В. Г. Результаты проверок образовательных учреждений в 2011 году //Справочник icon

В. Г. Результаты проверок образовательных учреждений в 2011 году //Справочник



НазваниеВ. Г. Результаты проверок образовательных учреждений в 2011 году //Справочник
В.Г. Результаты проверок образовательных учреждений в 2011 году
Дата25.02.2014
Размер110.97 Kb.
ТипСправочники, творчество

Боровик, В.Г. Результаты проверок образовательных учреждений в 2011 году //Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2011. - № 12. – С.8-14.

В.Г. Боровик,

нач. отд. Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Рособрнадзора

Результаты проверок образовательных учреждений в 2011 году


Вопросы организации и проведения плановых и внеплановых проверок регламентированы ст. 9 и 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ

"О защите прав юридических лиц и индивиду­альных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муници­пального контроля".

В соответствии со ст. 28.1 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "06 образо­вании" (далее - Закон РФ "06 образовании") осуществление государствен­ного контроля (надзора) в отношении образовательных учреждений, расположенных на территории субъектов РФ, относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих передан­ные полномочия в области образования. В свою очередь полнота и каче­ство государственного контроля (надзора), проводимого органами испол­нительной власти, проверяется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

В 2011 г. надзор и контроль за работой обра­зовательных учреждений проводился указанны­ми органами в ходе плановых и внеплановых выездных и документарных проверок. Их пред­метом являлось соблюдение обязательных тре­бований законодательства РФ в области образо­вания.

В целях формирования наиболее полного представления о ситуации были проанализиро­ваны результаты проверок, проведенных в отношении образовательных учреждений не только органами, исполняющими переданные полномочия, но и прокуратурами субъектов РФ, а также органами Госпожнадзора и Роспотребнадзора.

Выявленные в ходе проверок нарушения можно разделить на несколь­ко групп.

^ 1. Осуществление образовательной деятельности без лицензии, дающей право на ее ведение

В 2011 г. образовательную деятельность без лицензии вели около 4% образовательных учреждений. Основная причина - отсутствие положительных заключений органов Госпожнадзора и Роспотребнадзора в связи с несоответствием состояния учреждений установленным требованиям в области пожарной безопасности и санитарно-гигиенических требований. Кроме того, были замечены нарушения лицензионных требований, а именно:

  • отсутствие правоустанавливающих документов на пользование здания­ми, строениями, сооружениями, помещениями, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по основной общеобра­зовательной программе;

  • отсутствие библиотечно-информационных ресурсов и иных средств обеспечения образовательного процесса, необходимых для реализации основной общеобразовательной программы основного общего образо­вания и среднего (полного) общего образования;

  • невыполнение нормативов по численности и образовательному цензу педагогических работников, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы основного общего образования и среднего (полного) общего образования.

В некоторых случаях были установлены разночтения между наимено­ванием образовательных учреждений и их юридических адресов в уставах и лицензиях.

^ 2. Несоответствие уставов и локальных актов требованиям зако­нодательства РФ

В уставы федеральных бюджетных и казенных учреждений изменения необходимо внести до 1 июня 2011 г., в уставы подведомственных бюджетных и казенных учреждений - до 1 декабря 2011 г.

В ходе проверок было установлено, что в уставы образовательных учреждений несвоевременно вносятся изменения и дополнения, которые должны быть внесены в связи с реализацией Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "0 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Кроме того, уставы и локальные акты образовательных учреждений не всегда соответствуют Типовому положению об общеобразовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 (далее - Типовое положение), в части определения целей, задач, содержания образовательного процесса и режима работы учреждения. Часто в уставах не указываются:

  • юридический и фактический адреса учреждения;

  • язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание;

  • компетенция учредителя;

  • порядок комплектования штатов;

  • порядок изменения устава.

В нарушение ст. 50, 52 и 55 Закона РФ "Об образовании" в уставах и локальных актах образовательных учреждений неправомерно ограничиваются установленные законодательством РФ права участников образова­тельного процесса:

  1. право обучающихся на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, получение до­полнительных (в т. ч. платных) образовательных услуг и др.;

  2. право родителей (законных представителей) обучающихся на выбор образовательного учреждения, формы получения образования, участие в управлении учреждением и др.;

  3. право работников учреждений на выбор методик обучения и вос­питания, учебных пособий и материалов, на сокращенную продолжи­тельность рабочего времени, длительный отпуск сроком до одного года и др.

В уставах некоторых учреждений содержатся противоправные нормы регулирования порядка приема граждан. В частности, неправомерно устанавливается право осуществлять прием на конкурсной основе, что противоречит ст. 16 Закона РФ "Об образовании" и п. 46 Типового поло­жения.

В ряде образовательных учреждений реализуются специальные (коррекционные) программы без установления в уставах права на их реализа­цию.

^ 3. Несоблюдение требований к обеспечению безопасных условий ведения образовательного процесса

В ходе проверок было выявлено, что во многих образовательных учре­ждениях не соблюдаются требования противопожарной безопасности, а именно:

  • учреждения не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации, системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

  • деревянные конструкции кровель зданий не обработаны огнезащитным составом;

  • не разработан порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня (на электрощитовых распредели­телях отсутствуют внутренние схемы);

  • планы (схемы) эвакуации работников и обучающихся в случае пожара не согласованы с органами Госпожнадзора;

  • на этажах зданий отсутствуют указатели путей эвакуации;

  • используются огнетушители с истекшим сроком годности;

  • отсутствуют углекислотные огнетушители;

  • электрические провода закреплены на горючем основании;

  • не закреплены электрические розетки;

  • соединения электропроводов в электрощитовых выполнены путем скрутки.

Довольно часто встречаются нарушения санитарно-эпидемиологи­ческих требований к устройству, содержанию и организации режима

работы в образовательных учреждениях. Например, допускается ис­пользование деформированной кухонной и столовой посуды с отбиты­ми краями, трещинами, сколами, с поврежденной эмалью, столовых приборов из алюминия, разделочных досок и мелкого деревянного инвентаря с трещинами и механическими повреждениями, что являет­ся нарушением п. 4.12 санитарно-эпидемиологических требований к организации питания обучающихся в общеобразовательных учрежде­ниях, учреждениях начального и среднего образования, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45.

Среди других нарушений данной группы необходимо отметить:

  • несоблюдение условий коллективного договора по обеспечению работ­ников специальными средствами индивидуальной защиты (одеждой, обувью и др.);

  • отсутствие в учреждениях средств диэлектрической защиты (диэлек­трических ковриков);

  • наличие в медицинских аптечках лекарственных препаратов с истекшим сроком годности;

  • отсутствие сертификатов качества медикаментов, инструкций по оказа­нию первой доврачебной помощи;

  • наличие в учебных кабинетах ртутьсодержащих приборов;

  • отсутствие вытяжных шкафов в кабинетах химии.

^ 4. Несоблюдение требований к обеспечению условий, гарантирую­щих охрану и укрепление здоровья обучающихся

В ряде образовательных учреждений на момент проверки у работников отсутствовали личные медицинские книжки установленного образца с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях и о прохождении гигиенической подготовки и аттестации.

Были отмечены случаи несоответствия мебели ростовым показателям детей и уровня освещенности помещений установленным гигиеническим требованиям.

Во многих учреждениях были выявлены нарушения в организации питания обучающихся, а именно:

  • несоблюдение требований к технологии приготовления блюд, поточно­сти технологических процессов и входному контролю качества посту­пающей продукции;

  • отсутствие сопроводительных документов на пищевые продукты, под­тверждающих их качество и безопасность;

  • несоответствие готовых блюд нормам калорийности и полноты вложе­ния и др.

Кроме того, в нарушение п. 26 Типового положения в некоторых обра­зовательных учреждениях допускается превышение установленной пре­дельной численности обучающихся в классе.

^ 5. Нарушения в организации деятельности образовательного учре­ждения

Много нарушений было выявлено при проверке соблюдения требований к приему детей в образовательные учреждения и переводу обучающихся в другой класс.

Так, например, были установлены факты приема детей в 1-й класс до достижения ими возраста шести лет шести месяцев без разрешения учредителя.

В некоторых учреждениях отсутствовали распорядительные документы об утверждении решений органа управления образовательным учреждением (как правило, им является педагогическии совет) по переводу обучающихся в другой класс, а также списочный состав обучающихся, переведенных в следующий класс, в протоколах органа управления образовательным учреждением и (или) приказах о переводе.

Кроме того, были отмечены факты условного перевода в следующий класс обучающихся, имеющих академическую задолженность по двум и более предметам, что является нарушением п. 4 ст. 17 Закона РФ "Об об­разовании", согласно которому в следующий класс условно переводятся только обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету.

К сожалению, в ходе проверок выяснилось, что не все образовательные учреждения реализуют образовательные программы в полном объеме. В первую очередь это относится к таким предметам, как физика и химия.

Были также выявлены недостатки в работе образовательных учрежде­ний по осуществлению анализа и планированию своей деятельности. Наиболее распространенными из них являются:

  • отсутствие аналитического обоснования поставленных задач и управ­ленческих решений по итогам внутришкольного контроля;

  • несоблюдение требований, предъявляемых к ведению Алфавитной книги записи обучающихся (неправомерно допускается сокращение имени и отчества обучающихся, отсутствуют подробные адреса обучаю­щихся, несвоевременно вносятся записи о выбытии обучающихся из учреждения);

  • нарушение правил формирования личных дел обучающихся (отсутству­ют резолюции руководителя образовательного учреждения на заявле­ниях родителей (законных представителей) обучающихся о приеме в учреждение).

Во многих образовательных учреждениях нарушаются требования положения о получении общего образования в форме экстерната, утвер­жденного приказом Минобразования России от 23.06.2000 № 1884.

В частности, не соблюдается порядок и сроки промежуточной аттестации экстернов; неправильно оформляются организационно-распорядительные документы, использующиеся при проведении промежуточной аттестации, и протоколы экзаменов; осуществляется текущий контроль успеваемости, не предусмотренный вышеуказанным положением, и т. д.

Существуют проблемы и с соблюдением требований к выдаче докумен­тов об образовании. Так, например, в ходе проверок были установлены факты неправомерной выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании образователь­ными учреждениями, не имеющими государственной аккредитации, что является нарушением п. 2 ст. 27 Закона РФ "Об образовании".

Кроме того, были отмечены нарушения Порядка выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 28.02.2011 № 224, а именно:

  • отсутствие решения коллегиального органа образовательного учрежде­ния о выдаче выпускникам IX и (или) XI (XII) классов аттестатов об основном общем и (или) среднем (полном) общем образовании, а также приказов об окончании выпускниками IX и (или) XI (XII) классов и выдаче им аттестатов об основном общем и (или) среднем (полном) общем образовании;

  • отсутствие личных подписей выпускников о получении аттестата об основном общем и (или) среднем (полном) общем образовании;

  • ведение одной Книги для учета и записи выданных аттестатов в обра­зовательном учреждении сразу по двум уровням общего образования.

^ 6. Нарушения правил ведения финансово-хозяйственной деятель­ности

Наиболее типичными нарушениями, которые допускают образователь­ные учреждения в процессе ведения финансово-хозяйственной деятель­ности, являются:

- неправомерное (без письменного заключения соответствующих спе­-
циалистов) списание с баланса учреждения основных средств;

- учет основных средств как малоценного имущества с умышленным занижением их стоимости;

- несвоевременное списание малоценного инвентаря;

- несоблюдение требований Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ к выплате заработной платы и отпускных работникам;

- нецелевое расходование финансовых средств.
Кроме того, многие образовательные учреждения не соблюдают Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 505. Так, например, заключая договор с родителями (законными представителями) обучающихся об оказании платных образова­тельных услуг, они не указывают их стоимость*. В отдельных случаях от­сутствуют и сами договоры.

В заключение необходимо отметить, что по итогам проверок значитель­ное количество образовательных учреждений и их руководителей было привлечено к административной ответственности.



Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 18.07.2011)

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "0 внесении изменений в отдельные зако­нодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (ред. от 18.07.2011)

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "0 защите прав юридических лиц и инди­видуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (над­зора) и муниципального контроля" (ред. от 18.07.2011)

Федеральный закон от 29.12.2006 № 258-ФЗ "0 внесении изменений в отдельные за­конодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграни­чения полномочий" (ред. от 18.07.2011)

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 18.07.2011)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"» (ред. от 20.12.2010)

Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 "Об утверждении Правил ока­зания платных образовательных услуг" (ред. от 15.09.2008)

Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (ред. от 10.03.2009)

Приказ Минобрнауки России от 28.02.2011 № 224 "Об утверждении Порядка выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов"

Приказ Минобразования России от 10.07.2003 № 2994 "Об утверждении Примерной фор­мы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования"

Приказ Минобразования России от 23.06.2000 № 1884 "Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната" (ред. от 17.04.2001)

* Примерная форма договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего обра­зования утверждена приказом Минобразования России от 10.07.2003 № 2994.



Похожие:

В. Г. Результаты проверок образовательных учреждений в 2011 году //Справочник iconПрограмма образовательных учреждений. Алгебра 7-9 составитель Бурмистрова Т. А. Просвещение,2008 г
Примерное поурочное планирование по алгебре 7 класс в 2011– 2012 учебном году (всего 102 часа)
В. Г. Результаты проверок образовательных учреждений в 2011 году //Справочник iconАналитическая справка об итогах аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Ивнянского района в 2009-2010 учебном году
Процедура аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений района проводилась в 2009-2010 учебном году...
В. Г. Результаты проверок образовательных учреждений в 2011 году //Справочник iconАнализ мониторингового исследования качества знаний обучающихся 5, 9, 11 классов образовательных учреждений Артемовского городского округа по математике и русскому языку октябрь 2011 года
Подготовка учащихся 9, 11 классов образовательных учреждений к государственной (итоговой) аттестации
В. Г. Результаты проверок образовательных учреждений в 2011 году //Справочник icon«Реализация основных направлений развития системы образования района: на пути к становлению современной модели образования»
Альных, 2 учреждения дополнительного образования детей, 12 дошкольных образовательных учреждений. В целях модернизации образовательной...
В. Г. Результаты проверок образовательных учреждений в 2011 году //Справочник iconИсследование по теме: «Влияние системы контроля на результат экзамена»
Положительные результаты дала система контроля знаний в 2010-2011 учебном году. В этом учебном 2011-2012 учебном году я постараюсь...
В. Г. Результаты проверок образовательных учреждений в 2011 году //Справочник iconПлан проведения проверок и контроля. Аналитическая деятельность
Соблюдение законодательства РФ об образовании при оказании образовательными учреждениями платных образовательных услуг
В. Г. Результаты проверок образовательных учреждений в 2011 году //Справочник iconСистема организации проведения технических ревизий (контрольных проверок) аппаратом главного ревизора дороги по безопасности движения поездов
Периодичность проведения и планирование технических ревизий и контрольных проверок
В. Г. Результаты проверок образовательных учреждений в 2011 году //Справочник iconОб итогах реализации проекта «Формирование муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками третьей ступени общеобразовательных программ»
И третьей ступени общеобразовательных программ, рассчитанный на обучающихся старшей школы. В 2011-2012 учебном году завершился первый...
В. Г. Результаты проверок образовательных учреждений в 2011 году //Справочник iconСправочник Учителя ауп др педработники увп моп месячный фот
Справочник данных для расчета заработной платы всех работников общеобразовательных учреждений
В. Г. Результаты проверок образовательных учреждений в 2011 году //Справочник iconСправочник для поступающих в образовательные учреждения среднего и начального профессионального образования
Справочник для поступающих в образовательные учреждения среднего и начального профессионального образования Хабаровского края в 2011...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты