|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к Комплексу мер по модернизации общего образования в Алтайском крае в 2011 году В Алтайском крае комплекс мер по реализация Поручения Председателя Правительства РФ В.В. Путина от 4 апреля 2011 года по модернизации общего образования и повышению заработной платы учителей стал логическим продолжением мероприятий по комплексной модернизации региональной системы общего образования, осуществленных в регионе в рамках комплексного проекта модернизации образования (КПМО) в 2008-2009 гг. Реализация КПМО является основой дальнейшей модернизации образования: в общеобразовательных учреждениях введена новая система оплаты труда, закреплены принципы нормативно-подушевого финансирования, заложены основы региональной системы оценки качества образования, значительно улучшены условия обучения (доля школьников, обучающихся в современных условиях, возросла в Алтайском крае с 35% в 2007 г. до 72% в 2010г.), во всех школах созданы общественные органы управления, все учреждения разместили в сети Интернет открытые публичные отчёты. На реализацию КПМО край получил субсидии из федерального бюджета более 700 млн. рублей. Другими способствующими «второй волне» модернизации в 2011 году факторами являются: -сформировавшаяся сеть 7 образовательных округов края и школьных округов вокруг 269 базовых школ, обеспечивающая основу сетевого взаимодействия; -подготовленность в ходе КПМО управленческих команд и операторов электронного мониторинга; -опыт масштабных закупок в ходе реализации целого ряда краевых и федеральных программ (КПМО, модернизация школьных столовых и др.); -активная поддержка «Единой России», возможность использовать партийный организационный и медийный ресурс. С другой стороны, модернизация образования имеет в регионе и ряд лимитирующих факторов, учёт которых необходим при реализации комплекса мер: -в регионе 71 муниципальное образование и разветвленная образовательная сеть из более чем 1200 школ, 60% из которых – малокомплектные; -сжатые сроки осуществления комплекса мер по модернизации системы в 2011 году (стартовала в апреле); -ограничения, связанные с исполнением 94-ФЗ при реализации средств федеральной субсидии (сумма, выделенная Алтайскому краю в 2011 г. – самая большая из регионов Сибирского федерального округа – 513,6 млн. рублей); -сверхвнимание СМИ к процессам модернизации образования. С учётом данных факторов и опыта региона на подготовительном этапе к реализации комплекса мер по модернизации общего образования (апрель-июнь) проведена следующая работа: -обеспечена нормативная и правовая основа модернизации школы: принято решение Совета Администрации Алтайского края от 11 мая 2011 г. и постановление Администрации Алтайского края от 15.07.2011 № 385 «Об утверждении комплекса мер по модернизации общего образования в Алтайском крае в 2011 году». Для координации проводимой работы распоряжением Губернатора края от 20.06.2011 № 230-р создан Межведомственный совет по модернизации системы общего образования Алтайского края; -приказом управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи сформированы 2 рабочие группы: по условиям и кадрам; -утвержден Сетевой график проекта на 2011 год; -подготовлены проекты Соглашения с Минобрнауки и Комплекса мер (проект Комплекса мер по модернизации общего образования в Алтайском крае в 2011 г. назван в письме Минобрнауки образцовым); -обеспечено широкое информационное сопровождение в СМИ с использованием партийного ресурса; -депутатами Алтайского краевого Законодательного Собрания внесены соответствующие поправки в Закон о бюджете; -проведено общественное обсуждение реализации поручения с участием профсоюзов, СМИ, общественности; -проведен семинар для руководителей муниципальных органов управления образованием и директоров подведомственных общеобразовательных учреждений. В июле заключено Соглашение между Администрацией края и Министерством образования и науки Российской Федерации о предоставлении в 2011 г. субсидии из федерального бюджета бюджету Алтайского края на модернизацию региональной системы общего образования от 15.07.2011 № 18.664.240053. Комплекс мер по модернизации общего образования, определяя в качестве главных составляющих нового качества общего образования качество условий образовательного процесса и качество учительских кадров, преследует следующие задачи: а) повышение заработной платы учителей и доведение её до уровня средней в экономике региона; б) обеспечение современных условий образовательного процесса; в) развитие материально-технической базы общеобразовательных учреждений, в т.ч. комплектование школьных библиотек; г) расширение доступа к качественному образованию в малокомплектных школах, особенно на селе; д) модернизация базовых школ и создание центров дистанционного образования; е) развитие учительского потенциала через обеспечение современного качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей и руководителей школ; ж) привлечение молодых учителей в общеобразовательные учреждения; з) повышение энергоэффективности при эксплуатации зданий и помещений учреждений общего образования; и) расширение участия учителей в государственной программе софинансирования накопительной части трудовой пенсии. ^ в рамках реализации модернизации общего образования Повышение заработной платы учителей в рамках реализации модернизации общего образования в Алтайском крае будет осуществляться в два этапа. На первом этапе (до конца 2011 года) средняя заработная плата учителей в Алтайском крае (в первом квартале 2011 года она составила 10565 руб.) будет доведена до уровня средней заработной платы в экономике края за первый квартал 2011 года – 12307 руб. При этом повышение коснётся не только учителей, но всех педагогических работников школ На втором этапе (до 2013 года) средняя заработная плата учителей будет увеличена на 30 % (по отношению к первому кварталу 2011 года). Для этих целей общий фонд заработной платы общеобразовательных учреждений с 1 сентября т.г. увеличен на 20 % (с учетом 6,5 % с 1 июня 2011г.). По инициативе фракции «Единая Россия» Алтайского краевого Законодательного Собрания, в июне т.г. утверждены поправки в Закон о бюджете, в соответствии с которыми из краевого бюджета дополнительно выделено 363,0 млн. рублей для муниципальных общеобразовательных учреждений, 34,4 млн. рублей для краевых государственных общеобразовательных учреждений. В ходе подготовки к повышению заработной платы оценены возможные риски, каковыми являются: -несовершенство новой системы оплаты труда в части распределения стимулирующих выплат; -недостаточность фонда оплаты труда в малокомплектных школах; -ожидание в связи с некорректным информированием СМИ о параметрах проекта учительской общественностью повышения заработной платы с 1 сентября каждому на 30% и по отношению к августу. С целью нивелирования данных рисков управлением Алтайского края по образованию и делам молодёжи на подготовительном этапе: -совместно с профсоюзом проведена комплексная работа по совершенствованию новой системы оплаты труда, в первую очередь – в части распределения стимулирующих выплат. Проверено большое количество школ, проведены социологические опросы педагогов на удовлетворенность НСОТ; -Законом Алтайского края закреплено финансирование малокомплектных школ не по количеству учеников, а исходя из классов-комплектов; -проведена разъяснительная работа с каждым райкомом профсоюза, МОУО, директорами школ, в СМИ. ^ Механизм реализации комплекса мер предусматривает финансирование включённых в него мероприятий путём направления средств из федерального бюджета в форме субсидии бюджету Алтайского края, а также средств софинансирования из краевого бюджета. При этом Алтайский край не воспользовался правом возмещения расходов, в отличие от других регионов: все 513,6 млн. рублей пойдут в школы. Минобрнауки России согласованы следующие направления расходования средств субсидии для решения задач модернизации общего образования в 2011 году:
Стоит отметить, что в соответствии с решением комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике уже в июне разрешено объявление конкурсов на закупку оборудования и автобусов ещё до поступления в край средств федеральной субсидии – под средства краевого бюджета. Высокой готовности к реализации средств способствует также то, что рабочими группами осуществлена большая работа по утверждению в июле т.г. пакета распорядительных и методических документов по каждому направлению расходования средств: -принципов распределения средств; -распределения субсидии по каждому муниципалитету; -методических рекомендаций по расходованию средств в раках комплекса мер; -системы мониторинга эффективного и целевого расходования средств с закреплением ответственных за каждое направление. По согласованию с председателями советов образовательных округов рабочими группами принято решение направить денежные средства в виде целевой субсидии в муниципалитеты, распределив их по нормативно-подушевому принципу. Небольшая доля средств (3,3 млн.рублей) будет реализована управлением централизованно в рамках организации дистанционного обучения школьников с акцентом на создание 37 базовых информационно-библиотечных центров, предоставляющих удаленный доступ к образовательному контенту. ^ Данный блок мероприятий комплекса мер имеет особую значимость. Для его реализации в Алтайском крае по инициативе Губернатора Александра Карлина: -введены «губернаторские подъёмные» молодым специалистам малокомплектных школ – 100 тысяч рублей; -унифицированы меры поддержки на муниципальном уровне (доплаты, подъёмные, жильё); -организовано ежегодное санаторно-курортное лечение 280 учителей за счёт средств краевого бюджета; -созданы и активно поддерживаются ассоциации (объединения) учителей по всем дисциплинам; -учреждены ежегодные премии сельским учителям-просветителям имени Степана Павловича Титова (10 педагогов по 125 тысяч рублей) и 100 премий Администрации края педагогическим работникам образовательных учреждений разных уровней и направленности по 30 тысяч рублей. До конца 2011 года планируется повышение квалификации почти 2 тысяч учителей и руководителей общеобразовательных учреждений по ФГОС, при этом большая часть средств федеральной субсидии на повышение квалификации будет направлена в муниципалитеты и доведена до учителя для персонифицированного прохождения повышения квалификации. В целях организации эффективной работы по реализации Комплекса мер по модернизации общего образования муниципальным органам управления образованием в срок до 15 августа 2011 г.НЕОБХОДИМО: 1. В соответствии с приказом управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи от 20.06.2011 № 2072 «О мероприятиях по реализации поручения Председателя Правительства РФ Путина В.В. по модернизации общего образования и повышению заработной платы учителей» приказами органа управления образованием: -сформировать муниципальные рабочие группы по реализации Поручения на территории муниципального образования, обеспечить его реализацию на основе муниципальных сетевых графиков на 2011 год в соответствии с принятыми Соглашением с Управлением обязательствами муниципалитета; -определить должностных лиц, ответственных за заключение Соглашений с управлением, представление Планов (графиков) действий по реализации принятых муниципальных обязательств, мониторинг и информационное сопровождение исполнения Поручения в муниципалитете; -организовать информационно-организационную работу в коллективах образовательных учреждений, с органами государственно-общественного управления образованием по реализации комплекса мер по модернизации общего образования в соответствии с Поручением. 2. Постановлением (иным нормативным правовым актом, принятым на уровне муниципалитета) утвердить Комплекс мер по модернизации общего образования в муниципальном районе (городе) на 2011 год. Данный документ будет являться программным основанием реализации средств в муниципалитете. За основу муниципального комплекса мер необходимо взять краевой комплекс мер (утв. постановлением Администрации края от 15.07.2011 № 385). Приложение комплекса мер должно, аналогично краевому, содержать Перечень мероприятий с финансированием по ним в соответствии с распределением средств, закрепленным распоряжением Администрации края и соответствующими приказами управления. 3. В срок до 10 августа обеспечить подписание и направление в управление соглашений о реализации субсидии в рамках Комплекса мер. Заместитель начальника управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи Ю.Г. Абдуллаев |
![]() | Способствующими «второй волне» модернизации в 2011 году факторами Алтайском крае с 35% в 2007 г до 72% в 2010г., во всех школах созданы общественные органы управления, все учреждения разместили в... | ![]() | Постановление 8 июля 2011 года 519 Об утверждении Комплекса мер по модернизации системы общего образования Нижегородской области в 2011 году |
![]() | Анализ учебно-воспитательной работы школы за 2010-2011 учебный год Маоу белостолбовской средней общеобразовательной школы в 2010-2011 учебном году была направлена на решение задач развития в рамках... | ![]() | Протокол №1 от 13 января 2012 г. Аналитический отчет о реализации мероприятий по модернизации общего образования в моу сош №17 г о. Орехово-Зуево за Министра образования Московской области от 01. 07. 2011 г. №1659 «О реализации проекта по модернизации общего образования Московской... |
![]() | План проведения окружных предметных площадок, посвященных началу 2011-2012 учебного года Дата проведения: 24 августа 2011года Секция: Особенности преподавания географии в 2011/12 учебном году в условиях комплексной модернизации системы образования | ![]() | План организации обучения членов партнерства в 2011 году (второй год обучения) Обжалование нарушений избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации |
![]() | Аналитический отчёт по реализации в моу сош №3 г. Фурманова Ивановской области комплексного проекта модернизации образования в 2008-2009 учебном году В целях эффективной реализации комплексного проекта модернизации образования на заседании педагогического совета от 29. 08. 08. утвержден... | ![]() | Для разговора во все времена. Воспитывать уважительное отношение к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства Здоровье ребенка формируется из многих компонентов. Ученые утверждают, что здоровье детей определяется на 20 – 25 экологическими... |
![]() | Анализ работы мо учителей начальных классов мбоу «сош №21» г. Энгельса за 2011 2012 учебный год В 2011 -2012 учебном году мо учителей начальных классов работало по проблеме «Формирование ключевых компетенций учащихся начальной... | ![]() | Публичный отчет о работе моу бсош№2 в 2010-2011 уч. Году 2010-2011 учебный год второй год работы школы по программе развития, тема которой «Социализация личности в условиях адаптивной школы» ОУ, предполагающая создание условий для реализации нововведений, работа над новым содержанием образования, предполагающая внедрение... |