Барышников е. Н icon

Барышников е. Н



НазваниеБарышников е. Н
Дата19.02.2014
Размер152.59 Kb.
ТипСправочники, творчество

Спутник классного руководителя №6, 2010

БАРЫШНИКОВ Е.Н., к.п.н., заведующий кафедрой социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург


ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ1


Технология проведения воспитательных мероприятий.

Воспитывающая сюжетно-ролевая игра


Сюжетно-ролевая игра представляет собой особый вид воспитательного мероприятия. В педагогической литературе существует большое количество описаний сюжетно-ролевых игр. На их основе выделим основные этапы проведения игры.

^ Этап 1. «Вовлечение в игру» - необходимо для формирования интереса к игре. Он может включать следующие составляющие:

- Создание привлекательного оформления пространства игры. Вручение участникам игры игровых атрибутов; костюмов, масок, элементов формы, значков и т.д.

- Включение в игру посредством изложения сути игры, проведение рекламной акции, организация особого перехода из обычной жизни в пространство игры.

- Изложение цели игры на доступном для участников игры языке, постановка задания перед участниками.

- Ценностно-смысловой настрой на успешное участие в игре, доброжелательное напутствие, изложение полезных советов.

^ Этап 2. «Игровая ситуация» - направлен на понимание условий и правил игры и формирование готовности действовать в заданных условиях. Он может включать следующие составляющие:

- Изложение предыстории, которая дает объяснение тому, как возникла игровая ситуация, откуда взялись основные игровые персонажи, их особенности и предназначения.

- Изложение сюжета игры как определенной ситуации, требующей соответствующего разрешения.

- Изложение правил игры, выполнение которых позволит добиться успеха и не выйти за пределы игрового пространства. Участникам игры объясняется, как они будут награждены за соблюдение правил и как будут наказаны за их нарушение.

^ Этап 3. «Ролевое распределение» - направлен на осознание участниками игры предлагаемых игровых ролей, формирование у участников потребности в исполнении доставшейся (выбранной) роли. Он может включать следующие составляющие:

- Предложение ролей участникам игры. Среди этих ролей могут быть: социальные роли, литературно-сказочные персонажи, роли животных и растений, предметы окружающей жизни и даже несуществующие в жизни существа.

- Соотношение ролей друг с другом в пространстве игры. Среди возможных вариантов можно выделить: наличие у всех одной роли; 2-3 группы участников, исполняющих определенные роли; у каждого своя роль; противостояние одного персонажа всем остальным играющим и т.д.

- Распределение ролей: педагогическое (роль дается на сопротивление) и режиссерское (роль дается с учетом имеющихся данных, для ее успешного исполнения) назначение, выбор, жребий.

^ Этап 4. «Игровое действие» - направлен на формирование навыка деятельности в предлагаемых обстоятельствах. Он может включать следующие составляющие:

- Участникам игры сразу или последовательно даются разнообразные игровые задания, требующие особого поведения и способа исполнения.

- Перед участниками игры последовательно возникают различные препятствия, требующие преодоления или изменения маршрута движения в игровом пространстве.

- Участникам игры, у которых возникают непреодолимые трудности и желание выйти из игры, предлагается помощь в различной форме со стороны организаторов игры или специальных игровых персонажей.

- В игре существуют специальные игровые персонажи, которых играют специальные представители организаторов игры и которые стремятся вступить в общение с участниками игры по тому или иному поводу.

- В ходе игры, если она зашла в тупик и стала неинтересной для ее участников, даются новые вводные, которые позволяют поднять интерес к игре у ее участников.

^ Этап 5. «Финал игры» - направлен на организованный выход из игры, обеспечение сбора всех участников игры в одном месте для подведения ее итогов и формирование отношения участников игры к произошедшему действию. Он может включать следующие составляющие:

- Игра заканчивается по специальному сигналу, который дается организаторами игры (команда, звонок, ракета и т.д.).

- Общий сбор, на котором каждый участник игры имеет возможность проанализировать свое поведение в ходе игры.

- Выступление организаторов игры, в котором они анализируют поведение участников игры и благодарят их за участие в ходе игры.

- Организованное обсуждение событий игры ее участниками и организаторами.

^ Этап 6. «Игровые впечатления» - направлен на осмысление особенностей поведения учащихся в игре. Он может включать следующие составляющие:

- Анкеты для участников игры.

- Групповые и индивидуальные советы организаторов игры ее участникам.

- Собеседование с участниками игры, чье поведение требует педагогического вмешательства и помощи.

- Видеозапись хода игры и ее разбор со всеми (отдельными) участниками игры.

^ ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА. Суть заключается в том, что воспитатель организует игру, в которой имитируется жизненная ситуация, которую воспитанникам необходимо решить и выработать стандартный способ действий. Выбор названия обусловлен целенаправленным воздействием на освоение учащимися внешних норм и правил в процессе игры-подражания.

Подобные игры достаточно часто применяются к практике воспитателей и направлены, прежде всего, на освоение трудных, скучных, непривлекательных, с детской точки зрения, правил жизни. К примеру, наведение чистоты и порядка после уроков и игровых занятий. Каждый воспитатель знает, что дети быстрее и лучшее уберут за собой игрушки, если их «превратить» в роботов, убирающих территории уборочные машины и т.д.

Самое сложное при организации подобных игр - сделать их действительно играми, т.е. деятельностью, интересной ребенку и выполняемой им с удовольствием. Мастерство воспитателя заключается в том, чтобы предложить воспитанникам такую игру, которая бы увлекла их, но при этом решила бы поставленные воспитателем задачи.

Этап 1. «Вовлечение в игру» - направлен на формирование устойчивого интереса воспитанника к участию в игровой деятельности. Для этого воспитатель интересуется у воспитанников, кем бы они хотели стать, чем они будут заниматься когда они станут взрослыми. Выслушав детские ответы и поблагодарив их за откровенность, воспитатель предлагает воспитанникам осуществить их мечты и увидеть себя в определенной роли. Например, космонавтов, начальников, помощников учителя. Излагая важность предлагаемой роли, педагог формирует желание у воспитанника ее сыграть. Когда большинство воспитанников изъявляет желание, происходит переход на следующий этап.

Этап 2. «Игровая ситуация» - позволяет конкретизировать игровые действия в рамках выбранной роли. Предлагаемая ситуация, с одной стороны, должна быть конкретной и понятной, а с другой стороны - привлекательной. К примеру, воспитатель рассказывает жуткую историю о том, как борются космонавты с пылью, как она улетает от них в невесомости, прячется в самые неожиданные места, мешает дышать и говорить. Изложив ситуацию, воспитатель предлагает ее преодолеть: «Представьте себе, что мы космонавты, и в нашем классе - космическом корабле - предстоит победить пыль». Готовность детей к разрешению предлагаемой ситуации предлагает перейти к следующему этапу.

Этап 3. «Ролевое распределение» - дает возможность каждому воспитаннику взять на себя определенные игровые обязательства, которые ему может предложить воспитатель. К примеру, воспитатель с учетом желаний воспитанников помогает им определить объекты космического корабля, которые они буду избавлять от пыли. Фактически данный этап можно обозначить как получение игрового задания. Он может завершиться тем, что каждый воспитанник проговорит свое задание: «я сейчас буду...».

Этап 4. «Игровое действие» - направлен на организацию игрового действия, каждый воспитанник выполняет взятые на себя обязательства: убирает пыль, разучивает стихи, рисует картину и т.д. Воспитатель, взяв на себя роль контролера, внимательно следит за деятельностью воспитанников, в случае необходимости оказывая им посильную помощь или даже, в особых случаях, исключая из игры. Этап завершается, когда большинство воспитанников справилось с взятыми на себя обязательствами.

Этап 5. «Финал игры» - позволяет оценить действия воспитанников в рампах определенной роли. К примеру, воспитатель всем успешно выполнившим задание вручает знак «За чистоту космического корабля». Воспитанники анализируют, что было самым важным для них в ходе выполнения задания.

Этап 6. «Игровые впечатления» - способствует осмыслению проведенной игры и ее влиянию на реальную жизнь воспитанников. Для этого воспитатель возвращает воспитанников к роли учеников, благодарит за интересную игру и выясняет, где кроме профессии космонавта может пригодиться умение убирать пыль и наводить частоту. Финальным аккордом данной игры будут слова воспитателя о важности чистоты в жизни и о том, что наводить чистоту и порядок тоже бывает интересно.

^ УВЛЕКАТЕЛЬНО-НАЗИДАТЕЛЬНАЯ ИГРА. Суть заключается, в том, что воспитатель организует эмоциональную игровую ситуацию, воздействующую на развитие воспитанников. Выбор названия обусловлен организацией игровой ситуации, которая воздействует на жизненные ценности и смыслы воспитанника, увлеченного игрой. «Сказка ложь, да в ней намек» - девиз подобной игры. Подобная игра бережно, тактично, культурно пробуждает в воспитаннике необходимые ценности.

Этап 1. «Вовлечение в игру» - направлен на создание настроения на игру. Н.Е. Щуркова, чьи игровые методики очень точно вписываются в наше понимание увлекательно-назидательной игры, обозначает данный этап как пролог, направленный на разогрев группы для создания благоприятной атмосферы. В качестве способов осуществления пролога она выделяет:

- Обращение к детям, подчеркивающее уважение педагогом всех членов группы (дамы и господа, друзья, судари и сударыни, мои дорогие, уважаемые мыслители и т.д.).

- Проявление заботы об устройстве всех детей для предстоящей духовной работы (Всем ли удобно? Все ли хорошо расположились?).

- Персональный вопрос, направляемый поочередно каждому участнику занятий (Как ты себя чувствуешь? Что ты думаешь о предполагаемой теме занятий?).

- Педагогическая мизансцена занятий, располагающая к общению и принятию каждого участника занятий как ценности (полукруг, круг, овальный стол, свободное расположение).

- Предварительный вопрос, направляющий внимание участников на какую-то проблему жизни - ту самую, что будет затронута в игровой коллизии.

Этап 2. «Игровая ситуация» - позволяет погрузить воспитанников в игровой сюжет. Для этого воспитатель предлагает этот сюжет как определенную жизненную историю, сказку, притчу. Очень часто в подобных играх берется известная всем ситуация, к примеру, сюжеты русских народных сказок: «Репка», «Теремок», «Курочка-ряба» и т.д. Изложение сюжета завершается определенной проблемой: не может дед вытянуть репку, плачут дед и баба, потому что разбилось яичко, никто не способен рассмешить царевну Несмеяну и т.д. Выбор сюжета определяется возрастом участников игры и главное - чтобы он был для них привлекательным.

Этап 3. «Ролевое распределение» - воспитатель тактично распределяет золи в данной игре, ориентируясь на способность воспитанников исполнить конфетную роль. В этом случае воспитатель ведет себя как режиссер, пытающийся найти для каждой роли лучшего исполнителя. Особенность данной игры заключается в том, чтобы каждый взял на себя определенную роль. Поэтому всем, кому не стались ведущие роли, воспитатель предлагает более пассивные роли: внимательных и благодарных слушателей, хорошо умеющих аплодировать, все видящих наблюдателей, способных рассказать все, что они заметили, разумных подсказчиков, способных дать совет основным участникам игры. В рамках одного игрового занятия может происходить смена ролей, особенно если проигрываемая ситуация кратковременна, а воспитателю хотелось бы увидеть и сравнить несколько вариантов поведения воспитанников.

Этап 4. «Игровое действие» - является основным этапом игры и позволяет воспитанникам реализовать свою активность. Достаточно часто воспитатель использует для начала игры специально отработанную реплику. К примеру, «Внимание! Актеры приготовились! Игра начинается!» или «Раз! Два! Три! Зритель скорее на сцену смотри!». После этих слов начинает разыгрываться ситуация. К примеру, дед обращается за помощью ко всем игровым персонажам с просьбой помочь вытянуть репку, а с ним торгуются и соглашаются, если дед что-то пообещает. Или жители теремка тщательно выбирают, кого из приходящих гостей пустить в теремок. Происходящую игру завершает воспитатель в случае, когда все игровые персонажи выполнили свое задание, и получился определенный результат. Игра прекращается и в случае, если между актерами возник конфликт, который они не могут разрешить сами. Поблагодарив актеров за исполнение ролей, воспитатель в случае необходимости осуществляет перераспределение ролей и предлагает сыграть эту же ситуацию, но по-своему. В зависимости от длительности игрового действия и степени активности воспитанников такое перераспределение может осуществляться от 3 до 5 раз.

Этап 5. «Финал игры» - направлен на включение воспитанников в осмыс- ление своих игровых действий. Данный этап может начаться с бурных и продолжительных аплодисментов, обращенных ко всем вышедшим на сцену. Затем идет разбор игрового поведения. Воспитатель с помощью наводящих вопросов выясняет, поведение каких персонажей понравилось детям больше всего. Глядя на какого персонажа, они никогда в жизни так себя не стали бы вести? Этап завершается выступлением воспитателя, который еще раз напоминает, как ведут себя культурные, образованные люди.

Этап 6. «Игровые впечатления» - позволяет воспитанникам проанализировать свои актерские способности и возможности. На этом этапе воспитатель переходит к разбору игровых действий. Здесь можно выделить два момента: оценка собственного действия (как я сегодня играл, и что у меня получилось) и оценка действий окружающих (чье исполнение роли больше всего запомнилось). Завершая игру, воспитатель благодарит воспитанников за проявленную активность и надеется, что в жизни они будут вести себя, как положительные персонажи.

^ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОИСКОВАЯ ИГРА. Суть заключается в том, что воспитатель создает игровую ситуацию, в которой участники вынуждены искать определенный предмет. Выбор названия обусловлен использованием игры как средства воздействия на развитие воспитанников в процессе познания. Игра направлена на формирование мотивации к учебной деятельности.

Этап 1. «Вовлечение в игру» - одним из приемов такого включения может быть просьба о помощи, когда воспитатель от имени игрового персонажа, обращается за помощью к участникам игры. Возможны несколько вариантов проблем, с которыми обращается к воспитанникам игровой персонаж:

- Поставлены задачи, которые он не может решить.

- Потерял определенную вещь, которую нужно найти.

- Заблудился и просит помочь найти правильный путь.

Подобные игры успешнее всего организуются в пространстве, где можно свободно передвигаться. При проведении подобной игры в классе возникает опасность превращения ее в беседу с использованием игровых приемов.

Этап 2. «Игровая ситуация» - в частности, это может быть ситуация незнания, когда излагается ситуация, требующая разрешения, и определяются знания, необходимые для достижения успеха. Например, Незнайке требуется совершить покупку, а он не знает, как считать деньги.

Этап 3. «Ролевое распределение» - направлен на выбор воспитанником возможных игровых действий. Для этого всем участникам игры дается роль Знаек, которые, чтобы помочь Незнайке, должны добыть необходимые знания.

Этап 4. «Игровое действие» - участникам игры предлагаются игровые задания (прочитать, узнать, спросить и т.д.), направленные на получение необходимых знаний.

Этап 5. «Финал игры» - направлен на совместное решение имеющейся проблемы. Участники игры делятся полученной информацией с Незнайкой, и он успешно решает свою задачу. Например, совершает покупку.

Этап 6. «Игровые впечатления» - незнайка благодарит за помощь, а воспитатель оценивает действия участников игры и при необходимости выставляет конкретные оценки.

ИГРА-ФАНТАЗИЯ. Выбор названия обусловлен тем фактом, что основное занятие воспитанников в подобной игре - фантазирование на различные темы. В процессе фантазирования раскрывается внутренний мир воспитанника, происходит развитие его индивидуальности.

Этап 1. «Вовлечение в игру» - для этого создается особая доброжелательная игровая атмосфера, которая позволяет человеку высказывать свои мысли и желания. Особое внимание уделяется такому явлению, как человеческая фантазия. Воспитатель, отметив важность фантазии, предлагает проявить ее в ходе игры.

Этап 2. «Игровая ситуация» - выделим два вида игровой ситуации. Первый вид игровой ситуации связан с предъявлением особого жизненного явления, которое может реализовывать желания воспитанников. К примеру, «волшебная палочка», «цветик-семицветик», «золотая рыбка» и т.д. Второй вид игровой ситуации связан с волшебным превращением. К примеру, все воспитанники превратились в лес, где каждый представляет собой особое растение.

Этап 3. «Ролевое распределение» - воспитанники выбирают себе конкретную роль, определяя, в кого они превратились. В этом случае происходит представление воспитанников в рамках новой роли.

Этап 4. «Игровое действие» - позволяет каждому воспитаннику проявить себя. Для этого воспитатель предлагает различные ситуации, требующие решения (к примеру, «изобрази свои действия, когда пойдет дождь, будет сильный ветер, станет жарко» и т.д.). Для того, чтобы игра не затягивалась, на выполнение задания воспитаннику предлагается 20-30 секунд.

Этап 5. «Финал игры» - способствует анализу и оценке проявленного творчества. Воспитатель высказывает свое мнение о действиях воспитанников и предлагает каждому из них высказать свое отношение к происходящему.

Этап 6. «Игровые впечатления» - Для этого воспитатель предлагает воспитанникам стать самими собой и обсудить свои действия.

ИГРА-ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ. Суть заключается в том, что воспитатель вместе с воспитанниками проживают различные жизненные ситуации. Театральная деятельность является эффективным средством воспитания, поэтому достаточно часто используется в педагогической деятельности. В рамках данной игры театрализация рассматривается как совместное взаимодействие, направленное на создание определенного спектакля (театрального действия).

Этап 1. «Вовлечение в игру» - воспитатель приводит различные доводы уверяет, что совместное создание спектакля позволит им преодолеть существующие проблемы. К примеру, подружиться, научиться понимать друг друга с полуслова, преодолеть существующие конфликты и т.д. Этап заканчивается принятием совместного решения о подготовке и выпуске спектакля.

Этап 2. «Игровая ситуация» - направлен на поиск или создание сценария, по которому будет создан спектакль. В режиме групповой работы идет поиск и создание текста будущего сценария спектакля. Эта работа может длиться достаточно продолжительное время, т.к. разработка сценария является важным воспитательным средством. Возможен и другой вариант, когда группе за очень короткое время (2-3 минуты) предлагается придумать название будущего спектакля. Этап завершается утверждением сценария или утверждением названий будущих спектаклей.

Этап 3. «Ролевое распределение» - позволяет перейти к непосредственному созданию спектакля. Наиболее распространенный вариант, когда воспитанники, получив название спектакля, готовят этот спектакль в течение 30-40 минут. В случае если готовится длительный и качественный спектакль, происходит совместное распределение ролей и организуется система репетиций. В отличие от обычного создания спектакля все вопросы решаются не властью режиссера, а совместным согласованием действий.

Этап 4. «Игровое действие» - позволяет продемонстрировать подготовленный спектакль (спектакли). Если возникает необходимость, на просмотр спектакля приглашаются зрители. Каждая группа показывает свой мини-спектакль, направленный на решение заданной ситуации.

Этап 5. «Финал игры» - позволяет устроить обсуждение просмотренных спектаклей среди зрителей.

Этап 6. «Игровые впечатления» - позволяет завершить игру обсуждением и воспитанниками своей игры на театральной сцене.



Похожие:

Барышников е. Н iconТема оэр: «Инновационная модель деятельности классного руководителя: мониторинг оценки воспитанности учащихся класса»
Барышников Евгений Николаевич, заведующий кафедрой социально-педагогического образования аппо с-пб
Барышников е. Н iconСпутник классного руководителя №5-2010
Е. Н. Барышников, к п н., заведующий кафедрой социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического...
Барышников е. Н iconС путник классного руководителя №7, 2010
Барышников е. Н., к п н., заведующий кафедрой социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипчо ыного...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты