|
ПРОГРАММА опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 1 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области» по созданию Управляющего совета I. Тема опытно-экспериментальной деятельности «Создание Управляющего совета как одна из форм государственно-общественного управления». П. Обоснование актуальности опытно-экспериментальной деятельности. В соответствии с федеральным законом «Об образовании» одним из принципов государственной политики в области образования является демократический, государственно-общественный характер управления образованием» (ст.2, п.6). «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления» (ст.35, п.2). Появление этих записей в федеральном законе 1992 года объясняется общим идеологическим вектором демократизации, наметившимся в законодательстве России с начала 90-х гг. Общественному управлению отведена роль содействия демократизации образования и развития самостоятельности образовательных учреждений. Однако опыт прошедших 13 лет с момента принятия закона «Об образовании» показывает, что данный принцип государственной политики не получил достаточно полного институционального развития, особенно в сфере общего (школьного) образования. Институты общественного участия в управлении образованием сложились в большей степени в сфере высшего образования (выборность ректора, полномочия ученого совета вуза и др.). Во многом это связано с тем, что в федеральном законе «О высшем и послевузовском образовании» в явном виде сформулированы особенности управления учреждениями высшего образования. В сфере общего образования, наиболее массовой подсистеме образовательной системы, государственно-общественный характер управления реализуется в явно недостаточной мере. В сегодняшней привычной модели массовой российской школы управления ОУ осуществляется в основном представителями официальной «властной вертикали» -учредителями школы (Управления образования), членами школьной администрации во главе с директором. Такой характер управления можно обозначить как «государственный». Поэтому идея создания управляющего совета одной из моделей государственно-общественного характера управления школой, в которой есть и представители государственного профессионально-ведомственного сектора (представители учредителя, директор школы), и носители общественного начала (представителями родителей, активные и уважаемые граждане) - не что иное, как шаг к практической реализации этого принципа. В отличие от органов внутришкольного самоуправления, отстаивающих особые интересы и права отдельных групп участников образовательного процесса - учащихся (парламент, ученические комитеты), родителей (родительский комитет школы и классов), педагогов (педагогический и научно-методический совет), управляющий совет является общешкольным внутренним органом управления школой (органом внутришкольного управления). Признаком его реального участия в управлении школой - возможность влиять на положение дел, доступ к принятию важных и ответственных управленческих решений: в каких направлениях развивать школу, чтобы её сделать успешной, как привлекать и расходовать школьные средства, с другой стороны, это площадка согласования интересов всех участников образовательного процесса поиска компромиссных решений по сложным вопросам жизни школы. ^ . Цели эксперимента: 1. Создание новой формы государственно-общественного управления ОУ Управляющего совета. 2. Преодоление существующего отчуждения школы от общества, вовлечение родителей, старшеклассников, общественности в управление общеобразовательным учреждением. Гипотеза нашего эксперимента заключается в предположении о том, что созданный Управляющий совет на практике позволит: 1. Активнее привлекать общественность и родителей на выполнение текущей работы. 2. Привлекать дополнительные организационные и административные ресурсы из внешнего окружения. 3. Легализовать разные способы получения внебюджетных денег, с привлечением средств спонсоров и родительских денег. 4. Защитить всякого рода педагогические инновации (получения обратной связи от родителей и старшеклассников по вопросам организации учебного процесса в школе). 5. Получить управленческие полномочия по решению ряда важных вопросов функционирования и развития школы, определенные Уставом. Задачи: 1. Развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе: - распределение ответственности между субъектами образовательной политики; - повышение роли всех участников образовательного процесса. 2. Определение основных направлений программы развития Школы, особенностей ее образовательной программы. 3. Защита и содействие в реализации прав и законных интересов участников образовательного процесса. 4. Содействие созданию в Школе оптимальных условий для осуществления образовательного процесса и форм его организации. 5. Содействие повышению качества образования и в полном удовлетворении образовательных потребностей населения. 6. Повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности Школы, содействие рациональному использованию выделяемых Школе бюджетных средств и средств, полученных от ее собственной деятельности и из иных источников. 7. Осуществление контроля за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в Школе. Принципы функционирования Управляющего совета: • Совет действует как корпоративный орган, созданный для защиты интересов школы; • Совет является коллегиальным органом, наделенный управленческими полномочиями; • Управление школой осуществляется по принципу распределения полномочий между директором школы и Советом; • Совет работает на принципах открытости и демократической подотчетности участникам образовательного процесса и местному сообществу. ^ 9 года. Этапы реализации программы:
Предмет эксперимента - управление общеобразовательным учреждением на принципах единоначалия и самоуправления. ^ 1. Создание новой формы государственно-общественного управления ОУ Управляющего совета. 2. Распределение ответственности между субъектами образовательной политики. 3. Повышение роли всех участников образовательного процесса. 4. Легализация разных способов получения внебюджетных денег, с привлечением средств спонсоров и родительских денег. 5. Активное привлечение общественности и родителей к жизнедеятельности школы. 6. Привлечение дополнительных организационных и административных ресурсов из внешнего окружения. 7. Защита всякого рода педагогических инноваций (получения обратной связи от родителей и старшеклассников по вопросам организации учебного процесса в школе). VI. Возможные риски. 1. Отсутствие активности со стороны общественности. 2. Отсутствие дополнительного финансирования. 3. Склонность большинства членов Совета к принятию решений, противоречащих политике школы. 4. Низкая компетентность отдельных членов Совета. 5. Формальное отношение к выполнению своих обязанностей. 6. Отсутствие помощи со стороны Учредителя; самоотстранение от участия в кооптации. 7. Неприятие доли ответственности за результаты деятельности школы. |