Спутник классного руководителя №5-2010 icon

Спутник классного руководителя №5-2010



НазваниеСпутник классного руководителя №5-2010
Дата19.02.2014
Размер245.75 Kb.
ТипСправочники, творчество

Спутник классного руководителя №5-2010


Е.Н. БАРЫШНИКОВ, к.п.н., заведующий кафедрой социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург


ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ


Технология проведения воспитательных мероприятий.

Воспитывающая экскурсия


Воспитательная экскурсия (путешествие, поездка, прогулка) - это особый вид воспитательного мероприятия. В педагогической литературе экскурсия рассматривается как форма учебной и воспитательной работы. Предлагаемая последовательность проведения экскурсии разработана на основе различных описаний способа ее осуществления.

^ Этап 1. «Путешествие» - это дорога к определенному объекту, основной цели экскурсии.

Этап 2. «Встреча» - основная часть экскурсии, направленная на изучение и освоение объекта, общение с хозяевами и другими гостями объекта.

^ Этап 3. «Возвращение» - итоговый компонент экскурсии, связанный с успешным возвращением домой довольными и удовлетворенными.

Независимо от выбранного метода воспитания алгоритм проведения экскурсии сохраняется, но каждый этап приобретает свою специфику за счет использования конкретных педагогических приемов и характера отношения воспитателя и воспитанников. Кратко рассмотрим каждый вид проведения экскурсии.


ЭКСКУРСИЯ-ПОСЕЩЕНИЕ. Выбор названия обусловлен основным смыслом ее проведения: посещение с целью знакомства и освоения. Экскурсия - это «посещение учащимися естественных (природных), хозяйственно-промышленных, культурных и общественных объектов с целью ознакомления с ними или получения сведений практического характера»2. Это определение, предложенное B.C. Селивановым, понятно и прозрачно настолько, что как организовать экскурсию ясно сразу. Выбираем объект: пещеру, лес, городскую улицу или площадь, дворец или музей, театр или библиотеку, ведем туда детей, рассказываем и показываем. Самое главное в такой экскурсии - владение информацией о том, что это за объект, его назначение и, самое главное, как себя вести на объекте.

Рассмотрим особенности проведения экскурсии-посещения.

Этап 1. Путешествие. В процессе подготовки экскурсии обращается внимание на выбор места проведения как наиболее актуально-проблемного места, где воспитанники данного возраста должны регулярно бывать и активно развиваться. Для определения такого места проводится анкетирование учащихся или беседа. В процессе мотивации воспитанников обращается внимание на полезность и необходимость посещения данного места. Для активизации воспитанников в процессе экскурсии им предлагается следующее задание: подготовить реферат (рассказ) об определенном предмете места посещения.

Этап 2. Встреча. Он включает в себя следующие действия:

Представление экскурсовода как знающего и грамотного специалиста.

Экскурсовод излагает историю и особенности места посещения, стараясь дать максимально полную, но доступную воспитанникам информацию.

Воспитанникам предлагается задать вопрос экскурсоводу. В случае отсутствия вопросов может быть объявлен конкурс на самый интересный вопрос.

Воспитанникам задаются вопросы по истории и особенностям места посещения. Лучшие ответы могут быть отмечены памятными сувенирами.

Воспитатель оценивает поведение воспитанников в ходе экскурсии, а затем воспитанники с помощью воспитателя благодарят экскурсовода и участников экскурсии.

Этап 3. Возвращение. В процессе подведения итогов экскурсии акцент делается на определение уровня информированности воспитанников о месте проведения экскурсии.


ЭКСКУРСИЯ-ПАЛОМНИЧЕСТВО. Выбор названия обусловлен определением, предложенным Г.А. Лесковой, в котором экскурсия понимается как «особый вид паломничества к памятникам истории и культуры».

Подобную экскурсию следует проводить, если сложилась ситуация в которой:

- у воспитанников не сформированы жизненные ориентиры в пространстве культуры;

- у воспитателя есть стойкое убеждение в необходимости посещения определенного места (памятника истории и культуры), которое способно оказать на воспитанников необходимое воспитательное воздействие.

Подробно рассмотрим каждый этап проведения экскурсии-паломничества в соответствии с общей логикой проведения экскурсии.

Этап 1. Путешествие направлен на формирование определенного отношения к объекту посещения. Особое внимание обращается на место посещения, как особое место значимое для жизни и культуры человечества. Это могут быть храмы, места исторических событий, места жизни известных людей, места способные изменить жизнь человека в лучшую сторону, особые явления природы (белые ночи, северное сияние, восход солнца). Выбор места осуществляется исходя из ценностных приоритетов воспитателя, который, условно говоря, составляет список мест, которые обязан посетить каждый культурный человек. Подготовка к путешествию начинается с представления объекта посещения. Воспитатель, используя весь культурный потенциал (музыка, живопись, литература) дает представление о месте посещения как особом и значимом месте в жизни человека: «Пушкин - великий российский поэт и любой человек не может не побывать в Царскосельском лицее, где он сделал первые шаги к своему величию». В процессе представления места воспитатель помогает воспитанникам освоить обязательные ритуалы поведения в этом месте. Вполне возможно проведение вечера, посвященного его имени. Как результат - у воспитанников складывается устойчивое желание посетить данное место, но для этого требуется соответствующая подготовка, которую и организует воспитатель. В процессе подготовки разучиваются стихи и песни, отрабатываются ритуалы, готовится необходимый инвентарь. Воспитанникам может быть дано творческое задание: сочинить стихи, сказку, рассказ и т.п. о месте посещения. Для усилия воспитательного воздействия на детей воспитатель приглашает родителей учащихся, но только тех, кто действительно считает место посещения важным для своей жизни. При необходимости может быть выбран особый способ передвижения к данному месту. К примеру, к нему нужно идти только пешком, взявшись за руки, читая про себя стихи и т.д.

Этап 2. Встреча способствует созданию условий для эмоционально-чувственного приобщения к объекту посещения. Первым шагом может быть выполнение какого-либо ритуала, как широко распространенного (перекреститься при входе в храм), так и специально придуманного воспитателем (встали в круг, смотрим в глаза друг другу и очень тихо, чтобы не слышал никто кроме нас, произносим: «здравствуй Эрмитаж»). Затем воспитатель представляет хранителя данного места, если таковой имеется и согласен провести экскурсию. В противном случае основную роль воспитатель берет на себя или подбирает специального ведущего экскурсии. Им может быть как любой человек, увлеченный этим местом (к примеру, человек, всю жизнь посвятивший изучению тайны и красоты белых ночей), так и специально созданный игровой персонаж, роль которого может исполнять сам воспитатель, приглашенный актер или старшеклассник. Основное действие во время экскурсии включает в себя следующие составляющие:

- Эмоционально-информационную, в которой выдается необходимая информация и обеспечивается необходимый эмоциональный настрой.

- Культурно-творческую, связанную с демонстрацией и исполнением определенных произведений культуры (прослушивание музыкальных произведений, исполнение стихов и песен).

- Личностно-воспринимающую, которой воспитанники воспринимают окружающее пространство в процессе специально организованных «минут тишины».

Эти составляющие тесно переплетены друг с другом. Например, 2 минутное выступление хранителя, заменяется прослушиванием музыки, а затем предлагается молча полюбоваться объектом. Особо продумывается кульминационный момент экскурсии, который будет определенным сюрпризом для воспитанников. Переполнив участников экскурсии эмоциями и чувствами важно дать возможность для их выхода. Это могут быть слова благодарности, которые предлагается сказать каждому, совместно исполненная песня, записи в книгу отзывов. Завершает экскурсию определенная пауза, успокаивающая воспитанников и дающая возможность «переварить» все увиденное и услышанное. К примеру, воспитанникам может быть предложено побродить 5-7 минут, обдумывая все, что он увидел и услышал.

Этап 3. Возвращение позволяет проанализировать, какое впечатление и воздействие произвела на воспитанников поведенная экскурсия. Если есть возможность, то обсуждение начинается уже по дороге домой. Необязательна жесткая организация такого обсуждения, возможен просто обмен мыслями и чувствами, в первую очередь тех, у кого «накипело». При расставании с воспитанниками воспитатель на­стоятельно рекомендует поделиться увиденным и услышанным со своими родными и близкими, порекомендовать им это место. Когда первые впечатления улягутся, то можно проводить проверку творческого задания: выслушивать сочиненные песни, сказки, рассказы. Последним аккордом такой экскурсии являются рекомендации воспитателя об особенностях индивидуального посещения данного места.

ЭКСКУРСИЯ-ИЗУЧЕНИЕ. Выбор названия обусловлен идеей о том, что понимание явления и выработки тактики взаимодействия с ним возможно лишь в процессе всестороннего изучения этого явления. Подобную экскурсию следует проводить, если сложилась ситуация в которой:

- у воспитанников отсутствует четкое представление и понимание сущности конкретного предмета, явления, места бытия (к примеру, воспитанники не представляют, что происходит в лесу);

- воспитанники исключают определенное место из пространства своего бытия (к примеру, воспитанники считают, что им в театре делать нечего);

- знания воспитанников об определенном месте вызывают огорчения воспитателя.

Подробно рассмотрим каждый этап проведения экскурсии-изучения в соответствии с общей логикой проведения экскурсии.

Этап 1. Путешествие ориентирован на формирование потребностей и навыков всестороннего изучения основного объекта (места) экскурсии. Определение цели и места экскурсии начинается с анализа проблем и возможностей воспитанников. Для этого воспитатель проводит анкетирование, диагностическую беседу или организует игровую ситуацию. При необходимости осуществляется обучение навыкам изучения явления. Воспитатель разрабатывает и знакомит воспитанников с планом проведения экскурсии. Каждый воспитанник получает задание, которое необходимо выполнить в процессе экскурсии. Воспитатель стремится настроить каждого воспитанника на посещение выбранного места. С наиболее негативно настроенными воспитанниками ведется индивидуальная работа.

Этап 2. Встреча представляет собой некий урок - объяснение особенностей конкретного явления. В качестве учителя, помогающего изучить объект, может выступать сам воспитатель, а может специально приглашенный человек, к примеру, профессиональный экскурсовод. Главным составляющим этого этапа будет информационное сообщение, которое дополняется восприятием конкретных элементов явления и, если есть возможность и необходимость, практическими действиями воспитанников (потрогайте, подержите, сделайте и т.д.). По завершении информационного сообщения воспитанникам предлагается самостоятельно изучить место проведения экскурсии, уделив особе внимание не понятным и требующим изучения элементам. Результаты освоения полученной информации и самостоятельного изучения анализируются в процессе ответов на вопросы воспитателя или экскурсовода. Экскурсия завершается констатацией факта, что это место изучено, и каждый знает, как с ним обращаться и как себя вести.

Этап 3. Возвращение позволяет в процессе завершения экскурсии проанализировать и оценить уровень знаний воспитанников. Главным элементом данного этапа становится проверка знаний. Для этого организуется конкурс, беседа, где выясняется степень понимания изученного объекта.


ЭКСКУРСИЯ-ПРИКЛЮЧЕНИЕ. Выбор названия обусловлен рассмотрением жизни человека как индивидуального приключения в мире. Воспитатель для целенаправленного воздействия на индивидуальное развитие воспитанника организует специальное приключение, способное выявить и развить индивидуальность воспитанника в ситуации эмоционального напряжения. В ходе приключения могут решаться следующие воспитательные задачи:

- формирование активного образа жизни воспитанников;

- диагностика внутреннего потенциала и его раскрытие;

- развитие смелости, мужественности, отваги;

- воспитание силы воли;

- физическое развитие воспитанника.

Этап 1. Путешествие позволяет организовать проверку возможностей воспитанника трудностями дороги. При организации приключения возможны два варианта:

- использование природных особенностей (горное восхождение, посещение пещер, сплав по реке);

- создание искусственных трудностей (создание препятствий на территории школы, ближайшего лесопарка территории загородного лагеря).

Популярная в загородных лагерях игра «12 записок» является простейшим видом приключения. Важно различать приключение, когда вперед движет азарт и интерес к тому, что меня ждет впереди и испытание, когда необходимо проверить свои возможности. Приключение мотивируется встречами-впечатлениями. «Лучше гор могут быть только горы», «только в пещере ощущаешь прелесть солнечного света». Организовать приключение может лишь жаждущий его человек. Если воспитатель себя к таковым не относит, ему нужен помощник. Это может быть руководитель туристического кружка, кто-то из друзей или родителей учащихся. Первым шагом является разработка маршрута приключения, его согласование с соответствующими службами и специалистами, обеспечение безопасности участников приключения. Вторым шагом станет мотивация воспитанников на участие в путешествии через рассказы, фотографии, видео. Кстати, отношение воспитанников к приключению есть важная характеристика его индивидуальности. Воспитанники, пожелавшие стать участниками приключения, проходят необходимую подготовку, что становится третьим шагом данного этапа. Четвертый шаг направлен на организацию старта приключения. Воспитанники получают необходимые инструкции, проверяется их снаряжение, осуществляется доброжелательное напутствие. Пятый шаг связан с оперативной доставкой участников к начальной точке приключения без ненужных проблем и трудностей.

Этап 2. Встреча представляет собой преодоление возникающих трудностей. Она может быть кратковременной (прыжок с парашютом, катание на воздушном шаре, игра в пейнтбол) и продолжительной (поход в горы, сплав по реке, поис­ки сокровища, раскопки). Задачи воспитателя:

- обеспечить безопасность;

- помочь в трудную минуту;

- оценить совершенные воспитанником действия;

- остановить от безумных шагов.

Высокий уровень мастерства воспитателя проявляется в осуществлении постоянного жесткого, но незаметного контроля.

Этап 3. Возвращение домой позволяет проанализировать основные результаты приключения. Анализ начинается с изложения индивидуальных впечатлений воспитанников от приключения. Для этого можно устроить вечер воспоминаний или по дороге домой предложить воспитанникам закончить фразу: «а больше всего мне запомнилось...». Замечательно, если выйдет фотогазета или видеофильм. Важной составляющей данного этапа являются рассказы родным и близким. Завершающей точкой приключения может стать индивидуальное собеседование: «Роль приключения в моей жизни».

^ ЭКСКУРСИЯ - ВЫЕЗДНОЙ СБОР. Выбор названия обусловлен воспоминаниями автора о «коммунарских сборах», где в условиях выезда осуществлялось взаимодействие - сотрудничество. Главным на экскурсии-сборе является путешествие в особый мир человеческих отношений, создаваемый участниками сбора. Подобную экскурсию следует проводить, если сложилась ситуация в которой:

- Существует определенный образ жизни, который не устраивает воспитателя, но изменить который не удается. «Мы едем на сбор, чтобы выбраться из «болота» школьной жизни, ведь на сборе построение отношений начинается с нуля».

- Возникла необходимость в оперативном создании команды единомышленни­ков. В условиях сбора подружиться и найти общий язык гораздо проще.

- Требуется быстрая апробация определенных правил и норм жизни воспитанников. Сбор позволяет осуществить за 2-3 дня то, на что в обычной жизни потребуется несколько месяцев.

- Важно организовать интенсивное взаимодействие воспитанников.

В ходе выездного сбора могут решаться следующие воспитательные задачи:

- Выработка и согласование норм и правил жизнедеятельности.

- Создание образца отношений.

- Организация совестного жизнетворчества.

Этап 1. Путешествие направлен на осознанную подготовку к сбору. Прежде всего, определяются основные параметры сбора: место проведения, продолжительность, количество участников, способы приглашения. Затем создается оргкомитет по проведению сбора, в который входят как воспитатели, так и воспитанники. Оргкомитет разрабатывает программу, определяет принципы его проведения. В зависимости от цели сбора определяется принцип отбора участников и задание, которое они должны подготовить. Очень важной является определение темы предстоящего сбора. Можно выделить следующие направления тематики сбора:

- Проектирование правил и норм школьной жизни.

- Проживание значимых дат и событий (сбор, посвященный А.С. Пушкину,

юбилею школы и т.д.). S Создание единой команды (слет лидеров).

Основной механизм работы сбора - это деятельность особых групп-отрядов, действующих на сборе. В идеале состав отряда определяется в начале сбора, но возможны случаи, когда в отряд превращается определенный класс. Один из важных моментов подготовки сбора связан с выбором и подготовкой лидеров (командиров отрядов), которые смогут управлять отрядом, владея основами организации групповой работы. Перед выездом анализируется степень готовности к сбору, и решаются оставшиеся проблемы.

Этап 2. Встреча начинается с проведения стартового общего сбора, на котором организуются отряды, определяются правила проведения сбора, утверждается программа. Затем происходит оформление отрядов через отрядные огоньки знакомств, на которых участники знакомятся (если в этом есть необходимость) и придумывают название и девиз отряда. Основная работа на сборе строится следующим образом: отрядам предлагаются различные задания в зависимости от тематики сбора, которые выполняются и демонстрируются на общем сборе. В конце сбора проводятся итоговые отрядные огоньки, на которых подводятся итоги, и заключительный общий огонек, где анализируется ход всего сбора.

Этап 3. Возвращение домой позволяет использовать возникшие на сборе отношения в жизни школы и класса. Для этого организуется встреча участников сбора и определение перспектив использования собственного опыта в жизни школы.


^ ЭКСКУРСИЯ - ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРУГОЙ МИР. Выбор названия обусловлен направленностью на встречу с Другим, с людьми, явлениями, местом, имеющими особые ценности и смыслы, которые очень важно понять, а может даже и принять. Подобную экскурсию следует проводить, если сложилась ситуация в которой:

- Существует необходимость познакомить воспитанников с определенной культурой, плохо известной воспитанникам, но сохранившейся в определенном жизненном «уголке». S Возникает потребность в интенсивном освоении особого пространства культуры.

- Одной из проблем жизни воспитанников является проблема межкультурного, межэтнического противостояния.

В ходе подобной экскурсии решаются следующие воспитательные задачи:

- Формирование положительного отношения к определенному образу жизни.

- Ориентация воспитанников на определенные ценности культуры.

- Осмысление воспитанниками культурного многообразия мира.

Основным содержанием такой экскурсии становиться погружение в определенную культуру. В идеальном варианте погружение осуществляется в реально существующее культурное пространство. К подобным экскурсиям можно отнести поездку за границу, проживание в монастыре, в отдаленной деревне, жители которой сохранили древние традиции и обряды, посещение скаутского лагеря и т.д.

Возможен вариант специального создания подобного пространства (к примеру, в условиях загородного лагеря организуется страна юных художников или спортсменов). Очень часто подобные экскурсии соединяются с еще одним видом воспитательного мероприятия и превращаются в длительную ролевую игру, проходящую в определенной местности.

Этап 1. Путешествие направлен на осознанное включение воспитанников в другую культуру и доставку их к месту проведения экскурсии. Первым шагом первого этапа становится выявление другого мира, в который будет совершена экскурсия. Поиск другого мира определяется возможностями окружающего пространства. Главное условие заключается в готовности жителей другого мира взаимодействовать с пришельцами. Для этого необходимо определенное педагогическое взаимодействие с хозяевами другого мира. Нельзя отправлять воспитанников туда, где воспитатели не смогли бы организовать успешного взаимодействия.

Вполне возможен вариант, когда к поиску другого мира будут подключены воспитанники. Это возможно с помощью организации поиска неизведанного в окружающем мире. Воспитанники с помощью прессы, интернета, общения с разными людьми определяют место, где в этом мире живут по-другому и где они хотели бы побывать. В случае всех необходимых согласований и наличия финансовых и коммуникативных условий подобное путешествие может быть организовано.

Другой вариант организации подобной экскурсии связан с работой определенного клуба в системе дополнительного образования в школе. В этом случае участникам клуба (к примеру, любителей этнографии или юный турист) предлагается организовать специальное пространство жизни по особым правилам, связанным с тематикой клуба. А затем, в это пространство будут приглашены другие дети.

Определившись с местом путешествия можно приступать к подготовке, которая начинается с изучения культуры, с которой предстоит встреча. Воспитанники знако­мятся с нормами, правилами, традициями, обычаями. Особое внимание обращается на существующие в культуре запреты. В процессе взаимодействия воспитанники определяют практическую цель своего путешествия: изучение традиций, запись произведений фольклора, создание видеофильма, подготовка к спектаклю и т.д. В процессе взаимодействия возникает определенная группа идущих в путешествие. В ней начинает действовать механизм коллективного управления. На общем собрании выбираются руководители, распределяются поручения, определяется правила жизни в процессе путешествия. Дорога к месту экскурсии в данном случае особого значения не имеет, главное добраться побыстрее и побезопаснее.

Этап 2. Встреча позволяет организовать проживание воспитанников в пространстве иной культуры. Опыт показывает, что результат дает достаточно длительное проживание (2-3 недели), но возможно проведение и кратковременных встреч в течение 2-3 часов. Основными элементами встречи будут:

- Знакомство с хозяевами, их приветствие, изложение цели своего прибытия.

- Размещение в определенном месте, отведенном для проживания.

- Организация совместного обеда.

- Проведение определенного культурного действа: концерта, посиделок, спектакля и т.д. s Неформальное общение с хозяевами. s Помощь хозяевам в их бытовых делах.

- Организация действий, направленных на достижение практических целей.

- Итоговая встреча с хозяевами, дружеское расставание.

Этап 3. Возвращение домой позволяет воспитанникам осмыслить иной образ жизни и его влияние на жизнь воспитанников. Прежде всего, организуется встреча со всеми желающими познакомиться с результатами экскурсии. Демонстрируются фотографии, созданные видеофильмы, собранные материалы. Помимо этого, участники путешествия обмениваются впечатлениями и анализируют, как повлиял на их жизнь экскурсионный маршрут.


ЭКСКУРСИЯ-ЭКСПЕДИЦИЯ. Экскурсия направлена на совместное изучение и освоение важного жизненного явления или определенного места в пространстве. Данная экскурсия связывается с основными интересами и увлечениями воспитанников. К примеру, клуб юных археологов отправляется в археологическую экспедицию, на раскопки древних захоронений, а клуб юных биологов посещает лес с целью изучения жизни определенного вида животных. В современных условиях чаще всего проводятся археологические, биологические, туристические, экологические, фольклорные экспедиции.

Этап 1. Путешествие направлен на подготовку и осуществление пути к определенному объекту - основной цели экспедиции. Совместный выбор объекта изучения можно считать началом путешествия. Каждый воспитанник предлагает свой вариант, подкрепляя его аргументами, которые ищет в библиотеке, архивах, интернете. Вполне возможно объединение в группы по интересам. Времени на выбор жалеть не стоит, ведь именно в процессе выбора фактически рождается совместная цель экспедиции. На основе выбранной цели определяется возможность осуществления подобной экспедиции, производится предварительная разведка, определяются финансовые затраты, происходят необходимые согласования. Желательно, чтобы в этих действиях были активно задействованы воспитанники, ощущающие себя равноправными организаторами экспедиции. На случай возможной неудачи выбирается несколько вариантов. К примеру, воспитанникам в рамках групповой работы предлагается предложить 3 варианта экспедиции: очень сложный, просто сложный, и относительно реальный. Это позволит оценить желание и реальные возможности как самих воспитанников, так и образовательного учреждения, в котором они обучаются. Окончательный выбор места проведения экспедиции позволяет организовать совместное планирование хода экспедиции, определение необходимого оборудования, распределение поручения и выборы руководящего состава экспедиции. В данном случае следует отметить, что к экспедиции как воспитательному мероприятию относятся только те экскурсии, в которых обеспечивается равноправное взаимодействие педагога и детей. В случае, если воспитатель организует экспедицию без привлечения детей, которые станут исполнителями его воли, то в рамках нашего понимания это будет другой вид экскурсии - экскурсия-изучение.

В зависимости от тематики экспедиции и места ее проведения возможны два варианта ее проведения: разбивается экспедиционный лагерь, в котором проводятся основные экспедиционные мероприятия или совершается некое путешествие, к примеру, сплав по реке, в ходе которого осуществляется запланированные действия. В первом случае дорога к экспедиционному лагерю является подготовительной частью экспедиции и осуществляется оперативно и без проблем. Во втором случае, экспедиция начинается с отправления в дорогу.

Этап 2. Встреча направлен на реализацию плана экспедиции и включает в себя:

- Создание экспедиционного лагеря и размещение в нем.

- Организация основной экспедиционной деятельности: раскопки, наблюдение за животными, общение с местными жителями.

- Перемещение с одного места проведения на другое.

- Завершение экспедиции, сворачивание экспедиционного лагеря.

Этап 3. Возвращение позволяет обработать полученные экспедиционные материалы. Участники экспедиции систематизируют собранные материалы, превращая их в музейные стенды и экспонаты, сборники экспедиционных работ, творческие вечера участников экспедиций. По итогам экспедиции происходит большое собрание, на котором обсуждаются достигнутые результаты, нерешенные проблемы. В качестве завершающего шага может быть создание отчета о проведенной экспедиции.

^ ЭКСКУРСИЯ - ДИАЛОГ ВПЕЧАТЛЕНИЙ. Выбор названия обусловлен тем, что каждый человек воспринимает окружающий мир по-своему и двух одинаковых восприятий мира не бывает. Поэтому возникает необходимость не только организовывать посещения различных мест этого мира, но и помогать воспитанникам обмениваться впечатлениями. Совместное посещение определенного места ограничивает свободу конкретной индивидуальности, мешает собственному восприятию. Поэтому специфика данного вида экскурсии заключается в том, что воспитанники посещают определенное место сами, а затем под чутким руководством воспитате­ля обмениваются впечатлениями.

Возможны 2 варианта проведения подобной экскурсии. Первый вариант связан с посещением одного места. К примеру, воспитатель предлагает всем воспитанникам в течение месяца побывать в Эрмитаже. Второй вариант связан с выбором способа времяпрепровождения или отдыха, но место посещения строго не задается.

Этап 1. Путешествие направлен на организацию индивидуальных посещений. В процессе подготовки экскурсии обращается внимание на многообразие отношений людей к тому или иному объекту или месту. При мотивации воспитанников акцент делается на обмен мнениями и впечатлениями. Отмечая важность каждого впечатления, воспитатель предлагает воспитаннику одному или в компании с друзьями или родителями посетить определенное место. В случае организации группового посещения воспитатель отказывается от единой экскурсии и предлагает воспитанникам ознакомиться с объектом самостоятельно, договариваясь о встрече в определенном месте через некоторое время. Завершается данный этап тогда, когда большая часть воспитанников посетила объект. Подобные экскурсии наиболее эффективны, если посещаются большие по пространству объекты. К примеру, Эрмитаж, Русский музей, Невский проспект и т.д. Для активизации воспитанников в процессе экскурсии им предлагается следующее задание: подготовить собственное мнение о месте проведения экскурсии.

Этап 2. Встреча рассматривается как основной этап экскурсии и представляет собой организованный воспитателем диалог, направленный на выявление впечатлений об определенном объекте или месте. В самом простом варианте каждый воспитанник делится своими впечатлениями. Затем, если появляются желающие добавить, им дается дополнительное слово. При наличии в классе «говорунов» время для выступления может быть ограничено. Если есть возможность, во время обсуждения могут демонстрироваться слайды тех видов, о которых идет речь. При неумении воспитанников свободно говорить воспитатель предлагает ряд вопросов, направленных на изложение ими своих впечатлений:

- Что вам больше всего запомнилось?

- Что дольше всего вы разглядывали?

- Что рекомендуете посмотреть тем, кто еще там не бывал?

- Собираетесь ли вы там еще побывать и зачем?

Возможны со стороны воспитателя некие «педагогические провокации». К примеру, он заранее готовит несколько слайдов с объектами посещения и просит воспитанников рассказать, что это такое. В случае отсутствия ответа возникает вопрос, почему на данную картину, здание, колонну никто не обратил внимания. Завершая диалог, воспитатель благодарит каждого за высказанное мнение, отмечая, то, что благодаря каждому высказыванию сложилось целостная картина восприятия явления.

Этап 3. Возвращение позволяет проанализировать впечатления воспитанников от совместного диалога. Для этого через некоторое время после диалога впечатлений организуется еще один разговор. Воспитанники вспоминают запомнившиеся им впечатления друг друга, делятся своими планами будущих посещений данного места.


^ ЭКСКУРСИЯ - ЛИЧНЫЙ МАРШРУТ. В ходе подобной экскурсии возможно решение следующих воспитательных задач:

- Создание условий для становления личностного миропонимания.

- Самоопределение воспитанников в окружающем пространстве.

- Выявление взглядов учащихся на объекты окружающего мира.

Подобная экскурсия поводится достаточно редко, так как в роли экскурсовода выступает сам ребенок, а что он покажет и расскажет, заранее не ясно. Поэтому одним из вариантов проведения подобной экскурсии является заочная экскурсия с использованием карты.

Этап 1. Путешествие направлен на осознание воспитанниками своего отношения к определенному объекту и месту в пространстве. Воспитатель предлагает воспитанникам проанализировать свои возможности и желания, и разработать некий экскурсионный маршрут, который он бы мог осуществлять. Для этого воспитанники знакомятся с картой местности, по которой предполагается проведение экскурсии, обсуждаются основные достопримечательности, места посещений. Воспитанники учатся по карте определять реальную протяженность маршрута. Затем у каждого воспитанника появляется свой личный экскурсионный маршрут.

Этап 2. Встреча направлен на организацию защиты личного маршрута. Ка­ждый воспитанник по очереди за определенное время (3-5 минут) защищает свой маршрут. По возможности используются слайды или компьютерная презентация. Если после выступления возникают вопросы, то они задаются воспитанникам. По­сле защиты всех маршрутов воспитанники размещают их на партах и в течение 5-10 минут в свободном режиме рассматривают составленные маршруты друг друга. Главная задача воспитателя заключается в предупреждении возможных конфлик­тов между воспитанниками.

Этап 3. Возвращение позволяет проанализировать особенности личного выбора воспитанников. Для этого после завершения знакомства с маршрутами вос­питанники делятся своими мнениями и могут назвать 2-3 маршрута, которые им понравились. Авторам самых популярных маршрутов предлагается осуществить на практике свои экскурсии. В случае проблематичности поведения такой экскурсии (к примеру, в реальном времени такая экскурсия займет 5-6 часов) автору маршрута предлагается его скорректировать. Затем составляется график проведения экскур­сий. Основное требование - это готовность автора провести подобную экскурсию. После проведения всех запланированных экскурсий подводится общий итог и ана­лизируется степень самостоятельности и своеобразия взглядов школьников на ок­ружающее пространство.



Похожие:

Спутник классного руководителя №5-2010 iconСпутник классного руководителя №6, 2010
«радужной» жизни: в прошедшем учебном году дети часто прогуливали уроки, учились плохо, имелись даже двойки в четвертях. Ситуацию...
Спутник классного руководителя №5-2010 iconРоль классного руководителя
Предметом особого внимания в системе воспитательной рабо­ты классного руководителя является формирование детского самоуправления....
Спутник классного руководителя №5-2010 iconРоль классного руководителя в развитии и самореализации личности ребёнка Выступление в рамках рмо классных руководителей Тема: «Деятельность классного руководителя для создания условий развития и самореализации личности ребёнка»
Как говорил один умный человек: «Самопознание есть путь к самосовершенствованию». И роль классного руководителя – создать условия...
Спутник классного руководителя №5-2010 iconПлан работы по профориентации Справочно-информационная работа классного руководителя с детьми по профориентации
Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися по подготовке к выбору профессии
Спутник классного руководителя №5-2010 iconТема: Роль классного руководителя в повышении качества обучения через организацию внеурочной деятельности работы
В настоящее время эффективность работы классного руководителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает...
Спутник классного руководителя №5-2010 iconСовершенствование деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении (рекомендации для руководителей мо классных руководителей). Сентябрь, 2012-2013 учебный год
Проблема совершенствования деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении очевидна
Спутник классного руководителя №5-2010 iconКонцепция воспитания классного руководителя
Любая воспитательная система, в том числе система классного руководителя, это всегда борьба за развитие личностных отношений, нужных...
Спутник классного руководителя №5-2010 iconСистема работы классного руководителя, способствующая повышению качества образования в классе
Менения происходят во всех сферах социальной жизни, меняется время, становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако...
Спутник классного руководителя №5-2010 iconТема классного часа
Каждый год работы в школе заставляет меня, как классного руководителя, искать пути в решении проблем воспитания
Спутник классного руководителя №5-2010 iconРоль классного руководителя в становлении классного коллектива, его влияние на формирование личности каждого ученика. Цель
Проанализировать работу школьных педагогов по формированию ученических коллективов
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты