     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Календарно тематический план разработан на основе авторской программы Н. А. Чураковой и УМК «Перспективная начальная школа». Программу обеспечивают: Рассматриваемый учебник информатики является первым из трех учебников для начальной школы (2—4 классы), обучение по которым имеет целью формирование у учащихся первоначальных представлений об обработке информации, приобретение первых навыков целенаправленной работы с информацией и общения с компьютером. Программа курса для начальной школы, в соответствии с которой разработан данный учебник, предусматривает обучение младших школьников информатике на пропедевтическом уровне по следующим направлениям: Информационная картина мира. Компьютер — универсальная машина для обработки информации. Алгоритмы и исполнители. Объекты и их свойства. Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность. Работа по названным направлениям в течение всех лет начального обучения информатике — со второго по четвертый класс — идет параллельно и во взаимосвязи. Требования к подготовке учеников на конец первого года изучения информатики (конец 2-го класса) Учащиеся должны иметь представление: о понятии «информация»; о многообразии источников информации; о том, как человек воспринимает информацию; о компьютере как универсальной машине, предназначенной для обработки информации; о назначении основных устройств компьютера; о том, что компьютер обрабатывает информацию по правилам, которые определили люди, а компьютерная программа — набор таких правил; об алгоритме как последовательности дискретных шагов, направленных на достижение цели; о двоичном кодировании текстовой информации и черно-белых изображений. Учащиеся должны знать: правила поведения в компьютерном классе, названия и назначение основных устройств персонального компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышь, память). Учащиеся должны уметь: приводить примеры источников информации; приводить примеры работы с информацией; приводить примеры технических устройств, предназначенных для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер, магнитофон); приводить примеры полезной и бесполезной информации; запускать программы с рабочего стола; выбирать нужные пункты меню с помощью мыши; пользоваться клавишами со стрелками, клавишей Enter, вводить с клавиатуры числа; составлять и исполнять линейные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей; с помощью учителя ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы их решения; определять истинность простых высказываний, записанных повествовательным предложением русского языка. № п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения |
|
|
|
|
|
|
|
|
| План | Факт | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ^ (10 часов) | 1 | Информация, источники информации (задания 1-5) | 1 | Комбинированный | Информация как сведения об окружающем мире. Восприятие информации человеком с помощью органов чувств | ^ - основные источники информации; - происхождение слова «информатика». Уметь осознанно работать с информацией |
| Фронтальная работа |
|
|
| 2 | Работа с информацией (задания 6-10) | 1 | Комбинированный | Работа с информацией (сбор, передача, получение, хранение, обработка информации). Правила работы за компьютером | Уметь: - соблюдать безопасные приемы труда при работе на компьютере; - целенаправленно работать с информацией |
| Индивидуальный опрос |
|
|
| 3 | Отбор полезной информации (задания 11-15) | 1 | Комбинированный | Простейшие приемы поиска информации. Источники информации (книги, средства массовой информации, природа, общение с другими людьми) | ^ понятия «полезная» и «лишняя информация». Уметь: - определять органы чувств как приемники информации; - анализировать свойства пред метов и выделять общий признак |
| Самостоятельная работа |
|
|
| 4 | Шифры перестановки и замены (задания 16-20) | 1 | Комбинированный | Работа с простейшими информационными объектами. Использование различных алфавитов в шрифтах замены | ^ - что такое информация; - понятие «информационный шум». Уметь шифровать и расшифровывать текст | Понятие «информационный шум». Приемы шифрования: перестановка и замена букв | Фронтальная работа |
|
| |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | И | 5 | Двоичное кодирование текстовой информации. Примеры двоичного кодирования (задания 21-25) | 1 | Комбинированный | Принцип двоичного кодирования. Двоичное кодирование текстовой информации | ^ понятия «двоичное кодирование информации» и «пробел». Уметь: - выполнять двоичное кодиро вание слов; - кодировать текст | Двоичное кодирование текстовой информации | Фронтальная работа |
|
|
| 6 | Обработка информации человеком (задания 26-30) | 1 | Комбинированный | Особенности обработки информации человеком. Отбор информации в зависимости от решаемой задачи | ^ как человек воспринимает информацию. Уметь выполнять принцип двоичного кодирования черно-белых рисунков |
| Индивидуальный опрос |
|
|
| 7 | Черный ящик (задания 31-35) | 1 | Комбинированный | Особенности обработки информации человеком и компьютером. Входная и выходная информация | ^ особенности обработки информации человеком и компьютером. Уметь сравнивать этапы обработки информации человеком и компьютером |
| Самостоятельная работа |
|
|
| . 8 | Еще раз о том, что такое информация (задания 36-40) | 1 | Комбинированный | Особенности обработки информации человеком | ^ особенности обработки информации человеком и компьютером. Уметь сравнивать этапы обработки информации человеком и компьютером |
| Фронтальная работа |
|
|
| 9 | Действия с информацией (задания 41-45) | 1 | Комбинированный | Особенности обработки информации человеком. Сопоставление текстовой и графической информации | ^ о принципе кодирования цветных рисунков. Уметь приводить примеры полезной и бесполезной информации, источников информации |
| Фронтальная работа |
|
| |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 10 | Обобщение по теме «Информационная картина мира» | 1 | Обобщение |
| Знать: - что информация в памяти ком пьютера хранится в виде набора нулей и единиц; - особенности обработки инфор мации человеком и компьютером. Уметь: - сравнивать этапы обработки информации человеком и ком пьютером; - приводить примеры техниче ских устройств, предназначен ных для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, ком пьютер, магнитофон) |
| Тест |
|
|
| Компь | ютер - универсальная машина для обработки информации (6 часов) | • | 11 | Системная плата, | 1 | Комбини- | Назначение основных | Знать понятие «истинное выска- | Принцип по- | Фрон- |
|
|
|
| процессор |
| рованный | устройств компьютера: | зывание». | строения ком- | тальная |
|
|
|
| (задания 46-50) |
|
| системной (материнской) платы и процессора | Уметь: - анализировать модульный принцип построения компьютера; - объяснять назначение систем ной платы и процессора | пьютера, назначение системной платы | работа |
|
|
| 12 | Оперативная па- | 1 | Комбини- | Назначение оператив- | Знать назначение и принципы | Принцип рабо- | Индиви- |
|
|
|
| мять |
| рованный | ной памяти. Истинные | работы оперативной памяти. | ты оперативной | дуальный |
|
|
|
| (задания 51-55) |
|
| высказывания | Уметь определять истинность высказывания | памяти | опрос |
|
|
| 13 | Устройства ввода | 1 | Комбини- | Назначение основных | Знать: | Общее пред- | Само- |
|
|
|
| информации |
| рованный | устройств компьютера | - понятие «ложное высказывание»; | ставление | стоя- |
|
|
|
| (задания 56-60) |
|
| для ввода информации (клавиатура и мышь). Пользование мышью. | - название и назначение устройств ввода информации (клавиатуры, сканера, мыши). | о правилах клавиатурного письма | тельная работа |
|
| |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
|
|
|
| Использование про- | Уметь определять истинность |
|
|
|
|
|
|
|
|
| стейших средств тек- | высказываний, содержащих сло- |
|
|
|
|
|
|
|
|
| стового редактора. | ва «все», «некоторые», «каж- |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ложные высказывания | дый», «ни один» |
|
|
|
|
| 14 | Устройства вывода информации (задания 61-65) | 1 | Комбинированный | Назначение основных устройств компьютера для вывода информации (монитор и принтер). Вывод текста на принтер | ^ назначение и устройство монитора и принтера. Уметь определять истинность высказываний, содержащих слова «все», «некоторые», «каждый», «ни один» |
| Фронтальная работа |
|
|
| 15 | Внешняя память | 1 | Комбини- | Устройства чтения | Знать понятие «внешняя па- | Диски. Диско- | Фрон- |
|
|
|
| (задания 66-70) |
| рованный | и записи информации на диски | мять». Уметь объяснять назначение устройств чтения и записи информации на диски | вод | тальная работа |
|
|
| 16 | Обобщение по теме «Устройство компьютера» (задания 71-75) | 1 | Обобщение | Назначение основных устройств компьютера. Истинные и ложные высказывания | Знать: - устройство компьютера; - названия и назначения основ ных устройств персонального компьютера. Уметь определять истинность высказываний |
| Тест |
|
|
| ^ (18 часов) | 17 | Первое знаком- | 1 | Комбини- | Алгоритм как поша- | Знать: | Простейшие | Фрон- |
|
|
|
| ство с алгорит- |
| рованный | говое описание целе- | - понятия «алгоритм», «испол- | приемы поиска | тальная |
|
|
|
| мами и исполни- |
|
| направленной деятель- | нитель алгоритма», «система | информации | работа |
|
|
|
| телями |
|
| ности | команд исполнителя алгоритма»; | (по ключевым |
|
|
|
|
| (задания 1-4) |
|
|
| - первого формального исполнителя алгоритмов - Энтика. Уметь определять истинность высказываний | словам) |
|
|
| |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 18 | Составление и выполнение алгоритмов (задания 5-8) | 1 | Комбинированный | Формальность исполнения алгоритма. Влияние последовательности шагов на результат выполнения алгоритма | ^ что алгоритм - это последовательность шагов, направленных на достижение цели. Уметь: - составлять алгоритмы для Эн- тика; - выполнять готовые алгоритмы |
| Индивидуальный опрос |
|
|
| 19 | Последовательность действий и результат выполнения алгоритма (задания 9-12) | 1 | Комбинированный | Формальный исполнитель алгоритма, система команд исполнителя. Управление формальными исполнителями | Знать: - важность порядка действий в алгоритме; - новую форму записи команд алгоритма - с помощью услов ных графических изображений. Уметь составлять и выполнять алгоритмы |
| Самостоятельная работа |
|
|
| 20 | Составление и исполнение алгоритмов (задания 13-16) | 1 | Комбинированный | Управление формальными исполнителями | ^ разницу между действиями человека и исполнителя алгоритмов (робота). Уметь составлять и выполнять различные алгоритмы |
| Фронтальная работа |
|
|
| 21 | Исполнитель алгоритмов Мышка-художник (задания 17-20) | 1 | Комбинированный | Создание и исполнение линейных алгоритмов для формальных исполнителей | ^ понятие «адрес клетки»; нового формального исполнителя алгоритмов - Мышку-художника. Уметь составлять и выполнять различные алгоритмы |
| Индивидуальный опрос |
|
|
| 22 | Адрес клетки (задания 21-24) | 1 | Комбинированный | Управление формальными исполнителями | Уметь определять адрес клетки, выполнять поиск клетки по ее адресу |
| Самостоятельная работа |
|
|
| 23 | Энтик и Мышка на одном поле (задания 25-28) | 1 | Комбинированный | Создание и исполнение линейных алгоритмов для формальных исполнителей | Уметь: - создавать и исполнять алго ритмы для формальных испол нителей; - выполнять поиск клетки по ее адресу |
| Фронтальная работа |
|
| |
! | i | 5 | 4 | э | о | / | к | у | 10 | 11 | 24 | Выполнение и составление алгоритмов (задания 29-32) | 1 | Комбинированный | Планирование деятельности человека с помощью линейных алгоритмов | Уметь: - записывать результаты выпол нения каждого шага; - создавать алгоритмы планиро вания учебной деятельности; - выполнять алгоритмы, запи санные в словесной форме |
| Фронтальная работа |
|
|
| 25 | Составление алгоритмов (задания 33-36) | 1 | Комбинированный | Истинное высказывание. Планирование деятельности человека с помощью линейных алгоритмов | ^ понятие «нестрогие неравенства». Уметь составлять алгоритмы |
| Фронтальная работа |
|
|
| 26 | Составление алгоритмов, их запись в словесной форме (задания 37-40) | 1 | Комбинированный | Запись алгоритмов с помощью словесных предписаний и рисунков | Уметь: - разрабатывать алгоритмы, за писываемые в словесной форме; - использовать для составления алгоритмов разнообразную ин формацию, в том числе и графи ческую |
| Индивидуальный опрос |
|
|
| 27 | Исполнитель алгоритмов Перемещайка (задания 41—44) | 1 | Комбинированный | Новый формальный исполнитель алгоритмов. Планирование деятельности человека с помощью линейных алгоритмов | ^ нового формального исполнителя алгоритмов - Пере-мещайку и его систему команд. Уметь: - фиксировать результаты вы полнения шагов алгоритма; - восстанавливать алгоритм по результатам выполнения его шагов; - планировать учебную деятель ность |
| Самостоятельная работа |
|
| |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 28 | Составление алгоритмов (задания 45-48) | 1 | Комбинированный | Запись алгоритмов с помощью словесных предписаний и рисунков | Уметь: - видеть истинные и ложные высказывания в верных и невер ных равенствах и неравенствах; - анализировать текстовую ин формацию и выбирать из текста информацию, нужную для соз дания алгоритма; - разрабатывать алгоритмы для Перемещайки |
| Фронтальная работа |
|
|
| 29 | Алгоритмы Пе-ремещайки (задания 49-52) | 1 | Комбинированный | Планирование деятельности человека с помощью линейных алгоритмов. Способы записи алгоритмов | Уметь: - разрабатывать алгоритмы для Перемещайки; - видеть истинные и ложные высказывания в верных и невер ных равенствах и неравенствах |
| Индивидуальный опрос |
|
|
| 30 | Истинные и ложные высказывания (задания 53-56) | 1 | Комбинированный | Определение истинности простых высказываний, записанных повествовательными предложениями русского языка, в том числе высказываний, содержащих отрицание, конструкцию «если, .. .то», слова «все», «некоторые», «ни один», «каждый», определение истинности высказываний, записанных в виде равенств или неравенств | Уметь: - определять истинность выска зываний, содержащих условия «если»; - составлять алгоритмы для формальных исполнителей |
| Самостоятельная работа |
|
| |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 31 | Массовость алгоритмов (задания 57-60) | 1 | Комбинированный | Массовость алгоритма. Запись алгоритмов с помощью словесных предписаний и рисунков | Знать понятия «массовый алгоритм», «компьютерная программа». Уметь: - составлять и исполнять линей ные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей; - с помощью учителя ставить учебные задачи и создавать ли нейные алгоритмы решения по ставленных задач |
| Фронтальная работа |
|
|
| 32 | Обобщение по теме «Алгоритмы и исполнители» | 1 | Обобщение | Запись алгоритмов с помощью словесных предписаний и рисунков. Подготовка к изучению условных алгоритмов: истинные и ложные высказывания | ^ что компьютер обрабатывает информацию по правилам, которые определили люди, а компьютерная программа -набор таких правил. Уметь: - запускать программы с рабочего стола (при наличии обору- |
| Тест |
|
|
| 33 | Объекты и их | 1 | Урок-игра | Предметы и их свойст- |
| Фрон- |
|
|
|
| свойства |
|
| ва. Признак, общий для набора предметов. Поиск лишнего предмета | дования); - выбирать нужные пункты ме ню с помощью мыши (при нали чии оборудования); - пользоваться клавишами со стрелками, клавишей Enter, вво дить с клавиатуры числа (при наличии оборудования) |
| тальная работа |
|
|
| 34 | Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность | 1 | Практикум | Компьютерный класс как информационная система коллективного пользования. Формирование бережного отношения к оборудованию компьютеоного класса | Знать этические нормы при работе с информацией. Уметь анализировать предметы и выделять общие свойства |
| Фронтальная работа |
|
| |
|