|
ВЛИЯНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ТИХОНОВА Е.А., старший воспитатель МБДОУ д/сада №10 «Солнышко», р.п. Большое Мурашкино Нижегородской обл. 2012г. В настоящее время становится все более очевидным, что повышение результативности качества деятельности ДОУ невозможно без эффективного сотрудничества с основными социальными заказчиками – родителями. На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, идти в одном направлении иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация, а также успешный переход к новой ступени – обучению в школе. Дошкольное учреждение при условии грамотного построения работы обладает уникальной возможностью постоянного общения с семьёй, взаимодействия с родителями. Основными условиями эффективного сотрудничества и создания благоприятных взаимоотношений родителей и педагогов являются: -заинтересованность обеих сторон в достижении конкретных педагогических целей; - открытость и взаимное доверие, взаимопомощь; - совместные усилия в решении воспитательских задач. Задумавшись над этими вопросами, мы выстроили модель взаимодействия детского сада и семьи. Целью нашей деятельности является: повышение педагогической компетентности родителей, вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров; обогащение детско-родительских отношений; воспитание всесторонне-развитой личности ребёнка. Воспитатели детского сада постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы. Постепенно выработали определённую модель взаимодействия с семьями воспитанников. ^ , основная задача которого выявить уровень педагогической компетентности родителей и побудить их включиться в воспитательно - образовательный процесс. Совместная работа начинается с социологического исследования состава семьи воспитанников, составления социального паспорта и портрета семьи. На данном этапе проводится анкетирование, тестирование родителей, что позволяет изучить особенности отношения родителей к своему ребенку, определить уровень психолого-педагогической культуры семей воспитанников, стремление родителей к знаниям; изучить мнение родителей о деятельности дошкольного учреждения, о результативности педагогического процесса, о желании и возможности включиться в воспитательно-образовательный процесс. На основе диагностики педагогами ДОУ разрабатываются планы работы по взаимодействию с семьями воспитанников. 2.Информационно-просветительский этап. На данном этапе основной задачей является расширение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей путем опосредованного общения. Для этого используются: -Стенды – стендовая информация стала привлекательной для родителей, так как структурирована по направлениям (например, «родители и дети», «бабушки и внуки»); отвечает информационным запросам родителей; эстетически оформлена; содержит текст и фотоматериалы. - Памятки; - Выпуск газеты «Ключик» – целью которой является привлечение внимания родителей к различным аспектам воспитания и обучения в детском саду и семье, а также приглашение к сотрудничеству, которая выходит 1 раз в 2 месяца. В создании газеты участвуют администрация детского сада, педагоги, родители и дети. В газете печатаются материалы об особенностях развития ребенка, рубрика «Говорят дети», освещаются вопросы дошкольной педагогики и психологии. Вышедшие номера затрагивали следующие проблемы: «Роль семьи в воспитании ребенка. Ответственность и обязанности родителей», «Влияние старшего поколения», «Роль отца в воспитании ребенка» и другое. - Переписка педагогов и родителей. (записки, личный блокнот, благодарственное письмо, «почтовый ящик» и др.). При использовании письменного варианта общения мы придерживаемся следующих правил: ориентирование на особенности каждой семьи; не заменять перепиской живое общение с родителями; сочетать письменные формы с другими формами общения (как индивидуальными, так и коллективными). - Выставки. - Игротеки. ^ (совместная деятельность педагогов и родителей с детьми). - Индивидуальные беседы с родителями. Тема беседы и её цель продумывается воспитателем заранее; на их основе составляется план, подбираются соответствующие вопросы. - Консультации (индивидуальные и групповые – функции и содержание их различны. - Родительские собрания – целесообразная и действенная форма работы воспитателя с коллективом родителей, если это только не монолог воспитателя. С целью активизации родительского участия в собраниях используются интеллектуальные и спортивные состязания, показ открытых занятий, творческие конкурсы, решение кроссвордов, ребусов и т.д. Такие собрания повысили интерес родителей к работе детского сада, к жизни детей в группе. Родители стали активными участниками праздничных мероприятий, досугов, выставок совместных работ родителей с детьми, что способствовало развитию отношений между семьями воспитанников. - Акции- «Аллея выпускников», « Украсим клумбу цветами», «Хочу быть здоровым» и др. - Семейный клуб «Все мы из детства», задачи которого направлены как на развитие ребенка, так и на создание единой системы психолого- педагогического образования родителей Первое заседание клуба «Путешествие в страну детства раскрыло, что наши родители готовы к общению . -Праздники в детском саду, досуги….- это совместное творчество детей и взрослых в подготовке и проведении праздника. Это удовлетворение потребности ребёнка в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, в первую очередь с родителями. - Проектная деятельность педагогов, родителей и детей – она позволяет взращивать новые формы общности педагогов, детей и родителей, решая различные проблемы воспитания ребенка как в семье, так и в детском саду. (так в старшей группе реализовались проекты по безопасности «Огонь – друг, огонь – враг», «Правила безопасности на улицах города»). – Тематические выставки творческих работ («Кудесница-осень», «Рождественская или новогодняя игрушка» и др.) позволяют лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях. 4. Рефлексивный этап предусматривает подведение итогов взаимодействия педагогов с родителями. Проводится диагностика педагогической культуры родителей, уровня доверия родителей к ДОУ, эмоционального фона группы, уровня социального развития детей. Сравнительные диаграммы показали, что повысился уровень педагогической культуры родителей. Родители ощущают искреннюю заинтересованность руководства д/сада в обеспечении благоприятных условий, заботу педагогов о воспитании детей и становятся активными участниками образовательного процесса, повысился уровень доверия к детсаду. Взрослые все больше проявляют инициативу и интерес к деятельности учреждения. В группе д/сада и в семье поддерживается благоприятный психологический климат, поэтому улучшилось эмоциональное состояние детей, у детей появилось понимание своих эмоций и чувств, умение различать эмоциональное состояние, по внешнему проявлению – через мимику, жесты, позы у окружающих его сверстников и взрослых, и адекватно реагировать в различных ситуациях. Положительно изменился эмоциональный фон группы, повысился уровень социального развития детей. Они стали с интересом участвовать в жизни группы, проявлять инициативу, самостоятельность, соблюдать установленные правил, что помогло сплочению детского коллектива. |