      Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида п. Опарино Кировской области.
ПЛАН РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ ОПАРИНСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА НА 2009-2010^
пгт Опарино – 2009
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Главной задачей школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и педагогам в учебно-воспитательном процессе. Одной из ведущих задач школьной библиотеки является формирование у учащихся информационной культуры, культуры чтения и навыков независимого библиотечного пользователя. Задачами библиотеки на год являются: обеспечение учебной литературой приобщение учащихся к чтению формирование навыков работы с информацией активное внедрение новых информационных технологий. внедрение проектных технологий в библиотечное обслуживание. Функции библиотеки: образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в программе школы. информационная – предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от её вида, формата и носителя. культурная – организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.
^
| План | Факт | Читатели | 110 | 109 | Посещения | 2700 | 2340 | Книговыдача | 5000 | 4300
|
Главные темы годы: 65 лет Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945) 50 лет со дня основания школы-интерната 2009 Год молодёжи (ЮНЕСКО) 2010 Год учителя
^ СТРУКТУРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Нравственное воспитание Выставки книг к знаменательным датам
Пропаганда ЗОЖ Занятия внеклассного чтения во 2-5 классах Работа с детьми группы риска Мероприятия по классам Работа с читателями, активом читателей Библиотека
^
Содержание работы | Срок исполнения | ^ | Ответст-венные | 2.1. Обслуживание читателей: - организация учёта по 100%-ному охвату учащихся; - просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников (результаты сообщать классным руководителям) - сделать перестановку в библиотеке для улучшения комфортности среды библиотеки для учащихся и учителей - «Читаем сказки, смотрим сказки» - целый месяц в библиотеке (просмотр и чтение сказок) |
Постоянно
1 раз в четверть
Август
Ноябрь
|
|
Зав. б-кой
Зав. б-кой
Зав. б-кой
Зав. б-кой, кл. руков. нач. классов | 2.2. Руководство чтением: - проведение бесед о бережном отношении к книге; - для привлечения к систематическому чтению учащихся в классных кабинетах размещать объявления и выпустить книжные сюрпризы-закладки; - в целях совершенствования обслуживания старшеклассников провести исследование на тему: «Библиотека глазами старшеклассника» - для педколлектива оформлять афиши, объявления о библиотечных мероприятиях, о личной информации, необходимой учителям - разработать и выпустить списки литературы для внеклассного чтения (на основе учебных программ В. Воронковой и рекомендаций библиографов страны) |
Постоянно
В течение учебного года
Октябрь-декабрь
Постоянно
1 четверть
|
|
Зав. б-кой
Зав. б-кой, учителя чтения
| 2.3. Пропаганда литературы в помощь социализации личности Патриотическое воспитание - беседы, книжные выставки, посвященные памятным датам, героям Великой Отечественной войны (1941-1945) «Сердца моего боль», «Защитники Родины – наши земляки»; - конкурс рисунков «Великая война, Великая Победа» - исторический вестник «Великие люди Отечества» (стенд) - список сценариев «Великая отечественная война на страницах периодики» - для педагогов школы Краеведение - обновление постоянно действующей выставки «Всему начало здесь, в родном краю»; - Неделя краеведения: к 50-летию школы - интегрированный проект «История одной книги» (с учащимися 9 кл.) - иллюстрированный стенд «Опаринской коррекционной школе – 50 лет» - материалы к юбилею школы на школьном сайте Экологическое просвещение - занимательный час « Загадки и тайны комнатных растений» (5 кл.) - выставка «Книги Вятского леса» - буклет «Семь чудес Опаринского района» Пропаганда ЗОЖ - неделя здоровья - конкурс плакатов «Мой выбор - здоровье» - фотовыставка «Быть здоровым - это стильно» - игра-путешествие «Опасностей нет!» (для учащихся 6 кл.) - библиошоу «Овощи и фрукты – витаминные продукты» Нравственное воспитание - игра «Звёздный час вежливости» - библиотечный час «Давайте жить, уважая друг друга» (ко дню толерантности) - |
2-4 четверти
В течение года
3 четверть
1 четверть
Декабрь
1-4 четверть
3 четверть
В течение года
3 четверть
4 четверть
2 четверть
ноябрь |
|
Зав. б-кой
Зав. б-кой
Зав. б-кой
Зав. б-кой
Зав. б-кой, учителя
Зав. б-кой, кл. рук. 9 кл.
Зав. б-кой, учитель биологии
Зав. б-кой, медсестра,
Зав. б-кой, воспитатели групп | 2.4. Пропаганда литературы в помощь профессиональной ориентации учащихся: - цикл профориентационных занятий «Я и мир профессий»; - информационный стенд «Знакомьтесь! Профессия - …!» - картотека «Информация о профессиях» с разделами: Общая характеристика профессии; Профессионально-важные качества; Медицинские противопоказания; Информация об учебных заведениях
|
2-3 четверть
3 четверть
|
|
Зав. б-кой, психолог, кл. рук. 7-9 кл.
Зав. б-кой, кл рук. | 2.5. Пропаганда литературы в помощь эстетическому воспитанию: - ежемесячные выставки к юбилейным датам русских писателей и поэтов: 195 лет со дня рождения поэта, писателя, драматурга М. Ю. Лермонтова (1814–1841) 75 лет со дня рождения писателя, историка Кира Булычёва (1934–2003) 55 лет со дня рождения детского поэта Льва Григорьевича Яковлева (1954) 90 лет со дня рождения писателя-натуралиста Н. И. Сладкова (1920-1996) 215 лет со дня рождения поэта, драматурга А. С. Грибоедова (1795–1829) 85 лет со дня рождения писателя Е. И. Носова (1925–2002) 150 лет со дня рождения писателя, драматурга А. П. Чехова (1860–1904) 120 лет со дня рождения поэта Б. Л. Пастернака (1890–1960) 160 лет со дня рождения писателя В. М. Гаршина (1855–1888) 90 лет со дня рождения писателя Ф. А. Абрамова (1920–1983) 195 лет со дня рождения поэта П. П. Ершова (1815–1869) 90 лет со дня рождения писателя Ю. М. Нагибина (1920–1994) 265 лет со дня рождения писателя, драматурга Д. И. Фонвизина (1745–1792) 65 лет со дня рождения поэта, переводчика В. В. Лунина (1945) 100 лет со дня рождения поэта О. Ф. Берггольц (1910–1975) 70 лет со дня рождения поэта И. А. Бродского (1940–1996) 105 лет со дня рождения писателя М. А. Шолохова (1905–1984) - выставки к юбилейным датам зарубежных писателей: 225 лет со дня рождения немецкого писателя, собирателя немецких народных сказок Якоба Гримма (1785–1863) 85 лет со дня рождения английского зоолога и писателя Дж. Даррелла (1925–1995) 90 лет со дня рождения норвежской писательницы А. К. Вестли (1920–2008) 205 лет со дня рождения датского писателя Х. К. Андерсена (1805–1875) |
15 октября
15 октября
18 октября
2 ноября
5 января
15 января
15 января
29 января
10 февраля
24 февраля 29 февраля
6 марта
3 апреля
14 апреля
6 мая
16 мая
24 мая
24 мая
4 января
7 января
15 февраля
2 апреля |
|
Зав. б-кой
Зав. б-кой
Зав. б-кой
| 2.6. Пропаганда литературы к знаменательным датам: Книжная выставка «Школа вновь встречает детвору» (день знаний) Библиотечный урок «Праздник книги и чтения» (8 сентября – Международный день грамотности) День учителя в России (подбор стихотворений, сценариев) Новогодние праздники (подбор сценариев и пополнение папки «Новогодье») «Люблю только тебя» (ко Дню Святого Валентина) Выставка-экспозиция «Защитники Отечества» Международный женский день. Картотека стихов к празднику. 9 Мая – День Победы. Подбор стихотворений, сценариев, оформление папки «65 лет Победе», каталог фонда и периодических изданий о Великой Отечественной Войне |
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
Декабрь
14 февраля
Февраль Март
Май |
|
Зав. б-кой
| 2.7. В помощь учебному процессу: - информационная помощь при проведении предметных недель; - составить списки литературы по внеклассному чтению для учащихся начальной школы, - отредактировать и дополнить списки литературы по внеклассному чтению для учащихся 5-9 классов; - утренник «Прощание с букварём» (1 кл.)
|
В течение года
1 четверть
октябрь
апрель |
|
Зав. б-кой
Зав. б-кой, кл. рук. 1 кл. | 2.9. Работа с библиотечным активом: составление плана работы; подбор материалов для «Уголка читателя» и «Библиотечного вестника»; оформление альбома «Наша школа»; день самоуправления в библиотеке; проводить рейды по сохранности учебного фонда в конце каждой четверти; оказание помощи в обработке фондов, оформлении, соблюдении порядка в библиотеке; ремонт книг; подведение итогов работы за год на заседании актива. - сбор информации и помощь в выпуске школьной газеты «Из-Вестник» |
Сентябрь
В течение года
В течение года 22 октября
1 раз в четверть
Постоянно
В течение года Май
Постоянно
|
|
Зав. б-кой
| 2.10. График проведения общешкольных мероприятий: - Неделя краеведения - Неделя детской книги - Фестиваль «Увлечённые чтением» |
Декабрь Март Март |
|
Зав. б-кой, кл. рук.
|
^ Содержание работы | Срок выполнения | ^ | Составить списки детей, входящих в группу риска: – внутришкольный учет; - учёт в ПДН; - семья социально-опасного положения | 1 четверть | Зав. б-кой, зам. директора по УВР
| 2. Запись в библиотеку, обеспечение учебниками | сентябрь | Зав. б-кой | 3. «Защитники Родины – любовь народа» - выступление по группам с ознакомлением литературы о защитниках Отечества | февраль | Зав. б-кой
| 4. Обзор книг для подростков «Почему этот возраст называют опасным?» | январь | Зав. б-кой | 5. Картотека «Молодёжный перекрёсток»
| сентябрь | Зав. б-кой | 6. Беседа «Как не стать жертвой преступления» | апрель | Зав. б-кой, воспитатели | 7. Обзор самых популярных книжных серий «Мода – читать!» | ноябрь | Зав. б-кой |
^ месяц | I группа (1,4 классы) | II группа (3,5-6 классы) | III группа (6,7,8 классы) | IV группа (8,9 классы) | сентябрь | Правила пользования библиотекой и правила поведения в ней | октябрь | «Приглашают карандаши» (конкурс школьных загадок) | Осеннее развлечение «Сундучок» (стихи, загадки об осени) | Час веселья «Милая картошка» | Час досуга «Чай душистый, ароматный и на вкус всегда приятный» | ноябрь | Литературная викторина «Кто чему научится?» ( по стихам В. Берестова) | «Мама милая моя…» конкурс ко Дню матери | Обзор самых популярных книжных серий для подростков | декабрь | Блиц-турнир «Русские народные сказки» | «Сказки дядюшки Римуса» викторина по книге Х.Д. Чандлера | Обзор «Книги Л. Пантелеева» | Литературный час «Мир фантазии А. Беляева» | февраль | Литературный час «Вежливость на каждый день» | «Знакомьтесь – Борис Заходер!» | Литературная игра «Отважные ребята А. Гайдара»» | Конкурс «Вперёд, мальчишки!» | март | Конкурс «Золотая полка книг нашей школы» | апрель | КВН по сказкам Г.Х. Андерсена | Библиотечный час «Народная мудрость в пересказе Л. Толстого» | Литературная тест-игра «Приключения барона Мюнхгаузена» | «Маленький большой солдат» Урок по рассказу В. Богомолова «Иван» |
^ № п/п | Содержание работы | Срок исполнения | 1. Работа с фондом учебной литературы | 1. | Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся школы-интерната учебниками на 2009-2010 учебный год. | Сентябрь | 2. | Составление заявки необходимых учебников директору школы. | Октябрь
| 3. | Приём и обработка поступивших учебников: - оформление накладных; - запись в книгу суммарного учёта; - штемпелевание; - оформление картотеки; - занесение в электронный каталог. | По мере поступления
| 4. | Составление отчётных документов, диагностика уровня обеспеченности учащихся учебниками | Сентябрь | 5. | Приём и выдача учебников классным руководителям; учащимся-надомникам обеспечить выдачу учебников в полном объёме | Сентябрь | 6. | Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с подведением итогов) | 2 раза в год | 2. Работа с фондом художественной литературы | 1. | Своевременное проведение обработки и регистрации поступающей литературы | В течение года | 2. | Выдача изданий читателям | Постоянно | 3. | Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах | Постоянно | 4. | Систематическое наблюдение за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий | Конец четверти | 5. | Ведение работы по сохранности фонда. | Постоянно | 6. | Работа по мелкому ремонту художественных изданий, учебников с привлечением педагогического коллектива и учащихся на уроках труда в начальных классах | В течение года | 7. | Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей | Постоянно | 9. | Оформление разделителей: - полочные разделители для методических журналов - оформление этикеток с названиями журналов на стеллажах для периодики | В течение года
| 10. | Составить заявку директору школы на приобретение научно-познавательной, справочной и художественной литературы для детей | октябрь | 3. Комплектование фонда периодики | 1. | Оформление подписки на 1 полугодие 2010 года | Ноябрь | 2. | Оформление подписки на 2 полугодие 2010 года | Май |
^
№п/п | Содержание работы | Срок исполнения | 1. | Продолжать наполнение электронного каталога путём ретроконверсии: занесение в каталог не только новых поступлений, но и уже имеющихся в фонде | В течение года | 2. | Электронная каталогизация новых поступлений периодических изданий | По мере поступления | 3. | Электронная каталогизация новых учебников по авторам, предметам и классам | По мере поступления | 4. | Систематическое пополнение тематических картотек и папок | В течение года | 5. | Создание и ведение новых картотек: массовых мероприятий (сценарии) Молодёжный перекрёсток; картотека стихов (в 2-х частях); | В течение года |
^
Рекламная деятельность библиотеки | 1. | Устная – во время перемен, на классных часах | Постоянно | 2. | Наглядная – информационные объявления о выставках и мероприятиях, проводимых библиотекой. | По мере требования | 4. | Выпуск школьной газеты «Из-Вестник» | 1 раз в месяц | 3. | Акция «Подари книгу библиотеке! | январь | 5. | Оформление выставки, посвященной книгам-юбилярам года | В течение года | 6. | Обновление Уголка читателя | сентябрь | 7. | Оформление стенда «Библиотечный вестник» с рубриками: КЗД на год; План мероприятий библиотеки; Списки рекомендуемой литературы для внеклассного чтения (2-9 кл.); Советуем почитать (для родителей и педагогов) | сентябрь |
^
№п/п | Содержание работы | Срок исполнения | 1. | Самообразование: - чтение сайта и журнала «Школьная библиотека»; - приказов, писем, инструкций о библиотечном деле. | В течение года | 2. | Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий | В течение года | 3. | Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий: - использование электронных носителей; - приобретение новых компьютерных программ. | В течение года |
^
№ п/п | Содержание работы | Срок исполнения | 1. | Сотрудничество в поиске информации, обмен справочными данными | По мере необходимости | 2. | Координация работы по использованию новых технологий в образовании. Реализация совместных проектов развития | По мере требования | 3. | Реклама новых возможностей школьной библиотеки в поисках потенциальных инвесторов и партнеров | По мере требования |
Зав. библиотекой: Баранцева Е.Л. |