Формирование информационно-коммуникационной компетентности субъектов образовательного процесса icon

Формирование информационно-коммуникационной компетентности субъектов образовательного процесса



НазваниеФормирование информационно-коммуникационной компетентности субъектов образовательного процесса
Дата20.02.2014
Размер58.39 Kb.
ТипСправочники, творчество

Формирование информационно-коммуникационной компетентности субъектов образовательного процесса.

Одной из важнейших составляющих национального проекта "Образование" является обновление содержания, изменение форм организации образовательного процесса, компьютеризация средних школ, формирование информационно-коммуникационной компетентности субъектов образовательного процесса. (Слайд 1).

Интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс является одним из базовых элементов современной школы.

Сегодня традиционные формы обучения приходят в конфликт с неограниченным доступом учащихся к информации. Происходят процессы перестройки классно-урочной системы получения знаний, что является одной из важнейших задач национального проекта «Образование», обновление его содержания, изменение форм организации образовательного процесса, формирование конкурентоспособной личности, способной овладеть информационно-коммуникационной компетентностью и использования информационных и коммуникационных технологий. (Слайд 2).

Некоторые инновационные формы организации образовательного процесса, в том числе проектная, исследовательская деятельность, дистанционные формы обучения, межпредметная интеграция, внедрение информационно-коммуникационных технологий на предметных уроках и в управление школой может строиться только в образовательном информационном пространстве, имеющем четкую структуру и определенный набор структурных элементов.

Цель управленческой деятельности создание условий для развития информационно-коммуникационной компетентности всех субъектов образовательного процесса: учеников, педагогов и родителей (Слайд 3) и решить задачи:

- обновление содержания образовательного процесса;

- создать единое информационно-коммуникационное пространство в школе;

- создать соответствующую материальную базу и информационно-образовательный ресурс;

- разработать и внедрить систему мотивации субъектов образовательной деятельности к использованию ИКТ и повышению уровня своей информационной компетентности.(Слайд 4).

Из чего же должно состоять информационное пространство школы. (Слайд 5).

Это – кабинеты информатики (информационных технологий), предметные и специальные кабинеты. К специальным кабинетам относятся кабинеты администрации школы, учительская, медицинский пункт, а также кабинет психолога и т.п., т.е. те кабинеты, откуда также возможно поступление информации. Всё это относится к «неэлектронной» составляющей образовательного пространства школы. Кроме того, к «неэлектронной» составляющей относится библиотека ( медиатека), информационный центр школы, школьная видеостудия, радиоузел, школьный издательский комплекс, актовый зал с аппаратной, помещения для кружковой, факультативной работы и группы продленного дня, лингвистические и другие лаборатории.

К «электронной» составляющей информационного пространства учебного заведения относится интранет – внутренняя сеть (локальная вычислительная сеть – ЛВС), объединяющая все перечисленные выше школьные помещения. Интранет помогает решать в школе следующие задачи: доведение до всех структурных подразделений актуальной информации; организацию обратной связи с учебными кабинетами, школьной библиотекой и т.п. Применение учебно-методических программных продуктов, построенных на базе сетевых технологий, позволяют объединить возможности персонального компьютера и групповой деятельности учащихся как на уроке, так во внеурочной деятельности. (Слайд 6).

Следующим элементом единого школьного пространства следует считать Интернет, хотя он и является внешним элементом по отношению ко всем участникам образовательного процесса. Именно Интернет является связующим звеном между участниками образовательного процесса внутри учебного заведения и внешними лицами и организациями, такими как родители, другие школы, управления образования, методические центры, научные организации и т.п., а также собственные ресурсы Интернета.

Информационное пространство образовательного учреждения принципиально отличается от информационного пространства района, города, страны. С этими отличиями связаны и разные подходы к их организации и развитию. Поэтому основной единицей информатизации следует рассматривать школу в целом, а не отдельные ее части (библиотеку, классы или административную зону). Под информатизацией школы следует понимать не только компьютеризацию и соединение персональных компьютеров в сеть, но и создание других структурных подразделений школы, тесно связанных с учебным процессом, обучение и саморазвитие учителей, мотивация педагогов, изменение психологии участников образовательного процесса, повышение их пользовательского уровня, что позволит в дальнейшем перейти к новой парадигме образования. (Слайд 7, 8).

В центре единого информационного пространства образовательного учреждения должен находиться ученик и только он. Оно создается ради того, чтобы учащийся за те же годы обучения в школе смог получать самые новые знания, умел активно их применять, научился диалектически мыслить, раньше социализировался, легче адаптировался к быстро меняющемуся миру и при этом успевал в кружки, секции, на курсы и каток, в кино и почитать книгу. Информационное пространство учебного заведения должно быть подчинено образовательному процессу, обеспечивать и обслуживать в первую очередь учебную деятельность школы. Использование в педагогическом процессе информационных (компьютерных) технологий показатель профессионального мастерства педагога и развития школы. (Слайд 9).

Для оценки качества и эффективности работы учителя разработаны критерии оценки и создана экспертная комиссия, определяющая формы морального поощрения за проведение уроков, создание проектов, разработку сайтов. (Слайд 10).

Структура рабочих мест, входящих в состав информационного пространства, по пользователям может быть следующая. (Слайд 11).

Рабочие места учеников и учителей:

- компьютерный класс (кабинет информатики) в составе 10 – 15 рабочих мест для проведения занятий по всем предме­там школьной программы с использованием компьютер­ной техники;


- компьютер с мультимедиа-проектором и оборудованием для проведения естественнонаучных экспериментов в предметном учебном кабинете либо в качестве перенос­ного рабочего места преподавателя;

- компьютер с сканером в библиотеке/медиатеке.

Рабочие места администраторов:

- компьютер, оснащенный черно-белым принтером (матрич­ным или лазерным), на рабочих местах сотрудников адми­нистрации школы – в учительской, секретариате и т. д. – для ведения делопроизводства, составления расписания занятий.

Рабочее место родителей:

- компьютер в любом месте школы для доступа родителей к информационному пространству школы. Для этой же це­ли может быть организован доступ с домашнего компьюте­ра к школьной сети через Интернет.

В школе появилась возможность ввести в штатное расписание должность «заместитель директора школы по информатизации». Именно он несет ответственность за процессы информатизации.

Опыт последних лет показал, что даже самая современная техника, поставляемая в школы в рамках различных программ, не везде оказывается востребована. В отсутствие материалов, продвигающих и популяризирующих идеи информатизации, преподаватели и школьники плохо представляют, как можно использовать компьютеры в повседневной практике. Это снижает эффективность компьютеризации и информатизации школ.

Компьютерная грамотность уже сегодня должна стать составляющей профессионального уровня учителя, что позволит широко использовать информационные технологии на уроках. Даст возможность взаимного обогащения опытом с учениками, повысить свою профессиональную компетентность в освоении всего спектра ИКТ.(Слайд 12).

Учащиеся смогут развить ключевые компетенции для последующей социализации; становятся активными консультантами педагогов по использованию компьютерных технологий при подготовке уроков, презентаций, проектов; получат возможность дистанционного обучения, доступ к информационному образовательному ресурсу; повысят свою конкурентоспособность. (Слад 13).

Родители войдут в образовательное пространство школы через школьный сайт; имеют возможность получить полную информацию о процессе обучения и развития своего ребенка через электронный журнал; получают возможность общения с педагогами и администрацией по электронной почте и гостевой на сайте школы и получить консультацию профессионалов: психологов, методиста, принять участие в днях открытых дверей. (Слайд 14, 15 ).

Таким образом, взаимное обогащение детей и взрослых, происходит развитие информационной компетентности всех субъектов образовательной деятельности.

В Окинавской Хартии «Большой восьмёрки» (2000г.) отмечается, что информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века. Они воздействуют на образ жизни людей, их образование и работу. Информационное общество позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления.



Похожие:

Формирование информационно-коммуникационной компетентности субъектов образовательного процесса iconКалашникова Елена Викторовна
Формирование информационно-коммуникационной компетентности обучающихся на уроках информатики на основе личностно ориентирован-ного...
Формирование информационно-коммуникационной компетентности субъектов образовательного процесса icon«Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся в соответствии с потребностями информационного общества»
Муниципальное учреждение «Управление образования емр» Елабужский муниципальный район Республики Татарстан
Формирование информационно-коммуникационной компетентности субъектов образовательного процесса iconФормирование информационно-функциональной компетентности
Разрешить описанные противоречия можно на основе создания содержательно-деятельностной модели формирования информационно-функциональной...
Формирование информационно-коммуникационной компетентности субъектов образовательного процесса iconКачество компетентности учителей как ведущих субъектов образовательного процесса
Ключевые компетентности позволяют человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в том числе...
Формирование информационно-коммуникационной компетентности субъектов образовательного процесса iconАнализ работы методического объединения учителей иностранных языков моу «сош№89» на 2011 2012 учебный год
Тема школа: "Развитие исследовательской компетентности субъектов образовательного процесса"
Формирование информационно-коммуникационной компетентности субъектов образовательного процесса iconАнализ работы методического объединения учителей математики, физики, информатики, биологии и химии моу «сош№89» за 2011 2012 учебный год
Тема школа: "Развитие исследовательской компетентности субъектов образовательного процесса"
Формирование информационно-коммуникационной компетентности субъектов образовательного процесса iconАнализ работы методического объединения учителей физической культуры, технологии, музыки, изо и обж моу «сош№89» на 2011 2012 учебный год
Тема школа: "Развитие исследовательской компетентности субъектов образовательного процесса"
Формирование информационно-коммуникационной компетентности субъектов образовательного процесса iconАнализ работы методического объединения гуманитарного цикла: учителей русского языка и литературы, истории, географии мбоу «сош№89» на 2011 2012 учебный год
Тема школа: "Развитие исследовательской компетентности субъектов образовательного процесса"
Формирование информационно-коммуникационной компетентности субъектов образовательного процесса icon«формирование информационно – коммуникационной культуры педагога»
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) работников образования...
Формирование информационно-коммуникационной компетентности субъектов образовательного процесса iconИнформационно-образовательной средой
Равленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательного процесса в...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты