ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЦОР В РАМКАХ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ВСТРЕЧНЫХ УСИЛИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Петрова Светлана Евгеньевна, г.Камешково Владимирская область, МОУ ООШ №3; заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы; Petrowa.sweta2009@yandex.ru Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека 21 века – личности мобильной, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях. Одним из таких механизмов признан компетентностный подход к оценке достижений учащихся в образовательном процессе. В Президентской инициативе «Наша новая школа» обоснована необходимость формирования ключевых компетенций учащихся, в том числе и информационно-коммуникационная, и концептуальные основы образовательных стандартов по русскому языку определяются с позиций компетентностного подхода. Стандарт ориентирует на реализацию в практике преподавания единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах деятельности. Практическая потребность в соединении особенностей современных образовательных технологий и осознанного приложения учебных усилий, аналитическое рассмотрение обучения с позиции его социально-психологической природы как явления, состоящего из компонентов, обусловленных факторами развития личности, позволили определить тему проекта: «Формирование лингвистической компетенции школьников средствами ЦОР в рамках применения технологии встречных усилий на уроках русского языка» Создание цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) определено в качестве одного из основных направлений информатизации всех форм и уровней образования в России. Основные принципы использования ЦОР:
Цифровые ресурсы должны быть удобно организованы в соответствии с используемыми учебными программами и учебниками, естественным образом дополнять используемые учебно-методические комплекты. ^ – совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе. Простой ЦОР (элементарный ЦОР) – ЦОР, пригодный для использования как единое целое, и не допускающий деления на отдельные элементы, которые могли бы использоваться самостоятельно. Примеры простых ЦОР, разрабатываемых учащимися 8-9 классов самостоятельно: Статья в формате MS Word, HTML с иллюстрациями, PDF; Презентация в формате MS Power Point Иллюстрация в формате JPEG; Иллюстрация в формате JPEG с сопроводительным текстом в формате HTML; Книга в виде набора отсканированных страниц в формате GIF c оглавлением в формате HTML; Книга в формате HTML (набор файлов HTML и связанных с ними картинок); Аудиозапись mp3; Видеозапись DivX; ^ – ЦОР, допускающий деление на отдельные элементы. Например, - Интерактивные таблицы с разными уровнями сложности; - Интерактивные определения, правила в виде гипертекста; - Гипертекст, содержащий ссылки на стихотворение, портрет автора, биографию автора, критические статьи о его творчестве. Современный учитель – это творчески работающий учитель, готовый и способный самостоятельно строить процесс обучения. Информационные технологии предполагают использование новых форм образовательных технологий в учебном процессе для наиболее эффективного обучения. Эти технологии должны повысить эффективность образовательного процесса за счет индивидуализации учебного процесса; обеспечения заданного «минимального» уровня. Формы использования информационных технологий:
Всё это представляется возможным в рамках технологии встречных усилий. Краткое описание ЦОР по русскому языку:
Компьютерные материалы для обучения русскому языку – любые программы, которые могут использоваться при обучении русскому языку, ориентированные на практические потребности пользователя (клавиатурные тренажеры, текстовые редакторы, редакторы презентаций и т. д.). ИКТ позволяют автоматизировать достаточно сложные тестовые задания:
Для учебного предмета «Русский язык» в основном используются таблицы, различного рода тесты с единственным и неединственным вариантом ответа, задания с коррекцией предложенного текста, справочные материалы по теории, полные и свернутые схемы правил, опорные конспекты, интерактивные правила и определения в виде гипертекста и.т.д. В ЦОР подобраны этически и эстетически выдержанные тексты, ориентированные в том числе и на различные исторические периоды функционирования русского литературного языка. Материалы ЦОР охватывают весь школьный курс русского языка и представлены в самой разнообразной форме: учебник, сборники упражнений и диктантов, "открывающиеся" таблицы, альбомы иллюстраций и анимаций, учебные словари, тесты и т.д. Это обеспечивает обратную связь с учащимся, занимающимся самостоятельно, и интерактивность, и высокую степень наглядности, и оперативный доступ ко всем частям, разделам, статьям, а также отдельным их фрагментам. ЦОР поддерживают все этапы работы с учебным материалом, т. е. могут использоваться при объяснении, тренировке и контроле; они предназначены как для коллективной, так и для индивидуальной учебной деятельности. Набор ЦОР не является последовательным курсом или учебником, пользователь (учитель или ученик) может и должен сам отбирать объекты, которые ему необходимы при изучении темы. Все созданные ЦОР по русскому языку разделены на группы по способу использования:
Каждая группа материалов содержит общую характеристику объектов (языковое явление или образец речевого поведения), раскрывает их структуру, определяет функцию на разных этапах урока, формы работы, возможные творческие задания, необходимое оборудование. Технические свойства ЦОР предполагают вариативность подготовки отдельных заданий практического занятия. Это позволяет школьникам работать в удобном для них режиме с применением индивидуальных стратегий, что развивает автономию учебной деятельности, повышает ее личностный смысл и ответственность за ее выполнение. Обсуждение различных вариантов выполнения учебных заданий в ходе занятия неизбежно усилит их интерактивную составляющую, что принципиально важно для формирования профессионально-значимых качеств личности. Таким образом, возможности, предоставляемые современными цифровыми образовательными ресурсами, позволяют на качественно новом уровне организовать процесс обучения в школе. Литература
Ссылки на Интернет-ресурсы. http://www.ioso.ru/distant/ - Российская Академия Образования. Лаборатория Дистанционного Обучения http://www.emissia.50g.com/ - Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал http://vio.fio.ru/vio_site/ - Вопросы Интернет образования. http://www.gramota.ru – Русский язык – справочно-информационный портал. http://www.gramma.ru – Культура письменной речи. http://spravka.gramota.ru – Грамота.ру – справочно-информационный портал. |
![]() | Самообразования : «Коммуникативная особенность учащихся на уроках русского языка» Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции... | ![]() | Формирование языковой компетенции младших школьников в процессе изучения морфемики и словообразования на уроках русского языка хуррамова Зарина Саидовна, учитель начальных классов мбоу «Калининская сош» Формирование языковой компетенции младших школьников в процессе изучения морфемики и словообразования на уроках русского языка |
![]() | Гоу дпо белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Отдел образования администрации Ивнянского района Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка путем использования приемов технологии развития критического мышления А ... | ![]() | Формирование коммуникативной компетенции как условие развития речевого общения на уроках русского языка |
![]() | Общая характеристика работы Реализовываться такие умения должны не только в области филологического образования и формирования общей лингвистической компетенции... | ![]() | Ерофеева Татьяна Игоревна, учитель английского языка Формирование коммуникативной компетенции младших школьников средствами умк «Enjoy English» |
![]() | Т. И. Петрова маоу сош №4 г. Тобольска Формирование коммуникативной компетенции на урок Следует отметить особую важность формирования коммуникативной компетенции, в том числе и на уроках русского языка, которая помогает... | ![]() | Планы работы методических объединений мо учителей русского языка Председатель мо: Степанова Марина Владимировна План работы мо учителей русского языка и литературы на 2011/2011 учебный год ... |
![]() | Система уроков русского языка в 11 классе при подготовке обучающихся к сдаче итоговой аттестации в форме егэ в номинации «Формирование универсальных учебных действий : личностные и метапредметные результаты на уроках русского языка» «Формирование универсальных учебных действий : личностные и метапредметные результаты на уроках русского языка» | ![]() | Диагностическая карта 2004 – 2005 учебный год Тема самообразования: «Лингвострановедческий материал на уроках иностранного языка как развития языковой компетенции учащихся», в... |