|
Воспитательная система класса «Я-ФЕНОМЕН» Автор: учитель информатики, классный руководитель 10Б класса, Крюченкова Юлия Владимировна 1. Концепция воспитательной системы Ведущий замысел воспитательной системы заключается в создании в классе комфортной атмосферы, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самими собой, проявлению и развитию способностей учащихся, овладение навыками самопознания и саморазвития, формирование ценностно-смысловых компетенций, определение профессиональной ориентации. Для реализации замысла используются технологии: педагогическая поддержка (с целью создания условий для личностного становления ученика), здоровьесберегающие технологии (с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся), проектная деятельность (с целью расширения кругозора, повышения познавательного интереса, что очень важно для самоопределения в жизни) и информационно-коммуникационные (с целью развития информационной грамотности). Роль классного руководителя – «проводника по стране знаний» и «старшего товарища». Он помогает включиться классу в различные виды совместной деятельности, решить наиболее важные и сложные проблемы их индивидуально-личностного развития. Данная система разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям; и является компонентом воспитательной системы школы. ^ 10 «Б» класс является информационно-технологическим классом. Поэтому был сформирован из ребят разных классов. В классе 27 учеников, из них 14 девочек, 13 мальчиков. Возраст учащихся 16-17 лет. Класс специализированный, поэтому в состав учащихся вошли дети, пожелавшие углубленно заниматься информатикой и математикой. Неполные семьи у пяти учащихся (Душин Е., Рябушко А., Полякова А., Панькова О., Шишова Т.). Три ребенка из многодетных семей (Корепанова Е., Панченко А., Халилов Р.). Общий уровень дисциплины класса высокий. Имеют жалобы о нарушении дисциплины Паролин С., Рябушко А., Тесленко И. Ученики в классе усердные, к работе на уроках относятся добросовестно, особых проблем на уроках не возникает. В классе действует Правительство класса. Президент класса –Халилов Руслан. Он отлично учится, на любое поручение откликается с охотой, обладает хорошими организаторскими способностями. Имеет большое влияние среди учеников, пользуется уважением одноклассников. Мельникова Ксения является его правой рукой, она – вице-президент. В классе действуют различные министерства (сектора). Учебный сектор (Министр – Галузин Р.). Ребята очень ответственно относятся к свом поручениям, помогают учителю с проверкой дневников, работают с отстающими, сектор отвечает за дисциплину и успеваемость классного коллектива. Культурный сектор (министр – Харитонова Е.) контролирует подготовку к мероприятиям и имеет личные поручения. Данный сектор позволяет организовывать отдых, развлечения и просветительскую работу в классе, а также не отставать от жизни школы. Трудовой сектор (министр – Голикова А.) организовывает участие класса в различных акциях, спортивный сектор (министр – Паролин С.) отвечает за спортивные мероприятия. Отношение к труду в коллективе не у всех одинаковое. Есть ребята, которые с удовольствием выполняют трудовые поручения, а некоторые (Овагимян Н., Тесленко И.) уклоняются от генеральных уборок и других дел. Родительский коллектив имеет на класс огромное влияние. Родители пользуются авторитетом. Совместно с ними ведется активная воспитательная работа. Раз в два месяца проводятся родительские собрания. При возникновении проблем проводятся индивидуальные беседы с родителями и учениками. Хорошими помощниками классного руководителя являются семьи: Галузины, Халиловы, Бендик, Василенко, Чурины и многие другие. Уровень умственного развития класса довольно высок, отношение к учебе у большинства ребят ответственное и серьезное. Успевают 100% учеников, качество знаний 36%, хорошистов – 9, есть резерв ( 4 ученика по результатам 1 полугодия имеют одну четверку). 1 ученик (Халилов Руслан – отличник). Такие ребята как Душин Е., Сапрыкин А., Овагимян Н, Молин П. менее серьезно относятся к учебе. Внешкольные интересы разнообразны. Это занятия танцами в «Ровеснике», в спортивном клубе «Витязь», художественной школе, школах иностранного языка, лицее АмГУ, увлечения спортом. Школьники любят ходить в кино, на концерты, отдыхать вместе с классом. Формированию коллектива, кроме творческих дел, способствует и регулярное анкетирование на темы (Школьная мотивация, Изучение личности учащегося и др.). Была проведена социально-психологическая самоаттестация коллектива, которая показала, что в классе ярко выражена сплоченность – единство мнений по важнейшим вопросах жизни класса. Западающим звеном является коллективизм, информативность. Диагностическая диаграмма «Атмосфера в классе» показала, что класс находится на стадии формирования разных качеств. Преобладающими качествами являются: дружелюбие, увлеченность, теплота, сотрудничество, занимательность. На среднем уровне находятся согласие, удовлетворенность, взаимоподдержка, взаимовыручка. По результатам диагностики школьников в школу дети ходят с охотой, но причина не в учебе, а в других интересах. В трудных ситуациях происходит эмоциональное объединение класса. Достижения и неудачи коллектива приносят радость и разочарование всем ученикам. К похвалам и поощрениям класса все относятся с одобрением и чувством гордости. Многие ребята общаются с ребятами младших и старших классов. В основном это знакомства, заведенные во дворе (по месту жительства) или на занятиях кружков, секций, клубов. ^
4. Цель воспитания Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребностей к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире. 5. Задачи
^ 6.1. Модель выпускника основной школы
6.2. Ученическое самоуправление Главные целевые ориентиры самоуправления в классе:
Для достижения перечисленных целей необходимо соблюдение научно обоснованных правил и требований к организации ученического самоуправления. В качестве принципов выбраны следующие принципы жизнедеятельности классного коллектива: 1. Познай себя – это интересно! 2. Сотвори себя – это необходимо! 3. Утверди себя – это возможно! 4. Прояви себя – это реально! Мои ученики, родители и я, классный руководитель, – являемся коллективом под названием «Страна», девиз которого: «Нас классная страна недаром породнила, мы – школьные друзья, и в этом наша сила». Классное самоуправление – это серьезно. «Страна» имеет свои атрибуты: устав, эмблему, девиз, правила. Вместе мы – сила. Каждый день – это маленькая жизнь. Организационную структуру органов самоуправления в классе можно представить следующим образом:
Для достижения данных принципов необходимо: - предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса; - формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность; - воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.
Совет Министров класса возглавляет Президент, помогает ему Вице-президент (претенденты в кандидатуры Президента и Вице-президента обязаны предварительно подготовить и выступить с программами развития класса). В Совет Министров входят: Министр Образования (совместно со своим министерством – микрогруппой, объединяющей в своем составе учеников на основе общих интересов). Он отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания, принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов). Министр Внутренних дел (организует поздравление учащихся коллектива, обеспечивает участие класса в проводимых школою акциях, принимает активное участие в организации трудового воспитания, контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет). Министр Культуры (способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе, отвечает за организацию конкурсов, вечеров, составление развлекательной программы). Министр Хозяйства (отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов, организует учащихся на мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса). Данные кандидатуры выбираются путем закрытого голосования. По результатам голосования выбранным кандидатурам выдаются специальные удостоверения, которые ученики вклеивают в дневник. Президент класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий), формирует временные коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений. Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании. Поручения можно менять каждое учебное полугодие, чтобы каждый учащийся мог попробовать себя в различных ролях. Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд учащихся класса входят в Совет школы, и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий. Коллективное планирование осуществляется по методике «Дерево желаний»: Учащимся раздаются листочки бумаги, на которых нарисовано дерево с ветками. На каждой ветке есть несколько листочков, на которых нужно написать ответы на следующие вопросы: - в каких мероприятиях класса мне хотелось бы участвовать; - в каких мероприятиях класса я мог бы оказать существенную помощь; - какие мероприятия надо провести в классе обязательно. Ребята вписывают свои ответы на чистые листочки дерева и сдают свои работы классному руководителю. В итоге вывешивается большое дерево с предложениями учащихся по организации мероприятий в классе. 1 раз в полугодие определяется уровень развития самоуправления в классном коллективе. Коэффициент развития устанавливается в размере от 0 (низкий уровень) до 1 (высокий уровень). Согласно анкете в классе может быть высокий уровень организованности и активности и недостаточный уровень ответственности за общешкольные дела и так далее. Мониторинг развития классного самоуправления позволяет корректировать работу Совета Министров класса, Президента и всех членов классного коллектива. «Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Большинство учащихся класса проявляют социальную активность как в школе, так и вне школы; достойно представляют класс, школу на различных мероприятиях. Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов.
6.4. Виды и формы деятельности: Классные собрания. Классные часы:
Мероприятия:
Работа с родителями:
Диагностики:
Критерии эффективности функционирования системы:
Прогнозируемые основные результаты работы по данной системе:
![]() |
![]() | Слайд 1) воспитательная система класса «азбука вежливости» Классный Таранникова И. Ф. (Слайд 2) Воспитательная система класса это способ организации жизнедеятельности и воспитания учащихся, способствующий развитию личности и... | ![]() | Воспитательная система класса «Становление личности ребенка в начальной школе» Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий... |
![]() | Воспитательная система класса. Из опыта работы. Гоу сош №269 Кировского района города Санкт-Петербурга. Павлюкова Ирина Александровна, учитель начальных классов Воспитательная система класса – это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование... | ![]() | Воспитательная система класса в учебно-воспитательном процессе школы Классные руководители При создании концепции воспитательной системы класса необходимо учитывать: интересы, способности, потребности школьников; возможности,... |
![]() | Воспитательная система класса Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов» | ![]() | Название проекта «Воспитательная система класса «Дойдум дьоно»» Образовательные проекты, охватывающие повышение гражданской активности сельского населения |
![]() | Воспитательная система класса Цель воспитательной системы – содействовать развитию нравственной, интеллектуальной, активной личности, способной к самопознанию... | ![]() | Воспитательная система класса. Цели для перспективного развития коллектива Физическое совершенствование, укрепление здоровья, формирование навыков санитарно-гигиенической культуры |
![]() | Воспитательная система 2 «Б» класса (Восковщук С. Ю.) Строить воспитательную систему нужно, опираясь на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную,... | ![]() | Воспитательная работа школы Подведены итоги реализации 2-х годичной Комплексной программы воспитания, проводился мониторинг уровней воспитанности учащихся. Воспитательная... |