|
Министерство образования и науки РБ Иволгинское районное управление образования МОУ «Гильбиринская средняя общеобразовательная школа»ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ"Развитие патриотической личности на основе этнокультурных и эколого-туристских традиций местного поселения" Утверждена на заседании Педагогического совета школы от «___»_____________2007 г. с. Хурамша 2007 год Школа является экспериментальной республиканской площадкой по внедрению профильного обучения. С 2002 года Гильбиринская средняя общеобразовательная школа в рамках районного эксперимента работает по научно-экспериментальной программе «Формирование экологоориентированной личности на основе этноэкологических традиций», разработанной научным руководителем школы Дагбаевой Н.Ж., д.п.н.,профессором БГУ. ^ . в Гильбиринской долине была открыта Кокоринская приходская школа. В ней обучалось 43 ученика, 28 мальчиков и 15 девочек. С 12 сентября 1968г. - Гильбиринская средняя общеобразовательная школа. Основное здание школы построено в 1961, пристрой – в 1980 году. Капитальный ремонт не производился. В этом году в программу социально – экономического развития республики заложены средства на начало строительства нового здания школы. Общая площадь школы1913 м2. Имеются здания начальной школы, борцовского зала, мастерской, столовой, котельной. Школа имеет подсобное хозяйство - 9,6 гектаров огорода, 44 гектара сенокосных угодий, 3 головы КРС, 5 голов МРС. Стационарный лагерь «Романтик» на 50 мест находится на берегу Карасиного озера в 6 км от села. Школа прошла процедуры государственного контроля: регистрационное свидетельство школы от 30.03.2000. Имеет лицензию №209 от 6 сентября 2005 года на право ведения образовательной деятельности. В апреле 2006 г. школа была аттестована и получила аккредитацию по типу – образовательное учреждение, по виду – средняя общеобразовательная школа. Обеспечение доступности качественного образования На сегодня обучается в школе 223 ученика: русских – 63, бурят – 160; девочек – 114, мальчиков – 109. Социальный состав родителей следующий: всего – 368, из них 63 служащих, 72 рабочих, 217 безработных. Высшее образование имеют всего 60 человек, среднеспециальное – 111, среднее образование - 177. Класс – комплектов - 21 (первая ступень – 8 классов, вторая ступень – 9 классов, третья ступень – 4 класса), 2 группы продлённого дня. Школа функционирует в режиме пятидневной рабочей недели в две смены, продолжительность урока - 40 минут. После обеда занимается четыре класса начального звена. Вторая половина дня, суббота - индивидуальные консультации, работа секций, факультативов, кружков. Профиль выбран биолого – химический на основе анкетирования учащихся, опроса родителей, результатов работы школы по этноэкологическому направлению. Апробируется курс развивающего обучения «Школа – 2010» на первой ступени обучения. Все дети, достигшие школьного возраста, обучаются в школе. Допускается перевод учащихся в вечернюю школу, но не отсев из школы. За прошедших 3 года были переведены в вечернюю школу 6 учащихся по причине несоответствия детей возраста одноклассников, т.е. переростка детей и низкой мотивации к учению. Для сохранения контингента учащихся в школе силами учителей и учащихся проводятся ярмарки по сбору вещей и письменных принадлежностей детям из малообеспеченных семей. 5 учащихся, проживающие в отдалённой деревне, относящейся нашему муниципальному образованию, обучаются в школе. Организовать систематический подвоз детей администрация школы не может, поэтому родители, объединившись, привозят детей по очереди. Эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно – коммуникационных Для эффективного внедрения современных образовательных технологий необходима целенаправленная работа внутришкольной системы повышения квалификации учителей. Сегодня педагогический коллектив школы насчитывает 39 человек. Средний возраст педагогического коллектива 43 года. 63 % педагогического коллектива составляют выпускники школы. ^ а) по уровню образования
б) по стажу
в) по квалификационным категориям:
г) количество работников, имеющих отличия
В течение трёх лет педагогический коллектив работал над методической проблемой «Совершенствование используемых и внедрение новых пед. технологий и систем обучения». За этот период были проведены педагогические чтения, открытые уроки с использованием современных технологий в целом или его элементов. В течение последних лет проводится научно – практическая конференция в конце учебного года, где выступают учителя с результатом реализации проблем по самообразованию в рамках методической проблемы «Совершенствование используемых и внедрение новых педагогических технологий и систем обучения». Темы выбираются самые разные: по методике преподавания предмета, по организации внеклассной работы, педагогическим технологиям (проектной, КСО, блочно-модульной), информационных технологий в обучении по совершенствованию управления и т.д. Проектирование вызвало к жизни новые социально-образовательные практики - ролевые игры по моделированию социальных структур и институтов, создание общешкольного и межшкольного образовательного пространства, единых образовательных пространств. Школа оснащена современным демонстрационным оборудованием. Компьютерный класс, мультимедиа – проектор, множительная техника, интерактивная доска. Школа подключена к сети Интернет, разрабатывается сайт школы. Все это является неотъемлемой частью учебного процесса в школе. За последние годы учителя активно обучаются на Интернет – курсах, проведены краткосрочные курсы по овладению Интернет – технологиями на базе Оронгойской школы. Каждый второй учитель имеет дома ПК. В процессе обучения информационные технологии применяются:
Одной из форм работы, направленной на развитие и воспитание творческой, инициативной и предприимчивой личности, является проектная технология. В нашей школе проектная технология активно применяется в экологическом образовании и воспитании учащихся. Ее применение дает возможность формировать у детей склонности к взаимодействию с природными объектами, получать «ответы» от природных объектов на основании ранее полученной информации в сочетании с собственными наблюдениями, проводить практические исследовательские работы и природоохранные мероприятия, развивать инициативу и творчество. Проектная технология – это коллективная работа. Ребенок в коллективе самореализуется, появляется взаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности. Именно поэтому, мы считаем, метод проектов перспективным направлением в работе наших учителей, который позволяет обучать школьников навыкам самостоятельной поисковой деятельности. Результатом использования современных технологий служат также показатели качества обучения и воспитания. Высокое качество результатов обучения и воспитания 1. Анализ статистики образования
Поступаемость выпускников в высшие учебные заведения увеличилась от 34,8% до 50%, и этот результат сохранился в прошедшем учебном году. Учащихся, обучающихся на бюджетной основе, составляло 37,5%, далее 66,7%, в прошлом учебном году – 62,5%. Медалисты школы оправдывают свои медали при поступлении в ВУЗ, по результату первого экзамена были приняты в студенты. Этот показатель качества работы образовательного учреждения обусловлено соответствием и объективностью выставленных оценок учителями школы. Для успешной социализации выпускников школы классными руководителями, социальным педагогом проводится работа по профессиональной и профильной подготовке учащихся на третьей ступени обучения. На ЕГЭ - 2006 глубокие и прочные знания по всем предметам показала золотая медалистка школы Цыренжапова В.По результатам ЕГЭ по биологии и истории наша школа вошла в число 20 лучших школ республики (биология – 16место, история – 18 место). ^ Учебный план школы в этот период был составлен на основании базисного учебного плана в режиме 5-дневной рабочей недели и сохраняет в необходимом объёме содержание образования, являющемся обязательным на каждой ступени обучения. Уровень учебной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимого. Условия, обеспечивающие учёт индивидуальных и личностных особенностей учащихся, реализовывались за счёт факультативных, элективных курсов по различным областям. ^ С целью отслеживания и анализа качества обучения и образования ежегодно в течение учебного года проводится мониторинг результативности учебно-воспитательного процесса по 4-м параметрам: успеваемость, качество знаний, посещаемость и средний балл обученности.
Успеваемость, средний балл и качество знаний за последние 3 года стабильны. Уменьшилось количество пропусков без уважительных причин, рассчитанных на одного ученика. ^ По программе развития школы были введены новые факультативные курсы по трём «Э» (экономика, экология, этнология) с постепенным усложнением учебного материала, следующим образом: 2 кл. «Мой дом – моё село», 3 кл. «Жемчужина Сибири – озеро Байкал», 4 кл. «Азбука нравственности», 5 кл. «Экология души», 6 кл. «Мой край – долина Гильбиры», 7 кл. «Экология Бурятии», 8 кл. «Культура Бурятии», 9 кл. «Введение в экономику», 10 кл. «Устойчивое развитие» апробация спецкурса, разработанного АСЕКО с экспериментальными площадками по всей России. Существует система текущего, промежуточного и итогового контроля знаний, диагностики ЗУН. Результаты контроля и диагностики фиксируются в папке-портфолио учителя. Лучшему обеспечению базового образования способствуют внеурочные формы деятельности: кружки, олимпиады, конкурсы, предметные недели. Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся и обеспечение безопасности В целях укрепления и сохранения здоровья проводится ежегодная диспансеризация, которой охвачено 100% учащихся. Результаты следующие: 10% составляют тубинфицированные дети, 20,9% - дети с ослабленным здоровьем, 69,1% - физически здоровые дети. Увеличение числа тубинфицированных детей происходит за счёт контактов с больными. На сегодня все находятся под наблюдением специалистов врачебной амбулатории. Проводится плановая вакцинация, которая находится под контролем социального педагога школы. Состояние здоровья учащихся за последние три года
Горячим питанием охвачено 100% учащихся. ^ в Гильбиринской школе достигается принятыми нормативными документами, как соглашение об охране труда, трудовой договор с работником, инструкции по охране труда, коллективный договор между работодателем и работниками, Правила внутреннего распорядка, Устав ОУ. В школе оборудован кабинет ОБЖ, имеется необходимая материально – техническая база. Каждую четверть в школе проводятся тренировки по эвакуации в различных чрезвычайных ситуациях, где участвует педколлектив, техперсонал, ежегодно проходят соревнования по условиям слёта – соревнования «Школа безопасности», в средних классах – конкурс «Безопасное колесо». В конце учебного года – «День защиты детей». в период с 2003 года по январь 2007 г. во время пребывания школьников в данной школе травматизм у детей не зафиксировано, также пищевых отравлений, связанных с работой школьной столовой не наблюдалось.. Дорожно – транспортные происшествия с учащимися школы не зафиксированы. Во всех кабинетах школы имеются средства пожаротушения, в коридорах установлены ящики с песком, имеется несколько противопожарных щитов с необходимым оборудованием. В 2005 году в школе была установлена противопожарная система оповещения «Эхо». Сочетание принципов единоначалия с демократичностью школьного уклада. Позитивное отношение родителей, выпускников и местного сообщества к учреждению В школе отработана система работы с семьями учащихся. Родители учащихся работают в классных родительских комитетах, в общешкольном родительском комитете, в Попечительском Совете школы, в Благотворительном фонде выпускников, в Совете отцов. Вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс проходит через:
В школе разработана программа педагогического сопровождения семьи. Согласно этой программе проводятся:
Родители вели кружки на общественных началах, обучая детей народному промыслу (Цыремпилов Б.Б.). Они привлекаются к работе по проведению праздников (привлечение спонсоров (например, на пошив костюмов для ансамбля "Улаалзай", приобретение призов, работа в жюри). Родительская плата на хозяйственные нужды школы составляет 35 рублей месяц. Эти средства идут на поездки детей на районные, республиканские олимпиады, конкурсы, конференции, соревнования, приобретение призов на школьные мероприятия, на хозяйственных и канцелярских товаров. Текущий ремонт кабинетов, производится на средства родителей силами самих родителей, ремонт школы - на средства родителей. В 2004 году в школе была установлена противопожарная сигнализация, на приобретение которой каждая семья сдала 250 рублей, в 2006 году ремонт спортзала осуществлён также за счёт средств, собранных с жителей поселения. Участие в муниципальных, региональных и федеральных фестивалях, конкурсах, смотрах Только за последние годы коллективом учителей и учащихся достигнуты результаты по этноэкологическому направлению:
Дугарова И., Кокорин И. семинар-учёба экожурналистов на Байкале, Очирова Т., Гармаев Э. эконеделя на Байкале;
Цыренжапова В. – 3м., Чойндонова С. – 4м.;
Свидетельством сформированности исследовательских умений и навыков может послужить факт участия учащихся школы во Всероссийских конференциях. Благодаря сотрудничеству с Байкальским информационным центром «Грань» учащиеся школы имели возможность участвовать во многих международных проектах, таких, как «Вода ради жизни», «Электронный журнал «Тоонто», «Деревенская ласточка». В данный момент школа находится в международной сети экологических школ (см. календарь). Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования Огромная роль в воспитательной работе школы отводится работе кружков и секций, где развиваются интеллектуальные, творческие и физические способности детей, получают социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, «испытывают ситуацию успеха», самоутверждаются социально одобряемыми способами. Действует 15 секций и кружков: 7 художественно-эстетических, 5 спортивных, 1 технический, 1 эколого-биологический, 1 туристско-краеведческий. В реализации данных направлений достигнуты значительные результаты (см. таблица). Необходимые условия создаются компетентными преподавателями, наличием у них образовательных программ, материально - технической базой. Важнейшие звенья в воспитательной системе школы – традиционные конкурсы «Ученик года» и «Самый классный класс», в которых учитывается школьная жизнедеятельность всех классов, всех учащихся. Проводится большая работа по профилактике правонарушений. Школа старается работать совместно с сельской администрацией, милиции, Инспекцией по делам несовершеннолетних, КДН села и района. В росте правонарушений среди подростков есть, возможно, доля дефектов школьного воспитания, но львиная доля относится к дефектам семейного воспитания. Эта проблема стала не педагогической, а социальной. В данном случае школа одна не может разрешать этим крупные социальные проблемы. Необходима совместная деятельность всех институтов, имеющих отношение к воспитанию детей. Продуктивность реализации программы развития Многолетний опыт Гильбиринской средней школы по экологическому воспитанию учащихся привёл коллектив к пониманию того, что невозможно формировать экологически ориентированную личность в рамках только школы, необходимо содействие семьи, местной администрации, учреждений культуры, спорта, а также использование богатого опыта этнических традиций народа в вопросах жизнеобеспечения и адаптации к окружающей среде. Главная цель программы – создать условия для развития личности с экологическим мышлением, высокой ответственностью и культурой, знающей особенности и богатства природы родного края, историю, культуру, традиции, обычаи коренного народа. Школа стала центром, вокруг которого сосредоточиваются многообразные социальные связи. Таким образом, желание продолжить поиски оптимальных образовательных технологий, стремление совершенствования этноэкологической и экономической направленности школы, определили основные идеи и задачи создания реализованной Программы развития школы. Приступая к реализации программы, перед коллективом учителей был поставлен вопрос: «Какие изменения нужны в учебной и воспитательной деятельности?». Ответы выстроились следующим образом: - в технологии обучения, воспитания и развития –63%; - в содержании образования, воспитания –19%; - в управлении школой – 13%; Руководством школы совместно с научным руководителем и опытными методистами был продуман учебный план, определены и систематизированы факультативные курсы, отражающие тематику исследовательской программы. В целях овладения необходимыми теоретическими знаниями проводятся теоретические, практические семинары с приглашением преподавателей кафедр БГУ, преподавателей школ, ЛТИНЗ, имеющих опыт работы в режиме ФЭП. Также заключён договор с Национальной библиотекой РБ, на основании которого коллектив школы в течение ряда последних лет может пользоваться книжным фондом: заказывать необходимую литературу, тематические выставки, заниматься в читальном зале и т.д. Думается, что такой опыт позволяет учителям значительно укрепить методологическую базу. В результате анкетирования, проведённого в педагогическом коллективе нашей школы с целью выявить способности учителя к саморазвитию, определены следующие показатели: - учителей, не стремящихся к саморазвитию нет, - 48% - с отсутствием сложившейся системы развития, сильно зависящей от условий, - 52% учителей с активным развитием . Половина коллектива учителей отмечает, что в результате собственного самообразования повышается уровень познавательного интереса в деятельности учащихся на уроках, 29% считают, что дети становятся более активными и 33 % считает, что достигнуты лучшие результаты. Учебно – исследовательская деятельность учащихся – процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов. Целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности, её самоопределение и самореализации. Различные формы и методы использовались учителями Гильбиринской средней школы, чтобы вовлечь учащихся в сотворчество по реализации программы развития школы по этноэкологическому направлению. Попытка решить задачи приобщения детей к народной культуре взаимоотношения человека и природы, формирование экологически ответственного отношения к окружающему миру, адаптация детей к современным рыночным условиям предполагалось решать в комплексе. Это достигнуто за счёт некоторого изменения содержания обучения на основе интеграции, гуманизации, экологизации, краеведения. За последние годы в школе апробировался ряд новых факультативных курсов. За годы экспериментальной деятельности были достигнуты определенные успехи, как в результативности учебного процесса, так и в уровне сформированности ценностных ориентаций школьников. В качестве значимых успехов можно выделить: - качество знаний учащихся; - поступаемость в вузы; - карьерная успешность выпускников; - участие и результативность выступлений в предметных олимпиадах; - участие в творческих конкурсах и соревнованиях; - социальные инициативы. За последние годы коллективом учителей и учащихся выполнены несколько грантовых проектных работ по экологии («Сохранение биофауны, уникальных памятников природы Шунhэтэ», «Черемуховая падь - уникальное явление местности Нарасун»), которые дали большой опыт социального партнерства, развили умения исследовательской и практической направленности. Учащиеся совместно с выпускниками школы под руководством учителей разработали ряд социально – значимых проектов в рамках конкурса «Центров молодёжной деятельности в Бурятии» (2003 год), которые нашли отражение в разработке данной Программы развития. Можно отметить исследование «Причины и следствие нарушения экологического равновесия в Гильбиринской долине», обобщающее инициативу жителей сёл по предотвращению варварского вторжения искателей полезных ископаемых на святые места. Результатом многолетнего сотрудничества с БИЦ «Грань» стало активное участие детей в международных экологических проектах, как «Вода ради жизни», «Создание электронного журнала «Тоонто», публикации об опыте работ школы по этноэкологическому направлению на страницах печатных изданий. За последние годы школа не один раз принимала гостей из Германии, Америки, Австралии, знакомя с природными, культурными достопримечательностями сёл. Этот краткий перечень социально-экологических и научно-педагогических усилий коллектива школы свидетельствует о практическом опыте, творческом потенциале коллектива педагогов, о важности и необходимости продолжения работы по данной программе. Аналитико – прогностическое обоснование программы развития школы Результаты анкетирования "Сформированность мотивации к обучению" в 5б классе (по П.И. Третьякову) показывают, что у младших подростков в большей мере проявляется ситуативный интерес к учению, больше интересуют их внешние факторы обучения, как получение оценок в школе, полезность предмета для будущей жизни (скорее всего, по словам родителей, а не внутреннее убеждение), узнавание нового. Учебная мотивация учащихся 5-х классов отражает закономерности социального развития детей на данном возрастном этапе: около 1/3 детей ориентированы на учебную деятельность, около 80% учащихся положительно мотивированы на школьную жизнь (учебную и внеучебную деятельность). При переходе в основную школу резко возрастает количество детей с высоким социальным статусом (64 - 70%). Процессу узнавания нового уделяется первостепенное значение в старших классах. В этом возрасте учащиеся начинают понимать, что у каждого человека должна быть своя цель в жизни. Для того, чтобы её добиться, нужно улучшить себя, развивать в себе хорошие положительные качества. В данный период резко возрастает интерес к теоретическим знаниям, желание обобщить упущенные факты, установить общие принципы и закономерности. Этим можно объяснить и интерес к процессу учения. Был проведен тест «По определению самооценки ученика». В девятых класса 50% учеников - имеет средний уровень самооценки, 20% - высокий уровень и 30% имеют низкую самооценку. В десятых классах высокий уровень составляет - 40%, средний – 50%, низкий – 10%. В одиннадцатых классах большинство учащихся 80% имеют высокую самооценку, а средняя и низкая самооценка по 10%. Создание положительной Я – концепции, высокой самооценки, заключается в применении личностно ориентированной педагогики, личностного и индивидуального подходов к ребёнку, построения системы сотрудничества педагогов и взрослых. Профессиональный выбор, сделанный с учетом таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям, становится важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования конкурентоспособного профессионала. Выпускники школ несколько лет подряд ставят на первое место профессии юриста, экономиста, менеджера. Большинство выпускников не имеют ясной жизненной перспективы; более половины выпускников высших и средних специальных учебных заведений в последние годы оказываются не востребованными предприятиями и организациями, вынуждены работать не по специальности. Необходима сегодня организация обучения учителей по составлению программ элективных курсов, организация поддержки и сопровождения профилизации: медико-психолого-педагогического, научно-методического, информационного. Необходимость разработки данной Программы развития школы определяются из анализа как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам можно отнести: рост безработицы в селе; рост числа тубинфицированных больных; экологические проблемы: вырубка леса, замусоренность сёл; ослабление интереса к народным традициям: соблюдение обрядов, почитание старших и т.д., незаинтересованность в изучении родного языка (бурятского); отсутствие банка данных по интересным местам Гильбиринской долины. К ним же можно отнести развитие туристической инфраструктуры в республике, районе. Районная целевая комплексная программа развития индустрии туризма, отдыха и развлечений в Иволгинском районе РБ на 2007 – 2010 годы предусматривает
Существующие проблемы нашей школы (внутренние факторы) можно обозначить следующим образом:
Положительным в работе школы являются моменты: - достаточно высокий и стабильный кадровый потенциал; - система работы с родителями, поддержка ими инновационных процессов в школе; - соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса; - гражданско – нравственная направленность воспитательной системы Анализ внутренних факторов позволяет выявить недостатки в работе коллектива и их причины: - недостаточная подготовленность педколлектива к инновационным процессам; - недостаточная материально – техническая база. ^ являются: качество образования и конкурентоспособность выпускников; образование и жизненный успех, качество жизни; образование и условия социально – экономического развития села, района. Выявленные противоречия определили проблематику необходимости развития этнокультурных и эколого-туристских традиций исторически богатого края как Гильбиринская долина для развития патриотизма и гражданственности молодых людей. Концепция образовательной системы школы Выход на новый этап развития предопределён следующими факторами: сложившейся социально – экономической ситуацией в республике, стране в связи с востребованностью развития туристической инфраструктуры; реализация программы «Формирование экологоориентированной личности», достигнутые успехи в этом направлении; назревший гражданский заказ со стороны родителей, выпускников о необходимости изменений в учебной, внеурочной деятельности. Замысел Программы обсуждался неоднократно на совместных заседаниях с Попечительским Советом школы, выпускниками, представителями административных структур. Проводилась учёба с приглашением научного руководителя школы, преподавателей БГУ. Состоялись тренинги с привлечением аспирантов БГУ с учащимися, составлялись ими проекты по составлению образа будущей школы. Проектные идеи соединяли реальные возможности школы и новые неочевидные ресурсы. Анкетированием, опросом родителей выявили, какими должны быть, на их взгляд, главные задачи школы, иначе говоря, гражданский заказ школе. На первое место ставится высокий уровень знаний – 87, 5%, далее следует воспитание самостоятельности в решении жизненных проблем – 70,8%, подготовка к выбору профессии – 66,7%. Качества ребёнка, которые должны формироваться в школе, определили таким образом: Трудолюбие и целеустремлённость – 75%; ответственность – 75 %; высокий уровень развития интеллекта- 66,7%; честность и порядочность – 66,7%; умение свободно общаться с людьми – 62,5. На вопрос, что ждут родители от модернизации образования в российской школе, были получены следующие ответы: развития личности ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей – 66,7%; повышения качества обучения – 66,7%; возможности поступления в ВУЗ – 62,5%; получения дополнительного образования – 62,5%. Исходя из анализа данных факторов, считаем необходимым: - выработку и реализацию качественно нового, личностного и развивающе -ориентированного образования на основе сохранения и поддержки индивидуальности ребенка; - создание условий для предметно - нравственной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка - организованную в зависимости от возрастной специфики его развития; - интенсивное включение в образовательный процесс школы возможностей дополнительного образования (кружки, секции, студии); - создание условий и механизмов внутри школы для возникновения детских, общественных организаций, ученического самоуправления; - формирование устойчивости к асоциальным влияниям, к возникновению вредных привычек и неадекватных способов поведения; - создание условий для осознанного выбора каждым учащимся своей образовательной траектории; - создание инновационной среды, заключающейся в слиянии науки, образования и бизнеса. В результате опытно-экспериментальной работы в рамках реализации программы нам удалось решить две основные задачи – изменить образовательно-культурную ситуацию не только в школе, но и в селе, сформировать ценностные ориентации школьников. Этот факт позволяет нам ставить новые задачи по развитию школы. Решение этой сверхзадачи определяет цель нашего проекта – развитие патриотизма школьников на основе развития этнокультурных и эколого-туристских традиций родного края. ^ : - развитие гражданственности школьников в процессе учебной деятельности посредством использования новых технологий и введения элективных курсов; - развитие патриотических чувств учащихся через дальнейшее изучение и развитие этнокультурных традиций бурятского и русского народов, исторически совместно проживающих в Гильбиринсокй долине; - разработка и реализация социально значимых инициатив с привлечением государственных и общественных организаций, бизнес структур, родительской общественности для развития туристического направления в Гильбиринской долине. Стратегическая цель - адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню содержания обучения, условиям развития школы в целом путем введения в учебно – воспитательный процесс новых методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных условий для развития личности ребенка. ^ . Мы видим школу как развитие ребенка на основе здоровьесберегающих технологий, этнокультурных традиций, с профилизацией на 3 ступени (при сохранении в каждой параллели общеобразовательных классов), обладающее своей системой воспитания гуманистического типа, с сетью кружков и секций, позволяющее школьнику найти себе занятие здесь по своим интересам. Мы считаем, что выпускник нашей школы должен обладать следующими качествами. ^ Гильбиринской общеобразовательной школы этноэкологического направления
^ Программа состоит из 3 этапов и рассчитана на 5 лет. 1 этап (2007 -2008 гг.) Работа с педколлективом, ученическим коллективом, гражданскими институтами по разъяснению содержания Программы развития, формирование творческих групп по реализации проектов. 2 этап (экспериментальный, 2008-2010 гг) Создание образовательных программ и проектов на разных ступенях и классах школы. Создание туристических маршрутов, базы для реализации проектов. Утверждение программ в соответствующих инстанциях. Работа над расширением сети заинтересованных организаций, частных лиц в мировом сообществе по реализации Программы. 3 этап (внедренческий, 2009-2011 гг.) Апробация программ в учебном процессе, учебно-методическое обеспечение. Реализация исследовательских проектов. Развитие материальной базы и инфраструктуры туризма в селе. Мониторинг процесса. Пути решения проблемы:
Ожидаемые результаты.
но и местного населения;
направления для села, района;
народных и художественных промыслов, в т.ч. сувенирной продукции;
^ - Повышение культурно-образовательной компетентности, качества этноэкологического образования в школе. - Психологическая комфортность обучающихся и педагогов, их позитивное отношение к инновационным процессам в учреждении по развитию муниципального образования. - Создание благоприятных условий новых для творческого, личностного развития субъектов образовательного процесса. - Овладение педагогическим коллективом личностно – и социально-ориентированными образовательными технологиями, позволяющими эффективно достигать поставленные цели. - Позитивное отношение гражданских институтов к проблеме развития школы. ^
^
^ Устойчивость инновационной деятельности обусловлена востребованностью данного проекта в рамках реализации Конституции РФ, Конституции РБ, заинтересованностью в реализации проекта всех участников его и привлекаемых к сотрудничеству общественных структур. ^ Настоящий проект предполагает разработку этно-экологического маршрута «Тропою Чингисхана», так как по нашей местности проходил Великий путь монгольских завоевателей. Данный маршрут включает в себя пять стоянок – ландшафтных, археологических памятников природы. Наш проект, разработанный с учетом специфики учебно-воспитательной работы школы, позволит проследить путь Чингисхана, возвратив к древним истокам. Обоснование проекта
^ Формирование патриотической личности на основе этнокультурных традиций поселения Задачи педагогические:
Задачи социальные:
Задачи экономические:
Идея: Развитие патриотизма и гражданственности учащихся через многолетний опыт экспериментальной работы по этноэкологическому направлению, уникальные природные объекты, народные традиции поселения. ^ на преемственности, исторической основе, расширении социального партнёрства. Новизна данного проекта заключается в расширении образовательной среды; развитии социального партнёрства и учёте интересов каждой социальной группы, уникальности природной среды, освящённой пребыванием Чингисхана; мультипликативном характере обучения; устойчивости проекта. Механизм реализации проекта предусматриваем в создании следующих центров:
Содержание проекта составляет ряд взаимосвязанных данных блоков по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, развитию социального партнерства в местном поселении и реализации практических действий по оборудованию этно-культурного центра. ^ :
Информационно-образовательное сопровождение проекта включает в себя: - просвещение населения, приобщение к этнической культуре молодежи, развитие интереса к истории родного края через
Задачи этнокультурного центра:
В результате решения данных задач мы получим стационарную базу, соответствующую современным стандартам; сотрудничество с охотничьим хозяйством; изготовленные сувениры, предметы быта; национальную одежду; создание «Школы проводников». Данный проект буде реализован поэтапно. ^ 2 этап – основной, 2008 год 3 этап – заключительный, 2009 Подготовительный этап:
Основной этап:
Заключительный этап:
Маршрут включает в себя пять уникальных природных объектов, объединенных единым содержанием
^ Возможность проявления творческих задатков и способностей, а также личностного роста для учащихся; развитие партнерских отношений между учителем и учащимися; развитие межкультурного общения; развитие туристических навыков; общение с природой. ^ :
Через созданную сеть центров – информационно – образовательный, учебно – воспитательный, этнокультурный - мы воспитаем личность с гражданской позицией и патриотичным отношением к родному краю. |
![]() | Паспорт программы Комплексная программа развития моу «Пригородная средняя общеобразовательная школа» Комплексная программа развития моу «Пригородная средняя общеобразовательная школа» Славгородского района Алтайского края служит важнейшим... | ![]() | Программа развития моу «Карьёвская средняя общеобразовательная школа» на 2010-2015 учебные годы содержание Целевая комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Карьевская средняя общеобразовательная школа»... |
![]() | Программа развития школы на 2010 2015 годы муниципальное общеобразовательное учреждение «луговская средняя общеобразовательная школа» Целевая комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Луговская средняя общеобразовательная школа»... | ![]() | Паспорт программы наименование Программа развития моу малыкайская средняя общеобразовательная школа им. М. В. Мегежекского Основание программы Приказ директора моу №3/27 от 1 ноября 2005 г Наименование Программа развития моу малыкайская средняя общеобразовательная школа им. М. В. Мегежекского |
![]() | Программа развития моу "Бетькинская средняя общеобразовательная школа" Тема исследовательской деятельности: «Становление и развитие школы взаимодействия и взаимопонимания» | ![]() | Программа развития школы на 2010 – 2015 годы (проект) муниципальное общеобразовательное учреждение курбская средняя общеобразовательная школа Целевая комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения Курбской средней общеобразовательной школы... |
![]() | Программа развития воспитательной системы моу имисской сельской общеобразовательной школы №13 Закона РФ «Об образовании, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Программы развития системы образования... | ![]() | Паспорт Программы развития моу «Средняя общеобразовательная школа с. Тёпловка Новобурасского района Саратовской области» ... |
![]() | Паспорт Программы развития школы Комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения моу «Знаменская средняя общеобразовательная школа»... | ![]() | I. паспорт программы развития моу «Восходская средняя общеобразовательная школа» на 2011-2015 годы Приложение к Программе развития «Система мероприятий по реализации Программы развития общеобразовательного учреждения «Восходская... |