Муниципальное общеобразовательное учреждение Кытмановская средняя общеобразовательная школа №2
Программа элективного курса «Память людская – тоже жизнь» (Творчество В.М.Шукшина)
Автор: Грицук М.А., учитель русского языка и литературы
Кытманово 2011 Пояснительная записка Элективный курс «Память людская – тоже жизнь» (Творчество В.М.Шукшина) предлагается для учащихся 11 классов и рассчитан на 14 часов (участниками могут быть также учащиеся 10 классов, изучающие литературу на профильном уровне). Этот курс предусматривает углубленное изучение жизни и творчества В.М.Шукшина, основанное на сопоставительном анализе различных произведений В.М.Шукшина; просмотре экранизации фильма «Калина красная»; виртуальном посещении памятных мест в с.Сростки.
^ становление духовного мира старшеклассника, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.
^
Образовательные: познакомить учащихся с биографией и творчеством В.М.Шукшина; учить познавать художественный мир писателя в историко-литературном, культурном, философском аспектах;
Развивающие: совершенствовать умения и навыки исследовательской работы, развивать творческие способности учащихся; совершенствовать представление о литературе как культурном феномене в жизни нации и человека; учить грамотно строить высказывания (речь) в различных жанрах и формах;
Воспитательные:
воспитывать интерес к творчеству В.М.Шукшина; приобщать учащихся к культурным ценностям писателя родного края, воспитывать чувство патриотизма.
По окончании курса учащиеся должны:
иметь целостное представление о феноменальном явлении творчества В.М.Шукшина в отечественной литературе; знать основные этапы жизни, творчества писателя; понимать роль и значение В.М.Шукшина в развитии отечественной литературы; уметь выполнять различные виды анализа прозаического текста; уметь оценить произведение с позиций современности; овладеть культурой чтения, уметь эмоционально воспринимать произведения; выполнять посильную творческую и исследовательскую работу; уметь представлять результаты исследовательской деятельности, выразительно читать фрагменты произведений, грамотно строить свои высказывания в различных формах и жанрах.
Данный курс носит практико-ориентированный характер. Учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности, что способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельной работы. Используемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично поисковый, исследовательский. Распределение материала по часам предполагает 2-х часовые занятия.
^ Оценивать достижения учащихся можно как накопительной оценкой, учитывая количество выполняемых работ, выступления на семинарах и т.д., так и рейтинговой оценкой, учитывая сложность и уровень выполненной работы. ^ № п/п | Тема | Кол - во часов | Виды деятельности | Содержание занятия | Творческое задание | 1. | «В.М.Шукшин – мой великий земляк» (биографические сведения).
| 2 | Исследование мемуарной литературы. Работа со справочной литературой. Просмотр видео- и фотоматериалов, репродукций картин. Составление хронологической таблицы (1929-1974) и её анализ. Проведение заочной экскурсии по с. Сростки.
| Детские годы В.М.Шукшина. Учёба в Сросткинской школе. Бийский автомобильный техникум. Первые пробы пера. Ранняя самостоятельная жизнь Шукшина. Служба в армии на Балтийском и Черноморском флоте. Демобилизация, возвращение в Сростки. Экстерн, получение аттестата зрелости. Работа учителем, директором школы. Москва, поступление во ВГИК. Активная работа над рассказами и романом «Любавины». Первая большая роль в фильме «Два Фёдора». Писательский дебют. Новые роли. Первые публикации в центральных журналах. Режиссёр на киностудии им. М.Горького. Роман «Любавины». Режиссёрская работа, награды. Сборники рассказов. Премия за фильм «Калина красная». «Они сражались за Родину» - последние съёмки.
| Подготовка фото- и видеоматериалов, репродукций для итогового занятия. | 2. | В.М.Шукшин глазами очевидцев. | 2 | Посещение Всероссийского мемориального музея В.М.Шукшина в селе Сростки | Хроника жизни и творчества В.М.Шукшина глазами его матери Марии Сергеевны, родственников, друзей детства, соседей по улице, школьных товарищей и других жителей села Сростки и города Бийска.
| | 3. | «Чудики» В.М.Шукшина. (Рассказы «Микроскоп», «Чудик», «Упорный» и др.)
| 2 | Комментированное чтение рассказов, их сопоставительный анализ. Работа со справочной литературой. Инсценирование эпизодов.
| Герои с нестандартным восприятием, необычными поступками. Нестандартные ситуации, резко отличающиеся от общепринятых. Поступки и действия героев, избранный ими стиль жизни. Стремление к счастью, справедливости, духовный поиск. Опровержение обыденного представления о человеческой личности. Фольклорные истоки персонажей В.М.Шукшина. Особенности языка и стиля писателя. Отношение В.М.Шукшина к своим героям. Аналитическое чтение рассказов.
| Подготовка инсценировки рассказов «Чудик», «Мой зять украл машину дров» Подготовка исследовательской работы на тему «Природа и смысл социального явления – «чудик» | 4. | Повести для театра В.М.Шукшина (повесть «До третьих петухов. Сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума.»)
| 2 | Ролевое чтение. Коллективный анализ и обсуждение художественного произведения. Индивидуальное и групповое составление блоков вопросов для обсуждения повести. Иллюстрации учащихся к произведениям. | Качества старинной русской сказки об уловках тёмной, враждебной человеку бесовщины и о торжестве добра над злом. Новое содержание в классической форме. Изображение новых бесов, с которыми приходится иметь дело русскому человеку. «До третьих петухов» - сатира высшего уровня, язвительная фантасмагория. Глубокий исторический смысл и упрёк своим современникам, беспечным и недальновидным. Прототипы Мудреца, Змея Горыныча и других персонажей. Особое отношение В.М.Шукшина к Ивану-дураку («В дурачке правда времени вопиет так же неистово, как в гении, так же нетерпеливо, как в талантливом, так же потаённо и неистребимо, как в мыслящем и умном».)
| Подготовка иллюстраций к произведениям В.М.Шукшина | 5. | В.М.Шукшин – актёр и режиссёр | 2 | Работа со справочной литературой. Просмотр и обсуждение фильма «Калина красная». Сопоставление трактовки режиссёра с собственной. Рецензия на фильм. | Актёрская и режиссёрская работа. Первая роль в кино – солдат Фёдор в фильме Марлена Хуциева «Два Фёдора» (1959). Последняя роль в фильме С.Бондарчука «Они сражались за Родину» (1974). Первая режиссёрская работа в кино – фильм «Живёт такой парень» (1964). Последняя – «Калина красная» (1973). Стремление Шукшина-художника открыть в человеке движение души к истине, силу и волю к борьбе за себя. Об этом киноповесть «Калина красная» (просмотр и обсуждение фрагментов кинофильма). Человек с незаурядным характером, доверие, сочувствие, нравственная поддержка, оказанные вовремя. Доверие и понимание, пробуждающие в главном герое чувство личной вины за то, что когда-то его жизнь текла по законам ложным, неестественным. | Подготовка исследовательской работы «Разнообразие типов шукшинских героев» | 6. | «Умеешь радоваться – радуйся, умеешь радовать – радуй»
| 2 | Самостоятельный отбор учащимися подходящих произведений, их комментированное чтение. | Проблемы вневременные и вневозрастные, поднимаемые писателем. Жизнь – главная ценность. Умение чувствовать красоту жизни, ценить её в себе и вокруг себя. Высокие нравственные ориентиры, умение вобрать их в себя и руководствоваться ими. «Откликаться на боль других, приносить людям добро – смысл жизни нравственной личности» (В.М.Шукшин). Философские категории добра и зла. Актуальность рассказов писателя сегодня. Какой герой нужен современному читателю. | Выразительное чтение отрывка из рассказа «Дядя Ермолай» | 7. | Итоговое занятие. Литературный вечер, посвящённый памяти В.М.Шукшина.
| 2 | Выставка фото- и видеоматериалов, репродукций. Выставка различных изданий произведений В.М.Шукшина. Выставка иллюстраций к произведениям В.М.Шукшина. Презентации исследовательских работ. Инсценирование эпизодов из рассказов В.М.Шукшина. Выразительное чтение отрывка из рассказа В.М.Шукшина | Жизнь и творчество В.М.Шукшина | |
| Всего | 14 часов |
| | |
Литература Адамович А.А. Война и деревня в современной литературе. М., 1982. Апухтина В.А. О сатире В.М.Шукшина // Творчество В.М.Шукшина. Метод. Поэтика. Стиль. Барнаул, 1997. Ащеулов В.И., Егоров Ю.Г. Он похож на свою родину: земляки о Шукшине. Барнаул, 1989. Байрамова Т.Ф. Словарь языка В.М.Шукшина. Бийск, 2002. Василий Макарович Шукшин (1929-1974): Библиогр.указ. /Cост.библиограф Борцова М.Л. Барнаул, 1994. Горн В.Ф. Василий Шукшин. Личность, книги. Барнаул, 1990. Горн В.Ф. Наш сын и брат. Проблемы и герои прозы В.Шукшина. Барнаул, 1985. Козлова С.М. Поэтика рассказов В.М.Шукшина. Барнаул, 1992. Коробов В.И. Василий Шукшин. М., 1984. Куляпин А.И., Левашова О.Г. В.М.Шукшин и русская классика. Барнаул, 1998. Проза В.М.Шукшина как лингвокультурный феномен 1960-1970гг. Барнаул, 1997. Творчество В.М.Шукшина в современном мире. Эстетика. Диалог культур. Поэтика. Интерпретация. Барнаул, 1995. Шукшин В.М. Рассказы. М., 1990. Шукшин В.М. Слово о «малой родине». Всесоюзное творческо-производственное объединение «Киноцентр», 1989. Шукшин В.М. Собр. Соч.: в 6 т. М., 1992. |