ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ
Ведущая потребность – в общении, в уважении, в признании самостоятельности ребёнка. Ведущая потребность – игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая функция – восприятие.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА: Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я». Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим. Проявление смысловой структуры сознания. Ребёнок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм. Развитие происходит через общение. Со взрослыми общение становится внеситуативно- познавательным. Удерживает внимание 7-8 минут. Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я).
^ Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении. Способствовать проявлению всех видов активности ребёнка. Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо – плохо. Формирование умения действовать по правилам. Формировать умение сопереживать, сочувствовать. Формировать эмоциональную отзывчивость. Способствовать формированию позитивной самооценки ребёнка в процессе общения с взрослым.
НОВООБРАЗОВАНИЯ: Усвоение первичных нравственных норм. Самооценка. Появление элементов партнёрского общения. ^ 3 ГОДА – может вести себя некоторое время нормально (хорошо): Способен играть с другими детьми в игрушки и фантазийные игры; Может помогать взрослым; Может в какой-то мере быть чутким к переживаниям других; Допускает внесение незначительных изменений в обещания взрослых.
^ Не хочет общаться и играть с другими детьми и взрослыми; Не хочет заботиться о других; Эмоционально глух к боли, причиняемой окружающим людям и животным; Истерики, слёзы, крик.
^ Говорите своему малышу о любви к нему как можно чаще; Целуйте его, обнимайте и берите на руки при каждом взаимном желании и возможности; Избегайте ситуаций, в которых ребёнок вынужден подчиниться вашему требованию поневоле; Терпеливо демонстрируйте культурные формы поведения в ответ на агрессию ребёнка; Сопровождайте телесные контакты с ним словами нежности.
^ ПОКАЗАТЕЛИ Активно использует речь, употребляя развернутые предложения, используя множественное число, согласует слова по родам, падежам и числам. Знает 250 слов; Овладел начальными представлениями о количестве (один-много) Имеет вполне конкретные представления о направлениях вперед-назад, вверх-вниз; Знает основные цвета, включая черный и белый; Задает много вопросов, слушает длинные сказки; Выполняет задания, связанные с конструктивной деятельностью, путем целенаправленных проб или зрительного соотнесения: разбирают и складывают матрешку, вкладывают плоскостные и объемные фигуры в соответствующие им по форме прорези, складывают картинки, разрезанные на три-четыре части, конструируют из кубиков по образцу; Дети могут играть без участия взрослого, разворачивать собственный сюжет и обставлять его в соответствии с собственным замыслом. Появляются первые элементы ролевого поведения в игре; Ребенок более активно начинает замечать сверстников, проявлять к ним интерес, удовлетворяя потребность в общении со сверстниками, обучающих жизни среди себе подобных. Кооперирует в играх с другими детьми, соблюдая правила и не ссорясь; Называет свое имя, фамилию, пол; Развитие движений: подпрыгивает на двух ногах на месте и продвигаясь вперед. Спускается по лестнице, ставя ноги через ступеньку. Ловит брошенный мяч. Расстегивает пуговицы, завязывает шнурки, умеет пользоваться карандашом, зубной щеткой; Мышление: умеет группировать предметы по классам (одежда, посуда, животные и др.); Внимание и память: внимателен, запоминает стихи, соответствующие возрасту – быстро или медленно после повторения; Если к трем годам ребенок не заговорил, это вызывает серьезное беспокойство и является обязательным поводом для консультации у логопеда, при необходимости – невропатолога, психоневролога, дефектолога. Ребенок пассивный, не проявляющий интерес к игре, к сверстникам, не освоивший игровые действия с игрушками, не подражающий маме в ее повседневных хлопотах, тоже вызывает тревогу. Не способный сосредоточиться на каком-либо действии, не выполняющий цепочки последовательных в сюжетной игре, хаотично переключающийся с одного предмета и действия на другое – вызывает тревогу не меньшую. Ребенок «речистый», употребляющий сложные обороты, но не умеющий сам надеть ботинки, есть, забраться на лестницу, сделать куличик из песка также нуждается в пристальном внимании со стороны взрослых.
^ к 3-м годам
Вид деятельности | Знания, умения, навыки детей | Ребёнок и окружающий мир | Различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты и овощи, виды транспорта. Свободно ориентироваться в ближайшем окружении: узнавать свой дом и квартиру. Знать имена членов своей семьи. Вместе с взрослым заботиться о живых существах: поливать комнатные растения, кормить птиц, рыб. | Развитие речи | Иметь активный словарный запас ( не менее 1000-1200 слов). Повторять за взрослым слово и небольшое предложение. Ответить на понятный вопрос взрослого. Поделиться информацией, пожаловаться на неудобство (замёрз, устал) и действия сверстника. Сопровождать речью игровые и бытовые действия. Слушать набольшие рассказы без наглядного сопровождения. Пользоваться речью как средством общения со сверстниками. | Развитие элементарных математических представлений | Различать понятия «много» и «один». Различать предметы по величине (большой - маленький, больше-меньше). | Художественная литература | Слушать стихи, сказки, рассказы. При повторном их чтении проговаривать слова, небольшие фразы. Рассматривать иллюстрации в знакомых книжках. Читать стихи с помощью взрослого (А.Барто из цикла «Игрушки» и др.). | Рисование | Знать, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать. Различать красный, синий, зелёный, желтый, белый, чёрный цвета. Радоваться своим рисункам, называть то, что на них изображено. | Лепка | Знать, что из глины можно лепить, что она мягкая. Раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук, отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу. | Конструирование | Различать основные формы деталей строительного материала. Различать основные формы деталей строительного материала. С помощью взрослого строить разнообразные постройки. Разворачивать игру вокруг собственной постройки. |
^ к 4 годам Вид деятельности | Знания, умения, навыки детей | Ребёнок и окружающий мир | Легко ориентироваться в ближайшем окружении: называть часто встречающиеся предметы, объяснять их назначение, выделять ряд свойств и качеств (цвет, форма, материал). Знать название своего города (посёлка, села); с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них. Определять состояние погоды (холодно, тепло, жарко, идёт дождь, дует ветер). Знать некоторые характерные особенности времён года (опадают листья, выпал снег, побежали ручьи, распустились цветы) Различать и называть части комнатных растений: стебель, листья, цветок. Знать некоторых домашних и диких животных, их детёнышей. Называть отличительные особенности внешнего вида животных (лиса- рыжая, у неё длинный, пушистый хвост; аквариумные рыбки живут в воде, плавают, едят корм). | Развитие речи | По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось. Употреблять в речи имена существительные, в форме ед. и мн. числа, обозначающие животных и их детёнышей; форму мн. числа существительных в родительном падеже( матрёшек, книг, ленточек, груш). С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок. | Развитие элементарных математических представлений | Находить в окружающей обстановке один и много предметов. Сравнивать группы предметов, используя приёмы наложения и приложения; определять, каких предметов больше (меньше); сравнивать два предмета, разных по величине (длине, высоте), определять, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже). Понимать слова: верхний-нижний, слева-налево, справа-направо. Различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы, и предметы круглой формы. | Художественная литература | Заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы. Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы взрослого. Читать наизусть потешки и небольшие стихотворения при минимальной помощи взрослого. | Рисование | Знать и различать название цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный) , познакомиться с оттенками (розовый, голубой, серый), подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам. Правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы. Набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать её всем ворсом в боночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные), в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.) Изображать предметы разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинации разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыплёнок, тележка, вагончик). Украшать дымковскими узорами силуэты игрушек и предметов, вырезанных взрослыми (птичка, козлик, конь, блюдечко, рукавички). | Лепка | Отделять от большого куска глины или пластилина небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Лепить различные предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путём прижатия друг к другу. | Аппликация | Выкладывать на листе бумаги приготовленные взрослым детали разной формы, величины, цвета, раскладывая их в определённой последовательности, составляя задуманный ребёнком или заданный взрослым предмет, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу. Аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеёнке), прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой. | Конструирование | Знать, называть и использовать детали строительного материала (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трёхгранные призмы). Уметь располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу. По периметру четырёхугольника). Ставить их плотно друг к другу, на определённом расстоянии (заборчик, ворота). Сооружать постройки по собственному замыслу. Обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома - улица; стол, стул диван – мебель для кукол. Различать части постройки по величине (большая – маленькая, длинная – короткая, высокая – низкая, узкая – широкая). | |