ГИА-2010: Экзамен в новой форме: Литература: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме\ авт.-сост. А.В.Фёдоров, Л.В.Новикова, Е.А.Зинина.- М.: АСТ: Астрель,2010. (Федеральный институт педагогических измерений) ЗАДАНИЯ ИЗ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ВАРИАНТА 2009 ГОДА ЧАСТЬ 1 Вариант 1 Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания 1.1.1—1.1.5. Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение. День отъезду моему был назначен. Накануне батюшка объявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и потребовал пера и бумаги. — Не забудь, Андрей Петрович, — сказала матушка, — поклониться и от меня князю Б.; я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями. — Что за вздор! — отвечал батюшка нахмурясь. — С какой стати стану я писать к князю Б.? — Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши? — Ну, а там что? — Да ведь начальник Петрушин — князь Б. Ведь Петруша записан в Семёновский полк. — Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон1. Записан в гвардии! Где его пашпорт? Подай его сюда. Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в её шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. Батюшка прочёл его со вниманием, положил перед собою на стол и начал своё письмо. Любопытство меня мучило: куда ж отправляют меня, если уж не в Петербург? Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно. Наконец он кончил, запечатал письмо в одном пакете с паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством». Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием. Но спорить было нечего. На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в неё чемодан, погребец с чайным прибором и узлы с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства. Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». (А. С. Пушкин. «Капитанская дочка») __________________________________________________ 1 Шаматон — (разг. устар.) шалопай, бездельник. Для выполнения заданий 1.1.1—1.1.4 запишите сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развёрнутый связный ответ (примерный объём 3—5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на приведённый фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения). 1.1.1. Как характеризует Андрея Петровича Гринёва его решение не посылать сына в Петербург? 1.1.2. С какой целью Пушкин обращает наше внимание на такую деталь: матушка подаёт паспорт «дрожащею рукою»? 1.1.3. Готов ли Петруша к самостоятельной жизни? 1.1.4. Какая тема доминирует в предложенном фрагменте? Для выполнения задания 1.1.5 запишите сначала номер задания, а затем дайте развёрнутый связный ответ (примерный объём 5—8 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на приведённый фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения). 1.1.5. Фрагмент завершается наказом Гринёва-старшего сыну. Сравните это напутствие с отцовским наставлением, упоминаемым в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (ниже приведён фрагмент действия 4 явления 12). К каким выводам привело вас это сопоставление? ^ И вам не совестно? Молчалин Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. ^ Сказать, сударь, у вас огромная опека! Молчалин И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека... (А. С. Грибоедов. «Горе от ума») Вариант 2 Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания 1.2.1—1.2.5 МОРЕ Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою. Что движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя напряжённая грудь? Иль тянет тебя из земныя неволи Далёкое, светлое небо к себе?.. Таинственной, сладостной полное жизни, Ты чисто в присутствии чистом его: Ты льёшься его светозарной лазурью, Вечерним и утренним светом горишь, Ласкаешь его облака золотые И радостно блещешь звездами его. Когда же сбираются тёмные тучи, Чтоб ясное небо отнять у тебя — Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу... И мгла исчезает, и тучи уходят, Но, полное прошлой тревоги своей, Ты долго вздымаешь испуганны волны, И сладостный блеск возвращённых небес Не вовсе тебе тишину возвращает; Обманчив твоей неподвижности вид: Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, Ты, небом любуясь, дрожишь за него. (В.А. Жуковский) Для выполнения заданий 1.2.1—1.2.4 запишите сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развёрнутый связный ответ (примерный объём 3—5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на текст произведения. 1.2.1. Почему поэт обращается к морю, как к живому существу? 1.2.2. Как соотнесены в стихотворении образы моря и неба? 1.2.3. Каким предстаёт лирический герой стихотворения? 1.2.4. В чём заключается роль эпитетов в стихотворении «Море»? Для выполнения задания 1.2.5 запишите сначала номер задания, а затем дайте развёрнутый связный ответ (примерный объём 5—8 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на приведённые художественные тексты. 1.2.5. Что сближает стихотворение «Море» В.А. Жуковского с приведённым ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное...»? Как хорошо ты, о море ночное, — Здесь лучезарно, там сизо-темно... В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно... На бесконечном, на вольном просторе Блеск и движенье, грохот и гром... Тусклым сияньем облитое море, Как хорошо ты в безлюдье ночном! Зыбь ты великая, зыбь ты морская, Чей это праздник так празднуешь ты? Волны несутся, гремя и сверкая, Чуткие звезды глядят с высоты. В этом волнении, в этом сиянье, Весь, как во сне, я потерян стою — О, как охотно бы в их обаянье Всю потопил бы я душу свою... (Ф.И. Тютчев) Ответы учителей на вопросы 1.1.1. и 1.2.1. Задание 1.1.1. По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Как характеризует Андрея Петровича Гринёва его решение не посылать сына в Петербург? Ответ 1 Решение не посылать сына в Петербург характеризует Гринёва-старшего как честного, порядочного человека, верного слугу Отечества, а также как строгого и разумного родителя. Для него служение Отечеству — долг чести дворянина и гражданина, не совместимый с поиском лёгких путей в стремлении к собственной выгоде. Служба в столице, по его мнению, развращает своей ■ беззаботностью, доступностью незаслуженных наград и удовольствий. Андрей Петрович здраво оценивает своего сына, его истинные потребности и поэтому хочет, чтобы тот прошёл настоящую жизненную школу, духовно окреп, возмужал и вырос порядочным человеком, верным законам дворянской чести. Этому способствует простая, суровая армейская жизнь вдали от соблазнов и привилегий. Ответ 2 В приведённом эпизоде Гринёв-старший выглядит человеком суровым, он не учитывает эмоции любящей матушки, не считает нужным развёрнуто поговорить с сыном. В романе есть и другие эпизоды, выявляющие деспотичность и резкость характера батюшки (в чём-то напоминающего старого князя Болконского из романа Л. П. Толстого). Вспомним «волнение желчи», которое вызывает у него чтение Придворного Календаря: здесь видна натура вспыльчивая, болезненно реагирующая на чужой успех. Безапелляционность в принятии решения за других проявилась в том, как Андрей Петрович Гринёв поначалу отказался благословить женитьбу сына на Маше Мироновой. Задание 1.2.1. По стихотворению В.А. Жуковского «Море». Почему поэт обращается к морю, как к живому существу? Ответ 1 Обращение к морю, как к живому существу, определяется содержанием стихотворения, его главной мыслью. Приём одушевления природы позволяет в подтексте стихотворения построить параллель между образом моря и жизнью человеческой души. «Смятенная любовь» и «тревожная дума» моря помогает глубже почувствовать порывы человеческой души к «далёкому небу», идеальному и совершенному. Ответ 2 Величественная стихия становится способом художественного познания внутреннего мира человека, а риторическое по сути обращение к морю как к живому существу содержит вечные вопросы пытливого человеческого разума, стремящегося постичь тайну мироздания. Будучи поэтом-романтиком, В.А. Жуковский с особым вниманием и интересом относится ко всем проявлениям эмоциональной жизни человека, распространяет их и на природную стихию. Море воплощает в себе важнейшие стороны личности романтического героя — жажду любви, стремление к свободе, неуспокоенность и мятежность. Комбинированные ответы на вопросы 1.1.2—1.1.4 Демонстрационного варианта Задание 1.1.2. По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». С какой целью Пушкин обращает наше внимание на такую деталь: матушка подаёт паспорт «дрожащею рукою»? Ответ Автор хочет показать при помощи этой детали, что мать Петруши в смятении. Теперь, когда паспорт вынут из заветной шкатулки, расставание с единственным сыном стало неотвратимо близким. Но главное далее не в этом: отец неожиданно переменил своё решение, и теперь Петрушу вместо лёгкого столичного времяпрепровождения ждёт трудная армейская жизнь в далёкой стороне, а может быть, даже участие в военных действиях («пускай ...пороху понюхает»). Мать пугает суровость решения отца и неизвестность предстоящей сыну судьбы. Задание 1.1.3. Готов ли Петруша к самостоятельной жизни? Ответ С одной стороны, у Петруши нет страха перед отъездом из дома, он жаждет новых впечатлений, мечтает о «весёлой петербургской жизни». С другой стороны, Петруша ещё не в полной мере готов к самостоятельной жизни, он и. ближайшее своё будущее оценивает как-то очень по-мальчишески, в координатах «весело-грустно». Искренне стремясь к самостоятельности, он огорчается лишь из-за крушения «блестящих» надежд, связанных со столичной службой. Гринёву пока не хватает жизненного опыта и ещё только предстоит осознать глубокий смысл отцовского напутствия. Именно поэтому ему пора отрываться от родительской семьи и взрослеть, то есть становиться духовно самостоятельной личностью, способной нести ответственность за собственный выбор. Задание 1.1.4. Какая тема доминирует в предложенном фрагменте? Ответ Главными темами предложенного фрагмента являются тема семьи, тема «отцов и детей», тема обманутых надежд (не только Петруши, но и матушки), тема воспитания, которая, безусловно, доминирует. Именно воспитательными целями обусловлено решение отца о месте службы Гринёва-младшего. Представления о дворянской чести и гражданском долге, в духе которых хочет воспитать сына Андрей Петрович, выражены в его напутствии, завершающем фрагмент. Неслучайно последняя фраза фрагмента повторяет эпиграф ко всему роману — народная пословица «береги честь смолоду» указывает на важнейшую из нравственных категорий, значимость которой откроется Петру после суровых жизненных испытаний. Комбинированные ответы на вопросы 1.2.2—1.2.4 Демонстрационного варианта Задание 1.2.2. По стихотворению В.А. Жуковского «Море». Как соотнесены в стихотворении образы моря и неба? Ответ С одной стороны, образы моря и неба соотносятся по принципу контраста, за которым угадывается традиционное для романтизма противопоставление реального («земная неволя») и идеального, дольнего и горнего. С другой стороны, эти же образы дополняют друг друга и предстают в стихотворении не просто трагически разделёнными, а гармонично связанными, даже родственными стихиями, показывающими мироздание в его целостности. Море созерцает небо и «думою» устремлено к нему, оно «чисто в присутствии чистом его». В стихотворении есть третья сила (тучи, «враждебная мгла»), которая мешает осуществлению мечты — примирению и слиянию моря и неба, а может быть, мира человеческой души и внешнего мира величественных стихий. Задание 1.2.3. Каким предстаёт лирический герой стихотворения? Ответ Лирический герой стихотворения предстаёт человеком, тонко чувствующим красоту природы, умеющим через неё ощутить гармонию мироздания. Важным для понимания состояния лирического героя является эпитет «очарован». Герой заворожен не только великолепной картиной морского пейзажа, но и вечными вопросами о «глубокой тайне», о смысле бытия, ответы на которые следует искать в подтексте стихотворения. Лирический герой постигает смысл бытия в вечном стремлении к недостижимому, к идеальному. Настроению лирического героя, его натуре глубоко созвучна бесконечная изменчивость, неутомимость внутренней жизни морской стихии, таящей в себе неисчерпаемую энергию преображения. Задание 1.2.4. В чём заключается роль эпитетов в стихотворении «Море»? Ответ Эпитеты в стихотворении «Море» являются одним из основных изобразительных средств, позволяющих постичь поэтическую мысль Жуковского. Они дают возможность строить пластические образы моря («лазурное море», «необъятное лоно»), и неба («светозарная лазурь», «облака золотые»). Во многом' благодаря им природная стихия предстает очеловеченной, способной к переживаниям и чувствам («напряжённая грудь», «испуганны волны»). Эпитеты создают определённое психологическое напряжение («тревожная дума», «смятенная любовь»). Именно благодаря эпитетам пейзаж становится средством раскрытия душевного состояния лирического героя. |
![]() | Гиа-2010: Экзамен в новой форме: Литература: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме\ авт сост. Гиа-2010: Экзамен в новой форме: Литература: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной... | ![]() | Федеральный институт педагогических измерений рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2010 году Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы в новой форме осуществляется в 2010 году по 13 предметам на основе... |
![]() | Федеральный институт педагогических измерений рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2012 году Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы в новой форме осуществляется в 2012 г по 14 предметам на основе... | ![]() | Федеральный институт педагогических измерений рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2012 году Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы в новой форме осуществляется в 2012 г по 14 предметам на основе... |
![]() | Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы в новой форме осуществляется в 2013 году по 14 предметам на основе централизованно разработанных экзаменационных материалов Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой)... | ![]() | Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы в новой форме осуществляется в 2013 году по 14 предметам на основе централизованно разработанных экзаменационных материалов (по материалам фипи) Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой)... |
![]() | Федеральный институт педагогических измерений рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2009 году Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы в новой форме осуществляется в 2009 году по 9 предметам на основе... | ![]() | Федеральный институт педагогических измерений рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2013 году Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы в новой форме осуществляется в 2013 году по 14 предметам на основе... |
![]() | Федеральный институт педагогических измерений рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2011 году Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы в новой форме осуществляется в 2011 году по 14 предметам на основе... | ![]() | Федеральный институт педагогических измерений рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2011 году Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы в новой форме осуществляется в 2011 году по 14 предметам на основе... |