Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета icon

Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета



НазваниеПояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета
Дата19.06.2014
Размер0.6 Mb.
ТипСправочники, творчество

Пояснительная записка.

1. Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет "Русский язык" занимает ведущее место в начальном образовании, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. От успехов в изучении русского языка во многом зависит качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторсками программами УМК «Перспективная начальная школа» Агаркова Н.Г., Агарковой Ю.А. «Русский язык» (письмо) утверждённой МО РФ (М., 2007), Чураковой Н.А. “Русский язык” в соответствии с требованиями федерального компонента государственного «Стандарта второго поколения», Москва , «Просвещение», 2010г.


Данный учебный предмет направлено на достижение следующих целей


обучение детей первоначальному письму на основе ознакомления с общими закономерностями устройства графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений ;

развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических ЗАДАЧ:


  • формировать общеучебные умения и навыки;

  • овладеть графическим действием в период усвоения грамоты, на основе которого сформировать навыки письма;

  • формировать первоначальные представления об основных единицах системы русского языка ( звук, слово, словосочетание, предложение, текст);

  • развивать фонематический слух. культуру звукопроизношения.




  • формирование  специальных умений и навыков по разделам программы;

  • развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;

  • освоение  первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;

  • овладение  умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;

  • воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.



^ 2. Структура курса.

Общая характеристика учебного предмета в отечественной методике обучения грамоте сложился целостный подход к процессу овладения чтением и письмом, что вполне оправдано более полутора вековой практикой начальной школы. Теоретической основой этого подхода является звуковой аналитико-синтетический метод, который реализуется через следующие операции:

  • расчленение звучащей речи на звуки (фонемы), мельчайшие структурные единицы;

  • дифференцировка их по основным признакам;

  • перекодирование в графические символы, т. е. печатные и письменные буквы;

  • обратное перекодирование букв в соответствующие звуки (фонемы), слияние их в процессе чтения;

  • соотнесение звуко-буквенных комплексов с определенным смысловым значением.

Выполнение этих операций помогает ученику овладеть не только чтением, но и письмом как речевым действием. Перед учащимися раскрываются закономерности русской графики, он представляет собой фонемный состав звучащего слова, соотносит его с соответствующими печатными буквами, выполняет обратную перекодировку графической формой слова в звуко-фонемную и осознает смысл произнесенного звукового комплекса (слова) в процессе его прочтения.

Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом (Обучение грамоте); его продолжительность определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В рабочей программе содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтением, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.

На уроках письма учитель разнообразит виды деятельности с учетом психофизических особенностей детей, использует занимательный материал, включает в урок игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое и т. п. Учитывая разный уровень дошкольной подготовки первоклассников, особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятий по формированию первоначальных умений и навыков письма. Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения письму совершенствуются на уроках русского языка.

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

После курса "Обучение грамоте и развитие речи" начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. В программу русского языка отобраны знания из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики (морфологии, синтаксиса), а также орфографии и пунктуации, которые наиболее часто используются (или которые уместно было бы использовать) детьми 7–10 лет в процессе речевого общения. Такой принцип отбора программного материала по русскому языку можно определить как частотно-речевой. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены и элементарные сведения из области речеведения: текст, тема и основная мысль текста, заголовок, структура, типы речи (повествование, описание, рассуждение), стили и изобразительно-выразительные средства речи.

Национально-региональный компонент прослеживается на уроке русского языка во время выполнение чистописания, словарной работы и упражнений.


^ 3. Место предмета в базисном учебном плане

Программа рассчитана на 99 учебных часа, 3 часа в неделю.

Количество часов в 1-й четверти – 27 ч.;

Количество часов во 2-й четверти – 21 ч.;

Количество часов в 3-й четверти – 27 ч.

Количество часов в 4-й четверти – 24 ч.


^ Примерное распределение часов по темам курса




Наименование раздела программы

Количество часов

1

Подготовительный период.

10

2

Основной, звукобуквенный период.

60

3

Заключительный период.

5

4

Алфавит

2

5

Звуки речи

16

6

Построение схемы предложения

3

7

Речь письменная и устная

3




Итого

99


^ Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Русский язык» к концу первого года обучения.

Учащиеся должны знать/понимать:


название букв алфавита, их последовательность и их основные звуковые значения;

правила переноса слов по слогам;

способ обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способы обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, е, и) и мягкого знака;

способ обозначения звука [й] в начале слова (с помощью букв е, е, ю, я).

Уметь:


быстро найти букву в алфавитном столбике;

определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);

писать прописную букву в именах собственных;

делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;

понимать различие между звуком и буквой;

различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные;

писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;

писать словарные слова, определенные программой;

списывать небольшой текст по правилам списывания;

определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии);

читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников; детских теле- и радиопередач, аудиозаписей);

соблюдения орфоэпических норм речи;

устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.

Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов: 1-й класс в конце учебного года 15-17 слов.

СловарьАдрес, алфавит, город, дежурный, карандаш, карман, картина, картофель, квадрат, квартира, компот, коньки, косынка, лимон, линейка, морковь, Москва, облако, окно, пальто, пенал, платок, портфель, телевизор, телефон, яблоко (26 слов).


Программа обеспечивается :

1. Чуракова Н.А. Русский язык. Учебник. 1 класс / Н. А. Чуракова. - 6-е изд., и доп. – М.: Академкнига / Учебник, 2011.

2. Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2011

3. Гольфман Е.Р. Русский язык. 1 класс: тетрадь для самостоятельных работ / Е.Р.Голфман. – М.: Академкнига / Учебник, 2011


^ Тематическое планирование. Русский язык


№ п/п

Тема урока

К-во час

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Вид контроля

Дата проведения

При-ме-чание




Срок

Факт.




^ 1 четверть – 27 ч. Подготовительный период - 5 часов







1

Знакомство с новым предметом. Гигиенические правила письма. Ориентировка в про­странстве.

1

Введение

новых

знаний

Знакомство с гигиениче­скими требованиями при письме. Правила посадки и пользования письмен­ными принадлежностями во время письма

Уметь правильно сидеть за партой и пользоваться пись­менными принадлежностями
















2

Письмо прямой линии.

Пространственная ориентация

1

Введение

новых

знаний

Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках

Уметь писать прямые линии; ориентироваться в тетради; пользоваться устной речью в различных ситуациях
















3

Прямая линия с закруг­лением с одной стороны: влево и вправо.

1

Введение

новых

знаний

Письмо прямых линий с закруглением с одной стороны: влево и вправо

Знать элементы печатных и письменных букв русского алфавита.

Уметь писать прямую ли­нию с закруглением с одной стороны: влево и вправо

Текущий. Проверка по образцу













4

Наклонная прямая с закруглением с двух сторон .

1

Введение

новых

знаний

Письмо наклонной прямой с закруглением с двух сторон (г)

Знать элементы печатных

и письменных букв русского

алфавита.

Уметь писать наклонную

прямую с закруглением

с двух сторон

Текущий.

Проверка

по образцу













5

Наклонные прямые с петлёй вверху и внизу.

1

Введение

новых

знаний

Письмо наклонных прямых с петлёй вверху и внизу

Уметь писать наклонные прямые с петлёй вверху и внизу; правильно сидеть за партой

Текущий.

Проверка

по образцу













6

Письмо полуовала с петлёй в рабочей строке.

1

Введение

новых

знаний

Письмо полуовала с петлёй в рабочей строке (е)

Знать элементы печатных и письменных букв русского

алфавита. Уметь писать полуовал

с петлёй в рабочей строке(е);

правильно сидеть за партой,

пользоваться письменными

принадлежностями

Текущий.

Проверка

по образцу













7

Письмо плавной наклонной линии с закруглением слева снизу и справа сверху

1

Введение

новых

знаний

Письмо плавной наклонной линии с закруглением слева снизу и справа сверху

Знать, называть, различать

по форме элементы печатных и письменных букв русского алфавита.

Уметь правильно сидеть за партой, пользоваться письменными принадлежностями

Текущий.

Проверка

по образцу













8

Письмо овалов: малого и большого .

1

Введение

новых

знаний

Письмо овалов: малого и большого (О, о)

Знать элементы печатных

и письменных букв русского

алфавита.

Уметь писать большой и малый овалы

Текущий. Проверка по образцу










9

Письмо полуовалов: письмо справа и письмо слева.

1

Введение

новых

знаний

Письмо полуовалов :письмо справа и письмо слева

Знать элементы печатных

и письменных букв русского

алфавита.

Уметь писать полуовалы

Текущий.

Проверка

по образцу










10

Письмо короткой прямой линии с половинным овалом .

1

Введение

новых

знаний

Письмо короткой прямой

линии с половинным овалом (ь)

Знать элементы печатных

и письменных букв русского

алфавита.

Уметь правильно сидеть

за партой, пользоваться

письменными принадлежностями; писать короткую прямую линию с половинным овалом (ь)

Тематический













^ Основной, звукобуквенный период – 60 часов










11

Письмо строчной и заглавной букв А, а.

1

Введение

новых

знаний

Гласные звуки и буквы. Письмо строчной и заглавной букв А, а .Звукобуквенный анализ как основа «перевода»

слова звучащего в слово написанное

Знать признаки гласных

звуков.

Уметь писать буквы на основе двигательных элементов по определённому алгоритму

Текущий.

Самопро-верка













12

Письмо строчной и заглавной букв О, о

1

Введение

новых

знаний

Письмо строчной и заглавной букв О, о

Знать, что форма каждой печатной буквы состоит из элементов, расположенных в определённом пространственно-количественном соотношении.

Уметь выполнять узоры-

бордюры и росчерки

Текущий.

Самопро-верка













13


Письмо строчной и заглавной букв У, у

1

Введение

новых знаний

Письмо строчной и заглавной букв У, у

Знать правила посадки и пользования письменными

принадлежностями.

Уметь соотносить и писать печатную и письменную буквы

Текущий.

Самопро­верка













14

Письмо строчной и заглавной букв Э, э.


1

Введение

новых знаний

Письмо строчной и заглавной букв Э, э Введение алгоритма

письма под диктовку

Уметь писать строчную и заглавную буквы Э, э

Текущий.

Письмо под диктов-ку













15

Письмо строчной буквы ы

1

Введение

новых

знаний

Письмо строчной буквы ы

Уметь писать букву ы; производить звукобуквенный

разбор слов

Текущий.

Самопро-верка













16

Работа над алгоритмом письма под диктовку .

1

Урок – закрепле ние.

Письмо под диктовку изученных букв. Письмо

соединений, соотнесение

печатных и прописных букв

Уметьперекодировать звуковую схему слова в графическую; писать изученныебуквы

Текущий. Взаимо-проверка

по образцу













17

Письмо строчной и за- главной букв И, и

1

Введение

новых

знаний

Письмо строчной и заглавной букв И, и, соединений с изученнымибуквами


Знать, что элементы-линии и элементы-шаблоны являются структурными едини­цами графической системы печатных и письменных букв.

Уметьписать буквы И, и

Текущий.

Самопро-верка

по образцу













18



Письмо изученных гласных.

Слуховой и зрительный диктант


1

Комб.

Гласные звуки и буквы.Слуховой и зрительный диктанты. Правильное начертание букв и их соединений

Знать формы изученных

письменных букв.

Уметьписать буквы на основе двигательных элементов по определённому алго­ритму

Текущий.

Письмо под диктовку с взаимо-провер-кой













19

Гласные звуки в безударном положении .

1

Комб.

Ударные и безударные

гласные. Отработка навыка каллиграфии, орфографической зоркости

Знатьформы всех изученных письменных букв.

Уметьписать под диктовку

изученные письменные буквы

Тематический.

Письмо под дик­товку с проверкой по образцу













20



Письмо строчной и заглавной букв М, м.

1

Введение

новых

знаний

Письмо строчной и заглавной букв М, м. Звуки и буквы: гласныеи согласные. Звонкие

согласные, различающиеся по мягкостии твёрдости

Знать, что звуки делятсяна гласные и согласные.

Уметь писать буквы М, м

Текущий.

Письмо

под диктовку,

самопро верка













21

Письмо строчной буквы н

1

Введение

новых знаний

Письмо строчной и заглавной букв Н, н

Знать, что в начале предложения и в именах собствен­ных пишется заглавная буква.

Уметьписать буквы Н, н

Текущий.

Взаимо­проверка













22

Письмо заглавной буквы Н

1

Введение

новых знаний

Письмо заглавной буквыН

Знать, что в начале предложения и в именах собствен­ных пишется заглавная буква.

Уметьписать букву Н

Текущий.

Взаимо­проверка













23

Письмо строчной и заглавной букв Л, л

1

Введение

новых

знаний

Письмо строчной и заглавной букв Л, л

Уметьписать буквы Л, л;

производить звукобуквенный разбор слов

Текущий.

Самопро верка













24

Письмо строчной буквы р

1

Введение

новых

знаний

Письмо строчной буквы р

Уметьписать букву р;

писать слова и предложения

с изученными буквами.

Текущий.С/р с самопро веркой













25

Письмо заглавной буквы Р

1

Введение

новых

знаний

Письмо заглавной буквы Р

Уметьписать букву Р;

писать слова и предложения

с изученными буквами.

Текущий.С/р с самопро веркой













26

Письмо строчной и заглавной букв Й, й

1

Введение

новых знаний

Письмо строчной и заглавной букв Й, й

Уметьписать буквы Й, й;

соотносить печатную и письменную буквы

Текущий.С/р с са­мопро­веркой













27

Письмо строчной буквы я

1

Введение

новых знаний

Письмо строчной буквы я.

Уметьписать букву я;

производить звукобуквенный разбор слова

Текущий.С/р с про­веркой по образцу













2 четверть -21 ч.




28

Письмо заглавной буквы Я.

1

Введение

новых знаний

Письмо заглавной буквы Я

Уметь писать буквы Я, я;

производить звукобуквенный разбор слова

Текущий.С/р с про­веркой по образцу













29

Письмо строчной буквы ё

1

Введение

новых

знаний

Письмо строчной буквы ё. Среднеплавное соединение букв

Знатьприём верхнего,

среднеплавного, нижнего

соединения букв.

Уметьписать буквы ё

Текущий.С/р с провер кой по образцу













30

Письмо заглавной буквы Ё

1

Введение

новых

знаний

Письмо строчной буквы Ё. Среднеплавное соединение букв

Знатьприём верхнего,

среднеплавного, нижнего

соединения букв.

Уметьписать букву Ё

Текущий.С/р с провер кой по образцу













31

Письмо строчной буквы ю

1

Введение

новых

знаний

Письмо строчной буквы ю

Уметь писать букву ю;

списывать предложения

Текущий.

Самопро верка













32

Письмо заглавной буквы Ю

1

Введение

новых

знаний

Письмо заглавной букв Ю

Уметь писать буквы Ю;

списывать предложения

Текущий.

Самопро верка













33

Письмо строчной и заглавной букв Е, е

1

Введение

новых

знаний

Письмо строчной и заглавной букв Е, е. Среднеплавное соединение букв

Уметьписать буквы Е, е;

производить звукобуквенный разбор слов

Текущий.

Взаимо проверка













34

Чтение и записывание предложений с именами собственными.

1

Урок - игра

Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

Уметь читать и писать

предложения с именами собственными

Темати ческий.

Списыва ние с печатного текста













35

Письмо буквы ь

1

Введение

новых знаний

Разделительное произ-ношение звуков в слове и способы их обозначе­ния. Письмо буквы ь, слов с буквой ь

Уметь писать слова и предложения под диктовку, делить слова на слоги, ставить ударение

Текущий.

Письмо под дик­товку













36

Письмо строчной буквы д

1

Введение

новых знаний

Письмо строчной буквы д

Знатьнаписание изученных

букв.

Уметь писать букву д, слова и предложения с изученными буквами

Текущий.

Самопро­верка













37

Письмо заглавной буквы Д

1

Введение

новых знаний

Письмо заглавной букв Д

Знатьнаписание изученных

букв.

Уметь писать букву Д ,слова и предложения с изученными буквами

Текущий.

Самопро­верка













38

Письмо строчной буквы т

1

Введение

новых

знаний

Письмо строчной буквы т. Парные звонкие и глухиесогласные

Знатьнаписание изученных

букв.

Уметьписать букву т;

производить звукобуквенный разбор слов

Текущий.

Самопро верка













39

Письмо заглавной буквы Т

1

Введение

новых

знаний

Письмо заглавной букв Т. Парные звонкие и глухиесогласные

Знатьнаписание изученных

букв.

Уметьписать букву Т;

производить звукобуквенный разбор слов

Текущий.

Самопро верка













40

Письмо строчной буквы з

1

Введение

новых

знаний

Письмо строчной буквы з

Знатьнаписание изученных

букв.

Уметьписать букву з;

определять твёрдость и мягкость согласных звуков

Текущий.С/р с самопро веркой













41

Письмо заглавной буквы 3

1

Введение

новых

знаний

Письмо заглавной буквы 3,

Знатьнаписание изученных

букв.

Уметьписать букву 3;

определять твёрдость и мягкость согласных звуков

Текущий.С/р с самопро веркой













42


Письмо строчной и заглавной букв С, с

1

Введение

новых знаний

Письмо строчной и заглавной букв С,с

Знатьнаписание изученных

букв.

Уметьписать буквы С, с;

производить звукобуквенный разбор слов

Текущий.С/р с про­веркой по образцу













43



Работа над алгоритмом списывания предложе­ния и самопроверки.

1

Комби­нирован­ный

Списывание предложе­ний. Составление пред­ложений по схеме. Игры со словами

Уметь списывать предложения и выполнять самопро­верку

Темати­ческий. Списыва­ние с печатного текста













44

Письмо строчной и заглавной букв Г, г.

1

Введение

новых знаний

Письмо строчной и заглавной букв Г, г

Знать написание изученных

букв.

Уметьписать буквы Г, г; различать согласные звуки по твёрдости-мягкости

Текущий.С/р с про­веркой по образцу













45

Письмо строчной буквы к

1

Введение

новых знаний

Письмо строчнойбукв к

Знать изученные буквы.

Уметьписать букву к; производить звукобуквенный разбор слов

Текущий.

Взаимо­проверка













46

Письмо заглавной буквы К

1

Введение

новых знаний

Письмо заглавной буквы К

Знать изученные буквы.

Уметьписать буквы К; производить звукобуквенный разбор слов

Текущий.

Взаимо­проверка













47

Письмо строчной буквы в

1

Введение

новых

знании

Письмо строчной буквы в

Знать изученные буквы.

Уметьписать букву в;

записывать слова и предложения с изученными

буквами

Текущий. С/р с провер кой по образцу













48

Письмо заглавной буквы В

1

Введение

новых

знании

Письмо заглавной буквы В

Знать изученные буквы.

Уметьписать букву В;

записывать слова и предложения с изученными

буквами

Текущий. С/р с провер кой по образцу



















49

Письмо строчной буквы ф

1

Введение

новых знаний

Письмо строчной буквы ф

Знать изученные буквы.

Уметь писать букву ф; записывать слова и предложения с изученными буквами

Текущий.

Списыва­ние с печатного текста с самопро­веркой













50

Письмо заглавной буквы Ф

1

Введение

новых знаний

Письмо заглавной буквы Ф

Знать изученные буквы.

Уметьписать букву Ф; записывать слова и предложения с изученными буквами

Текущий.

Списыва­ние с печатного текста с самопро­веркой













51

Наблюдение за смысло-

различительной ролью звуков.

1

Комб.

Смыслоразличительная роль звуков. Письмо под диктовку

Уметь анализировать смыслоразличительную роль зву­ков; писать под диктовку

Темати­ческий. Письмо под дик­товку













52

Письмо строчной буквы б

1

Введение

новых знаний

Письмо строчной буквы б

Знатьизученные буквы.

Уметьписать букву б, слова и предложения с изу­ченными буквами

Текущий. С/р с про­веркой по образцу













53

Письмо заглавной буквы Б.

1

Введение

новых знаний

Письмо заглавной буквы Б.

Знатьизученные буквы.

Уметьписать букву Б, слова и предложения с изу­ченными буквами

Текущий. С/р с про­веркой по образцу













54


Письмо строчной буквы п

1

Введение

новых знаний

Письмо строчной буквы п

Знатьизученные буквы.

Уметьписать буквуп; производить звукобуквенный разбор слов

Текущий. С/р с про­веркой по образцу













55

Письмо заглавной буквы П

1

Введение

новых знаний

Письмо строчной и заглавной букв П

Знатьизученные буквы.

Уметьписать буквы П; производить звукобуквенный разбор слов

Текущий. С/р с про­веркой по образцу













56

Письмо строчной и заглавной букв Ж, ж.

1

Введение

новых знаний

Письмо строчной и заглавной букв Ж, ж. Произношение и обозна­чение на письме слов с сочетаниями жи - ши

Знать написание жи и ши.

Уметь писать буквы Ж, ж; производить звукобуквенный разбор слов

Текущий. С/р с са­мопро­веркой













57

Письмо строчной буквы ш.

1

Введение

новых знаний

Письмо строчной буквы ш

Знать написание ши с и.

Уметь писать букву ш; производить звукобуквенный разбор слов

Текущий. С/р с взаи­мопровер­кой













58

Письмо заглавной буквы Ш.

1

Введение

новых знаний

Письмо заглавной буквы Ш

Знать написание ши с и.

Уметьписать букву Ш; производить звукобуквенный разбор слов

Текущий. С/р с взаи­мопровер­кой













59

Слова с сочетаниями жи- ши.

1

Комб.

Письмо слов с сочетаниями жи - ши

Знать,что согласные буквы

Ж, Ш обозначают твердые

звуки [ж], [ш].

Уметьписать под диктовку

слова с сочетаниями жи - ши

Темати ческий.

Письмо под диктов-ку













60

Разделительный мяг­кий знак.

1

Введение

новых

знаний

Разделительный мягкий знак.

Письмо слов с раздели­тельным мягким знаком Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков .

Знать двойную роль мягко­го знака в русском языке.

Уметьразличать на слух звуки; писать слова с разде­лительным мягким знаком

Текущий. Списыва­ние с печатного текста с взаимопроверкой













61

Разделительный твердый знак.

1

Введение

новых

знаний

Разделительный твердыйзнак. Письмо слов с разделительным твердым знаком . Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков

Уметь писать слова с разделительным твердым знаком;

давать краткую характеристику звукам

Текущий













62

Письмо строчной и заглавной букв X, х

1

Введение

новых

знаний

Письмо строчной и заглавной букв X, х. Правильное начертаниебукв и их соединений

Знать изученные буквы.

Уметьписать заглавную

букву в именах собственных

Текущий.

Самопро верка













63

Письмо строчной буквы ч.


1

Введение

новых

знаний

Письмо строчной буквы ч. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями ча, чу

Знать, что согласный звук

[ч'] всегда мягкий; правописание ча, чу.

Уметьписать изученные

буквы

Текущий. С/р с проверкой по образцу













64

Письмо заглавной буквы Ч.


1

Введение

новых

знаний

Письмо заглавной букыв Ч. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями ча, чу

Знать, что согласный звук

[ч'] всегда мягкий; правописание ча, чу.

Уметьписать изученные

буквы

Текущий. С/р с проверкой по образцу













65

Письмо строчной буквы щ.

1

Введение

новых

знаний

Письмо строчной буквы щ.Произношение и обозначение на письме слов

с сочетаниями ща, щу

Знать, что согласный звук[щ'] всегда мягкий; правописание ща, щу.

Уметьписать изученные

буквы

Текущий. С/р с проверкой по образцу













66

Письмо заглавной буквы Щ,


1

Введение

новых

знаний

Письмо строчной и заглавной буквы Щ,.Произношение и обозначение на письме слов

с сочетаниями ща, щу

Знать, что согласный звук[щ'] всегда мягкий; правописание ща, щу.

Уметьписать изученные

буквы

Текущий. С/р с проверкой по образцу













67

Письмо строчной заглавной буквы ц

1

Введение

новых знаний

Письмо строчной буквы ц. Пра­вильное начертание букв и их соединений

Знать, что согласный звук

[ц] всегда твердый; изучен­ные буквы.

Уметь списывать предложения

Текущий.

Взаимо­проверка













68

Письмо заглавной буквы Ц.

1

Введение

новых знаний

Письмо заглавной буквы Ц. Пра­вильное начертание букв и их соединений

Знать, что согласный звук

[ц] всегда твердый; изучен­ные буквы.

Уметь списывать предложения

Текущий.

Взаимо­проверка













69

Правильное начертание букв и их соединений.

1

Комб.

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Правильное начертание букв и их соединений. Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначе­ния. Разделительные ьи ъ знаки

Знать письменные буквы русского алфавита. Осуществлятьприёмы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме

Текущий. С/р с са­мопро­веркой













70

Диагностирование орфографической зоркости.


1

Комб.

Диагностирование орфографической зоркости . Слуховой диктант

Знать письменные буквы

русского алфавита.

Уметь писать под диктовку

20 слов

Текущий.

Диктант













^ Заключительный часть – 5 часов.




71

Составление и запись предложений из 2-3 слов

1

Урок -игра

Составление и запись предложений из 2-3 слов.

Уметь составлять и записывать предложения под диктовку из 2-3 слов

Текущий. Письмо под диктовку.













72

Правописание жи-ши, ча-ща., чу-щу.

1

Комби-нирован ный

Правило написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Уметь писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Текущий. Письмо под дик-товку с взаимопроверкой













73

Правописание чк, чн, чт.

1

Комби-нирован ный

Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи-ши. ча-ща, чу-щу, чк-чн

Уметь выполнять правила записи слов с сочетаниями чк,чн.

Текущий













74

Заглавная буква в именах собственных.

1

Комби-нирован ный

Заглавная буква в именах собственных.

Знать понятие « имена собствен-ные». Уметь писать имена собственные с заглавной буквы

Текущий













75

Диагностирование орфографической зоркости.

1

Комби-нирован ный

Запись слов и предложений под диктовку.

Иметь привычку правильной посадки и навык пользования письменными принадлежностями. Уметь записывать предложения под диктовку; составлять и записывать предложения из 2-3 слов; выполнять самопроверку и взаимопроверку

Тематический. Письмо под диктовку



















Тема урока


К-

во

ча-

сов


Тип урока


Характеристика деятельности

учащихся или виды учебной

деятельности


Виды

контроля,

измерителя


Планируемые результаты

освоения материала

Дата проведения

При меча ние


План

Факт


^ 4 четверть - 8 ч. АЛФАВИТ - ( 2 час)




76

Знакомство с новым учебником «Русский язык». Алфавит.


1

Изуче-ние нового матери-ала

Русский алфавит. Правильное название букв, знание их последовательности. Восприятие и понимание звучащей речи. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Списывание текста.

Текущий.

Фронталь-ный опрос.

С/р с про-веркой

по образцу

^ Знать структуру построения учебника «Русский язык»; название букв алфавита, их по-следовательность и их основные звуковые значения.

Уметь находить букву в алфавитном столбике; записывать слова по алфавиту, читать определения, правила; списывать слова с доски.










77

Упражнение в расположе нии слов

в алфавитном порядке .

1

Обобщение и систематизация изученного

Чтение и понимание

учебного текста, формулировок заданий,

правил, определении

Текущий.

Фронталь ный

опрос

Знать на­звание букв алфавита, их последовательность и их основные звуковые значения.

Уметь находить букву в алфавитном столбике; записывать слова по алфавиту, читать определения, правила










^ Построение схемы предложения - ( 3 часа)

78

Слова-предметы. Слова-действия.



1

Изуче-ние нового матери-ала

Слово и его значение. Имя существительное, значение и употребление. Глагол, значение и употребление в речи.

Текущий.

Индиви-

дуальный

опрос.


^ Знать признаки изученных частей речи (существительного, прилагательного и глагола); словарные слова.


Уметь анализировать и кратко характеризовать части речи; находить в тексте слова-предметы, слова-действия и слова-признаки; задавать вопросы к словам










79

Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.

1

Изуче-ние нового матери-ала

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.

Текущий.

Индиви-

дуальный

опрос









80

Слова-помощники.

1

Изуче-ние нового матери-ала

Предлог. Значение и употребление предлогов в речи

Текущий. Индивидуальный и фронтальный опросы

Знать значение предлогов.

Уметь схематически изображать и распознавать предлоги, составлять схемы предложений, записывать предложения, состоящие из четырёх слов










^ РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ И УСТНАЯ ( 3 часа )




81

Устная и письменная речь

1

Изуче-ние нового матери-ала

Отличие письменной речи от устной. Чтение и понимание учебного текста. Знаки препинания в конце предложения (точка, запятая, вопросительный, восклицательный знаки)

Текущий. Индивидуальный и фронтальный опросы

Знать отличие устной речи от письменной.










82

Разница предложений по цели высказыва ния.

1

Изуче-ние нового матери-ала

Отличие предложений по цели высказывания и по интонации .Знаки препинания в конце предложения.

Текущий

Знать типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Уметь определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи; правильно употреблять знаки препинания в предложении










83

Большая буква в име-нах, отчест-вах, кличках животных, названиях городов и рек.

1

Изуче-ние нового матери-ала

Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

Текущий

Уметь писать прописную букву в именах собственных; правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки препинания в конце предложения)










^ ЗВУКИ РЕЧИ ( 16 часов)

84

Звуки и буквы.

1

Комби-

ниро-

ванный

Звуки и буквы: гласные, согласные. Различие согласных звонких и глухих, мягких и твёрдых, парных и непарных

Текущий. Индивидуальный опрос.


Знать понятия звуки и буквы; парные согласные звуки.

Уметь различать гласные и согласные звуки.










85

Звонкие и глухие

парные согласные .

1

Комб.

Различие согласных

звонких и глухих, мяг­ких и твёрдых, парных и непарных

Текущий

Знать парные согласные звуки.

Уметь различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твёрдые согласные; парные звонкие - глухие согласные; только твёр­дые и только мягкие согласные










86

Звук [ й ´ ] и буква й .

1

Комби-

ниро-

ванный

Различие согласных звонких и глухих, мягких и твёрдых, парных и непарных

С/р с провер-кой по образцу

Знать способ обозначения звука [й ´ ] в начале слова ( с помощью букв е,ё. ю,я).

Уметь правильно писать слова с буквой й, с гласными е, ё, ю, я










87

Упражнения в различении мягких

и твёрдых согласных звуков.


1

Комби-

ниро-

ванный

Обозначение мягкости со­гласных звуков на письме

Различие согласных

звонких и глухих, мягких и твёрдых, парных и непарных.

Текущий

Знать гласные и согласные

звуки.

Уметь различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твёрдые согласные; парные звонкие -глухие согласные; только твёр­дые и только мягкие согласные










88

Твёрдые и мягкие согласные..


1

Комби-

ниро-

ванный

Звуки и буквы: гласные и согласные. Различие согласных звонких и глухих, мягких и твёрдых, парных и непарных; обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Текущий.

Знать гласные и согласные звуки;.

Уметь различать гласные и согласные звуки ;звонкие и глухие согласные; мягкие и твёрдые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твёрдые и только мягкие согласные; де-лить слова на слоги, определять ударный слог.










89

Перенос слов.

1

Комби-

ниро-

ванный

Деление слов на слоги. Словесное ударение

Текущий

Знать гласные и согласные звуки; правило переноса слов.

Уметь различать гласные и согласные звуки ;звонкие и глухие согласные; мягкие и твёрдые согласные; парные звонкие-глу-хие согласные; только твёрдые и только мягкие согласные; де-лить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую.










90

Двойная роль букв е, ё, ю, я.


1

Комби-

ниро-

ванный

Звуки и буквы: гласные и согласные. Различие согласных звонких и глухих, мягких и твёрдых, парных и непарных; обозначение мягкости согласных звуков на письме. Деление слов на слоги. Словесное ударение.

Текущий. Индивидуальный опрос

Знать роль йотированных гласных в русском языке, когда буквы я, ю, е, ё обозначать по два звука.

Уметь различать гласные и согласные звуки










91

Слова с сочетаниями жи-ши,же-ше.

1

Комби-

ниро-

ванный

Буквы гласных после шипящих в сильной позиции под ударением: жи-ши, ча-ща, чу-щу

Текущий. Фронтальный.


Знать правило написания слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, чу-щу, ча-ща.


Уметь писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением.











92


Слова с сочетаниями ци, це, цы


1


Комби-

ниро-

ванный


Буквы и, е после ц в сильной позиции. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. Словесное ударение



С/р с










93

Слова с сочетаниями чу-щу, ча-ща


1

Комби-

ниро-

ванный

Буквы гласных после шипящих в сильной позиции под ударением: жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща,чу-щу

Тематический. Списывание слов.

Знать правило написания слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, чу-щу, ча-ща.

Уметь писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением.










94

Мягкий знак на конце слов.


1

Комби-

ниро-

ванный

Разделительные ь и ъ знаки. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил и определений. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Текущий. Фронтальный опрос

Знать роль мягкого знака на конце слов.

Уметь писать слова с мягким знаком - показателем мягкости










95

Разделительные твёрдые и мягкий знаки

1

Комби-

ниро-

ванный

С/р с проверкой по образцу

Знать роль твёрдого и мягкого разделительных языков.

Уметь писать слова с разделительными мягким и твёрдым знаками.










96

Звонкие и глухие согласные.

1

Комби-

ниро-

ванный

Правописание парных звонких и глухих согласных. Различие способы проверки слов.

Текущий. Фронтальный опрос.

Знать правило написания слов с парными согласными на конце.

Уметь подбирать проверочные слова к словам с парными с гласными; различать произношение и написание слов










97

Проверки слов с парными согласными на конце слов. Предложение


1

Комби-

ниро-

ванный

Правописание парных звонких и глухих согласных. Различие способы проверки слов.

Овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения- «Азбука вежливости»

Текущий. Индивидуальный опрос.

Знать правило написания слов с парными согласными на конце; типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Уметь подбирать проверочные слова к словам с парными с гласными; различать произношение и написание слов; определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи.; писать текст под диктовку.










98

Контрольный диктант по теме “ЗВУКИ РЕЧИ”

1

Кон-троль-ный

Овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения- «Азбука вежливости». Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

Диктант

Знать типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Уметь определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи; писать текст под диктовку.










99

Работа над ошибками. «Азбука вежливости».

1

Комби-

ниро-

ванный

Знаки препинания в конце предложения (точка, запятая, вопросительный восклицательный знаки).

Овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения - «Азбука вежливости».

Текущий. Индивидуальный опрос.











Похожие:

Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка общая характеристика учебного предмета
Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского Москва «Просвещение» 2011
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета iconПрограмма по изобразительному искусству пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Цель учебного предмета «Изобразительное искусство»
Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования...
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета
России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусст­во
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета iconИзобразительное искусство пояснительная записка общая характеристика учебного предмета Цель учебного предмета «Изобразительное искусство»
Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования...
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета iconУмк «школа россии» изобразительное искусство пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Цель учебного предмета «Изобразительное искусство»
Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования...
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета «Музыка»
...
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета
Программа по изобразительному искусству создана в соответствии с законом «Об образовании», на основе Требований к результатам освоения...
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета
В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные...
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка общая характеристика учебного предмета
Нельзя забывать, что для большинства граждан нашей страны всякое приобщение к гуманитарному знанию, в том числе и к литературе, ограничивается...
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка общая характеристика учебного предмета
Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках,...
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета
Москва, «Просвещение»2010г., примерной программы начального общего образования, на основе авторской программы А. П. Матвеев, А. Ю....
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты