|
Дмитренко Татьяна Анатольевна, канд. п. наук, методист по ИТ, Санкт-Петербург, Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Фрунзенского района «Информационно-методический центр» Система дистанционного сопровождения повышения квалификации педагогов Фрунзенского района Санкт-Петербурга Статья содержит описание поэтапного построения системы дистанционного сопровождения повышения квалификации педагогов образовательных учреждений района в условиях ИМЦ. Представленный в статье материал подробно описывает структуру информационного пространства, организованного в сети Интернет, которое даёт возможность совершенствовать содержание и организацию повышения профессионального мастерства педагогических работников. Повышение квалификации учителей – неотъемлемая составная часть модернизации образования, а способность к постоянному наращиванию квалификации и уровня профессиональной компетентности в рамках некогда приобретённой профессии – необходимое качество современного учителя. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» обозначен ориентир на инновационные процессы в повышении квалификации, повышении профессиональной компетенции педагогических работников как в организационном, так и в содержательном аспектах. В связи с направлениями образовательной политики коллективом ИМЦ Фрунзенского района определена следующая концепция экспериментальной работы на 2010-2013 годы: построение системы дистанционного сопровождения повышения профессиональной компетенции педагогов образовательных учреждений в условиях ИМЦ. На подготовительном этапе построения системы, мы изучили и проанализировали состояние исследуемой проблемы в деятельности района и других регионов. Данный анализ показал, что дистанционная поддержка методической работы, направленная на повышение квалификации педагогов хотя и существует, но разрозненно и бессистемно в виде отдельных сайтов, блогов методистов и преподавателей, в виде общения в форумах и социальных сетях. Данные полученные на подготовительном этапе позволили сделать следующие выводы:
Учитель – центральное звено в реализации основных направлений модернизации образования в целом по стране и в отдельно взятой школе и совершенствуя систему повышения квалификации учителя необходимо отталкиваться от его запросов. Сбор запросов учителей района, позволил создать банк педагогических запросов, на основании которого разработан механизм и инструментарий дистанционного сопровождения педагогов в практике деятельности ИМЦ. Таким образом, на следующем этапе работы, появилась модель, объединившая в себе все имеющиеся Интернет-ресурсы и дополненная новыми, необходимыми для установления соответствия между педагогическим запросом и откликом на него. Далее осуществлялось построение разработанной модели - информационного портала «Центр дистанционной поддержки повышения квалификации ИМЦ Фрунзенского района Санкт-Петербурга» http://spb.ims-frn.ru/. Центр способен удовлетворить все выявленные педагогические запросы и соединяет необходимые для этой цели Интернет-ресурсы в единое информационное пространство. В данном случае использованы следующие ресурсы: сайт, созданный на основе технологии joomla, сервисы GOOGLE (формы, хранилища для файлов), СДО MOODLE, персональные сайты и блоги методистов и преподавателей курсов повышения квалификации, группа «Вконтакте», страницы методистов на портале ИМЦ, Интернет-издание «Образование в Санкт-Петербурге. Фрунзенский район», ссылки на сайты бесплатного дистанционного обучения для педагогов по различным направлениям, выход на сайты СПб АППО, РЦОКОиИТ, ИТМО, «Образование в Санкт-Петербурге. Фрунзенский район». Структурной особенностью портала является простота навигации, это позволяет экономить время и не требует дополнительных умений. Рассмотрим подробнее полученный ресурс, соотнося его составляющие с педагогическими запросами. Все данные банка, полученного на первом этапе, были систематизированы по трём направлениям:
Для каждого направления организовано своё информационное пространство. Педагогические запросы по курсовой подготовке удовлетворяются путём предоставления полной информации о курсах повышения квалификации по образовательным программам ИМЦ в текущем учебном году, о наполняемости групп, преподавателях, сроках проведения, состоянии курсов. ![]() Рядом с названием курса, имеющего дистанционную поддержку, установлен указатель, а ссылка отправляет слушателя на соответствующий ресурс. Дистанционная поддержка курсов в виде практических работ, лекционных, раздаточных и презентационных материалов, тестов и заданий, консультаций осуществляется не только на платформе Moodle, но и на основе персональных образовательных сайтов и блогов преподавателей. Страница «Выпускники» представляет собой небольшой отчёт о каждом реализованном курсе. Она содержит информацию о слушателях и их выпускных работах. «Анкета слушателя», созданная в форме Google, даёт возможность учителям, закончившим курсы повышения квалификации, оценить их полезность и практическую значимость, внести свои предложения по улучшению их организации. На портале размещены ссылки на сайты бесплатного дистанционного обучения для педагогов по различным направлениям, а также выход на сайты СПб АППО, РЦОКОиИТ, ИТМО. «Анкета слушателя», созданная в форме Google, позволит в конце учебного года составить рейтинг курсов. Д ![]() Образовательный консалтинг востребован в современном образовании. Он состоит в том, что методист не рекомендует педагогу решения по различным проблемам, а лишь передает ему свои знания и предоставляет информацию по соответствующей проблематике. Полученные знания помогают учителю самостоятельно ориентироваться в новых для него ситуациях и принимать правильные решения. А дистанционная форма обеспечивает оперативность и доступность в любой момент. Зайдя на страницу «Образовательный консалтинг», учитель, получит качественную дистанционную консультацию методиста. Сегодня учителю требуется адресная методическая помощь. Анализ результатов контроля качества обученности и качества знаний учащихся, осуществляемый дистанционно с помощью АИС Знак, позволяет предоставлять педагогам дифференцированную методическую помощь. АИС Знак широко используется для проведения районных срезовых работ. Для того, чтобы учитель не испытывал затруднений в работе с этой системой, создан дистанционный курс обучения, размещённый на портале в разделе «Образовательный консалтинг». На портале создана районная «Методическая копилка», где можно опубликовать статьи, презентации, видео или фотоматериалы, содержащие описание педагогического опыта, методические разработки, дидактические материалы, выпускные аттестационные работы. ![]() Счётчик скачиваний позволяет определить «Хит скачиваний» для обратной связи и возможности отметить наиболее активных и творческих учителей. Хранилище для материалов и анкета участника разработаны с помощью сервисов Google. Каждый желающий может скачать материалы, оставив отзыв о них. Есть возможность тиражирования передового опыта и на Российском уровне, т.к. сайт ИМЦ является электронным СМИ с территорией распространения Российская Федерация и зарубежные страны. Интернет – издание является единственным электронным средством массовой информации, созданным специально для педагогов во Фрунзенском районе. Свидетельство о регистрации средства массовой информации размещено на портале ИМЦ. Для учителя важна возможность сетевого взаимодействия на тему повышения квалификации, эта проблема решается посредством группы, созданной в социальной сети «Вконтакте», куда имеется ссылка на главной странице портала. Используя такую обширную Интернет-территорию, можно удовлетворить самые различные педагогические запросы. Интернет – технологии, действительно, предоставляют разнообразные, ранее не доступные возможности в сфере повышения квалификации педагогических кадров. ^
|