Программа «Одаренные дети» на 2010 2015 г icon

Программа «Одаренные дети» на 2010 2015 г



НазваниеПрограмма «Одаренные дети» на 2010 2015 г
Дата26.02.2014
Размер183.36 Kb.
ТипПрограмма

Принята Утверждена от 01.11 2010г

Управляющим советом Директор МБОУ «В-Амонашенская СОШ»

от 01.11 2010г О.Н. Кирьянова


ПРОГРАММА «Одаренные дети»

на 2010 – 2015 г.

 


Основание для разработки: Федеральная целевая программа

«Дети России», муниципальная

программа «Одаренные дети»

 

 

Основные разработчики Администрация МБОУ

программы: « В-Амонашенская СОШ»

 


Цель программы:

1.      Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.

2.      Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.

 

^ Задачи программы:

- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки

- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

 

^ Ожидаемые результаты реализации программы

 

Реализации программа призвана способствовать:

- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, социального педагога и других специалистов для работы с одарёнными детьми;

-налаживание контактов с ВУЗами

- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;

-   повышению качества образования и воспитания школьников;

-   формирование банка данных для ранней диагностики способных и одаренных детей.

-ежегодное участие большего количества учащихся в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях (городского, регионального и всероссийского уровней), в дистанционных олимпиадах.

-обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.

-создание материально-технической базы.

^ Основные мероприятия программы

- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;

- организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;

- приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с одарёнными детьми, организация выхода в высокоскоростной Интернет;

- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей, организация доступа к фондам библиотеки СФУ;

- подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников через работу с педагогическими кадрами и введением НСОТ

- проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.

^ Сроки реализации программы 2010 – 2015 г.

Обоснование проблемы

Анализ ее исходного состояния

 Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является необходимой.

Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений в школе.

Согласно учебному плану школы на 2010-2011 учебный год организованно 4 факультативного курса, 12 кружков по интересам, работают футбольные, волейбольные и другие спортивные секции, филиал районного клуба «Олимпиец»

Ежегодно проводятся школьные, районные олимпиады.

Школьная программа «Одаренные дети» призвана выявлять способных учащихся и направлять их на курсы, для занятий в интенсивных школах, в краевой школе космонавтики, способствовать занятиям на дистанционных курсах через центры дистанционного обучения при ВУЗах.

В школе ведётся работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми. Данная проблема стала темой обсуждение педсовета и заседаний творческих групп.

Профессионализм и ответственность, забота педколлектива о будущем детей являются гарантом реализации программы.

       ^ Концепция программы

        Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

         Одаренные дети:

·        имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

·        имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

·        испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

 

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является необходимой.

Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений в школе.

Согласно учебному плану школы на 2010-2011 учебный год организованно 4 факультативного курса, 12 кружков по интересам, работают футбольные, волейбольные и другие спортивные секции, филиал районного клуба «Олимпиец»

Ежегодно проводятся школьные, районные олимпиады.

Школьная программа «Одаренные дети» призвана выявлять способных учащихся и направлять их на курсы, для занятий в интенсивных школах, в краевой школе космонавтики, способствовать занятиям на дистанционных курсах через центры дистанционного обучения при ВУЗах.

В школе ведётся работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми. Данная проблема стала темой обсуждение педсовета и заседаний творческих групп.

Профессионализм и ответственность, забота педколлектива о будущем детей являются гарантом реализации программы. 

^ Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

·        принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

·        принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

·        принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

·        принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

·        принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

 

^ Цели и задачи работы с одаренными детьми

      

Цели

Задачи

1. Выявление одаренных детей, формирование эффективной образовательной среды для обучения, воспитания ,развития одаренных детей.


1.Знакомить педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми.

2.Обучать педагогических работников инновационным формам работы через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации.

3. Накапливать методическую литературу по организации с одаренными детьми и ведение научно-исследовательской работы.

4. Работать с педагогами по совершенствованию инструментария педагогического наблюдения, диагностики.

5. Проводить различные конкурсы , олимпиады, интеллектуальные игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.

6. Создать механизмы реализации творческих исследовательских, коммуникативных потребностей одаренных детей.

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто одаренных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественных скачок в развитии их способностей.

1. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

2. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через самостоятельную работу.


Формы работы с одаренными обучающимися:

          групповые занятия с одаренными обучающимися;

          факультативы;

          кружки по интересам;

          конкурсы;

          курсы по выбору;

          участие в олимпиадах;

          занятия в профильных классах

          интеллектуальные марафоны

 внутришкольные интенсивные занятия

 научно-исследовательские работы

 дни науки

 

         Программа развития нашей школы предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути и реализуется в действии.

          

 


^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»

1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании»

1.2. Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.

1.3. Разработка системы мер по повышению квалификации педкадров, работающих с одаренными детьми.

1.4. Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными детьми

1.5. Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.

1.6. Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми.

1.7. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

 

2. Организационная деятельность школы

2.1. Педагогические советы, совещания по результатам диагностирования.

2.2. Организация патронажа между учителями предметниками и способными учащимися.

2.3. Организация методической работы с педколлективом, обеспечение учебно-методической литературой.

2.4. Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного (факультативы, спецкурсы, индивидуальные занятия) и внешкольного образования

 

3. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.

3.1. Рациональное наполнение школьного компонента БУПа с учетом склонностей и запросов, учащихся через формирование факультативов, спецкурсов, кружков.

3.2. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в районных и краевых олимпиадах.

3.3. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.

4. Наблюдение, контроль за выполнением программы.

4.1. Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными учащимися.

4.2. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.

4.3. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.

^ 5.План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»

на 2010-2015 г.




Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Диагностика одаренных детей

Февраль

ежегодно

Учителя- предметники

2.

Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся

Март

ежегодно

Администрация

3.

Организация патронажа между способными учащимися и учителями-предметниками

Март

ежегодно

Администрация

4.

Расширение сети курсов по выбору с учетом способности и запросов учащихся

Май,

ежегодно

Администрация

5.

Организация и проведение школьных олимпиад.

Октябрь

ежегодно

Зам. директора по УВР

6.

Участие в районных, краевых олимпиадах

Ноябрь, декабрь

ежегодно

Зам. директора по УВР

7.

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети»

2011, 2012 г

январь

Администрация

8.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

Постоянно

Руководитель НОУ

9.

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

Постоянно

Директор

10.

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

2010г

Администрация

11

Организация работы научно- исследовательской работы в рамках НОУ

Сентябрь

Администрация

12

Использование творческих заданий и заданий исследовательского характера для развития компетентностей обучающихся

Ежегодно

Учителя- предметники

13

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей

С 2010г

Администрация

14

Активизация разъяснительной работы по вовлечению способных учащихся в различные образовательные учреждения края, России

Постоянно

Администрация

15

Анализ возможностей школы для углубленного изучения предметов

Постоянно

Зам. директора по УВР

16

Творческий отчет

Ежегодно май

Руководитель НОУ

17

Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми

Ежегодно

Руководитель НОУ

18

Распространение опыта работы с одаренными детьми

2010-2015

Администрация

19

Проведение предметных недель и декад

Ежегодно

Зам. директора по УВР

20

Участие педагогов в районных научно-практических конференциях по проблемам одаренных детей

Ежегодно

Администрация

21.

Апробация методик дистанционного обучения школьников

Ежегодно

Администрация

22

Организация интенсивных школ во время школьных каникул в ОУ

Ежегодно

Администрация

23

Консультирование обучающихся, занимающихся в школе космонавтики, на курсах дистанционного обучения, на подготовительных курсах Вузов

Ежегодно

Учителя- предметники

24

Участие в интеллектуальных конкурсах различного уровня: « Русский медвежонок», «Кенгуру», «Зимние интеллектуальные игры», «Английский бульдог»

Ежегодно

Учителя- предметники

25

Участие в конкурсах регионального и федерального уровня по предметам и направлениям

Ежегодно

Учителя- предметники

26

Участие в конкурсе сочинений регионального и федерального уровня

Ежегодно

Учителя- предметники

27

Творческие конкурсы на лучшую поделку, рисунки, фотографии, вокальное исполнение

Ежегодно

Учителя- предметники

28.

Творческие конкурсы на лучшую театральную постановку, фольклорное исполнение, художественное чтение, танцевальное искусство.

Ежегодно

Учителя- предметники

29

Техническое и компьютерное

моделирование

Ежегодно

Учителя- предметники

30

Конкурс « Юный журналист»

Ежегодно

Учителя- предметники

31

Малые олимпийские игры

Ежегодно

Учителя –физкультуры, зам. директора по ВР

32

Интеллектуальные марафоны

Ежегодно

Учителя- предметники


^ 6.Критерии   отслеживания результатов

Критериями результативности работы являются положительные изменения в мотивации, мышлении(уровне развития творческих способностей учащихся и абстрактно-понятийного мышления), потребность и способность личности одаренного ребенка к саморазвитию, достаточный уровень социально-психологической адаптации.

Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

^ 7. Ресурсная база реализации программы

1) Нормативно-правовые основы работы с одаренными и способными детьми

–Основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН;

–основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН;

–Закон Российской Федерации «Об образовании»;

–Президентская программа «Дети России», утвержденная Правительством РФ;

Устав МБОУ «В-Амонашенская СОШ»

8. Мотивационное обеспечение

1.Мотивационная готовность родителей (анкетирование).

2.Система поощрительных мер для одаренных и способных учащихся:

постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение учащихся к саморазвитию и самореализации через работу в зоне ближайшего развития, создание ситуаций успеха, обеспечение психологического и физического здоровья школьников, гигиены труда;

стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей школьников в общении и деловом сотрудничестве с учителями и учениками;

способствовать развитию творческого потенциала учащихся, сохранять их эмоциональное благополучие, веру в свои силы, дать толчок к саморазвитию и самореализации;

стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности;

поощрять учащихся.

^ 3.Система стимулирования педагогических кадров, работающих в рамках программы.

3) Организационные условия

своевременная диагностика склонностей,

адекватное содержание обучения,

внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологий,

педагогическое сопровождение учащегося,

побудительно-интенсифицирующая деятельность учителя.

^ 4) Научно-методическое обеспечение


Направление деятельности

Содержание

Информационное

1. Нормативно-правовое обеспечение:

Положение о НОУ

О проведении школьного тура предметных олимпиад

О проведении предметной недели (декады)

О проведении Дня науки

О конференции

О конкурсах, викторинах и т.п.

2. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

3. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.

Организационно-методическое

1. Создание целевой группы методического объединения по проблеме работы с одаренными и способными детьми.

2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.

3. Изучение обобщения опыта работы педагогов.


Элементы педагогических технологий

1. Деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность).

2. Формирование внутренней мотивации.

3. Организация образовательного процесса при «субъект – субъектных отношениях».

4. Предоставление «веера выбора», что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития.

5. Рефлексия.

6. Возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление.

7. Соблюдение принципов – «право на ошибку», «ситуация успеха», «не сравнивать с другими» и т.д., которые создают благоприятный морально-психологический климат.

8. Интегративный подход.

9. Различные формы интерактивного обучения.

10. Проектная деятельность.

11. Нестандартные уроки и мультимедийные уроки, уроки-презентации.


5) Информационное обеспечение

–создание банка данных

–информирование родителей учащихся о целях, задачах, содержании и планах;

–публикации в СМИ;

–издание материалов, оформление сайта.

6) Материально-технические условия

–ТСО – телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, персональный компьютер, учебные фильмы;

–Интернет;

–Наглядность: книги (энциклопедии, справочники и др.), картины, иллюстрации;

пополнение материально-технической базы через грантовые проекты и др. (мультимедийные средства обучения – проектор, экран, интерактивная доска).

^ 7) Кадровое обеспечение программы

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение корректив.

Заместитель директора по УВР школы

Консультативная, научно-методическая

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Подготовка и издание методических рекомендаций.

Аналитическая деятельность.

Заместитель директора по УВР школы руководитель методического объединения учителей.

 

Педагоги школы

Осуществление программы в системе УВР школы Использование новых педагогических технологий

Организация исследовательской работы учащихся

Руководитель методического объединения учителей,  классные руководители,

педагоги-организаторы,

учителя,




Похожие:

Программа «Одаренные дети» на 2010 2015 г iconПрограмма «Одаренные дети»
Долгосрочная программа «Одарённые дети» на 2011-2014 годы (далее именуется Программа) разработана в соответствии с Постановлением...
Программа «Одаренные дети» на 2010 2015 г iconПрограмма "Одаренные дети" (система работы школы с одаренными учащимися) на 2008-2012 гг
Комплексно целевая программа «Одаренные дети» муниципального общеобразовательного учреждения «Якиманско – Слободская средняя общеобразовательная...
Программа «Одаренные дети» на 2010 2015 г iconПрограмма «Одаренные дети» Паспорт программы «Одаренные дети» на 2012 2017 г г
Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей
Программа «Одаренные дети» на 2010 2015 г iconПрограмма «одаренные дети»
В школе накоплен определенный опыт работы по развитию творческих способностей учащихся. Ответственными за работу с одарёнными детьми...
Программа «Одаренные дети» на 2010 2015 г iconАналитическая справка по программе «Одарённые дети»
Различные методы выявления талантливых детей помогают установить их приоритеты, склонности и интересы. Таким образом, в мбоу шуганкинской...
Программа «Одаренные дети» на 2010 2015 г iconП. В. Куркужин Наличие программы по выявлению и поддержке одаренных детей Название и сроки реализации программы Программа
Название и сроки реализации программы Программа "одаренные дети" на 2007-2012, составлена в соответствии с муниципальной целевой...
Программа «Одаренные дети» на 2010 2015 г iconПрограмма «Одаренные дети» на 2009 2010 г г. Цель программы
...
Программа «Одаренные дети» на 2010 2015 г iconПрограмма «Одаренные дети»

Программа «Одаренные дети» на 2010 2015 г iconВыбач Ирина Станиславовна Учитель физики моу гимназии №1 Система работы с одаренными детьми при обучении физики. Одаренные дети — наше достояние.
Одаренные дети — наше достояние. Одаренность можно сравнить со звездой, свет которой пронизывает каждого ребенка, пробуждая к жизни...
Программа «Одаренные дети» на 2010 2015 г iconПрограмма «Одаренные дети»
Цель программы: формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты