I. Пояснительная записка icon

I. Пояснительная записка



НазваниеI. Пояснительная записка
страница1/5
Дата20.02.2014
Размер1.7 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5

Раздел I. Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «СОШ №4» г. Абакана разработана коллективом МОУ «СОШ №4» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, Примерной основной образовательной программы начального общего образования, Образовательной программы МОУ «СОШ №4», Программы развития МОУ «СОШ №4» на 2010-2013 годы, Типового положения об общеобразовательных учреждениях РФ, Устава МОУ «СОШ №4».

Основная образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

·с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

·с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

·с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

·с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

·с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

·с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

При составлении Программы учтены характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; ·развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.


Средняя образовательная школа № 4 является муниципальным учреждением образования города Абакана, располагается в частном секторе одного из нецентральных районов республиканского центра и размещается в типовом здании, построенном в 1976 году. В микрорайоне находятся 2 библиотеки, 1 Дворец культуры, республиканский детский дом «Малышок», культурно – досуговый центр «Южный».

Население микрорайона разнообразно




Учитывая данные условия, организация образовательного процесса в нашей школе строится на основе системы развивающего обучения Л. В. Занкова и концептуальных основ УМК программы «Перспектива», а также концепции педагогики совместной деятельности. Общая целевая установка данных УМК совпадает с целью Стандарта: «достижение оптимального общего развития каждого ребенка на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира». Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход. Именно системно-деятельностный подход, заложенный в основу комплектов «Перспектива» и развивающей системы Л. В. Занкова, позволяет ориентировать педагога на достижение личностных и метапредметных результатов обучения младших школьников. Системно-деятельностная парадигма Стандарта требует свойственного системе развивающего обучения позиционирования учителя и учащегося: усвоение и присвоение ребенком накопленного социального опыта достигается в ходе активной самостоятельной деятельности при партнерском взаимодействии как со взрослыми, так и с ровесниками. Преимущество обучения по данным УМК в том, что, система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная активность, познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. Обучение строится по диалектическому принципу, когда введение новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно-образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их последующему детальному изучению. В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, позволяющие активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала ученика Организация образовательного процесса по данным УМК является ресурсом для формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться, а также направлена на приобретение социального знания, получения опыта переживания и позитивного отношения к общим ценностям, на приобретение самостоятельного общественного действия, предусмотренных ФГОС нового поколения.

. Разработка и реализация данной образовательной программы с учетом концепции педагогики совместной деятельности направлена на решение проблемы изменения качества совместной деятельности взрослых и детей в начальной школе, на формирование коммуникативных универсальных учебных действий и социальных компетенций. Это изменение видится нами как построение открытого совместного действия педагога и ребенка, которое характеризуется их вовлеченностью в совместную образовательную деятельность, участием в ней и влиянием на нее.


^ Цель реализации программы:

обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья

^ Задачи программы:

  1. Развивать совместную образовательную деятельность через уроки, внеурочные занятия и события по формированию личностных результатов, где дети учатся участию в открытом совместном действии со взрослыми и другими детьми, проектированию, эффективному групповому взаимодействию; постановке своих образовательных целей, их достижению.

  2. Развивать совместную учебно-познавательную деятельность по формированию метапредметных результатов на уроках и внеурочных занятиях, где совместность выступает ресурсом для общего развития ребенка.

  3. Развивать совместную учебную деятельность по достижению предметных результатов в урочном пространстве как приобретения предметных знаний и умений с использованием ресурса взросло-детской и детской совместности.

Принципы реализации программы:

    • Системно-деятельностный подход;

    • Принцип учета возрастных особенностей;

    • Принцип непрерывного развития каждого ребенка;

    • Принцип целостности образа мира;

    • Принцип практической направленности;

    • Принцип учета индивидуальных возможностей и особенностей.

Мы считаем, что качество современного образования в значительной мере зависит от того, как организована совместная деятельность взрослых и детей в Школе. Взаимоотношения, качество коммуникации взрослых и детей как в школе, так и в семье влияют на развитие ребенка, на его настоящее и будущее. Но мы уверены, что со-вместность, со-организация, со-общество взрослых и детей не просто влияет на образование, а определяет качество и содержание образования наших детей, отражая тем самым основную идею нового ФГОС о признании решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности в достижении развивающих целей образования. Потому программа в плане формирования метапредметных и личностных результатов предполагает, чтобы взрослые и дети:

  • участвовали в разработке и реализации всех важных событий в Школе;

  • оказывали свое влияние на цели и выбор направлений развития совместной деятельности;

  • создавали и реализовывали проекты совместной деятельности;

  • участвовали в создании норм и правил организации совместной деятельности в Школе;

  • учились обсуждать, договариваться, конструктивно работать в группах;

  • могли выбирать и обосновывать свой выбор, свою позицию в совместной деятельности.

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «СОШ №4 »предусматривает:

·достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

·выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

·организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

·участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

·использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа:

1. Информационные технологии;

2. Развивающего и проблемного обучения;

3. Проектно-исследовательские;

4. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

5. Технология совместной образовательной деятельности.

·возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

·включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.


  1   2   3   4   5



Похожие:

I. Пояснительная записка iconПояснительная записка пояснительная записка
Уроки математики развивают не только ум, но и волю, чувства, духовные потребности и мотивы деятельности
I. Пояснительная записка iconПояснительная записка к программе элективного курса «Наши духовные ценности»
Пояснительная записка к программе элективного курса «Наши духовные ценности» 10 – 11 классы
I. Пояснительная записка iconПояснительная записка к учебному плану моу «Шланговская средняя школа Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан» на 2010 – 2011 учебный год Муниципальное
Пояснительная записка к учебному плану моу «Шланговская средняя школа Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан»
I. Пояснительная записка iconПояснительная записка к программе объединения дополнительного образования «Импульс»

I. Пояснительная записка iconОглавление пояснительная записка
Iii. Образ будущего школы
I. Пояснительная записка iconПояснительная записка к основной ( обще)образовательной программе начального общего образования
Пояснительная записка к основной (обще)образовательной программе начального общего образования
I. Пояснительная записка iconОглавление пояснительная записка
«Средняя общеобразовательная школа №15» города Альметьевска Республики Татарстан
I. Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе «Основы религиозных культур и светской этики» (4 класс)

I. Пояснительная записка iconН. В. Гросул изобразительное творчество (возраст детей у 16 лет) Для занятий с детълт 7 9 лет Пояснительная записка
Изобразительное творчество (возраст детей — У—16 лет) Для занятий с детълт 7—9 лет Пояснительная записка
I. Пояснительная записка iconОглавление пояснительная записка
«Александровская средняя общеобразовательная школа» Александровского района Оренбургской области
I. Пояснительная записка iconКласс: 1 Пояснительная записка
Программа разработана на основе Примерных программ по нравственно-эстетическому воспитанию
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты