|
Ведущая педагогическая идея – всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению, а формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения математике призвано обеспечить готовность обучающихся к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности. Выделяют следующие характерные черты опыта творческой деятельности:
Цель: создание на уроках математики и во внеурочной деятельности условий для формирования опыта творческой деятельности учащихся. Задачи: 1. Отбор методов обучения, основанных на деятельном подходе для управления процессом формирования не столько знаний и умений учащихся, сколько развитием мышления и формированием их опыта творческой деятельности. 2. Разработка и применение приемов формирования опыта творческой деятельности учащихся, способствующих развитию личности ученика, его творческих способностей. 3. Создание мотивационных условий для творческой деятельности обучающихся в процессе обучения математике. Система работы основана на следующих принципах:
Особенности содержания. В соответствии с учебным планом МОУ СОШ д. Быданово математика изучается на базовом уровне по учебникам Г.В. Дорофеева в 5-9 классах и А.Г. Мордковича в 10 и 11 классах. Для формирования опыта творческой деятельности учащихся в дополнении к учебникам разработаны творческие задания для самостоятельной работы при изучении нового материала, обобщения и систематизации. Для организации учебной деятельности по выстраиванию новых знаний разработаны уроки в технологии мастерской по темам «Площадь параллелограмма», «Способы решения квадратных уравнений», «Теорема Пифагора», «Площадь трапеции», «Способы решения иррациональных уравнений». Для реализации управляемого самообучения вводится технология модульного обучения-разработаны модули по темам: «Площади фигур» (8 класс), «Последовательности» (9 класс), «Логарифмы» (11 класс), «Квадратные уравнения» (8 класс), «Многочлены» (7 класс) и др.; разработаны приемы работы с учебником. ^ Основным способом организации урочной и внеурочной деятельности учащихся являются следующие методы: проблемный, исследовательский и метод проектов. Средствами формирования опыта творческой деятельности учащихся являются творческие, поисковые и проблемные задания. Для развития творческого мышления учащихся, формирования опыта их творческой деятельности эффективным средством являются и занимательные задания. Мною разработаны занимательные задания для: устной работы, повторения учебного материала, осознания, осмысления нового учебного материала, формирования алгоритма действий, умений, творческой самостоятельной работы. ^ Формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения математике осуществляется через разные виды и формы организации учебной деятельности (мастерские, написание проектов, учебное исследование), через проблемные задания и проблемные задачи. Наряду с традиционными формами обучения используются и следующие формы организации учебного процесса: уроки с изменёнными способами организации, опирающиеся на фантазию, имитирующие занятия, с игровой состязательной основой, уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации, уроки, основанные на оригинальной организации, уроки по аналогии с организованными событиями, уроки с известными формами и методами деятельности. Проводятся следующие нестандартные уроки: 1) уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, математический бой, КВН, дидактическая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина…; 2) уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, мозговая атака, интервью, репортаж, …; 3) уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер начинает действовать!»…; 4) уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, регламентированная дискуссия, телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал…; 5) уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки…; 6) уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, учебный совет, суд…; 7) уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок- сюрприз, урок -путешествие …; 8) использование на уроках нетрадиционных форм внеклассной работы: «следствие ведут знатоки», спектакль, «брейн - ринг», диспут «счастливый случай», «звездный час», «кто хочет стать отличником?», «пан или пропал».. ^ В результате учащиеся накапливают опыт работы с учебным материалом, опыт работы с учебником, приобретают навыки самостоятельной деятельности, хотят и любят выполнять творческие задания, не желают получать готовые знания, приобретают опыт преодоления трудностей, желают выполнять исследовательские работы, с желанием участвуют в различных конкурсах, олимпиадах, в школьном математическом марафоне «Пчелка». Результаты ЕГЭ по математике показывают стабильно высокий результат обучения. Уровень освоения обучающимися государственных образовательных стандартов по предмету ежегодно составляет 100%. Выросла средняя отметка по предмету. В 2008-2009 учебном году выпускники получили наивысший балл по району при сдаче ЕГЭ по математике (второй по Северному образовательному округу), и все поступили в вузы на бюджетные места с профилирующим предметом «математика». Увеличился удельный вес обучающихся на «4» и «5». Ежегодно увеличивается удельный вес обучающихся, выполняющих творческие и исследовательские проекты. Увеличился удельный вес обучающихся, принимающих участие в олимпиаде по математике на уровне образовательного учреждения, он дошел до 100%. Ежегодно учащиеся занимают призовые места на районной олимпиаде по математике. За последние три года 6 учеников стали призерами муниципальных этапов Всероссийской олимпиады школьников по математике. В течение пяти последних лет учащиеся получают дипломы первой степени за исследовательские работы, представленные на районной научно - технической конференции исследовательских работ учащихся, а в 2011 году получили диплом первой и второй степени. В течение последних четырех лет обучающиеся являются участниками Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», имеют дипломы данного фестиваля. Ежегодно принимают участие в конкурсе - игре «Кенгуру», в последние годы количество участников дошло до 100% - отмечены Похвальными грамотами и призами конкурса, имеют первые и призовые места на уровне района. В течение двух последних лет учащиеся принимают участие в заочной межрегиональной физико-математической олимпиаде - в 2009 году-два участника - Диплом победителя; в 2010 году – 4 участника – все получили Похвальные грамоты, в 2010-2011 уч. г.- 2 участника районного математического марафона получили Диплом второй и третьей степени. Опыт моей работы представлен в методическом журнале «Математика в школе» г. Москва, 2003г, в приложении «Математика» г. Москва, 2010г., во Всероссийском фестивале «Открытый урок» 2005-2010г.г.; «Мои инновации в образовании» 2007г, 2009г.; фестиваль педагогических идей-2007г., 2009г., 2010 г. В 2010 году стала победителем конкурсного отбора лучших педагогических работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений в номинации «Лучший учитель»; в 2010 г. награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации; в 2010 г. присвоено звание «Лучший по профессии». |
![]() | Совершенствование работы с родителями в процессе воспитания младших школьников Идея опыта: Ведущая педагогическая идея заключается в активном включении родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную... | ![]() | Методическая система Ведущая глобальная идея Ведущая глобальная идея: приоритетное значение духовных ценностей в сфере деятельности человека лежит в основе духовно-нравственного... |
![]() | Ведущая педагогическая идея опыта Тема опыта: Использование проектного обучения на уроках химии как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся | ![]() | 1. Концептуальная педагогическая идея «Уроки нравственности» в Саваслейской общеобразовательной школе Кулебакского района Нижегородской области Елисова Андрея Владимировича.... |
![]() | Ведущая потребность – игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая функция – восприятие. Особенности возраста: Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я» Ведущая потребность – в общении, в уважении, в признании самостоятельности ребёнка | ![]() | Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л. М. Зелениной и Т. Е. Хохловой, рекомендованной Министерством образования РФ в 2007 году, является составной частью образовательной системы «Школа России» Ведущая идея курса изучение русского языка с позиций духовной и культурно – исторической ценности |
![]() | Педагогика (экзаменационные вопросы) Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая... | ![]() | Шилова Л. П. Моя методическая система учителя Становление методической системы учителя проходит три этапа: формирование знаний о системе, конструирование системы и собственное... |
![]() | Вымысел и реальность в повести ф. М. Достоевского «двойник» Почему мы вновь обращаемся к повести Ф. М. Достоевского «Двойник»? По словам Юрия Селезнева «Двойник – это идея, идея страшная, фантастическая и реальная, современная…» Разве каждый не мечтал хотя бы однажды стать богатым, знатным? И если эта идея станет для человека навязчивой, то жизнь его превратится... | ![]() | А. Н. Саврасова качество профессиональных задач учителя в современных условиях аннотация Новое звучание получила идея возрастосообразности; изменяется система оценивания образовательных результатов; реализуется идея образовательных... |