Выступление на семинаре 15 апреля 2010 г. Реформа избирательного законодательства. Федеральные, практика региональных и муниципальных выборов icon

Выступление на семинаре 15 апреля 2010 г. Реформа избирательного законодательства. Федеральные, практика региональных и муниципальных выборов



НазваниеВыступление на семинаре 15 апреля 2010 г. Реформа избирательного законодательства. Федеральные, практика региональных и муниципальных выборов
Дата10.02.2014
Размер167.1 Kb.
ТипСправочники, творчество

Выступление на семинаре 15 апреля 2010 г.


Реформа избирательного законодательства.

Федеральные, практика региональных

и муниципальных выборов.

С.В.Юсов


Уважаемые участники семинара!

За пятнадцать лет существования современной избирательной системы на Дону сложилась эффективная система избирательных комиссий. Ее основу составляют три взаимосвязанных элемента: Избирательная комиссия Ростовской области, 62 территориальные избирательные комиссии и 2 626 участковых избирательных комиссии.

За этот период четырежды проводились выборы Президента Российской Федерации, пять раз депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, дважды - выборы Губернатора области, четырежды выборы депутатов Законодательного Собрания Ростовской области. Пять раз проводились выборы органов местного самоуправления, кроме того, проведено более 150 дополнительных и повторных выборов депутатов различных уровней и глав муниципальных образований. Ни одни выборы, проводимые в нашем регионе, не были похожи на предыдущие. И мы убеждены, что это повышает роль системы избирательных комиссий, которая, безусловно, принимает на себя ответственность за избирательные кампании любого уровня.

За пятнадцать лет существования Облизбиркома мы смогли насчитать в совокупности всего пять с половиной месяцев, когда на территории Донского края не проходили бы какие-либо избирательные кампании.

Результатом этой сложной работы стало избрание более 10 000 выборных должностных лиц. Только с 2003 года в избирательных кампаниях приняло участие более 15 тысяч кандидатов.

Для обеспечения лучшего правоприменения перед каждой избирательной кампанией мы разрабатываем большое количество инструкций и методических рекомендаций для территориальных и участковых избирательных комиссий.

Учитывая ограниченные сроки полномочий участковых комиссий, действующая система их методического обеспечения, по нашему замыслу, позволяет максимально удалить участковую комиссию от принятия решений и осуществления действий по своему усмотрению. Мы стараемся максимально упростить работу участковой комиссии, сократить затраты рабочего времени на оформление различных документов. И это вполне соответствует существующим на сегодняшний день в мировой практике подходам.

В этих целях Облизбиркомом для участковых комиссий разработаны унифицированные комплекты форм документов на каждый вид выборов.

Каждая участковая комиссия сразу после формирования получает в комплекте:

  • тексты законов и инструкций;

  • методическое пособие по подготовке к выборам;

  • календарь-планер с указанием на каждой дате тех мероприятий, которые комиссия должна осуществить в этот день;

  • два пакета с комплектами бланков документов: один – для организационно-правового обеспечения всех действий участковой комиссии. Он включает в себя формы протоколов, реестров, актов и т.п.; Второй комплект содержит формы всех необходимых финансовых документов.

Этот унифицированный комплект при проведении любых выборов, который способствует уменьшению количества нарушений, связанных с неправильным заполнением документов.

С 1998 года к каждой избирательной кампании мы готовим для участковых избирательных комиссий специальный учебный фильм, в котором пошагово рассмотрен порядок подсчета голосов избирателей и составление протокола об итогах голосования.

У нас в области 62 территориальные комиссии. Они, как и везде в России, функционируют на постоянной основе. При этом в 57 (пятидесяти семи) предусмотрены штатные должности, на которых работают председатели ТИК. Это позволило организовать мощный состав опытных и высокопрофессиональных организаторов выборов, которые могут быть задействованы в случае необходимости.

Яркий пример – работа группы международных наблюдателей на выборах Президента Украины в 2004 году.

По просьбе Исполкома СНГ и Центризбиркома России нам удалось в крайне сжатые сроки сформировать группу профессионалов из 30 человек. Это была самая большая делегация от субъектов Российской Федерации, участвовавшая во всех трех турах выборов в непростой политической обстановке. Наши люди были обеспечены средствами связи, транспортом, необходимой оргтехникой.

В целях координации их деятельности был сформирован штаб, что позволило вывести работу наблюдателей на высокий профессиональный уровень.

В итоге нам было очень приятно получить благодарственное письмо Председателя Исполнительного комитета СНГ В.Б.Рушайло с выражением признательности представителям Ростовской области, принимавшим участие в международном наблюдении за выборами Президента Украины.

Кроме того, мы активно привлекаем наших высокопрофессиональных сотрудников при проведении выборов во всех территориях области для оказания помощи менее опытным коллегам. Эта практика уже неоднократно доказывала свою несомненную эффективность.

Полагаем, наша схема имеет право на существование. И она уже прошла проверку на эффективность через целую чреду выборов.

Хочу отметить, что работа с кадрами – это одно из важнейших направлений в деятельности Избирательной комиссии Ростовской области.

Наряду с опытными, зарекомендовавшими себя организаторами выборов, в составах комиссий появляется все больше перспективной молодежи.

В области формируются молодежные избирательные комиссии. На последних муниципальных выборах мы насчитали таких 87 (восемьдесят семь). Сначала я с опаской отнесся к этому явлению. Но затем убедился в том, что наши молодые коллеги достойно справляются со своей работой, и зачастую выступают с интересными, заслуживающими внимания инициативами.

Один из основных принципов кадровой политики Избирательной комиссии Ростовской области - является персонификация результатов деятельности руководителей и членов избирательных комиссий всех уровней.

Анализируя работу комиссий по ряду показателей, в том числе количеству поступивших жалоб на неправомерные действия комиссий, решений вышестоящих комиссий, судебных органов, принятых в пользу заявителей, мы можем судить о степени эффективности работы этих комиссий, отдельных их членов.

Мы жестко и бескомпромиссно подходим к нарушителям закона, которых исключаем из руководящего состава организаторов выборов во время следующих избирательных кампаний, если они все же включаются в комиссии по настоянию политических партий или местных властей.

На протяжении всех последних лет ЦИК России уделяет большое внимание улучшению контроля за агитацией. Мы тоже осознаем огромную важность этой работы.

Начиная с 1997 года, в системе избирательных комиссий Ростовской области Контрольно-ревизионные службы создаются при всех комиссиях, регистрирующих кандидатов. К этой работе привлекаются специалисты из различных организаций и ведомств. КРС при Избирательной комиссии области работает на всех без исключения выборах, даже когда проходят муниципальные избирательные кампании. По такому же принципу нам удалось добиться и формирования контрольно-ревизионных служб при территориальных и окружных избирательных комиссиях.

В своей деятельности ИКРО всегда исходила из того, что эффективный финансовый контроль фондов кандидатов является основным инструментом, способным обеспечить проверку всех видов агитационных действий и, в конечном счете, гарантировать чистоту выборов любого уровня.

У нас организована всесторонняя система контроля над агитацией. С одной стороны - как мы говорим, сверху - с помощью программы «Контроль – финансы» обеспечивается постоянный мониторинг законности поступления финансовых средств на избирательные счета кандидатов. С другой стороны - снизу – участковыми избирательными комиссиями совместно с сотрудниками милиции ведется анализ распространения агитационных материалов. Эти два потока информации анализируются с помощью созданной нами в 2001 году программой «Чистый Дон», которая позволяет оперативно выявлять агитационную продукцию, не оплаченную из избирательных фондов и принимать меры по предотвращению их распространения.

Избирательная комиссия Ростовской области также гордится тем, что она никогда не принимала решений, противоречащих действующему законодательству. Несмотря на то, что наши граждане умеют отстаивать свои интересы в различных инстанциях, за 15 лет ни одно решение Облизбиркома не было признано незаконным ни в судебном порядке, ни Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

***

^ Реформа избирательного законодательства.

Современное избирательное законодательство не только прочно заняло солидную нишу в общей системе законодательства Российской Федерации, но и имеет свою историю развития и совершенствования.

В декабре текущего года будет отмечаться семнадцатая годовщина принятия Конституции Российской Федерации, аналогичный возраст имеет и современное избирательное законодательство. Именно с момента принятия Конституции Российской Федерации, в декабре 1993 года берет свое начало и современное избирательное законодательство Российской Федерации.

Вступивший в силу 10 декабря 1994 года Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" определил основные направления развития новой избирательной системы Российской Федерации, открыл путь к принятию федеральных избирательных законов о выборах депутатов Государственной Думы, Президента Российской Федерации, а также законов субъектов Российской Федерации о выборах в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Именно на основе данного закона в 1995-1996 годах в России были проведены масштабные избирательные кампании по выборам депутатов Государственной Думы второго созыва и Президента Российской Федерации.

Эти кампании открыли новый этап развития избирательного законодательства России - период регулярного парламентского законодательства. В большинстве субъектов Российской Федерации в этот период впервые законодательными органами были приняты региональные законы, на основании которых, прошли выборы высших должностные лица субъектов и глав муниципальных образований.

В Ростовской области в сентябре 1996 года были проведены первые выборы Губернатора.

Федеральные и региональные избирательные кампании 1995-1996 годов, выявили организационные и правовые проблемы в практическом применении законодательства. Не всегда нормативная база с достаточной последовательностью позволяла реализовать гарантии избирательных прав граждан, заложенные Конституцией Российской Федерацией. В частности, это касалось вопросов наделения граждан Российской Федерации активным и пассивным избирательным правом, обязанности периодического проведения выборов, обеспечения равного правового статуса кандидатов. А также уточнения правил проведения предвыборной агитации и использования различных избирательных технологий.

Решение возникшего комплекса проблем обусловило поиск путей совершенствования гарантийной и процедурной составляющих избирательного процесса. Необходимо было разработать новую версию федерального закона о гарантиях, позволяющего в полном объеме обеспечить конституционное право граждан России избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, участвовать в референдуме.

В марте 1996 года была сформирована Рабочая группа по подготовке проектов законодательных актов по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации. В состав Рабочей группы входили депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Правительства Российской Федерации, члены Центральной избирательной комиссии России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, ученные - правоведы ведущих научных учреждений страны.

Итогом совместной работы стало создание проекта Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В нем, впервые, в основу организации и проведения федеральных, региональных и муниципальных выборов были положены такие базовые принципы избирательного права как обязательность и периодичность выборов.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вступил в силу 30 сентября 1997 года. Данный закон предусматривал новый порядок формирования избирательных комиссий, согласно которому органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления были обязаны назначить в состав избирательных комиссий не менее одной трети членов комиссий исходя из предложений избирательных объединений, имеющих фракции в Государственной Думе и в региональном законодательном органе.

Однако накопленный опыт применения отдельных положений нового Федерального закона на федеральных и региональных выборах инициировал процесс внесения в него изменений и дополнений.

В согласованной редакции был принят Федеральный закон от 30 марта 1999 года. Существенные дополнения, внесенные в федеральный закон, были связаны с использованием административного ресурса и воспрепятствованием применения правонарушающих избирательных технологий.

Закон предусмотрел ряд ограничений для кандидатов, замещающих государственные должности и выборные муниципальные должности, а также кандидатов, находящихся на государственной и муниципальной службе, запрещающих им использовать преимущества своего должностного положения.

Значительное внимание было уделено вопросам проведения предвыборной агитации. В частности, уточнены требования о недопустимости преждевременной агитации. В законе прямо предусматривался запрет на проведение предвыборной агитации со дня официального опубликования решения о назначении выборов и до регистрации кандидатов. Очень подробно регулировались вопросы взаимодействия зарегистрированных кандидатов и средств массовой информации.

Были установлены требования об информировании избирателей о кандидатах, у которых имеются неснятые или непогашенные судимости, гражданство иностранного государства, а также об имуществе кандидатов и об их доходах.

Кроме того, в законе были детально регламентированы все процедуры связанные с днем голосования, порядком подведения итогов голосования в помещениях для голосования, которые практически исключали любую возможность, даже при большом желании, фальсифицировать итоги голосования непосредственно на избирательном участке.

Юридически федеральные выборы 1999-2000 годов проходили на обновленной правовой базе и их результаты (избрание нижней палаты в правомочном составе и Президента России) показали эффективность законодательного регулирования федеральных избирательных кампаний.

Вместе с тем, они выявили необходимость в восполнении ряда пробелов в законодательстве, с которыми столкнулись участники избирательного процесса.

Практика применения отдельных положений выявила необходимость в исключении ряда негативных явлений, дестабилизирующих избирательный процесс, связанных в основном с отменой регистрации кандидатов непосредственно перед днем голосования, с предвыборной агитацией и финансированием деятельности кандидатов, избирательных объединений.

Возникла необходимость в дифференциации санкций за нарушение избирательного законодательства в зависимости от степени общественной опасности правонарушения.

Концептуальные положения, предложенные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации были реализованы в новой редакции Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", вступившего в силу 12 июня 2002 года. Этот закон действует и по настоящее время.

Целый ряд положений новой редакции федерального закона был направлен на совершенствование избирательной системы Российской Федерации в целом.

Принятая редакция Федерального закона поставила дополнительные ограничения в части использования так называемого "административного ресурса".

Уточнены понятия "предвыборная агитация" и информационная деятельность.

Агитационный период начинается с момента выдвижения кандидата (списка кандидатов) и, следовательно, кандидат, представители избирательного объединения могут заниматься агитационной деятельностью уже при сборе подписей.

Закреплен исключительно судебный порядок отмены регистрации кандидата. При этом суд правомочен принять соответствующее решение не позднее, чем за пять дней до дня голосования. В то же время перечень оснований, по которым можно отменять регистрацию кандидата по суду, существенно сокращен.

В связи с принятием Федерального закона "О политических партиях" ряд новел Федерального закона, касался увеличения роли политических партий и их участия в выборах.

Так, существенно обновлен порядок формирования избирательных комиссий, начиная с избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. В состав избирательных комиссий в обязательном порядке должно быть назначено не менее половины членов комиссии с правом решающего голоса по предложениям политических партий, представленных фракциями в Государственной Думе или региональном парламенте, в отличие от прежде установленной квоты в одну треть. При этом формирование нижестоящих комиссий осуществляется вышестоящими.

На основе Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" были приняты Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации".

^ В 2005 году реформа избирательного законодательства продолжается и в нормативное поле вводится значительные новеллы: установлены единые дни голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (второе воскресенье в марте и в октябре); отменен институт избирательных блоков на выборах всех уровней.

Существенно преобразовалось и наше областное законодательство. В декабре 2005 года приняты областные законы «О выборах глав муниципальных образований в Ростовской области» и «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области».

Разрабатывается и принимается новая редакция Областного закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ростовской области» предусматривающая переход на новую смешанную избирательную систему. 25 депутатов избираются по одномандатным округам и 25 по единому избирательному округу, включающему всю территорию Ростовской области.

Впоследствии, в 2004-2007 годах избирательная система корректируется, отменяется требования о пороге явки избирателей для признания выборов состоявшимися, отменяется стока «Против всех» в избирательном бюллетене, выборы глав субъектов Российской Федерации заменяются процедурой наделения гражданина полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Изменяется избирательная формула проведения выборов депутатов Государственной Думы – все, 450 депутатов, избираются по федеральному округу, пропорционально числу голосов поданных за списки, выдвинутые политическими партиями, повышается так называемый заградительный барьер - до семи процентов.

Также принимаются законодательные меры для повышения роль политических партий. Так, только за политическими партиями закрепляется право выдвигать кандидатов на федеральных и региональных выборах. Регистрация кандидатов, выдвинутых политическими партиями, осуществляется без сбора подписей и избирательного залога при условии, что по результатам предыдущих выборов в Госдуму списки кандидатов политической партии были допущены к распределению депутатских мандатов, закрепляется статус территориальных комиссий действующих на постоянной основе, устанавливается порядок их формирования. Принимаются другие новеллы, призванные обеспечить проведение чистых и честных выборов, исключить нарушения избирательных прав граждан Российской Федерации, применение «грязных» избирательных технологий.

В последние годы реформа продолжается. В конце 2008 года принят Федеральный конституционный закон «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» № 6-ФКЗ. Этот закон увеличил сроки конституционных полномочий Президента с 4 до 6 лет и Государственной Думы с 4 до 5 лет.

Устанавливаются ряд новых приоритетов для политических партий. Так, закрепляются гарантии представительства в Госдуме избирателей проголосовавших за политические партии не преодолевших семи процентный барьер. Каждому федеральному списку кандидатов, получившему более пяти, но менее шести процентов голосов передается по одному депутатскому мандату, а каждому федеральному списку, получившему более шести, но менее семи процентов голосов избирателей – по два депутатских мандата. Эта новелла будет применяться со следующих очередных выборов. Также этим партиям будет предоставлена возможность регистрации кандидатов без сбора подписей на выборах всех уровней.

Изменен порядок формирования верхней палаты Федерального Собрания России. По новой процедуре в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин России, являющийся депутатом законодательного органа госвласти или представительного органа муниципалитета, расположенного на территории соответствующего субъекта.

В феврале 2009 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой избирательного залога при проведении выборов». Данным законом избирательный залог упразднен как основание для регистрации кандидатов и списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями. Избирательный залог использовался с 2002 года и распространялся на все избирательные кампании, за исключением выборов Президента России. Вместе с тем практика показала, что в новых условиях развития партийного строительства необходимо упразднить этот институт. Это позволит уровнять возможности участия политических партий в выборах. Упразднение избирательного залога повлечет увеличение числа кандидатов и партий, которые будут собирать подписи избирателей для своей регистрации.

Изменился порядок начала работы участковых комиссий в день голосования

Если раньше все процедуры связанные с предъявлением к осмотру пустых ящиков, опечатыванием урн, выдачей бюллетеней начинались членам участковых комиссии в 8.00, то теперь по новым правилам все эти процедуры участковая комиссия будет осуществлять с 7.30 до 8 часов. Это нововведение позволит начать непосредственное голосование избирателей ровно в 8.00.

Также, были увеличены предельные размеры избирательных фондов и пожертвований. Это было обусловлено прошедшей 14 марта 2010 года полномасштабной избирательной кампании по выборам глав и депутатов представительных органов городов и муниципальных районов.

Размеры избирательных фондов и пожертвований не изменялись с 2004 года. Учитывая данные обстоятельства, законодателями были увеличены предельные размеры избирательных фондов в 1,5 раза, а размеры пожертвований в них в 2 раза.

Так, например, на выборах глав муниципальных образований в муниципальных образованиях с численностью избирателей свыше 500 тысяч избирателей (это Ростов-на-Дону) – максимальный размер избирательного фонда составил - 15 миллионов рублей;

- в муниципальных образованиях с численностью избирателей свыше 100 тысяч и до 500 тысяч (например Новочеркасск, Шахты, Волгодонск) - 7, 5 миллионов рублей;

- в муниципальных образованиях с численностью избирателей свыше 50 тысяч и до 100 тысяч (например г.Каменск-Шахтинский, Гуково, Аксайский, Белокалитвинский районы) – максимальный размер избирательного фонда составил - 4, 5 миллиона рублей;

Также, кандидат на должность главы муниципалитета мог внести в свой фонд - 30 тысяч рублей. Юридические и физические лица могли перечислить максимально - 40 тысяч рублей и - 3 тысячи рублей, соответственно.

На выборах депутатов, кандидат мог перечислить в свой избирательный фонд 15 тысяч рублей, а юридические и физические лица 20 тысяч и 3 тысячи рублей соответственно.


В заключении хотелось отменить, что новые изменения, внесенные в федеральное и областное законодательство, будут способствовать развитию демократических институтов и обеспечению реализации избирательных прав. Вместе с тем, 12 ноября 2009 года Президентом Российской Федерации Д.Медведевым в послании Федеральному Собранию были определены новые направления развития политической системы Российского государства, что повлечет необходимость внесения изменений в законодательство, в том числе и избирательное.

Так, в настоящее время ведутся дискуссии о внедрении пропорциональной избирательной системы при проведении выборов депутатов представительных органов на муниципальном уровне. В этом случае депутатский корпус будет избираться пропорционально числу голосов полученных списками кандидатов, выдвинутых политическими партиями. Полагаем логичным внедрение такой системы в крупных муниципальных образования, административных центрах. В них уже сложилась устойчивая структура местных партийных отделений. Распространение смешанной системы на поселенческий уровень видится пока маловероятным, так как наблюдается отсутствие необходимого кадрового потенциала.

Так, например, в ходе муниципальных выборов, прошедших 14 марта, только один кандидат был выдвинут политической партией «Яблоко», а партией «Правое дело» вообще не было выдвинутого ни одного кандидата, ни на должности глав, ни в депутаты представительных органов.

Также на наш взгляд заслуживает внимания высказанное предложение об оснащении избирательных участков современными электронными средствами для голосования и подсчета голосов. Избирательная комиссия Ростовской области поддерживает эту идею.

По предложению ЦИК России в Ростовской области неоднократно использовались Комплексы обработки избирательных бюллетеней - КОИБы. Накопленный опыт показал достаточную эффективность и оперативность в обработке итогов голосования. Также использование КОИБов позволило снять возникновение конфликтных ситуаций и жалоб в день голосования и при подсчете голосов избирателей.


Завершая свое выступление, я хотел бы обратить Ваше внимание на то, что избирательное законодательство на пороге уже нового цикла федеральных выборов. С каждым годом оно становиться более полным, более детальным, более сложным и более жестким ко всем участникам избирательного процесса.

Спасибо за внимание.

Похожие:

Выступление на семинаре 15 апреля 2010 г. Реформа избирательного законодательства. Федеральные, практика региональных и муниципальных выборов iconТема: Итоги состоявшихся 14 марта 2010 года выборов в Ростовской области, использование современных средств контроля за правомерностью действий участников избирательного процесса и взаимодействия с политическими партиями
Выступления Председателя Избирательной комиссии Ростовской области С. В. Юсова в цик россии 21 апреля 2010 года
Выступление на семинаре 15 апреля 2010 г. Реформа избирательного законодательства. Федеральные, практика региональных и муниципальных выборов iconПостановление От 12 декабря 2007 г. N 859 об утверждении положения о предоставлении субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов (в ред. Постановления Правительства РФ от 27. 01. 2009 n 36)
В соответствии со статьей 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях содействия реформированию региональных и муниципальных...
Выступление на семинаре 15 апреля 2010 г. Реформа избирательного законодательства. Федеральные, практика региональных и муниципальных выборов iconОб основных понятиях образования взрослых, разработанных научной школой Юнацкевича П. И
Алиев Афлатун Агакерим оглы, выступление на семинаре Центра историко-культурного просвещения 20 мая 2010 года
Выступление на семинаре 15 апреля 2010 г. Реформа избирательного законодательства. Федеральные, практика региональных и муниципальных выборов iconТема «Инновационные аспекты внедрения форм и методов электронного обучения в Ярославской области»
Участники семинара – специалисты до яо, гоу (иро, Центра телекоммуникаций, Центра помощи детям), муниципальных органов управления...
Выступление на семинаре 15 апреля 2010 г. Реформа избирательного законодательства. Федеральные, практика региональных и муниципальных выборов iconЗаконодательства о размещении государственных и муниципальных заказов Тема №1. Система и источники законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов
Г. Б. Добрецов. Тема: Система и источники законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов
Выступление на семинаре 15 апреля 2010 г. Реформа избирательного законодательства. Федеральные, практика региональных и муниципальных выборов iconВыступление г. С. Михайловой, директора всош №2 на городском семинаре «Современные педагогические технологии как фактор формирования образовательного пространства школы» тема: «Методическое обеспечение технологического совершенствования
Выступление г. С. Михайловой, директора всош №2 на городском семинаре «Современные педагогические технологии как фактор формирования...
Выступление на семинаре 15 апреля 2010 г. Реформа избирательного законодательства. Федеральные, практика региональных и муниципальных выборов iconФормирование гражданственности в процессе музейно-педагогической деятельности
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Российские молодежные общественные организации и движения: феномен...
Выступление на семинаре 15 апреля 2010 г. Реформа избирательного законодательства. Федеральные, практика региональных и муниципальных выборов iconТема «Инновационные аспекты внедрения федерального государственного образовательного стандарта на ступени основного общего образования»
Участники семинара – специалисты до, иро, муниципальных органов управления образования, региональных инновационных площадок, муниципальных...
Выступление на семинаре 15 апреля 2010 г. Реформа избирательного законодательства. Федеральные, практика региональных и муниципальных выборов iconТема «Инновационные аспекты внедрения федерального государственного образовательного стандарта на ступени основного общего образования»
Участники семинара – специалисты до, иро, муниципальных органов управления образования, региональных инновационных площадок, муниципальных...
Выступление на семинаре 15 апреля 2010 г. Реформа избирательного законодательства. Федеральные, практика региональных и муниципальных выборов iconТема Способности
Выступление директора школы №15 Вагидуллина И. В. на теоретическом семинаре учителей (по тезисам лекций по психологии к п н. Ильиной...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты