|
Спутник классного руководителя №7, 2010 БАРЫШНИКОВ Е.Н., к.п.н., заведующий кафедрой социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипчо.ыного педагогического образования, г. Санкт-Петербург ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ1 Технология проведения воспитательных мероприятий. Воспитательное соревнование Воспитательное соревнование представляет собой особый вид воспитательного мероприятия. В педагогической литературе описано большое количество форм проведения соревнования с воспитанниками. На их основе выделим основные этапы проведения соревнования. Стремление детей к победе, желание стать первым и потребность в состязании является потребностью человека. Соревнование позволяет внести эмоциональную приподнятость в жизнь коллектива, сделать привлекательной малоинтересную для учащихся работу. ^ Направлен на мотивацию учащихся на преодоление трудностей и создание условий для самостоятельной подготовки воспитанников к соревнованиям. Соревнование начинается задолго до его старта. В качестве базовых составляющих могут быть использованы следующие действия:
^ Он обеспечивает организационную подготовку соревнования. В рамках этого этапа осуществляется весь комплекс условий для успешного проведения соревнования. В ходе организации данного этапа соревнования решаются следующие задачи:
Показателями успешности соревнования являются:
Важной составляющей этого этапа является понимание, принятие и соблюдение учащимися правил проведения соревнования. Разработать понятные и эффективные правила соревнований - серьезная проблема. Особое внимание следует обратить на старт соревнования, в рамках которого предусматривается:
Этап 3. «Путь к победе». Он включает в себя определенный комплекс заданий, которые нужно выполнить лучше других. В ходе организации данного этапа соревнования проводится диагностика возможностей и способностей участников соревнования. Этап состоит из комплекса различных заданий - испытаний. Существует много различных форм проведения соревнования. Можно выделить ряд оснований для их классификации:
• По месту проведения (спортзал, актовый зал, стадион, парк и т.д.). Можно выделить следующие виды заданий, которые используются в процессе поведения соревнования:
^ Направлен на оценку и поощрение возможностей и способностей участников соревнования. Особое внимание обращается на механизм оценивания и определения победителей. Именно эта составляющая соревнования вызывает больше всего споров. Победители и участники соревнования награждаются различными видами наград, среди которых можно выделить:
Этап 5. «Анализ возможностей и способностей». Направлен на определение уровня развития возможностей и способностей участников соревнований. Данный этап может включать следующие составляющие:
СОРЕВНОВАНИЕ-ЭКЗАМЕН. Замысел прост, подготовку воспитанника к жизни нужно регулярно контролировать (текущий контроль, итоговый контроль, бесконечная сдача нормативов зачетов и экзаменов). Идеальный пример подобного вида соревнования: комплекс ГТО. Был такой в советские времена, где для каждого возраста были разработаны спортивные нормативы. Выполнил положенные нормативы - получи значок. В принципе, любое действие воспитанника на оценку - есть подобный вид соревнования. Воспитатель выступает в роли экзаменатора, а основным содержанием экзамена является проверка качества знания и освоения законов, норм и правил жизни. Выбор данного названия обусловлен потребностью воспитателя в регулярном контроле за уровнем развития возможностей и способностей учащихся. В процессе проведения данного вида соревнования возможно решение следующих воспитательных задач:
Этап 1. «Рекламный» - способствует полноценной подготовке к соревнованию. Воспитатель излагает учащимся, какое их ждет испытание и объясняет, каким образом к нему следует готовиться. Впервые рассказав о испытании за 2-3 недели до его проведения, воспитатель в дальнейшем регулярно напоминает о приближении испытания. Этап 2. «Внимание, на старт» - направлен на изложение основных правил. Воспитатель излагает правила проведения экзамена и объясняет, как решать и преодолевать подобные испытания. Этап 3. «Путь к победе» - направлен на организацию испытания. Воспитанники в процессе экзамена выполняют предложенные задания. Этап 4. «Награждение» - позволяет оценить результаты каждого участника экзамена. Этап 5. «Анализ возможностей и способностей» - направлен на подведение итогов. Воспитатель со всеми участниками экзамена разбирает типичные ошибки и пути их исправления. СОРЕВНОВАНИЕ-СМОТР. Выбор названия обусловлен тем, что главный смысл подобного соревнования заключается в смотре ценностно-смысловых установок детей. Важно не само соревнование, а его направленность и воздействие на воспитанников. Выделим ряд принципиальных особенностей смотра:
Этап 1. «Рекламный» - направлен на объяснение, какой составляющей жизни воспитанников будет организован смотр (смотр музыкальных талантов, театральных коллективов, чистоты и порядка, знаний, увлечений, строя и песни и т.д.). Этап 2. «Внимание, на старт» - направлен на организацию подготовительной работы к проведению смотра. Осваиваются правила его проведения. При необходимости - проводятся обучение и репетиции. Этап 3. «Путь к победе» - выступление участников, которые индивидуально или в группах демонстрируют свое мастерство и умение, которое оценивают соответствующие специалисты-профессионалы. Этап 4. «Награждение» - позволяет отметить успехи и достижения воспитанников в процессе смотра. Жюри в рамках заранее объявленных номинаций выделяет победителей в каждой номинации. Этап 5. «Анализ возможностей и способностей» - способствует формированию культурных образцов, к которым следует стремиться. Каждому победителю предоставляется право выступить на бис. СОРЕВНОВАНИЕ-ЧЕМПИОНАТ. Выбор названия обусловлен направленностью подобного соревнования на выявление лучших из лучших - победителей и чемпионов. Дух победителя - вот главный результат соревнования-чемпионата. Этап 1. «Рекламный» - направлен на мотивацию участников, на серьезную конкурентную борьбу. В рамках данного этапа определяется тематика соревнования и организуется получение и отбор заявок для участия. Следует отметить, что в соревновании - чемпионате принимают участие только желающие, причем важно, чтобы они доказали свою состоятельность, выдержав отборочные испытания. Это позволяет уменьшить количество участников чемпионата, сделать его интересным и зрелищным и активизировать воспитанников на дальнейшие тренировки и саморазвитие. Этап 2. «Внимание, на старт» - направлен на изложение основных правил проведения соревнования. Правила должны обеспечивать честную борьбу участников и быть легко контролируемыми. Кроме того, они направлены на обеспечение безопасности участников соревнования. Соревнования начинаются с представления участников соревнования, судей, и напоминания о правилах честной борьбы. Этап 3. «Путь к победе» - направлен на выполнение соответствующих заданий. Содержанием чемпионатов является, прежде всего, спортивная деятельность: легкая атлетика, футбол, баскетбол и т.д. Возможно проведение чемпионатов по лучшему знанию учебных предметов (предметные олимпиады), по демонстрации музыкальных, танцевальных, художественных способностей (олимпиады). В зависимости от содержания продолжительность чемпионата может быть от нескольких часов и до нескольких дней. Этап 4. «Награждение» направлен на поощрение победителей. Судейская коллегия отмечает, прежде всего, чемпионов, вручая им чемпионские кубки и медали. Желательно, чтобы награждение было торжественным и осуществлялось при наличии большого числа зрителей. Этап 5. «Анализ возможностей и способностей» направлен на индивидуальную работу с победителями и определение их дальнейшей судьбы. ^ . Его суть заключается в том. что воспитатель организует проверку творческих возможностей воспитанников, названия обусловлен главной задачей подобного соревнования – проверкой творческих возможностей воспитанников. Следует отметить, что творчество в этом случае определяется очень жестко: как создание нового, - поэтому в число не входят, прежде всего, исполнительские конкурсы. Возможности детского творчества безграничны, поэтому подобные соревнования могут быть абсолютно разного содержания. Особо следует выделить:
В процессе проведения подобного конкурса решаются следующие воспитательные задачи:
Этап 1. «Рекламный» - организуются специальные творческие тренинги выставки творческих работ, для привлечения детской активности предлагаются дорогие и ценные призы. Все желающие принять участие в творческом конкурсе представляют свои творческие работы и проходят предварительное собеседование. Возможны простейшие с точки зрения организации творческие конкурсы, которые регулярно проводятся воспитателями. К примеру, конкурс рисунков «Долой наркотики», конкурс песен, посвященный любимому городу, конкурс сочинений и т.д. В этом случае задачей воспитателя является включение в этот конкурс максимального числа участников. Этап 2. «Внимание, на старт» - направлен на изложение основных правил создания творческой работы: продолжительность исполнения творческого номера, размер картины, объем литературного произведения и т.д. Этап 3. «Путь к победе» - направлен на создание и демонстрацию творческих произведений. Задача воспитателя - помочь воспитаннику раскрыть свой талант. Поэтому воспитатель выступает в роли доброжелательного наставника, дающего воспитаннику остановиться на половине пути. Этап 4. «Награждение» - направлен на определение победителей и вручение соответствующих наград. Лучшие творческие работы могут быть представлены для участия в конкурсах более высокого уровня. С воспитанниками, продемонстрировавшими высокий уровень творческих способностей, организуется индивидуальная работа в системе дополнительного образования. Этап 5. «Анализ возможностей и способностей» - направлен на оценку возможностей и способностей воспитанников. Воспитатель использует выявленные возможности детей в дальнейшей воспитательной работе. СОРЕВНОВАНИЕ - ^ . Его суть заключается в том, что воспитатель вместе с воспитанниками организует соревнования для самих себя с целью познания своих возможностей. Выбор названия обусловлен совместной диагностикой возможностей друг друга. Специфика соревнования определяется следующей идеей: чтобы лучше узнать друг друга и лучше понять свои возможности и способности, необходимо их регулярно проверять и испытывать. Таким образом, воспитатель предлагает воспитанникам выбрать определенную сферу, в которой хотелось бы узнать и проверить возможности друг друга. Этап 1. «Рекламный» - направлен на разработку и создание плана проведения соревнования. Для этого воспитатель разбивает воспитанников на группы и предлагает придумать цель, тему, содержание и формы проведения соревнования. Цель формулируется как область узнавания интересов: нам интересно узнать, способны ли мы быстро бегать, читать стихи, красиво петь и т.д. Цель определяет тему: «День бегуна», «Конкурс актерского мастерства», «Фестиваль песни» и т.д. Затем методом общего голосования выбирается единая тема и содержание проведения соревнования. Основным механизмом подготовки и проведения соревнования становится подготовка каждой группой отдельного задания для остальных групп или индивидуальных участников. Возможен вариант, когда каждая группа готовит одновременно и групповое, и индивидуальное испытание. Для дальнейшего проведения соревнования создается оргкомитет, который включает в себя представителей всех рабочих групп. Оргкомитет согласовывает предлагаемые группами задания, так, чтобы они не повторяли друг друга. Подготовительная работа идет до тех пор, пока не будет обеспечена полная готовность соревнований. Этап 2. «Внимание, на старт» - позволяет дать старт соревнованиям. На общем сборе осуществляется объявление предстоящих сегодня соревнований и осуществляется жеребьевка порядка очередности их проведения. Этап 3. «Путь к победе» - направлен на включение воспитанников в соревнования. Каждая группа в соответствии с проведенной жеребьевкой организует испытание других участников. Продолжительность испытания не должна превышать 15-20 минут. Затем право проводить испытания переходит к следующей группе и т.д. Этап 4. «Награждение» - направлен на поощрение активности воспитанников. Каждая группа называет победителей своего испытания и награждает их созданным своими руками дипломом. Этап 5. «Анализ возможностей и способностей» - позволяет провести совместный анализ организованного соревнования, выявить отношение к нему и определить, какие таланты и возможности раскрыл данный конкурс. СОРЕВНОВАНИЕ-КВН. Выбор названия обусловлен тем, что достаточно распространенные, в том числе и в образовательных учреждениях, формы КВН замечательно подходят к подобному виду соревнования. Участники КВН ведут себя как равноправные партнеры, в процессе их взаимодействия рождаются, пусть порой и примитивные, но творческие произведения. В процессе их сочинительства используется богатый культурный опыт участников. Задача воспитателя в этом случае - лишь согласовывать свою позицию с позицией воспитанников. Отметим, что соревнование КВН используется здесь в расширительном смысле, и любое мероприятие, в котором дети что-то вместе сочиняют, а потом это демонстрируют, может рассматриваться как КВН. К примеру, известный с 60-х годов концерт-«молния», защита новогодних сказок и т.д. Этап 1. «Рекламный» - объявление о предстоящем соревновании и условиях создания и регистрации команд участников соревнования. Основная задача воспитателя - определиться с основными параметрами проведения подобного конкурса. Наиболее удачный вариант, когда класс, с которым работает воспитатель, или команда КВН, с которой он работает, проводит игру с представителями других школ. Это позволяет расширить жизненное пространство воспитанников, создать межшкольный культурный обмен. В принципе, возможно проведение КВН и в условиях одного класса. Решив все организационные вопросы, можно начинать подготовку к игре. Этап 2. «Внимание, на старт» - направлен на обеспечение подготовки к соревнованиям. Каждая команда занимается подготовкой требуемых и определенных заранее номеров. Особое внимание следует обратить на специфику подготовки творческих заданий. Очень часто воспитатель, не веря в возможность детей, сам создает тексты выступлений команды. Это разрушает равноправие и превращает взаимодействие в воздействие, когда взрослый реализует с помощью детей свои мысли и идеи. Такое достаточно часто можно увидеть в играх детских команд КВН. В случае проведения КВН как воспитательного мероприятия именно процесс совместного творчества становиться важным воспитательным средством. На этом этапе очень важно использовать педагогический прием, который в свое время получил название разведки дел. По совету воспитателя, воспитанники обращаются за помощью в библиотеку, к родителям, ищут необходимые материалы в Интернете. Конечно, при серьезных затруднениях воспитатель оказывает необходимую помощь воспитанникам в том, чтобы состоялось более-менее приличное выступление. Этап 3. «Путь к победе» - направлен на успешное проведение соревнования. Команды, помимо демонстрации домашнего задания, получают ряд творческих заданий, выполняемых последовательно в процессе 5-10-минутной подготовки. Воспитатель может взять на себя роль ведущего, а в жюри пригласить родителей. Этап 4. «Награждение» - направлен на определение победителей. Награды в данной игре особого значения не имеют. Поэтому победителям можно предложить диплом, организовать совместное чаепитие. Жюри отмечает самые яркие выступления, отдельные творческие находки. Кроме этого, жюри каждой команде дает советы - рекомендации на будущее. Этап 5. «Анализ возможностей и способностей» - позволяет организовать совместное обсуждение результатов совместного творчества. СОРЕВНОВАНИЕ-ДУЭЛЬ. Выбор названия обусловлен тем, что в процессе соревнования участники соревнуются один на один, т.е. оказываются участниками многочисленных дуэлей. Это достаточно парадоксальный способ диалога и не часто используемая в работе воспитателя форма работы. Причина понятна, состязания в паре могут привести к конфликту, и как успеть одному воспитателю проследить за сражениями сразу нескольких пар. Дуэль - это вызов, но в мире часто так и происходит. Дуэльное соревнование моделирует реальную жизненную ситуацию, а соревновательный момент пробуждает внутренние резервы для ее решения. Этап 1. «Рекламный» - направлен на понимание и принятие правил соревнования. Воспитатель определяет тематику и логику проведения дуэли, осуществляются тренировочные дуэльные сражения. В процессе групповых и индивидуальных занятий каждый воспитанник вырабатывает собственную стратегию ведения дуэли. Этап 2. «Внимание, на старт» - позволяет определить порядок проведения дуэлей, определить правила поведения дуэлянтов, представить судей. Этап 3. «Путь к победе» - представляет собой организацию дуэльных сражений. Возможно несколько вариантов проведения дуэли:
Этап 4. «Награждение» - позволяет оценить победителей. Этап 5. «Анализ возможностей и способностей» - направлен на выявление особенностей проявления индивидуальности воспитанника в процессе противостояния сопернику. Он включает в себя: групповую рефлексию «Стратегия и тактика ведения дуэли», индивидуальное собеседование «Мое поведение в процессе дуэли». Особенно важна работа с воспитанниками, теряющими голову и проявляющими излишнюю агрессию в процессе дуэли. Кстати, в дуэли становится ясно, как человек будет вести себя в конфликтах с членами семьи, с коллегами по работе. Вероятно, в психологии спорта описан механизм подготовки к сражениям с конкретным соперником, но в методике воспитания данный вид воспитательного мероприятия требует серьезного изучения. СОРЕВНОВАНИЕ - ^ Выбор названия обусловлен тем, что появившийся телепроект с таким названием полностью соответствует параметрам культуротворческого воспитания. Воспитанник сам решает, что продемонстрировать исходя из собственного понимания культуры и своих возможностей. Воспитатель вмешивается в этот процесс лишь на этапе оценивания. Впрочем, нечто подобное всегда существовало в воспитательной работе, и раньше обозначалось как конкурс «Алло, мы ищем таланты». Подобное мероприятие имеет много вариантов проведения: от исполнения концертных номеров для Деда Мороза до участия в конкурсах по созданию рекламных слоганов. Кстати, при отказе от элемента состязательности, соревнование -«минута славы» становится другим воспитательным мероприятием - дело-подарок (исполнение концертных номеров в подарок имениннику, друг другу и т.д.). Учитывая низкий уровень культуры современных детей, не следует проводить подобные соревнования на публике. Лучше начинать с отборочных туров, может быть, даже в режиме индивидуальной работы. В то же время не следует путать данный вид соревнования с рассмотренным ранее творческим конкурсом, в котором основные параметры творчества жестко задаются. Отличие в степени свободы. Этап 1. «Рекламный» - направлен на организацию длительной самостоятельной деятельности, направленной на подготовку к соревнованиям. Главная задача, чтобы воспитанник, придумав оригинальный номер, тщательно его подготовил, может быть, нашел для себя помощников, тренеров и т.д. Воспитатель в случае обращения ребенка за помощью не имеет права запретить его показывать, но помочь в обеспечении безопасности и избавлении от страшных огрехов - обязан. Вполне возможно при большом количестве желающих выступить проведение отборочного тура, способного исключить самые «низкопробные» выступления. Этап 2. «Внимание, на старт» - представляет собой торжественное открытие конкурса: представление жюри, жеребьевка участников, изложение основных правил проведения. Особое внимание следует обратить на подбор членов жюри: их мнение должно быть авторитетным и не вызывать споров. Важно привлечь зрителей и участников, не прошедших отборочный тур, к оценке выступлений. Каждому зрителю предлагается изготовить персональный приз, который он будет иметь возможность торжественно вручить участнику, который, с его личной точки зрения, показал лучший номер. Этап 3. «Путь к победе» - направлен на демонстрацию подготовленных выступлений. Заметим, что пользоваться запретом на продолжение выступления, учитывая неокрепшую детскую психику и направленность мероприятия на развитие культурной свободы и самостоятельности, следует очень осторожно. Этап 4. «Награждение» - направлен на разнообразную и всестороннюю оценку выступлений воспитанников. Желательно, чтобы каждое выступление получило доброжелательный отклик (аплодисменты, добрые слова, специальный приз зрителей) и серьезный анализ (критическое мнение специалиста, разбор ошибок, советы по улучшению выступления). Этап 5. «Анализ возможностей и способностей» - направлен на самоанализ воспитанниками своих выступлений. Для этого через некоторое время после проведения конкурса в режиме групповой или индивидуальной работы следует выяснить отношение воспитанника к своему выступлению и к проведенному соревнованию. |
![]() | Роль классного руководителя Предметом особого внимания в системе воспитательной работы классного руководителя является формирование детского самоуправления.... | ![]() | Роль классного руководителя в развитии и самореализации личности ребёнка Выступление в рамках рмо классных руководителей Тема: «Деятельность классного руководителя для создания условий развития и самореализации личности ребёнка» Как говорил один умный человек: «Самопознание есть путь к самосовершенствованию». И роль классного руководителя – создать условия... |
![]() | План работы по профориентации Справочно-информационная работа классного руководителя с детьми по профориентации Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися по подготовке к выбору профессии | ![]() | Тема: Роль классного руководителя в повышении качества обучения через организацию внеурочной деятельности работы В настоящее время эффективность работы классного руководителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает... |
![]() | Совершенствование деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении (рекомендации для руководителей мо классных руководителей). Сентябрь, 2012-2013 учебный год Проблема совершенствования деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении очевидна | ![]() | Концепция воспитания классного руководителя Любая воспитательная система, в том числе система классного руководителя, это всегда борьба за развитие личностных отношений, нужных... |
![]() | Система работы классного руководителя, способствующая повышению качества образования в классе Менения происходят во всех сферах социальной жизни, меняется время, становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако... | ![]() | Тема классного часа Каждый год работы в школе заставляет меня, как классного руководителя, искать пути в решении проблем воспитания |
![]() | Роль классного руководителя в становлении классного коллектива, его влияние на формирование личности каждого ученика. Цель Проанализировать работу школьных педагогов по формированию ученических коллективов | ![]() | Сл.№ Цель: проанализировать работу школьных педагогов по формированию ученических коллективов с помощью метода проектов Сл. №3 Сл. №1. "Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика" |