Тема Использование финансов в условиях рыночной экономики icon

Тема Использование финансов в условиях рыночной экономики



НазваниеТема Использование финансов в условиях рыночной экономики
Дата19.02.2014
Размер358.88 Kb.
ТипСправочники, творчество


Тема 2. Использование финансов в условиях рыночной экономики.


I. Предпосылки и возможности использования финансов в общественном воспроизводстве.


1.Предпосылки и возможности использования финансов в общественном воспроизводстве кроются в функциях этой категории - распределительной и контрольной.

- 1-я позволяет формировать ФР и целевые ДФ в соответствии с потребностями развития общественного производства;

- 2-я (через движение ФР) отражает экономические процессы в обществе, как в целом в экономике, так и в отдельных ее структурных подразделениях.

Реализация предпосылок использования финансов в общественном воспроизводстве зависит от конкретных организационно-правовых форм функционирования финансовых отношений.

Финансы, как экономический инструмент хозяйствования, способны количественно и качественно влиять на общественное производство.

Количественное влияние характеризуется пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов.

Качественное влияние характеризуется воздействием финансов на материальные интересы участников воспроизводственного процесса через формы организации финансовых отношений.


Основные влияния финансов на экономику.


- Во-первых, будучи категорией распределения, финансы обслуживают воспроизводственный процесс в целом, т.е. воздействует и на другие стадии воспроизводства.

- Во-вторых, финансы обладают потенциальным свойством катализатора экономических процессов, вытекающим из распределительной их природы.

Распределение начинается в сфере материального производства, а материальное производство включает в себя четыре стадии воспроизводственного процесса. Определяющей стадией среди ни является 1-я, т.е. стадия производства, где создается общественный продукт.

Стадия распределения зависит от стадии производства, поскольку распределять можно лишь то, что создано в производстве.


Рассмотрим функционирование Ф. в 1-й, 3-й, и 4-й стадиях воспроизводства.


Функционирование финансов в сфере материального производства (1-я стадия):


- финансы обслуживают кругооборот производственных фондов;

- участвуют в создание новой стоимости;

- благодаря Ф. распределяется реализованная стоимость и формируются доходы, накопления и отчисления;

- на основе Ф. образуются денежные фонды целевого назначения.


Функционирование Ф. в сфере обращения (3-я стадия):

Накопившееся в сфере материального производства финансовое распределение продолжается в сфере обращения и оказывает на нее свое влияние, хотя непосредственно в обмене Ф. не участвуют:

- во-первых, благодаря Ф. у покупателей формируются денежные фонды специального целевого назначения;

- во-вторых, Ф. выступают органическим продолжением актов продажи товаров (Т-Д), поскольку благодаря им происходит распределение выручки.


Функционирование Ф. в сфере потребления (4-я стадия).

На этой стадии происходит конечное использование ранее созданной стоимости (в ее материальной, натурально-вещественной форме).

- финансы влияют, прежде всего, на объем и структуру потребляемого общественного продукта;

- с помощью Ф. устанавливаются пропорции распределения стоимости общественного продукта на фонд возмещения и национальный доход, образуются: фонд потребления и фонд накопления;

- как средство контроля за соблюдением режима экономии в расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.


Три главных направления финансового воздействия на процессы общественного развития:

1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства;

2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов;

3. Финансовое стимулирование лучших результатов деятельности.


II. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса (ФОВП).


ФОВП - это покрытие воспроизводственных затрат за счет ФР, аккумулируемых субъектами хозяйствования и государства.


Формируются ФР во всех подразделениях общественного производства, а используются через денежные фонды целевого назначения.

ФР тесно связаны с производством и взаимодействуют друг с другом. Рост и совершенствование производства служат основой увеличения ФР, а объем и структура ФР непосредственно связаны с уровнем развития производства, его эффективностью.


Основные источники формирования ФР:

1.Национальный доход - основной источник в виде его финансовой формы - прибыли;

2. Доходы от внешнеэкономической деятельности;

3. Часть национального богатства вовлекаемая в оборот:

- остатки бюджетных средств на покрытие расходов текущего года;

- резервные фонды страховых организаций;

- средства от продажи золотого запаса страны;

- выручка от реализации излишнего имущества.

4. Заемные и привлеченные средства:

- кредиты банка;

- кредиторская задолженность;

- средства, полученные от выпуска акций и облигаций.


Основные виды ФР:

1. Прибыль;

2. Различные виды налогов;

3. Страховые платежи;

4. Амортизационные отчисления.


ФР необходимы прежде всего субъектам хозяйствования. У субъектов хозяйствования формируются централизованные ФР, используемые:

- на капитальные вложения;

- увеличение оборотных средств;

- финансирование научно-технических достижений;

- проведение природоохранительных мероприятий;

- обеспечение потребностей социального характера.

Эти затраты позволяют обеспечить денежными средствами воспроизводственный процесс на микроуровне.

Потребность общественного производства на макроуровне обеспечивается за счет централизованных ФР. Формами использования централизованных ФР являются бюджетные и внебюджетные фонды.

Использование централизованных ФР имеет отраслевую и целевую направленность, которую выполняет государство в области экономического и социального развития.


Сложившийся в 30-е годы административно-хозяйственный метод экономикой максимально централизовал ФР в высших эшелонах власти, поэтому доля ФР госбюджета тяготела к более чем 50% рубежу, а доля ФР, оставленных в хозяйстве, даже в лучшие годы не поднималась выше 40%. Такое соотношение централизованных (> 50%) и децентрализованных (< 40%) ресурсов порождало консерватизм в структурах финансовой системы.


Любой субъект хозяйствования в условиях экономической и финансовой самостоятельности сможет формировать собственные ФР:

1. Привлечение на акционерной основе или паевых (деловых) началах денежных средств других предприятий;

2. Использование банковских кредитов;

3. Получение на определенных условиях бюджетных ассигнований.


Три формы финансового обеспечения воспроизводственных затрат:

1. Самофинансирование - за счет собственных ФР;

2. Кредитование - за счет ссуды банка;

3. Государственное финансирование - за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов, на безвозвратной основе.


Большое значение в финансировании затрат имеют финансовые резервы (ФР-вы).

Источники формирования финансовых резервов у субъектов хозяйствования:

1. За счет собственных ФР - самострахование;

2.Самими управленческими структурами - на основании нормативных отчислений;

3. Специализированными страховыми организациями - метод страхования;

4. Государством - резервные фонды в бюджетах разных уровней.


III. Финансовый рынок и его воздействие на финансовые ресурсы.


Несовпадение потребности в ФР у того или иного субъекта с наличием источников удовлетворения этой потребности является предпосылкой функционирования финансового рынка.

Финансовый рынок - специфическая сфера денежных операций, где объектом сделки являются свободные денежные средства населения, субъектов хозяйствования и государственных структур, представляемые пользователям либо под ценные бумаги либо в виде ссуд.

Аккумуляция временно свободных денежных средств и их инвестирование в затраты осуществляется посредством обращения на финансовом рынке ценных бумаг.

Две группы ценных бумаг:

1. Долговые - (облигация) отличаются фиксированной процентной ставкой и обязательством выплатить капитальную сумму долга на определенную дату в будущем;

2. Долевые - (акция) представляют непосредственную долю их владельца в реальной собственности (часть имущества) и на получение части прибыли предприятия в виде дивидендов.


Все остальные финансовые документы являются производными от этих 2-х, т.е. от акций и облигаций:

- казначейские обязательство;

- векселя;

- сберегательные сертификаты и т.д.


Финансовые рынки могут быть:

1. Первичные - связанные с выпуском новых ценных бумаг;

2. Вторичные - осуществляющие перепродажу ценных бумаг.


Субъекты первичных финансовых рынков:

1. Сберегатели - индивидуальные вкладчики;

2. Инвесторы - банки, пенсионный фонд, страховые компании;

3. Эмитенты - юридические лица, стремящиеся получить дополнительные ФР;

- органы государственной власти различного уровня, выпускающие займы для покрытия части государственных расходов.

В операциях с ценными бумагами участвуют:

- эмитенты ценных бумаг;

- сберегатели - индивидуальные вкладчики;

- население владеющее титулами собственности на активы разнообразных фирм, корпораций, предприятий;

- институционные инвесторы ( пенсионный фонд, страховые компании, заемно-сберегательные фонды и т.д.)

- различные брокерские и дилерские фирмы (посредники).

Целью первичных финансовых рынков является привлечение дополнительных ФР, а вторичные - перераспределения ФР, но не для привлечения дополнительных ФР.


Обязательные условия функционирования финансового рынка:

1. Многообразие форм собственности;

2. Твердая денежная единица;

3. Свободные цены и т.д.


Основные организационные структуры финансового рынка:

1. Финансово-банковские учреждения;

2. Страховые компании;

3. Фондовые биржи - ключевые среди них и т.д.


Три вида бирж:

1. Замкнутая - в торгах участвуют лишь члены биржи (отраслевые);

2. Биржа со свободным доступом посетителей - в торгах участвуют только маклеры (посредники) РЦУБ, МТБ, РСТБ;

3.Биржа, состоящая из широкого круга лиц, но действующая под контролем правительственных органов - валютная.


IV. Использование финансов для регулирования экономики.


Экономика страны - это народно-хозяйственный комплекс, части которого (отрасли, территории, виды производств и т.д.) должны быть органично увязаны друг с другом.


Два способа регулирования экономики:


1. Саморегулирование, которое базируется на:

- свободе субъектов хозяйствования;

- выборе ими своих партнеров и форм взаимоотношений с ними;

- самостоятельным распоряжением продуктом своей деятельности и т.п.

Недостаток: монопольное препятствие в отдельных случаях распределению ФР.


2. Государственное вмешательство в экономику, связанное с необходимостью:

- обеспечения крупных структурных сдвигов;

- поддержкой приобретенных направлений экономического развития;

- расширением объектов социальной и производственной инфраструктуры.


Вмешательство государства происходит:

- с помощью государственных инвестиций;

- налогов;

- бюджетной и амортизационной политики.

В государственном регулировании отраслевых пропорций одинаково важны как платежи в бюджет (доходы) - нацеленные на долю собственных ФР предприятий, через налоговые льготы, ставки, санкции т.д., так и бюджетное финансирование (расходы) - нацеленные на увеличение финансовых возможностей предприятий за счет привлечения общегосударственных ресурсов.


В государственном регулировании пропорций участвуют:

- государственные финансы;

- местные финансы;

- финансы предприятий - частично.


Государственная финансовая помощь используется как катализатор хозяйственной активности, а не способ поддержания на плаву нерентабельных предприятий, т.е. не слабым, а сильным предприятиям.


V. Финансы как инструмент экономического стимулирования.


Финансовое стимулирование (ФС) - один из методов регулирования народно-хозяйственных пропорций, а регулирование - один из способов экономического стимулирования общественного производства.


Элементы финансовых стимулов развития производства:


1.1. Эффективное направление инвестирования ФР:

- финансирование технического перевооружения предприятий;

- финансирование затрат, связанных с воспроизводством рабочей силы;

- профессиональная подготовка рабочих кадров;

- повышение квалификации рабочих кадров;

- переориентация работающих на новые виды производства.

1.2. Реализация программ в отраслевых и территориальных структурах общественного производства.

2. Поощрительные фонды:

- фонд материального поощрения;

- фонд социального развития и др.

Они образуются в низовом звене хозяйствования.

3. Бюджетные методы интенсификации производства:

- система платежей предприятий в бюджет;

- система бюджетного финансирования.

По некоторым видам бюджетных доходов, платежи в него зависят от рационального использования объекта обложения. Земельный налог, плата за воду, электроэнергию и др., являясь доходными источниками бюджета, одновременно выступают в качестве рычагов государственного воздействия экономии и бережливости в народном хозяйстве.


4. Специальные финансовые льготы и санкции.


4.1. Льготы:

- разрешение на проведение ускоренной амортизации основных фондов;

- освобождение от налогов части прибыли предприятий, направляемой на научно-технические разработки, проведение природоохранных мероприятий и т.д.


Недостатки:

- в части реинвестирования прибыли отсутствуют льготы связанные с территориальной дифференциацией;

- нет льгот, ориентирующих предприятия на приоритетные направления развития народного хозяйства.


Санкции:

- применяются за нарушения требований договорной, расчетной и финансовой дисциплины, но они порой ШАБЛОНИЗИРОВАНЫ: не учитывают всей суммы упущенных партнером выгод, а исходят из стоимости несоразмерной доли.


^ Тема 3. Финансовая политика государства.


I. Содержание и значение финансовой политики.


Финансовая политика (ФП) - деятельность государства по целенаправленному использованию финансов.


Важнейшие звенья финансовой политики.


1. Выработка научно-обоснованных концепций развития финансов;

2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;

3. Осуществление практических действий.


От длительности периода и характера задач ФП подразделяется на финансовую стратегию (ФС) и финансовую тактику (ФТ).

Финансовая стратегия (ФС) - курс ФП на перспективу предусматривающий решение крупных задач экономики;

Финансовая тактика (ФТ) - направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки ФР.

Целью ФП является наиболее полная мобилизация ФР, необходимых для удовлетворения потребностей общества.


Значение ФП.


1. Повышение уровня благосостояния народа через:

- расширение социального обслуживания;

- регулирование налоговых платежей от населения;

- мероприятия по развитию производства товаров народного потребления и услуг.

2. Развитие производительных сил и рациональное их размещение:

- обеспечение ресурсами целевых программ;

- сосредоточение средств на ключевых направлениях экономики;

- стимулирование роста эффективности производства;

- повышение заинтересованности всех регионов в развитие хозяйства;

- использование местных сырьевых ресурсов.

3. Развитие экономических связей со всеми странами мира:

- выполнение отдельных программ (космос);

- развитие производительных сил (США - 10 тыс.чел. с Кубы).


II. Роль финансового механизма в реализации финансовой политики.


Финансовый механизм (ФМ) - совокупность способов организации финансовых отношений.


ФМ подразделяется:


1. ФМ предприятий и хозяйственных организаций;

2. Страховой механизм;

3. Механизм функционирования государственных финансов:

- бюджетный механизм;

- механизм внебюджетных фондов;

- финансовый механизм федераций;

- механизм местных органов финансирования.


Звенья ФМ:


1. Мобилизация ресурсов.

2. Финансирование;

3. Стимулирование.


Сочетание элементов ФМ характеризуется количественными параметрами каждого элемента, объема фондов, уровня расходов и т.д.

Количественные параметры чаще подвергаются корректировке, чутко реагируют на изменения условий производства. Например: неоднократно изменялись способы и пропорции ее деления между государством и предприятиями, корректировались ставки налога и оборота и др.

Устанавливая единые правила организации финансовых связей, государство издает законы (Закон о налогах, ежегодный Закон о своем бюджете и т.д.), что позволяет защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий и отдельных граждан.

Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов.


III. Финансовая политика государства на современном этапе.


Недостатки ФП:

1. Догматический (не творческий) характер ФП;

2. Неспособность быстро реагировать на изменения условий развития государства;

3. Отсутствие стратегических концептуальных разработок;

4. Проведение частичных, малообоснованных мероприятий;

5. Отрыв ФП от фактического состояния дел в народном хозяйстве;

6. Нарушение важнейшего требования - жить по средствам;

7. Остаточный подход в удовлетворении социальных потребностей граждан.


Элементы кризиса в области финансов:

1. Огромный дефицит государственного бюджета;

2. Нарастающая эмиссия денег и сопутствующая ей инфляция;

3. Рост внутреннего и внешнего государственного долга;

4. Наличие большого количества убыточных предприятий;

5. Значительные суммы непроизводительных расходов и потерь в хозяйстве;

6. Рост незавершенного строительства.


Меры по финансовому оздоровлению экономики:

1. Признание свободы предпринимательской деятельности;

2. Развитие конкуренции;

3. Структурная перестройка экономики:

- сокращение производства вооружения;

- сокращение в общем объеме производства доли тяжелых отраслей промышленности;

4. Упорядочение денежного обращения;

5. Восстановление дееспособности рубля;

6. Изменение практики предоставления ФР:

- не “по вертикали” посредством бюджета, а “по горизонтали” через финансовый рынок.


Изменение механизма государственных финансов:

1. Формирование доходов государственного бюджета переведено на налоговую основу;

2. Принципиально изменяется структура расходов бюджета и бюджетного финансирования;

3. Широкое распространение получила система внебюджетных фондов.


Тема 4. Управление финансами.


I. Понятие об управлении финансами.


Управление - совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.


Объекты финансового (Ф) управления:

1. Финансы предприятий, учреждений, организаций;

2. Страховые отношения;

3. Государственные финансы.


Субъекты Ф. управления:

1. ф. службы (отделы) предприятий, учреждений, организаций;

2. Страховые органы;

3. Ф. органы и налоговые инспекции.


Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.


Функциональные элементы в управлении финансами.

1. Планирование;

2. Оперативное управление;

3. Контроль.


1. Планирование: На основе анализа финансовой информации принимаются управленческие решения в процессе планирования, которые должны быть полными и достоверными;

2. Оперативное управление: Различают: общее, т.е. стратегическое управление Ф. и оперативное;

Стратегическое управление (СУ) выражается в определении ФР через прогнозирование на перспективу, установление объема ФР на реализацию целевых программ. СУ осуществляется органами государственного и экономического управления: Советом Федерации, Госдумой, аппаратом Президента, Минфином и др.

Оперативное управление (ОУ) финансами - главная функция аппарата финансовой системы: Минфина, Финансовых управлений местных Советов, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий и организаций.


3. Контроль осуществляется в процессе планирования и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования ФР с плановыми, выявить резервы роста ФР.

Управление финансами в условиях рыночной экономики требует метода маневрирования ФР, как элемента одной из функций управления - регулирования методов формирования финансового рынка.


II. Органы управления финансами, их функции.


Властные органы государства по управлению финансами:

1. Совет Федерации;

2. Госдума;

3. Аппарат Президента;

4. Правительство.

Осуществляется общее управление финансами.


Финансовый аппарат по управлению финансами:

1. Минфин РФ и его нижестоящие финансовые органы;

2. Государственная налоговая служба;

3. Финансовые отделы и службы предприятий;

4. Финансовые управления и отделы сохранившихся министерств и ведомств;

5. Финансовые органы страховых структур.


Структура Минфина РФ:

1. Бюджетное управление и управление исполнения бюджета (казначейство);

2. Управление налоговых реформ;

3. Управление государственных ценных бумаг;

4. Управление финансирования программ развития сельского хозяйства;

5. Управление финансирования программ развития производства инфраструктуры и потребительского рынка;

6. Управление финансирования сферы материального производства;

7. Управление финансирования социальной сферы и науки;

8. Управление финансирования обороны, правопорядка и безопасности;

9. Контрольно-ревизионное управление;

10. Управление валютно-финансового регулирования;

11. Управление методологии бухучета и отчетности.


Субъектам управления финансовых органов присущи следующие ФУНКЦИИ:

- финансовое планирование;

- контроль;

- регулирование и исполнение финансовых планов.


Важнейшие функции Государственной налоговой службы РФ:

- контроль за соблюдением налогового законодательства;

- контроль за правильностью исчисления и своевременностью взносов в бюджет всех налогов и платежей;

- подготовка предложений по совершенствованию налогового законодательства.


ГНС имеют вертикальную структуру: ей подчинены налоговые инспекции в регионах.


III. Финансовое планирование при переходе к рынку.


Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы.


Соответствие финансовых планов финансовым звеньям:

- предприятия, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов;

- организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, составляют - сметы;

- колхозы, кооперативные организации, общественные объединения и страховые компании составляют финансовые планы;


Если в плановой (читай: административно-командной) экономике в планировании финансов делался упор на распределительные процессы, то рыночная экономика опирается на сферу обмена.

Рыночная экономика не отвергает планирования, поскольку план есть не что иное, как подлежащее оформлению управленческое решение.


Методы прогнозных и плановых расчетов финансовых показателей:

1. Метод экстраполяции - определяет финансовые показатели на основе динамики показателей отчетного периода, корректируя их на устойчивый темп изменения;

2. Нормативный метод - основан на использовании установленных норм и нормативов;

3. Метод математического моделирования - осуществляет построение финансовых моделей, имитирующих течение реальных экономических и социальных процессов;

4. Балансовый метод - осуществляет согласование использования ФР с источниками их формирования, т.е. увязку финансовых планов между собой.


Планирование - одна из функций управления выступает в качестве определяющей, главной.


Организациям и учреждениям, находящимся на сметно-бюджетном финансировании (народное образование, здравоохранение), рекомендуется использовать элементы хозяйственного расчета с целью получения дополнительных доходов (коммерческие наборы в ВУЗы).

В сфере материального производства применяется сокращенная форма - финансовый план (на мелких и средних предприятиях) и развернутая - баланс доходов и расходов.


^ Тема 5. Финансовый контроль.


1. Сущность и значение финансового контроля.


Финансовый контроль - особая область контроля, обусловленная формированием и использованием финансовых ресурсов во всех подразделениях народного хозяйства.


Объект финансового контроля:

- денежные распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов;

- фонды денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.


Предмет финансового контроля:

- прибыль;

- доходы;

- НДС;

- рентабельность;

- издержки обращения;

- отчисления на различные цели и в фонды.

Сферой финансового контроля являются все операции, совершаемые с использованием денег и без них, т.е. бартерные сделки.


Финансовый контроль включает:

- соблюдение требований экономических законов;

- оптимальность пропорций распределения и перераспределения стоимости ВОП и НД;

- бюджетный контроль;

- финансовое состояние и эффективность использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий, организаций и бюджетных учреждений;

- налоговый контроль.


Задачи финансового контроля:

- содействие потребности в ФР и размерам денежных доходов и фондов народного хозяйства;

- своевременность и полнота выполнения финансовых обязательств перед госбюджетом;

- выявление внутрипроизводственных резервов роста ФР;

- содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учрежденьях;

- обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов;

- содействие отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий по валютным операциям.


II. Организация финансового контроля.


В зависимости от субъектов финансовый контроль бывает:

1. Государственный;

2. Внутрихозяйственный;

3. Общественный;

4. Независимый (аудиторский).


1. Государственный финансовый контроль.

- общегосударственный - осуществляют органы государственной власти и управления, независимо от ведомственной подчиненности;

- ведомственный - производят КРУ (отделы) министерств, концернов, управления исполкомов местных органов власти - подведомственных предприятий и учреждений.

2. Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется службами предприятий, организаций (бухгалтерии, финотделы). Объектом контроля выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия его структур (цехов, отделов, филиалов).

3. Общественный финансовый контроль выполняют группы, отдельные физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности.

Объект контроля зависит от поставленной задачи.

4. Независимый (аудиторский) финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы.


По формам проведения финансовый контроль делится:

1. Предварительный - на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений, проектов бюджета, текстов договорных отношений, учредительных документов.

2. Текущий - в процессе исполнения финансовых планов, проверяется исполнение

норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, использования ранее выданных ресурсов.

3. Последующий - после завершения отчетного периода и финансового года в целом.


По методам (способам) проведения финансового контроля, различают:

1. Проверка - проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов;

2. Обследование - охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, определяет финансовое положение хозорганов, необходимость реорганизации, переориентации производства;

3. Анализ, как метод должен быть системным и пофакторным. Проводится по периодической или годовой отчетности;

4. Ревизия - представляет проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций за отчетный период.


В зависимости от объекта, различают РЕВИЗИИ:

- полные;

- частичные;

- тематические;

- комплексные.


Ревизии могут быть:

- плановые;

- внеплановые.


По степени охвата данных в процессе ревизии:

- сплошные - контролируются все документы и материальные ценности;

- выборочные - контролируется часть документов.


По характеру материала:

- документальные - проверка подлинности отчетных документов;

- фактические - проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре.


III. Аудиторский контроль.


Аудиторство -форма финансового контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций.

Аудиторские фирмы - независимые организации, призванные способствовать повышению качества контроля и его объективности.

Аудитор - не государственный служащий, а независимый бухгалтер-ревизор, высококвалифицированный специалист в области финансов, учета и контроля.


Виды аудита:

1. Внутрифирменный;

2. Внешний.


1. Внутрифирменный аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой, функционирующей, как на уровне центрального руководства фирмы, так и на уровне филиалов дочерних компаний и т.п.


Задачи внутрифирменного аудита:

- соблюдение правил бухгалтерского учета при подготовке ежегодной отчетности;

- проработка рекомендаций внешних аудиторов;

- консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовой стратегии предприятия;

-проверка надежности и точности финансовой информации, подготовленной для руководства фирмы;

- анализ мероприятий по обеспечению сохранности активов;

- выявление резервов экономии ликвидных средств;

- определение эффективности финансово-хозяйственной деятельности фирмы.


2. Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с налоговыми и другими органами, предприятиями, банками, иностранными партнерами, акционерами и т.д.


Направления работы внешнего аудита:

- финансовые экспертизы;

- проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций;

- контроль за правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению;

- взыскание штрафных санкций в случае нарушения финансово-хозяйственной деятельности;

- консультирование по вопросам организации учета, управления, проблем налогообложения;

- проверка правильности внутрифирменного аудита.


Области аудиторских услуг.

1. Постановка и организация бухгалтерского учета;

2. Подготовка документов при создании АО или СП;

3. Посредничество при заключении торговых сделок;

4. Предварительный и последующий контроль за заключенными контрактами и сделками;

5. Содействие отечественным и иностранным партнерам при переговорах о сотрудничестве, учредительстве;

6. Разъяснения вопросов финансово-бюджетного, налогового и других видов законодательства.


Этапы аудиторской проверки.


1-й - Подготовительный (начальный) - включает действия аудитора по подбору необходимых материалов, сопоставимость и достоверность различных показателей отчетности;

2-й - Аналитический - выполняется большое количество различных расчетов;

3-й - Обобщающий - сведение результатов и формулирование экспертно-аудиторской оценки.


В развитых странах руководители заинтересованы в квалифицированном аудите, ибо это им дает право на обладание соответствующего статуса.

Высший знак, свидетельствующий о первоклассности банка, как заемщика, - это три буквы А (ААА).

Аудиторские фирмы являются платными со статусом юридического лица, осуществляющие свою деятельность на лицензионной основе.

Наиболее известные аудиторские фирмы в мире: “Артур Андерсен”, “Мак Кинзи”, и др.

В нашей стране наиболее известны аудиторские фирмы: “Мосаудит”, Ленаудит”, “Росаудит”, “Минхаудит” и т.д.


^ Тема 6. Финансы государства.


1. Сущность государственных финансов.


Финансы государства - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов (ФР) в распоряжении государства и предприятий.


Субъекты денежных отношений:

1. Государство (в лице органов власти);

2. Предприятия, объединения, организации, учреждения;

3. Граждане.


Состав государственных финансов:

1. Бюджеты разных уровней управления государства;

2. Внебюджетные фонды;

3. Государственный кредит;

4. Финансы государственных предприятий.


Направления использования финансовых ресурсов Федерального бюджета:

1. Целевые комплексные программы;

2. Обеспечение государственных расходов, связанных с выполнений функций федерального уровня;

3. Содержание вооруженных сил;

4. Расходы на содержание органов управления.


Направления использования финансовых ресурсов местного бюджета:

1. Регулирование размещения производительных сил;

2. На повышение конкурентоспособности продукции местных предприятий;

3. Создание территориальной инфраструктуры;

4. Затраты на воспроизводство трудовых ресурсов;

5. Финансирование различных социальных программ.


Состав внебюджетных фондов.

1. Фонд социального страхования;

2. Пенсионный фонд;

3. Фонд занятости населения;

4. Инновационный;

5. Природоохранный;

6. Регионального развития и т.д.


Назначение внебюджетных фондов - финансирование отдельных целевых программ, мероприятий за счет специальных отчислений и других источников.

Бюджеты требуют законодательного оформления, а внебюджетные фонды не требуют парламентского участия, поэтому расходуются в более оперативном режиме.


По функционально-целевому назначению внебюджетные фонды подразделяются:

1. Экономический;

2. Социальный;

3. Природоохранный.


По уровням управления внебюджетные фонды подразделяются:

1. Общегосударственный;

2. Республиканский;

3. Региональный.


Основные формы государственного кредита:

1. Займы;

2. Казначейские ссуды.


2. Мобилизация государственных доходов.


Государственные доходы - часть финансовых отношений, связанных с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и государственных предприятий.


Централизованные доходы - финансовые ресурсы аккумулируемые государством.


Централизованные доходы формируются за счет:

1. Налоговых поступлений;

2. Доходов от внешнеэкономической деятельности;

3. Платежей населения;

4. Ресурсов государственных внебюджетных фондов (социального страхования, пенсионного, фонд занятости населения и др.)


Децентрализованные доходы - финансовые ресурсы, остающиеся в распоряжении государственных предприятий.


Децентрализованные доходы образуются:

1. Денежные доходы предприятия;

2. Накопления самого предприятия.


Пути мобилизации государственных доходов:

1. Налоги. Выполняют свою фискальную роль.

Положительные стороны доходов:

- совершенствование отраслевой и территориальной структуры;

- создание нужных инфраструктурных объектов;

- регулирование доходов различных социальных групп населения.

2. Государственные займы. Применяются для покрытия бюджетного дефицита.

Уровни применения государственных займов:

- федеральный, республиканский, местный;

- внебюджетные фонды;

- в составе привлеченных средств государственных предприятий.

3. Эмиссия.

- бумажно-денежная;

- кредитная.

4. Другие пути:

- отчисления;

- различного рода взносы;

- добровольные поступления и т.д.


3. Государственные расходы.


Государственные расходы - это часть финансовых отношений, обусловленная

использованием централизованных и децентрализованных доходов государства.


Расходы связаны с функциями государства:

1. Экономическая;

2. Социальная;

3. Управленческая;

4. Оборонная.


Децентрализованные расходы осуществляются государственными предприятиями по двум видам затрат:

1. Текущая и инновационная деятельность предприятий;

2. Социальные запросы трудового коллектива и отдельных работников.


Важнейшие принципы государственных расходов:

1. Целевое направление средств:

а) в коммерческую деятельность:

- капитальные вложения;

- финансирование оборотных средств,

б) в некоммерческую деятельность:

- заработная плата;

- затраты на текущее содержание,

2. Безвозвратность расходования государственных ресурсов;

3. Соблюдение режима экономии.


Формы финансирования государственных расходов:

1. Самофинансирование- за счет собственных средств;

2. Бюджетное финансирование;

3. Кредитное обеспечение:

- государственным предприятиям;

- органам власти в форме государственного кредита.


^ Государственный бюджет.


Сущность и роль государственного бюджета.


Государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства

с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда.


Особенности государственного бюджета как части финансов:


1.Государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества;

2. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

3. Государственный бюджет занимает центральное место в составе государственных финансов;

4. Бюджетное перераспределение стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяется потребностями расширенного воспроизводства в целом на каждом этапе развития общества.

С позиции законодательной государственный бюджет - это как бы финансовый план государства. Сущность государственного бюджета выражается через распределительную и контрольную функции.

Распределительная функция бюджета определяется перераспределением финансовых ресурсов между различными подразделениями общественного производства.


Основные объекты бюджетного перераспределения.

- Чистый доход;

- Часть стоимости необходимого продукта;

- Иногда и часть национального богатства.


Контрольная функция бюджета заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств государства отображаются экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.

Проявление свойств бюджета возможно только в процессе человеческой деятельности.

В бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами расходов, в связи с чем средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению.

В рыночной экономике государственный бюджет не должен утратить своей роли, как инструмента воздействия на развитие экономики и социальной сферы, произойдет лишь изменение методов бюджетного воздействия на общественное производство (конверсия оборонных отраслей, поддержание малообеспеченных граждан и т.д).


Государственный бюджет функционирует через особые экономические формы:

- доходы;

- расходы.

Доходы служат финансовой базой деятельности государства.

Расходы служат удовлетворению общегосударственных потребностей.


Доходы государственного бюджета.


Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у

государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Формой проявления экономических отношений служат различные платежи предприятий и населения в государственный бюджет в виде налогов.

Налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в установленных законом размерах и сроки.

Совокупность различных видов налогов образует налоговую систему страны.


Принципы налоговой системы.


1. Разумное сочетание различных видов налогов: (в экономике лучше иметь много налогов (особенно в кризисной ситуации) с низкими ставками, чем один-два вида с высокими ставками изъятия);

2. Универсализация налогообложения: (не зависящая от видов собственности, от источников доходов, сферы хозяйствования);

3. Однократность обложения;

4. Научный подход к ставкам налога: (возможность для дальнейшего развития объекта хозяйствования);

5. Дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня доходов;

6. Стабильность ставок налогообложения в течении длительного периода;

7. Использование системы налоговых льгот для инвестирования средств в хозяйственную деятельность (льготы должны быть едины для всех);

8. Разделение налогов по уровням государственного управления:

федеральные, республиканские (краевые, областные, автономных образований), местные (районные, городские, поселковые, сельские).


Налоги подразделяются на:

Прямые - когда денежные взаимоотношения возникают между государством и самим плательщиком, вносящим налог непосредственно в казну;

Косвенные - когда субъектом налога становится продавец товара (услуги), выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара), входят в цену товара в виде надбавки или тарифа и оплачиваются потребителем.


Н А Л О Г О В А Я С И С Т Е М А


^ Прямые налоги

Косвенные налоги

С юридических лиц

С физических лиц

С юридических и физических лиц

Фискальные монополии

Таможенные пошлины

Акцизы

Налог на прибыль (доход) предприятий

Подоходный налог

Земельный налог







Акцизы на отдельные виды товара

Подоходный налог с Коммерческих банков и страховых обществ

Промысловый налог

Лесной доход







Налог на добавленную стоимость

Налог на имущество предприятий

Налог на имущество переходящий, в порядке наследия и дарения

Налог на операции с ценными бумагами










Плата за воду, используемую промышленными предприятиями

Сбор за парковку автотранспорта













Рентные платежи

Целевые сборы (курортный и др.)

Налог на перепродажу автомобилей и вычислит. техники










Другие налоги

Другие налоги

Другие налоги











3. Расходы государственного бюджета.


Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.


Классификация бюджетных расходов:

1. По роли в воспроизводстве;

2. По общественному назначению;

3. По отраслям производства и видам деятельности;

4. По целевому назначению.


1. По роли в воспроизводстве расходы делятся на две части:

- на развитие материального производства и его структуры;

- на содержание и развитие непроизводственной среды.


2. По общественному назначению расходы выполняют экономические, социальные, оборонные и другие функции, которые подразделяются на четыре группы:

2.1. На народное хозяйство;

2.2. На социально-культурные мероприятия;

2.3. На оборону;

2.4. На управление.


2.1. На народное хозяйство :

а. В государственный сектор экономики:

- финансирование государственных целевых программ -

- финансирование капитальных затрат.

б. Помощь государства в развитии предпринимательства (субсидии, кредиты).


Меры по сокращению бюджетных расходов в народном хозяйстве:

- прекращение дотаций предприятиям;

- минимум участия государства в производственных инвестициях за счет капитальных вложений;

- сокращение дотаций на возмещение разницы в ценах по различным товарам, в связи с либерализацией цен;

- сокращение сферы государственной экономики;

- жесткая экономия и контроль за рациональным использованием ассигнований из бюджета.


2.2. На социально-культурные мероприятия:

- на образование (в РФ-0.6% от бюджета 1995 г.; в развитых странах-2-4%) ;

- на медицину;

- на экологию.


2.3. На оборону (6% от бюджета 1995г.):

- закупка вооружений и военной техники;

- затраты на текущее содержание армии и флота;

- затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

- военное строительство;

- пенсии военнослужащим и прочие расходы.


Возможность армии зарабатывать самостоятельно:

- реализация устаревшего военно-технического имущества;

- расширение сферы услуг гражданским отраслям (строительство, транспорт и т.д.);

- использование коммерческого потенциала космических исследований и т.д.


2.4. На управление - расходы, связанные с хозяйственно-организаторской функцией государственных органов власти.


3. По отраслям производства и видам деятельности:

1. В производственной сфере:

- на развитие промышленности;

- сельское хозяйство;

- капитальное строительство;

- транспорт;

- связь, торговля и др.

2. В непроизводственной сфере:

- народное образование;

- культура, здравоохранение;

- социальное обеспечение;

- государственное управление и т.д.


4. По целевому назначению:

- затраты на капитальные вложения;

- дотации;

- затраты на заработную плату;

- затраты на капитальный ремонт и др.


4. Управление бюджетным дефицитом.


Бюджетный дефицит - это финансовое явление, связанное с объективным или субъективным действием органов власти.


Возможные явления бюджетного дефицита:

1.Дефицит, связанный с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;

2.Дефицит, связанный с чрезвычайными обстоятельствами (война, стихийные бедствия и т.д.);

3. Дефицит, связанный с кризисными явлениями в экономике страны.


Причины кризисного бюджетного дефицита:

3.1. Низкая эффективность производства и внешнеэкономических связей;

3.2. Нерациональность структуры бюджетных расходов:

- большие военные расходы;

- помощь развивающимся странам и т.д.

3.3. Неэффективный бюджетный механизм;

3.4. Консерватизм структуры финансовой системы страны.


Факторы при выборе борьбы с бюджетным дефицитом:


1. Не мнимое устранение бюджетного дефицита (путем чисто математических операций);

2. Превышение бюджетного дохода над расходами - не следует рассматривать, как элемент здоровой развивающейся экономики (бюджетный дефицит вполне допустим);

3. Допускается величина бюджетного дефицита в пределах 2-3% от Валового национального продукта;

4. Для покрытия бюджетного дефицита используются разнообразные формы внутреннего и внешнего государственного кредита. Эмиссия должна расцениваться, как нарушение законов денежного обращения;

5. Стабильность самой экономики - необходимое условие преодоления бюджетного дефицита.


Конкретные мероприятия по сокращению бюджетного дефицита:

1. Изменение направления инвестирования бюджетных средств в структуру отраслей народного хозяйства;

2. Широкое использование финансовых льгот и санкций, стимулирующих рост общественного производства;

3. Сокращение сферы государственной экономики и государственного финансирования;

4. Прекращение правительственной помощи иностранным государствам;

5. Снижение военных расходов;

6. Финансирование лишь важнейших социальных программ;

7. Центральному Банку не предоставлять кредиты правительственным структурам всех уровней без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами;

8. Привлечение в страну иностранного капитала и т.д.



Похожие:

Тема Использование финансов в условиях рыночной экономики icon11 класс (12-летка) чог (Углубленный) Тема 49. Государство в условиях переходной экономики
Это некая смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем. В ряде стран к этому добавляются элементы рыночной...
Тема Использование финансов в условиях рыночной экономики iconЗначение экономического анализа хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики и его задачи
Формирование рыночной экономики обуславливает повышение роли экономического анализа
Тема Использование финансов в условиях рыночной экономики iconФинансовый менеджмент управление финансами предприятия в рыночной экономике
Сложность и многогранность внешних и внутренних финансовых отношений хозяйствующего субъекта в условиях рыночной экономики определяет...
Тема Использование финансов в условиях рыночной экономики iconТема Основные субъекты рыночной экономики
В современных условиях рыночная система хозяйствования характеризуется множеством рыночных субъектов. К ним относятся
Тема Использование финансов в условиях рыночной экономики iconОсобенности формирования страхового рынка в РФ
В послереволюционном периоде страхование прошло два этапа: в условиях социализма (при государственной монополии на этот вид деятельности)...
Тема Использование финансов в условиях рыночной экономики iconСтоимость 1600р
Сущность и содержание анализа конкурентоспособности фирмы в условиях рыночной экономики
Тема Использование финансов в условиях рыночной экономики icon080105. 65 «Финансы и кредит»
Рыночная экономика и ее характерные черты. Субъекты рыночной экономики. Экономические ресурсы в рыночной экономике
Тема Использование финансов в условиях рыночной экономики icon080105. 65 «Финансы и кредит»
Рыночная экономика и ее характерные черты. Субъекты рыночной экономики. Экономические ресурсы в рыночной экономике
Тема Использование финансов в условиях рыночной экономики icon26. Содержание,цели и формы государственного регулирования цен
Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики: усиливается в кризисных ситуациях и ослабевает...
Тема Использование финансов в условиях рыночной экономики iconТест: Современная экономика Признаком рыночной экономики является
Экономические отношения производителей и потребителей, основанные на взаимовыгодных условиях, это
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты