педагогического менеджмента. Государственно-общественная система управления образованием. Основные функции педагогического управления. Принципы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект управления. Службы управления. Управленческая культура руководителя. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Повышение квалификации и аттестация работников школы.

^ Психолого-педагогический практикум. Решение психолого-педагогических задач, конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности, моделирование образовательных и педагогических ситуаций. Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования и проектирования, накопления профессионального опыта,

^ Нормативно-правовое обеспечение образования. Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации. Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного процесса. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотношение российского и зарубежных законодательств в области образования. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в Российской Федерации.

260

ОПД.Ф.03

Основы специальной педагогики и психологии

Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной пси­хологии. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерно­стей их психического развития в процессе воспитания и образования. Категории развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтогенеза). Типы нарушения психического развития: недоразвитие, за­держанное развитие, поврежденное развитие, искаженное разви­тие, дисгармоничное развитие. Понятие «аномальный ребенок». Особенности аномального развития. Отрасли специальной пси­хологии - олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология детей дошкольного возраста с ано­малиями развития.

Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной пе­дагогики. Основные категории специальной педагогики. Воспи­тание, образование и развитие аномальных детей как целена­правленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, основное сред­ство подготовки их к жизни и труду. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей. Понятие коррекции и компенсации. Социальная реабилитация и социальная адаптация. Основные отрасли специальной педаго­гики: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, спе­циальная дошкольная педагогика.

72

ОПД.Ф.04

Теория и методика обучения родному языку и родной литературе

Методика как теория и практика обучения родному языку. Принципы, методы и приемы обучения родному языку. Средства обучения: учебник, учебные комплекты, зрительная и слуховая наглядность в обучении родному языку. Организация и обеспечение процесса обучения родному язы­ку: современный урок как основная форма обучения, типы уро­ков. Упражнения, их виды и система. Требования к знаниям и умениям. Контроль знаний, умений и навыков как компонент учебного процесса. Методика преподавания фонетики, лексики и грамматики родного языка. Развитие речи учащихся. Взаимосвязанное обучение различ­ным видам речевой деятельности (говорению, слушанию, чте­нию, письму). Обогащение словарного запаса учащихся. Культурный компонент содержания преподавания родного языка. Внеурочная работа.

Методика обучения родной литературе. Методика обучения родной литературе как научная дисциплина: ее история, совре­менное состояние и перспективы развития. Соотношение науч­ной методики преподавания литературы и школьной практики с базовыми и смежными областями знаний. Родная литература как учебный предмет: цели, содержание, структура. Общедидактические и специфические принципы, формы, методы и приемы преподавания литературы. Этапы литературного образования школьников. Литературное творчество школьников. Этапы изучения литературного произ­ведения в школе. Вопросы теории и истории литературы в школьном курсе. Развитие речи учащихся в системе литератур­ного образования.

Учитель родной литературы и основные требования к нему. Технология современного урока по родной литературе. Внеучебная работа по родной литературе. Факультативные занятия. Изучение родного языка, литературы и литературной критики на базовом и профильном уровнях.

^

Аудиовизуальные технологии обучения


Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители. Аудиовизуальная культура: история, концепции, структура, функционирование. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком. Аудиовизуальные технологии: фотография и фотографирование; оптическая проекция (статическая и динамическая), звукозапись (аналоговая и цифровая); телевидение и видеозапись (аналоговая и цифровая); компьютеры и мультимедийные средства.

Аудиовизуальные технологии обучения: типология аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий; типология учебных видеозаписей; банк аудио-, видео-, компьютерных материалов; дидактические принципы построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий. Интерактивные технологии обучения.

400

ОПД.Ф.05

Возрастная анатомия и физиология

Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма. Сенситивные периоды развития ребенка. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной). Изменение функции сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Речь. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.

72

ОПД.Ф.06

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп. Основные признаки нарушения здоровья ребенка. Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний. Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы, их вызывающие. Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях. Комплекс сердечно-легочной реанимации и показания к ее проведению, критерии эффективности. Характеристика детского травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь при них.

Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Принципы и методы формирования здорового образа жизни учащихся. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Формирование мотивации к здоровому образу жизни. Профилактика вредных привычек. Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса. Роль учителя в формировании здоровья учащихся в профилактике заболеваний. Совместная деятельность школы и семьи в формировании здоровья и здорового образа жизни учащихся.

72

ОПД.Ф.07
^

Безопасность жизнедеятельности


Теоретические основы безопасности жизнедеятельности.

Классификация чрезвычайных ситуаций. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Опасные ситуации природного и техногенного характера и защита населения от их последствий. Действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. Основы пожарной безопасности. Средства тушения пожаров и их применение. Действия при пожаре. Чрезвычайные ситуации социального характера. Криминогенная опасность. Зоны повышенной опасности. Транспорт и его опасности. Правила безопасного поведения на транспорте. Экономическая, информационная, продовольственная безопасность. Общественная опасность экстремизма и терроризма. Виды террористических актов и способы их осуществления. Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Действия педагогического персонала и учащихся по снижению риска и смягчению последствий террористических актов.

Проблемы национальной и международной безопасности Российской Федерации. Гражданская оборона и ее задача. Современные средства поражения. Средства индивидуальной защиты. Защитные сооружения гражданской обороны. Организация защиты населения в мирное и военное время. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях.

72

ОПД.Ф.08

Современные средства оценивания результатов обучения

Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и современные средства оценки (рейтинг; мониторинг; накопительная оценка («портфолио»). Виды, формы и организация контроля качества обучения. Оценка, ее функции.

Этапы развития тестирования в России и за рубежом. Психолого-педагогические аспекты тестирования. Понятие теста. Виды тестов. Формы тестовых заданий. Компьютерное тестирование и обработка результатов. Интерпретация результатов тестирования.

Единый государственный экзамен, его содержание и организационно-технологическое обеспечение. Контрольно-измерительные материалы.

72

ОПД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

160

ОПД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента

160

ДПП

Дисциплины предметной подготовки

4934

ДПП.Ф.00

Федеральный компонент

4534

ДПП.Ф. 01

Введение в языкознание. Общее языкознание

Язык как знаковая система. Основные уровни языка. Система единиц языка. Классификация языков мира. Языковые универсалии. Методы языкознания. Язык – мышление – речь. Функции языка и речи. Язык и культура. Проблемы взаимосвязи языка и общества. Языковая политика в условиях многонационального государства. Человек и личность в языке. Законы развития языка. Основные лингвистические школы и направления.

200


ДПП.Ф.02

Родной язык


Типологическая и генетическая характеристика родного язы­ка. Особенности языковой картины мира. Устная и письменная формы языка. Структура языка и его функции. Функционально-стилистический подход к изучению языковой системы родного языка, функционально-стилистическая и социальная дифференциация языка. Фонетика, словообразование, морфология. Синтаксис. Стилистика. Текст. Коммуникативная структура текста. Коммуникативный синтаксис. Язык художественной литературы и фольклора.

Лингвистический анализ текста.

600

ДПП.Ф.03
^

История родного языка


Генетические связи родного языка. Древние и средневековые формы родного языка. Этапы формирования и развития родного литературного языка. Становление норм родного литературного языка. Генезис форм, стилей родного языка. Взаимоотношение литературного письменного и устного разговорного языка, диа­лектов. Оригинальные тексты, их тематика. Этимология. Этимологический анализ. Исторический комментарий фактов современного родного языка.

72

ДПП.Ф.04
^

Современный русский литературный язык


Русский язык как один из мировых языков и язык межнационального общения. Особенности русской языковой картины ми­ра. Социальная дифференциация русского языка. Современный русский литературный язык, его основные функциональные стили. Фонетическая система. Ударение. Интонация, ее основные типы. Лексикология и фразеология. Русская лексикография. Словообразование. Морфология. Синтаксис словосочетания, простого и сложного предложения. Принципы русской орфографии и пунктуации.

420

ДПП.Ф.05
^

Сопоставительное языкознание


Предмет и задачи сопоставительной грамматики. Фонетика, орфоэпия, орфография, интонация, ударение в сопоставительном плане. Сопоставительная лексикология. Словообразовательные системы двух языков. Сопоставительная морфология. Именные части речи в сопоставлении. Глагол и его формы в родном и русском языке. Наречие в сопоставительном плане. Служебные слова в обоих языках. Сопоставительный синтаксис. Простое и сложное предложения в двух языках. Перевод, виды переводов.

72

ДПП.Ф.06
^

Древние языки


Основные этапы функционирования и развития древних языков. Письменность, графические системы, фонетический и грамматический строй. Историко-культурный комментарий текстов. Роль древних языков в истории формирования современных языков и культуры. Теория и практика перевода.

208

ДПП.Ф.07
^

Теория литературы. Поэтика


Литература как особый вид духовной деятельности человека: сущность, содержание и специфика художественной литературы. Теория литературы: основные закономерности развития литературного процесса, основные литературоведческие термины и понятия, литературоведческие школы. Специфика жанров и стилей родной литературы. Основные понятия литературы. Образность, метод, художественность. Содержание и форма в художественном творчестве. Тема и идея. Система образов. Сюжет и композиция художественного произведения. Особенности языка произведений художественной литературы. Анализ литературного процесса. Роды и виды литературы. Жанры. Стили и течения.

Специфика образности в искусстве слова. Художественная речь. Стихотворная и прозаическая формы речи. Теория стихосложения. Теория прозы. Художественный текст. Структура художественных литературных произведений разных жанров. Стиль произведения. Творческий метод и стиль писателя. Поэтика писателя.

200

ДПП.Ф.08
^

Устное народное творчество


Значение науки об устном народном творчестве. Специфика устного народного творчества. Проблемы истории устного народного творчества. Национальное своеобразие устного народного творчества, особенности его жанров. Устное народное творчество и литература. Устное народное творчество близкородственных и дальнородственных народов.

72

ДПП.Ф.09
^

История родной литературы


История и фольклор как источники литературы. Национальная литература в контексте мировой литературы и литературы родственных народов. Первые письменные художественные памятники. Этапы развития художественных методов. Творческий путь писателей - представителей национальной литературы. Проблематика, стиль, поэтика произведений национальных писателей. Автономность, неповторимость художественных явлений, традиций. Соотнесение литературной периодизации с эпохами, событиями социально-политической истории.

Литература XX века, ее периодизация.

600

ДПП.Ф.10
^

Родная диалектология


Связь диалектологии с другими науками: историей народа, археологией, этнографией, фольклористикой, этнопсихологией. Значение диалектологии для изучения родного языка в школе, уточнения письменных норм языка, установления исторических связей с родственными по происхождению языками. История изучения диалектов, ее периодизация. Значение трудов российских и зарубежных лингвистов для изучения диалектов родных языков. Значение учебной практики студентов в сборе и фиксации диалектных материалов.

112

ДПП.Ф.11
^

Филологический анализ художественного текста


Текст, его основные признаки. Категории текста. Поэтиче­ские, прозаические, драматические тексты, их отличительные особенности, стиль, художественные средства. Анализ лексики, грамматических форм, синтаксической структуры теста. Принципы и методы лингвистического и литературоведческого анализа.

112

ДПП.Ф.12
^

Детская литература


Детская литература, круг детского и юношеского чтения. Проблема соотношения дидактического и художественного в детской литературе. Основные этапы развития. Эволюция жанровых форм и стиля. Творчество крупнейших писателей. Анализ основных произведений. Детская литература на языках народов России. Зарубежная детская литература в контексте отечественной словесности. Критики и публицисты о детском и юношеском чтении.

118

ДПП.Ф.13
^

Литература родственных народов


Историческая основа литературы, возникновение и развитие направлений и жанров. Общее и особенное в литературах родственных народов. Творческий путь выдающихся писателей, их роль в формировании национальных литератур. Национальное и общечеловеческое в литературах народов России.

72

ДПП.Ф.14
^

История русской литературы


Древнерусская литература: периодизация, основные жанры.

Русская литература XVIII в. Барокко. Классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей. Сентиментализм. Русская литература XIX в. Романтизм. Реализм. Классический русский роман. Лирика. Драматургия и театр. Русская литература рубежа XIX - XX вв. Основные направления, поиски в области художественной формы (проза, драматургия, поэзия). Феномен русского декаданса и его вклад в историю русского искусства. Понятие культуры и литературы «серебряного века». Многообразие творческих индивидуальностей. Русская литература XX в.: периодизация; социально-культурные, идеологические и типологические черты эволюции литературы, формирование новой эстетики, художественные открытия. Проблема художественных методов. Стилевые направления. Особенности поэтики. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений. Проблема индивидуального художественного стиля. Взаимодействие русской и всемирной литературы. История русской литературной критики.

400

ДПП.Ф.15
^

История зарубежной литературы


Периодизация литературного процесса. Литература античности. Переход от античности к средневековью. Литература Средних веков. Предвозрождение. Литература Возрождения. Литература XVII в.: барокко, классицизм. Литература XVIII в.: Просвещение, предромантизм. Литература XIX в.: романтизм, реализм. Литература рубежа XIX-XX вв. Литература XX в.: реализм, модернизм, постмодернизм. Творчество крупнейших зарубежных писателей, анализ основных произведений. Проблемы поэтики зарубежной литературы.

360

ДПП.Ф.16
^

Литературное краеведение


Пути развития литературного краеведения. Виды краеведческой работы. Организация литературно-краеведческой работы в школе. Образовательное и воспитательное значение литературного краеведения.

72

ДПП.Ф.17
^

История культуры родного народа


Литература, изобразительное, музыкальное, театральное искусство народа. Особенности их развития. Материальная культура и быт. Народные промыслы. Творчество выдающихся деятелей национальной культуры. Проблема национального и общечеловеческого в культуре родного народа. Взаимосвязи русской и родной культуры.

72

ДПП.Ф.18
^

Выразительное чтение


Предпосылки формирования искусства чтения. Эмоционально-образная выразительность чтения произведений разных жанров художественной литературы.

72

ДПП.Ф.19
^

Практикум по родному и русскому языкам


Система русского языка и языковая компетенция билингва. Речевая деятельность на русском и родном языках. Коммуникативная компетенция. Устная речь и русская орфоэпия. Письменная речь, русская орфография и пунктуация. Лексические, грамматические и стилистические нормы русского и родного языков.

200

ДПП.ДС

Дисциплины специализации

500

ДПП.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

200

ДПП.В.00

Дисциплины по выбору

200

ФТД.00

Факультативы

450

ФТД.01

Военная подготовка

450


Итого 8884 ч.


^ 5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫПУСКНИКА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 033000 РОДНОЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА



5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя родного языка и литературы при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:


теоретическое обучение (включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные)

156 недель

экзаменационные сессии

27 недель

Практики

в том числе:

учебная

педагогическая

22 недели


8 недель

14 недель

итоговая государственная аттестация (включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы)

8 недель

каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска)

38 недель

Резерв времени

9 недель


Высшее учебное заведение имеет право самостоятельно распределять резерв времени (на теоретическое обучение, практики и т.д.).


5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки учителя родного языка и литературы по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего Государственного образовательного стандарта.


5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.


5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.


5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.


5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.


5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.


^ 6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 033000 РОДНОЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА



^ 6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки учителя родного языка и литературы


6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки учителя родного языка и литературы на основе настоящего Государственного образовательного стандарта.

    Программы учебных дисциплин вуза, прежде всего гуманитарных и социально-экономических, должны способствовать формированию у студентов правового самосознания, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе, профессиональной мобильности и других профессионально значимых личных качеств.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентами.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).

Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.

Часы, отводимые на дисциплины специализации, могут использоваться для углубления предметной подготовки.


6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5%;

формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из десяти базовых дисциплин, приведенных в настоящем Государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: «Иностранный язык» (в объеме не менее 340 часов), «Физическая культура» (в объеме не менее 408 часов), «Отечественная история», «Философия» (остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза; при этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания; если дисциплины являются частью общепрофессиональной или предметной подготовки, выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла; занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов);

осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин предметной подготовки;

устанавливать наименование специализаций по специальностям высшего профессионального образования, наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание сверх установленного настоящим Государственным образовательным стандартом, а также форму контроля за их освоением студентами;

реализовывать основную образовательную программу подготовки учителя родного языка и литературы в сокращенные сроки для студентов, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков обусловлено наличием у студентов знаний, умений и навыков, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.


    ^ 6.2. Требования к кадровому обеспечению учебно-воспитательного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере. УМО на основании реальных данных может указать необходимую долю преподавателей, имеющих ученую степень и звание.


^ 6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами.


^ 6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебно-воспитательного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей

проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом.


^ 6.5. Требования к содержанию и организации практики

Практики призваны углубить и закрепить теоретические и методические знания, умения и навыики студентов по общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам предметной подготовки.

  1. Педагогическая практика. В период педагогической практики студент овладевает профессиональными педагогическими умениями, навыками самостоятельного ведения учебно-воспитательной работы.

Цели и задачи педагогической практики:

  • углубление и закрепление теоретических знаний, применение этих знаний в учебно-воспитательной работе по родному языку и литературе;

  • проведение учебно-воспитательной работы с детьми с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, забота о здоровье школьников;

  • подготовка к проведению учебной и внеучебной работы по русскому языку и литературе с применением разнообразных методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся;

  • подготовка к выполнению функций классного руководителя, работе со школьными организациями;

  • стимулирование интереса к научно-исследовательской работе в области педагогических и методических наук с использованием методов наблюдения, анализа, обобщения передового педагогического опыта и др.

Педагогическая практика проводится на базе учреждений системы среднего общего образования.

По решению вуза педагогическая практика может включать летнюю педагогическую практику в лагерях и на базах отдыха для детей школьного возраста.

II. Учебная практика. Учебная практика студентов направлена на отработку профессиональных знаний и умений по научному профилю специальности. Рекомендуется учебная практика следующих видов: диалектологическая, фольклорная, музейная.

Цели и задачи диалектологической практики:

  • углубление и закрепление теоретических знаний, применение этих знаний при сборе и анализе конкретного текстового материала;

  • ознакомление с приемами и методами диалектологических исследований;

  • поиск и фиксация диалектного материала с использованием технических средств;

  • обработка собранного материала, относящегося к региональным особенностям языка, и анализ диалектных черт языка на разных уровнях языковой структуры.

Диалектологическая практика проводится по договоренности с региональными органами управления образованием.

Цели и задачи фольклорной практики:

  • углубление и закрепление теоретических знаний по фольклору, применение этих знаний при сборе и анализе произведений устного народного творчества;

  • ознакомление с приемами и методами собирания фольклора;

  • запись и анализ фольклорных текстов.

Фольклорная практика проводится по договоренности с региональными органами управления образованием.

Цели и задачи музейной практики:

  • углубление и закрепление теоретических знаний по истории литературы, культурологии и отечественной истории, полученные в вузе, и научиться применять эти знания во внеклассной работе с учащимися;

  • знакомство с основами музейного дела;

  • ознакомление с экспозицией и фондами литературных, художественных (краеведческих) музеев города;

  • подготовка пробной тематической экскурсии.

Музейная практика проводится на базе литературных и художественных музеев, выставочных центров и т.п.

Вуз вправе выбрать виды учебной практики.

Содержание практик, особенности их проведения, форма отчетности определяются программами практик, которые разрабатываются вузом на основе примерных программ практик, рекомендуемых УМО по специальностям педагогического образования.


^ 7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
033000 РОДНОЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА



7.1. Требования к профессиональной подготовке специалиста

Выпускник должен знать:

Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, в том числе закон “Об образовании”, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка,

основы общих и специальных теоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; школьные программы и учебники; средства обучения и их дидактические возможности; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;

государственный язык Российской Федерации – русский язык; свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.

Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2. настоящего Государственного образовательного стандарта.

Типовые задачи профессиональной деятельности.

Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности для учителя родного языка и литературы являются:

в области учебно-воспитательной деятельности:

осуществление процесса обучения родному языку и литературе в соответствии с образовательной программой;

планирование и проведение учебных занятий по родному языку и литературе с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения родному языку и литературе, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

применение современных средств оценивания результатов обучения;

воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;

в области социально-педагогической деятельности:

оказание помощи в социализации учащихся;

проведение профориентационной работы;

установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;

в области культурно-просветительной деятельности:

формирование общей культуры учащихся;

в области научно-методической деятельности:

выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

самоанализ и самооценка с целью повышение своей педагогической квалификации;

в области организационно-управленческой деятельности:

рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;

обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

организация контроля за результатами обучения и воспитания;

организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся;

ведение школьной и классной документации;

выполнение функций классного руководителя;

участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом.


^ 7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста


7.2.1. Общие требования к итоговой государственной аттестации

Итоговая государственная аттестация выпускника включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

Итоговая государственная аттестация предназначена для определения практической и теоретической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим Государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.4 стандарта.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.


7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе специалиста

Выпускная квалификационная (дипломная) работа специалиста предназначена для определения исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности, и навыков экспериментально-методической работы. Содержание выпускной работы должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и/или предметной подготовки в соответствии с ГОС ВПО. Требования к объему, содержанию и структуре выпускной работы определяются высшим учебным заведением на основании ГОС ВПО по специальности Родной язык и литература, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования Российской Федерации, и Методических рекомендаций по проведению итоговой аттестации и примерной программы, разработанных УМО по специальностям педагогического образования.

Дипломная работа должна быть представлена в форме рукописи.

Время, отводимое на подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, составляет не менее восьми недель.


7.2.3. Требования к государственному экзамену специалиста

Государственный экзамен специалиста является квалификационным и предназначен для определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных ГОС ВПО. Государственный экзамен может проводиться по отдельным дисциплинам, входящим в циклы общепрофессиональных и предметных дисциплин, или в форме итогового междисциплинарного экзамена. Программа и порядок проведения государственного экзамена определяются вузом на основании ГОС ВПО по специальности Родной язык и литература, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования Российской Федерации, Методических рекомендаций по проведению итоговой аттестации и примерной программы, разработанных УМО по специальностям педагогического образования.


СОСТАВИТЕЛИ:


Учебно-методическое объединение по специальностям педагогического образования.


Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по родному языку и литературе 24 ноября 1999 г., протокол № 3, корректировки утверждены Учебно-методической комиссией по родному языку и литературе.


Председатель Совета УМО

по специальностям педагогического

образования В.Л. Матросов


СОГЛАСОВАНО:


Директор Департамента государственной

политики в образовании И.И.Калина





Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации №686 от 02. 03. 2000г
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство образования республики башкортостан отдел образования администрации муниципального района мечетлинский район республики башкортостан мобу лицей №1
Документы на открытие экспериментальной площадки Башкирского института развития образования в лицее №1 с. Большеустьикинское Мечетлинского...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации огбу дпо
«Курский институт непрерывного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) специалистов...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации фгбоу впо «Уральский государственный экономический университет» дипломная работа
Студенту (ке)
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Система управления подготовкой по специальности 032401. 65 «реклама»
Министерство образования и науки российской федерации icon1 Пояснительная записка
Министерства образования и науки Российской Федерации от 22. 09. 11 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации (Минобрнауки России)
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ермаковская Общеобразовательная школа №2»
Тема: «Саяно – Шушенский природный биосферный заповедник. Человек! Храни природу!»
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Политика Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова в области качества образовательных услуг и подготовки...
Министерство образования и науки российской федерации iconРабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Министерства образования и науки Российской Федерации от 09. 12. 2008 года №379 (Федеральный перечень учебников, рекомендованных...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты