Ведущая потребность – игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая функция – восприятие. Особенности возраста: Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я» icon

Ведущая потребность – игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая функция – восприятие. Особенности возраста: Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я»



НазваниеВедущая потребность – игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая функция – восприятие. Особенности возраста: Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я»
Дата23.02.2014
Размер90.55 Kb.
ТипСправочники, творчество

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ


Ведущая потребность – в общении, в уважении, в признании самостоятельности ребёнка.

Ведущая потребность – игровая.

Переход от манипулятивной игры к ролевой.

Ведущая функция – восприятие.


ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА:

  1. Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я».

  2. Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим.

  3. Проявление смысловой структуры сознания.

  4. Ребёнок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм.

  5. Развитие происходит через общение. Со взрослыми общение становится внеситуативно- познавательным.

  6. Удерживает внимание 7-8 минут.

  7. Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

  8. При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я).



^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ:

  1. Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении.

  2. Способствовать проявлению всех видов активности ребёнка.

  3. Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо – плохо.

  4. Формирование умения действовать по правилам.

  5. Формировать умение сопереживать, сочувствовать. Формировать эмоциональную отзывчивость.

  6. Способствовать формированию позитивной самооценки ребёнка в процессе общения с взрослым.



НОВООБРАЗОВАНИЯ:

  1. Усвоение первичных нравственных норм.

  2. Самооценка.

  3. Появление элементов партнёрского общения.

^ ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ВЗРОСЛЫМ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА

3 ГОДА – может вести себя некоторое время нормально (хорошо):

  • Способен играть с другими детьми в игрушки и фантазийные игры;

  • Может помогать взрослым;

  • Может в какой-то мере быть чутким к переживаниям других;

  • Допускает внесение незначительных изменений в обещания взрослых.


^ НОРМАЛЬНОЕ (ПЛОХОЕ) ПОВЕДЕНИЕ:

  • Не хочет общаться и играть с другими детьми и взрослыми;

  • Не хочет заботиться о других;

  • Эмоционально глух к боли, причиняемой окружающим людям и животным;

  • Истерики, слёзы, крик.


^ СОВЕТЫ ВЗРОСЛОМУ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ПРЕДУПРЕДИТЬ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА:

  • Говорите своему малышу о любви к нему как можно чаще;

  • Целуйте его, обнимайте и берите на руки при каждом взаимном желании и возможности;

  • Избегайте ситуаций, в которых ребёнок вынужден подчиниться вашему требованию поневоле;

  • Терпеливо демонстрируйте культурные формы поведения в ответ на агрессию ребёнка;

  • Сопровождайте телесные контакты с ним словами нежности.


^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РЕБЕНКА 3-4 ГОДА

ПОКАЗАТЕЛИ

  • Активно использует речь, употребляя развернутые предложения, используя множественное число, согласует слова по родам, падежам и числам. Знает 250 слов;

  • Овладел начальными представлениями о количестве (один-много)

  • Имеет вполне конкретные представления о направлениях вперед-назад, вверх-вниз;

  • Знает основные цвета, включая черный и белый;

  • Задает много вопросов, слушает длинные сказки;

  • Выполняет задания, связанные с конструктивной деятельностью, путем целенаправленных проб или зрительного соотнесения: разбирают и складывают матрешку, вкладывают плоскостные и объемные фигуры в соответствующие им по форме прорези, складывают картинки, разрезанные на три-четыре части, конструируют из кубиков по образцу;

  • Дети могут играть без участия взрослого, разворачивать собственный сюжет и обставлять его в соответствии с собственным замыслом. Появляются первые элементы ролевого поведения в игре;

  • Ребенок более активно начинает замечать сверстников, проявлять к ним интерес, удовлетворяя потребность в общении со сверстниками, обучающих жизни среди себе подобных. Кооперирует в играх с другими детьми, соблюдая правила и не ссорясь;

  • Называет свое имя, фамилию, пол;

  • Развитие движений: подпрыгивает на двух ногах на месте и продвигаясь вперед. Спускается по лестнице, ставя ноги через ступеньку. Ловит брошенный мяч. Расстегивает пуговицы, завязывает шнурки, умеет пользоваться карандашом, зубной щеткой;

  • Мышление: умеет группировать предметы по классам (одежда, посуда, животные и др.);

  • Внимание и память: внимателен, запоминает стихи, соответствующие возрасту – быстро или медленно после повторения;

Если к трем годам ребенок не заговорил, это вызывает серьезное беспокойство и является обязательным поводом для консультации у логопеда, при необходимости – невропатолога, психоневролога, дефектолога. Ребенок пассивный, не проявляющий интерес к игре, к сверстникам, не освоивший игровые действия с игрушками, не подражающий маме в ее повседневных хлопотах, тоже вызывает тревогу. Не способный сосредоточиться на каком-либо действии, не выполняющий цепочки последовательных в сюжетной игре, хаотично переключающийся с одного предмета и действия на другое – вызывает тревогу не меньшую. Ребенок «речистый», употребляющий сложные обороты, но не умеющий сам надеть ботинки, есть, забраться на лестницу, сделать куличик из песка также нуждается в пристальном внимании со стороны взрослых.


^ Что должен знать и уметь ребёнок

к 3-м годам


Вид деятельности

Знания, умения, навыки детей



Ребёнок и окружающий мир

Различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты и овощи, виды транспорта.

Свободно ориентироваться в ближайшем окружении: узнавать свой дом и квартиру.

Знать имена членов своей семьи.

Вместе с взрослым заботиться о живых существах: поливать комнатные растения, кормить птиц, рыб.

Развитие речи

Иметь активный словарный запас ( не менее 1000-1200 слов).

Повторять за взрослым слово и небольшое предложение.

Ответить на понятный вопрос взрослого.

Поделиться информацией, пожаловаться на неудобство (замёрз, устал) и действия сверстника.

Сопровождать речью игровые и бытовые действия.

Слушать набольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Пользоваться речью как средством общения со сверстниками.

Развитие элементарных математических представлений

Различать понятия «много» и «один».

Различать предметы по величине (большой - маленький, больше-меньше).

Художественная литература

Слушать стихи, сказки, рассказы. При повторном их чтении проговаривать слова, небольшие фразы.

Рассматривать иллюстрации в знакомых книжках.

Читать стихи с помощью взрослого (А.Барто из цикла «Игрушки» и др.).

Рисование

Знать, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать.

Различать красный, синий, зелёный, желтый, белый, чёрный цвета.

Радоваться своим рисункам, называть то, что на них изображено.

Лепка

Знать, что из глины можно лепить, что она мягкая.

Раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук, отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.

Конструирование

Различать основные формы деталей строительного материала.

Различать основные формы деталей строительного материала.

С помощью взрослого строить разнообразные постройки.

Разворачивать игру вокруг собственной постройки.



^ Что должен знать и уметь ребёнок

к 4 годам

Вид деятельности

Знания, умения, навыки детей



Ребёнок и окружающий мир

Легко ориентироваться в ближайшем окружении: называть часто встречающиеся предметы, объяснять их назначение, выделять ряд свойств и качеств (цвет, форма, материал). Знать название своего города (посёлка, села); с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.

Определять состояние погоды (холодно, тепло, жарко, идёт дождь, дует ветер).

Знать некоторые характерные особенности времён года (опадают листья, выпал снег, побежали ручьи, распустились цветы)

Различать и называть части комнатных растений: стебель, листья, цветок.

Знать некоторых домашних и диких животных, их детёнышей.

Называть отличительные особенности внешнего вида животных (лиса- рыжая, у неё длинный, пушистый хвост; аквариумные рыбки живут в воде, плавают, едят корм).

Развитие речи

По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.

Употреблять в речи имена существительные, в форме ед. и мн. числа, обозначающие животных и их детёнышей; форму мн. числа существительных в родительном падеже( матрёшек, книг, ленточек, груш).

С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок.

Развитие элементарных математических представлений

Находить в окружающей обстановке один и много предметов.

Сравнивать группы предметов, используя приёмы наложения и приложения; определять, каких предметов больше (меньше); сравнивать два предмета, разных по величине (длине, высоте), определять, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже).

Понимать слова: верхний-нижний, слева-налево, справа-направо.

Различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы, и предметы круглой формы.

Художественная литература

Заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы.

Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы взрослого.

Читать наизусть потешки и небольшие стихотворения при минимальной помощи взрослого.

Рисование

Знать и различать название цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный) , познакомиться с оттенками (розовый, голубой, серый), подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.

Правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы. Набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать её всем ворсом в боночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета.

Изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные), в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.) Изображать предметы разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинации разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыплёнок, тележка, вагончик).

Украшать дымковскими узорами силуэты игрушек и предметов, вырезанных взрослыми (птичка, козлик, конь, блюдечко, рукавички).

Лепка

Отделять от большого куска глины или пластилина небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.

Лепить различные предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путём прижатия друг к другу.

Аппликация

Выкладывать на листе бумаги приготовленные взрослым детали разной формы, величины, цвета, раскладывая их в определённой последовательности, составляя задуманный ребёнком или заданный взрослым предмет, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу.

Аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеёнке), прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.

Конструирование

Знать, называть и использовать детали строительного материала (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трёхгранные призмы).

Уметь располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу. По периметру четырёхугольника). Ставить их плотно друг к другу, на определённом расстоянии (заборчик, ворота).

Сооружать постройки по собственному замыслу. Обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома - улица; стол, стул диван – мебель для кукол.

Различать части постройки по величине (большая – маленькая, длинная – короткая, высокая – низкая, узкая – широкая).



Похожие:

Ведущая потребность – игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая функция – восприятие. Особенности возраста: Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я» iconВозрастные особенности детей 3-4 лет
Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность». Основные потребности...
Ведущая потребность – игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая функция – восприятие. Особенности возраста: Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я» iconОсобенности организации проектно-исследовательской деятельности в основной и профильной школе Аксенова И. В
Интерес к себе и другим, высокая энергичность, быстрая смена интересов, ориентация на осуществление «авторского» действия в различных...
Ведущая потребность – игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая функция – восприятие. Особенности возраста: Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я» iconМетодическая система Ведущая глобальная идея
Ведущая глобальная идея: приоритетное значение духовных ценностей в сфере деятельности человека лежит в основе духовно-нравственного...
Ведущая потребность – игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая функция – восприятие. Особенности возраста: Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я» iconПравила игры : в игре участвуют три команды (гр. №2; №5; №6). Ведущая игры: Шейкина Ольга Викторовна. Нашу игру будет оценивать жюри в составе
Помочь родителям в содержательном общении друг с другом, развитии у них уверенности в своих воспитательных возможностях
Ведущая потребность – игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая функция – восприятие. Особенности возраста: Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я» iconМинистерство образования и науки РФ
Формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Ведущая потребность – игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая функция – восприятие. Особенности возраста: Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я» iconШилова Л. П. Моя методическая система учителя
Становление методической системы учителя проходит три этапа: формирование знаний о системе, конструирование системы и собственное...
Ведущая потребность – игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая функция – восприятие. Особенности возраста: Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я» iconВедущая: Добрый день. Я вас рада приветствовать в Независимом пресс-центре
Ведущая: Добрый день. Я вас рада приветствовать в Независимом пресс-центре. Как вы видите, мы начинаем работать после отпуска, сегодня...
Ведущая потребность – игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая функция – восприятие. Особенности возраста: Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я» iconСистема начального образования Л. В. Занкова
Ведущая цель этой дидактической системы оптимальное общее развитие каждого школьника. Концепция сформулирована в 60-е годы XX века....
Ведущая потребность – игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая функция – восприятие. Особенности возраста: Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я» iconВлияние артикуляционной гимнастики На формирование правильного звукопроизношения
Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга
Ведущая потребность – игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая функция – восприятие. Особенности возраста: Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я» iconТема : «Проектный метод организации сюжетно ролевой игры «Мы любим Театр»
Вашему вниманию представляется проектный метод организации сюжетно – ролевой игры «Мы любим театр»
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты