Программа дополнительного образования «Милая сторонка милый край родной» icon

Программа дополнительного образования «Милая сторонка милый край родной»



НазваниеПрограмма дополнительного образования «Милая сторонка милый край родной»
Дата09.02.2014
Размер154.3 Kb.
ТипПрограмма



Программа дополнительного образования

«Милая сторонка – милый край родной»

для детей старшего дошкольного возраста

срок реализации 2 года


воспитатель Котельникова Наталья Валентиновна


Лысьва, 2012

Пояснительная записка

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.

Одним из приоритетных направлений дошкольного учреждения является краеведческое направление. Поэтому на базе МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 27» в течение двух лет проводилась экспериментальная работа по реализации проекта «Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музея».

Направленность программы дополнительного образования:

  1. Ознакомление детей с жизнью славян и их воззрениями на природу, формируя представления о календарно – обрядовой культуре.

  2. Формирование представлений о малой родине на примере родного города, родной природы.

  3. Воспитание чувства близости с родной природой, через установление причинно–следственных связей в сезонных изменениях природы.

Актуальность работы заключаются в том, что в период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых. Ребёнок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где он живёт, где живут его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг: и людям, и животным, и растениям, потому что всё взаимосвязано.

Новизна программы дополнительного образования заключается в том, что детский сад сотрудничает с краеведческим музеем, где детей знакомят с традиционной народной культурой, с литературными источниками, музейными экспонатами, их назначением.

Цель программы дополнительного образования:

Формирование толерантного и бережного отношения к ценностям культурного наследия своего народа.

Задачи:

  1. Сформировать представления детей о малой родине на примере родного дома, родного города, родной природы.

  2. Познакомить детей с жизнью славян, и их воззрениями на природу, формируя представления о календарно – обрядовой культуре.

  3. Познакомить детей через устное народное творчество с воззрениями наших предков на окружающую среду, формировать умение устанавливать причинно – следственные связи в сезонных изменениях природы.

  4. Развивать активный словарь детей через дидактические игры, беседы, рассматривание иллюстраций.

  5. Воспитывать у детей познавательный интерес к историческому прошлому нашего города.

Сотрудники музея подготовили цикл тематических занятий, который входит в музейно-образовательную программу: «Люби и знай, свой край». В дополнение к этим занятиям разработаны тематические занятия для расширения знаний детей о природе родного края, об истории возникновения города Лысьвы, его прошлом и настоящем. Занятия в музее проходят один раз в месяц.

Разработана циклограмма работы с детьми: 1неделя – музей, 2 и 3 неделя месяца – занятия в детском саду с детьми, 4 неделя – совместная работа с родителями (итоговое занятие). Режим занятий: в музее – в утреннее время, в детском саду – один раз в неделю в вечернее время. Предполагаемым результатом нашего сотрудничества является введение музея в сферу жизненных интересов ребенка.

Программа дополнительного образования рассчитана на два года обучения. В процессе работы программа предусматривает изменения, уточнения или дополнения. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: дети старшей и подготовительной группы.

^ Формы работы образовательной деятельности:

  1. Совместная деятельность педагога с детьми проходит в игровой форме с элементами театрализации, художественного творчества, практической деятельности.

  2. Взаимодействие с родителями:

    • тематические выставки по пройденной теме,

    • оформление альбомов,

    • подбор картинок о животных и растениях для создания коллажей,

    • оформление рефератов об одном каком – то животном, а затем рассказывание о нем в группе всем детям,

    • тематические развлечения с участием взрослых,

    • КВНы,

    • познавательные игры.

По окончании каждого года обучения с детьми проводится диагностика, разработанная Л.В. Любимовой. По результатам диагностики вносится корректировка мероприятий на следующий год.

^ Предполагаемый результат освоения детьми программы:

Ребенок имеет обобщенные представления о различных элементах русской традиционной культуры: предметы быта, домашняя утварь, устройство жилища, особенности труда в городе и в деревне, традиции семьи и обычаи народа, специфика праздничного и повседневного костюма. Ребенок владеет доступным языком фольклорных произведений, умеет рассказывать сказки, уместно использовать пословицы поговорки.

Учебно–тематический план дополнительной образовательной программы сроком на два года обучения включает в себя два раздела:

РАЗДЕЛ 1.

«Расширение знаний о растительном и животном мире Лысьвенского края».

В первый год обучения детей решались следующие задачи:

  1. Расширять и систематизировать знания детей об уральском лесе, как о сообществе, в котором живут вместе растения и животные.

  2. Учить устанавливать причинно – следственные связи, вызывающие необходимость совместного проживания животных и произрастания растений.

  3. Уточнить представления детей о возникновении поселений и об историческом прошлом родного города.

  4. Воспитывать любовь к родной земле, родному городу, уважение к людям труда.



^ Перечень тем

Количество часов

Формы проведения

1.

«Растительный мир»

4 часа







«Осень, осень в гости просим!»

30 мин.

Взаимодействие с родителями. Непосредственное участие родителей в спектакле.




«Знатоки осенней природы»

30 мин.

Интеллектуальная игра.




«В лесу родилась ёлочка»

30 мин.

Природоохранная викторина и создание плакатов.




«Сказки зимнего леса»

30 мин.

Театрализованное представление.




«Путешествие в смешанный лес»

30 мин.

Игра – путешествие.




«Природа родного края»

30 мин.

Экскурсия в парк.




«Капустный денек»

30 мин.

Взаимодействие с родителями и с детьми




«Праздник картошки»

30 мин.

Взаимодействие с родителями и с детьми

2.

«Животный мир»

3 часа







«Птичкам холодно зимой»

30 мин.

Развешивание кормушек на территории детского сада.




«Животные нашего края»

30 мин.

Интеллектуальная игра.





«Птицы, которые живут на Урале »

30 мин.

КВН для детей.




«Как живут звери весной?»

30 мин.

Игра – путешествие по экологической тропе.




«Сравнение диких и домашних животных»

30 мин.

Викторина для детей.




«Дикие животные нашего края»

30 мин.

Взаимодействие с родителями и с детьми – КВН.

3.

«Отличительные особенности жизни в городе и в деревне»

3 часа







«У бабушки в деревне»

30 мин.

С/ролевая игра.




«Кто даёт шерсть на тёплые варежки и носки?»

30 мин.

Встреча с интересными людьми – нашими бабушками.

.

«Район, в котором ты живёшь»

30 мин.

Экскурсия по микрорайону.




«Где эта улица, где этот дом?»

30 мин.

Создание маршрутных листов от дома до д/с. Взаимодействие с родителями.




«Я живу в городе»

30 мин.

Совместная деятельность педагога и детей, создание макетов




«Знатоки родного города»

30 мин.

Взаимодействие с родителями и с детьми – викторина.

4.

«Народные праздники»

2 часа







«Калядовщики пришли»

30 мин.

Взаимодействие с родителями и с детьми – развлечение.




«Все на масленицу»

30 мин.

Народные игры.




« Егорьев день»

30 мин.

Совместная деятельность педагога и детей.




«Праздник березки»

30 мин.

Развлечение для детей с народными играми.



РАЗДЕЛ 2.

Знакомство детей с историей развития г. Лысьвы: его прошлым и настоящим.


Во второй год обучения ставились следующие задачи:

  1. Знакомить детей с жизнью славян и их воззрениями на природу, формируя представления о календарно – обрядовой культуре.

  2. Рассказывать о занятиях славян, провести параллель с современностью.

  3. Продолжать знакомить с традициями и обычаями семейной жизни наших предков, используя фольклорный материал: сказки, пословицы, поговорки, потешки, песенки, игры.

  4. Углублять представления детей об устройстве крестьянского дома и об истории возникновения городов.

  5. Расширять представления детей о разнообразии русского народно – прикладного искусства и разнообразие игрушек из глины, дерева, предметов быта, сделанными народными умельцами.

  6. Продолжать знакомить детей с народными праздниками, традициями и обычаями русского народа при проведении праздников.

  7. Воспитывать в детях доброжелательное отношение к людям и поддерживать интерес к народным традициям.



^ Перечень тем.

Количество часов

Формы проведения.

1.

«Выбор места проживания предков»









«Кто такие наши предки»



Игра «Колесо истории»




«Откуда мы родом»



Викторина




«Хлеб наше богатство»



Экспериментирование, тестопластика.

2.

«Устройство жилища: предметы быта, домашняя утварь»









«Печь согреет, накормит и порадует»



Совместная деятельность педагога и детей.




«Обряды при строительстве русского дома»



КВН с родителями.




«Укрась кувшин»



Взаимодействие с родителями и с детьми – мастер – класс.




«Откроем бабушкин сундук»



Народные игры.




«Поговорим за старым самоваром»



Встреча с интересными людьми.




«Хлеб всему голова»



Интеллектуальная игра.




«Все на ярмарку»



Развлечение и взаимодействие с родителями.




«Труд всему голова».



Викторина.




«У бабушки в деревне».



Сюжетно-ролевая игра.

3.

«Специфика праздничного и повседневного костюмов»









«Одежда наших предков»



Игра путешествие.




«Русский сарафан»



Мастер класс – взаимодействие с родителями.




«Бабушкин сундучок»



Народные игры.

4.

«Традиции семьи и обычаи народа»









«Что такое Новый год»



КВН




«Рождественская неделя»



Игры – инсценировки.




«Все на Масленицу»



Народные игры.




«Осенины»



Взаимодействие с родителями и с детьми – развлечение.




«Пасхальная неделя»



Взаимодействие с родителями и с детьми – развлечение.




«Егорьев день»



Викторина и народные игры.




«Русские былинные богатыри»



Взаимодействие с родителями и с детьми – народные игры.



Работа проводится в соответствии с требованиями к организации педагогического процесса и строится на основе методологических подходов:

  1. Комплексного, позволяющего в практике приобщения детей к народной культуре решать задачи разных разделов воспитания: экологического, валеологического, нравственного, трудового, художественно–эстетического, физического.

  2. Личностно–ориентированного, предполагающего учет индивидуальных особенностей детей в соответствии поставленными задачами, что даёт возможность проявить свою индивидуальность.

  3. Деятельного, позволяющего ребёнку применять полученную информацию в разных видах деятельности: речевой, коммуникативной, музыкальной, игровой, двигательной.

Работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует организации особых условий, создания яркой образности и наглядности, которая обеспечивает детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Поэтому в группе создана полочка народно - прикладного искусства, также в детском саду собраны предметы старины: лапти, веретено, расшитые скатерти и другое. Совместно с родителями оформлены рефераты и альбомы для составления рассказов на темы: Птицы нашего края, зимующие и перелетные», «Животные Урала», «Дикорастущие растения», «Моя семья», «Я и мои интересы», «Мой маршрут от дома до детского сада», «История цивилизации», «Развитие охотничьего оружия» и другие. Организованы фотовыставки, выставки поделок, оформлены коллажи и стенгазеты. Проведены встречи с интересными людьми, рассмотрены предметы быта старины (фотографии, вещи, утварь). Использовала в беседах художественное слово и народный фольклор: пословицы, поговорки, приметы, загадки, драматизации сказок. Информация для родителей о народном календаре представлена в папках- передвижках.

Таким образом, приобщение к истории родного города, его быту и традициям, помогает ребёнку осознанно относиться к окружающему миру и природе, развивает у детей любознательность.


Список литературы:

  1. А.М.Федотова «Экологическое воспитание дошкольников».

  2. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду».

  3. Л.В. Любимова «Народный месяцеслов».

  4. Л.В. Любимова «Человек и природа в народной культуре».

  5. Т.Н. Доронова , Т.И. Гризик и др. комплексная программа «Радуга».



Похожие:

Программа дополнительного образования «Милая сторонка милый край родной» iconТема проекта
Малая Родина… у каждого человека есть такой милый сердцу уголок. Для нас это родной посёлок Высокий
Программа дополнительного образования «Милая сторонка милый край родной» icon«кубань – многонациональный край»
Цель: воспитание чувства патриотизма, толерантности, интереса к своим историческим корням, истории своей малой родины, гордости за...
Программа дополнительного образования «Милая сторонка милый край родной» iconМатериал подготовлен учителем начальных классов мобу «Платовская средняя общеобразовательная школа» Клюевой Любовью Александровной Контрольно- измерительный материал по предмету «Окружающий мир» для учащихся 4 классов Тесты к разделу «Родной край – часть родной страны» тест №1 тема: «наши подземные
Бензин, керосин, лаки, краски, пластмассы, вазелин, мазут изготавливают из
Программа дополнительного образования «Милая сторонка милый край родной» iconПоэты Березовского района
Их творчество изучают в школе, учат их стихи наизусть, но мало кто знает, что есть поэты и среди людей, живущих рядом. Важно знать...
Программа дополнительного образования «Милая сторонка милый край родной» iconПропедевтический авторский курс «мой родной край» в структуре учебной работы начальной школы
В тоже время с позиций гуманизма ведущей целью образования выступает необходимость формирования человека как полноценного субъекта...
Программа дополнительного образования «Милая сторонка милый край родной» iconОбразовательная программа «Северная роспись по дереву»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей Контакт»
Программа дополнительного образования «Милая сторонка милый край родной» iconПрограмма по предметам «Хочу всё знать»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей г....
Программа дополнительного образования «Милая сторонка милый край родной» iconТема занятия: (Блок «Благоустройство аквариума», программа «Подводный мир»; Форма мультимедиа занятие с элементами практической работы и игровыми моментами;
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей»
Программа дополнительного образования «Милая сторонка милый край родной» iconПрограмма дополнительного образования
В ней могут принимать все учащиеся, которым интересно понять окружающий мир. Поэтому было решено разработать программу дополнительного...
Программа дополнительного образования «Милая сторонка милый край родной» iconБеседа «Люби и знай свой край родной» Составитель Мусатова А. А., воспитатель мкс(К)оу «Бачатская школа-интернат VIII вида»
Цель: на основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты