|
«Принято» «Утверждено» на заседании педсовета Директор СКОШИ №4 протокол № 5 Морозова Л.В. от 20.05. 2011 г. _________________ Приказ №145 от 21.05.2011 г. ПРОГАММА ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО АПРОБАЦИИ ПРОГРАММЫ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ» МУНИЦИПАЛЬНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ - ИНТЕРНАТА № 4 (VIII вида) НА 2011 - 2013 г.г. Мончегорск – 2011 г. Тема эксперимента: апробация программы «Разговор о правильном питании» (авторы М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева) в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. ^ специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность избранной темы. Актуальность программы подтверждается целым рядом исследований. В 2010 году агентство MASMI провело по заказу компании «Нестле Россия» исследование организации и культуры питания детей в семьях. Результаты опроса родителей показали, что во многих семьях рацион питания детей не соответствует рекомендациям специалистов. Весьма распространенным мнением среди взрослых является суждение о том, что здоровое питание – дорогое питание. Исследование также выявило, что среди опрошенных респондентов только 20% знакомы с принципами организации здорового питания детей. Большинство родителей испытывают трудности при организации питания в семье, так как их дети предпочитают полезным продуктам и блюдам сладости и фаст-фуд. В семьях также сталкиваются с такими проблемами в организации питания детей как нежелание ребёнка завтракать перед школой, есть кашу, супы, овощи, молочные продукты, рыбу, привычкой есть всухомятку (без жидкого и горячего питания). Как показало исследование, несмотря на понимание родителями существования проблем в организации питания в семье, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности питания. Существующие традиции в семьях зачастую тоже дают неправильное представление о питании. В некоторых семьях, в меню преобладают углеводы, мясо, крахмалистые продукты. При этом в малых количествах употребляются овощи, фрукты, морепродукты. Известно, что такие традиции приводят не только к дисбалансу работы организма, но и становятся причиной многих заболеваний пищеварительной системы. Особое влияние на формирование неправильного стереотипа питания у детей оказывает реклама. Неконтролируемый поток различных видов рекламы (газированных напитков, чипсов, шоколадных изделий, фаст-фуда) способствует неверному представлению о полезном питании. Необходимость реализации программы «Разговор о здоровом питании» вызвана тем, что отсутствие правильной организации и культуры питания у детей ведёт к ухудшению их здоровья. У многих детей все чаще проявляются симптомы повышенной утомляемости, авитаминоза, заболевания пищеварительного тракта, йододефицит, избыточный вес. С учетом специфики специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, возникает необходимость знакомить детей с гигиеной питания, формировать знания о полезных и вредных продуктах, совместимости и несовместимости продуктов между собой, дать представления о правилах этикета, пробудить интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширить знания об истории и традициях своего народа, формировать чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов. ^ теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающий формирование основ рационального питания, культуры здоровья у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). ^ процесс формирования основ рационального питания, культуры здоровья у детей с ОВЗ в рамках урочной и внеурочной деятельности СКОШИ №4 г. Мончегорска. ^ психолого-педагогические условия формирования основ рационального питания, культуры здоровья у детей с ОВЗ. Гипотеза исследования. Процесс формирования ценностного отношения к своему здоровью, готовности к соблюдению основ рационального питания у обучающихся с ОВЗ будет протекать более эффективно, если:
^
^ На теоретическом уровне: анализ психолого-педагогических исследований, анализ учебной программы и учебных пособий, обобщение педагогического опыта. ^ опросно-диагностические (опрос, анкетирование, беседа), обсервационные (прямое и косвенное наблюдение за деятельностью обучающихся и педагогов-экспериментаторов), педагогическое моделирование и экспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперименты). Полученные в исследовании материалы будут подвергаться методам статистической и графической обработкам (количественный и качественный анализ результатов проведенных экспериментов). ^
|