1 Пояснительная записка icon

1 Пояснительная записка



Название1 Пояснительная записка
Дата27.02.2014
Размер111.67 Kb.
ТипОсновная образовательная программа

1.1. Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №162 имени Ю.А. Гагарина г.о. Самара (лицензия от 24 февраля 2012 г. и государственная аккредитация от 21 мая 2010 г., юридический адрес: 443077 г.Самара ул. Елизарова, 28а, телефон 996-81-04) разработана на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.11 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373»

Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

В качестве механизма достижения цели используются поэтапное проектирование успешности учащихся и создание условий для самореализации. Оптимизация образовательной среды школы осуществляется по направлениям:

  • модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса. В рамках данного направления решаются задачи повышения качества образовательного процесса, закладывающего основу учебных, личностных и социальных достижений ученика, его конкурентоспособности в условиях современного информационного общества;

  • реализация комплексного подхода для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса;

  • обеспечение условий реализации индивидуальных возможностей каждого ученика в различных видах социально-значимой деятельности. Это предполагает целенаправленное создание ситуации успеха для каждого ученика, реализацию интеллектуального и творческого потенциала учащихся на основе личностно-ориентированного подхода;

  • внедрение развивающих технологий формирования субъектных характеристик учащихся, позволяющих самостоятельно ставить цели, проектировать и реализовывать их достижение.

Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №162 имени Ю.А. Гагарина г.о. Самара содержит следующие разделы:

  • целевой;

  • содержательный;

  • организационный.

Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Основная образовательная программа разработана с учетом характерных для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) особенностей:

  • центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

  • развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

В разделах основной образовательной программы учтены, индивидуальные различия в познавательной деятельности детей, их восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д

При этом успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности ребенка основаны на активной позиции учителя, адекватном построении образовательного процесса и выборе условий и методик обучения.

В основе реализации основной образовательной программы МБОУ СОШ №162 имени Ю.А. Гагарина г.о. Самара лежит системно-деятельностный подход. Осуществление данного подхода в МБОУ СОШ №162 имени Ю.А. Гагарина г.о. Самара представлено в таблице:

^ Основные положения системно-деятельностного подхода

Пути реализации системно-деятельностного подхода

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава

сквозная программа «Мы живем в России», элементы которой интегрируются в учебные курсы окружающий мир и литературное чтение, программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников

ориентация на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

программы учебных курсов по предметам начальной школы, внеурочной деятельности «Я – исследователь»

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся

организация коллективной и групповой деятельности на уроках и во внеурочное время (детский театр «Кукляндия»), система оценочной деятельности

учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения

Организация систематической психолого-педагогической диагностики, сопровождение образовательного процесса психологической и логопедической службами (тренинги, консультации и т.л.).

обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;


Программа дошкольной подготовки, система совместных мероприятий начальной и основной школы по адаптации учащихся 5-х классов

разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития

на уроках и во внеурочное время через использование методики междисциплинарного обучения (МДО), вовлечение детей в исследовательскую и проектную деятельность



В начальной школе обучается 393 учащихся в 15 классах. В 2011/2012 учебном году было сформировано четыре класса-комплекта первоклассников, общей численностью 106 учащихся. В 2011/2012 учебном году планируется сформировать четыре класса-комплекта первоклассников, общей численностью 100 учащихся.

Световой режим кабинетов соответствует современным требованиям. Для младших школьников оборудован малый спортивный зал, организовано трехразовое горячее питание.

Во всех классах начальной школы реализуются программы учебных курсов учебно-методического комплекса «Школа России».

Кадровое обеспечение реализации ООП НОО в 2011/2012, 2012/2013 учебных годах представлено педагогическими работниками, имеющими высшую, первую и вторую квалификационные категории, стаж работы более 10 лет. Учителя прошли обучение на курсах повышения квалификации в ЦРО и СИПКРО городского округа Самара по темам «Модернизация региональной системы образования (ФГОС второго поколения)», «Развитие профессиональных компетенций работников образования» в объеме 72 часов.

Педагоги используют технологии формирования навыков саморазвития школьников в познавательной деятельности путем освоения методов работы с информацией, технологией исследовательской и проектной деятельности.

Осуществляя учебный процесс в рамках учебно-методического комплекса «Школа России», учителя начальных классов стоят на позициях личностно-ориентированного обучения, владеют технологиями проблемно-диалогического обучения, формирования правильного типа читательской деятельности, формирования навыков самооценки и самоконтроля, заложенными в содержание учебно-методического комплекта.

В содержании учебников данного УМК заложен принцип мини-макса, соответствующий требованиям ФГОС и обеспечивающий уровневый подход к оценке результатов деятельности учащихся.

В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования планируемыми результатами освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №162 имени Ю.А. Гагарина г.о. Самара являются:

  • личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Их конкретное содержание и способы достижения раскрываются в целевом разделе ООП «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования».

Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учётом социокультурной среды школы.

Социальная характеристика окружения ОУ в плане культурно-образовательного пространства представляется достаточно благополучной. В ближайшем окружении школы находятся: детская центральная библиотека № 15, библиотека-филиал № 20, библиотека-филиал № 15 СМИБС Кировского района, Центр «Семья», ЦДТ, клуб «Ирбис», спортивный комплекс «Металл», бассейн «Нептун».

Из-за территориальной удаленности от культурных центров города воспитательная система школы по обеспечению интеллектуальных, эстетических потребностей учащихся ориентируется на потенциал окружающей школу социальной, предметно-эстетической природной среды.

Основными потребителями образовательных услуг МБОУ СОШ № 162 имени Ю.А. Гагарина г.о. Самара являются дети и родители, проживающие в микрорайоне школы (70%), а также жители других районов города (30%).

Большинство семей – семьи рабочих и служащих (72%). Результаты социологических исследований показывают, что в целом, родители имеют высокую мотивацию к получению детьми качественного образования, успешной образовательной и будущей профессиональной деятельности.

Учебный план МБОУ СОШ № 162 имени Ю.А. Гагарина г.о. Самара содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

Исходя из потребностей и запросов родителей первоклассников, внеурочная деятельность включает реализацию следующих программ:

^ Направления деятельности

Названия программ, форма

Спортивно-оздоровительное

Кружки «Разговор о правильном питании», «Подвижные игры», динамические паузы, «Мир танца»

Общеинтеллектуальное

Кружки «Я – исследователь», «Поиграем в английский», «Логика», «Интеллектика», «Итак, немецкий!»

Духовно-нравственное

«Мы живем в России», киноклуб «Премьер»

Социальное

«Школа общения»

Общекультурное

«Волшебный карандаш», «Тестопластика», «Поделки из крупы», «Умелые ручки», «Тестопластика», театр «Кукляндия»

Занятия кружков проводятся на базе школы.

Система оценок, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации определяются Уставом МБОУ СОШ № 162 имени Ю.А. Гагарина г.о. Самара в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», требованиями ФГОС.

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.

Разработанная МБОУ СОШ № 162 имени Ю.А.Гагарина городского округа Самара основная образовательная программа предусматривает:

  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

  • возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

Администрация МБОУ СОШ № 162 имени Ю.А. Гагарина городского округа Самара обеспечила информацией родителей первоклассников (законных представителей) о содержании основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 162 имени Ю.А. Гагарина г.о. Самара, Устава и других документов, регламентирующих осуществление образовательного процесса.



Похожие:

1 Пояснительная записка iconПояснительная записка пояснительная записка
Уроки математики развивают не только ум, но и волю, чувства, духовные потребности и мотивы деятельности
1 Пояснительная записка iconПояснительная записка к программе элективного курса «Наши духовные ценности»
Пояснительная записка к программе элективного курса «Наши духовные ценности» 10 – 11 классы
1 Пояснительная записка iconПояснительная записка к учебному плану моу «Шланговская средняя школа Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан» на 2010 – 2011 учебный год Муниципальное
Пояснительная записка к учебному плану моу «Шланговская средняя школа Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан»
1 Пояснительная записка iconПояснительная записка к программе объединения дополнительного образования «Импульс»

1 Пояснительная записка iconОглавление пояснительная записка
Iii. Образ будущего школы
1 Пояснительная записка iconПояснительная записка к основной ( обще)образовательной программе начального общего образования
Пояснительная записка к основной (обще)образовательной программе начального общего образования
1 Пояснительная записка iconОглавление пояснительная записка
«Средняя общеобразовательная школа №15» города Альметьевска Республики Татарстан
1 Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе «Основы религиозных культур и светской этики» (4 класс)

1 Пояснительная записка iconН. В. Гросул изобразительное творчество (возраст детей у 16 лет) Для занятий с детълт 7 9 лет Пояснительная записка
Изобразительное творчество (возраст детей — У—16 лет) Для занятий с детълт 7—9 лет Пояснительная записка
1 Пояснительная записка iconОглавление пояснительная записка
«Александровская средняя общеобразовательная школа» Александровского района Оренбургской области
1 Пояснительная записка iconКласс: 1 Пояснительная записка
Программа разработана на основе Примерных программ по нравственно-эстетическому воспитанию
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты