|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «ЛАД» ЗАТО г. Радужный ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫВ РАМКАХ ОБЛАСТНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИТема ОЭР: «Технопарк в учреждении дополнительного образования детей». Директор ЦВР «ЛАД»: Максимова Е.Д.Научный руководитель: Попова И.Н., кандидат педагогических наук, доцентг. Радужный 2011 ^
^ В ХХI одной из стратегических задач развития России является достижения нового уровня экономического и социального развития, статусу мировой державы, обеспечивающей национальную безопасность страны и занимающей передовые позиции в мировом сообществе в условиях глобальной экономической конкуренции. Конкурентоспособность возможна только в том случае, если инновационная экономика основана на высоких технологиях, значительном интеллектуальном потенциале специалистов высокотехнологичного производства. Развитие же нашего общества в значительной степени зависит от уровня развития материального производства, где в настоящее время в наибольшей степени испытывается дефицит в квалифицированных специалистах. Кроме того, в настоящее время учреждения профессионального образовании готовят только 1,9% специалистов для высокотехнологичного производства, а в учреждения профессионального образования технической сферы приходят выпускники имеющие низкий уровень общего образования (А.А. Фурсенко). Вместе с тем, стержнем трудовой активности выступает ныне умение каждого специалиста технически грамотно мыслить, рационально и эффективно работать. Одним из факторов способствующих развитию интереса обучающихся к специальностям технической сферы является формирования осознанного профессионального выбора является их вовлечение в занятия научно-техническим творчеством. Что в свою очередь будет способствовать качеству общеобразовательной подготовки по предметам естественнонаучной направленности и следовательно повышению качества подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования. Научное творчество - это вид творческой деятельности, ведущей к созданию принципиально новых и социально значимых духовных продуктов - знаний, используемых в дальнейшем во всех сферах материального и духовного производства. Техническое же творчество - вид творческой деятельности по созданию материальных продуктов - технических средств, образующих искусственное окружение человека ─ техносферу; оно включает генерирование новых инженерных идей и их воплощение в проектной документации, опытных образцах и в серийном производстве. В современных условиях научно-техническое творчество - это основа инновационной деятельности. Творчество – это специфичная для человека деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Поэтому процесс развития научно-технического творчества является важнейшей составляющей современной системы образования. Усвоение основ научно-технического творчества, творческого труда поможет будущим специалистам повысить профессиональную и социальную активность, а это, в свою очередь, приведет к сознательному профессиональному самоопределению по профессиям технической сферы, повышению производительности, качества труда, ускорению развития научно – технической сферы производства. Основной целью развития научно-технического творчества школьников является выявление и поддержка одаренных обучающихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов. Конечно же, главное направление – это выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей и создание научных работ и проектов. Научно-техническое творчество - это основа инновационной деятельности. Поэтому научно-техническое творчество является важнейшей составляющей образования. Практика становления профильного обучения во взаимосвязи и преемственности основного и дополнительного образования свидетельствует, о том, что проектирование новых педагогических систем, в том числе и систем научно-технического образования, это комплексная задача, решение которой требует взаимодействия усилий не только педагогов и родителей, но и муниципальной администрации, специалистов местных промышленных предприятий, организаций и профильных вузов. В связи с этим возникает проблема: как смоделировать такую педагогическую систему, которая бы отвечала тенденциям устойчивого развития современного общества и одновременно позволила бы достичь равновесия интересов гуманитариев и технократов в подготовке школьников к продуктивному участию в научно-техническом прогрессе и мотивировать их на освоение инженерно-технических и военно-технических профессий. Для решения названной проблемы необходимо преодолеть следующие противоречия: - лавинообразное нарастание объема информации о достижениях науки, техники и снижение количества часов в учебном плане общеобразовательной школы по предметам естественно-научного и производственно-технического циклов; - возрастание интереса подростков к новым направлениям науки и техники и недостаток оснащения материально-технической базы школы для развития деятельности объединений школьников по техническому профилю; - стремление педагогов к инновационной деятельности и отсутствие у них опыта творческой, научно-исследовательской продуктивной деятельности в области науки, техники и производства.
В Центре внешкольной работы имеются все необходимые условия для развития инновационной деятельности. В первую очередь, к ним относятся устойчивые связи и отношения с предприятиями города и их высококвалифицированными инженерными кадрами, составляющими высокий научный потенциал города, наличие квалифицированных педагогических кадров ЦВР. Основой научно-инновационного потенциала г. Радужный является федеральное казенное предприятие «Государственный лазерный полигон «Радуга», Научно-образовательный центр фотоники и оптоэлектроники. Центр внешкольной работы «Лад» - многопрофильное учреждение дополнительного образования. Содержание программы развития Центра включает учебно-воспитательную работу, управление реализацией программ, методическую обеспеченность, программ, методику педагогического мониторинга, методические разработки и рекомендации. В ЦВР выделяются 4 основных содержательных блока: образование, творчество, социальный опыт, культурно-развивающий досуг. Организация Центра характеризуется следующими особенностями: -массовым приемом детей в коллективы, контингентом детей, в основном со средним творческим потенциалом, с неустойчивым интересом и познавательной потребностью; - сотрудничеством с общеобразовательными школами, дошкольными учреждениями, предприятиями города и области; - ориентацией учебно-воспитательного и творческого процесса на профессиональное самоопределение, созданием условий для выявления способностей воспитанников и их реализации в процессе творчества, имеющий воспитательный и развивающий характер, самостоятельного выбора вида деятельности, исследовательской деятельности; - свободным образованием на основе принципа добровольности, что с одной стороны делает дополнительное образование доступным, демократичным, а с другой стороны, усложняет педагогические задачи по закреплению и углублению интереса, преобразованию его в потребность;
Всеми видами деятельности ЦВР охвачены дети и молодежь в возрасте от 5 до 18 лет. Штатная численность педагогов Центра внешкольной работы – 28 чел: 3 руководителя, 22 педагога дополнительного образования, 3 педагога–организатора, 1 - психолог, 2 – музыкальных руководителя.
В настоящее время для реализации ОЭР по теме «Технопарк в учреждении дополнительного образования детей» в ЦВР имеется специализированное программное обеспечение: - программа для объемного фрезерования MODELA Player; - программа для создания трехмерных моделей 3D Engrave; - программа для визуализации процесса обработки – Virtual MODELA; - программа, предназначенная для выполнения 2,5D гравировки Dr. Engrave; - многофункциональный пакет для сканирования Dr. PICZA 3; - CAM система MODELA Player 4; - пакет программно-методического обеспечения для разработки управляющим программ и пространственного компьютерного моделирования Art CAM, Delcam plc; - программное обеспечение для конструирования и изучения робототехники ПервоРобот NXT 2,0; - программное обеспечение для черчения и моделирования Autodesk AutoCAD 20106; - пакет программного обеспечения для дизайна и верстки Adobe Creative Suite 4 Design Standard. ЦВР «Лад» предоставляет детям и молодежи города образовательные услуги в их свободное от учебы время на основе добровольного выбора ими области, вида деятельности, направления, профиля программы и времени ее освоения. Образовательные виды деятельности направлены на развитие познавательных и творческих способностей детей. Образовательный процесс имеет личностно-ориентированный характер и его основой является гуманизация отношений между детьми, родителями и педагогами. Количество детей, охваченных образовательными услугами ЦВР:
Работа ЦВР осуществляется по направлениям:
В 2011-2012 учебном году планируется открытие новых направлений научно-технического творчества: - Компьютерное моделирование, конструирование и программирование; - Робототехника; - Лего-конструирование; - Сайтостроение; - СМИ (Детское телевидение); - создание виртуального техномузея. Для реализации данных направлений имеется достаточная материально-техническая база, создан банк образовательных программ научно-технического направления:
2. Теоретико-методологическое обоснование. Цели и задачи ОЭР Концепция эксперимента опирается на ряд государственных документов: Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 ( Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (Принят Государственной Думой 12 июля 1995 года; Одобрен Советом Федерации5 января 1996 года). Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования (Правительство РФ Пост. от 07.03.1995 г. N 233, в ред. Пост. Пр. РФ от 22.02.97 N 212). Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (от 25.05.2002). Концепция отражает реализацию конституционных прав и свобод гражданина России в освоении содержания, форм и методов образования: - право на участие в творческих объединениях; - свободу выбора направлений и форм творческой деятельности, охрану интеллектуальной собственности (изобретений и открытий); - обязанность сохранять наследие выдающихся российских ученых, инженеров, изобретателей. ^ одобрена распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2006 г. N 328-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 25.12.2007 N 1912-р). Правительственная комиссия под председательством вице-премьера Сергея Иванова согласилась продлить до 2014 года программу по развитию российских технопарков в сфере высоких технологий. Концепция определяет стратегию и перспективы развития образования в сфере техники и технического творчества в единстве целей, задач и средств их достижения на основе анализа особенностей развития техники как социально-экономического и культурологического явления. Анализ феномена техники показывает, что можно говорить о трех основных подходах при его рассмотрении — технократическом, естественнонаучном и социокультурном - это позволяет говорить о полинаправленности реализации данного феномена. Исходной предпосылкой технократического подхода является убеждение в том, что современный мир — это мир технический и что техника представляет собой систему средств, позволяющих решать основные цивилизационные проблемы и задачи, не исключая и тех, которые порождены самой техникой. При этом частью технократического подхода является гуманистическое утверждение о том, что техника работает на благо человека и культуры. ^ являются современные педагогические идеи личностно-ориентированного обучения в творческой деятельности (В.А.Беликов, В.А.Горский, В.В.Сериков, И.С.Якиманская, и др.); идеи поэтапного развития, самоопределения, саморегуляции и самоактуализации сущностных качеств индивида (В.В.Давыдов, В.И. Панов, Ю.М., А.И. Тубельский и др.); идеи синергетики (С. П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, Г. Хакен, Ю.В. Шаронин и др.); идеи профилизации, дифференциации и индивидуализации обучения на основе создания ситуации успеха и диалога относительно “я-концепции”: "я-реального" и “я-идеального”; (В.С. Леднев, М.В.Рыжаков, А.А.Кузнецов, С.Н. Чистякова, И.А. Сасова и др.); идеи «совместного творчества в учебно-познавательной деятельности” (С.А. Смирнов и др.); идеи продуктивной деятельности и образования (Н.Б. Крылова и др.). Вышеназванные идеи опираются на принципы организации продуктивной познавательной деятельности учащихся: 1. Отношение к ребенку как к субъекту деятельности, признание его права на собственное мнение и индивидуальный маршрут развития. 2. Формирование личностного (субъект-субъектного) стиля взаимоотношений учащегося со сверстниками и педагогами. 3. Организация активного взаимодействия учащихся со сверстниками и создание ситуаций взаимообогащения в чередовании ролей получающего и дающего. 4. Создание положительного эмоционального фона обучения, атмосферы эмоционального подъема и ощущения успеха, формирование чувства уверенности и защищенности. 5. Удовлетворение стремления детей участвовать в интересной творческой продуктивной деятельности и тем самым компенсировать отсутствие или недостаточное количество времени для освоения опыта самостоятельной познавательной, творческой, продуктивной деятельности. Практика становления профильного обучения во взаимосвязи и преемственности основного и дополнительного образования свидетельствует, о том, что проектирование новых педагогических систем, в том числе и систем научно-технического образования, это комплексная задача, решение которой требует взаимодействия усилий не только педагогов и родителей, но и муниципальной администрации, специалистов местных промышленных предприятий, организаций и профильных вузов. В связи с этим возникает проблема: как смоделировать такую педагогическую систему, которая бы отвечала тенденциям устойчивого развития современного общества и одновременно позволила бы достичь равновесия интересов гуманитариев и технократов в подготовке школьников к продуктивному участию в научно-техническом прогрессе. ^ Идея ОЭР: создание на базе учреждения дополнительного образования детей технопарка как предпосылки нового витка развития инновационных процессов в условиях полинаправленности деятельности ЦВР. ^ инновационные процессы в УДОД . Предмет ОЭР: развитие на базе ЦВР техносферы как условия стимулирования инновационных процессов в учреждении дополнительного образования детей Цель ОЭР: создание системы поддержки и развития научно-технического творчества учащихся и молодежи в условиях инновационной развивающейся образовательной среды ЦВР. ^ 1. Содействовать развитию творческого потенциала детей и молодежи, развитию детской одаренности посредством интеграции и активизации интеллектуальных, информационных, материально-технических и финансовых ресурсов Центра внешкольной работы «Лад», посредством открытия технопарка. 2.Разработать механизм межведомственного взаимодействия, обеспечивающий интеграцию ресурсов для развития исследовательского и научно-технического творчества учащихся и молодежи. 3. Разработать структуру деятельности технопарка ЦВР в условиях инновационных преобразований как систему исследовательских лабораторий: «Лаборатория робототехники», «Лаборатория масс-медиа», «Лаборатория «Виртуальный музей», «Лаборатория спортивно-технического творчества», «Лаборатория синтезации художественного мира» и др. 4. Разработать и модернизировать программно-методическое обеспечение развития приоритетных направлений деятельности в условиях ОЭР. 5. Обеспечить координацию инновационной деятельности по развитию научно-технического творчества детей, учащихся и молодежи. 6. Организовать повышение квалификации педагогов и подготовку научно-педагогических кадров для создания системы тьюторской поддержки учащихся и научного руководства научно-исследовательской, конструкторской и проектной деятельностью детей и молодежи. ^ 1.Полинаправленность деятельности технопарка в УДОД; 2.Внедрение технологии индивидуальной образовательной программы, как необходимого условия реализации поисково - исследовательской деятельности; 3.Развитие нетрадиционных для региона направлений деятельности; 4.Развитие возможности для реализации ФГОС. Ожидаемый результат:
^ Программа реализуется с 2011 по 2016 год в три этапа: 1 этап (2001-2012 гг.) - накопление информации по теме эксперимента, поиск кадров, разработка программно-методического обеспечения, создание проектно-исследовательских лабораторий на базе ЦВР, поиск оптимальных вариантов реализации инновационной идеи на практике; проведение семинаров, модельных занятий, тренировок с педагогами с целью обучения и определения готовности к способности работать в инновационном режиме (проводить исследовательскую работу, работать в интерактивных формах, работать с применением новых педагогических технологий, осуществлять диагностику и мониторинг).; 2 этап (2012-2014 гг.) – внедрение программы эксперимента, апробация образовательных программ научно-технического направления, развитие деятельности проектно-исследовательских лабораторий ЦВР, обеспечение координации деятельности образовательных учреждений, предприятий для развития, разработка и внедрения в образовательный процесс технологий и методик обеспечивающих развитие ключевых компетентностей всех участников образовательного процесса, отслеживание промежуточных результатов, корректировка программы эксперимента. 3 этап (2014-2015 гг.) – обобщение и прогнозирование в развитии эксперимента, анализ хода и результатов ОЭР с целью определения перспектив в развитии ЦВР. ^ Структура содержания деятельности «Технопарка в УДОД»
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов ОЭР. 1. Мониторинг личностного развития воспитанников ЦВР «ЛАД». 2. Мониторинг достижений воспитанников. 3. Анализ уровня подготовленности учащихся, осваивающих образовательные программы ЦВР «ЛАД». 4.Мониторинг роста профессиональной компетентности педагогического коллектива.
^ 1. Наличие программы эксперимента - основного документа организации ОЭР, где представлены основные идеи ОЭР, цели, исходные теоретические положения, методы, этапы ОЭР и прогнозируемые результаты работы по каждому этапу. 2. Наличие перечня научной психолого-педагогической и методической литературы, обеспечивающей программу ОЭР. 3. Наличие кадрового, экономического, материально-технического и научного обеспечения эксперимента. 4. Наличие нормативно-правового обеспечения опытно-экспериментальной работы. 5. Обеспечение функционирования средств контроля с целью анализа достоверности результатов ОЭР. ^ по окончанию ОЭР. Заявленная в основных документах системы образования гуманистическая парадигма требует на практике своего технологического обеспечения. Данное технологическое обеспечение на сегодняшний день представлено в рекомендациях психологов с опорой на работы А. Маслоу и К. Роджерса. Подобные рекомендации носят разрозненный характер, не представляя системное видение сопровождения индивидуальной траектории личностного развития детей и подростков в условиях дополнительного образования. Отсюда, разработка и реализация данной идеи на практике является крайне проблематичной. Исходя из концепции и программы ОЭР, а также намеченных результатов, по окончании ОЭР предполагается осуществить ряд мероприятий по возможному распространению представленной инициативы. Среди них:
|
![]() | Программа оэр моу сош №14 «Зелёный шум» г. Волжского Тема опытно-экспериментальной работы ... | ![]() | Программа экспериментальной работы Миронова Наталья Егоровна – классный руководитель экспериментальной площадки |
![]() | Фио научного руководителя, консультанта Программа работы опытно-экспериментальной площадки мбоу нош №3 г. Балея Забайкальского края (2013-2017 гг) | ![]() | Программа опытно-экспериментальной деятельности моу «сош №1 р п. Базарный Карабулак Саратовской области» по созданию Управляющего совета ... |
![]() | Учитель-эспериментатор: Назарова Н. Н С 2006 года включилась в опытно-экспериментальную работу в рамках экспериментальной площадки, открытой на базе средней школы №25... | ![]() | Сведения об образовательных учреждениях, имеющих статус опытно-экспериментальной площадки или ресурсного центра районного уровня Таблица № Сведения об образовательных учреждениях, имеющих статус опытно-экспериментальной площадки или ресурсного центра районного... |
![]() | Анализ деятельности экспериментальной площадки моу оош №7 за 2010-2011 год Тема экспериментальной площадки: «Внедрение программного комплекса «Система администрирования деятельности оу «С: ХроноГраф Школа... | ![]() | План опытно-экспериментальной работы на 2012 год ... |
![]() | Справка по результатам работы экспериментальной площадки моу сош №8 за 2009 – 2010 учебный год моу сош №8 третий год работает по экспериментальной программе Моу сош №8 третий год работает по экспериментальной программе «Формирование творческого потенциала личности учащегося в условиях... | ![]() | Программа кружка юных журналистов «Отрытый мир» Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, реализуется в рамках работы экспериментальной... |