1. Отчёт по работе экспериментальной исследовательской экологической площадки. Моу садовская средняя общеобразовательная школа№2 Тема эксперимента. «Разработка и внедрение исследовательских форм и методов по экологическому воспитанию» icon

1. Отчёт по работе экспериментальной исследовательской экологической площадки. Моу садовская средняя общеобразовательная школа№2 Тема эксперимента. «Разработка и внедрение исследовательских форм и методов по экологическому воспитанию»



Название1. Отчёт по работе экспериментальной исследовательской экологической площадки. Моу садовская средняя общеобразовательная школа№2 Тема эксперимента. «Разработка и внедрение исследовательских форм и методов по экологическому воспитанию»
Дата21.02.2014
Размер182.92 Kb.
ТипОтчет

1.Отчёт по работе экспериментальной исследовательской экологической площадки.


МОУ Садовская средняя общеобразовательная школа№2


Тема эксперимента. «Разработка и внедрение исследовательских форм и методов по экологическому воспитанию»

Гипотеза эксперимента. На четвёртом этапе данного эксперимента предполагается повышение экологической грамотности учащихся на 25% по сравнению с предыдущим этапом.

Формирование у учащихся ключевых компетенций в процессе их вовлечения в экологическую проектно-исследовательскую работу. Улучшение психического и физического здоровья учащихся, обусловленное «оздоровлением» окружающей среды.


^ Адрес образовательного учреждения.

Аннинский район, село Садовое, улица Мира, 81.

Электронный адрес. sadschool2@rambler.ru


Отчёт за период – 2009-2010 уч. год. (IV этап)


^ Руководитель образовательного учреждения - Мамонова. Г.Н.


Руководитель экспериментальной деятельности - специалист отдела образования, опеки и попечительства Бабкина И.И.


Ответственный за составление отчёта учитель биологии Дмитриева. Т. Н.


Директор школы: _____________\ Мамонова Г.Н.\


^ 2.Общие сведения об эксперименте.


Цель четвертого этапа экспериментальной деятельности.

Проведение мониторинговых исследований по изучению влияния экологической грамотности учащихся на их образ жизни и состояние здоровья.

Задачи:


* совершенствование механизма эксперимента посредством вовлечения в него до 90% учащихся и педагогов;

*мониторинг уровня экологической грамотности учащихся за 2009-2010 учебный год;

* изучение зависимости сокращения заболеваний учащихся от роста их экологической грамотности;

*широкое использование Интернет-ресурсов для получения информации, востребованной в процессе реализации экологических проектов;

*участие в районной экологической олимпиаде;

* разработка и реализация экологических проектов как основной формы организации экспериментальной деятельности учащихся в целях повышения их экологической грамотности;

*организация и проведение экологических экскурсий, включая благоустройство территории;

* обобщение и распространение опыта по результатам экологических проектов,

участие в олимпиадах, семинарах, конференциях разного уровня.


^ Перечень участников

Директор школы Мамонова Г. Н, учитель биологии Дмитриева Т.Н, учитель географии Долгова Л. А, учитель начальных классов Мандрыкина Е.А, учителя начальных классов Проникова И.М. и Селютина А.А, учитель русского языка и литературы Боева Н. Б, учитель истории Никитина Н.А, учитель информатики Студеникина Л.А, учитель ОБЖ Уваров А. Е, учащиеся 2-11 классов.

В экспериментальную работу вовлечено 92% учащихся и педагогов





^ 3.Результаты эксперимента, нашедшие отражение в печати.


1. Организация научно-исследовательской работы учащихся по агроэкологии. Воронеж. ВГПУ.

( Материалы региональной конференции учителей биологии «Биологическая наука – школе».) Апрель 2010 год.

2. Предотвращение загрязнения рек, посредством зарегулирования сточных вод в озёра-старицы.

Воронеж. ВГПУ Материалы конференции «От любви к природе - к культуре природопользования». Апрель 2010 год.

3.Методика мониторинговых исследований поверхностных вод.

Сборник Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2009 год.

4. Сборник. «Формы и методы реализации областной концепции воспитательной деятельности по направлению природа. Анна. АСОШ №3. Медиацентр. 2009 год.

5. «Демографический кризис в России» Сборник «Формы и методы реализации областной концепции воспитательной деятельности по направлению «Наша Родина»». Анна. АСОШ №3. Медиацентр. 2009 год.


^ 4 . Полученные результаты.

Преобладающим видом деятельности учащихся и педагогов на четвёртом этапе проведения эксперимента являлась проектно-исследовательская работа учащихся и педагогов по экологическому направлению.

^ Соотношение различных направлений проектно-исследовательской деятельности.




40%%

На диаграмме видно, что значительное место в проектно – исследовательской работе занимают агроэкологические проекты и проекты по мониторингу окружающей среды.

  1. Под руководством учителя биологии Дмитриевой Т.Н была продолжена работа над проектом «Повышение урожайности капусты за счёт применения экологически чистых методов борьбы с насекомыми-вредителями».

Цель работы. Изучение насекомых- вредителей капусты и разработка экологически чистых методов борьбы с ними. В разработке и реализации проекта принимали участие учащиеся 5-8 классов. Учащиеся приобрели навыки исследовательской работы по агроэкологии, исследовали экологически чистые методы борьбы с вредителями растений. Изучили влияние применения пестицидов на экологическое состояние биогеоценозов и качество выращенных овощей. Разработали рекомендации для населения по выращиванию экологически чистых овощей.

  1. Учащимися 10-11 класса под руководством Дмитриевой Т.Н разработан и реализован проект «Чёрный рак плодовых культур и экологически чистые методы борьбы с ним». (Приложение №1).

Цель проекта. Изучение факторов, влияющих на распространение чёрного рака плодовых культур и разработка агротехнических мероприятий, направленных на повышение урожайности и сохранение плодовых деревьев.

В ходе реализации целей и задач проекта «Чёрный рак плодовых деревьев и экологически чистые методы борьбы с ним» учащиеся нашей школы выявили причины заболевания плодовых культур, провели работу по ликвидации некоторых факторов, послуживших причиной развития болезни. Была проведена работа по разработке, исследованию и внедрению экологически чистых методов борьбы с чёрным раком. Проделанная работа позволила жителям села Садовое практически полностью отказаться от опасных для окружающей среды и здоровья пестицидов. Через СМИ налажено сотрудничество с населением с целью распространения своего опыта, а также получения информации о нетрадиционных экологически чистых методах борьбы с болезнями сельскохозяйственных культур.

По завершению работы был проведён анализ изменения уровня экологической грамотности учащихся.

(Анализ проведён учителем высшей категории Дмитриевой Т.Н. по разработанным индикаторам оценки экологической грамотности).





Направление мониторинга.

Количество учащихся до реализации проектов.

Количество учащихся после реализации проектов.

1

Умение давать комплексную экологическую оценку состояния агроценоза.

1

11

2

Способность оценить экологическое качество выращенной продукции. Её влияние на здоровье человека.

0

15

3

Количество учащихся, способных самостоятельно делать выводы в ходе проведения исследований.

2

14

4

Количество учащихся, способных самостоятельно находить информацию по обозначенной проблеме.

4

20

5

Количество учащихся, умеющих видеть суть экологической проблемы.

0

19



В ходе реализации этих проектов у учащихся сформировались компетенции личностного совершенствования: психологическая грамотность, культура мышления и поведения, забота о собственном здоровье.

3.Завершена работа над проектом «Предотвращение загрязнения реки Битюг посредством зарегулирования сточных вод в озёра -старицы» ( Приложение №2).

Цель проекта. Определение источников загрязнения реки в окрестностях села Садовое и исследование способов их устранения.

Проект имеет большую практическую значимость, так как при минимальных затратах устранён источник загрязнения. Восстановлена экосистема одного из озёр – стариц, значительно улучшилось состояние воды в реке на исследуемых участках.

Все вышеперечисленные проекты были представлены на различных эколого-биологических олимпиадах и конференциях. Учащиеся поделились опытом исследовательской работы и рассказали о результатах проектной деятельности.


^ Распространение опыта и результаты.




Место проведения олимпиады, конференции.

Название конкурса.

Результат.

Уровень.

1

Воронежская областная станция юных натуралистов.

«Юннат -2009»

1 место

Региональный.

2

Воронежская областная станция юных натуралистов.

Эколого-биологическая олимпиада.

3 место.

Региональный.

3

г.Москва. Федеральный детский эколого-биологический центр.

«Юннат -2009»

2 место.

Федеральный.

4

.

Воронежская областная станция юных натуралистов.

Всероссийская олимпиада

научно-исследовательских и учебно-исследовательских проектов детей и молодежи по проблемам защиты окружающей среды «Человек - Земля - Космос» (Олимпиада

« Созвездие»).


1месо.

Региональный.

5

Г.Королёв.

Всероссийская олимпиада

научно-исследовательских и учебно-исследовательских проектов детей и молодежи по проблемам защиты окружающей среды «Человек - Земля - Космос» (Олимпиада «СОЗВЕЗДИЕ»)


Участие в финале.

Победитель отборочного тура.

Федеральный.

6

Воронежский аграрный университет.


Эколого-биологическая конференция «Юные исследователи природы родному краю»

1 место

Региональный

7

ВГПУ

Научно-практическая конференция « От любви к природе- к культуре природопользования»

1 место

Региональный.

8

ВГУ

Конференция « Научное общество учащихся»

1 место.

Региональный.

4. Продолжена работа над проектом «Экологическая журналистика», цель которого - экологическое воспитание через развитие навыков владения печатным словом (подготовка экологических статей в газету). Руководитель- учитель русского языка и литературы Боева Неля Борисовна.

В рамках проекта написаны сочинения «Природа родного края», «Любимый уголок природы», «Защитим русскую берёзку», «О чём шепнула мне веточка сосны». (Приложение №3)

В процессе реализации проекта у учащихся сформировались следующие умения и навыки:

-умение передавать свои мысли на экологическую тему посредством печатного слова;

- навыки по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих людей посредством пропаганды здорового образа жизни в статьях и заметках.

В конце учебного года учащимся предложено ответить на вопросы анкеты (приложение №4).

Анализ анкетирования показал, что учащиеся неравнодушны к проблемам окружающей среды, они являются активными участниками мероприятий по её оздоровлению.

В анкетировании принимали участие учащиеся среднего звена в количестве 87 человек.

Диаграмма отражает полученные результаты анкетирования.

Диаграмма составлена Боевой Н.Б, учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории.



Количество учащихся, которые положительно ответили на вопрос анкеты.






Результаты показывают, что у учащихся сформировано позитивное отношение к мероприятиям, направленным на улучшение экологического состояния окружающей среды. Большинство учащихся имеет достаточно высокий уровень знаний по экологии.

5.Ведётся работа над проектом «Экологическое воспитание через компьютерные технологии». Цель проекта – экологическое воспитание посредством развития навыков работы по обработке статистических, экологических данных на компьютере. Руководитель проекта Студеникина Любовь Александровна.

В процессе реализации проекта у учащихся активно формируются информационные и коммуникативные компетенции.

Учащиеся научились самостоятельно находить, анализировать и отбирать необходимую информацию.

Диаграмма, составленная Студеникиной Л.А, отражает соотношение учащихся, в разной степени владеющих современными информационными технологиями при обработке статистических данных в ходе реализации экологических проектов.




Любовь Александровна предлагает учащимся различного рода задания, которые способствуют формированию у учащихся вышеперечисленных компетенций и повышению уровня экологической грамотности ( Приложение № 5).

6. Учащимися младших классов ведётся работа по созданию экологической тропы «К роднику»

(Приложение №6).Руководит проектом учитель начальных классов Мандрыкина Е.А.

Данная работа способствует:

- развитию у учащихся практических навыков по «оздоровлению» «больных участков природы»;

- укреплению здоровья учащихся в ходе проведения различных форм занятий на свежем воздухе;

- формированию исследовательских навыков, освоение методов наблюдения и сравнения за живой природой и факторами среды.

В рамках декады начальных классов Проникова Инна Михайловна провела интегрированный урок «Зимующие птицы», одной из задач которого является расширение кругозора учащихся, знакомство с экологическими группами птиц.(Приложение 7)

^ 7.Проведена школьная экологическая олимпиада среди учащихся 9-11 классов, победителем которой, стала Чайка Наталья.

8. Учащиеся участвовали в предметной олимпиаде по биологии муниципального уровня, в ходе которой отвечали на экологические вопросы.

Результаты: 1, 2 и 2третьих места.

9.Организованы экологические экскурсии в лес, вдоль побережья реки Битюг, в ходе которых убран бытовой мусор, ликвидированы некоторые свалки в окрестностях школы.

Ведётся работа по озеленению школьной территории и районов, к ней прилегающих (оформление цветников, посадка кустарников шиповника).

^ 10.Проделана работа на пришкольном участке (посадка культур, агротехнические мероприятия, закладка опытов).

11. Для учащихся 8-10 классов проведены экологическая конференция и школьный эколого-биологический вечер «КВН цветов». (Приложение №8)

В рамках эколого-биологической декады учащиеся составляли кроссворды и викторину .

Составляется план работы с экологическим уклоном для лагеря ДОЛ « Солнышко», функционирующего на базе Садовской СОШ №2.

По завершению четвертого этапа реализации проекта проведён анализ результатов работы экологической площадки. Ученикам предложены следующие контрольно- измерительные материалы.

1. Экологический тест из 24 вопросов разного уровня сложности.(Приложение №9)

2 Проблемные ситуации по экологии ( по возрастным группам) (Приложение №10)

3. Практические задания по мониторингу окружающей среды

4. Разработка мини -проектов по агроэкологическим проблемам.



Вид исследования.

Количество учащихся, справившихся с работой (%) на начало года.

Количество учащихся, справившихся с работой (%) на конец года.

Изменение степени экологической грамотности.

%

Экологический тест

43

76

33

Проблемные ситуации

35

70

35

Практические работы.

28

67

39

Разработка проектов.

33

65

32
Изменение степени экологической грамотности учащихся на четвёртом этапе.


^ 5.Результативность проекта.

- результативность для субъектов ВОП.

Увеличение количества учащихся и педагогов, владеющих методикой исследовательской работы до 92%, позволило повысить уровень экологической грамотности по сравнению с предыдущим этапом ещё на 15%. В ходе 4 этапа эксперимента были получены следующие эффекты:

социальный эффект - рост уровня ценностно-смысловых и коммуникативных компетенций;

- образовательный эффект – рост уровня учебно - познавательных компетенций.

Учащиеся могут добывать знания на практике.

Научились владеть приёмами действий в нестандартных ситуациях.

Владеть измерительными навыками.

Овладели вероятностными и статистическими методами познания.

Диаграмма составлена учителем биологии Дмитриевой Т.Н.





На диаграмме отражён рост уровня учебно-познавательных компетенций.

Исследования показали, что при повышении уровня экологической грамотности учащихся снижается заболеваемость учащихся.

Диаграмма показывает зависимость заболеваемости учащихся от уровня экологической грамотности.




На диаграмме видно, что с ростом уровня экологической грамотности, заболеваемость среди учащихся по определённым группам болезней снижается.

Это связано с тем, что в ходе эксперимента улучшилось экологическое состояние классных комнат и окружающей среды, сформировались знания у учащихся об экологически чистых продуктах питания.

Учащиеся приобрели навыки по восстановлению природных биогеоценозов и агроэкосистем.





для общества.

Результаты исследовательской работы учащихся имеют большую социальную значимость. Разработанные учащимися методы позволяют населению возделывать экологически чистые овощные и плодовые культуры, учащиеся разрабатывают рекомендации для населения, проводят консультации. Вследствие проведённых практических мероприятий улучшилась экологическое состояние окружающей среды окрестностей села Садовое. Предотвращено загрязнение реки Битюг в зоне отдыха, восстановлена зона рекреации.

-для образовательной системы района. Публикации, перечисленные в разделе №3, содержат информацию по обобщению и распространению опыта экспериментальной площадки, что позволяет педагогам района использовать понравившиеся технологии и методы, направленные на повышение экологической грамотности учащихся. Рекомендовать используемые нами методы позволяют высокие результаты.

Разработано и реализовано 12 проектов, выполнено 33 исследовательские работы.

Экологическая грамотность учащихся повысилась на 35%. Качество знаний выросло до 80%. Сформировались основные ключевые компетенции. (Высокая степень самостоятельности учащихся при выполнении исследовательской работы, 100% учащихся, участвующих в разработке и реализации исследовательских проектов имеют навыки использования современных средств информации, 82% учащихся могут представлять результаты своей работы на школьном уровне, 40%- на региональном, 28% - на федеральном, 50% учащихся овладели вероятностными и измерительными навыками познания. Достигнуты высокие результаты:

-6 победителей и 5 призёров предметной олимпиады по биологии муниципального уровня;

-победитель и призёр предметной олимпиады регионального уровня;

-участник федерального этапа Всероссийской олимпиады по биологии;

-победитель областного конкурса «Лучший воспитанник года» по эколого-биологическому направлению;

-3 участника и призёр конкурса научно-исследовательских работ в рамках ежегодной областной конференции «Природная среда как фактор воспитания личности»;

-3 участника и победитель конкурса научно-исследовательских работ в рамках ежегодной областной конференции «Юные исследователи природы - родному краю»;

-4 участника и победитель конкурса научно-исследовательских работ в рамках ежегодной областной конференции «От любви к природе – к культуре природопользования»»;

-1 победитель и 2 призёра регионального этапа Всероссийской эколого-биологической олимпиады;

-победитель регионального и призёр федерального этапа Всероссийского конкурса «Юннат»;

-победитель федерального этапа Всероссийской олимпиады научно-исследовательских проектов «Человек-Земля – Космос» (олимпиада «Созвездие»);

- 3 стипендиата губернатора Воронежской области за высокие достижения в области биологии;

- участники и призёры областного сбора юннатского движения.


^ 6. Формы и методы экспериментальной работы, использованные на данном этапе.

.


В процессе исследования было выявлено, что экологическая грамотность учащихся в наибольшей степени повышается при использовании участниками эксперимента проектно-исследовательских технологий.

В ходе четвёртого этапа эксперимента использовались методы: беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, упражнения, работа с книгой, анализ и решение конфликтных ситуаций, работа с Интернет-ресурсами.

По степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный, иллюстративный , проблемный , частично-поисковый , исследовательский.

По логичности подхода: аналитический, синтетический.


  1. ^ Выводы по проведенной части исследования.


Исследования, проводимые на четвёртом этапе, и их результаты показали, что формы и методы повышения экологической грамотности учащихся, выбранные участниками эксперимента, являются эффективными.

- У учащихся выработались навыки исследовательской работы.

- Увеличилась степень самостоятельности учащихся при разработке проектов.

-Сформировался высокий уровень информационных компетенций.

- Увеличилось количество учащихся, способных получать экологические знания на практике.

- Около 30% учащихся научились владеть приёмами действий в нестандартных экологических ситуациях.

- С ростом экологической грамотности, снизилась заболеваемость учащихся.

-70% учащихся могут называть экологические факторы, положительно и отрицательно влияющие на здоровье человека.

- 40% учащихся могут самостоятельно закладывать опыты, оформлять результаты своих экспериментов.

- У 56% учащихся повысился интерес к изучению вопросов экологии человека.

- У многих учащихся сформировались коммуникативные компетенции

-55% учащихся владеют измерительными навыками, могут делать статистический анализ.

- 40 % учащихся овладели вероятностными и статистическими методами познания.

Цели и задачи, поставленные на данном этапе эксперимента, реализованы.

Исходя из полученных результатов, видно, что учащиеся повысили уровень своей экологической грамотности в среднем на 35%.

График показывает стабильность повышения уровня экологической грамотности учащихся.





8. Задачи следующего этапа эксперимента.

Для дальнейшего повышения экологической грамотности на следующем этапе эксперимента, планируется повысить у учащихся уровень ключевых компетенций.

- Подвести итоги эксперимента;

- выявить соответствия результатов целям исследования;

- оформить результаты исследования;

- разработать рекомендации по использованию накопленного опыта.






Похожие:

1. Отчёт по работе экспериментальной исследовательской экологической площадки. Моу садовская средняя общеобразовательная школа№2 Тема эксперимента. «Разработка и внедрение исследовательских форм и методов по экологическому воспитанию» iconОтчет по работе экспериментальной площадки на базе моу «сош №11» Гурьевского района Тема эксперимента
Тема эксперимента: «Средняя школа №11 – информационно-ресурсный центр профильного обучения Гурьевского района»
1. Отчёт по работе экспериментальной исследовательской экологической площадки. Моу садовская средняя общеобразовательная школа№2 Тема эксперимента. «Разработка и внедрение исследовательских форм и методов по экологическому воспитанию» iconАнализ деятельности экспериментальной площадки моу оош №7 за 2010-2011 год
Тема экспериментальной площадки: «Внедрение программного комплекса «Система администрирования деятельности оу «С: ХроноГраф Школа...
1. Отчёт по работе экспериментальной исследовательской экологической площадки. Моу садовская средняя общеобразовательная школа№2 Тема эксперимента. «Разработка и внедрение исследовательских форм и методов по экологическому воспитанию» iconОтчет моу «Средняя общеобразовательная школа №6» о работе опорной школы по развитию экологической культуры учащихся за 2010 – 2011 учебный год
С весны 2008 года наша школа получила статус опорной по теме «Развитие экологической культуры учащихся»
1. Отчёт по работе экспериментальной исследовательской экологической площадки. Моу садовская средняя общеобразовательная школа№2 Тема эксперимента. «Разработка и внедрение исследовательских форм и методов по экологическому воспитанию» iconИнформация о деятельности муниципальной экспериментальной площадки в моу «Ханымейская средняя общеобразовательная школа №3»
Информация о деятельности муниципальной экспериментальной площадки в моу ханымейская средняя общеобразовательная
1. Отчёт по работе экспериментальной исследовательской экологической площадки. Моу садовская средняя общеобразовательная школа№2 Тема эксперимента. «Разработка и внедрение исследовательских форм и методов по экологическому воспитанию» iconАнализ работы региональной экспериментальной площадки на базе Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Караганка»
Тема площадки: «Межкультурные коммуникации в образовании: технологический аспект»
1. Отчёт по работе экспериментальной исследовательской экологической площадки. Моу садовская средняя общеобразовательная школа№2 Тема эксперимента. «Разработка и внедрение исследовательских форм и методов по экологическому воспитанию» iconОтчет о работе городской экспериментальной площадки
В 2007 году в моу «сош №108» была открыта городская экспериментальная площадка «Школа полного дня для учащихся
1. Отчёт по работе экспериментальной исследовательской экологической площадки. Моу садовская средняя общеобразовательная школа№2 Тема эксперимента. «Разработка и внедрение исследовательских форм и методов по экологическому воспитанию» iconМоу «Гильбиринская средняя общеобразовательная школа» программа развития школы
Гильбиринская средняя общеобразовательная школа в рамках районного эксперимента работает по научно-экспериментальной программе «Формирование...
1. Отчёт по работе экспериментальной исследовательской экологической площадки. Моу садовская средняя общеобразовательная школа№2 Тема эксперимента. «Разработка и внедрение исследовательских форм и методов по экологическому воспитанию» iconОтчет экспериментальной деятельности региональной экспериментальной площадки муниципального образовательного учреждения «Славянская средняя общеобразовательная школа» за 2007-2008 учебный год
Ения экспертного Совета Министерства образования от 6 сентября 2005 г. (п ) продлить срок действия статуса рэп моу «Славянская сош»...
1. Отчёт по работе экспериментальной исследовательской экологической площадки. Моу садовская средняя общеобразовательная школа№2 Тема эксперимента. «Разработка и внедрение исследовательских форм и методов по экологическому воспитанию» iconПлан работы экспериментальной площадки гоу сош №1226 с углубленным изучением английского языка на 2011- 2012 учебный год
Тема эксперимента: Разработка модели организации образовательного процесса на основе учебно
1. Отчёт по работе экспериментальной исследовательской экологической площадки. Моу садовская средняя общеобразовательная школа№2 Тема эксперимента. «Разработка и внедрение исследовательских форм и методов по экологическому воспитанию» iconСправка по экспериментальной работе в моу «Курасовская сош» за первое полугодие 2009-2010 учебного года Четвертый год школа работает в эксперименте по проблеме «Формирование исследовательской компетенции обучающихся как условие развития личности»
«Формирование исследовательской компетенции обучающихся как условие развития личности» под руководством Фатьяновой Натальи Митрофановны,...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты