|
Рабочая программа по русскому языку Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе программы общеобразовательных учреждений, Начальная школа.1-4классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний». Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей:
Достижение указанных целей возможно через решение следующих задач: - дать представление о роли языка в жизни человека, о богатстве и выразительности средств русского языка, свойствах родного слова; - обеспечить усвоение первоначальных знаний о системе русского языка, в частности из области лексики, фонетики и графики, грамматики русского языка, а также формирование умений применять эти знания на практике; - сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки (в рамках программы); - развивать речь учащихся: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи, способствовать усвоению орфоэпических норм литературного языка, формировать речевые умения, позволяющие адекватно воспринимать, воспроизводить чужую речь и создавать собственную в устной и письменной форме; - способствовать развитию интереса к родному языку, познавательных и творческих способностей детей. В соответствии с основными линиями содержания строится и программа курса. В силу приоритетности речевых умений содержание программы каждого класса, как и в Госстандарте (Школьный стандарт первого поколения. Учительская газета, № 3 от 27.01.2004; ж. "Начальная школа", № 9, 2004.), начинается с раздела "Речевое общение", где дан перечень коммуникативно- речевых умений по каждому виду речевой деятельности. Среди них выделяются умения по чистописанию - совершенствованию техники письма (разборчивости, скорости) - средства фиксации на бумаге своих мыслей и понимания содержания чужих. Далее идет раздел "Язык как средство общения", в котором указывается, какие сведения по речи и системе языка необходимы носителю языка для обеспечения сознательного овладения родным языком, то есть речевого развития. Как уже отмечалось, выстраивание стержневых линий ведется по концентрическому принципу: от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу. Так, в 1 классе слово рассматривается со стороны его строения - звукового, буквенного, слогового. Во 2 классе акцент переносится на изучение слова с точки зрения его значения, вводятся понятия о лексическом (конкретном) и общем (как часть речи) значениях слов. Состав слова анализируется со стороны входящих в него значимых частей (корня, приставки, суффикса, окончания), а также рассматривается с позиций значения - так как из значений морфем складывается лексическое значение слова. Вопросы правописания слова рассматриваются на морфемном и морфологическом уровнях с введением термина орфограмма. Представления о предложении и тексте углубляются через призму "работы" слов в них как частей речи. В 3, 4 классах ядром курса становится изучение предложения, текста. Сначала при изучении всех единиц языка внимание детей фокусируется на роли их главных структурных частей (корень слова, главные члены предложения, тема, главная мысль текста), затем - на роли структурных частей "второй степени" значимости (приставки, суффиксы, окончания в слове, второстепенные члены предложения, композиционные части текста и пр.), которые помогают конкретизировать значение слова, распространять, развертывать мысль. Путь изучения всех языковых средств - от значения к форме, далее - к назначению (функции) в речи - наиболее эффективен для их осознанного отбора детьми при решении речевых задач. Содержание программы (Курсивом выделены дидактические единицы, не обязательные для усвоения) 2 класс (170 ч) Язык и речь (вводный раздел) - 8 ч Роль дара речи, дара слова в жизни человека (социальная роль языка, функции познания, общения). Представление о языке и речи. Слово как главное средство языка и речи. Русский язык - родной язык русского народа. ^ ). Устная и письменная речь. Слова вежливости в русском речевом этикете. Высказывания воспоминания о первых летних каникулах. ^ Слово и его строение (9 ч). Звуковое, буквенное, слоговое строение слов. Обозначение на письме звуков согласных (твердых и мягких, звонких и глухих) и гласных. Использование алфавита. Последовательность букв русского алфавита. Роль букв е, ё, ю, я в обозначении звуков. Историческая справка о создании письменности на Руси, о рождении и изменениях русского алфавита, об использовании прописных букв. Смыслоразличительная роль звуков, букв. Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Ударный слог. Строение слога. Правила переноса слова. ^ Употребление гласных после шипящих ш, ж, ч, щ. Обозначение безударных гласных (в двусложных словах). Обозначение парных звонких и глухих согласных (на конце слов). Написание буквосочетаний чк, чн, щн. Упражнения в записи слов на указанные правила (списывание, под диктовку, преобразование, свободное письмо). ^ Группы слов с общим значением предмета, признака, действия. Выделение групп по значению и вопросу. Слово и предложение (2 ч). Признаки предложения. Оформление предложений на письме (большая буква, точка, вопросительный, восклицательный знаки). ^ Признаки текста. Упражнения в редактировании, пересказе (изложении), составлении текстов (устно и письменно). Речевое общение - 30 ч Речь (2 ч). Речь как способ общения, как "язык в работе". Речевое действие и необходимые условия его совершения: наличие партнеров по общению и потребности (мотива): у одного - обращаться с речью, у другого - воспринимать ее. Формы речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая. Роль несловесных средств (интонации, поз, жестов, мимики) в речевом общении. ^ Высказывание как продукт речи. Средства и объем высказывания: слово предложение, предложение, текст (продукт письменной речи). Цели, задачи высказываний (речевые задачи): спросить, сообщить, подтвердить, отрицать, попросить, поздравить и др. Текст. Тема текста. Роль заголовка в тексте. Тексты с одной и двумя микротемами. Использование красной строки при выделении смысловых частей текста. Из истории появления выражения "красная строка". Смысловое единство структурных частей. Наблюдение над особенностями текстов с точки зрения их назначения: описание (животных, природных уголков, цветов), повествование (воспоминания о летних каникулах, зимних забавах), рассуждение (о любимом времени года). Жанровое разнообразие текстов: сказка, загадка, считалка, закличка, природная зарисовка, письмо. Речевой этикет* (Материал разделов под знаком * является сквозным, упражнения даются в ходе изучения других разделов. ). Этикетные высказывания: приветствие, прощание, просьба, поздравление. Коммуникативно - речевые умения* (20 ч). Восприятие (понимание смысла) устных и письменных высказываний (предложений, текстов, состоящих из одной-двух микротем): объяснений учителя, вопросов, содержания небольших текстов как учебного, так и художественного характера, формулировок заданий к упражнениям, правил, определений. Уточнение непонятного с помощью вопросов, обращения к сноскам, словарю учебника. Выбор нужного материала из текста. Прогнозирование содержания текста по его заголовку, плану. Воспроизведение чужой речи (в основном текстов повествовательного характера небольших по объему): дословно (списывание с образца, письмо по памяти, письмо под диктовку), близко к исходному содержанию (устный и письменный пересказ (изложение) по вопросам, по готовому плану). Создание собственных высказываний (предложений, текстов): ответов на вопросы учителя; предложений на темы летних каникул, зимних забав, любимого времени года; описания четвероногого друга; составление поздравлений и др. Умение ориентироваться в речевой ситуации (с кем? зачем? что? как?). Умение правильно строить высказывание и грамотно его оформлять (при устном общении с помощью четкого артикулирования звуков, интонации; при письменном - в соответствии с требованиями каллиграфии и орфографическими, пунктуационными правилами). Чистописание (Занятия по чистописанию во 2 классе целесообразно проводить три раза в неделю по 15 минут, чтобы можно было добиться улучшения качества письма в новой разлиновке при овладении рациональными соединениями букв и новой скоростью написания букв, слов.). Совершенствование техники написания письменных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и, ш, И, Ш, п, р, т, г; 2) л, м, Л, М, я, Я, А; 3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, ч; 4) с, С, е, Е, о, О, а, д, б; 5) ь, ы, ъ; 6) н, ю, Н, Ю, к, К; 7) В, З, з, Э, э, Ж, ж, Х, х, ф; 8) Ф, У, Г, Ю, П, Т, Р, Б, Д. Отработка начертания букв и их рациональных соединений при письме слов и предложений. ^ Язык как средство обозначения явлений реального мира и средство общения*. Слово, предложение - главные средства языка. Связь языка с мышлением (язык как средство выражения мыслей и чувств). Знакомство с языковыми нормами: произносительными, словообразовательными, словоупотребительными, правописными. Связь развития языка с историей развития культуры русского народа. Из истории происхождения собственных имен (имен, фамилий). ^ Словарное богатство русского языка. Конкретное (лексическое) значение слова, его разъяснение в толковых словарях. Слова, имеющие одно, два и несколько значений. Прямое и переносное значения слова. ^ . Группы слов с общим значением предметности, признака, действия. Слово как часть речи (с введением терминов - имя существительное, имя прилагательное, глагол). ^ Значимые части слов (корень, приставка, суффикс, окончание). Корень - смысловой центр слова. Однокоренные слова. Корень - "ключик" к истории происхождения слова. Роль окончания в слове. Наблюдение над формами изменения слов в предложении. ^ Обозначение мягкости согласных. Написание буквосочетаний жи ши, ча ща, чу щу; чк, чн, щн, нч. Использование разделительного мягкого знака. Употребление большой буквы в именах собственных (именах, отчествах, фамилиях, кличках, географических названиях). ^ . Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова. Использование разных способов проверки правописания орфограмм: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. Слово как часть речи (морфология) (24 ч). Обобщение сведений о частях речи (общее представление). ^ Значение, вопросы как средство его выявления. Углубление представления о значении предметности: обозначение явлений природы, состояния процесса (сон, бег, разговор). Представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Имена собственные (имена, отчества, фамилии, клички, географические названия). Наблюдение над изменением имен существительных по числам. ^ Значение, вопросы как средство его выявления. Значения признака предмета (по цвету, размеру, форме, вкусу, месторасположению, оценке, характеру и т. д.). Смысловая и грамматическая связь имени прилагательного с именем существительным. Наблюдение над изменением прилагательных по числам. ^ Значения действия, состояния живых существ (спит, радуется), состояния неживых предметов (растет, стоит, находится). Вопросы как средство выявления значения глагола. Смысловая и грамматическая связь с именами существительными. Наблюдение над изменением глаголов по числам. ^ Предлоги. Союзы (и, а, но, как, что). Их роль в речи: а) выражать отношения между знаменательными частями речи: пространственные (за, над, под, в, к), противительные (а, но), соединительные (и), сравнительные (как, точно, словно), б) служить для связи слов и предложений. Синтаксис и пунктуация (5 ч). Общее представление о словосочетании, его номинативной роли (уточнять название). Предложение и его коммуникативная функция. Средства оформления предложений в речи: интонация конца предложений в устной речи, знаки препинания (точка, вопросительный, восклицательный знаки) в письменной речи. Связь слов в предложении (по смыслу, грамматически). Изобразительно выразительные средства языка и речи*. Использование оценочной и эмоционально окрашенной лексики (молодец, нравится, хорошо, не люблю и пр.). Употребление слов в переносном значении, устойчивых выражений, пословиц. Интонационные возможности выразительности. Наблюдение над использованием звукописи, ритма, рифмы, образных слов в художественных текстах. ^ Слово, предложение, текст. Основные правила правописания слов, оформления предложений. О "работе" средств языка в речи. Слова с непроверяемыми орфограммами (словарь): автобус, адрес, аллея, библиотека, велосипед, вокзал, город, дежурный, деревня, дорога, до свидания, дятел, желание, женщина, здравствуй, золото, иней, календарь, капуста, карандаш, класс, коллекция, конверт, космонавт, космос, лестница, лимон, малина, машина, мебель, месяц, молоко, морковь, народ, облако, овощи, одежда, орех, осина, отец, Отечество, Отчизна, пальто, пассажир, пожалуйста, поздравление, посуда, праздник, Родина, ромашка, рюкзак, рябина, сентябрь, синица, снегирь, соловей, спасибо, столица, теннис, трамвай, троллейбус, февраль, футбол, хоккей, человек, чеснок, чувство, шоссе, энциклопедия, яблоко, ягода, январский, январь. тематическое планирование
|
![]() | Программа по русскому языку 4 класс. Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку 4 класс составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего... | ![]() | Программа среднего (полного) общего образования по русскому языку пояснительная записка Программа по русскому языку для X-XI классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)... |
![]() | Пояснительная записка 10 -11 классы Рабочая программа по русскому языку для 10 11 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта 2004 года, Примерной... | ![]() | Пояснительная записка к тематическому планированию по русскому языку Тематическое планирование разработано применительно к примерной учебной программе основного общего образования по русскому языку... |
![]() | Пояснительная записка к тематическому планированию по русскому языку Тематическое планирование разработано применительно к примерной учебной программе основного общего образования по русскому языку... | ![]() | Тематическое планирование по русскому языку рассчитано на 102 часа (34 недели) 3 часа в неделю Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию по русскому языку |
![]() | Пояснительная записка нормативная база преподавания Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, программы... | ![]() | Программа по предмету «Русский язык» в 3-а классе Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для третьего класса составлена на основании следующих документов |
![]() | Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М. Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования... | ![]() | Рабочая программа по русскому языку в 7 классе Учитель: Плахих И. В. 2011/2012 Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования |