Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы отдела образования администрации Магдагачинского района за 2009-2010 учебный год icon

Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы отдела образования администрации Магдагачинского района за 2009-2010 учебный год



НазваниеАнализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы отдела образования администрации Магдагачинского района за 2009-2010 учебный год
Дата21.02.2014
Размер124.39 Kb.
ТипАнализ




Анализ работы

районного методического объединения учителей русского языка и литературы отдела образования администрации Магдагачинского района

за 2009-2010 учебный год.

 

Работа методического объединения учителей русского языка и литературы в 2009-2010 учебном году была направлена на повышение методического уровня преподавания предметов, на формирование у учащихся языковой и коммуникативной компетенции, на воспитание грамотного читателя.

В связи с этим коллектив МО работал над методической темой "Достижение нового современного качества общего и среднего образования через эффективное управление образовательным процессом, через внедрение в образовательный процесс инновационных форм работы предметов гуманитарного цикла".

^ Цель данной работы: «Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области русского языка и литературы и методики их преподавания».

Для решения методической проблемы были определены следующие задачи:

  1. Удовлетворить информационные, учебно-методические, образовательные потребности педагогических работников УО, используя диагностику потребностей и затруднений педагогов.

  2. Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.

  3. Рассмотреть возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно готовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

  4. ^ Создать условия для организации и осуществления повышения квалификации педагогических работников ОУ через систему непрерывного образования педагогов.

  5. Обеспечить углубленное обучение отдельных предметов программы полного общего образования для детей, определившихся с профилем образования.

  6. ^ Внедрение в образовательный процесс инновационных форм работы.



Деятельность районного МО филологов  планировалась и осуществлялась в условиях модернизации системы образования. В работе МО приоритетными были следующие направления: повышение профессиональной компетентности  учителя,  развитие инновационной образовательной практики, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

^ Заседания методического объединения проходили по актуальным темам с обобщением и предъявлением образовательному сообществу результатов инновационной деятельности:

1.Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы.

2. Коммуникативно -деятельностный подход к преподаванию русского языка и литературы .

3.Профильное обучение, элективные курсы по русскому языку и литературе.

4. Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы.

5.Развитие творческих способностей учащихся.

6.Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.

7.Интегрированные уроки по предметам гуманитарного цикла.

Одним из важных аспектов  в деятельности МО в текущем году стало  изучение и анализ новых форм итоговой аттестации выпускников по  русскому языку и литературе. Для решения задачи повышения качества образования по русскому языку и литературе, формирования опыта подготовки учащихся к итоговой аттестации в 9-ом классе в новой форме, в 11-ом – в форме ЕГЭ были проведены  семинары, групповые и индивидуальные консультации. Разработаны методические рекомендации по подготовке учащихся к сжатому изложению, сочинению-рассуждению, сочинению на лингвистическую тему.

^ Учителя МО принимали  активное участие в  общественно-государственной экспертизе учебников.

Все мероприятия, запланированные на этот год, проведены в установленные сроки. На заседаниях районных МО, проведенных в январе и марте 2010года, рассмотрены следующие вопросы:

  • «Компетентностный подход в преподавании филологических дисциплин»

-компетентность и компетенция;

-альтернативные способы оценивания современного ученика;

-ЕГЭ: вопросы, проблемы и пути их решения;

-анализ заданий ЕГЭ;

-ГИА в 9классе.

По рассмотрению данных вопросов были выработаны следующие рекомендации:

1.Ориентировать систему заданий на создание готового образовательного продукта (эссе, творческих работ);

2.Ориентировать учащихся на самостоятельное решение проблем;

3.Включать в учебный план факультативы, например, «Стилистика», «Основы журналистики», «Основы риторики» и др.;

4.Считать приоритетным в рамках компетентностного образования исследовательский характер обучения;

5.Вводить в практику работы альтернативные способы оценивания обучающихся, в которых востребована самооценка школьника, а с ней и ответственность за доступные результаты.

^ В ходе заседания по теме «ЕГЭ: вопросы, проблемы и пути их решения» были выявлены достоинства и недостатки ЕГЭ:

+ универсальность сдачи, т.к. объединены вступительные и выпускные экзамены;

+поступление выпускников из регионов в мегаполисы;

+избавление от предвзятости учителей на экзаменах;

+упрощение обработки результатов;

-сложная процедура подачи ЕГЭ для выпускников и преподавателей;

-опечатки в КИМах;

- сведение к урочным натаскиваниям на тестирование;

-различия между уровнями ЕГЭ и начальным образовательным уровнем;

- метод «тыка»;

-нехватка специалистов по подготовке к ЕГЭ.

  • «Организация учебного процесса с детьми, имеющими разный уровень учебной мотивации», в ходе данного заседания были выработаны следующие рекомендации:

-с целью повышения учебной мотивации на уроках создавать ситуацию успеха, эффективно использовать ИКТ, наглядные пособия, в течение урока менять виды деятельности, использовать на уроке карты рефлексии для каждого ученика с последующим мониторингом и анализом карт;

-провести стажерскую площадку Н.В. Пржиалковской в марте 2011 года.

Помимо теоретической основы, каждое заседание дополнялось практической частью: учителя делились опытом организации личностно-ориентированного обучения на уроке, опытом применения метода проекта на уроках, опытом проведения практических работ. Открытые уроки учителей способствовали повышению качества образованности детей, повышению мастерства учителей, изучению и обобщению опыта работы педагогов в районе:

^ Долина Л.В. , урок русского языка в 6кл. по теме «Причастие»;

Епифанова С.Ю., урок русского языка в 8кл. «Средства связи между однородными членами»;

^ Зык Т.В., урок русского языка к в 7кл. «Правописание производных предлогов»;

Жданова Т.И., заседание клуба «Волшебная рифма»;

Барковская О.А. , литературная гостиная «В гостях у Чехова»;

Верба Т.Ф., урок русского языка в 6 классе «Сложноподчиненные предложения»;

^ Лепешкина Л.Н., урок литературы в 8 классе «События истории1812 года в баснях И. Крылова»;

Корякова С.В. и Епифанова С.Ю. провели диспут «Компетентностный подход: «за» и «против».

^ Педагоги района приняли участие в работе круглого стола «Проблемы в организации учебного процесса с детьми, имеющими разный уровень учебной мотивации».

В декабре была проведена дистанционная олимпиада, результаты которой показали высокий уровень подготовки учащихся всех школ района.

В научно-практической конференции «Шаг в науку» в секции «Филология» приняли участие 8 школьников. 1место заняла ученица Дактуйской школы (учитель Пржиалковская Н.В.), 2 место-учащаяся Гонжинской школы (учитель Баннова Е.А.), 3 место-ученик Тыгдинской школы (учитель Шнякина Е.А.)

В мае проведен конкурс сочинений «Мой любимый учитель». Призовые места распределились следующим образом: 1место-Туровский О.(учитель Данилова Н.А.), 2место-Ильницкая У.(учитель Карпенко А.Ю.), 3 место-Каменщиков Влад (учитель Смирнова Л.В.)

В целях совершенствования нормативно-правового обеспечения деятельности образовательных учреждений района, согласно ст. 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» педагогами общеобразовательных учреждений Магдагачинского района были составлены рабочие программы по предметам. С целью оказания методической помощи в разработке и составлении рабочих программ районным информационно- методическим кабинетом был издан приказ и разработано Примерное положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ (№108 от 06.05.2010г.). Наряду с этим РИМК руководствовался в работе приказом Министерства образования и науки Амурской области № 1439 от 15.09.2010 года, который был разослан во все образовательные учреждения района. Руководитель районного методического объединения учителей русского языка, педагоги-филологи получили консультации по разработке и составлению рабочих программ, на заседаниях школьных методических объединений был рассмотрен данный вопрос, школьным методическим объединениям были даны рекомендации разработать рабочие программы по классам. На сайте отдела образования были размещены примерные рабочие программы по всем классам.

^ Но наряду с этим существует и ряд проблем в работе методического объединения:

В сентябре 2010 года отделом образования была проведена проверка по организованному началу учебного года, в ходе которой были изучены рабочие программы Магдагачинских МСОШ № 1, № 2, № 3, Тыгдинской МСОШ, Толбузинской МООШ, Ушумунской МСОШ. В результате были выявлены следующие недочеты:

-неверное оформление титульного листа;

- не прописаны грифы «Утверждена», «Рассмотрена»;

- не везде стоят подписи;

- в пояснительной записке не указываются цели и задачи, решаемые по реализации особенностей региона, нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа, обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы, количество учебных часов, в том числе количество часов для проведения контрольных, практических и др.;

- не прописан учебно-тематический план;

-в календарно-тематическом плане не указывается дата – план/ факт, не указано количество часов по темам, разделам, не указаны темы уроков повторения, контрольных работ;

- не прописаны требования к уровню подготовки учащихся;

- нет списка литературы;

- календарно-тематические планы одного предмета разнятся по структуре;

- не оформлены протоколы школьных методических объединений, на которых были рассмотрены рабочие программы.

На Совет отдела был вынесен вопрос «Состояние преподавание русского языка в образовательных учреждениях района». В результате было выявлено, что педагоги района внедряют в педагогическую практику более совершенные методики обучения, которые обеспечивают повышение качества учебного процесса, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их умственных способностей. Все педагоги района имеют рабочие программы по предмету, но они не соответствуют структуре, утвержденной приказом отдела образования № 108 от 06 мая 2010 года.

Исследовательское обучение находит применение у педагогов Магдагачинской МСОШ № 1, Гонжинской МСОШ, Тыгдинской школы, Дактуйской МСОШ, Ушумунской школы. Педагогам остальных школ рекомендуется строить организацию учебного процесса в проблемно-поисковом русле.

Использование на уроках информационно-коммуникационной технологии обеспечивает беспрерывный контроль за деятельностью учащегося на каждом этапе. Слабо поставлена данная работа в Толбузинской, Гудачинской, Кузнецовской школах. Педагогам филологического цикла вышеуказанных школ рекомендуется активно вводить в практику работы средства информационно- коммуникационной технологии.

В планировании самообразования педагогов были выявлены ряд недостатков: темы сформулированы неверно, нет плана работы, разработок, списка литературы.

Не все учителя понимают необходимость проведения диагностических исследований по темам, по результатам полугодий, четвертей, итоговой аттестации.

^ Работа по вовлечению детей к участию в районных, областных конкурсах проводится во всех школах, но качество предоставляемых работ стоит не на должном уровне.

Практика показывает, что на ЕГЭ выпускники добиваются невысоких результатов в части С, поэтому учителям- словесникам особое внимание следует уделять подготовке написания сочинений- рассуждений.

На основании вышеизложенного члены районного методического объединения ставят перед собой следующие задачи:

  1. Руководителям школьных методических объединений:


1.2.Рассмотреть на заседании школьных методических объединений справку по итогам поверки рабочих программ, наметить план по устранению указанных недочетов.

    1. Взять на контроль выполнение рекомендаций, данных в ходе проверки рабочих программ.


2.Педагогическим работникам общеобразовательных учреждений:

2.1.Привести в соответствие рабочие программы по предметам.

2.2.Организацию учебного процесса строить на
диагностической основе.


2.3.Привести в соответствие рабочие программы по предмету.

2.4.Активно внедрять в практику работы средства информационно- коммуникационной технологии.

2.5. Уделять особое внимание при подготовке к ЕГЭ части С.

2.6.Строить организацию учебного процесса в проблемно-поисковом русле.

2.7.Привести в соответствие материалы по самообразованию.

2.8.Усилить работу с одаренными детьми, систематизировать индивидуальную работу с учащимися, имеющими высокий уровень учебной мотивации.


^ Приоритетными направлениями в работе являются:

1.Повышение роли предметов языкового цикла в школьном образовании, внедрение инновационных методов по включению гуманитарного компонента в содержание образования, активное использование диалогического способа преподавания учебных предметов, диагностических методик, технологии рефлексивного управления, технологии творческого развития и др.


2.Сегодня школьное образование не должно быть «репетиторским тренажером» ученика, готовящегося поступать в вуз. Выпускнику необходим такой уровень компетентности, который обеспечил бы ему человекосообразную  жизнедеятельность и реализацию во всех сферах – профессиональной, личностной, семейной и др.   Использование возможности проведения элективных курсов в условиях предпрофильной подготовки для построения такой образовательной системы, которая формирует у школьника не только высокий уровень конкурентоспособности в обществе, но и гармонию его внутреннего  и внешнего мира. 


3.В рамках компетентностного подхода к обучению формирование практической грамотности учащихся, способствующей переходу орфографических, пунктуационных, коммуникативных умений в навыки грамотного письма. 

                                                                                                      

^ 4.Организация разнообразных методов учебной деятельности учащихся на уроке с целью повышения их познавательной активности.

 

5.Организация многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный результат: исследовательские работы, творческие проекты, литературные художественные работы.

 

6.Проведение систематического  тестового контроля, который поможет учащимся овладеть техникой работы с тестами.

 

7.Использование современных информационно-коммуникационных технологий.

Словесники применяют в образовательном процессе:

  •  технологии личностно ориентированного обучения;

  •  технологии дифференцированного обучения;

  • технологии компетентностного обучения;

  • технологии опережающего обучения;

  • технологии проблемного обучения;

  •  технологии интегрированного обучения;

  •  технологии развития критического мышления;

  • индивидуально-личностный подход к ученикам;

  • элективные курсы, нацеленные на профильную и предпрофильную подготовку учащихся;

  • курсы подготовки к ГИА  в 9-х классах и ЕГЭ в 11-х классах;

  • подготовка и участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня;

  • подготовка проектных, исследовательских работ.

Деятельность районного МО филологов  планируется и осуществляется в условиях модернизации системы образования. В работе МО приоритетными являются следующие направления: повышение профессиональной компетентности  учителя,  развитие инновационной образовательной практики, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

^ Школьные МО работают по актуальным темам с обобщением и предъявлением образовательному сообществу результатов инновационной деятельности:

1.Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы.

2. Коммуникативно -деятельностный подход к преподаванию русского языка и литературы .

3.Профильное обучение, элективные курсы по русскому языку и литературе.

4. Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы.


5.Развитие творческих способностей учащихся.

6.Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.


7.Интегрированные уроки по предметам гуманитарного цикла.



Похожие:

Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы отдела образования администрации Магдагачинского района за 2009-2010 учебный год iconАнализ работы городского методического объединения учителей русского языка и литературы за 2008-2009 учебный год
Слайд №2. Городское методическое объединение учителей русского языка и литературы на протяжение ряда лет работало над методической...
Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы отдела образования администрации Магдагачинского района за 2009-2010 учебный год iconПлан работы методического объединения учителей русского языка и литературы на 2010-2011гг. Методическая тема гимназии на 2010/2011 учебный год
План работы методического объединения учителей русского языка и литературы на 2010–2011гг
Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы отдела образования администрации Магдагачинского района за 2009-2010 учебный год iconАнализ работы методического объединения учителей иностранного языка за 2009-2010 учебный год
В 2009- 2010 учебном году вся работа методического объединения была организована с целью решения вопросов совершенствования профессионального...
Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы отдела образования администрации Магдагачинского района за 2009-2010 учебный год iconАнализ работы Методического объединения учителей русского языка, литературы и общественных дисциплин за 2012- 2013 учебный год
В прошедшем учебном году методическое объединение учителей русского языка, литературы и истории работало над методической темой Освоение...
Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы отдела образования администрации Магдагачинского района за 2009-2010 учебный год iconПлан работы методического объединения учителей русского языка и литературы моу сош №20 пос. Красный Октябрь мо темрюкский район на 2010-2011 учебный год
План работы методического объединения учителей русского языка и литературы моу сош №20 пос. Красный Октябрь
Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы отдела образования администрации Магдагачинского района за 2009-2010 учебный год iconПрограмма по иностранным языкам 2004 год
Анализ работы методического объединения учителей английского языка, русского языка и литературы мбоу «Алексеевская сош» за 2011-2012...
Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы отдела образования администрации Магдагачинского района за 2009-2010 учебный год iconПлан работы городского методического объединения учителей русского языка и литературы на 2011- 2012 учебный год
Совершенствование уровня профессиональной компетентности учителей-словесников, внедрение инновационных технологий в воспитательный...
Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы отдела образования администрации Магдагачинского района за 2009-2010 учебный год iconАнализ деятельности районного методического объединения учителей русского языка и литературы за 2012-2013 учебный год
«Повышение качества знаний учащихся через внедрение икт в процесс образования». Данная тема не противоречит теме работы образовательных...
Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы отдела образования администрации Магдагачинского района за 2009-2010 учебный год iconАнализ работы кмо учителей русского языка и литературы за 2008-2009 учебный год
Проведение семинара кмо учителей русского языка; выступление на заседании учителей русского языка г. Александровска
Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы отдела образования администрации Магдагачинского района за 2009-2010 учебный год iconПлан работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы на 2013-2014 учебный год
Тема: Реализация фгос- одно из основных положений национальной образовательной инициативы Наша новая школа.(теоретическая часть)
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты