Фестиваль педагогических идей icon

Фестиваль педагогических идей



НазваниеФестиваль педагогических идей
Дата20.02.2014
Размер86.61 Kb.
ТипПояснительная записка


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Центр повышения квалификации Шатурского муниципального района

(МОУ ЦПК)


Фестиваль педагогических идей


Применение ИКТ на уроках истории и обществознания


Автор: Костин Валерий Иванович,

учитель истории и обществознания

МОУ СОШ с. Кривандино

контактный телефон: 8-905-767-47-68


Шатура

2010/11 учебный год


Пояснительная записка


Использование ИКТ влияет на развитие личности обучающегося, подготовке её к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества.

ИКТ влияют на развитие мышления, развивают навыки исследовательской деятельности, формируют умения принимать решения в сложных ситуациях, воздействуют на формирование информационной культуры, участвуют в подготовке мобильных конкурентноспособных личностей.

К тому же в процессе использования ИКТ на уроках осуществляется интенсификация образовательного процесса. Работая в этом направлении, каждый учитель развивает ИКТ-компетентность учащихся.

^ Цель работы: способствовать повышению профессиональной компетенции учителей истории и обществознания, а также - повышению качества образования по данному предмету.

Школьное историческое образование переживает сложный и противоречивый процесс модернизации, заключающийся в его адаптации к современным условиям государства и общества. Формируются новые подходы как к содержанию образования, так и к оценке знаний учащихся. Данные перемены актуализируют для учителей и учащихся проблемы отбора содержания, его систематизации, поиск наиболее эффективных способов усвоения учебной информации.

В связи с этим в настоящее время интенсивно развиваются инновационные педагогические технологии.

На современном этапе происходит перенос с усвоения знаний на формирование компетентностей. Педагогический процесс должен формировать у ребенка знания и умения социального взаимодействия с другими людьми.

Важную роль в этом приобретает личностно-ориентированное образование, в котором ведущий вид деятельности – познавательный. В плане активизации познавательной активности и усвоения информации неограниченные возможности имеют информационно-коммуникационные технологии.

Мне хочется остановиться на ИКТ с использованием компьютера, хотя данная технология обучения этим не ограничивается. В ней реализуются специальные способы работы, программные и технические средства.

Использование ИКТ влияет на развитие личности обучающегося, подготовке её к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества.

ИКТ влияют на развитие мышления, развивают навыки исследовательской деятельности, формируют умения принимать решения в сложных ситуациях, воздействуют на формирование информационной культуры, участвуют в подготовке мобильных конкурентноспособных личностей.

К тому же в процессе использования ИКТ на уроках осуществляется интенсификация образовательного процесса. Работая в этом направлении, каждый учитель развивает ИКТ-компетентность учащихся.

Сегодня ИКТ делает возможным и представление материала с помощью компьютера, и использование мультимедиа. Важную роль приобретает диагностика уровня компетентности и рейтинговая оценка учащихся.

Я хочу представить некоторые направления, в рамках которых осуществляю работу:

  • по электронным учебникам с полнотекстовой поисковой системой;

  • мультимедийные приложения к учебно-методическим комплектам;

  • авторские презентации для объяснения нового материала, с их помощью можно реконструировать многие события, используя интереснейшие иллюстративные материалы, которых книга, к сожалению, не может предоставить;

  • цифровые образовательные ресурсы.
^

Электронные учебники


На уроках истории используются:

1) в 9, 11 классах компьютерный учебник (мультимедийный курс) «История России XX в.» Антоновой Т.С., Харитонова А.Л., Данилова А.А., Косулиной Л.Г. Он состоит из DVD-диска и брошюры. Содержит три уровня сложности для 9 класса, для 11 класса, для абитуриентов.

Он содержит:

- 278 интерактивных мультимедийных лекций общей продолжительностью более 21 академического часа;

- более 6000 тысяч объектов реалистического визуального ряда (фотографии, репродукции, факсимиле и т.д.);

- более 3500 объектов синтезированного визуального ряда (фоны, схемы, диаграммы, карты, анимации и т.д.);

- более 200 видеофрагментов общей длительностью свыше двух часов;

- обширный справочный материал: подробную хронологию, терминологический словарь, более 700 персоналий (биографий важнейших политических и общественных деятелей, деятелей науки и культуры);

более 30 анимированных карт, более 700 документов, более 70 звуковых документов (речи политических деятелей, наиболее популярные песни разных лет и т.п.).

Изучение каждого из 54 параграфов заканчивается контролем знаний и выставлением оценок (более 1200 заданий).

Эта программа на сегодняшний день, по результатам опросов около 1000 специалистов на международных конференциях-выставках «Информационные технологии в образовании», признана лучшей учебной программой по гуманитарным дисциплинам и рекомендована Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебника по курсу отечественной истории. Она помогает осуществлять освоение материала:

  • учащиеся могут обратиться самостоятельно к поисковой системе; воспользоваться текстом лекции, который полностью отображен в поисковой системе;

  • открыть любой раздел темы, а к нему документы, диаграммы, карты, иллюстрации, поработать с персоналиями к любой теме, познакомиться с термином по любой теме.


^ 2) Мультимедийные приложения к учебно-методическим комплектам по истории дополняют и расширяют информационную базу учебников. Простота и удобство работы с электронными изданиями обусловлены тем, что структура представления информационных объектов мультимедийных приложений соответствует оглавлению учебника. Каждому параграфу учебника на диске соответствует мультимедийная презентация, состоящая из информационных объектов разных типов.

Большое количество иллюстраций, собранных на диске, помогает полнее изучить культурное наследие исторического прошлого России.
В состав мультимедийных пособий также включены интерактивные модули, позволяющие учащимся освоить одну из самых сложных учебных практик - работу с картой. Исторические события далекого прошлого помогают оживить анимации, проверочные задания разного уровня сложности, трехмерные модели исторических памятников и многое другое.
Для удобства подготовки учителя к уроку, для самостоятельной работы учащихся предусмотрены готовые фрагменты уроков.

Изучение истории с использованием расширенного учебно-методического комплекта позволит реализовать прогрессивные педагогические технологии, направленные на развитие учащихся, организацию дифференцированного, многоуровневого, индивидуального обучения, достаточно сложно реализуемые в традиционной учебной практике.
^

- Черникова Т. В. «История России. С древнейших времен до XVI века». 6 класс. Мультимедийное приложение к учебнику.

- Черникова Т. В. «История России. XVII—XVIII века». 7 класс. Мультимедийное приложение к учебнику.

^

- Ляшенко Л. М. «История России. XIX век». 8 класс. Мультимедийное приложение к учебнику.

- Волобуев О. В. и др. «История России. XX - начало XXI в.». 9 класс. Мультимедийное приложение к учебнику.



^ 3) Электронное приложение к учебнику «История России, 1945 — 2008 гг.» для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений


Приложение состоит из 6 глав, охватывающих всё содержание учебника:

-СССР после Второй мировой войны (1945 —1953)

-Перестройка (1985 — 1991)

-Реформы Н.С. Хрущёва. «Оттепель» (1953 — 1964)

-Рождение новой России (1991 — 1999)

-Брежневская эпоха. СССР в 1964 —1985 гг.

-Новый курс России


^ Электронное приложение включает более 1700 мультимедиаресурсов разных типов, значительно расширяющих и дополняющих содержание учебника:

-интерактивные таблицы, схемы, диаграммы и пр.

-фотоизображения

-картографические материалы

-видеофрагменты

-дополнительные текстовые материалы (биографические, справочные)

-анимации

-проверочные тестовые задания

-аудиоматериалы


^ Электронное приложение — это возможность:

-углублённого изучения предмета

-проведения интересных уроков с использованием мультимедиаресурсов

-самостоятельной оценки уровня знаний по предмету

-повышения уровня мотивации учащихся за счёт увеличения наглядности

-подготовки докладов, рефератов и презентаций

-обучения по индивидуальной образовательной траектории

-подготовки к конференциям и олимпиадам

-проведения мониторинга и контроля знаний учащихся с помощью тестовых заданий


^ Электронное приложение содержит разделы:

Учебник — электронные развороты учебника с выделенными активными зонами, включающими разнообразный дополнительный материал по предмету;

Каталог — мультимедиаресурсы приложения, систематизированные в соответствии с оглавлением учебника. Содержит функцию «Поиск»;

Избранное — раздел, в котором можно сохранить необходимые материалы (например, для подготовки задания или проекта по теме);

Дневник — результаты выполнения тестов, история их прохождения. Даёт возможность проанализировать работу с тестами и допущенные ошибки.

^

Авторские презентации


Анализ большого количества мультимедийных программ, имеющих историческую направленность, материалов учебников и исторических документов, помогают создавать презентации, обеспечивающие наиболее целостное представление об изучаемом предмете, событии, историческом факте.

Работу по созданию презентаций я веду на основании учебников, а также с использованием методических разработок, других дополнительных материалов, которые предполагают большой документальный материал, а также используются поисковые системы Интернет.


^ Цифровые образовательные ресурсы

В своей работе, я также использую Единую Коллекцию цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования: http://school-collection.edu.ru/

В Единой Коллекции размещены учебно-методические материалы, которые  ориентируют учителя на внедрение современных методов обучения, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий. В ее состав вошли наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, используемых в школах России, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы. Представлены в Коллекции и инновационные учебно-методические разработки, мотивирующие к использованию  образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, делающих ее адекватной требованиям информационного общества.

ИКТ позволяет:

- создать урок сотрудничества, успеха;

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

- повысить объем выполняемой работы на уроке;

- усовершенствовать контроль знаний;

- формировать навыки исследовательской деятельности;

- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

- изменяется к лучшему взаимоотношение с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК;

И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знания учащихся.


Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Но нельзя забывать и о живом слове учителя. Поэтому использование ИКТ должно быть грамотно организовано и стать помощником в процессе обучения и воспитания

Школа будущего – это школа «информационного века».  Главным в ней становится освоение каждым учеником самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты – это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности – ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.





Похожие:

Фестиваль педагогических идей icon«симфония урока» Общие положения
Учредителями фестиваля педагогических идей «Симфония урока» (далее фестиваль) являются Управление образованием мо город Ирбит и гк...
Фестиваль педагогических идей iconФестиваль методических идей Система работы
Совместная деятельность на повышение мотивации обучающихся с целью достижения высоких результатов
Фестиваль педагогических идей iconВыступление В. М. Долговой, к п. н., учителя физики моу сош №2 п. Энергетик на «Фестивале педагогических идей» 29. 04. 08 Тема: «Развитие познавательного интереса учащихся при изучении физики»
Выступление В. М. Долговой, к п н., учителя физики моу сош №2 п. Энергетик на «Фестивале педагогических идей» 29. 04. 08
Фестиваль педагогических идей iconУважаемые коллеги!
«Использование информационных технологий в образовательной деятельности» (далее – Фестиваль). Фестиваль проводится в соответствии...
Фестиваль педагогических идей iconУразаевой Любови Юрьевны Тема: "Развитие невербальных средств общения у детей с нарушением зрения"
Представление материала по обобщению опыта на "Ярмарку педагогических идей" Учителя-дефектолога (тифлопедагога)
Фестиваль педагогических идей iconГалиуллиной Эльмиры Рашидовны. Тема: "Развитие слухового восприятия, через нетрадиционные методы и приемы у детей с нарушением зрения в элементарном музицировании."
Представление опыта работы на "Ярмарку педагогических идей" музыкального руководителя Муниципального дошкольного
Фестиваль педагогических идей iconПресс-релиз фестиваль
Окружной фестиваль «Творчество и вдохновение» – уже традиция для учащихся и учителей технологии цао. Четвертый год талантливые и...
Фестиваль педагогических идей iconИ о. учителя Участие в Интернет-педсоветах (тема педсовета, название методической разработки) Участие в профессиональных конкурс
...
Фестиваль педагогических идей iconПоложение о проведении Республиканского спортивно-оздоровительного
Республиканский спортивно-оздоровительный фестиваль школьников «Президентские состязания» (далее Фестиваль) проводится в целях реализации...
Фестиваль педагогических идей iconУважаемые коллеги!
Сегодня мы с вами собрались на традиционную августовскую конференцию, которая остаётся долгожданным привычным событием в жизни каждого...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты