Метод проектов как средство повышения мотивации учащихся в процессе обучения математике в школе icon

Метод проектов как средство повышения мотивации учащихся в процессе обучения математике в школе



НазваниеМетод проектов как средство повышения мотивации учащихся в процессе обучения математике в школе
Дата18.02.2014
Размер154.32 Kb.
ТипСправочники, творчество

Метод проектов как средство повышения мотивации учащихся в процессе обучения математике в школе.

Исследователям уже не приходится сомневаться в том, что успехи в учебе напрямую зависят от стремления и настойчивости ученика, от его желания и умения учиться, а не только от природных способностей. Не секрет, что  менее способный ученик с высоким уровнем мотивации может достичь (и достигает!) более высоких результатов в учебе, чем очень способный, но с  низким уровнем мотивации. Формирование учебной мотивации у обучающихся без преувеличе­ния можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обу­чения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции.

Мотивационная составляющая личности достаточно разнооб­разна. Выделим основные типы учебной мотивации:

  • познавательный мотив, цель которого – интерес к результатам своей деятельности;

  • мотив самоуважения, выражающийся в стремлении ставить перед собой всё более трудные цели;

  • состязательный мотив, связанный с потребностью самоутверждения.

К внешним мотивам относят: стремление получить хорошую оценку от учителя, желание завоевать престиж среди сверстников, желание избежать неприятностей от учителей и родителей за плохую успеваемость или малое усердие в учении, понимание необходимости выполнения своего долга ученика и др. Внешние мотивы мало эффективны в учебной деятельности, они оказывают кратковременное действие на учащихся и имеют ситуационный характер. Под внутренними мотивами понимаются познавательные мотивы, источниками которых выступает осознанная познавательная потребность, удовлетворяемая в учебной деятельности. К внутренним мотивам относят: интерес к содержанию изучаемого материала, стремление познать глубже и шире учебный материал, стремление преодолеть трудности учения и получить чувство удовлетворения и радости от достигнутых успехов и др.

За время многолетней работы в школе приходишь к выводу, что заинтересовать учеников и активизировать их деятельность предоставляется возможным при комплексном подходе к применению педагогических технологий, моделируя их по принципу совместимости и взаимодополняемости. Для роста мотивации к обучению математики и формирования ключевых компетенций используются метод проектов, технология критического мышления, технологии совершенствования общеучебных умений В.Зайцева, технология эффективных уроков А.А.Окунева, кейс – метод.

Хотелось бы отметить, что наиболее полно решить задачу повышения положительной мотивации детей к обучению позволяет именно метод проектов. Главная педагогическая цель любого проекта – формирование комплексных свойств личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Обучение строится на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, рассматривается проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести.

Первые шаги по организации проектной и исследовательской работы мной были предприняты в 2004 году. За три года накоплен некоторый опыт, сформирована система работы в данном направлении.

В настоящее время проектная деятельность на основе ИКТ осуществляется в следующих формах:

  • предметные проекты (уроки или его фрагменты, проектируемые учениками; исследования;

  • межпредметные проекты — коллективные творческие дела (КТД), объединяющие урочную и внеурочную деятельность учителей и учеников;

  • телекоммуникационные проекты.

Мои ученики осваивают проектную деятельность постепенно, от простых микропроектов (в виде простых презентаций к урокам, мероприятиям, родительским собраниям), до долгосрочных – исследовательских, выполненных по всем законам и правилам данной технологии. Как правило, дети выбирают темы из предложенных учителем, либо предлагают свою. Очень важно, чтобы для ребёнка была интересна эта проблема. Успешно выполнив работу, ребёнок обычно сам ставит перед собой задачу более сложную.

Создание проекта – процесс творческий, поэтому если всем ученикам предложить одинаковую тему то всё равно проектные работы будут разными, непохожими друг на друга. Работы выполняются под руководством педагога, анализируются; обсуждение проходит совместно с учениками (используется метод «открытых перспектив», когда каждому ребёнку предоставляется время на доработку работы и исправление оценки на более высокую). Часто в процессе работы дети легко осваивают материал, не входящий в школьный курс.

Метод проектов позволяет учащимся обрести бесценный опыт аналитической и исследовательской деятельности в группах, возможность реализовать свои творческие способности. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

В 5-7 классах в целях повышения мотивации к изучению математики и развития интеллектуальных и коммуникативных компетенций, творческих способностей это могут быть монопроекты («Докажи!» геометрия 7 кл), краткосрочные проекты («Системы счислении» 5кл.), мини-исследования (« Что такое инфляция?» 6кл.).

В 8-9 классах появление способности к анализу и синтезу информации, делает эффективным использование технологии критического мышления с ее формами свертывания и развертывания информации путем работы с учебными текстами, а также интерактивными методами обучения – «мозговой штурм», групповые дискуссии, ролевое моделирование, исследования, проекты могут носить долгосрочный характер (8кл. межпредметный проект «Идеалы красоты» в рамках телекоммуникационного проекта «В поисках истины», информационный проект «Метод графов», основы комбинаторики 8кл.).

В 10-11 классах на первый план выдвигается использование технологий, моделирующих научную исследовательскую деятельность по предмету в сочетании с умениями решать реальные жизненные ситуации. Это обуславливает добавление кейс-метода к ранее используемым технологиям. В системе работы органично сочетаются уроки-практикумы, семинары, экскурсии, интегрированные уроки, уроки анализа, исследования, творчества, систематизации знаний по изученной теме, нетрадиционные уроки. Проекты старшеклассников чаще всего долгосрочные, межпредметные, исследовательского характера. В рамках одного проекта возможны несколько независимых исследований (межпредметный проект «Удивительный мир кристаллов», 11кл.).

Проектный метод обучения способствует расширению диапазона знаний; развитию познавательного интереса; стремлению к поиску, получению информации из новых источников; развитию умения анализировать; формированию собственных суждений; формированию адекватной самооценки; установлению контактов и стремлению к контактам; становлению способности ориентироваться в жизни и возможности профессионального самоопределения; возможности моделировать будущее; профессиональной мобильности. Недаром всё чаще выдвигается предположение о том, что было бы целесообразно включить проектную деятельность в качестве обязательного элемента образования во всех типах школ.

Современной парадигмой учебного процесса становится более тесное сочетание и взаимодействие технической и естественной составляющей. Соединение математического образования с компьютерными технологиями – еще одна задача, над решением которой я работаю. На уроках математики применяются электронные издания образовательного назначения, также применяются материалы созданные самостоятельно, чаще всего в PowerPoint, в Excel.

Литература:

  1. «Обучение для будущего».Учебное пособие, 4 изд., М.:2004

  2. Чуракова О. В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе., Самара: издательство «Профи»,2005

  3. Журнал «Московская школа», 2005 - 2007


^ Математика, 6 класс

Тема: «Решение экономических задач на проценты».

Дидактическая цель: выработать умения решать задачи на проценты с экономическим содержанием на применение формулы сложных процентов.

Задачи урока:

1.Образовательные:

  • способствовать формированию умений решать задачи с помощью «сложных процентов».

2.Воспитательные:

  • преодолеть в сознании учеников неизбежно возникающее представление о формальном характере предмета, оторванности от жизни и практики;

  • способствовать созданию отношений взаимной ответственности и зависимости в группах;

  • содействовать развитию исследовательских умений, навыков по созданию проекта.

3.Развивающие:

  • расширить умственный кругозор учеников (по вопросам экономики и по методам решения задач).

Тип урока: комбинированный с применением проекта и дидактической игры.

Оборудование урока:

1.Раздаточный материал: карточки задания для групповой работы; листы «новых знаний»; сигнальные карточки; чистые листы для МД.

2.Плакат с заданием для проведения МД (на обороте правильные ответы для самопроверки).

3.Карточки: с индивидуальными заданиями; с планом исследования;

4.Компьютер, проектор, экран.

Обеспечение: презентация PowerPoint по проекту «Инфляция».

^ План урока.

этапа

Название этапа

Приемы педагогической техники

^ Время (мин.)

1

Постановка целей и задач.

Вступительная беседа. Привлекательная цель.

3

2

Повторение пройденного материала.

а). Разминка.

б). Математический диктант

(проверка с контролем).

3

5

3

Отработка вычислительных умений.

«Беговая дорожка» (работа с микрокалькулятором).

3

4

Объяснение нового материала.

«Практичность теории». Соотнесение. Прием стимулирующих звеньев.

5

5

Закрепление, тренировка, отработка умений.

Дидактическая игра «Компетентность».

10

6

Защита проекта «Инфляция»

Итоги исследования группы учащихся.

5

6

Контроль. Постановка домашнего задания.

«Решение одной задачи». Домашнее задание по результатам (три уровня).

5

7

Итог урока.

Опрос - итог.

3

8

Оценка и самооценка деятельности.

«Идеальный опрос».


3


^ Ход урока.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

1 этап. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

^ Вступительное слово учителя: «Мы сегодня находимся в бизнес классе. В этом классе решают экономические задачи. Как бы вы определили цель нашего урока?»

Подтверждает цель. «Но добиться достижения этой цели можно при одном условии: вы должны владеть некоторыми знаниями и умениями. Как вы думаете: какие знания и умения необходимы для решения экономических задач на проценты?»

Входят в класс, приветствуют учителя.


Вариант ответа: «Научиться решать экономические задачи».

Возможные варианты ответов:

- знания по теме «Проценты»;

- знание правила нахождение дроби от числа; - умение решать задачи на проценты;

- умение выполнять вычисления; - умение находить дробь от числа.

И т. п.

2 этап. Повторение пройденного материала.


1.Устное. Разминка.


2.Письменное. Математический диктант с контролем.

«Нам необходимо извлечь из тайников памяти кое-что ценное по теме «Проценты».

Разминка.

1). Что называется процентом?

2). Представьте проценты десятичной дробью и прочитайте предложение: а). Каждый работающий платит государству 12% своей зарплаты в качестве подоходного налога б). Налог на продажу дома составляет 3% его стоимости.

в). В июле цена автомобиля повышена на 20% его стоимости.

Если учащиеся допускают ошибку, то можно задать вопрос: как представить проценты десятичной дробью?

Оценивает работу учащихся.


« А теперь проверим, не забыли вы, как решаются задачи на проценты. Сделаем это с помощью математического диктанта».


Перед диктантом вызывает двух учащихся решать у доски одну и туже задачу разными способами.

Математический

диктант.

1. Черный Красный Зеленый

4% от 50 4% от250 4% от 100

2. Решите задачу по ее модели:

(плакат с рисунками к условиям)


^ Контроль с проверкой:

Вопрос: кто получил верный ответ в первом задании?

Вопрос: кто получил верный ответ во втором задании?

Вопрос: кто справился со всей работой?

Организует взаимопомощь в парах, остальные сдают учащиеся работы.


Оценка: Просит оценить свою работу по повторению и устную, и письменную по пятибалльной системе.



^ Правильные ответы:

Процент – это сотая часть. Процентом называется сотая часть величины или числа.


а). Каждый работающий платит государству 0,12 своей зарплаты в качестве подоходного налога.

б). Налог на продажу дома составляет 0,03 его стоимости

в). В июле цена автомобиля повышена на 0,2 его стоимости.


Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо число процентов разделить на сто.

Учащиеся слушают оценку учителя.


Берут специально приготовленные чистые листы бумаги. Цвет сигнальной карточки соответствует цвету записи задания на плакате. Выполняют задания по команде учителя.

Задание записано на доске. Ребята решают и возвращаются на свои места.


Варианты решений:

Черный Красный Зеленый

1.50*0,4=2 1.250*0,4=1 1.100*0,4=4

2.

1)100%-60%=40%=0,4

2)70*0,4=28(р.)

Ответ: 28 рублей.

1)100%-70%=30%=0,3

2)310*0,3=93(р.)

Ответ: 93 рубля.

1)100%-90%=10%=0,1

2)200*0,1=20

Ответ: 20 рублей.

Учащиеся проверяют свои решения. После просьбы учителя поднимают руки.


По указанию учителя занимаются в парах консультант-слушатель (возможно, это будут 2-3 пары). Сдают работы по мере выполнения.


Анализируют свое участие при повторении изученного материала и ставят отметку на лист с математическим диктантом.

3этап. Отработка навыка вычислений на микрокалькуляторе.

«Догадайтесь, о каком предмете идет речь:

он стал привычной принадлежностью ученых, экономистов, инженеров и даже студентов и школьников. Он пришел на смену счетной линейке, счетам, таблицам».

«Беговая дорожка».


1,23 (0,5+1)4 32,74´5,8


Возможные варианты ответов: компьютер, микрокалькулятор.


Выбегают к доске, записывают результат (пропускают ход). У доски побывают почти все учащиеся класса.

Ответы:

1,728 5,0625 189,66

4этап. Объяснение нового материала.



Проверка задач решенных у доски.


Вопрос: сколько способов решения этой задачи мы знаем?


Проблема: сколько будет действий в решении задачи, если надо узнать сумму вклада через 19 лет, через 15 лет?

Можно предположить, что есть рациональный способ решения.

Листы новых знаний.

Давайте попытаемся решить задачу с помощью формулы.



Задача. Банк гарантирует своим вкладчикам 25% годовых. Чему станет равен вклад в 20000 рублей через три года?

Эту задачу уже решали.

Знаем три способа решения.


Если надо узнать сумму вклада через 19 лет, то в решении задачи будет 20 действий, 15 лет – 16 действий.


Может с помощью какой-нибудь формулы?


Ребята работают с листами знаний, один ученик читает с листа вслух.


Открывают классные тетради. Записывают число, тему урока и решение задачи по формуле.

Р=20%=0,2

Х=20 000 (рублей)

N=3(года)

Y=(1+0,2)3*20000=34560(рублей)

Выбирают рациональный способ решения.

5этап. Закрепление, отработка умений. Дидактическая игра «Компетентность».


^ Работа в группах по 3-4 человека.


Учитель проверяет МД, ставит отметки, при этом следит за работой в классе.


Отчет о проделанной

работе.

Если результат неверен, то учитель предлагает карточку с готовым решением.

Делает общий вывод.

Каждая группа представляют какую-либо организацию, предприятие, отдел или просто семью. Получают задание.

Руководитель группы организует работу по поиску решения задачи. Решение записывают в тетрадь, а руководитель на карточку. Обсуждают , делают вывод.

Зачитывают ответ, делают вывод.

Проверяют результат по готовому решению.


6этап. Защита проекта.

Ребята (называет имена) вели наблюдение за ростом цен на товары в течение двух месяцев и хотели с вами поделиться итогами своих наблюдений.

Проект «Инфляция», результаты представлены в презентации PowerPoint.

7этап. Контроль.


Постановка домашнего задания.


И по результатам наблюдений, была в рамках проекта, ребятами была составлена задача.


Проводит контроль, используя запись решения, сделанную учеником на доске.

^ Кто справился с задачей? Для тех домашнее задание творческого характера: составить задачу на проценты, используя газетные статьи, специальную литературу, экономические знания родителей.

^ Кто допустил вычислительную лишь ошибку? Для тех задача дана на листе контроля и по желанию тоже можно придумать задачу.

Кто совсем не справился с работой?

Для тех домашнее задание: стр.75, задача4(образец), №484, 491. Но не запрещается сделать и выше названные задания.

Задача. Два месяца уровень инфляции оставался постоянным и составлял 8%.

Найдите стоимость 1кг колбасы, если два месяца назад он стоил 56 рублей.

Учащиеся читают условие задачи и решают ее самостоятельно. Один из учеников решает ее у доски (на оборотной стороне).

Проверяют решение по записи на доске. При необходимости исправляют ошибки.


Внимательно слушают учителя.

Записывают домашнее задание в дневник.

Если есть вопросы, задают их учителю.



7этап. Итог урока.

Подводит итог урока с помощью учащихся.

Учитель оценивает работу учащихся, называет отметки.

Говорят о том, чему научились, что узнали нового.



8этап. Самооценка деятельности на уроке.

Просит оценить степень сформированности умения решать задачи на проценты с экономическим содержанием.


На сигнальных карточках ставят один из символов: « ? », « ! », « . ».

. – умею решать предложенные задачи.

! - прекрасно справляюсь с решением.

? – затрудняюсь при решении.

Возможны варианты: «!?» и др.

^ Резервные задания.



Различные задачи экономического содержания.

Задачи вызывают удивление, так как по содержанию очень разнообразны и не решаются с помощью формулы данной на уроке. Задание дается для того, чтобы у ребят не сформировалось мнение, что все задачи экономики можно решать с помощью одной формулы.
^

Приложение 1.

Бухгалтерия.


Бухгалтерский учет – отражение хозяйственных операций, их результатов в денежной форме.

Задача. Зарплата рабочего в начале 1995 года составляла 300 рублей. Затем она повышалась дважды в каждый год на 20%. Сколько рублей составляла зарплата в начале 1998 года?

Решение:

Сделайте вывод:_____________________


Приложение 2.
^

Общество защиты природы.


Задача. Целлюлозный комбинат использует в производстве бумаги водные ресурсы. После переработки вода должна пройти сквозь очистные сооружения. Эти сооружения оказались частично неисправными. За что комбинат должен был уплатить штраф в размере 2000 рублей. Но администрация комбината уплатила этот штраф только через 3 месяца. Какова сумма штрафа, если за несвоевременную уплату начисляется 15% каждый месяц на новую сумму?

Решение:

Сделайте вывод:_________________

^

Приложение 3.

Семейный бюджет.


Пеня – штраф за несвоевременную уплату за услуги.

Задача. Каждый месяц необходимо вносить плату за употребление электроэнергии. Если своевременно не произведена уплата, то начисляется пеня на каждый лишний день. Семья, употребляющая электроэнергию в месяц на 46 рублей, опоздала с оплатой на 5 дней. Сколько придётся заплатить вместо 46 рублей, если пеня составляет 1% от суммы?

Решение:

Сделайте вывод:_____________________

^

Приложение 4.

Банк.


Кредит – предоставление денежных средств во временное пользование на условиях возвратности с уплатой процентов.

Задача. Банк предоставил фирме кредит под 50%. Фирма возвращала денежную сумму Банку по частям. Осталось выплатить 200 рублей. Но фирма смогла вернуть деньги Банку только через 4 месяца. Какую сумму вместо 200 рублей выплатила фирма, если проценты начислялись каждый месяц на новую сумму?

Решение:

Сделайте вывод: ______________________

Приложение 5.

Отдел сельского хозяйства.


Прогнозирование – построение предположений о будущем на основе анализа сегодняшних тенденций.

Задача. Поголовье скота составляет 100 000 голов. Каждый год оно увеличивается на 30 %. Сколько голов скота будет через 4 года?

Решение:

Сделайте вывод: _____________________






Похожие:

Метод проектов как средство повышения мотивации учащихся в процессе обучения математике в школе iconМетод проектов. Метод проектов: принципы, особенности, характеристики
Так, Дж. Дьюн трактует метод проектов «как способ обучения через делание», когда
Метод проектов как средство повышения мотивации учащихся в процессе обучения математике в школе iconТема «Зачетная система как средство повышения результативности обучения математике» Обобщение личного опыта
Тема «Зачетная система как средство повышения результативности обучения математике»
Метод проектов как средство повышения мотивации учащихся в процессе обучения математике в школе iconЛ. Н. Киреева технология активного обучения
Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как...
Метод проектов как средство повышения мотивации учащихся в процессе обучения математике в школе iconОрганизация проектно-исследовательской работы учащихся по теме «Мои родственники – участники Великой Отечественной войны»
В настоящее время метод проектов всё чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения...
Метод проектов как средство повышения мотивации учащихся в процессе обучения математике в школе iconМетод проектов в моу «сош с. Петропавловка» Кутищева Н. С
Под методом проектов понимается система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования...
Метод проектов как средство повышения мотивации учащихся в процессе обучения математике в школе iconАнализ деятельности учителя за год
«Интегрированное обучение английскому языку как средство повышения мотивации и качества знания учащихся». Данная проблема соответствует...
Метод проектов как средство повышения мотивации учащихся в процессе обучения математике в школе iconТема «Спортивный праздник как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой среди учащихся 6-7 классов». Проблема
Тема «Спортивный праздник как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой среди учащихся 6-7 классов»
Метод проектов как средство повышения мотивации учащихся в процессе обучения математике в школе iconИнформация об опыте. 2 Технология опыта. 7
Использование информационных технологий как средство повышения качества знаний учащихся по математике
Метод проектов как средство повышения мотивации учащихся в процессе обучения математике в школе iconИнформация об опыте. 2-3 Технология опыта. 4-5
Использование информационных технологий как средство повышения качества знаний учащихся по математике
Метод проектов как средство повышения мотивации учащихся в процессе обучения математике в школе iconУдальцовой Раисы Ивановны «Современные технологии как средство повышения мотивации в процессе преподавания предмета «кубановедение»
Ии стоят очень важные задачи. Одна из них – повышение уровня обществоведческого и исторического образования учащихся, формирование...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты