МОУ «Лямбирская средняя общеобразовательная школа№1» Формирование информационной компетентности у учащихся в процессе преподавания истории. Подготовила Учитель истории МОУ «Лямбирская СОШ №1» Бирюкова Т.К. Формирование информационной компетентности у учащихся в процессе преподавания истории. В прошлом учебном году я была участницей эксперимента, темой которого была «Формирование информационной компетентности у учащихся в процессе преподавания истории». Сегодня я хотела бы поделиться результатами этого эксперимента. Хочется указать на актуальность исследования. Современный этап развития мирового сообщества характеризуется повышением качества образования. Советом Европы определены ключевые компетентности, которые должны освоить выпускники школ. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании, ключевым понятием которого является компетентность. Информационная компетентность является одной из наиболее значимых, поскольку информация формирует материальную среду жизнедеятельности человека, определяет социокультурную жизнь человека, служит основным средством реализации межличностных отношений. Компетентность в сфере информации предполагает умение сбора, оценки и переработки информации, принятия и выполнения на ее основе решений. Необходимость развития данных умений обуславливает потребность поиска современных форм, методов и средств обучения, применения информационных технология в школьном образовании. Под технологией я понимаю совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности. Под методикой следует понимать использование комплекса методов и приемов обучения и воспитания для достижения определенных целей обучения. В качестве базовых понятий выступают такие понятия как компетенция и компетентность. Компетентность- обладание человеком совокупностью знаний, умений и навыков, способов деятельности, опыта творчества деятельности, опыта личностного саморазвития, включающей его личностное отношение к предмету деятельности. Компетенция - готовность использовать усвоение знания, умение и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Основными источниками информации являются:
Из всего перечисленного видно, что все большую роль в жизни современных школьников играют новые информационные технологии. Информационные технологии в современной образовательной среде могут выступать в качестве предмета обучения, средства обучения и инструмента автоматизации учебной деятельности. В данном выступлении я рассматриваю информационные технологии как средство обучения. Использование информационных технологий экономит время и позволяет более качественно формировать основные компетентности учащихся. Рассмотрим на примере. На изучение темы «Общественное движение при Александре I» отводится 2 часа в 8 классе. Поэтому рекомендуется использовать модульно-блочную систему обучения и на 1-м уроке представить учащимся всю тему через мультимедийную презентацию. На первом уроке мы рассматриваем причины возникновения тайных обществ после войны 1812 года, задачи их деятельности, программы Северного и южного обществ декабристов. Используя документы, учащиеся составляют сравнительную таблицу «Конституции» Н.Муравьева и «Русской правды» П.Пестеля, а средства мультимедиа позволяют быстро проверить точность е заполнения. На втором уроке при работе в группах повторяют изученный материал. Таким образом осуществляется не механическое заучивание, но формируются технологическая и коммуникативная компетентности. Формирование коммуникативной компетентности означает создание условий для получения информации в рамках диалога, умение представлять информацию и цивилизованно отстаивать свою точку зрения. Затем более глубоко рассматриваем вопрос о причинах поражения выступления декабристов 14 декабря 1825 года. Для лучшего понимания эпохи нужно заслушать сообщения учащихся о судебном процессе над декабристами, о дальнейшей судьбе «дворянских революционеров». Семь-десять минут в коне урока рекомендуется оставить на тестирование по теме. Тесты составлены в интерактивной программе, позволяют школьникам провести самопроверку. В десятом классе старшей школы эта интересная и важная тема не выделяется как самостоятельная. Использование информационных технологий дает возможность за 15 минут представить тему, а затем обсудить проблемный вопрос: «Можно ли считать выступление декабристов восстанием (так его рассматривали советские историки) или же это была акция гражданского неповиновения?». В этом случае больше внимания следует уделить изучению вопроса «Последствия выступления декабристов». Таким образом, информационные технологии являются незаменимым средством обучения при изучении курса истории как в основной школе, так и в старшей. Конечно, для подготовки такого урока времени требуется больше, без помощи учащихся не обойтись. Многие из них с удовольствием участвуют вместе с учителем в такой работе, к тому же учитель формирует еще одну компетентность- готовность к социальному взаимодействию. Соотносить свои устремления с интересами других людей и групп, продуктивно взаимодействовать, решать общие задачи особенно важно на современном этапе развития системы образования общества. |
![]() | Положение о библиотеке моу ярская средняя общеобразовательная школа №2 Библиотека является структурным подразделением моу ярская средняя общеобразовательная школа №2 участвующим в учебно-воспитательном... | ![]() | Моу бельская средняя общеобразовательная школа Тверской области Роль краеведения в формировании ключевых образовательных компетенций Выступление учителя истории Выступление учителя истории и обществознания Усачёвой Натальи Витальевны на районной научно- практической конференции «Формирование... |
![]() | Воспитание гражданственности как социально педагогическая проблема Колесова Валентина Васильевна, заместитель директора по увр, учитель истории и обществознания моу «Заинская средняя общеобразовательная школа №2» Колесова Валентина Васильевна, заместитель директора по увр, учитель истории и обществознания моу «Заинская средняя общеобразовательная... | ![]() | Утверждаю: Директор моу «Основная общеобразовательная школа nq 16» Пр. N от«Бобылева Л. И. » 20 г. Положение о надбавках и премировании из фонда оплаты труда Положение является локальным нормативным актом моу «Средняя общеобразовательная школа №I6», конкретизирующим порядок применения различных... |
![]() | Моу «Волоколамская средняя общеобразовательная школа №2» Мастер- класс «Формирование критического мышления у учащихся в учебном процессе» Сегодня мне хочется, не только поделиться с вами своим опытом, но и на практике продемонстрировать новизну и актуальность в современном... | ![]() | Падерова Наталья Геннадьевна, г. Саранск, моу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30» Технология проектной деятельности как средство формирования этнокультурной компетентности младших школьников ... |
![]() | В. Л. Розанов 2005 г. «Утверждаю» Директор моу «Средняя общеобразовательная школа №7» Л. М. Гришко Протокол Разработчик: Педагогический коллектив моу «Средняя общеобразовательная школа №7» | ![]() | Знакомьтесь, это мы! Стригуновская средняя общеобразовательная школа работает над единой методической темой «Формирование знаний, умений и навыков в процессе личностно ориентированного обучения» Мы можем с уверенностью сказать, что наша школа адаптивная школа, то есть школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные... |
![]() | Удальцовой Раисы Ивановны «Современные технологии как средство повышения мотивации в процессе преподавания предмета «кубановедение» Ии стоят очень важные задачи. Одна из них – повышение уровня обществоведческого и исторического образования учащихся, формирование... | ![]() | Формирование мировоззренческих позиций учащихся при изучении экологии Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» №1( моу сош №1) |