Воспитательная система класса. Из опыта работы. Гоу сош №269 Кировского района города Санкт-Петербурга. Павлюкова Ирина Александровна, учитель начальных классов icon

Воспитательная система класса. Из опыта работы. Гоу сош №269 Кировского района города Санкт-Петербурга. Павлюкова Ирина Александровна, учитель начальных классов



НазваниеВоспитательная система класса. Из опыта работы. Гоу сош №269 Кировского района города Санкт-Петербурга. Павлюкова Ирина Александровна, учитель начальных классов
Дата30.06.2014
Размер56.3 Kb.
ТипСправочники, творчество

Воспитательная система класса. Из опыта работы.


ГОУ СОШ №269 Кировского района города Санкт-Петербурга.

Павлюкова Ирина Александровна, учитель начальных классов.


Воспитательная система класса – это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества.

Е.Н. Степанов

В последние годы значительно возрос интерес учителей и руководителей образовательных учреждений к использованию системного подхода в воспитании школьников. Применение системного подхода позволяет сделать воспитательный процесс более целенаправленным, целостным, управляемым, а самое главное эффективным. В основу моделирования моей воспитательной системы класса «Вверх по лестнице успеха» положены идеи Е.Н. Степанова, Н.Е. Щурковой и идеи системного подхода. (Рис.1)


Компоненты воспитательной системы класса.

Рис.1.

1.Ценностно-смысловой компонент воспитательной системы. Включает в себя ценности и смыслы педагогов и детей, а так же цель, задачи и принципы воспитания. Этот компонент обеспечивает мировоззренческую целостность системы воспитания. Подчеркивая существенную значимость данного компонента, ученые называют его системообразующим ценностно-смысловым ядром системы. В воспитательном пространстве класса существует широкий спектр индивидуальных и групповых ценностей. Важна не палитра, а иерархия ценностей и их согласование.

^ 2.Субъектно-взаимодействующий компонент воспитательной системы. Представляет собой сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью.




Ни одну воспитательную систему не построить в одиночку. Конечно же, главную роль в построении и функционировании воспитательной системы класса играет классный руководитель, но для эффективности, целостности и упорядоченности системы воспитания необходимо объединить детей и взрослых, участвующих в учебно-воспитательном процессе. Только вместе, сообща, максимально согласовывая свою деятельность и сотрудничая можно воздействовать на классный коллектив.

^ Члены сообщества

Ребенок, классный руководитель, родители, одноклассники, учителя-предметники, психолог, логопед, врач, социальный педагог.

На схеме все имеет значение. И близость к центру схемы (ребенку) членов сообщества, и цвета радуги. Самыми близкими и нужными для ребенка людьми являются родители и классный руководитель. Классный руководитель – вторая мама в школе, родители – дома. Без полноценного участия родителей в классной жизни, без своевременного оказания ими помощи своим детям – нельзя. Классный руководитель должен помочь родителям видеть в детях лучшее. Там где преобладает поддержка, царит творческий труд, взаимное доверие детям и родителям радостно и легко дышится.

Необходимо использовать всю палитру форм и средств работы с родителями для достижения детьми хороших результатов в любой деятельности. Например:

Формы работы с родителями:

  • Совместные праздники, походы, родительские собрания;

  • Встречи и беседы с членами семьи, изучение условий проживания;

  • Открытые двери, открытые уроки;

  • Индивидуальные и тематические консультации;

  • Анкетирование

^ 3. Деятельностно-формирующий компонент воспитательной системы. Этот компонент играет роль главного динамического фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательного процесса. Основу данного компонента составляет совместная деятельность членов классного сообщества. Основные виды деятельности человека это познание, творчество, игра, труд, общение. (Каган М.С.) В центре – человек, заботящийся о своем здоровье. ( См. Рис.2)


^ Деятельность человека.

Рис. 2

Системообразующее основание деятельности как системы у Кагана М.С. это человек - субъект деятельности. В связи с обострением проблем со здоровьем у детей выделен еще один компонент воспитательной деятельности учителя – валеологический. Смысл пятого компонента – деятельность, направленная на заботу о сохранении здоровья. Направлениями воспитательной работы считаю виды деятельности человека.

Выбор направления воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личностном развитии и межличностных отношений, учетом возрастных особенностей.

^ Среди направлений работы могут быть следующие:

Познание. Развитие познавательной деятельности учащихся.

Формы: олимпиады по предметам, викторины по предметам, бой интеллектуалов, конкурс эрудитов, турниры знатоков, работа с книгой, сообщения.

Творчество. Развитие творческой активности.

Формы: праздники, выставки, конкурсы, город мастеров, концерт.

Общение. Развитие умений и навыков в сфере общения.

Формы: вечера отдыха, день именинника, тренинги общения, совместный отдых на природе, беседы-общения, игра.

Игра. Освоение и развитие социального опыта

Формы (виды): ролевые игры, деловые игры, спортивные игры, военно-патриотические, игры, направленные на формирование основ межличностного общения

Труд. Развитие умений и навыков в преобразовательной деятельности.

Формы: мастерская («Осенняя поделка», «Самая длинная гирлянда», «Книжкина больница»), сбор макулатуры, ярмарка (декоративно-прикладная работа по дереву, металлу, глине, полотну, бумаге), город мастеров, мастер-класс.

Здоровье. Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Формы: беседы, конкурсы плакатов и газет, спортивные соревнования, ролевые игры.

^ 4.Пространственно-временной компонент воспитательной системы. Состоит из таких элементов, как:

- эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда жизнедеятельности и развития учащихся;

- связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых, с социокультурными учреждениями;

- место и роль класса в воспитательном пространстве воспитательного учреждения;

^ 5.Соуправленческо-организационный компонент воспитательной системы. Этот компонент является важнейшим для зарождения и развития самоуправления в классном коллективе. Здесь особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений учащихся, формированию чувств «мы» при сохранении собственного «я» ребенка.

^ 6.Диагностико-результативный компонент воспитательной системы. Включает в себя: критерии эффективности воспитательной работы; методы и приемы изучения результативности воспитательной деятельности. Например:




Направления диагностики

Методы исследования

1.

Диагностика личностных особенностей учащихся

проективный тест «Несуществующее животное»

2.

Исследование школьной мотивации

тест школьной мотивации

А.Н.Ануфриев, С.Н.Костромина

3.

Диагностика школьной тревожности

тест Филипса

4.

Социометрия

тест Дж. Морено

5.

Исследование уровня воспитанности

тест

6.

Оценка воспитанности учащихся во внешнеповеденческом аспекте

Тест Нетопиной С.А., школа № 1134 г. Москва

7.

Изучение удовлетворенности организации воспитательного процесса и жизнедеятельностью в учебном заведении.

методика для учащихся

разработана А.А. Андреевым


Для того чтобы воспитательный процесс был планомерным, а главное эффективным необходимо систематически отслеживать динамику развития учащихся с опорой на психологические знания, так как положительная мотивация, отсутствие школьной тревожности, личностные особенности детей относятся к психологической сфере личности. В этом неоценимую помощь окажет тесное взаимодействие с психологом школы.






Похожие:

Воспитательная система класса. Из опыта работы. Гоу сош №269 Кировского района города Санкт-Петербурга. Павлюкова Ирина Александровна, учитель начальных классов iconГоу сош №269 Кировского района «Школа здоровья» Матвеева Елена Борисовна, учитель начальных классов высшей категории. Тема: Система работы с одаренными детьми
Возрастание роли наукоемких технологий требует повышения интеллектуального потенциала общества, поэтому к современной школе предъявляются...
Воспитательная система класса. Из опыта работы. Гоу сош №269 Кировского района города Санкт-Петербурга. Павлюкова Ирина Александровна, учитель начальных классов iconКонкурс исследовательских работ учащихся Тема: «Компьютер и книга, враги или друзья?»
«А» класса гоу сош №264 Кировского района Санкт-Петербурга Смертина Ксения Матько Анна
Воспитательная система класса. Из опыта работы. Гоу сош №269 Кировского района города Санкт-Петербурга. Павлюкова Ирина Александровна, учитель начальных классов iconУчитель начальных классов: Тимофеева Ирина Александровна 2012 «Иван Иваныч – самовар»
Уважаемые члены комиссии, представляем вашему вниманию проектную работу : «Иван-иваныч самовар» Проект выполнили: Гордеев Кирилл,...
Воспитательная система класса. Из опыта работы. Гоу сош №269 Кировского района города Санкт-Петербурга. Павлюкова Ирина Александровна, учитель начальных классов iconФормус Анна Валерьевна, учитель химии и английского языка, гбоу сош №551 Кировского района Санкт-Петербурга Федеральный Государственный образовательный стандарт
Формирование мотивации учебно-исследовательской деятельности учащихся подросткового возраста
Воспитательная система класса. Из опыта работы. Гоу сош №269 Кировского района города Санкт-Петербурга. Павлюкова Ирина Александровна, учитель начальных классов iconОбразовательная программа начального общего образования гбоу сош №381 Кировского района Санкт-Петербурга
Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта
Воспитательная система класса. Из опыта работы. Гоу сош №269 Кировского района города Санкт-Петербурга. Павлюкова Ирина Александровна, учитель начальных классов iconГосударственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №33 Кировского района Санкт-Петербурга Направление: Популяризация здорового образа жизни и спорта в дошкольной среде
Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №33 Кировского района Санкт-Петербурга
Воспитательная система класса. Из опыта работы. Гоу сош №269 Кировского района города Санкт-Петербурга. Павлюкова Ирина Александровна, учитель начальных классов icon«Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках географии» Горячева Ирина Анатольевна учитель географии гбоу№334 Невского района города Санкт-Петербурга Санкт-Петербург
Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытии его возможностей, талантов, становление...
Воспитательная система класса. Из опыта работы. Гоу сош №269 Кировского района города Санкт-Петербурга. Павлюкова Ирина Александровна, учитель начальных классов iconГосударственное образовательное учреждение Межшкольный учебный комбинат (гоу мук) Кировского района Санкт-Петербурга Адрес: 198262, Санкт-Петербург проспект Стачек, д. 206 Номинация: Партнерство и взаимопомощь Тема
«Взаимодействие организаций, комитетов, учреждений образования и Государственного образовательного учреждения Межшкольного учебного...
Воспитательная система класса. Из опыта работы. Гоу сош №269 Кировского района города Санкт-Петербурга. Павлюкова Ирина Александровна, учитель начальных классов iconТема: Применение икт на уроках чтения в начальной школе для реализации фгос
Автор: Черкасова Ольга Александровна, учитель начальных классов мбоу гимназия №9 Железнодорожного района города Воронежа
Воспитательная система класса. Из опыта работы. Гоу сош №269 Кировского района города Санкт-Петербурга. Павлюкова Ирина Александровна, учитель начальных классов iconПостановление От 30 ноября 2009 года №1387 о создании региональной информационной системы, содержащей сведения об объектах недвижимости и объектах землеустройства "Геоинформационная система Санкт-Петербурга"
О государственных информационных системах Санкт-Петербурга" и Законом Санкт-Петербурга от 30. 04. 2008 №278-47 "О разграничении полномочий...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты