Памятка для родителей. Основные теоретические, методические и организационные особенности работы icon

Памятка для родителей. Основные теоретические, методические и организационные особенности работы



НазваниеПамятка для родителей. Основные теоретические, методические и организационные особенности работы
Дата19.06.2014
Размер143.96 Kb.
ТипПамятка


ФГАОУ ВПО <<Казанский (Приволжский) Федеральный университет>> Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования


Проектная работа


Тема: «Формирование здорового образа жизни на уроках физической культуры»


Работу выполнил:

учитель физической культуры высшей квалификационной категории МБОУ Столбищенская СОШ Лаишевского района Тазетдинов Завдят Шайхутдинович





Оглавление:

Стр.

Введение ………………………………………………………………… 3

Методика проведения занятий с элементами ритмической гимнастики … 5

Эффективность проведения прыжков со скакалкой …………………… 5

Формирование осанки на уроках ……………………………………………. 6

Уроки здоровья …………………………………………………………………. 7

Методика организации домашни заданий ………………………………….. 8

Выводы ……………………………………………………………………… 9

Список литературы ……………………………………………………………

Приложения:

Приложение 1. Урок гимнастики в 5 классе.

Приложение 2. Комплекс упражнений по формированию осанки.

Приложение 3. Урок здоровья в 5 классе.

Приложение 4. Тест по определению отношения учащихся к занятиям физической культурой и спортом.

Приложение 5. Памятка для родителей.


Основные теоретические, методические и организационные особенности

работы:

Проект расчитан на учебный год

^ Актуальность работы

На современном этапе развития образования улучшить ситуацию по оздоровлению детей поможет переход от авторитарных, групповых подходов в физическом воспитании учащихся к личностно-ориентированным методам обучения и воспитания базирующихся на индивидуальных возможностях.

Лично-ориентированный подход в системе физического воспитания не стало еще у многих учителей физической культуры нормой в своей работе.

Практика испытывает потребность в разработке методик проведения уроков носящих научно обоснованные, апробированные традиционные и не традиционные средства и методы физического воспитания.

^ Цель: Повысить процесс формирования здорового образа жизни на уроках физической культуры.

Задачи:

  • Формировать знания и навыки к практическим действиям, направленным на сохранения здоровья;

  • Обеспечивать необходимой информацией для формирования стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

  • Формировать представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

Ресурсы:

  • комплект оборудования с программным обеспечением;

  • персональный компьютер;

  • программы;

  • достаточное количество учащихся;

  • наличие времени.



Введение

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным –

сделайте его крепким и здоровым»

^ Жан Жак Руссо


Каждый взрослый мечтает быть здоровым, Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Одна из восточных пословиц гласит »Здоровому - каждый день праздник». Ребенок, как правило, не знает как вести здоровый образ жизни. Этому его надо научить. Необходимо сформировать у школьников представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.

Главная задача школы - такая организация учебного процесса на всех уровнях, при которых качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью. А урок физической культуры в школе – это главный урок здоровья. Тем, кто работает в школе не один десяток лет, хорошо видна динамика ухудшения здоровья детей. Если 20- лет назад освобожденных от физической культуры в каждом классе было по одному - два ученика, то теперь их стало значительно больше. Практически здоровых детей в классе - единицы.

Работа школы сегодня направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, где реализуется здоровье сберегающие и здоровье формирующие технологии.


^ Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:

Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждение и роста желания следовать здоровому образу жизни.

Обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации, а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению.

Оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее распространенных заболеваний, а также улучшение таких необходимых качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимание, хорошая память, мыслительные способности.

Решение задачи оздоровления с точки зрения этих аспектов имеют различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста.

На мой взгляд, учителя физической культуры, среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе именно физические упражнения наиболее эффективны.

Широко использовал физические упражнения в своей практике выдающийся ученый врач Авиценна. Он писал: «…самое главное в системе сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями, а затем уже режим пищи и ражим сна». Систематические занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на центральную нервную систему, которая является главным регулятором всех физических и психических процессов в нашем организме. Постоянное занятия физическими упражнениями увеличивают жизненную емкость легких, подвижность грудной клетки, улучшают телосложение, фигура становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность. И добиваться этого можно на уроках физической культуры.

Физическая культура – это естественно биологический метод, в основе которого лежит обращение к одной из основных функций организма - мышечному движению. Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями.

Современная школа с ее учебной нагрузкой во многом ущербно влияет на состояние не только соматического, но и психического здоровья учащихся.

В своей работе я основываюсь на современные психолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учетом личностных особенностей каждого ребенка. Принципы деятельностного и личностного подхода заключается в том, что ученик овладевает способами использования богатств, накопленных человечеством в области телесного и духовного совершенствования.


^ Методика проведения занятий с элементами ритмической гимнастики

Простота, доступность, безопасность, оптимальное чередование нагрузки и отдыха, правильное дозирование нагрузки – обязательное условие каждого урока физической культуры.

Предлагаемые учащимся комплексы составляются с учетом возраста, включают доступные упражнения. Упражнения подбираются таким образом, чтобы они влияли на комплексное развитие физических качеств путем последовательного воздействия на различные группы мышц.

Существующая программа по физической культуре предусматривает активное использование на уроках средств ритмической гимнастики.

О том, что гимнастика улучшает здоровье известно всем. Мышечные нагрузки укрепляют сердце, легкие, кровеносные сосуды и другие органы. Многих людей привлекает красота гимнастических упражнений. Этот вид упражнений выполняют под музыкальное сопровождение, повышающий эмоциональный настрой занимающихся. Однако перед учителем возникает проблема, в какой части урока, и в каком классе лучше всего использовать ритмическую гимнастику?

Для устранения резкости и угловатости в движения учащихся необходимо использовать ритмическую гимнастику как можно раньше и проводить ее в водной части каждого урока. Использование ритмической гимнастики положительно скажется на развитии координации, ритмичности, легкости и пластичности перемещений. Упражнения окажут существенное влияние на формирование правильной осанки, красивой походки, воспитают эстетические понятия культуру движений.

Эффективность гимнастики в ее в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно -сосудистую и дыхательную системы. К тому же занятия под музыку создает эмоциональный фон. С помощью средств ритмической гимнастики можно развивать такие физические качества, как общая выносливость, сила, гибкость, ловкость (Приложение 1).


^ Эффективность проведения прыжков со скакалкой

На каждом уроке независимо от разделов программы, необходимо проводить прыжки со скакалкой. Иметь сильные, стройные, красивые ноги хочется каждому, а для этого их надо упражнять. И скакалка на уроках физической культуры служит отличным простейшим спортивным инвентарем.

Скакалка – очень доступный и полезный спортивный снаряд. Прыжки со скакалкой развивают мышцы ног, делают их стройными и красивыми, служат профилактикой плоскостопия; способствуют формированию правильной осанки; укрепляют связки внутренних органов; ликвидируют застойные влияния в организме; развивают сердечнососудистую и дыхательную системы; развивают чувство ритма и координацию движений; укрепляют мышцы тазового дна.

Простота в использовании скакалки состоит в достаточно легкой обучаемости и несложности выполняемых упражнений. Обучение прыжкам со скакалкой начинают в младших классах с самых простейших прыжков. Существует много различных упражнений со скакалкой. Наиболее распространенными из них являются прыжки: на обеих ногах, вращая скакалку вперед, на одной ноге; с попеременным прыжком на одной, другой ноге, с выполнение бегового шага, на месте и с перемещением, с перекрестным положением рук, с перекрестным положением ног.

Использование прыжков со скакалкой, на каждом уроке, проходящем в спортивном зале, не обременительно для занимающихся, если прыжковые упражнения разнообразны по форме, нагрузке и задачам, стоящим перед ними. Живой интерес представляют прыжки в эстафетах, прыжки по заданию такие прыжки служат развитию координационных способностей. Это могут быть прыжки с продвижением вперед, назад: с чередованием направления – влево-вправо; с предметами в руках.

Многолетний опыт ежеурочного использования прыжков со скакалкой позволяет говорить о положительном результате, более эффектном по сравнению с применением бега в спортивном зале и интерес интересе учащихся к этому гимнастическому снаряду.


^ Формирование осанки на уроках

Физическое развитие и здоровье школьника возможны только при сохранении правильной осанки. Это обеспечивает благоприятное протекание физиологических процессов в организме.

Правильная осанка - это слегка опущенные плечи, отведенные назад, держащаяся прямо голова, подтянутый живот, выпрямленные колени, немного выступающая грудь. Нарушения правильной осанки – это результат изменения формы позвоночника: круглая, сутулая спина, выгнутая спина, сколиоз. Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека. Осанка не бывает врожденной. Она формируется в процессе роста, развития ребенка, учебы, трудовой деятельности и занятий физическими упражнениями. Нарушения осанки возникают под влиянием самых разнообразных причин. Одна из них ,думаю в том, что в школах существует кабинетная система. Ученик целый день, переходя из кабинета в кабинет, сидит за партой или столом, не соответствующим его росту.

Еще одна причина – многочасовое чтение при плохом освещении, это заставляет ученика ниже наклоняться над книгой, портит не только осанку, но и зрение. И главная причина – гиподинамия. Не секрет, что многие учителя – предметники не проводят на своем уроке физкультминутки.

Систематические разумные занятия физической культурой и спортом считаются лучшим средством предупреждения нарушения осанки. Следовательно, ведущая роль в этом принадлежит учителю физической культуры. На своих уроках я постоянно слежу за осанкой учащихся при прохождении всех разделов учебной программы в течение всего учебного года. Постоянно использую упражнения, где осанка, прежде всего, формируется в ходьбе:

  1. Ходьба обычная. Голову поднять, не сутулиться, смотреть прямо, плечи отвести назад.

  2. Ходьба на носках, руки в различных положениях.

  3. Ходьба на пятках, главное – не опускать таз, выпрямиться, прогнуться.

  4. Ходьба перекатным шагом. Выполняя перекат с пятки, высоко подняться на носок, туловище прямое, голову поднять выше.

  5. Ходьба острым шагом, высоко поднимая бедро.

Необходимо следить также и за осанкой при разновидности бега, обращая внимание на положение спины. На каждом уроке провожу по 5-6 упражнений по формированию осанки. Регулярно беседую с учащимися об осанке, объясняю им, зачем проводятся данные занятия. Предлагаю учащимся комплексы упражнений по формированию правильной осанки, настаиваю ежедневного выполнения комплексов, даю домашнее задания (Приложение 2).


^ Уроки здоровья

Здоровье сберегающие технологии предполагают максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность по сохранению собственного здоровья. Помочь им в этом могут проведение уроков здоровья.

Занятия должны проходить занимательно развивать наблюдательность учащихся, фантазию, интерес к окружающей действительности. Это поможет активно вовлечь ребят в выполнение упражнений, способствующих повышению интереса ко всем выполняемым упражнениям. Воспитать нравственную культуру учащихся, интересе к истории спорта, желание победить в себе свои отрицательные привычки и недуги.

^ Цель проведения уроков здоровья:

  • Укрепление физического и психического здоровья учащихся.

  • Привитие интереса к систематическим занятиям физкультурой. Формирование привычки к выполнению физических упражнений, укрепляющих здоровье, психику ребенка.

  • Формировать культуру двигательной активности учащихся.

Уроки здоровья должны проводиться на всех этапах обучения школьников физической культуре и спорту. Они должны быть направлены на развитие двигательной активности ученика, его тела и мышц, органов чувств и духа После проведения урока здоровья, родителям и учащимся можно раздать разработанная мною памятка, цель которой дать некоторые рекомендации по здоровому образу жизни ребенка (Приложение 3).


^ Методика и организация домашних заданий

Основные знания и умения по физической культуре дети получают в школе. Однако, чтобы иметь хорошее здоровье и физическое развитие, одних занятий в школе мало. Поэтому так важно ежедневно самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Первым шагом, первой ступенькой к самостоятельным занятиям физической культурой являются домашние задания. Для самостоятельных домашних заданий рекомендуется посильные и безопасные для детей упражнения. Например: подтягивание, из виса лежа, сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, различные строевые упражнения. В осенне-весенний период на улице можно выполнять различные прыжки (прыжки в длину с места, прыжки со скакалкой), упражнения для формирования осанки. Самое главное: все упражнения, которые даются для домашних заданий, необходимо проверять несколько раз за учебный год. Тогда сразу становиться понятно, как учащиеся выполняют дома заданные упражнения. Обязательно поощрять хорошей оценкой даже слабого в физическом плане ученика, если у него виден прогресс в выполнении домашнего задания.

Домашние задания по физической культуре – одно из самых эффективных форм физического воспитания, помогающих охватить самостоятельными занятиями каждого школьника. Однако при использовании домашних заданий можно столкнуться и с большими трудностями, и, пожалуй, главная из них – организация контроля над их выполнением.

Для того, чтобы учащиеся систематически выполняли заданное на дом, можно порекомендовать им завести тетрадь по физической культуре, где они могли бы вести самоконтроль за выполнением домашнего задания. Если ученик и вписывает липовые цифры, не делая никаких физических упражнений, то это выявляется сразу. Во-первых, при отсутствии прогресса в результатах, показанным школьникам на уроках, сделать вывод, что он наверняка не выполняет домашние задания ; во-вторых, если кто и зафиксирует «липовый» прогресс на бумаге, то этот номер не проходит , так как эти упражнения проверяются на уроках не реже 2-3 раз в четверть.

Такая тетрадь по физической культуре дает возможность оценивать школьника по всем показателям: знаниям, двигательным умениям и навыкам, двигательной подготовленности, физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности.

Для воспитания у школьников сознательного отношения к укреплению здоровья, к личному уровню физической готовности постоянно внедряю в сознание детей такую программу: «Сегодня я делаю лучше, чем вчера, а завтра буду делать лучше, чем сегодня».


^ Предполагаемые результаты

  • Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой.

  • Воспитание сознательности и активного отношения к ценности здоровья и ЗОЖ в семьях учащихся.

  • Стимулирования внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья.

  • Снижения уровня заболеваемости среди учащихся.

  • Улучшение показателей физического развития.



ВЫВОДЫ

Практика показывает, что для изучения отношения учащихся различных возрастных групп к занятиям физической культурой, достаточно определения трех типов параметров потребностей в двигательной деятельности: положительного, отрицательного, безразличного. Учащимся можно предложить тест, чтобы определению их отношения к занятиям физической культурой спортом

(Приложение 4). Опыт работы показывает, что чаще всего отношение к занятиям физической культуры положительное и дети посещают занятия с желанием и с интересом.

Не будем забывать в нашей повседневной работе, что физическая культура – это комплексная культура движений, знаний о себе и своем развитии, гармонического развития физических способностей, телостроительства, воспитания в себе нравственного, психологического и духовного развития, питания, закаливания, гигиены, режима дня, культура в других сферах здорового образа жизни. Главное же для учителя физической культуры это выработать у ученика привычку к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом на основе необходимости этих занятий для ведения здорового образа жизни.

К сожалению, проблем в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья детей остается очень много. Только сообща, объединив усилия, можно продвигаться к осуществлению намеченной цели - формированию здоровых психически, физически здоровьесохраняющих и здоровьеукрепляющих условий обучения.


Список литературы

  1. В. М. Баршая. М.,1985.-208 с.

  2. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2000.-208с.

  3. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания: Учебное пособие .М.: Издательский центр «Академия»,2000.С.56-57

  4. Лях В. И., Мейксон Г.Б. Физическое воспитание учащихся 1\11 классов с направленным развитием двигательных качеств: базовая часть содержания программного материала в 1-11 классах// Физкультура в школе.-1994. №4.С.28-37

  5. Матвеев Л.П.Теория и методика физической культуры: Учебник. - М. Физическая культура и спорт, 1991. С.130

  6. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для вузов. М. :Издательский центр «Академия»,2000 С.67

  7. Шаулин В. Н. Развивающее обучение на материале физической культуры//физкультура и спорт.-1994.№6С.11

  8. Шаулин В. Н. Обучение двигательным действиям с позиции гуманизации: Методика обучения// Физкультура в школе. 1994.№3. с.8-12

  9. Гимнастика с методикой преподавания/ под ред. И.Б. Павлова,

  10. Методика тренировок гимнасток. –М. : Физкультура и спорт,1976.-171 с.

  11. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие/Под ред. Б. А. Ашарина.-М.,1979.-360с. «Академия»,2000.С.67



Похожие:

Памятка для родителей. Основные теоретические, методические и организационные особенности работы iconПамятка для родителей «Возрастные особенности детей раннего возраста». Стенд для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду»
Консультация для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к новым условиям детского сада»
Памятка для родителей. Основные теоретические, методические и организационные особенности работы iconПамятка для родителей. Анкета для родителей №1
Обсудить с родителями причины агрессивности и ее влияния на взаимодействие подростка с окружающими людьми
Памятка для родителей. Основные теоретические, методические и организационные особенности работы iconПамятка для родителей по использованию аис «Сетевой город. Образование» Автоматизированная система управления (аис)
У, прежде всего, посредством широкого вовлечения родителей в образовательный процесс и всестороннего анализа работы педагогов и учёбы...
Памятка для родителей. Основные теоретические, методические и организационные особенности работы iconМетодические рекомендации по составлению бизнес-плана. Основные этапы и особенности разработки бизнес-планов торговых предприятий
...
Памятка для родителей. Основные теоретические, методические и организационные особенности работы icon1. Теоретические вопросы
Назовите и охарактеризуйте основные особенности новых видов кредитов, предоставляемых банками физическим лицам
Памятка для родителей. Основные теоретические, методические и организационные особенности работы iconПамятка для родителей
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий
Памятка для родителей. Основные теоретические, методические и организационные особенности работы iconПамятка для родителей. Литература
Цель: Приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать жизненно необходимые знания, умения, навыки
Памятка для родителей. Основные теоретические, методические и организационные особенности работы iconМетодическое пособие для учителей и брошюры для родителей. В процессе реализации программы формируются универсальные учебные действия
Для реализации программы использую учебно-методические комплекты, включающие в себя рабочую тетрадь для ученика, методическое пособие...
Памятка для родителей. Основные теоретические, методические и организационные особенности работы iconПамятка для родителей. Уважаемые папы и мамы! Помните!
Тема собрания: «Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника? Полезные советы на каждый день»
Памятка для родителей. Основные теоретические, методические и организационные особенности работы iconЕгэ – 2012. Памятка для родителей
Решение о допуске к государственной (итоговой) аттестации принимается педагогическим советом образовательного учреждения и оформляется...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты