Русский язык Раздел Пояснительная записка icon

Русский язык Раздел Пояснительная записка



НазваниеРусский язык Раздел Пояснительная записка
В. Г. Горецкого
Дата16.02.2014
Размер0.64 Mb.
ТипРабочая программа






Русский язык

Раздел 1. Пояснительная записка



Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторских программ В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и Т. Г. Рамзаевой «Русский язык», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Цель и задачи обучения школьников родному языку определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни обще­ства и каждого человека, являясь важнейшим средством обще­ния людей, познания окружающего мира. Именно в процессе об­щения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У детей возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, по­нимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом – носителем этого языка.

Языковое образование и речевое развитие учащихся – это широкая социальная задача, которую можно решать только на межпредметной основе. Под развитием речи в узком смысле по­нимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания и умения по язы­ку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на кото­ром происходит овладение речевыми умениями. Безусловно, усвоение лингвистических знаний – это только одно из условий развития речи. Не менее важное значение имеет также эмоцио­нальное и литературное развитие школьника, формирование его научного мировоззрения, постоянное обогащение знаниями об окружающем мире, что, в свою очередь, связано с такими каче­ствами личности, как любознательность, целеустремленность, трудолюбие.

Важно подчеркнуть, что для школь­ника родной язык – это не только предмет изучения, но и сред­ство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все специаль­ные речевые умения младшего школьника – умение анализиро­вать прочитанное, устанавливая причинно-следственные связи и обобщая существенное, умение составлять план, создавать текст – повествование, описание или рассуждение с учетом его структуры, подробно, сжато или выборочно передавать его со­держание – являются для него и общеучебными умениями. По­этому речевая направленность обучения родному языку понима­ется и как установка на овладение средствами познания.

Таким образом, основная цель обучения родному языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:

  • овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

  • усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грам­матики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);

  • формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприя­тие, воспроизведение и создание высказываний в устной и пись­менной форме;

  • обогащение словарного запаса, умение пользоваться слова­рями разных типов;

  • эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школь­ника;

  • пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Установкой на полноценное овладение учащимися коммуни­кативной функцией языка обусловлены не только основные зада­чи его изучения в школе, но и содержание обучения, его методы, средства и организационные формы.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6 – 10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению, а также орфографии и пунктуации, которые наиболее часто используются (или уместно было бы использовать) детьми 7 – 10 лет в процессе речевого об­щения. Такой принцип отбора программного материалу по рус­скому языку можно определить как частотно-речерой. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены и элементарные сведения из области речеведения: текст, тема и основная мысль текста, заголовок, структура, типы речи (пове­ствование, описание, рассуждение), стили речи, изобразительно-выразительные средства речи.

При распределении программного материала по классам учитывается прежде всего внутренняя логика учебного предмета, те связи и зависимости, которые существуют между отдель­ными сторонами (подсистемами) языка, его категориями. Прини­маются во внимание также и возрастные возможности детей 7 – 10 лет, особенности их познавательной деятельности.

Поскольку все стороны языка – фонетическая, граммати­ческая, словообразовательная, лексическая – взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех под­систем языка, при этом каждая из них изучается не изолиро­ванно, а как составная часть такого сложного явления, какое представляет собой язык. Системно-концентрический принцип построения курса позволяет осуществить усвоение учебного ма­териала крупными частями (блоками), выделение которых из целостной системы обязательно основывается на связях и зависи­мостях между его компонентами.

В начальных классах осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 7 – 10 лет. Обучение основывается на усвоении существенных признаков (особенностей) морфологических, син­таксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий (внутрипонятийных связей), а также связей между понятиями (межпонятийных связей). Весь начальный курс русского языка в целом представлен для уча­щихся как совокупность понятий, правил, сведений, взаимо­действующих между собой и обеспечивающих общение людей.

Предметом постоянного внимания учителя на всех этапах обучения является развитие навыков грамотного письма. В про­грамме и учебниках представлены четыре группы правил: 1) обо­значение звуков буквами; 2) перенос слов; 3) раздельное напи­сание слов; 4) написание заглавной буквы.

Успешность обучения родному языку во многом зависит от методов обучения. Создание на уроке атмосферы творческого по­иска благотворно влияет на общее развитие учащихся, на фор­мирование у них интереса к родному языку и познавательных умений: поставить познавательную задачу, найти способ ее ре­шения, провести анализ языкового материала в целях выделе­ния существенных признаков изучаемого понятия или составных частей правила, сравнивать, обобщать, точно формулировать вы­вод, применять правило в условиях разной степени сложности. Важно формировать у детей общие подходы к решению орфогра­фических, грамматических, речевых задач. Ученик активен в процессе познавательной деятельности.

Примерное количество слов для словарных диктантов в IV классе – 12-15.и Количество слов в текстах, предназначенных для контроль­ных диктантов в IV классе в конце первого по­лугодия 65–70, в конце года 75 – 80.Тексты, предназначенные для изложения, в каждом классе увеличиваются соответственно на 15 – 20 слов.

На изучение русского языка отводится 2 часа в неделю и отводится 70 часов.


^ Раздел 2. Тематическое планирование

I четверть


п/п

Дата

Чистописание

Тема

ЗУНы










^ Повторение изученного




1



2 с.

а ао ав

автобус

Слово. Предложение. Текст.


Уточнить представления учащихся о языке как средстве общения людей, обобщить первоначальные сведения об единице языка и речи.

2



3 с.

А а ал Ав ап

Анастасия



Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.



Развивать умение правильно употреблять в устной и письменной речи предложения разных видов и оформлять их на письме.

3


5 с.


Б б ба беб би мб

Брянск


Знаки препинания в конце предложений.



Повторить типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; упражнять в употреблении устной и письменной речи, предложений повествовательных, вопросительных, побудительных.



4



6 с.


ш щ шщ

щавель


Главные и второстепенные члены предложения.



Распознавать главные и второстепенные члены предложения; разбирать предложения по членам предложения.


5

7 с


н но он нн

Анна


Связь слов в предложении. Словосочетание.

Уточнить знания о словосочетании, развивать умение устанавливать связь слов в предложении с помощью вопросов,


6

8 с.


т п тп

трактор

Текст-повествование, описание, рассуждение. Связь слов в тексте.


Уточнить представление об особенностях текста, как единицы речи; повторить сведения о тексте, видах текстов; развивать умение распознавать их.





.9 с


Вы Вв ВвВ

Выборг

Звуки и буквы. Алфавит. Слоги.


Совершенствовать умение различать гласные и согласные звуки, правильно произносить и называть буквы, соотносить звук и букву в слове, распознавать в слове ударные и безударные слоги.




10 с.

В в ва вд вм ви

впереди


Корень слова. Однокоренные слова.

Учить распознавать однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать однокоренные слова разных частей речи.




12 с.

Ба Ва Бва Вба

библиотека


Приставка, суффикс, окончание – значимые части слова.


Уточнить представление о роли приставок, суффиксов, окончаний, развивать умение образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, разбирать слова по составу.




13 с.

ал лл ял

аллея

Правописание гласных и согласных в корне слова.


Обобщить знания учащихся о написании безударных гласных, парных согласных и непроизносимых согласных в корне слова.

7


14 с.




Входной диктант.


Проверить сформированность навыков правописания изученных орфограмм.


8

15 с.




Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Связь слов в тексте.



Развивать умение находить и исправлять ошибки в своей работе; упражнять в построении текстов и умении последовательно излагать мысли.

9



16 с.

Г г ге го гр ге


Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов.



Развивать умение распознавать безударные гласные в корне слова, осознавать структуру слова. Уточнить знания об особенностях проверочных слов.

10

17 с.




Сочинение « Летом на море» по рисунку и опорным словам.


Развивать умение определять тему рисунка, озаглавливать его, анализировать содержание и составлять текст.

11

19 с.


Дд др до вд дн дл

дорога




Упражнение в написании корня слова.

Самостоятельная работа.


Совершенствовать навык проверки безударных гласных и парных согласных в корнях слов.

12


20 с.

З з за зе зд

здравствуйте


Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными и удвоенными согласными.

Развивать орфографическую зоркость при написании слов с непроизносимыми и удвоенными согласными.

17



21 с.

Ии ин Ир ти ни

Приставки и предлоги. Правописание приставок.

Совершенствовать умение распознавать приставки и предлоги, правильно писать и употреблять их в речи.

18



22 с.

К к ка кв ко

костёр

Разделительные Ъ и Ь.


Развивать умение сравнивать и различать слова с ъ и ь, уточнить знания о написании разделительных ъ и ь.

19

23 с.

Л л л ела ль

Части речи.

Развивать умение различать изученные части речи.

20


24 с.

Мм мы мо ми



Род имен существительных. Склонение.

Самостоятельная работа.


Развивать умение определять род имени существительных, склонять их, определять и различать падежи существительных по вопросам и предлогам.

21


26 с.

Нн на он ин ун



Имя прилагательное.



Обобщить существенные признаки имени прилагательного как части речи, развивать умение изменять прилагательные по родам и правильно писать родовые окончания.

22



27 с.

Оо од ос от ого



Глагол.



Развивать умение распознавать время глагола, правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени.

23



28 с.




Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение пройденного».

Проверить сформированность навыков правописания изученных орфограмм.

^ Однородные члены предложения

26


1 окт.

Рр Ра ри ро ор


Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления.


Развивать умение распознавать в предложении однородные члены, соблюдать интонацию перечисления, составлять предложения по схемам.

27


3 окт.

С с са се ст су съ



Связь однородных членов без союзов и с помощью союзов. Запятая между однородными членами.



Развивать умение распознавать в предложении однородные члены, связанные с помощью союзов и без союзов, познакомить с постановкой запятой между однородными членами.

28


4 окт.

Тт та те тр ту



Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзом и или без союзов.


Совершенствовать умение распознавать в тексте предложения с однородными членами, употреблять их в речи, ставить знаки препинания.

29



5 окт.

Уу уж ул ур гу су


Предложение с однородными членами, соединенными союзами а, но.

Познакомить с однородными членами, соединенными союзами а, но.

30



6 окт.

Фф фу фо фе


Упражнение в написании предложений с однородными членами.

Развивать умение употреблять в речи предложения с однородными членами.

31



7 окт.

Хх хо ех ох

хозяйство

Обобщение знаний об однородных членах предложения.


Развивать умение разбирать и составлять предложения с однородными членами.

32



8 окт.




Контрольное списывание .


Проверить сформированность навыков правописания изученных орфограмм.

33

10 окт.

Чч чу яч вч че



Тема и основная мысль текста. Заголовок текста. План текста.


Сопоставлять тему и основную мысль текста, развивать умение определять тему текста, озаглавливать текст, составлять план текста.

34


11 окт.




Изложение «Купание медвежат» по самостоятельно составленному плану.


Развивать умение составлять план текста, последовательно передавать содержание рассказа с учетом связи между его частями.

^ Имя существительное

35


12 окт.

Щщ ща ще щу щи


Склонение имен существительных.



Формировать умение склонять имена существительные с ударными окончаниями в единственном числе, познакомить с приемами распознавания падежей.

36



13 окт.

Цц цыц и ец иц



Распознавание падежей имен существительных. Несклоняемые имена существительные.



Совершенствовать умение склонять имена существительные с ударными окончаниями, распознавать падеж, познакомить с несклоняемыми именами существительными.

37

14 окт.

Ээ эк эс

Именительный падеж имен существительных.

Закрепить знания о признаках именительного падежа.

38


15 окт.

Юю юн рю пю


Родительный падеж имен существительных.


Познакомить с основными значениями родительного падежа, его вопросами и предлогами.

39



17 окт.

Яя я бея ия оя


Дательный падеж имен существительных.


Познакомить с особенностями имен существительных в дательном падеже, его вопросами и предлогами.

40


18 окт.

А Аз Аф ава ама



Винительный падеж имен существительных.


Познакомить с особенностями винительного падежа, развивать умение склонять имена существительные, формировать умение различать именительный и винительный падежи существительных.

41


19 окт.

Бо Бе баб бмб

Творительный падеж имен существительных.

Познакомить с особенностями творительного падежа, развивать умение различать существительные по падежам.

42



20 окт.

В Ви во вмв ввв


Предложный падеж имен существительных.


Познакомить с особенностями предложного падежа, развивать умение распознавать падеж.

43

21 окт.

АВБ БАВ ВАБ



Повторение сведений о падежах имен существительных.

Самостоятельная работа.


Обобщить знания об особенностях каждого падежа, развивать умение распознавать падежи по вопросу и предлогу.

44


22 окт.




Составление текста «Белый гусь» по серии иллюстраций.


Развивать умение составлять текст – повествование по иллюстрациям, плану и опорным словам, точно определять его тему и основную мысль.

45


24 окт.

Г Гр глг гог ггг


Распознавание именительного и винительного, винительного и предложного падежей.

Развивать умение распознавать падежи и правильно употреблять их.

46

25 окт.


Аг Гд Гб Гв



Повторение изученного. Распознавание падежей имен существительных.

Развивать умение распознавать падежи и правильно употреблять их.

47

26 окт.

Ба Ва Га


Повторение изученного. Распознавание падежей имен существительных.


Развивать умение распознавать падежи по вопросу и предлогу.

48

27 окт.




Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием за I четверть.

Проверить сформированность навыка правописания изученных орфограмм, умение определять падеж существительных.

49

28 окт




Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Развивать умение исправлять свои ошибки

50

29 окт.

Ж жж

Повторение пройденного материала. Распознавание падежей имён существительных. Тест.

Развивать умение определять падеж имён существительных.



^ II четверть


1



7 н.

ДД Дд дад дуд



Склонение имен существительных. Три типа склонений имен существительных в единственном числе.


Дать понятие о трех типах склонения имен существительных, познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду.

2


8 н.

Д Дв Дл Дн дед


Упражнение в определении склонений имен существительных.

Развивать и закреплять умение распознавать тип склонения имени существительного.

3


9 н.

Жж Жд жж жиж

Упражнение в распознавании типа склонения имен существительных, употребляемых в косвенных падежах.

Развивать умение определять склонение имен существительных.

4


10 н.

ЕЕ ЁЁ Ев Ел Еве еме

Ударные и безударные окончания имен существительных в единственном числе.

Сформировать навык правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

5



11 н.




Изложение повествовательного текста с элементами описания по плану.


Развивать умение воспринимать и воспроизводить текст с элементами описания.

6



12 н.

Ии Ив Из иви изи ими


Проверка безударных окончаний имен существительных 1, 2, 3 –го склонения. Самостоятельная работа.


Познакомить со способом проверки безударных окончаний имен существительных, сформировать навык правописания безударных окончаний существительных.

7



14 н.

Кк Ки кт как кик


Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже.


Усвоить особенности имен существительных в родительном падеже, формировать навык правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

8



15 н.

Л ле Лу Лял лв лб


Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже.


Познакомить с окончаниями имен существительных в дательном падеже, отрабатывать способ проверки безударных окончаний имен существительных.

9



16 н.

М Ме Мл мем мвм


Правописание окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах.


Формировать навык правописания безударных окончаний имен существительных, развивать умение проверять безударные окончания имен существительных.

10


17 н.

Н Ни Ну нен нум нмн

Сравнение окончаний в родительном и дательном падежах.

Закрепить умение распознавать родительный и дательный падежи существительных.

11


18 н.

ОО Ов Од ово омо осо

Родительный и винительный падежи имен существительных.

Развивать умение различать родительный и винительный падежи имен существительных.

12


19 н.

П Пр Пв пм пт пш

Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.

Формировать навык правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже.

13


21 н.

Р Рм Рб рир рил


Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.

Формировать навык правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже.

14



22 н.

Рр рм рл ро ор



Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже.

Познакомить с употреблением в речи имен существительных в предложном падеже, формировать умение проверять безударные окончания в данном падеже.

15


23 н.




Изложение повествовательного текста, воспринятого на слух.

Развивать умение полно и последовательно воспроизводить текст, точно употребляя слова.

16



24 н.

Т Тб Тм твм тут


Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже. Самостоятельная работа.

Развивать умение распознавать предложный падеж имен существительных, тип склонения, правильно писать безударные окончания.

17


25 н.

У Ум у уву удр


Правописание окончаний имен существительных в родительном, дательном, предложном падежах.

Развивать умение правильно писать безударные окончания существительных в данных падежах.

18


26 н.

Ф Фм Фе фу фл фв

Правописание окончаний имен существительных в родительном, дательном, предложном падежах.

Закреплять умение правильно писать безударные окончания существительных в данных падежах.

19


28 н.

Х Хм Хв хл хах хвх

Упражнение в написании безударных гласных в корнях слов, в приставках и окончаниях имен существительных.

Развивать умение распознавать орфограммы и правильно обозначать безударные гласные в разных частях слова.

20


29 н.

Жх Хж хж жх жхж хжх

Упражнение в написании окончаний имен в родительном, дательном и предложном падежах.

Закреплять умение правильно писать безударные окончания существительных.

21



30 н.




Диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».


Проверить сформированность умения писать безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе.

22


1 д..

ЦЩ ЩЦ ЦщЦ


Работа над ошибками. Повторение изученного по теме «Имя существительное».


Развивать умение анализировать и исправлять допущенные ошибки.

23


2 д.

Ц Цу Цв ци цм цуц

Множественное число имен существительных.


Обобщить знания об изменении имен существительных по числам.

24



3 д.

Щ Щу Ща щущ щащ

Склонение имен существительных во множественном числе. Распознавание именительного и винительного падежей.

Формировать умение правильно склонять имена существительные во множественном числе, распознавать именительный и винительный падежи.

25



5 д.


Ц Щ И ци щи ии


Окончания имен существительных в именительном и винительном падежах множественного числа.


Познакомить с окончаниями имен существительных в именительном и винительном падежах множественного числа.

26



6 д.




Изложение с продолжением. Связь между частями текста.


Учить наблюдать над смысловой связью между частями текста и средствами выражения этой связи, развивать умение воссоздавать текст.

27


7 д.




Контрольное списывание.


Развивать умение стилистически точно передавать содержание текста; развивать навык грамотного письма.

28



8 д.




Работа над ошибками, допущенными в изложении.

Проверить сформированность умения писать безударные падежные окончания имен существительных.

29



9 д.

Ш Ше Ши шв шу шм


Родительный падеж множественного числа имен существительных.


Познакомить с окончаниями имен существительных разных родов в родительном падеже множественного числа.

30



10 д.

Ь ъ ы ьм ъя ыл



Родительный падеж множественного числа имен существительных.


Закрепить знания учащихся об окончаниях имен существительных множественного числа в родительном падеже.

31

12 д.

ья ью ъю ъи ъъ ьь


Дательный, творительный и предложный падежи множественного числа имен существительных

Развивать умение изменять по падежам существительные во множественном числе, правильно писать падежные окончания.

32



13 д.

Мм лл мл лм мил лим



Склонение имен существительных во множественном числе.

Закрепить знания учащихся об окончаниях имен существительных множественного числа.

33


14 д.

Лл лм ли

лимон

Упражнение в написании имен существительных во множественном числе.

Развивать умение определять число и падеж имен существительных.

34



15 д.

Нн нп пн

понедельник

Повторение изученного. Морфологический разбор имени существительного.

Определять степень усвоения изученного материала по темам « Склонение. Падежи. Множественное число имен существительных».

35

16 д.

ымы

ими уму

.Повторение за 2 четверть. Обобщение знанийоб имени существительном. Тест.









17 д.




Обучающее сочинение по теме «Зимний день»

Учить определять тему картины, озаглавливать её, анализировать содержание и составлять текст, отражающий содержание рисунка.

36

19 д.



Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

Развивать умение анализировать и исправлять допущенные ошибки.

38

20 д.




Итоговый контрольный диктант за II четверть

Проверить сформированность умения писать безударные падежные окончания имен существительных в единственном и множественном числе.содержание рисунка. Развивать устную и письменную речь.

39

21 д.




Работа над ошибками. Повторение по теме «Склонение имен существительных».

Учить исправлять ошибки в своей работе.

40

22 д.

Х Ж хж жх жих

Обобщение знаний об имени существительном.

Обобщить знания об имени существительном.

41

23 д.

Фф фа фаа афа

ферма

Повторение. Правописание безударных окончаний имён существительных 1,2 и 3 склонения.

Обобщить знания о правописании падежных окончаний; развивать умение распознавать падеж, склонение имен существительных.

42

24 д.

Р Г ргр грг

горизонт

Повторение. Склонение имен существительных во множественном числе.

Развивать умение определять падеж имен существительных во множественном числе.

43

26 д.

Рра Рряю Рр Расстояние ребята

Повторение по теме «Имя существительное».

Определить степень усвоения изученного материала по данным темам.


^ III четверть

Имя прилагательное

1



10 янв.

Э Эм эс эв эзэ



Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам.


Обобщить знания об имени прилагательном как части речи, развивать умение распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род и число.

2



11 янв.

Ю Юу юм юс юв



Родовые окончания имен прилагательных.



Развивать умение правильно писать родовые окончания имен прилагательных, различать окончания - ие во множественном числе и - ее – в единственном числе.

3


12 янв.

Яя Ям яб ямя яв


Склонение имен прилагательных.


Познакомить со склонением имен прилагательных в единственном числе, с приемом распознавания падежа.




13 янв.




Сочинение по рисунку.







14 янв.




Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Распознавание падежей имен прилагательных.




5


16 янв.

яч чач ч чу


Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода.

Развивать умение распознавать падежи и правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных.

6



17 янв.

г п р т грп тгр тпр


Именительный и винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.


Познакомить с окончаниями имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах.

9


18 янв.

к н кн нк кнк нкн


Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.


Формировать навык правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.


10


19 янв.

и ш л м ши мл ил шл


Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в родительном и дательном падежах.

Формировать навык правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных в названных падежах.

11


20 янв..

рр тр рп птп шш шт

Употребление имен прилагательных в родительном и дательном падежах.

Формировать навык правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных в названных падежах.

12

21 янв.




Изложение повествовательного текста.

Развивать умение определять тему текста и передавать его содержание по вопросам.

13



23 янв.




Работа над ошибками, допущенными в изложении. Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.

Учить исправлять ошибки в своей работе. Сопоставлять вопросы и окончания творительного и предложного падежей имен прилагательных мужского и среднего рода.

14


24 янв.

ц щ й ци щу йц ща


Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.


Формировать умение распознавать творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.

15


25 янв.

ооо а я ф фа ая фо


Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

Совершенствовать навыки правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

16


26 янв.

ая яая яля лял



Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода.

Развивать умение писать безударные падежные окончания имен прилагательных женского рода.

17

27 янв.

ва до ро ву ду д в б

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода.

Развивать умение различать падежи и писать безударные падежные окончания имен прилагательных женского рода.

18


28 янв.




Контрольное списывание.


Проверить сформированность умения писать безударные падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода.

19



30 янв.

ю б бу юб мб лб мю


Сопоставление безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже.

Формировать умение различать окончания имен прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже.

20


31 янв.

нк ру тм лм млм

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных и существительных.

Совершенствовать умения распознавать безударные окончания имен прилагательных и существительных и объяснять их написание. Уметь составлять по рисунку текст, употреблять в нем имена прилагательные.

21



1 ф.

уз ду дз дуз зуд



Сравнение безударных окончаний имен прилагательных мужского и женского рода.


Сопоставить безударные окончания имен прилагательных женского рода –ой (-ей) и окончания прилагательных мужского рода.

22



2 ф.




Изложение повествовательного текста с элементами описания.

Развивать умение кратко передавать содержание текста, не пропуская существенного и сохраняя авторский стиль.




3 ф.




Работа над ошибками. Повторение изученного.

Совершенствовать умение анализировать свою письменную работу, учить правильно оценивать работы товарищей, делать работу над ошибками. Повторить и закрепить правила написания безударных окончаний имен прилагательных и существительных.




4 ф.

оло мом


Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода.


Развивать умение различать винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода и правильно писать безударные окончания.

23


6 ф.




Краткое изложение повествовательного текста с элементами описания «Ёлки в блокадном Ленинграде».

Развивать умение кратко передавать содержание текста, не пропуская существенного и сохраняя авторский стиль.

24

7 ф.




Анализ изложений. Работа над ошибками.

Совершенствовать умение анализировать свою письменную работу, учить правильно оценивать работы товарищей.

25


8 ф.

у з д ду зу дз зд


Обобщение знаний о склонении имен прилагательных в единственном числе.

Закрепить знания учащихся о склонении имен прилагательных в единственном числе.

26


9 ф.





Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

Проверить сформированность умения писать безударные падежные окончания имен прилагательных женского рода.

27

10 ф.




Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Уметь распознавать орфограммы, объяснять написание слов.

28

11 ф.

ее лел еле ем


Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Формировать умение склонять имена прилагательные во множественном числе.

29



13 ф.

в е ё ев ве её ёе



Падежные окончания имен прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи.



Развивать умение склонять имена прилагательные во множественном числе, распознавать падежи, правильно писать окончания прилагательных в именительном и винительном падежах.

30



14 ф.

ч чач чуч учу



Родительный и предложный падежи множественного числа имен прилагательных.


Учить различать родительный и предложный падежи множественного числа имен прилагательных, писать безударные падежные окончания.

31



15 ф.

ч ь ъ ы чь ыч ъя ьи


Дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательных.


Развивать умение различать дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательных и правильно писать безударные окончания.

32



16 ф.

И Ш Ч Ия Шш Чч


Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных. Самостоятельная работа.


Развивать умение правильно и точно употреблять в речи имена прилагательные, писать безударные падежные окончания.

33


17 ф.




Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное и имя существительное».

Проверить сформированность умения писать безударные падежные окончания имен прилагательных.

34



18 ф.

Щ Ц Цц Щщ Щц Цщ



Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Закрепление изученного.



Совершенствовать умение анализировать и исправлять допущенные ошибки, распознавать орфограммы, объяснять написание слов, падежных окончаний существительных и прилагательных, повторять изученный материал.

35



20 ф.




Текст – описание. Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова «Богатыри».



Формировать умение воспринимать содержание картины, ее композицию, детали, умение составлять художественное описание, учить выражать свое отношение к изображенному.

36



21 ф.

П Т ПП ТТ



Анализ сочинений и работа над ошибками. Повторение изученного.

Развивать умение редактировать свой текст. Совершенствовать его структуру, исправлять ошибки, повторять и закреплять изученный материал.

Местоимение

37



22 ф.

Ц Щ Ца Щу Цц Щщ


Местоимение как часть речи. Сравнение личных местоимений и имен существительных.


Познакомить с ролью местоимений в речи, своеобразием личных местоимений, развивать умение распознавать местоимения в тексте и правильно употреблять их.

38



24 ф.

Г П Т Гг Пп Тт


Личные местоимения 1, 2 и 3 – го лица.


Познакомить с местоимениями 1,2 и 3 – го лица, с изменением местоимений 3 – го лица по родам, развивать умение заменять имена существительные местоимениями.

39



25 ф.

Р Ф Д Рр Фф Дд



Раздельное написание местоимений 1 – го и 2 – го лица с предлогами.


Познакомить с изменением по падежам местоимений 1 –го и 2 –го лица единственного и множественного числа, формировать навык раздельного написания местоимений с предлогами.

40



27 ф.

У Ч Уу Чч Ча Ув



Раздельное написание предлогов с местоимениями 3- го лица.


Формировать навык правописания местоимений с предлогами, познакомить с особенностями местоимений 3 – го лица.

41


28 ф.

БбБ ДдД дб БД


Упражнение в раздельном написании местоимений с предлогами.

Повторение и закрепление изученного материала о местоимении.

42


29 ф.

Л М А Я Ля Ма Аа Ям

Упражнение в правильном употреблении и написании местоимений.

Формировать навык употребления и правописания местоимений, повторять и закреплять изученный материал.

43


1 м.




Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение».

Проверить сформированность навыка правописания местоимений.

44


2 м.

СсС ХхХ Сх Хс

Схс

Работа над ошибками. Повторение изученного.


Совершенствовать умение анализировать и исправлять допущенные ошибки, повторять изученный материал.

45



3 м.




Изложение по картине В.Шишкина «Утро в сосновом лесу».



Развивать умение стилистически точно передавать содержание текста; развивать навык грамотного письма.

46

5 м.




Работа над ошибками, допущенными в изложении. Местоимение.

Учить исправлять ошибки в своей работе; совершенствовать умение строить и последовательно излагать текст; развивать умение определять род,число и падеж местоимений.

Глагол

47



6 м.

О С Э Со Ом Эл Св


Глагол как часть речи. Словарный диктант.



Обобщение знаний о глаголе, о его роли в языке, грамматических особенностях, совершенствование умения распознавать части речи.


48


7 м.

Х Ж Ха Хх Жи Жж

Изменение глаголов по временам.


Развивать умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять.


49



9 м.

Н Ю К Нн Кк Юю Нк Кн


Изменение по родам глаголов прошедшего времени. Правописание родовых окончаний глаголов.


Развивать умение распознавать род глаголов в прошедшем времени, изменять глагол по родам, правильно писать родовые окончания.


50



10 м.

Б В Бв Вв Вб Бв



Неопределенная форма глагола.



Познакомить с особенностями глаголов в неопределенной форме, развитие умения правильно ставить к глаголу вопрос что делать? или что сделать?


51



12 м.

З Е Зе Ез



Неопределенная форма – начальная форма глагола.



Познакомить с неопределенной формой как начальной формой глагола, формировать умение соотносить начальную и личную форму глагола, развивать умение употреблять в речи глаголы, близкие и противоположные по смыслу.

52



13 м.

МмМ ЛлЛ ЛмЛ МлМ


Спряжение глаголов.



Познакомить с изменением глаголов по лицам и числам, формировать умение распознавать лицо и число глагола, спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.


53


14 м.

А а Б б аб Аб Ба ба

Распознавание лица и числа глаголов. 2 – е лицо глаголов.

Формировать умение спрягать глаголы, познакомить с особенностями окончания глагола во 2 –м лице.


54

15 м.

В Г в г Вв Гг Вг Гв

Употребление ь в глаголах 2 – го лица единственного числа.

Закрепить умение определять лицо глагола, писать ь в окончаниях 2 – го лица единственного числа.

55

16 м.

Д Е д е Де Ед де ед


I и II спряжение глаголов.


Познакомить с окончаниями глаголов I и II спряжений, формировать умение различать окончания глаголов I и II спряжений.

56

17 м.

Ж З ж з Жз ЗЖ жз зж


Окончания глаголов I и II спряжения

Закрепить знания об окончаниях глаголов I и II спряжения, научить определять спряжение глаголов, формировать умение соотносить окончания одного и того же глагола в разных лицах, учитывая его спряжение.

57

19 м.

РР ГГ ТТ ПП



Образование формы будущего времени глагола.

Познакомить с формами глагола будущего времени.




20 м.




Итоговый контрольный диктант за III четверть.


Проверить сформированность навыков правописания изученных орфограмм.




21 м.




Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Развивать умение анализировать и исправлять допущенные ошибки, учить распознавать орфограммы.

58


22 м.




Изложение по самостоятельно составленному плану.



Развитие умения включать в повествовательный текст элемент рассуждения, точно употреблять глаголы.


59



23 м.




Работа над ошибками, допущенными в изложении. Повторение о глаголах 2-ого лица единственного числа

Формировать умение анализировать свою письменную работу, делать работу над ошибками

60

24 м.




Повторение об окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения.




61








^ IV четверть





62

2 апр.

К Л л к Кл Лк кл лк


Спряжение глаголов в будущем времени.



Формировать умение образовывать форму будущего времени глаголов (совершенного и несовершенного вида); познакомить со спряжением глаголов в будущем времени.

63

3 апр.


Яя ая яя

яблоня

Повторение сведений о неопределенной форме глагола как начальной





64

4 апр.

М Н м н Мн Нм мн нм


Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени

Развивать умение распознавать время, спряжение глаголов с ударными окончаниями в настоящем и будущем времени.


65

5 апр.

О П о п по Оп По опо


Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.


Формировать умение писать безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени, развивать умение обосновывать правильное написание безударных окончаний.




1


6 апр.

Р С р с Рс Ср ср рс


Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме.


Развивать и закреплять умение распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания.

2



7 апр.

Т У т у Ту Ут ту ут


Правописание безударных личных окончаний глагола.



Сформировать навык правописания безударных личных окончаний глаголов по неопределенной форме.

3



9 апр.




Сочинение (с элементами описания) по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».


Развивать умение воспринимать картину описательного характера и создавать по ней текст, точно употреблять глаголы.

4



10 апр.




Работа над ошибками, допущенными в сочинении

Развивать умение редактировать свой текст, исправлять ошибки.

5


11 апр.

Ф Х ф х Фх Хф Фа Ха


Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем времени.


Формировать навык правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени, развивать умение распознавать спряжение глаголов.

6



12 апр.

Тт тп

топор


Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем времени.



Развивать умение распознавать спряжение глаголов, формировать навык правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени.

7



13 апр.

Ц Щ ц щ Щц Цщ цщ щц


Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени. Самостоятельная работа


Развивать умение распознавать спряжение глаголов, формировать навык правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени.

8


14 апр.

Ч Ш ч ш Чш Шч чш шч


Глаголы – исключения.


Познакомить с глаголами – исключениями, развивать умение распознавать их в тексте и правильно писать безударные личные окончания.

9



16 апр.

Э Ю э ю Эх Юм эю

Правописание глаголов – исключений.


Формировать умение распознавать в тексте глаголы – исключения и правильно писать их окончания, развивать орфографическую зоркость.

10


17 апр.




Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол».


Проверить сформированность умений писать безударные личные окончания глаголов, падежные окончания существительных и прилагательных, безударные гласные в корнях слов.

11

18 апр.






Работа над ошибками диктанта. Закрепление изученного.

Совершенствовать умения учащихся анализировать и исправлять допущенные ошибки, осознанно применять изученные правила.

14

19 апр.

Фф фф Фф Зз ззз

запад

Обобщение пройденного о глаголе. Наблюдение над точным употреблением глаголов в речи.


Развивать лексическую и орфографическую зоркость, умение проверять безударные личные окончания глаголов, повторить и обобщить изученный материал о глаголах

15



20 апр.

У Ч Уч Чу чу уч



Правописание глаголов в прошедшем времени.


Повторить и закрепить материал об особенностях глаголов, употребленных в прошедшем времени, развивать умение писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени.

16

21 апр.

Пт тп Тп тп пт

Правописание суффикса в глаголах прошедшего времени.


Сформировать навык правописания безударных гласных в суффиксах глаголов прошедшего времени.

17


23 апр.




Изложение по коллективно составленному плану.


Развивать умение определять тему и основную мысль повествовательного текста; учить передавать содержание по коллективно составленному плану, точно употреблять глаголы; правильно писать безударные гласные в корнях слов.




24 апр.




Анализ изложений работа над ошибками.

Развивать умение редактировать свой текст, исправлять логические и орфографические ошибки в передаче содержания текста, его структуры, построении предложений.

18



25 апр.

Ь ъ ы ьи ья ъя мы



Изменение глаголов по временам.



Познакомить с изменением по временам глаголов, отвечающих в неопределенной форме на вопрос что делать? и глаголов, отвечающих на вопрос что сделать?

19

26 апр.

ит ат ят ть тс тся


Изменение глаголов совершенного и несовершенного вида по временам. Упражнение в образовании временных форм глагола.


Развивать умение изменять глагол по временам с учетом вопроса и вида.

20


27 апр.




Контрольное списывание.


Проверить сформированность навыков правописания изученных орфограмм.

21

28 апр.




Изложение самостоятельно подготовленного текста.


Развитие умения учащихся готовиться к воспроизведению повествовательного текста по самостоятельно составленному плану и памятке.

22



30 апр.

Са со су си сос



Анализ изложения и работа над ошибками. Повторение изученного.



Развивать орфографическую зоркость.

23



2 май

ет ут ют

лепестки



Обобщение знаний о глаголе как части речи.


Обобщить знания о глаголе, развивать орфографическую зоркость.

24

3 май

ро ру рд рз рв


Морфологический разбор глагола.

Упражнять в морфологическом разборе глаголов.

25


4 май

Ее Ёё

Елизар

Использование в тексте глаголов-синонимов и глаголов-антонимов.

Упражнять в правильном употреблении глаголов-синонимов и глаголов-антонимов.

26







^ Повторение пройденного




27

5 май

Ёё ое ее ие

коричневое


Правописание безударных окончаний имен существитнльных.

Повторить правописание падежных окончаний имен существительныхъ.

28



7 май

жх хж сж сх сжх хжс


Обобщение знаний о предложении.

Самостоятельная работа.

Повторение и закрепление знаний учащихся о видах предложений по цели высказывания и интонации, об однородных членах предложения.

29

8май

сс со ос сл лс

Правописание безударных гласных в корне, приставке и суффиксе.

Развивать орфографическую зоркость, умение разбирать слова по составу, обозначать буквой безударный гласный в корне, приставке и суффиксе.




10 май

за на над ва да


Состав слова.

Обобщить знания о составе слова.

30



11 май

ча чу ща щу чк чн нч


Текст и предложение как единицы речи.

Развивать и закреплять умение составлять текст на предложенную тему по наблюдениям, восстанавливать деформированные предложения.

31


12 май

ле мел ел ме


Части речи.


Развивать умения сравнивать части речи, распознавать их и правильно употреблять в речи.

32


14 май

ню юк юн юнк юкн


Склонение имен существительных.

Словарный диктант.

Совершенствовать умение распознавать склонение имен существительных по роду и окончанию в начальной форме.

33


15 май

кто ток кот


Правописание безударных гласных в корне, приставке и окончании.

Развивать умение находить безударный гласный в приставке, корне, окончании и проверять орфограмму.

34



16май




Правописание падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов. Самостоятельная работа.


Закреплять умение проверять безударные гласные в окончаниях и корнях слов, развивать орфографическую зоркость.

35

17 май




Контрольное изложении «На разливе».


Развитие умения определять тему и основную мысль повествовательного текста, его композицию, учить передавать содержание воспринятого на слух текста.

36



18 май

над под про род



Работа над ошибками. Повторение изученного.



Развивать умение редактировать свой текст, исправлять логические и орфографические ошибки, ошибки в передаче содержания текста, его структуры, построения предложений.

37



19 май




Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием за год.



Проверить сформированность навыков по основным темам программы 4 – го класса, падежные окончания имен существительных и прилагательных, личные окончания глаголов, правописание предлогов с местоимениями, безударные гласные в корне слова.

38



21 май




Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Части речи.



Обобщение знаний о частях речи.

39



22 май

фр рф фрф рфр



Прилагательное как часть речи.


Обобщить знания о прилагательном как части речи, развивать умение определять род, число и падеж, обосновывать написание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

40



23 май

смс слс мсм лсл с м л



Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.



Закреплять умения распознавать безударные окончания имен прилагательных и обосновывать их написание.

41



24 май

ял ля мя ям мял ялм ямл



Местоимение.



Обобщить знания о личных местоимениях, раздельное написание местоимений 1 и 2 лица с предлогами.

42



25май

дд бб дб бд бдб дбд



Глагол как часть речи.



Закреплять знания о глаголе как части речи, развивать умение спрягать глаголы, определять спряжение по неопределенной форме, обосновывать написание безударных окончаний глаголов.

43

26 май

оро оло около

Глагол как часть речи (обобщение).

Самостоятельная работа.



Закреплять знания о глаголе как части речи, развивать умение спрягать глаголы, определять спряжение по неопределенной форме, обосновывать написание безударных окончаний в настоящем и будущем времени, родовых – в прошедшем времени.

44

26 май

ел еле ле лел

Закрепление пройденного материала.

Закреплять навыки правописания по основным темам программы 4 – го класса: падежные окончания имен существительных и прилагательных, личные окончания глаголов, правописание предлогов с местоимениями, безударные гласные в корне слова.










Закрепление пройденного материала.

Обобщить знания и умения по изученным орфограммам.


^ Раздел 3. Содержание тем учебного курса

4 класс (210 ч)


Повторение изученного (27 ч)

Обобщение сведений о слове, предложении, тексте.

^ Однородные члены предложения (8 ч)

Однородные члены предложения. Предложение с однородными членами, соединенными союзами И, А, НО и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. Сопо­ставление предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений без союзов и с сою­зами И, А, НО (наблюдения). Знаки препинания в простом и сложно­сочиненном предложениях (наблюдения)

Текст (5 ч)

Обобщение сведений о тексте как связном высказы­вании; тема и основная мысль; заголовок с опорой на те­му или основную мысль; части текста, связь между ни­ми; связь между предложениями в каждой части; план текста. Виды текстов (повествование, описание, рас­суждение).

^ Имя существительное.

Склонение имен существительных (19 ч)

Три склонения имен существительных (3 ч)

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения (19 ч)

^ Множественное число имен существительных (20 ч)

Склонение имен существительных в единственном числе. Особенности падежей и способы их распознава­ния. Несклоняемые имена существительные.

Три типа склонения имен существительных. Право­писание безударных падежных окончаний имен су­ществительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -МЯ, -ИЙ, -ИЕ, -ИЯ). Управление как вид связи слов в словосочетаниях (общее понятие).

Употребление предлогов с именами существительны­ми в различных падежах.

Склонение имен существительных во множест­венном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множе­ственного числа имен существительных, употреблять их в речи.

^ Имя прилагательное.

Правописание родовых окончаний имен прилагательных (2 ч)

Склонение имен прилагательных (6 ч)

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода (8 ч)

^ Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода (10 ч)

Склонение имен прилагательных во множественном числе (5 ч)

^ Повторение изученного

об имени прилагательном и имени существительном (4 ч)

Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменения по родам, числам, падежам, роль в предложении, основные функции в речи.

Склонение имен прилагательных в мужском, сред­нем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Согла­сование как вид связи слов в словосочетании (общее по­нятие).

Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ЬЯ, -ЬЕ, -ОВ, -ИН).

Склонение и правописание имен прилагательных во множествен­ном числе.

Употребление имен прилагательных в прямом и пе­реносном смысле. Прилагательные-синонимы и прила­гательные-антонимы.

^ Местоимение. Понятие о местоимении (2 ч)

Правописание местоимений с предлогами (8 ч)

Местоимение как часть речи. Местоимение 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Упо­требление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения).

Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоиме­ниями.

Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений).

Глагол.

Общее понятие (1 ч)

Изменение глаголов по временам (2 ч)

Неопределенная форма глагола (1 ч)

Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение) (10 ч)

^ I и II спряжение глаголов (3 ч)

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени (9 ч)

Глаголы-исключения (2 ч)

^ Правописание глаголов в прошедшем времени (13 ч)

Особенности глагола как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагатель­ными. Изменение глаголов по временам. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний.

Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения. Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Мягкий знак (Ь) после шипящих в окончаниях глаголов 2-го ли­ца единственного числа. Возвратные глаголы (ознаком­ление). Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме с помощью вопросов что дела­ют?, что делать?.

Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени.

Использование в тексте глаголов-синонимов и глаго­лов-антонимов. Наблюдения за употреблением при гла­голах имен существительных в нужных падежах с пред­логами и без предлогов.

^ Повторение в конце учебного года (32 ч)

Текст и предложение как единицы языка и речи. Ви­ды предложений по цели высказывания. Виды текстов. Слово – единица языка и речи. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаго­лов (обобщение). Правописание в корне слова безудар­ных гласных, парных звонких и глухих согласных, не­произносимых согласных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существитель­ных и имен прилагательных, в личных окончаниях гла­голов. Правописание суффиксов и окончаний в глаго­лах прошедшего времени.


Раздел 4. Требования к уровню подготовленности учащихся


4 класс


К концу 4 класса учащиеся должны знать:

  • изученные части речи и их признаки;

  • признаки однородных членов предложения.

Учащийся должны уметь:

  • находить в словах орфограммы на изученные прави­ла и обосновывать их написание;

  • безошибочно и каллиграфически правильно списы­вать и писать под диктовку текст (75 – 80 слов) с изу­ченными орфограммами (падежные окончания имен су­ществительных и имен прилагательных, личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени, Ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа) и знаками препинания между однородными членами, соединенны­ми без союзов и союзами А, НО, И;

  • производить фонетический разбор слов;

  • производить разбор слова по составу: находить в сло­ве окончание, выделять корень, приставку, суффикс;

  • производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существи­тельных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем време­ни), число, род (в прошедшем времени) глаголов;

  • производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;

  • пользоваться в речи предложениями с однородными членами;

  • определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;

  • озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста;

  • составлять план текста;

  • распознавать типы текста: повествование, описание, рассуждение – и использовать их в речи;

  • писать изложение повествовательного текста с эле­ментами описания (обучающее);

  • писать сочинение повествовательного характера с эле­ментами описания (обучающее);

  • в соответствии с правилами культуры общения выра­жать просьбу, благодарность, извинение, отказ, пригла­шение, поздравление.



^

Раздел 5. Перечень учебно-методического обеспечения



Литература для учащегося:


  1. Рамзаева Т. Г. Русский язык 4 класс, М.: Дрофа, 2007

  2. Т.Г. Рамзаева, Л.П. Савинкина Тетради для упражнений по русскому языку и речи № 1, № 2, М., Дрофа, 2009

  3. В. Т. Голубь Итоговое тестирование. Математика. Русский язык, 4 класс, Воронеж, 2011

  4. Русский язык. Итоговая аттестация в начальной школе. – Саратов: Лицей, 2010 год.

  5. О.Н.Крылова. Русский язык. Итоговая аттестация. – Москва: Экзамен, 2009 год.

  6. Л.В. Комиссарова Начальная школа. Русский язык. Диагностические работы для проверки образовательных достижений школьников М.; АСТ: Астрель , 2011.

  7. О.В. Узорова, Е.А, Е.А. Нефедова Итоговое тестирование 4 класс М.,; АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2011


Пособия для учителя:

  1. Голубь В. Т. Уроки обучения русскому языку в 4 классе. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003 год

  2. О.Н. Крылова, Л.Ю.Самсонова. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс (К учебнику Т.Г.Рамзаевой «Русский язык. 4 класс). – Москва: Экзамен, 2008 год.

  3. Л.И. Тикунова, В.П. Канакина. Сборник диктантов и творческих работ. - Москва: Просвещение, 1992 год.

  4. Н.Н. Максимук Сборник текстов для изложений, 2-4 классы, М., «ВАКО»,2007

Н.Н. Максимук Сборник диктантов, 2-4 классы, М., «ВАКО», 2011

Похожие:

Русский язык Раздел Пояснительная записка iconРусский язык Пояснительная записка
РФ: Начальное общее образование, авторских программ В. Г. Горецкого, В. А кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и Л. М. Зелениной,...
Русский язык Раздел Пояснительная записка iconРусский язык 1 – 4 классы общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения русский язык в школах с украинским языком обучения Пояснительная записка
Русский язык как предмет инвариантной части учебного плана представлен в школах (классах) с украинским языком обучения с изучением...
Русский язык Раздел Пояснительная записка iconПояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета
Умк «Перспективная начальная школа» Агаркова Н. Г., Агарковой Ю. А. «Русский язык» (письмо) утверждённой мо РФ (М., 2007), Чураковой...
Русский язык Раздел Пояснительная записка iconПояснительная записка. 1 Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»
«Русский язык», разработанной авторами В. П. Канакиной, В. Г. Горецким. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации,...
Русский язык Раздел Пояснительная записка iconПояснительная записка Данное тематическое планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, а также на основе поурочного планирования к учебному комплексу В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория»
В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». Новая программа к умк под ред. Бабайцевой, которая...
Русский язык Раздел Пояснительная записка iconТесты по русскому языку для 11 класса Пояснительная записка
Охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи...
Русский язык Раздел Пояснительная записка iconТесты по русскому языку для 11 класса Пояснительная записка
Охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи...
Русский язык Раздел Пояснительная записка iconПо предметам русский язык 12. Русский язык. 1С: репетитор. Весь школьный курс
К учебнику под редакцией м. М разумовской и п. А леканта мультимедийное приложение русский язык 5 класс
Русский язык Раздел Пояснительная записка iconПояснительная записка к тематическому планированию по русскому языку
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. – М.: Вентана – Граф, 2003
Русский язык Раздел Пояснительная записка iconПрограмма по предмету «Русский язык» в 3-а классе Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для третьего класса составлена на основании следующих документов
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты