Плановая работа 2009 года icon

Плановая работа 2009 года



НазваниеПлановая работа 2009 года
Дата10.02.2014
Размер223.36 Kb.
ТипПлан

И.А. Якимов,

научный сотрудник лаборатории литературы ИХО РАО, кандидат педагогических наук

  • Плановая работа 2009 года

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ IT-ТЕХНОЛОГИЙ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ


Методика изучения литературы в школе является одной из самых консервативных с точки зрения использования возможностей информационных технологий. С одной стороны, это обусловлено спецификой данной учебной дисциплины, с другой стороны, недостаточно изученными и популяризированными возможностями данного вида учебной деятельности. Литература – искусство слова, и главным при общении с художественным произведением является, на взгляд автора, постижение его с точки зрения искусства и его законов. Вместе с тем, только эмоциональное восприятие не может быть единственным видом постижения литературного произведения, поэтому важной частью курса литературы на уроках являются и вопросы, относящиеся к литературоведению. Изучение возможностей IT-технологий, экспериментальный опыт их использования, анализ результатов учебной деятельности старшеклассников - позволяют автору сделать вывод об их эффективности как в творческом, так и в теоретическом изучении.

Разговоры об использовании IT-технологий в образовании начались ещё в прошлом веке. 90-годы были обозначены приходом компьютеров не только на производство, но и в дома, в школах стали появляться компьютерные классы, а любимым занятием детей – игры в компьютерных клубах. Поскольку работа на ПК (персональный компьютер) была новым умением, поэтому первые книги были посвящены самому компьютеру как таковому. Авторы знакомили начинающих пользователей с его устройством, элементарными компьютерными программами, с одним из первых текстовых редакторов Lexicon. Появление Windows и Word в буквальном смысле перевернуло компьютерный мир, открыв обычному пользователю «окно» в мир информационных технологий. Первые «привязки» персональных компьютеров к образованию были описаны в работах Н.В. Апатовой1, И.В. Роберт2, В.П. Беспалько3, Г.В. Фроловой4. Примечательно, что не остались в стороне и психологи, которые ещё в 1988 году вели разговор о проблемах компьютеризации5. В официальном печатном органе Научно-экспертного совета по информатизации высшей школы Госкомвуза России бюллетене «Проблемы информатизации высшей школы» за 1998 год опубликована «Концепция информатизации сферы образования РФ». При Российской академии образования открыт Институт информатизации образования.

Разработка вопросов использования компьютера для изучения школьных предметов началась с математики и точных наук. Сначала компьютер заменял счётно-вычислительную машину, затем его стали применять для обучения азам программирования. Постепенно компьютер приходит и на другие уроки, однако возможности его использования поначалу ограничены, сводятся к чисто иллюстративным и применимы к предметам, где в большей степени используются объяснительные методики. Расширение палитры использования ПК в образовании напрямую зависит от развития и появления новых компьютерных продуктов (программы, текстовые и фото-редакторы).

Вместе с тем, IT-технологии не смогли пока занять достойное место в процессе обучения. Это связано, на мой взгляд, не только с тем, что разработкой компьютерных продуктов заняты программисты с техническим образованием, которые, прежде всего, «обслуживают» свою область, но и с тем, что учителя-пользователи плохо себе представляют возможности существующих программ, слабо ими интересуются, ещё в меньшей мере их используют. В свою очередь бурное развитие информационных технологий ставит вопрос об изменении роли учителя в современной системе образования, где педагог-предметник уже не может игнорировать тот образовательный потенциал, который дают современные информационные технологии, выводя образовательный процесс на качественно новый уровень.

Визуализация восприятия современных детей, которую отмечают психологи, снижает интерес к учителю как единственному источнику знаний. В своей традиционной роли передатчика информации учитель уже давно не интересен, его задача - научить детей управлять потоком информации. От человека XXI века требуется умение быстро находить правильные решения, успешно осваивать и эффективно использовать для этого необходимые знания. Для всестороннего развития личности ребенка, его природных задатков и способностей необходимо владение навыками работы с информационными ресурсами.

Если принять во внимание, что компьютер стал средством повышения производительности труда во всех сферах деятельности человека, то можно предположить эффект использования возможностей IT-технологий и в образовании. Однако в практике преподавания это пока предположение, и главными атрибутами учебного процесса по сей день остаются доска, мел, тетрадь, конспект.

В части популяризации возможностей использования информационных технологий в современном образовательном пространстве наметилась отчётная тенденция, когда на указания сверху о необходимости использовать и развивать компьютерные средства обучения учителя в докладах, в статьях на сайтах школ рапортуют о количестве часов, проведённых детьми в компьютерных классах, о количестве произведений, при изучении которых использовались информационные технологии, о количестве самих компьютеров в школе и установленных на них операционных системах (названия которых даны с ошибками). Доходит до смешного: в качестве успехов по применению информационных технологий на уроках пользователи рапортуют о «разработке мультимедийной программы по русскому языку по теме «Морфология», её апробации и успешном внедрении в учебный процесс. Создатели подобной «программы» либо не дружат с русским языком, либо не разбираются в терминологии программирования. А фразы из отчётов о «внедрении проектных технологий с применением компьютера» и «разработке, апробации и успешном внедрении элективных курсов с применением информационно-коммуникационных технологий» и вовсе повергают в уныние. Кроме того, литература традиционно идёт в паре с преподаванием русского языка, поэтому зачастую заявленный опыт использования компьютерных средств обучения касается только русского языка, а относительно литературы содержит лишь использование тестов. Общение с учителями русского языка и литературы также выявило слабое знание ими IT-программ в этой области, некую боязнь работы с ними, при этом учительская ответственность и готовность знать и уметь всё на просьбу перечислить используемые ими компьютерные программы побуждают педагогов заявлять, что это программы собственной разработки.

Анализируя практику иcпользования IT-технологий, можно обратить внимание на своеобразное представление учителей литературы об их сути. Во-первых, в большинстве случаев происходит путаница в понятиях «IT-технологии» и «цифровые образовательные ресурсы». Если последние можно определить как некие базы данных (готовые тесты, презентации, иллюстрации, тексты произведений и т.д.), то «информационные технологии» в образовании это не только использование готовых компьютерных продуктов, но и обучение их созданию, процесс, действия по их эффективному применению. Во-вторых, при использовании цифровых образовательных ресурсов основной упор делается на задействовании зрительного канала восприятия, что приводит к обилию визуальных материалов (схем, таблиц, рисунков, портретов и иллюстраций), которые вместо того, чтобы активизировать и направлять познавательную деятельность учащихся, становятся самоцелью и никак не влияют на развитие словесно-логического, образного и эмоционального восприятия. Подобные сужения возможностей использования IT-технологий приводят к и упрощённым заданиям типа: «Посмотри и найди…», «Установи соответствие…», «Восстанови текст», «Исправь ошибку», «Чем отличается…», «Предложи свой вариант», «Проверь», «Сравни и сделай вывод», «Расскажи о герое (по иллюстрации)» и т.д. Сводя задачу использования компьютера на уроке литературы к элементарному иллюстрированию или переводу текста учебника на экран, учителя не используют IT- технологии по назначению.

Каким же образовательным потенциалом в области литературного образования обладают IT-технологии? Здесь следует снова вернуться к ЦОР и непосредственно технологиям. Автору представляется целесообразным разграничить эти две сферы и рассматривать их с точки зрения возможностей применения учителем (на уроке для объяснения, контроля, в ходе коллективных работ) и непосредственно учениками (в ходе выполнения самостоятельных творческих заданий в разных формах). Практика показала, что чётко отнести ЦОР к применению только учителем или использование технологий при выполнении творческих работ только к ученикам, невозможно, так как оба субъекта образовательного процесса (учитель и ученик) используют их параллельно. В первую очередь будет рассмотрен образовательный потенциал IT-технологий, связанный с деятельностью учителя. Методика использования технологий детьми при выполнении самостоятельных или коллективных творческих заданий будет разработана, апробирована и описана позже.

К цифровым образовательным ресурсам можно отнести сами тексты произведений, электронные версии учебников как школьных, так и вузовских, тесты, презентации к урокам по биографии писателя, отдельным произведениям, иллюстрации и т.д. Главное удобство подобных ресурсов заключается в том, что они «готовы к употреблению», но, с другой стороны, процесс их использования и поиска требует комментариев. Чем же представлены цифровые образовательные ресурсы в Сети?

Во-первых, это - «Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека» (http://window.edu.ru/), где в алфавитном порядке

помещены ссылки по 27 учебным предметам. Выбрав нужную категорию, можно попасть в следующее окно, где будут представлены ссылки на образовательные ресурсы для разных категорий пользователей: Учащихся, Преподавателей, Абитуриентов, Менеджеров, Исследователей. Два больших раздела отсылают к «Популярным материалам рубрики» и «Последним поступлениям». Кроме того, отдельным списком представлены темы интернет-ресурсов для системы образования. Так, например, для учебного предмета «Литература» - это «Учебные материалы» (76), «Учебно-методические материалы» (131), «Справочные материалы» (87), «Иллюстративные и демонстрационные материалы» (9), Дополнительные информационные материалы» (766), «Нормативные документы» (8), «Научные материалы» (74), «Электронные периодические издания» (24), «Электронные библиотеки» (153), «Образовательные сайты» (351). Перечисление содержания материалов каждой темы не входит в задачу автора, сайт содержит ссылки на самые разные по функциям ресурсыю Однако можно выделить одну особенность, которая характерна для большего числа образовательных интернет-ресурсов, это – превалирование текстовых (информационных или тестовых) материалов над иллюстративными и материалами, которые могут стать основой для творческой деятельности. Задача «Единого окна доступа к образовательным ресурсам» - хранение ссылок на сайты, которые имеют какое-либо отношение к образованию, поэтому сюда попадают и ссылки на страницы образовательных учреждений, где, если вам повезёт, вы сможете найти разработку урока конкретного учителя по определённой теме в отдельном классе, и адреса персональных сайтов учителей, где уже можно познакомиться с их методическим опытом, и ссылки на нормативные документы. Для быстрого поиска материалов к уроку этот сайт не самый удобный, но при длительной работе с его помощью можно создать свой каталог ссылок, систематизировав его по своему усмотрению.

Вторым сайтом, поиск материалов в котором будет уже более продуктивен, можно назвать «Учительский портал» (http://www.uchportal.ru/), который хранит более 4000 учительских разработок по разным предметам, и их количество растёт за счёт ежедневного пополнения. Этот сайт характеризуется более простой и эффективной навигацией. Выбрав нужный предмет, пользователь попадает в меню с разделами: «Уроки», «Презентации», «Контроль», «Тесты», «Планы» и «Софт». Последний раздел «Софт» («Программы») заслуживает особого внимания. Здесь можно найти программы, которые могут использовать сами дети в процессе изучения того или иного предмета.

В связи с тем, что данный сайт объединяет русский язык и литературу в один предмет, то здесь можно найти три репетитора-тренажёра для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, но всё равно всегда следует обращать внимание на подобные разделы, т.к. они могут содержать материалы для самостоятельной работы детей. Кроме того, «Учительский портал» содержит «Форум учителей» для общения с коллегами по разным методическим и педагогическим темам.

Интересные материалы к урокам литературы учителя могут найти на сайте, созданном Российской государственной детской библиотекой BiblioГид (http://www.bibliogid.ru/). В основном это персоналии писателей, рубрики «Писатели о себе», «Писатели о писателях», «Знакомство», где размещены странички из произведений молодых писателей и книг, появившихся недавно, «О художниках», где можно найти сведения о современных художниках детской книги, творческие портреты отечественных и зарубежных мастеров книжной графики (о возможностях использования материалов данных рубрик чуть позже). Также интересными могут быть два раздела рубрики: «Герои» («Парад героев» и «Любимые герои»). В первом из них размещены описания–списки книг по темам («Авантюристы», «Благородные разбойники», «Викинги», «Гномы», «Лентяи», «Лётчики», «Прекрасные дамы», «Путешественники», «Рыцари» и.т.д.). На мой взгляд, эта рубрика – кладезь подсказок для учителя для ответов на вопросы детей «Что мне почитать?».

Также в поиске биографий писателей и персоналий литературных героев может помочь сайт «Словари» (http://www.cyclopedia.ru/), содержащий четыре словаря: «Античные писатели», «Имя собственное в русской поэзии ХХ века», «Литературная энциклопедия» и «Энциклопедия литературных героев».

Преподавателям литературы следует обратить внимание и на существующие сайты иллюстраций к детским книгам. Обнаружив такие сайты, задал себе вопрос, какова их методическая ценность, и поначалу определил их как сетевые каталоги работ детских художников. Это мнение изменилось через пару лет, когда дети всё чаще стали приносить на уроки не книги, а распечатки текстов изученных произведений. Возникла необходимость использования этого ресурса на уроках литературы, а также в качестве самостоятельных творческих заданий и на уроке, и дома.

Одним из самых содержательных ресурсов является, на мой взгляд, «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (http://www.school-collection.edu.ru). Сайт содержит учебно-методические материалы, которые  ориентируют учителя на внедрение современных методов обучения, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий. Коллекция состоит из наборов цифровых ресурсов к большому количеству учебников, используемых в школах России, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы. Представлены в Коллекции и инновационные учебно-методические разработки, мотивирующие к использованию  образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, делающих ее адекватной требованиям информационного общества.

Навигация сайта имеет поисковую строку, где по запросу может быть найдет соответствующий материал, и удобный каталог, в котором материалы расположены по классам и предметам. Так, например, выбрав литературу в 9 классе, мы получаем список учебных материалов по разделам: «Наборы цифровых ресурсов к учебнику Г.И. Беленького «Литература. Русская классика», «Инновационные учебные материалы», «Инструменты учебной деятельности», «Электронные издания», «Коллекции».

О том, что «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - ценный сайт не только для учителя, но и для учеников, свидетельствует наполнение раздела, посвященного изучению комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Коллекция представляет 45 документов, среди которых самостоятельные работы с высказываниями критиков и режиссёров, распределённая по действующим лицам, эскизы декораций разных художников, дающих возможность сравнивать и обсуждать, биография А.С. Грибоедова и его портрет работы В.Д. Мошкова, «Вальс» ми-минор (запись и партитура), высказывания В.Г. Белинского, материалы к учебному исследованию о загадке биографии А.С. Грибоедова. Следует согласиться, что использование даже части представленных материалов сделает уроки не только содержательными, но и обеспечат реальную познавательную деятельность учащихся. Кроме того, каждый документ снабжён «Карточкой ресурса», содержащий рекомендацию, на каком этапе лучше использовать данный материал, что бесценно при планировании прохождения программы.

Среди ресурсов сайта можно выделить документы, относящиеся к так называемым Case-технологиям. Таковым является задание во Flash соотнести с пейзажными описаниями в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (8 класс) характеристики особенностей их языка. Суть задания заключается в следующем: в двух колонках расположены, с одной стороны - пейзажные описания, с другой стороны, характеристики языковых особенностей. В задачу учеников входит соотнесение путём перетаскивания характеристик особенностей языка с описанием, которому оно соответствует. При проверке задания компьютер выделяет ошибки красным цветом и выставляет оценку.

Интересными материалами представлен на этом сайте раздел «Коллекции». Здесь можно найти аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии, аудиокниги по произведениям русских писателей XVIII-XX веков, цифровые копии произведений зарубежной литературы, материалы из фондов Государственной публичной исторической библиотеки, иллюстративно-хронологические материалы по образовательным предметам, литературно-музыкальные композиции.

Возможность, которую даёт этот сайт в плане использования аудиозаписей и аудиокниг, очень ценна. Учитель может составить сам или дать задание собрать свою коллекцию аудиозаписей для каждого класса, или аудиособрание сочинений писателя. Не секрет, что аудиокниги, продаваемые в магазинах, откровенно «кусаются» по цене, а если учесть, что скачать эти материалы можно бесплатно и без всплывающих баннеров сомнительного содержания, то недооценить этот сайт невозможно. Обращение к искусству звучащего слова, обучение «искусству слушателя» (Д.Н.Журавлёв) – одна из задач учителя, которую помогает реализовать Интернет. На первый взгляд может показаться, что данный вид деятельности категорически отвергается современными подростками, но практика доказывает иное.

Принято считать, что плейеры и мобильные телефоны существуют только для прослушивания современной музыки. Эта ошибочная практика основывается на элементарном бездействии взрослых. Данный сегмент познавательных возможностей никак не входит в заботу родителей и учителей, никто не заботится о содержании прослушиваемого, хотя плейер и телефон с MP3-проигрывателем считается хорошим подарком. Вспомним, часто ли мы слушаем сами или предлагаем своим детям диски с классической музыкой или аудиокниги классической литературы? Ребёнок с детства любит слушать сказки, причём проигрывает их по нескольку раз. Следует поддерживать этот интерес к звучащему слову с детства, предлагая ученикам и такую форму знакомства или «перечитывания» литературного произведения. В этой области учителям и родителям должно и нужно создать целый комплекс работ, включающий и совместное слушание литературных произведений, и собирание аудиобиблиотеки, и систему работы с аудиокнигами на уроках, и литературный концерты, которые в огромном количестве предлагают Филармонии.

Для учителей литературы – продвинутых пользователей можно предложить использование сайта «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru). Его использование требует регистрации и пароля. Портал создан при поддержке корпорации Майкрософт для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, создавая таким образом Сеть творческих учителей (Innovative Teachers Network). Эта Сеть объединяет по всему миру работников образования, интересующихся возможностями применения ИКТ для обогащения учебного процесса силами всех его участников.

В настоящее время активными участниками проекта, зарегистрировавшимися для доступа к интерактивным функциям портала, стали свыше 55.000 российских и зарубежных преподавателей. Его работа организована в более чем 80 сетевых сообществах и 40 творческих группах на базе федерального и 42 региональных разделов. Общее число посещений портала уже превысило 22 млн. Ежедневно портал посещает около 15 000 педагогов. Портал имеет рубрики: «Сообщества и форумы», «Проекты и методики», «Конкурсы», «Статьи и советы». Посетив страницу «Проекты и методики», можно узнать, что такое VCT-проекты и НИТИ-проекты. Проекты Virtual Classroom Tour, что в переводе означает «виртуальный тур по классной комнате»), включают методику проведения занятий с использованием проектного метода обучения. Такие проекты нередко являются многопредметными и подразумевают использование ИКТ в ходе работы. Имея структурированное описание проекта, вы можете повторить у себя в классе успешный опыт других учителей или создать свой собственный проект. НИТИ-методики - методики использования новых информационных технологий в преподавании общеобразовательных предметов. (Аббревиатура НИТИ означает «новые информационные технологии и Интернет.) НИТИ-методики – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.

«Сеть творческих учителей» - один из немногих порталов, содержащий статьи по использованию компьютера в преподавании, а также практические советы по работе с компьютерными программами. К сожалению, наполнение портала с точки зрения изучения литературы пока недостаточное.

Материалы, представленные на цифровых образовательных сайтах, можно разделить на несколько групп с точки зрения доступности их использования. К первой группе можно отнести текстовые материалы, которые после скачивания и сохранения становятся «собственностью» пользователя и могут использоваться без компьютера в классе. Это Документы Microsoft Office Word: тесты, статьи критиков, планы характеристик и сами характеристики персонажей, статичные таблицы и схемы, индивидуальные текстовые задания и т.п. Ко второй группе относятся медийные программные материалы, которые демонстрируются на экране или используются учащимися индивидуально на персональном компьютере (на уроке или дома). Это готовые презентации разного содержания (Презентации Microsoft Office Power Pointe), коллекции иллюстраций, учебные и художественные видеофильмы и т.п. Третья группа ресурсов не допускает скачивания (или доступно только продвинутым юзерам) и пользоваться ими можно только в реальном времени на конкретном образовательном сайте. Это, прежде всего, Case-технологии (динамичные документы во Flash, дистанционные тесты). Эту градацию следует учитывать при выборе класса для проведения урока. В одних случаях нужна будет только интерактивная доска, в других – компьютерный класс с широкополосным интернетом, в третьих – любой кабинет с партами.

Часть цифровых образовательных ресурсов применима не только для сопровождения рассказа учителя, но и эффективна в коллективной работе учеников и их индивидуальной деятельности на уроке и дома, тем, чем реализуется деятельностный подход в образовании. В связи с этим кстати будет заметить, что главным направлением новых образовательных стандартов является усиление заботы о развивающей стороне обучения, формирование у школьников умения учиться. Современная педагогика во главу угла ставит субъектную позицию ученика. Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности. О системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному говорится и в обновлённых стандартах общего образования, которые условно называют стандартами второго поколения. Деятельностный подход, опирающийся на работы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, и развитый в трудах Б. Ц. Бадмаева, В. В. Давыдова, И. И. Ильясова, 3. А. Решетовой, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Д. Б. Эльконина и др., является законченной теорией учения, признанной в мире.

Деятельностный подход к жизни вообще является значительным достижением психологии и основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. По Леонтьеву, человеческая жизнь — это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей»6. Согласно этой теории, целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П. Я. Гальперин в своих исследованиях поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы «научиться что-либо делать, а для этого — узнать, как это надо делать»7. То есть цель обучения — дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.

Что это означает для учителя? В первую очередь то, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у обучаемых умения осуществлять деятельность. Всякое обучение основам наук в то же время является и обучением соответствующим умственным действиям, а формирование умственного действия невозможно без усвоения определенных знаний. Поэтому первичными с точки зрения целей обучения являются деятельность и действия, входящие в ее состав, а не знания.

  Подход к процессу учения как к деятельности требует так­же принципиально другого рассмотрения соотношения знаний и умений. Знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого. Критерий знания также неотделим от действий. Знать — это всегда выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями. Знание — понятие относительное. Качество усвоения знаний определяется многообразием и ха­рактером видов деятельности, в которых знания могут функционировать.

Таким образом, вместо двух проблем — передать знания и сформировать умения по их применению — перед обучением теперь стоит одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах.

Особого внимания заслуживают возможности использования IT-технологий для дистантного обучения. Надомная форма получения образования используется не только людьми с физическими отклонениями, она востребована и людьми, которые в силу определённых причин не могут посещать учебные заведения полностью или частично. Дистантное обучение предполагает для пользователя не только полную замену учителя в школе, но и возможность дополнительного общения со своим учителем при очной форме обучения. Многие учителя-практики имеют свои страницы-форумы, на которых продолжают общение на литературные темы со своими же учениками. В Сети появляются сайты классов, сайты учеников конкретного учителя, сайты любителей поэзии или прозы конкретного автора. Не всегда, правда, на этих сайтах даются объективные оценки творчества писателей, критика произведений некоторых сводится к непечатным выражениям. Возможно, вмешательство педагогов-профессионалов в работу подобных низкосортных сайтов сделает их существование для пользователей образовательным и воспитательным.

В заключении следует обратить внимание на то, что процесс использования IT-технологий на уроках литературы не предполагает обучение этим технологиям, а лишь апеллирует к навыкам общения с компьютерными программами, полученными детьми на уроках информатики. Изучение современных образовательных программ по информационным технологиям показало, что уже пяти-шестиклассники должны:

- уметь применять текстовый редактор для набора, редак­тирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;

- создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений8.

Поэтому, востребуя навыки владения информационными технологиями у учащихся, учитель литературы не только вносит деятельностное разнообразие в изучение своего предмета, но и создаёт возможности для творческого применения знаний по информатике, расширяя область их применения, показывая, что технологии, в основе которых стоит логика и математика, применимы к работе с произведением искусства слова.

Кроме того, опрос учеников об IT-заданиях по литературе свидетельствовал об их позитивном отношении к этому виду учебной деятельности. Учащиеся подчеркивали, что такие занятие более интересны, более продуктивны и современны. Кроме того, отмечали они, самостоятельная учебная деятельность со средствами новых информационных технологий неизбежно повлечет изменения в содержании и методах обучения литературы в школе.

За счёт использования накопленных методических знаний и высокого уровня владения IT-технологиями учителя способны значительно увеличить образовательное воздействие на уроках, повысить уровень мотивации школьников к изучению материала. Информационные технологии открывают возможности вариативной учебной деятельности, позволяют организовывать взаимодействие всех субъектов обучения, способствуют построению образовательной системы, где ученик - активный деятель, равноправный участник образовательного процесса.

Эффективность применения IT-технологий на уроках литературы в школе обусловлена:

- разнообразием форм представления информации,

- высокой наглядностью,

- возможностью организации индивидуальной или коллективной исследовательской работы,

- снижением до минимума объёма рутинной работы, которая отвлекает от усвоения основного содержания.

- возможностью организовать оперативный контроль за усвоением материала.

Использование на уроках мультимедиа позволяет учителю не только сэкономить время, но и сделать процесс обучения более увлекательным, разнообразить формы объяснения нового материала, отработки новых знаний, контроля, ускорить получение результатов контроля за знаниями учащихся, а значит, и принять меры по ликвидации пробелов.

Ещё один скрытых из образовательных эффектов использования компьютера на уроках литературы – это требование соблюдать речевые нормы русского литературного языка и правила орфографии при оформлении печатных текстов. Ни для кого не секрет, что переписка наших детей в социальных сетях, а также общение посредством SMS-ок губительна для навыка писать грамотно. Сформировался особый, компьютерный язык, в котором нет места пунктуации, твёрдому и мягкому знакам, сокращения доходят до 1-2 букв, вместо букв появляются цифры (по4ему, ве4ером, 2юродный и т.д.). Дети с каждым днём пишут от руки всё меньше и меньше. Обычные тетради в клетку и линейку заменяются тетрадями с печатной основой, в которых пропущено место для подстановки буквы, цифры, символа. Уже четвероклассник не может без направляющих подсказок записать полностью логику решения задачи по математике, сформулировать грамотно даже выученное правило. Клиповое (фрагментарное) мышление проникло и в язык, в котором «пользователи» экономят на буквах. Презентации, разного рода творческие печатные работы, которые дети делают на уроках литературы с соблюдением правил орфографии и других языковых норм, должны способствовать формированию речевой грамотности учеников.

Использование IT-технологий при изучении литературы и предметов эстетического цикла является активным методом обучения (АМО), который повышает мотивацию к, строится на практической направленности и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, использовании знаний и опыта учеников, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе, рефлексии. Привлечение IT в качестве дополнительных средств изучения литературы расширяет пространство самостоятельных действий ребёнка. Всем известна статистика связи запоминания ребёнком информации в зависимости от вида деятельности: при чтении – 10%, при слушании – 20%, при визуальном изучении -30%, при участии в групповых дискуссиях 50-70 %, при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем – 80%. Лишь участие в реальной деятельности, а все обозначенные в этой статье формы самостоятельного творчества детей на уроках литературы с использованием IT-технологий таковыми являются, позволяет запомнить и усвоить, понять и прочувствовать изучаемый материал на 90 %.

С точки зрения современных требований к образованию цель любой методической (или как теперь модно говорить «технологической») новации – интенсификация учебного процесса и направленность на повышение его [образования] качества. Безусловно, использование информационных технологий на уроках отвечает этим требованиям, обеспечивает переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать и практически применять новые знания, оценивать и корректировать свою деятельность, усиливает мотивацию учения, позволяет дифференцировать процесс обучения, делая для учеников возможным самостоятельный выбор режима учебной деятельности и своевременной компьютерной визуализации изучаемого материала.

В своём послании Федеральному Собранию Российский Федерации9 Президент РФ Д.А.Медведев призвал школу стать центром творчества и информации, готовить детей к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Используя образовательный потенциал IT-технологий на уроках литературы в средней и старшей школе, привлекая компьютер на занятиях искусством, мы способствовуем реализации одного из пяти направлений Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа», которая по поручению Президента, сформулированном в Послании 2008 года, подготовлена на основе обсуждённых совместно с профессиональным сообществом базовых параметров модернизации школы, главным результатом которой является соответствие школьного образования целям опережающего развития.



1 Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994.

2 Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.,1994

3 Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.. 1995.

4 Фролова Г.В. Педагогические возможности персональных компьютеров. Новосибирск, 1998.

5 Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.. 1988.

6 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. С. 23.

7 Гальперин П.Я. Формирование умственных действий и понятий. М.: Прогресс, 1965, С. 76.


8 Л. Босова, А Босова. Уроки информатики в 5 – 6 классах. М:- «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2004. 256 с.

9 Послание Федеральному Собранию Российской Федерации, 12 ноября 2009 года. (http://kremlin.ru/transcripts/5979)



Похожие:

Плановая работа 2009 года iconСправк а о работе администрации Курортного района и подведомственных учреждений по противодействию коррупции в первом полугодии 2012 года
Работа по формированию антикоррупционного мировоззрения учащихся проводится в образовательных учреждениях района с 2009 года
Плановая работа 2009 года iconПротокол №1 от 19. 08. 2009 года Приказ №73/2 от 19. 08. 2009 года
Тема: Патриотическое воспитание как ведущая деятельность образовательного учреждения
Плановая работа 2009 года iconРабочая программа по литературному чтению для обучающихся 3 класса составлена в соответствии с нормативными документами
Фгос начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009...
Плановая работа 2009 года iconРабочая программа по предмету «Русский язык» 2 класс составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Приказ об утверждении и введении в действие фгос начального общего образования, утверждён приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован...
Плановая работа 2009 года iconЭкзаменационные вопросы (очное отделение)
Рынок и натуральное хозяйство, рыночная и плановая экономика: сравнительная характеристика
Плановая работа 2009 года iconПриказ №274 г. Чита
Правительства Забайкальского края от 20. 10. 2009 года №392, от 29. 06. 2010 года 255, от 21. 12. 2010 года №487, Положением о Министерстве...
Плановая работа 2009 года iconМоу сош №32 г. Иркутска Реализации задач 2009-2010 учебного года Выбор задач деятельности учреждения определялся задачами, определёнными национальным проектом «Наша новая школа»
«Наша новая школа», решениями августовской конференции педагогических работников города Иркутска 2009 года, целями программы развития...
Плановая работа 2009 года iconПлан воспитательной работы на 2010/11 учебный год в 3 классе «Б» Классный руководитель Г. В. Мальцева Анализ воспитательной работы за 2009-2010 учебный год
В течение прошедшего года воспитательная работа в классе строилась на тех задачах, которые были поставлены, а именно
Плановая работа 2009 года iconАнализ работы моу «Мугунская сош» в 2009 2010 учебном год
Работа школы в 2009-2010 учебном году была ориентирована на выполнение мероприятий основного этапа реализации программы развития...
Плановая работа 2009 года iconКультурные события столицы Аннотированный библиографический список статей из периодических изданий, поступивших в гук города Москвы «цгюб им. М. А. Светлова» с 16 марта по 15 апреля 2009 года
Бородин, О. Какая реформа, такая и зарплата? / О. Бородин // Библиотека. 2009. № С. 6-23
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты