|
Министерство Российской Федерации по атомной энергии Министерство образования Российской Федерации Уральское отделение Российской академии образования Российский государственный профессионально-педагогический университет Белоярский политехнический колледж О. Н. Арефьев ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯСИСТЕМА КОЛЛЕДЖАВ РЫНКЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА ПОСОБИЕ для руководителей и педагогических работников учреждений среднего профессионального образования Екатеринбург 2002 УДК 373.6/.9 (07) ББК Ч 424 (2)7 А 80 Арефьев О. Н. А 80 Образовательная система колледжа в рынке интеллектуального труда: Пособие для руководителей и педагогических работников учреждений среднего профессионального образования / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург 2002. — 96 с. ISBN 5-7186-0141-0 В учебном практико-ориентированном пособии рассмотрены вопросы стратегического управления развитием образовательных систем учреждений среднего профессионального образования (колледжей, техникумов) в рынке интеллектуального труда. Материалы пособия отражают международный и отечественный опыт в вопросах развития педагогических систем в рыночных социально-экономических условиях. В отдельных аспектах делается упор яа особенности развития образовательных систем колледжей малых городов. В пособии представлены конкретные приемы и техника, формирующие практические навыки и развивающие способности в данной области. Материалы концептуального характера сочетаются с практическими рекомендациями, позволяющими реализовать стратегическую и программно-целевую идеологию управления развитием образовательных систем. Адресуется руководителям и педагогическим работникам учреждений среднего профессионального образования. УДК 373.6/,9 (07) ББК Ч 424 (2)7 ^ Арефьев Олег Николаевич ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КОЛЛЕДЖА В РЫНКЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА ПОСОБИЕ для руководителей и педагогических работников учреждений среднего профессионального образования Редактор Л. Н. Лексина ЛР № 040330 от 18.04.97 Подписано в печать 10.12.02. Формат 60x84 Vie- Бумага для множ. ап. Гарнитура «SchoolBook». Печать на ризографе. Усл. печ. л. 6,0. Уч. -изд. л. 6,0. Тираж 500 экз. Заказ 7 Оригинал-макет отпечатан в отделе множительной тех] Уральского государственного педагогического универси' 620017 Екатеринбург, просп. Космонавтов, 26 E-mail: uspu@dialup.utk.ru ISBN 5-7186-0141-0 © Арефьев О. Н., 4 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Введение 5
2. Анализ конкретной ситуации, в которой находится образовательная система колледжа 17 2.1.Анализ внешней среды образовательной системы колледжа……………………………………………17
(образовательные услуги) — рынок» …33 2.5. SWOT-анализ …36 ^ Состояния колледжа как образовательной системы……42 3.1. Описание и формулирование миссии образовательной системы колледжа …42
3.3.1.Целевая концепция образовательной деятельности…..52
колледжа и организационной структуры…………66 4. Стратегия и тактика программно-целевого обеспечения перехода образовательной системы колледжа в режим развития………….70
деятельности…………………………………………79 4.2.3. Разработка стратегий функциональных подсистем……81 4.3.Реализация стратегий…………………………..84
4.4.От стратегии к программе развития образовательной системы колледжа…………………………………..91 Список литературы……………………………………..96 1. ВВЕДЕНИЕ 1 ![]() И СУБЪЕКТ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ТРЕБОВАНИЯ РЫНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КОЛЛЕДЖА Разработка методики развития образовательной системы колледжа в рынке интеллектуального труда малого города является актуальной задачей. Малые города, которых в Российской Федерации подавляющее большинство, имеют свою специфику. Это города, как правило, с моноразвитой экономикой, и переход в рыночную социально-экономическую формацию обострил многие их проблемы, например, такие, как занятость населения, выбор жизненной профессиональной карьеры, повышение квалификации и переподготовка специалистов, для того чтобы быть конкурентоспособным в рынке труда, и т. д. В очень сложном положении находится молодежь малых городов, так как эта категория населения наименее защищена от безработицы, поскольку не имеет не только производственного опыта, но и соответствующей рынку труда квалификации. Особое место в разрешении этих проблем должно принадлежать колледжам этих городов. Образовательную систему колледжа следует рассматривать как социальную систему, являющуюся субъектом рыночных отношений. Она не может быть изолирована от внешней среды, так как является ее органичной частью. При формировании направлений развития содержания и организации образовательной системы колледжа первоочередное внимание должно быть уделено социальному заказу. Социальными заказчиками и потребителями, если так можно сказать, продукции колледжа, являются все те организации, учреждения и лица, которые принимают выпускников (как основных образовательных программ, так и курсов переподготовки и повышения квалификации) на работу, учебу или каким-то образом взаимодействуют с ними. Каждого из потребителей интересует свой набор образовательных характеристик, отвечающих его профессиональным, ведомственным и индивидуальным представлениям и запросам. Тесты, конкурсы и другие испытания при приеме людей в организации — это и есть проверка соответствия качества их образования конкретным требованиям потребителя и соответственно рынка интеллектуального труда. Кроме того, и это чрезвычайно важно, сам студент или слушатель в процессе получения образования и после выпуска из колледжа как личность является потребителем своей образованности при решении социальных и личных жизненных задач. Здесь качество образования характеризует способность и возможность выпускника удовлетворять свои потребности: поступить в следующее по уровню образовательное учреждение; поступить на работу; заняться индивидуальной предпринимательской деятельность и др., т. е. адаптироваться к социальным реалиям с той или иной степенью успешности. Таким образом, и сам студент, и тем более слушатель курсов переподготовки или повышения квалификации является одним из социальных заказчиков. Поэтому колледжу как субъекту рыночных отношений необходимо создавать (развивать) рынок образовательных услуг, номенклатуру, спрос и предложение которых определяет конъюнктура рынка интеллектуального труда. На это надо обратить особое внимание, поскольку большинство педагогов в качестве социального заказчика почему-то видят прежде всего государство, потребности которого трактуют абсолютно произвольно или невзирая на требования других заказчиков и жизни в целом. Качество образования — предельно конкретная категория. Не может быть качественного образования вообще. Образование по-разному может быть качественным в зависимости от ориентации социальных заказчиков, которые выставляют свои требования, так как точки зрения разных социальных заказчиков на результаты образования не совпадают между собой. Отсюда следует, что колледж должен четко определить свое предназначение, свою миссию, объявить ее всем потенциальным социальным заказчикам, придать гласности потенциально возможные результаты образования (хотя бы в виде профессионально-личностной модели выпускника) и занять свое место, свою нишу в территориальной образовательной системе. В условиях малого города образовательная система колледжа рассматривается как базовый (системообразующий) элемент в структуре непрерывного образования. Организация образовательной системы колледжа должна предусматривать реализацию концепции «Учеба через всю жизнь». Это общеевропейская тенденция, она сформулирована и принята к руководству в странах с развитой рыночной экономикой. Поскольку наша страна вступила на этот путь, опыт рыночных стран необходимо анализировать и использовать. Такие ключевые идеи принципа «учеба через всю жизнь», как:
необходимо принимать во внимание. ![]() Образовательную систему колледжа следует рассматривать как открытую систему, встроенную во внешний мир. Поэтому все многообразие факторов, определяющих и задающих ее развитие, можно разделить на внешние и внутренние. Внешние — это те факторы развития, которые своими корнями «сидят» во внешней среде колледжа. А внутренние факторы — это те, истоки которых находятся в нем самом. По поводу стратегического аспекта в управлении развитием образовательной системы колледжа можно сказать следующее: во-первых, стратегический аспект в основном связан с внешними факторами развития; во-вторых, стратегичность в отличие от тактических и оперативных моментов касается относительно долгосрочных перспектив развития образовательной системы колледжа. Относительность означает, что стратегический период имеет существенно большую продолжительность, чем тактический период развития, и то, что для каждого конкретного колледжа такое соотношение является сугубо индивидуальным. Содержание самого отношения или реакции образовательной системы колледжа на внешние факторы, которые так или иначе задают стратегичность ее развития, можно определить так: суть такой (т. е. стратегической) реакции системы управления колледжа — это обеспечение эффективной адаптации к изменениям внешнего окружения. В увязке с адаптивностью и эффективностью становится очевидным, что стратегический аспект — это еще и особый анализ внешней среды колледжа. А за анализом по самой логике управления развитием следует: сначала подготовка проектов стратегических решений, затем их принятие и реализация. Таким образом, к стратегическому аспекту в управлении развитием образовательной системы колледжа можно отнести объективную необходимость в особом стратегическом анализе как специализированном анализе изменений внешней среды колледжа. Критерием эффективности стратегического управления развитием образовательной системы колледжа является своевременность и точность реакции этой системы на новые запросы рынка интеллектуального труда и изменение окружения. Объект особой концентрации внимания — это взгляд вовне колледжа, поиск новых возможностей в рыночных условиях, отслеживание изменений в окружении и адаптация к ним. ![]() Какой в принципе должна быть стратегия развития образовательной системы конкретного колледжа? Имеется ряд сформулированных рекомендаций, которые, как представляется, можно считать удачным ответом на поставленный вопрос. Первая характеристика — ментальная правильность разрабатываемой стратегии. К ней относятся знание и понимание так называемых полюсов эффективной стратегии. Абсолютная иррациональность - это один из объективно крайних полюсов эффективной стратегии конкретного колледжа; ее противоположный полюс — предельная рациональность. Вторая характеристика — ситуационность. Как известно, в современном управлении особое место занимает ситуационный подход. Эффективная стратегия всегда интегрирует характерные особенности именно данной конкретной ситуации в ключевые факторы будущего успеха конкретного колледжа. Третья характеристика — уникальность стратегии. Для достижения успеха в стратегию конкретного колледжа должны быть заложены некоторые сильные содержательные моменты, так называемые «изюминки», которые в реальной практике ведения образовательной деятельности делают его значимо отличным от других подобных образовательных учреждений. Иными словами, чем-то существенным должен отличаться данный конкретный колледж (например, используемыми педагогическими технологиями, или содержанием и оснащением учебно-материальной базы, или конкретными способами управления и организации учебного процесса и т. п.) Осознанный подход к стратегической уникальности означает целевой поиск, создание и реализацию возможностей, которые еще не увидели другие образовательные учреждения. Четвертая характеристика — будущая неопределенность как стратегическая возможность. Такая формулировка воспринимается как очень парадоксальная; но если в ней разобраться глубже, то парадоксальность исчезает. Будущее является неопределенным в принципе — ив этом источник развития конкретного колледжа. Внешняя среда колледжа в наше время меняется все быстрее — все более непредсказуемо. Но при этом каждое изменение таит в себе не только угрозы, но и новые дополнительные возможности для развития и достижения успеха. Поэтому современная стратегия должна быть способна превращать изменения внешнего окружения колледжа в его стратегическое и тактическое преимущества. Отсюда логично вытекает пятая характеристика эффективной стратегии — гибкая адаптивность. Для того чтобы реализовать новые возможности, которые несут в себе изменения внешней среды колледжа, его собственные стратегические из- Необходимо особо отметить, что все указанные характеристики являются не альтернативными, а наоборот, взаимодополняющими и взаимоусиливающими. Как правило, фактически эффективные стратегии и соответственно программы развития конкретных колледжей — это тот или иной, но обязательно органичный и весьма содержательный синтез представленных характеристик. ![]() Как должен осуществляться процесс создания стратегии? По мнению теоретика стратегического менеджмента Генри Минцберга, следующим образом: сначала «поймать стратегичность», а затем синтезировать «пойманные» стратегические моменты в целостное видение главного направления, по которому должно осуществляться развитие. Любое практическое планирование, в том числе стратегическое, весьма формально. И при этом оно всегда сильно зависело, и будет зависеть от уже сложившейся структуры образовательной системы колледжа, а также от его опять же сложившихся ключевых процессов. При реальном планировании сами особенности планового процесса не дают вырваться за рамки уже заданных параметров и тенденций. В жизни для подавляющего большинства конкретных ситуаций реально эффективные стратегические изменения, направленные на развитие образовательного учреждения, требуют именно прорыва за традиционные рамки и уже сложившиеся представления и стереотипы. В стратегическом управлении развитием важную роль играет интуиция и творчество. С позиции правильного стратегического мышления и современного стратегического управления развитием стратегическое планирование является лишь необходимым элементом процесса стратегического управления. Стратегическое планирование — это составная часть процесса разработки стратегий отдельных подсистем деятельности колледжа. Отмеченные существенные различия между стратегическим планированием и стратегическим управлением в своем исходном виде изначально заключаются в принципиальном различии ментальных подходов, которые являются основой двух принципиально разных альтернативных моделей стратегического управления развитием образовательной системы колледжа: планирование и развитие согласно мышлению «от прошлого — через настоящее — к будущему» или стратегическое управление развитием — «от образа будущего успеха — к настоящему». ![]() Стратегическое управление развитием образовательной системы колледжа имеет свое модельное построение. Это высокопрофессиональная управленческая деятельность со своей собственной структурной специализацией. Модель отражает восемь основных этапов стратегического управления. Эти этапы представляют собой следующую пошаговую процедуру действий замкнутого круга стратегического цикла:
![]() Программа развития имеет следующий существенный признак: это важнейший стратегический документ колледжа, переходящего в инновационный режим жизнедеятельности и принявшего за основу программно-целевую идеологию развития. Программы развития достаточно существенно отличаются от традиционных планов работы. Эти отличия связаны прежде всего:
Программа развития рассматривается как потенциально мощный и действенный инструмент, обеспечивающий гарантированный, результативный, экономичный и своевременный переход образовательной системы колледжа в новое качественное состояние, и одновременно как инструмент, благодаря которому возможно управление этим процессом. Программа развития предполагает взаимосвязанное решение трех крупных задач:
Основные требования к программе развития образовательной системы колледжа и пути их обеспечения представим в табличной форме (см. табл. 1). Табл. 1. Требования к программе развития образовательной системы колледжа и пути их обеспечения
^ ![]() 2.1. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КОЛЛЕДЖА Образовательная система колледжа существует в тесном единстве с внешним окружением, которое играет большую роль в ее жизни, так как служит источником ресурсов, необходимых для поддержания ее деятельности. Внешняя среда оказывает разнообразное влияние на образовательную систему колледжа, которое может проявляться в разных формах, предоставляя благоприятные условия и возможности для ее эффективного функционирования и развития либо создавая угрозы для ее существования. Внешняя среда многочисленна и неоднородна по своему составу. Она включает большое количество компонентов, которые оказывают различное по степени, характеру и периодичности влияние на образовательную систему колледжа. Сюда входит экономическая, политическая, правовая, социальная, технологическая и другие составляющие, со стороны которых колледж испытывает воздействие. Происходящие во внешней среде изменения, возрастание ее сложности и неопределенности усиливают это воздействие. Можно выделить две составляющие внешней среды, по-разному влияющие на образовательную систему колледжа: макроокружение (дальняя внешняя среда); непосредственное окружение (ближняя внешняя среда). 2.1.1. Макроокружение (дальняя внешняя среда) Макроокружение является частью внешней среды, общей для всех образовательных учреждений. Экономическая составляющая макросреды определяет общий уровень экономического развития, т. е. экономические условия, в которых работают все образовательные учреждения. Ее основные параметры: размер валового национального продукта, темпы инфляции, размер процентной ставки, валютный курс, дефицит бюджета, уровень безработицы, нормы налогообложения, величина заработной платы. Изменение этих макроэкономических показателей влияет на уровень жизни населения, платежеспособность потребителей, колебания спроса, определяет уровень цен, прибыльность и т. п. Политическая составляющая, представленная органами государственной власти, а также партиями, блоками, группами и другими организациями, определяет цели и направления развития общества, его идеологию, внешнюю и внутреннюю государственную политику в различных областях (в том числе в образовательной сфере), а также пути и средства, с помощью которых правительство намерено ее осуществить. Колледж должен иметь четкое представление о том, насколько стабильна политическая ситуация, предстоит ли смена политических партий и лидеров, об их программах, о том, какие направления деятельности и отрасли они будут поддерживать, насколько сильны различные группы лоббирования, каковы их интересы и возможности влияния на принятие тех или иных законов и других нормативных документов. Правовая составляющая включает законы и правовые акты, устанавливающие допустимые нормы деловых взаимоотношений, права, ответственность и т. п. От знания и соблюдения принятых законов и правовых норм зависит правильность заключения и выполнения контрактов, законность деловых опе- раций, возможность решения спорных и других вопросов, связанных с деятельностью колледжа, которая осуществляется в рамках существующего законодательства. Социальная составляющая представляет собой социальные процессы и тенденции, происходящие в обществе и влияющие на деятельность колледжа. Она включает существующие традиции, ценности, привычки, этические нормы, стиль жизни, отношение людей к работе, вкусы и психологию потребителей. В нее входят социальная структура общества, его демографические характеристики, такие, как уровень рождаемости, средняя продолжительность жизни, темпы роста населения, миграция, уровень образования и квалификации и т. п. Социальная составляющая макросреды имеет важное значение для образовательной системы колледжа. Она определяет уровень спроса на образовательные услуги, потребительские предпочтения социальных заказчиков и основные параметры регионального рынка интеллектуального труда. Технологическая составляющая включает научные и технологические факторы, развитие которые позволяет образовательной системе колледжа совершенствовать старые и создавать новые образовательные услуги, совершенствовать и разрабатывать новые педагогические технологии. Следует иметь в виду, что компоненты макроокружения тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Изменение состояния одних компонентов оказывает воздействие на другие части макросреды, что может привести к их изменению и усилению влияния на образовательную систему колледжа. Так, например, ухудшение экономической ситуации, как правило, приводит к ухудшению социальных условий жизни. Анализ макроокружения преследует следующие цели:
Анализ макроокружения целесообразно провести по форме, представленной в табл. 2. Заполнять табл. 2 рекомендуется в следующей последовательности:
По результатам анализа формулируются возможности и угрозы со стороны макроокружения для функционирования и развития образовательной системы колледжа, которые сводятся в табличную форму.
Табл. 2. Анализ макроокружения образовательной системы колледжа
^ К ближней внешней, или деловой, среде образовательной системы колледжа относится все, что взаимодействует с ней и оказывает на нее непосредственное влияние. Деловую среду необходимо изучать и знать обо всех происходящих в ней изменениях. Это нужно для того, чтобы своевременно вырабатывать адекватные ответные меры и наилучшим образом реагировать на внешние воздействия, обеспечивая адаптацию образовательной системы колледжа к их изменениям. В деловую среду колледжа входят потребители образовательных услуг, поставщики всех видов ресурсов, конкуренты, деловые партнеры, инфраструктура, государственные и муниципальные органы, другие заинтересованные организации, группы и лица. Потребители образовательных услуг, поставщики энергетических ресурсов, материалов, оборудования, конкуренты, финансовые учреждения, налоговые службы, с которыми колледж напрямую взаимодействует, часто оказывают существенное влияние на его способность достигать поставленные цели. Особое внимание обращается на эффективное взаимодействие образовательной системы колледжа с потребителями образовательных услуг и поставщиками различных видов ресурсов. Для такого взаимодействия необходимо:
Анализ непосредственных потребителей и поставщиков целесообразно провести по форме, представленной в табл. 3,4. ^
^
При заполнении таблиц целесообразно учитывать следующие рекомендации:
По результатам анализа формулируются возможности и угрозы со стороны потребителей и поставщиков для функционирования и развития образовательной системы колледжа. Результаты сводятся в табличную форму. Потребители
Поставщики
![]() Внутреннюю среду образовательной системы колледжа можно рассматривать с точки зрения статики, выделяя состав ее элементов и структуру, и с точки зрения динамики, т. е. с точки зрения протекающих в ней процессов. Внутренняя среда пронизывается организационной культурой, которая является интегрированной характеристикой и отражает систему ценностей, культивируемые нормы деловых возможностей и поведения, разделяемые персоналом колледжа. Внешнее окружение оказывает сильное влияние на формирование внутренней среды колледжа как открытой системы. Она во многом определяется миссией и целями образовательной системы колледжа, которые являются отражением внешней среды. Анализ внутренней среды колледжа, так же как и стратегический анализ внешней среды, должен быть системным и многофакторным. При стратегическом анализе вся внутренняя среда образовательной системы колледжа и ее отдельные подсистемы и компоненты рассматриваются как стратегический ресурс развития. Поэтому тождественными понятиями и синонимами термина «стратегический анализ внутренней среды колледжа» выступают термины «стратегический анализ внутренних ресурсов колледжа». Наиболее традиционный подход к стратегическому анализу внутренней среды как к ресурсу образовательной системы колледжа — это так называемый SNW-подход. SNW - аббревиатура трех английских слов, которые означают :
слабые стороны как хороший ресурс образовательной системы колледжа необходимо сохранить и постараться дополнительно усилить, а слабые стороны, т. е. плохой внутренний ресурс, устранить. Как показала практика, в ситуации стратегического анализа внутренней среды в качестве нейтральной позиции лучше всего фиксировать среднее состояние для данной конкретной ситуации. SNW-подход к анализу внутренних ресурсов образовательной системы колледжа проводится по форме, представленной в табл. 5. ^
Количество и содержание стратегических позиций зависят от конкретной ситуации. В пункте 2 рекомендуется следующая последовательная схема качественной оценки позиции (сверху вниз). Отдельные функциональные подсистемы (образовательная деятельность; финансово-экономическая деятельность; административно-хозяйственная деятельность и т.п.) Основные структурные подразделения Основные процессы, протекающие в образовательной системе колледжа ![]() ![]() По результатам SNW-анализа формулируются сильные и слабые стороны образовательной системы колледжа с составлением следующей таблицы.
|
![]() | Р. Ю. Каримов Приказ №151 от 22 марта 2010 г. Положение о районном конкурс Конкурс проводится как смотр профессионального мастерства классных руководителей образовательных учреждений; призван способствовать... | ![]() | Вопросы для участников егэ общеобразовательных учреждений Обучающиеся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования |
![]() | Вопросы для участников егэ общеобразовательных учреждений Обучающиеся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования | ![]() | Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений системы образования муниципального образования «петушинский район» Положение о системе оплаты труда работников муниципальных учреждений отрасли образования (далее Положение) распространяется на работников... |
![]() | Правовое регулирование начального и среднего профессионального образования Особенности правового регулирования функционирования учреждений начального и среднего профессионального образования | ![]() | Бюллетень №1 в помощь профсоюзному активу первичных профсоюзных организаций работников учреждений профессионального образования Пермская краевая территориальная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ |
![]() | Приказ №737 Об итогах региональной фотовыставки «Юность России за мир и взаимопонимание» обучающихся учреждений начального, среднего профессионального и дополнительного образования Костромской области Костромским областным центром научно-технического творчества «Истоки» с 13 апреля по 6 мая 2013 года проведена региональная фотовыставка... | ![]() | Положение о формировании фонда оплаты труда и заработной платы работников муниципальных общеобразовательных учреждений Петровского муниципального района Мулирования труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений (далее учреждений), реализующих образовательные программы... |
![]() | А. С. Обручников положение о Всероссийском открытом конкурсе научно-исследовательских и творческих работ молодежи Российской Федерации, другими учредителями в целях содействия обучающимся общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного... | ![]() | Положение об оплате труда работников муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №10 п. Волочаевка по новой системе оплаты труда Новая система оплаты труда устанавливается для муниципальных общеобразовательных учреждений, реализующих программы начального общего,... |