Тема: Жизнь и творчество С. Есенина Цели icon

Тема: Жизнь и творчество С. Есенина Цели



НазваниеТема: Жизнь и творчество С. Есенина Цели
Дата12.05.2014
Размер60.01 Kb.
ТипСправочники, творчество

Тема: Жизнь и творчество С. Есенина


Цели.

  1. Пробудить у обучающихся интерес к личности поэта.

  2. Увлечь песенно-поэтическим творчеством Есенина.

  3. Развивать мышление, память, внимательное отношение к слову.

  4. Формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, живопись.

Задачи.

  1. Способствовать развитию коммуникативных отношений, творческому содружеству.

  2. Создать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.

Оборудование.

  1. Портрет Есенина.

  2. Карточки с заданиями.

  3. Иллюстрации к конкурсу “Вернисаж”.

  4. Музыкальные записи песен и романсов на стихи поэта.

  5. Выставка книг.

  6. “Венок” (аппликация из цветов с прорезями) для конкурса “Венок Есенину”.

  7. Изображения цветов, встречающихся в стихах поэта.

  8. Применение ИКТ (слайды)

Условия игры.

Литературная игра (творческий зачёт) “Эта песня в сердце отзовётся” проводится в форме соревнований между группами ребят (2 – 4 человека). Ответы записываются на листки и передаются для взаимопроверки. Учитель называет ответы, ребята ставят баллы (1 балл за правильный ответ). После каждого конкурса подводятся итоги. В конце урока – общий итог и оценки.

^ Ход урока


Организационный момент. ( слайд 1)

Сообщение учителем темы, целей.

I. Вступительное слово преподавателя.

Гениальный поэт! Это что? Это всегда чудо. Жизнь поэта – пророческий духовный подвиг. Пока такой поэт рядом с нами, мы не всегда осознаём эту истину. Лишь спустя время открываем его во всём величии и значении. Так было с Пушкиным и Лермонтовым, так позднее случилось и с Есениным. В.Полонский пишет: «Он хотел быть вместе с революцией, но не сумел. И он погиб». Чтобы понять этого гениального человека, его нужно всегда открывать для себя.

^ II. Литературная игра (сообщение условий игры) (слайд 2)

1 конкурс

Мир родной природы в произведениях С.А.Есенина”.

А) “Есенинский пейзаж”.

Ребятам раздаются карточки с отрывками из стихотворений, в которых пропущены эпитеты. Побеждают те, кто вспомнят “есенинские” слова.

  1. Выйду на озеро в ….. гать,
    К сердцу …….. льёт благодать.



  1. И в душе, и в долине прохлада,
    ….. сумрак как стадо овец,
    За калиткою ……… сада
    Прозвенит и замрёт бубенец.



  1. Вижу сад в ……. накрапах,
    Тихо август прилёг ко плетню.
    Держат липы в ……. лапах
    Птичий гомон и щебетню.

  2. Этой грусти теперь не рассыпать
    ……. смехом далёких лет.
    Отцвела моя белая липа,
    Отзвенел ………. рассвет.

ОТВЕТЫ.  1 – синюю, вечерняя; 2 – синий, смолкшего; 3 – голубых, зелёных; 4 – звонким, соловьиный.

 Б) “Флора и фауна в произведениях Есенина”.

Многообразен у Есенина мир растений, например, деревьев. Назовите их:

  1. Словно белою косынкой подвязалася …..

  2. Отцвела моя белая ….

  3. Как метель, …….. машет рукавом.

  4. Сторожит голубую Русь
    Старый …. на одной ноге.

  5. Облетевший …… серебрист и светел.

  6. Отрок – ветер по самые плечи
    Заголил на ……. подол.

Угадайте птиц, “летающих” в поэтическом мире Есенина:

  1. Тенькает …… меж лесных кудрей.

  2. Полюбил я седых …….. с их курлыканьем в тощие дали.

  3. Только серые …… расшумелись на лугу.

  4. А над самою макушкой долбит ….. на суку.

С животными поэт сравнивает месяц и луну. Вспомните их:

  1. ……… кудрявый месяц гуляет в голубой траве.

  2. Золотою …….. луна распласталась на тихой воде.

  3. Луна, как жёлтый ……., в мокрой воде ворочается.

ОТВЕТЫ.

Деревья: 1 – сосна, 2 – липа, 3 – черёмуха, 4 – клён, 5 – тополь, 6 – (на) берёзке.
Птицы: 1 – синица, 2 – журавлей, 3 – вороны, 4 – дятел.
Животные: 1 – ягнёночек, 2 – лягушкой, 3 – медведь.

 2 конкурс

Россия – Русь в творчестве Есенина”

Продолжите строки из стихотворений Есенина о Родине:

  1. О Русь – малиновое поле и …

  2. А Русь всё так же будет жить, …

  3. На сердце день вчерашний, …

  4. Если крикнет рать святая:…

  5. Я покинул родимый дом,…

  6. Радуясь, свирепствуя и мучась,…

  7. Учусь постигать в каждом миге…

ОТВЕТЫ.

  1. … синь, упавшая в реку…

  2. … плясать и плакать у забора.

  3. …а в сердце светит Русь.

  4. ... “Кинь ты Русь, живи в раю!”…

  5. …голубую оставил Русь.

  6. …хорошо живётся на Руси.

  7. …коммуной вздыбленную Русь.

3 конкурс

Афоризмы”

У С.А.Есенина много строк, ставших афоризмами. Вспомните их и продолжите данные предложения:

  1. Так мало пройдено дорог,…

  2. Лицом к лицу лица не увидать…

  3. Жить нужно легче, жить нужно проще,…

  4. Если б не было ада и рая,…

  5. Коль нет цветов среди зимы,…

ОТВЕТЫ.

  1. …так много сделано ошибок.

  2. …Большое видится на расстоянье.

  3. …всё принимая, что есть на свете.

  4. …их бы выдумал сам человек.

  5. …то и жалеть о них не надо.

4 конкурс

Викторина

  1. (слайд 3) Какое из утверждений соответствует действительности?

  2. (слайд 4) На берегу какой реки родился С.Есенин?

  3. (слайд 5) Что Есенин говорил о сво1м происхождении? «У меня отец – крестьянин, ну а я …»

  4. ( слайд 6) Кем родители Есенина хотели видеть своего сына, выбрав для него определенное учебное заведение?

  5. ( слайд 7) Кем служил Есенин в армии, куда был призван в 1916 году?

  6. ( слайд 8) С кем в мае 1922 года Есенин отправился в заграничное путешествие?

ОТВЕТЫ.

  1. Родился 21 сентября.

  2. На берегу Оки.

  3. Крестьянский сын.

  4. Сельским учителем.

  5. Санитаром военно – полевого санитарного поезда.

  6. С американской танцовщицей Айседорой Дункан.

5 конкурс

Ах, вернисаж! Ах, вернисаж!”


(На специально оборудованном стенде или на классной доске помещены репродукции полотен известных русских художников, иллюстрации).

^ Какие строки из поэтических произведений С.А.Есенина вспоминаются вам, когда вы смотрите на эти полотна и иллюстрации?

После четырёх – пятиминутной подготовки ребята делятся своими впечатлениями, читают наизусть стихи.

 6 конкурс

Венок Есенину”


На доске символический венок с прорезями для других цветов (нарисованный или выполненный с помощью аппликации).

Раздаются карточки со строками из стихотворений поэта, в которых пропущены слова с названиями цветов. Нужно угадать, о каком растении идёт речь. Если ответ правильный, команда, взяв на столе учителя изображение цветка, “вплетает” его в венок (вставляет его в прорезь).

  1. Ах, ………..!Твой ли пыл
    Мне в душу песней позвонил
    И рассказал, что ……..
    Очей любимых далеки.




  1. В сердце ……. вспыхнувших сил.




  1. Лепестками …. расплескалась.




  1. Золото холодное луны,
    Запах олеандра и ……




  1. Ты не удержишься взглядом,
    Чтоб не припасть к ………

ОТВЕТЫ.

  1. Колокольчик, васильки,

  2. Ландыши,

  3. Роза,

  4. Левкоя,

  5. Гвоздикам.

7 конкурс

Эта песня в сердце отзовётся”


Музыкальный конкурс – аукцион: кто больше знает песен и романсов, написанных на стихи Есенина.

Далее – их исполнение ребятами и прослушивание музыкальных записей.

8. Стихотворение Н.Рыленкова

Снова настежь распахнуты сени…”

Снова настежь распахнуты сени,
Дует в дудку весны соловей.
Снова лёгкой походкой Есенин
По России проходит своей.
Нет ни горькой, ни сладкой отравы,
Все заклятья, все чары сняты.
Веют свежестью юности травы,
Пахнут первой любовью цветы.
Всеми росами Родины вымыт
Забияка и сорванец,
Знает он, что поэзия – климат,
Лучший климат для душ и сердец.
Не пугаясь моторного лая,
Держит песню весна на крыле.
Всё живущее благословляя,
Он идёт по зелёной земле.
Вот они, те просторы родные,
Где когда-то он рос под межой,
Где его научила Россия
Петь и плакать с открытой душой.
И за верность напевам заветным,
Для которых и грусть не беда,
Он останется тридцатилетним,
Молодым, как рассвет, навсегда.
Снова настежь распахнуты сени,
Дует в дудку весны соловей.
Снова лёгкой походкой Есенин
По России проходит своей.


Так на высокой лирической ноте завершается конкурс.

III. Итоги.

Определяется команда – победитель.

Литература



  1. Грибанов Б.Т. Женщины, любившие Есенина. – М.: “Терра – Книжный клуб”, 2002 г.

  2. Есенин С.А. Собрание сочинений в 3 т.- М.: “Правда”,1983 г.

  3. Кошечкин С.П. Весенней гулкой ранью…- М.:Дет. лит., 1984 г.

  4. Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха.- М.: Сов. Россия, 1979 г.

  5. Газета “Литература” (“Первое сентября”), №37, 1995 г.



Похожие:

Тема: Жизнь и творчество С. Есенина Цели iconРодная природа в стихотворениях С. А. Есенина
Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Есенина, показать своеобразие его лирики, пробудить желание глубже исследовать творчество...
Тема: Жизнь и творчество С. Есенина Цели iconМир мой древний Истоки поэзии С. А. Есенина
Музыка затихает, и ученик читает отрывок из рассказа В. П. Астафьева «Есенина поют»
Тема: Жизнь и творчество С. Есенина Цели iconТема: жизнь и творчество Н. В. Гоголя Цели
Пушкина в осознании Гоголем писательского призвания; расширить и углубить представления учащихся о ранее изученных произведениях...
Тема: Жизнь и творчество С. Есенина Цели iconХод урока по изучению стихотворения С. А. Есенина “Черемуха” в ІІI классе
Познакомить детей с творчеством поэта Есенина на примере стихотворения «Черёмуха»
Тема: Жизнь и творчество С. Есенина Цели iconТема Родины в творчестве С. Есенина ученица 8б класса моу «сош №2 г. Нариманов»
Серая, невзрачная, пугливая птичка. Так же без родины опустевшей становится и душа человека. У каждого из нас есть край, где все...
Тема: Жизнь и творчество С. Есенина Цели iconПрогулка – творчество «галерея асфальтовой живописи. Ранняя осень»
Ребята, сегодня наша прогулка будет не совсем обычной. А почему вы догадаетесь сейчас сами, когда я прочту отрывок из произведения...
Тема: Жизнь и творчество С. Есенина Цели iconТема Мировоззрение и творчество
Без четкой идейной направленности нет искусства. Весь талант, способность будущего руководителя любительского коллектива должны служить...
Тема: Жизнь и творчество С. Есенина Цели iconТема: Педагогика и жизнь
Цели: формирование у родителей позитивной позиции при решении проблемных ситуаций
Тема: Жизнь и творчество С. Есенина Цели iconПрограмма элективного курса «Память людская тоже жизнь»
Элективный курс «Память людская – тоже жизнь» (Творчество В. М. Шукшина) предлагается для учащихся 11 классов и рассчитан на 14 часов...
Тема: Жизнь и творчество С. Есенина Цели iconТема: Природа в музыке и поэзии Цели
Цели: показать красоту и величие русской природы через литературные и музыкальные произведения; повторить экологические правила;...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты