УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ Калачеевская СОШ №1 ___________________ Ивонина Т.В.
«30»августа 2011 г.
План работы библиотеки МОУ Калачеевская СОШ №1 на 2011-2012 учебный год
Цель работы библиотеки как структурного подразделения образовательного учреждения: содействие образовательной и воспитательной деятельности школы в подготовке выпускников, владеющих прочными знаниями по основам наук, имеющих устойчивую мотивацию к социокультурному обновлению общества.
Школьная библиотека как социальный институт призвана выполнять следующие основные функции:
Образовательную – содействие образованию и воспитанию личности учащихся посредством предоставления информационных ресурсов и услуг; формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса в школе. Информационную – обеспечение доступа к информации, удовлетворение информационных потребностей учащихся, учителей, родителей. Культурную – обеспечение духовного развития читателей, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры. Досуговую – содействие содержательному проведению свободного времени учащихся.
Основные задачи работы библиотеки на 2011-2012 учебный год:
1. Улучшение дифференцированного обслуживания читателей библиотеки; содействие самообразованию учащихся и учителей; 2. Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам. Организация книжного фонда с учетом изменения читательских интересов. 3. Приобщение читателей к художественным традициям и внедрение новых форм культурно-досуговой деятельности. Содействие развитию творческих способностей школьников, формированию духовно богатой, нравственно здоровой личности. 4. Формирование информационной культуры учащихся через организацию информационной подготовки школьников, включая обучение навыкам поиска, извлечения, критического анализа и самостоятельного использования информации для удовлетворения многообразных информационных потребностей (приобретение знаний, досуг и т.п.). 5. Интеграция усилий педагогического коллектива и родительского сообщества в области приобщения к чтению и руководства чтением школьников, воспитание и закрепление у школьников потребности и привычки к чтению, учебе и пользованию библиотеками на протяжении всей жизни. 6. Формирование правовой культуры читателей, гражданственности, патриотизма, расширение читательского интереса к истории России и родного края. 7. Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных проектов 8. Формирование у школьников основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни.
Направления деятельности библиотеки: 1.Работа с учащимися: - привитие библиотечно-библиографических навыков; - информационные и прочие обзоры литературы; - беседы о навыках работы с книгой; - индивидуальные беседы при записи и прочитанных книгах. 2.Поддержка общешкольных мероприятий - предметные недели; -День знаний; -День Учителя; -Неделя Детской книги; -месячник военно-патриотического воспитания, противопожарной безопасности и т.д. 3. Работа с учителями и родителями: - пополнение банка педагогической информации из периодических изданий. - индивидуальные беседы с родителями младших школьников по теме приобщения к чтению их детей. - оказание консультационной помощи педагогам и родителям в получении информации. 4. Создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг и периодических изданий.
Общие сведения. Кол-во учащихся- из них читателей- Кол-во учителей- из них читателей- Другие работники и родители- Книжный фонд-27835 экз. в том числе учебников-8532 экз.
Реклама библиотеки.
№ | Содержание | Срок исполнения | 1 | Эстетическое оформление библиотеки, ремонт | Июнь | 2 | Устная реклама (во время перемен, на классных собраниях, библиотечных уроках и т.д.) | В течение года | 3 | Наглядная реклама (информационные объявления о проводимых мероприятиях) | В течение года | 4 | Организация экскурсий учащихся младших классов по библиотеке. | В течение года |
Профессиональное развитие.
№ | Содержание | Срок исполнения | 1 | Освоение информации из профессиональных изданий. | В течение года | 2 | Использование опыта лучших школьных библиотекарей (журнал «Школьная библиотека») | В течение года | 3 | Посещение семинаров, участие в открытых мероприятиях, индивидуальные консультации. | В течение года | 4 | Участие в районных совещаниях школьных библиотекарей. | В течение года
| 5 | Совершенствование умения и навыков работы на компьютере, освоение новых систем автоматизированного комплектования литературы. | В течение года | 6 | Обучение на курсах повышения квалификации библиотекарей на базе ВОИПКиПРО | Ноябрь-декабрь |
Работа с читателями.
№ | Содержание работы | Время проведения | 1 | Обслуживание читателей на абонементе и в читальном зале. | Постоянно | 2 | Рекомендательные беседы при выдаче книг, беседы о прочитанном. | Постоянно | 3 | Рекомендательные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку. | постоянно | 4 | «И вновь звенит звонок!» (подбор материала для проведения первого урока) | сентябрь | 5 | Книжная выставка, посвященная Дню Знаний «Школьная пора» | 1 сентября | 6 | Перерегистрация читателей. Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников. Доведение результатов до классных руководителей и родителей. | сентябрь | 7 | Работа по «Календарю знаменательных и памятных дат». | в течение года | 8 | Книжная выставка «Книги-юбиляры 2011 года» | 14 сентября | 9 | «Книжные новинки»: книжная выставка | 20 сентября | 10 | Подготовка и проведение конкурса чтецов произведений по пожарной безопасности в рамках месячника среди 1-5 классов. Подготовка выставки «Мы пожару скажем: «Нет» | 19-23 сентября | 11 | «День учителя» - поздравительная открытка, подбор материала. | октябрь | 12 | Подбор материала и организация постоянной выставки «Мир детства» | октябрь | 13 | «Есть в осени своя прекрасная пора» выставка репродукций. | октябрь | 14 | Помощь в подборе стихов, методической литературы для проведения конкурса стихов А.С.Пушкина, посвященного 200-летию со дня открытия Императорского Царскосельского Лицея. | 19 октября | 15 | «Отечество нам Царское Село» книжная выставка. | 19 октября | 16 | Обновление выставки писателей родного края «Калачеевские родники» | В течение года | 17 | «Великий исследователь человеческой души»: книжная выставка, посвященная Ф.М. Достоевскому. | 11 ноября | 18 | «Он сам был первым нашим университетом»: книжная выставка, посвященная М.В. Ломоносову. | 19 ноября | 19 | «Великий собиратель слов»: книжная выставка, посвященная В.И.Далю. | 22 ноября | 20 | Книжная выставка, посвященная «Дню матери» «Я помню руки матери моей…» | 27 ноября | 21 | «С верой в Россию»: книжная выставка, посвященная Д.С. Лихачеву. | 28 ноября | 22 | «Чтение с увлечением». Путешествие по страницам детских журналов «Мурзилка», «Классный журнал», «Юный натуралист», «А почему?», «»Читайка» и др. периодических изданий (для учащихся начальных классов) | ноябрь | 23 | Выставка поделок «Творческая мастерская Мурзилки» | постоянно | 24 | «Мы за здоровый образ жизни» Организация постоянно действующей выставки. | ноябрь | 25 | «Сказки читай да ума набирай» «Сказки – это блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазах, звенит смехом из детских уст и уст родителей» Г.Х.Андерсен: книжная выставка, обзор книг для учащихся начальных классов. | декабрь | 26 | «Чудеса под Новый год» книжная выставка. | декабрь | 27 | Подбор стихов, сценариев к новогодним праздникам, пополнение альбома «Новогодний сюрприз» | декабрь | 28 | «Золотой век детектива»: книжная выставка (А.Кристи, К.Дойль, Чейз, Хеммет, Ж.Сименон) | 20 января | 29 | «Тайны и загадки природы» книжная выставка | февраль | 30 | «Посвящение первоклассников в читатели» | февраль | 31 | Месячник военно-патриотического воспитания: обзоры литературы военной тематики, книжная выставка ко Дню защитника Отечества «Русская воинская доблесть» |
| 32 | « Сила слова»: книжная выставка, посвященная Международному дню родного языка. | 21 февраля | 33 | «Мисс Кис-кис и мистер Мяу»: книжная выставка, посвященная Всемирному Дню кошек. | 1 марта | 32 | «Штрихи к портрету женщины». Выставка репродукций, посвященных Дню 8 Марта. | 8 марта | 33 | «Вокруг света по страницам книг» выставка-путешествие. | март | 34 | Выставка к Всемирному дню поэзии «Поэты о любви»+ 75-летие со дня рождения Б.А.Ахмадулиной(10 апреля) | 21 марта | 35 | «Сказки дедушки Корнея»: книжная выставка, посвященная 130- летию со дня рождения К.И.Чуковского. | 31 марта
| 36 | «Птичьи хлопоты» книжная выставка, посвященная Дню птиц и обзор статей о птицах из журнала «Юный натуралист» (4-5 кл.) | 1 апреля
| 37 | Праздник детской книги 2 апреля – Международный день детской книги. Неделя детской книги. | Весенние каникулы. | 38 | «Русское чудо»: книжная выставка, посвященная Дню космонавтики. | 12 апреля | 39 | Всемирный день книги «Сто вершин человеческой мудрости» - книжная выставка. | 23 апреля | 40 | «Автографы войны» выставка фотодокументов ко «Дню Победы» | май | 41 | Подбор стихов к конкурсу чтецов «Строки, опаленные войной». | май | 42 | «Откуда есть пошла грамота на Руси» книжная выставка ко «Дню славянской письменности и культуры». | 24 мая | 43 | Книжная выставка, посвященная 120-летию со дня рождения К.Г.Паустовского. | 31 мая | 44 | Подбор материала к «Последнему звонку» и «Выпускному вечеру» | май, июнь | 45 | «В стране занимательных уроков» - подбор литературы для дополнительного изучения предметов истории, литературы, географии, биологии. | Июнь – август | 46 | «Чтобы легче было учиться» - подбор списков литературы на лето по произведениям, которые будут изучать в следующем учебном году. | Июнь - август | 47 | Помощь классным руководителям и учащимся в подборе материала и подготовке к еженедельным линейкам. | В течение года |
Формирование библиотечного фонда.
№ | Содержание работы | Срок исполнения | 1 | Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями в новом учебном году. | Сентябрь-октябрь
| 2 | Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы: работа с перспективными библиографическими изданиями (прайс-листами, каталогами, тематическими планами издательств, перечнями учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования и науки РФ и региональным комплектом учебников). Составление совместно с учителями заказа на учебники. Формирование общешкольного заказа на учебники и учебные пособия с учетом замечаний педагогов, руководителей методических объединений, а также итогов инвентаризации. Подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году. | Ноябрь | 3 | Осуществление контроля выполнения сделанного заказа: прием и обработка поступивших учебников, оформление накладных, запись в книгу суммарного учета, штемпелевание, оформление картотеки. | Май | 4 | Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий. | В течение года | 5 | Списание фонда с учетом ветхости и смены учебных программ. | Октябрь-ноябрь | 6 | Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам) | 2раза в год
| 7 | Работа с фондом художественной литературы. Своевременное проведение обработки и регистрации изданий. | По мере поступления. | 8 | Обеспечение свободного доступа к художественному фонду и фонду периодики. | Постоянно
| 9 | Соблюдение правильной расстановки фонда по стеллажам. | Постоянно | 10 | Контроль за своевременным возвратом в фонд выданных изданий. | Постоянно | 11 | Ведение работы по сохранности фонда. | Постоянно | 12 | Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей. | Постоянно | 13 | Работа по мелкому ремонту художественных изданий, методической литературы и учебников с привлечением учащихся. | Постоянно | 14 | Оформление подписки на первое и второе полугодия. | Октябрь, апрель |
^ .
№ | Содержание работы | Срок исполнения | 1 | Ведение СБА библиотеки (каталоги, картотеки, рекомендательные списки, информационные бюллетени) | По мере поступления | 2 | Информационное обеспечение педагогических работников: а) обзоры новых поступлений; б) подбор литературы в помощь проведению предметных недель, других общешкольных и классных мероприятий; в) совместная работа по составлению заказа на учебно-методические документы; г) оформление книжных выставок; д) помощь в подборе материалов для подготовки педсоветов, заседаний МО. | В течение года | 3 | Информационное обеспечение учащихся: а) подбор литературы для написания рефератов, докладов и т.д. б) помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям; в) проведение индивидуальных и групповых массовых заданий. | В течение года | 4 | Информационное обеспечение родителей: а) обзор новинок на актуальные темы воспитания; б) информирование о пользовании библиотекой их детьми; в) согласование заказа на учебную литературу совместно с родительским комитетом; г) выступление на родительских собраниях о формировании фонда учебной литературы и его сохранности; д) индивидуальная работа по подбору дополнительного материала для учащихся начальных классов. | В течение года |
. |