Сначала скажем спасибо ире!!а потом сдаем на 5! icon

Сначала скажем спасибо ире!!а потом сдаем на 5!



НазваниеСначала скажем спасибо ире!!а потом сдаем на 5!
Дата17.05.2014
Размер0.51 Mb.
ТипРеферат



Сначала скажем спасибо ире!!а потом сдаем на 5!

СОДЕРЖАНИЕ


Введение. 5

1. Предпринимательская деятельность 6

1.1 История возникновения предпринимательства 6

1.2. Роль малого предпринимательства в экономике. 8

2.Сущность малого предпринимательства. 11

2.1 Сущность малого предпринимательства. 11

Таблица 1 14

Число малых предприятий по отраслям экономики. 14

2.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства 16

2.3 .Некоторые причины, тормозящие развитие малого предпринимательства. 19

3. Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства. 20

3.1 Правовая среда развития малого предпринимательства. 21

3.2 Правовая среда развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве 27

3.3 Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства 31

Как видно из таблицы, 92% и 84% опрошенных представителей малых представителей считают, что основным источником пополнения собственных оборотных средств и источником инноваций для развития малых предприятий являются доходы от деятельности предприятия. 35

4. Анализ роли и места малых предприятий России. 41

4.1 Размер и структура сектора малых предприятий 41

4.2 Плотность распространения малого и среднего предпринимательства 45

4.3 Трудовые ресурсы малого предпринимательства 47

4.4 Выручка малых предприятий 48

Заключение 51

51


Заключение..............................................................................................................49

Список литературы.................................................................................................53


























































































































Сущность и роль малого предпринимательства

Введение.



Осуществляемые в Российской Федерации экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости стали условием становления и развития малого предпринимательства, которому свойственны цивилизованные черты. Малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности вообще. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играют весьма важную роль в экономике, их развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, т.е. эти виды предпринимательства решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству.

Активный рост доли малых предприятий в структуре экономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США - где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию - с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран.
^

1. Предпринимательская деятельность

1.1 История возникновения предпринимательства



Предпринимательство нам известно ещё со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры занимались предпринимательством. С зарождением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер. Нередко предприниматель сам трудится на своей фабрике или заводе.

С середины 16 века появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой первой была основана английская торговая компания для торговли с Россией (1544)

В конце 17 века возникают акционерные банки. Так, в 1694 году был основан на акционерных началах Английский банк.

В России предпринимательство существует с давних времен. Появилось оно еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями в России можно считать мелких торговцев, купцов. Предпринимательство стало намного больше развиваться во времена правления Петра1, когда по всей России создаются мануфактуры, быстро развиваются горная, оружейная, полотняная промышленность.

Последующее развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права. Серьезным стимулом развития предпринимательства стала реформа 1861 года. С отменой крепостного права начались строительство железных дорог, реорганизация тяжелой промышленности, оживление акционерной деятельности.

Развитию и переустройству промышленности способствовал иностранный капитал.

В настоящее время в России насчитывается около 10 тыс. акционерных предприятий, свыше 1500 акционерных коммерческих банков.


Впервые термин предпринимательство употребил экономист конца 17 века Ричард Контильон. По его мнению, предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. А вот так трактуется понятие «предпринимательство» в Энциклопедическом словаре предпринимателя:1

Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени. Под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную или иную деятельность.

Современные экономисты практически отождествляют понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела. Для самостоятельного анализа малого бизнеса важно найти метод подразделения предприятий на мелкие и крупные. Существует много способов. Часто выделяют понятие монополии, а все, что не подходит под это определение, относят к мелкому предпринимательству. Есть признаки, по которым отличают малые и крупные предприятия, это в первую очередь обороты средств, объемы прибыли и продаж. В настоящее же время предприятия классифицируют по количеству занятых в них человек. Малый и средний бизнес институционально утвердился как основа экономики России, закрепив за собою выполнение как социальных, так и хозяйственных функций.

В Германии к малым и средним предприятиям относятся предприятия с числом работающих не более 500 человек, с годовым оборотом не более 100 млн. евро.

В Италии микропредприятиями считаются предприятия, на которых занято не более 19 человек, а к малым – с числом работающих от 20 до 99 человек. Малым средним предприятием считается предприятие, на котором число работающих составляет от 100 до 199 человек.

Во всех странах первым критерием отнесения предприятия к малым является численность работающих, наряду с которой применяются и такие показатели, как стоимость активов, объем оборота, объем дохода, доля в собственности предприятия внешних собственников, размер уставного капитала (фонда).
^

1.2. Роль малого предпринимательства в экономике.



Малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся последствиям рынка, вносят вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения. Это были перечислены краткие выводы о роли малого предпринимательства, сформулированные Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется факторами:

  • численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;

  • вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции;

  • вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов;

  • ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращение числа безработных;

  • насыщением рынка потребительскими товарами, лучшим удовлетворением потребностей населения;

  • навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями.

Усиление роли малого предпринимательства в экономике зависит от увеличения числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, принимающих участие в хозяйственной деятельности. Однако за последние годы не наблюдается роста числа малых предприятий. На 1 января 2003 г. доля малых предприятий в общем, числе предприятий и организаций составила 23,6%, тогда как в 1999г. – 37,4%. Общее число всех субъектов малого предпринимательства в 2002 г. на 1000 россиян составило 37.

Положительным фактором роли малого предпринимательства является увеличение числа постоянно работающих на малых предприятиях и увеличение числа индивидуальных предпринимателей, а также рост занятости населения по месту основной работы в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Так среднестатистическая численность работников малых предприятий в 2002 г. составила 648,5 тыс. человек, а средняя численность работников – 7435,8 тыс. человек.

Деятельность малых предприятий характеризуется более высокой производительностью труда, особенно на малых предприятиях промышленности, транспорта, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка и на малых строительных предприятиях.

Малые предприятия более эффективно используют имеющиеся у них факторы производства (основные средства, сырье материалы топливо, энергию и рабочую силу), поэтому, как правило, на малых предприятиях более высокая рентабельность по сравнению со средней достигнутой в соответствующей отрасли экономики.

В отдельных регионах страны малые предприятия вносят значительный вклад в формирование федерального бюджета. Так, малые предприятия Москвы формируют около 40% городского бюджета. Правительство Москвы осуществляет обширную программу поддержки и развития малых предприятий.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая к снижению цен, но в тоже время и к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений. Все это и определяет роль малых предприятий в развитии экономики страны.
^

2.Сущность малого предпринимательства.




2.1 Сущность малого предпринимательства.



В предлагаемой работе сектор малого предпринимательства рассматривается в соответствии с международной статистической практикой, предполагающей включение в его состав, как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей (ПБОЮЛ). В структуре юридических лиц выделяются малые предприятия. Критерием отнесения предприятий к малым выступают критерии, установленные Федеральным законом № 88-ФЗ от 14 июня 1995г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Российское законодательство и государственная статистика с точки зрения размеров выделяют следующие категории субъектов хозяйствования:

  • Субъекты малого предпринимательства;

  • Крупные и средние предприятия.

Круг субъектов малого предпринимательства определен Федеральным законом №88-ФЗ от 14 июня 1995г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и включает: предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ); крестьянские (фермерские) хозяйства (К(ф.)Х); малые предприятия - юридические лица (МП), удовлетворяющие следующим двум требованиям:

  • в уставном капитале доля государственной собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%. Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не должна превышать 25%;

  • средняя численность работников не превышает следующих предельных уровней:

  • в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;

  • в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;

  • в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

В случае превышения малым предприятием вышеназванной численности работников оно лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

Малым предпринимательством признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятие, управляемые одним собственником.

Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения к малому предпринимательству выступают объём оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50.

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988г., в этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек.

В РФ, как по федеральному, так и по закону г. Москвы к субъектам малого предпринимательства относятся и индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Юридические лица, отнесенные к субъектам малого предпринимательства Москвы, вносятся в Реестр субъектов малого предпринимательства. Они получают право на поддержку, оказываемую органами власти г. Москвы, однако невключение субъектов малого предпринимательства в Реестр не может служить основанием для непредоставления им льгот и преимуществ на условиях, предусмотренных федеральными законодательствами и нормативными актами.

Реестр субъектов малого предпринимательства создается для:

  • регистрации обращений субъектов малого предпринимательства с просьбой об оказании им помощи;

  • принятия решений о предоставлении субъектам малого предпринимательства дополнительных льгот и преимуществ;

  • хранения и актуализации информации о субъектах Реестра и обеспечения оперативного доступа к ней.

Держателем Реестра является Департамент поддержки и развития малого бизнеса Правительства Москвы.

Число малых предприятий в России по отраслям экономики за последние годы не увеличивается, так как имеются серьезные трудности в организации их деятельности.

^

Таблица 1

Число малых предприятий по отраслям экономики2.








1999

2000

2001

2002

Всего

868,0

890,6

879,3

843,0

^ В том числе:
промышленность


136,1

136,2

134,2

125,1

сельское хозяйство

13,8

13,5

14,4

13,4

строительство

137,5

135,9

126,8

121,9

транспорт

16,6

21,0

19,5

18,8

связь

3,2

4,8

3,7

3,7

торговля и общественное питание

386,1

399,7

407,5

388,1

оптовая торговля продукцией
производственного
назначения


13,2

14,6

13,9

15,9

ИВО

5,2

5,2

5,8

8,4

операции с недвижимыми имуществом

5,9

8,4

11,1

14,2

общая коммерческая дея-ть по обеспечению функционирования рынка

36,0

35,2

36,7

34,7

ЖКХ

5,1

5,4

5,1

5,2

непроизв. виды бытового обслуживания населения

9,2

9,2

9,6

9,4

здравоохранение

17,2

17,9

18,5

17,4

образование

6,7

6,5

5,5

5,0

культура и искусство

8,1

7,8

8,4

7,9

наука

35,8

37,1

30,9

28,5

финансы, кредит, страхование

7,5

6,6

5,9

5,8

другие отрасли

20,6

24,1

23,0

21,8



Как видно из таблицы, за последние годы уменьшилось число малых предприятий в таких ведущих отраслях экономики, как промышленность, строительство, наука и научное обеспечение. Число малых предприятий в г. Москве на 1 января 2002 года составило 182,2 тыс., или 21.6% от общего числа малых предприятий в стране. Среди федеральных округов по числу малых предприятий первое место занимает Центральный федеральный округ.

За последние годы увеличилась численность таких субъектов малого предпринимательства, как индивидуальные предприниматели, включая глав крестьянских хозяйств.

^ Таблица 2

Число субъектов малого предпринимательства3



^ Субъекты малого
предпринимательства


2000

2001

ПБОЮЛ

879

843

Малые предприятия

879

643

Крестьянские
хозяйства

262

262

Всего

5378

5602





^

2.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства



В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что он направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Этим положением установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства.

Проводя многочисленные исследования, анализируя отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно обратить внимание на его преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность человека показать свои возможности; возможен маленький начальный капитал; оперативно реагировать на потребности рынка; относительно высокая оборачиваемость собственного капитала.

У собственников малых предприятий высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что, конечно же, сказывается на финансовом положении предприятия. Малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на локальных рынках. Малые предприятия способствуют снижению безработицы по сравнению с крупными предприятиями.

Но у малого предпринимательства есть свой недостатки: высокий уровень риска; зависимость от крупных компаний; существует риск ошибки в управлении; трудности в получении кредита; менее благоприятные условия хозяйствования, чем у крупных предприятий, обусловливают меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого предпринимательства.

Существует также недостаток «уход в тень» малых предприятий – что не позволяет объективно оценить результат деятельности. Главной причиной «ухода в тень» является необходимость рационализации поведения в сложившихся экономических условиях, в частности необходимость преодоления сложностей налоговой системы. Скрывают – выручку, фонд оплаты труда, оплата аренды помещений, суммы сделок.

Полученные в рамках проекта Тасис СМЕРУС 9803 экспертные оценки доли сделок, не оформленных документально малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями по трём субъектам РФ:


^ Таблица 3

Экспертная оценка сделок, не оформляемых документально4



Регион

Малые

предприятия

Индивидуальные

предприниматели

Представители структур

поддержки

Псковская обл.

31,3

30,6

37,8

Тверская обл.

38,2

45,3

48,0

Пермская обл.

39,3

37,1

56,0

В среднем

по трем

региона

36,3

37,7

47,6



^

2.3 .Некоторые причины, тормозящие развитие малого предпринимательства.


Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в РФ малого предпринимательства.

Во-первых, сложная финансовая и экономическая обстановка в стране: медленное налаживание новых хозяйственных связей, низкая платежная дисциплина, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.

Во-вторых, низкий уровень организационно-правовых и экономических знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в бизнесе, так и в государственном секторе.

В-третьих, неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития малого предпринимательства на региональном уровне.

В-четвертых, слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.

Сложившаяся экономическая ситуация пока негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.

Существует аналитический доклад, подготовленный Российской ассоциацией развития малого бизнеса – «Малый бизнес России. Проблемы и перспективы». В нем сформулированы основные проблемы малого бизнеса в РФ: налоги, законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом; поставки, дефицит; трудности получения и высокая ставка за кредит; неплатежеспособность партнеров, клиентов; несовершенство банковской системы и так далее.

Проведенные Институтом стратегического анализа и развития говорят о том, что более 80% предпринимателей нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности, а 70% - в надежных законодательных гарантиях.

Одной из причин, тормозящих развитие малого предпринимательства в стране, является высокий уровень износа основных средств по отраслям промышленности, что не позволяет обновлять производственный аппарат малых предприятий.

Отрицательным фактором, тормозящим развитие малого предпринимательства, является высокая задолженность покупателей и поставщикам организаций по отраслям экономики.

У малых предприятий отдельных отраслей экономики относительно низок коэффициент автономии, что свидетельствует о недостаточности собственных средств, необходимых для ведения бизнеса.

Данные опроса руководителей малых предприятий свидетельствуют, что первое место среди факторов, ограничивающих рост производства на малых предприятий, занимает высокий уровень налогообложения, потом это неплатежеспособность заказчиков, затем следует недостаточный спрос на предложение (работы, услуги) на внутреннем рынке и высокая конкуренция на рынке со стороны отечественных предприятий.

^




3. Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства.




Как показывает мировая и отечественная практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого бизнеса. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно идет совершенствование инфраструктуры малого предпринимательства и объединение предпринимательских организаций в союзы. В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства.
^







3.1 Правовая среда развития малого предпринимательства.




Формирование правовой среды малого предпринимательства является обязательным и непременным условием, обеспечивающим субъектам алого предпринимательства экономическую свободу, права, гарантии, позволяющие осознанно заниматься разрешенным законом бизнесом. В то же время законодательными и нормативными актами устанавливаются обязанности и ответственность субъектов малого предпринимательства перед хозяйствующими субъектами, партнерами, покупателями, бюджетами разных уровней за выполнение в установленные сроки в полном объеме обязательств.

Чтобы предпринимательство в России успешно развивалось, государство (в лице РФ, субъектов РФ и местного самоуправления) должно поддерживать законное, инновационное предпринимательство, становление которого – важное условие экономического роста.

Формирование правовой среды решает многие проблемы, стоящие на пути развития малого предпринимательства, начиная с момента регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования предмета их деятельности и заканчивая процедурами банкротства и прекращения их существования. Большое препятствие для дальнейшего развития малого предпринимательства состоит в том, что законодательные акты не являются актами прямого действия, а для их реализации органами исполнительной власти разрабатывается множество подзаконных актов, которые систематически изменяются, уточняются, дополняются, поэтому простым гражданам, которые решили заняться предпринимательской деятельностью, трудно в них разобраться и на практике пользоваться ими.

Ведущее место в системе правового обеспечения предпринимательства занимает принятие новой Конституции РФ. В ней впервые изложены условия и принципы развития законного предпринимательства, установлены права даны гарантии гражданам, занимающимися предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью.

Основные элементы механизмы поддержки малого предпринимательства в стране были сформулированы в постановлении Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446. В данном нормативном акте сформулировано важнейшее положение, имеющее актуальное значение для развития малого предпринимательства. В постановлении говорится, что государственная поддержка малого предпринимательства считается одним из важнейших направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя собственников и предпринимателей. Тем самым подчеркивалась большая экономическая и социальная роль малого предпринимательства, определялись задачи федеральных органов по решению этой актуальной проблемы.

Постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446 сыграло положительную роль, в эти годы резко увеличилось во всех отраслях экономики число малых предприятий.

Положительную роль в развитии малого предпринимательства сыграло введение в действие с 1 января 1997 г. Нового Уголовного кодекса РФ и реализация на практике статей об уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере экономики, в частности: за организацию незаконного предпринимательства, лжепредпринимательства, незаконной банковской деятельности, за фиктивное банкротство, за уклонение гражданина или организации от уплаты налогов и другие преступления.

Малые предприятия и индивидуальные предприниматели свои взаимоотношения с работниками должны осуществлять в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, введенного в действие с 1 февраля 2002 г.

Большое значение для регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства имеет введение в действие первой и второй частей Налогового кодекса РФ. Так, в части первой НК РФ установлены понятия, посредством которых регулируются все налоговые отношения, определены виды федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Установлены обязанности и права налогоплательщиков, их ответственность за совершение налоговых правонарушений и другие важные положения, реализация которых на практике непосредственно влияет на результаты деятельности субъектов малого предпринимательства.

В части второй НК РФ изложен механизм исчисления и уплаты субъектами малого предпринимательства таких основных федеральных налогов, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог с продаж, транспортный налог, налог на игорный бизнес. Установлены объекты налогообложения, налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты налогов, льготы по уплате налогов и др.

Важное значение для поддержки и развития малого предпринимательства имеют постановления Правительства РФ об утверждении федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на: 1994-1995гг.,1996-1997гг.,1998-1999гг.,2000-2001гг.,2003-2005 гг.

4 апреля 2002 на заседании Правительства рассматривался вопрос «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 2003-2005 гг.

Целью Программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне.

Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в создании благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий, преодолении административных барьеров на пути развития малого предпринимательства; отработке и внедрении прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства, консолидации средств и инструментов для финансирования приоритетных направлений развития малого предпринимательства, интеграции финансовых механизмов малого предпринимательства в кредитно - финансовую систему России; ускоренном создании новых рабочих мест, обеспечении импортозамещения, создании условий для экономического роста, пополнении бюджетов всех уровней с использованием гибких форм кредитования, государственного заказа, новых финансовых технологий, адресной методической, информационной, консультационной, учебно-образовательной и юридической поддержки, предоставляемой инфраструктурой поддержки малого предпринимательства; концентрации ресурсов и оптимизации их использования при развитии инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; практическом содействии созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства, укреплении социального статуса, повышении престижа предпринимателей, расширении информационного поля для малого предпринимательства.

Каждая из задач имеет взаимообусловленные связи с другими, которые в зависимости от функций государственной поддержки малого предпринимательства решаются по следующим направлениям:

I. Нормативно - правовое обеспечение малого предпринимательства;

II. Развитие прогрессивных финансовых технологий;

III. Реализация приоритетных направлений развития малого предпринимательства;

IV. Повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем;

V. Научно - методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности;

VI. Международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.

Актуальной задачей является разработка проекта федерального закона о защите прав и законных интересов предпринимателей.

Для решения проблем, вызванных несовершенством налогообложения малых предприятий, необходимо разработать предложения о внесении изменений в налоговое законодательство.

Для решения проблем финансирования малых предприятий необходимо четко определить механизмы и сферы ответственности всех участников финансовой системы, а также разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий межбюджетные отношения при планировании и исполнении бюджетных ассигнований на финансирование государственной поддержки малого предпринимательства.




^

3.2 Правовая среда развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве



Москва занимает первое место среди регионов страны по развитию малого предпринимательства. Этому способствует постоянное внимание органов власти г. Москвы к решению этой проблемы. Несомненно, что большое значение в развитии малого предпринимательства в столице сыграла нормотворческая деятельность Московской городской думы, правительства и мэра Москвы Ю.М. Лужкова. Опыт принятия и применения законов г. Москвы, постановлений правительства города и распоряжений мэра заслуживает широкого распространения среди субъектов РФ. Создание действенной правовой среды является непременным и важнейшим условием успешного развития малого предпринимательства.

Так, для развития малого предпринимательства в регионе важное значение имело постановление правительства г. Москвы « О программе комплексного развития малого предпринимательства в г. Москве» от 20 июля 1993 г. № 691. Этим постановлением была утверждена программа первоочередных мер по развитию малого предпринимательства, которая позднее трансформировалась в разрабатываемые комплексные городские программы развития и поддержки малого бизнеса.

Важнейшее значение для создания в г. Москве действенной организационной структуры развития малого предпринимательства имело решение правительства г. Москвы об образовании в его структуре Департамента развития и поддержки малого предпринимательства с возложением на него разработки городских программ развития малого предпринимательства, координации деятельности отраслевых и территориальных органов исполнительной власти по вопросам малого предпринимательства, подготовки и согласования нормативных документов по этим и смежным вопросам, взаимодействия с союзами и объединениями предпринимателей. Был создан общественно-экспертный совет по развитию малого предпринимательства и частной инициативы. В постановлении правительства г. Москвы даны конкретные поручения по разработке мер развития в городе малого предпринимательства, например о целевом выделении нежилых помещений и земельных участков для начинающих предпринимателей – москвичей и малых предприятий, а также их объединений, ассоциаций, союзов, осуществляющих свою деятельность в приоритетных областях.

Малые предприятия, особенно вновь создаваемые, остро нуждаются в нежилых помещениях, оборудовании, поэтому для решения проблемы определенное значение имело распоряжение премьера правительства Москвы «Об использовании промышленного потенциала города по обеспечению предприятий малого бизнеса производственными площадями и оборудованием» от 28 марта 1998 г. № 504-РП. Этим положением утверждены предложения Московской лизинговой компании об организации лизинга малых предприятий «Под ключ» по приоритетным для города направлениям развития. Лизингом малого предприятия «Под ключ» является сдача во временное пользование или долгосрочную аренду созданного арендоталелем малого предприятия, подготовленного к началу самостоятельной хозяйственной деятельности. Преимуществами такой формы поддержки малых предприятий являются: обеспечение начинающих предпринимателей имущественным комплексом, необходимым и достаточным для начала хозяйственной деятельности, сведение до минимума возможностей злоупотребления в части целевого использования производственных помещений, оборудования и т.д.

Важное место в правовом регулировании малого предпринимательства в г. Москве занимает Закон г. Москвы « Об основах малого предпринимательства в Москве» от 28 июня 1995 г. №14. В данном законе изложен комплексный, более прогрессивный, чем на уровне РФ, механизм поддержки и развития малого предпринимательства. Так, в ст. 2 Закона дается характеристика субъектов малого предпринимательства Москвы, имеющих право на получение поддержки со стороны органов власти г. Москвы, причем размер критериев отнесения субъектов рыночной экономики к субъектам малого предпринимательства по сравнению с федеральным законом увеличен в два раза, что позволило большому числу малых предприятий пользоваться различными формами поддержки со стороны органов власти г. Москвы. Учреждается Реестр субъектов малого предпринимательства, ведение которого упорядочивает работу по анализу деятельности субъектов малого предпринимательства и их поддержке.

Нормотворческий процесс по развитию малого предпринимательства в Москве продолжается. Так, принимается Закон г. Москвы «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», в котором определен оригинальный порядок установления единого налога на совокупный доход и расчета стоимости патентов для субъектов малого предпринимательства, использующих эту систему налогообложения.

Несомненно, положительное влияние на развитие малого предпринимательства в Москве и насыщение потребительского рынка товарами оказывает реализация Закона г. Москвы «О ремесленной деятельности в городе Москве» от 16 июня 1999 г. №25. Данный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении ремесленной деятельности в г. Москве как составной части малого предпринимательства, имеющей приоритетное право на получение поддержки со стороны органов власти г. Москвы.

В постановлении правительства Москвы « О дополнительных мерах по поддержке малого предпринимательства в Москве» от 2 ноября 1999 г. № 1010 разработаны дополнительные меры по развитию и поддержке малого предпринимательства в Москве, например о введении налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих следующие виды деятельности: инфраструктура туризма, формация, экология, ремесленная деятельность, производство товаров для инвалидов.

Реализация постановления правительства Москвы «Об информационной поддержке малого предпринимательства г. Москвы» от 1 февраля 2000 г. №83 позволила существенно улучшить информационное обеспечение малого предпринимательства в столице. Например, намеренно обеспечить распространение среди малых предприятий Москвы информации о потребностях города в продукции, товарах и услугах в рамках городского заказа.

Постоянное внимание органов законодательной и исполнительной власти Москвы, лично Ю.М. Лужкова дает замечательные результаты. Так, на 1 января 2003 г. Москве функционировало 182,2 тыс. малых предприятий, что составило 21,6% от числа всех малых предприятий страны, из них 46,65 в торговле и общественном питании, 12,1% в строительстве, 8,3% в промышленности. Среднесписочная численность работников малых предприятий Москвы в 2002г. Составила 1446,6 тыс. человек, или 22,3% от среднесписочной численности работников малых предприятий страны. Малые предприятия Москвы в 2002 г. произвели продукции (работ, услуг) на сумму 191 024,2 млн. руб., в строительстве – 32 379,1 млн. руб.

Следует отметить, что по всем качественным и количественным, относительным и абсолютным показателям деятельности сектор малого предпринимательства Москвы занимает первое место не только среди субъектов РФ, но и отдельных федеральных округов.




^

3.3 Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства



В соответствии с законодательством финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства осуществляется Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, фондами субъектов РФ и муниципальными фондами с привлечением заинтересованных организаций. Финансовое обеспечение фондами государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства организуются ежегодно за счет бюджетов всех уровней, а также средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности фондов, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства. Например, в Москве источниками средств фонда поддержки малого предпринимательства являются: ежегодные бюджетные ассигнования на цели развития и поддержки малого предпринимательства на уровне не менее 0,5% от проектируемых доходов городского бюджета; не менее 5% средств, полученных от приватизации собственности.

Фонды поддержки малого предпринимательства всех уровней осуществляют следующие мероприятие по финансированию субъектов малого предпринимательства: предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность; предоставления производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством; выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий; долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг; финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей; финансирование научных исследований.

Опыт зарубежных развитых стран свидетельствует, что большинство мер по реализации государственной политики поддержки малого предпринимательства предусматривает регулярное и весьма значительное по своим объемам бюджетное финансирование. Так, в США объем бюджетного финансирования в 2000 г. составил 403 млн. долларов. В Японии в 2001 г. На государственную поддержку малого предпринимательства выделено 1,7 млрд. долларов США, из них по линии Министерства экономики и промышленности – 1,1 млрд., а по линии Министерства труда и Министерства финансов – 600 млн. долларов. В Канаде за последние пять лет совокупный объем средств, предоставляемых субъектам малого предпринимательства в соответствии с Законом о кредитовании малого бизнеса, составляет ежегодно по 2 млн. канадских долларов.

Характерно, что в вопросах финансово-кредитной политики малого среднего предпринимательства большинство стран отдает приоритет не прямым, а косвенным мерам финансовой поддержки – предоставлению государственных гарантий по кредитам коммерческих банков субъектам малого предпринимательства. С этой целью почти во всех странах действуют специализированные государственные организации или организации с мажоритарной долей государства в уставном капитале. Так, в Австрии, Франции, Финляндии особое внимание в последнее время уделяли развитию государственных программ по финансово-кредитной поддержке малого бизнеса путем совершенствования гарантийных механизмов, основанных на разделении рисков между государством и банками при кредитовании субъектов малого предпринимательства.

Как показывает практика, большая часть малых предприятий страны нуждается во внешних источниках финансирования. По данным анкетирования представителей малых предприятий в 2002 г., 74% респондентов указали на необходимость привлечения внешних финансовых источников, но при этом 44% опрошенных отметили, что невозможно привлечь внешние финансовые источники. Среди факторов, ограничивающих привлечение финансовых ресурсов малыми предприятиями, в 2001г. на первом месте стояли высокие проценты по кредитам, потом к этой проблеме прибавились и другие, а именно: небольшой срок кредитования, ограниченность предоставления государственных гарантий, трудности в предоставлении собственных гарантий, трудности в получении гарантий третьих лиц и др.

Если в 2000 г., по данным опроса малых предприятий в г. Москве (проведенного Ресурсным центром малого предпринимательства), руководители малых предприятий больше всего надежд связывали с получением кредитов в фондах поддержки малого предпринимательства, банковских, государственных и партнерских кредитов, то в 2002 г. малые предприятия в значительно меньшей степени стали рассчитывать на поддержку государства, помощь предприятий-партнеров, а в большей - на свой личные связи. Во-первых, финансовые ресурсы фондов поддержки малого предпринимательства незначительны, во-вторых, введение в действие Бюджетного кодекса РФ практически лишило возможности передавать бюджетные средства фондам поддержки малого предпринимательства для последующего предоставление банкам гарантий при предоставлении кредитов субъектам малого предпринимательства.

Проведенный в 2001 г. Ресурсным центром малого предпринимательства опрос малых и средних предприятий в трех регионах страны о финансовых источниках пополнения оборотных средств предприятий и инвестиций для их развития свидетельствует, что большинство опрошенных назвали основным финансовым источником доходы от деятельности предприятия.


^ Таблица 4


Данные о результатах проведенного опроса5.



^ Источники
финансирования


На пополнение
оборотных средств


Для инвестиций в
развитие предприятия


Доходы от деятельности п./п.

92

84

Средства учредителей

24

33

Кредиты ком. банков

24

21

Заемные средства у друзей,
родственников

33

17

Фин. поддержка местных
властей

8

11

Имущество фин. и юр. лиц

9

9

Ссуды др. орг.

9

5

Гранты (благотв. помощь)

2

3

Займы кредитных
кооперативов

1

1

Как видно из таблицы, 92% и 84% опрошенных представителей малых представителей считают, что основным источником пополнения собственных оборотных средств и источником инноваций для развития малых предприятий являются доходы от деятельности предприятия.


Не все малые предприятия имеют финансовые возможности для дальнейшего развития, так как удельный вес убыточных малых предприятий в общем числе малых предприятий в 2002г. составил 33,8%, а сумма убытка – 90 882 млн. рублей. Правда, в 2003 г. удельный вес убыточных средних и крупных организаций составил 37,9%. Характерно, что за последние годы удельный вес убыточных предприятий сократился незначительно. В 2003 г. удельный вес убыточных малых предприятий составил в строительстве 39,1%; в финансах, кредите, страховании, пенсионном обеспечении – 35,8%.

Рентабельность продукции малых предприятий в 2003 году составила 2,6%, рентабельность активов – 3,3%, в то же время рентабельность продукции по крупным и средним организациям равна 14,4%, а рентабельность активов – 6,1%. В связи с этим в 2003 г. На малых предприятиях по сравнению с крупными и средними ниже коэффициент текущей ликвидности и коэффициент автономии. Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятий оборотных активов к наиболее срочным обязательствам организаций в виде краткосрочных кредитов и займов, кредиторской задолженности. Коэффициент автономии характеризует долю собственных средств в общей величине источников средств организаций и определяет степень независимости от кредитов.

Данные таблицы № 4 убедительно свидетельствуют, что малые предприятия настоятельно нуждаются в финансовой поддержке как на федеральном, так и на региональном уровнях.

По данным Российского обозрения малых и средних предприятий, в 2003 г. 50,2 % малых предприятий никуда не обращались за получением кредита, 20 – к частным лицам, по 7-8 – к другим предприятиям, 7,5 – в фонды поддержки малого предпринимательства, 4,1 - в органы власти, 2,0 – в другие организации. Из числа обратившихся за внешним финансированием в банках получили кредиты 54,4% предприятий; у частных лиц – 39,2; в других организациях – 4,4; в органах власти – 3,3%. Вышеприведенные данные свидетельствуют, что основными кредиторами малых предприятий являются коммерческие банки и частные лица. К сожалению, роль фондов поддержки малого предпринимательства во внешнем финансировании малых предприятий незначительна. Характерно, что при получении кредитов в банках возрастает количество малых и средних предприятий более крупных по численности персонала.

Анализ источников финансирования малых и средних предприятий показывает, что более 14% всех источников приходится на местный коммерческий банк, около 8 – на долевое участие, около 5 – кредиты поставщика, 2 – неформальные займы, 2,6 – на друзей, родственников, менее 2 – органы власти, около 4% - лизинг, другие источники.

Для финансово - кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства используются бюджетные средства, финансовые ресурсы федерального и региональных фондов поддержки малого предпринимательства, финансово-кредитные ресурсы иностранных организаций.

В субъектах РФ разработаны программы микрокредитования малых предприятий как самостоятельно, так и в рамках совместного конкурса с фондом «Евразия». В 2002г. для финансирования таких разделов федеральной программы Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства выделены финансовые средства для реализации таких приоритетных направлений развития малого предпринимательства, как « Развитие малой строительной индустрии и малых предприятий по обслуживанию жилищного фонда преимущественно в регионах с низкими темпами нового строительства». На финансирование данного направления развития малого предпринимательства в 2002 г. ФФПМП выделено почти 50 млн. рублей. Средства получили около 20 региональных фондов поддержки малого предпринимательства.

В соответствии с законодательством Москвы финансирование проектов по развитию и поддержке малого предпринимательства за счет средств городского бюджета осуществляется правительством Москвы по предоставлению Департамента развития и поддержки малого предпринимательства в следующих формах: непосредственной выдачи кредитов, субсидий, дотаций; предоставления гарантий кредитно-финансовым организаций на всю сумму кредита или на ее часть; совместного финансирования с кредитно-финансовой организацией; полной или частичной компенсации кредитно-финансовым организациям недополученной прибыли при кредитовании субъектов малого предпринимательства по пониженной процентной ставке; передачи оборудования и технологий в долгосрочную аренду с правом выкупа (лизинг).

Финансирование проектов по развитию и поддержке малого предпринимательства осуществляется на конкурсной основе.

Субъекты малого предпринимательства, а также некоммерческие организации, участвующие в качестве исполнителей в реализации комплексных программ, представляют на конкурс конкретные проекты, для осуществления которых нужны финансовые средства.

Практический интерес для субъектов РФ представляет утвержденное постановлением правительства Москвы от 24 декабря 2002 г. 3 1063 – ПП Положение о финансировании проектов развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве, в соответствии с которым предоставление бюджетных средств по проектам поддержки малого предпринимательства может быть осуществлено в форме субвенций юр. лицам, субсидий физ. и юр. лицам, бюджетных кредитов юр. лицам, инвестиций в уставный капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц, средств на погашение или обслуживание долговых обязательств, ассигнований на содержание бюджетных учреждений.

Процентные ставки по пользованию бюджетными финансовыми ресурсами, предоставляемыми субъектами малого предпринимательства на возвратной основе, могут устанавливаться в пределах от 0,25 до 0,75 от действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Сроки предоставления финансовых ресурсов на возвратной основе могут устанавливаться в интервале от 3 месяцев до 5 лет.

Участие в финансировании и кредитовании субъектов малого предпринимательства в РФ принимают такие международные организации, как Европейский банк реконструкции и развития, Агентство международного развития США, Фонд «Евразия», ТАСИС и др.


^

4. Анализ роли и места малых предприятий России.



Вклад предприятий с численностью занятых до 250 человек по отношению к соответствующей суммарной величине для всех предприятий России в 2002 и 2003 гг. составил:

Таблица 5





2002

2003

Доля в общей численности предприятий

93%

94%

Доля МСП в общей занятости

45%

49%

Доля рынка (доля МСП в общем объеме выручки)

39%

47%

Другим распространенным показателем развития сектора малого является число предприятий с численностью занятых до 250 на 1000 человек из числа экономически активного населения. В России этот показатель по итогам 2003г. составил 118 предприятий и ПБОЮЛ на 1000 человек из числа экономически активного населения, отметим, что в 2002г. эта цифра достигала лишь 113.

Таким образом, бытующее представление о принципиальном отставании России от экономически развитых стран в области малого и среднего бизнеса не выдерживает критики, и по ряду показателей развития сектора малого предпринимательства страна обладает свойствами рыночной экономики. Приятно констатировать, что за 2003г. сектор малого предпринимательства упрочил свои позиции.

^

4.1 Размер и структура сектора малых предприятий



По итогам 2003г. в России функционировало 8946,5 тыс. хозяйствующих субъектов что на 4,5% выше по сравнению с 2002г. На долю малых предприятий приходилось 94% (против 93% в предыдущем году), что в абсолютном выражении составляет 8441 тыс. предприятий и индивидуальных предпринимателей (Рисунок 1). Таким образом, в 2003г. по сравнению с 2002г. сектор по числу хозяйствующих субъектов вырос как в абсолютном выражении, так и возрос его удельный вес в общем числе предприятий и организаций России.

.



рисунок 1

Число малых предприятий в разрезе федеральных округов, тыс.6, 2003г


Порог отметки 90% по доле числа малых предприятий в экономике достигнут во всех без исключения федеральных округах России. Причем минимальная доля малого предпринимательства - в Центральном федеральном округе (92,7% по европейскому критерию). Прежде всего, это связано с меньшим количеством ПБОЮЛ в этом федеральном округе. Как уже отмечалось в Российском обозрении малых и средних предприятий, ПБОЮЛ наиболее распространены в регионах с плохими социально-экономическими показателями развития, а также низким удельным весом фермерских хозяйств. Кроме того, в силу особенностей экономического и исторического развития именно в Центральном федеральном округе сосредоточены наиболее крупные предприятия. Также нужно отметить, что в 2003г. в этом округе шли достаточно активные процессы формирования средних предприятий, прежде всего, за счет сокращения масштабов крупного бизнеса.

Самый многочисленный субъект сектора малого предпринимательства по России в целом и во всех без исключения федеральных округах – индивидуальные предприниматели (ПБОЮЛ). Их доля в числе хозяйствующих субъектов варьирует от 42,8% (Центральный ФО) до 62,5% (Южный ФО). Высоко присутствие индивидуального бизнеса и в Приволжском регионе – 61,5%. Столь высокое присутствие индивидуального предпринимательства в двух названных округах определяется многими факторами, в том числе особенностью и спецификой хозяйственного развития региона. В то же время следует отметить, что именно в этих округах самые низкие денежные доходы населения и один из самых высоких уровней безработицы. Второй по распространенности субъект в структуре – средние предприятия. В целом минимальный вес имеют крестьянские (фермерские) хозяйства, однако в Южном ФО их доля достаточно высока (8,6%), что вполне согласуется с их отраслевой ориентированностью в этом округе. Доля малых предприятий – юридических лиц в общем числе хозяйствующих субъектов колеблется от 7,5% (Южный ФО) до 13,7% (Северо-Западный ФО).

За 2003г. в структуре хозяйствующих субъектов произошло достаточно ощутимое увеличение удельного веса среднего бизнеса, причем в основном за счет сокращения масштабов крупного производства.

Для более наглядного и комплексного представления распределения числа хозяйствующих субъектов и их структуры по России в целом, посмотрим числовую информацию в виде круговых диаграмм.


рисунок 2

Число и структура хозяйствующих субъектов по России в целом в 2002-2003 гг., тыс. и в %. Внешний круг – данные по 2003г., внутренний – по 2002г7.


^

4.2 Плотность распространения малого и среднего предпринимательства



Наиболее наглядно о распространении малого и среднего предпринимательства говорит такой показатель как число малых предприятий на 1000 человек из числа экономически активного населения. По итогам 2003г. в среднем по России этот показатель составил 118 малых предприятий на 1000 человек, в то время как в 2002г. представленность малых предприятий была 113 единиц (при отнесении к средним предприятий с численностью занятых до 250 чел). То есть, на 8 человек из экономически активного населения приходился один субъект малого бизнеса, что говорит о достаточно широком распространении малого бизнеса в России (Рисунок 3).





рисунок 3


Плотность распространения малого предпринимательства /число субъектов малого предпринимательства на 1000 человек из экономически активного населения/, ед., 2002-20038


Региональный анализ показывает неравномерность распространения малых предприятий по территории России. При этом на уровне субъектов Федерации эта неравномерность усиливается. Так, число субъектов этого сектора в расчете на 1000 человек из экономически активного населения в 2003г. колеблется от 44 единиц (Республика Бурятия) до 450 (Республика Алтай)

Среди малых предприятий наибольшее распространение получили индивидуальные предприниматели, как наиболее легко создающийся бизнес. На втором месте – средние предприятия, затем идут малые предприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства. Такая структура справедлива не только для России, но и в основном для большинства ее субъектов.
^

4.3 Трудовые ресурсы малого предпринимательства



На малых предприятиях в 2003г. было занято 32049,5 тыс. человек, что на 8,5% больше аналогичного показателя предыдущего года. Таким образом, сектор малого предпринимательства стал больше предоставлять новых рабочих мест, а значит, увеличилась его социальная роль в экономике (Рисунок 4).

В основном социальная функция малого предпринимательства возросла за счет активного привлечения работников в сектор индивидуального бизнеса. Отметим, что в российском законодательстве отсутствует ограничение на допустимую численность наемных работников у индивидуального предпринимателя (ПБОЮЛ), а потому предприниматель может принимать на работу неограниченное число работников не боясь потерять свой статус индивидуального предпринимателя.

рисунок 4

Структура занятости по России в 2002-2003 гг., в тыс. чел. и в %. Внешний круг – данные по 2003г., внутренний – по 2002г.9


Структура занятости свидетельствует, что на данный момент проблема обеспечения рабочими местами решается за счет крупных предприятий, где трудится 51,2%от общего числа занятых. Отметим, за 2003г. произошло снижение доли рабочих мест, предоставляемых крупными предприятиями на 3,6%.

В территориальном разрезе наиболее активную роль при формировании занятости играют МСП в Южном и Центральном федеральных округах.

^

4.4 Выручка малых предприятий



Для определения вклада малого предпринимательства в экономику по результатам деятельности наиболее общим показателем является их доля в валовом региональном продукте. Для характеристики вклада малого предпринимательства в уровень экономического развития используется показатель выручки. Выбор этого индикатора обусловлен несколькими моментами. Во-первых, выручка наряду с другими показателями выпуска является одним из основных индикаторов производственно-хозяйственных результатов деятельности предприятий. Во-вторых, этот показатель рассчитывается по единой методике во всех отраслях в отличие, например, от показателя произведенной продукции. Показатель регулярно считается Росстатом. Помимо всего прочего именно показатель выручки используется в международной статистической практике для оценки доли продаж - так называемой доли рынка.

По итогам 2003г. малыми предприятиями было получено 7401,9 млрд. руб., что на 1,7% выше по сравнению с предыдущим годом. В 2003г. доля объема продаж составила 46,9%, против 39,3% в 2002г. от общего объема выручки.

За 2003г. произошло увеличение вклада малого предпринимательства в выручку, прежде всего за счет больших объемов выручки МП и роста продаж ПБОЮЛ.




рисунок 5

Объем выручки малых предприятий в России в 2002-2003 гг., в млрд. руб. и в % от общего объема выручки. Внешний круг – данные по 2003г., внутренний – по 2002г.10


Анализируя структурные сдвиги рынка продаж, следует констатировать, в 2003г. произошло резкое увеличение выручки малых предприятий, что привело в том числе к увеличению удельного веса объема реализации этих предприятий, в общем его объеме. Средние предприятия, напротив, сократили свои рынки.

В 2003г. наиболее эффективными были малые предприятия, которые «отняли» первенство по этому показателю в 2002г. у крупных предприятий. Причем в столь резком увеличении эффективности есть как экстенсивная составляющая (т.е. рост за счет увеличения численности занятых), так и интенсивная (за счет увеличения производительности труда). В 2003г. последний (интенсивный) фактор доминировал.

Рост эффективности малого бизнеса – важное условие существование этого типа предприятий, в противном случае из-за невозможности получения выгоды от масштаба малый бизнес закрывается. Будучи частными, эти предприятия нацелены на высокую эффективность функционирования.

Хорошая эффективность крупного бизнеса обусловлена рядом причин, назовем основные. Многие из крупных предприятий являются монополистами на своем рынке и, как правило, они работают в сферах, являющихся наиболее экономически выгодными, у них хорошие отношения с местными органами власти.

Можно предположить, что низкая производительность в секторе индивидуального предпринимательства, с одной стороны, является результатом недоучета официальных объемов выручки, а с другой стороны, значительной теневой составляющей в секторе ПБОЮЛ.

Заключение


Малые предприятие функционируют по принципу « надо – сделаем». Им просто необходимо предлагать рынку что-то новое, реально действенное. Мелкие фирмы умеют мыслить перспективно. Поскольку ранние этапы инновации могут оказаться затяжными чрезвычайно важно, чтобы на первых порах издержки были невысоки. И мелкие фирмы добиваются этого, так как у них практически нет другого выхода. У крупных же компаний появляется желание начать учреждать отделы, расписывать накладные расходы и ставить новое начинание в такое положение, когда от него ждут тех же самых финансовых показателей, что и от ныне существующего товарного ассортимента.

Кроме того, мелким фирмам присуща гибкость. Они умеют быстро реагировать. А это надо считать важной особенностью. Если какая-то идея не срабатывает, они могут переключиться на другую.

Мелкие фирмы “терпимы к хаосу”, что почти или совсем невозможно для традиционной крупной компании. Имеющиеся данные и практический опыт говорят о том, что инновации, перемены, создание чего-то нового - процесс в основном неорганизованный, идущий скачками, рывками вверх и в стороны. Сознавая это, некоторые компании-гиганты разрабатывают меры по преодолению такого положения. А вот мелкие фирмы принимают эти рывки совершенно естественно.

Преуспевающие новаторы редко имеют формальные изначальные планы. Это тоже даёт мелкой фирме преимущество. Фразы типа ’сделайте и посмотрите, что получится’ совсем не похожи на то, что обычно говорит трезвомыслящий главбух-финансист крупной корпорации.

Проблемы поощрений, вопрос о которых возникает позднее, и того, как мелкие фирмы умеют работать с вкладчиками капитала в рискованные предприятия так же решаются положительно. Хороший вкладчик знает, что один успех разом окупит двадцать неудач.

Совершенно обратная картина складывается на противоположном полюсе экономики, где обитают крупные компании. На пути больших фирм всегда припасено немало препятствий. Во-первых, советы директоров крупных фирм далеки от нужд рынка. Они не в состоянии уследить за всеми своими товарами и всеми рынками, а поэтому смотрят на любые перемены как на риск. По разумению высшего начальства, гораздо надёжнее приобрести компанию, уже действующую на рынке или располагающую желаемым товарным ассортиментом.

Существует и конфликт временных масштабов. Когда всё внимание уделяется очередному готовящемуся к печати отчёту, фирме очень трудно принять решение о вложении денег в проект, который, возможно, начнёт давать прибыль лет через семь-десять.

Крупные компании тратят слишком много и слишком быстро. Предложение о разработке товара, как и любое другое, воспринимается системой в общем порядке. Оно получает номер собственного счёта в финансовом отделе, и считается, что на него должна распространяться соответствующая доля издержек - и косвенных, и прямых. Но столь же вредно пользоваться и прямо противоположным, но также распространённым подходом. Нередко выделяется слишком мало средств. В этом случае нет возможности привлечь достаточно способных людей. Им негде развернуться. Пресс ожидания скорой отдачи начисто лишает их потенции.

Следующая, хорошо знакомая ошибка заключается в том, что управляющие крупных компаний одобряют и утверждают планы, а не товары. В этих фирмах не вознаграждают за риск.

Системы контроля крупных фирм носят по отношению к нововведениям дискриминационный характер. Крупные фирмы потому и крупные, что добиваются успеха благодаря тому, чем располагают, включая и имеющуюся у них технику. А это часто ставит их в положение защитников своих уже сделанных капиталовложений. Крупные фирмы не понимают, что такое восприятие риска, не обладают тем чутьём, которым в состоянии обзавестись люди, стоящие ближе к рынку. Они преувеличивают степень риска новых начинаний.

Инновации и перемены даются крупным фирмам труднее. Им труднее менять свой культурный уклад, технологию оборудование. Они могут столкнуться с организованным противодействием, к примеру, со стороны профсоюзов, опасающихся сокращения персонала и даже со стороны самого правительства. Перемены связаны для крупных компаний и с психологическими терзаниями, скажем, по поводу тягостной необходимости увольнять людей, расставаться с верными поставщиками.

С учётом всех этих обстоятельств нет никакого сюрприза в том, что все высоко новаторские компании придерживаются принципов поведения мелких фирм.

Конечно же, наивно предполагать, что для страны таки масштабов малый бизнес, может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.




1 Энциклопедический словарь предприниматель./Сост. С.М. Синельников, Т.Г. Соломоник.- Спб.:Алга-фонд,АЯКС, 1999.-С.137-138.


2 Россия в цифрах.Краткий статистический сборник.-М.: Госкомтсат России 2002


3 Россия в цифрах.Краткий статистический сборник.-М.: Госкомтсат России 2002


4 Российское обозрение малых и средних предприятий. М., 2002. С. 70.


5 По данным опроса, проведенного Ресурсным центром в2001г.

6 Малое предпринимательство в России. Статистический сборик.-М.: Госкомстат России,2004

7 Малое предпринимательство в России. Статистический сборик.-М.: Госкомстат России,2004

8 Малое предпринимательство в России. Статистический сборик.-М.: Госкомстат России,2004

9 Малое предпринимательство в России. Статистический сборик.-М.: Госкомстат России,2004

10 Малое предпринимательство в России. Статистический сборик.-М.: Госкомстат России,2004





Похожие:

Сначала скажем спасибо ире!!а потом сдаем на 5! iconТема: временные представления
Формировать у учащихся понятия «раньше», «позже», «до», «после», сначала», «потом» на знакомом материале
Сначала скажем спасибо ире!!а потом сдаем на 5! iconПримеры и определение модели
Сначала приведем несколько примеров, поясняющих, что такое модель, а уж потом, когда некоторое интуитивное представление о понятии...
Сначала скажем спасибо ире!!а потом сдаем на 5! iconТема : Анализ программы, содержащей подпрограммы, циклы и ветвления
Ниже записана программа. Получив на вход число, эта программа печатает два числа, и. Укажите наибольшее из таких чисел, при вводе...
Сначала скажем спасибо ире!!а потом сдаем на 5! iconТема 19. Каротажные кабели нет смысла добиваться точности там, где неизвестно, о чем идет речь
Каротажный кабель, это сначала трос, а уже потом кабель. Зачем же требовать от него высокой точности передачи данных. Лучше довольствоваться...
Сначала скажем спасибо ире!!а потом сдаем на 5! iconКлассный час в форме этического диалога «Помогать другим: зачем и как?»
Бабочка летала с цветка на цветок. 3 раза она присела на цветочки. Подул сначала легкий ветерок, сильнее, сильный ветер, стал уносить...
Сначала скажем спасибо ире!!а потом сдаем на 5! iconЗачетная работа по опытно-экспериментальному исследованию тема: Мотивы профессионального и жизненного самоопределения старшеклассников
Не может быть осознанного выбора профессии без осознанного выбора жизненного пути, без глубокого самопознания. Сначала школьники...
Сначала скажем спасибо ире!!а потом сдаем на 5! iconПрограмма самообразования учителя химии Дударевой Е. В
«Учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать...
Сначала скажем спасибо ире!!а потом сдаем на 5! iconКонкурс педагогов портал завуч. Инфо
Проводили предметные недели, месяцы наук, марафоны знаний. И все чего – то не доставало. Не хватало общей идеи, логического замысла,...
Сначала скажем спасибо ире!!а потом сдаем на 5! iconКомпас: Спасибо за сотрудничество
...
Сначала скажем спасибо ире!!а потом сдаем на 5! iconХарактеристика психического и физического развития детей (шестой-седьмой годы жизни)
И это — еще одна при­чина утомления, жалоб ребенка («болит рука»), которые можно услышать от него, скажем, при зарисовке на бумаге...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты