Программа элективного курса «Память людская тоже жизнь» icon

Программа элективного курса «Память людская тоже жизнь»



НазваниеПрограмма элективного курса «Память людская тоже жизнь»
В.М.Шукшина
Дата19.05.2014
Размер83.36 Kb.
ТипПрограмма


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кытмановская средняя общеобразовательная школа №2


Программа элективного курса

«Память людская – тоже жизнь»

(Творчество В.М.Шукшина)


Автор:

Грицук М.А.,

учитель русского

языка и литературы


Кытманово 2011

Пояснительная записка

Элективный курс «Память людская – тоже жизнь» (Творчество В.М.Шукшина) предлагается для учащихся 11 классов и рассчитан на 14 часов (участниками могут быть также учащиеся 10 классов, изучающие литературу на профильном уровне).

Этот курс предусматривает углубленное изучение жизни и творчества В.М.Шукшина, основанное на сопоставительном анализе различных произведений В.М.Шукшина; просмотре экранизации фильма «Калина красная»; виртуальном посещении памятных мест в с.Сростки.


^ Цель курса: становление духовного мира старшеклассника, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.


^ Задачи курса:


Образовательные:

  • познакомить учащихся с биографией и творчеством В.М.Шукшина;

  • учить познавать художественный мир писателя в историко-литературном, культурном, философском аспектах;


Развивающие:

  • совершенствовать умения и навыки исследовательской работы, развивать творческие способности учащихся;

  • совершенствовать представление о литературе как культурном феномене в жизни нации и человека;

  • учить грамотно строить высказывания (речь) в различных жанрах и формах;


Воспитательные:


  • воспитывать интерес к творчеству В.М.Шукшина;

  • приобщать учащихся к культурным ценностям писателя родного края, воспитывать чувство патриотизма.


По окончании курса учащиеся должны:


  • иметь целостное представление о феноменальном явлении творчества В.М.Шукшина в отечественной литературе;

  • знать основные этапы жизни, творчества писателя;

  • понимать роль и значение В.М.Шукшина в развитии отечественной литературы;

  • уметь выполнять различные виды анализа прозаического текста;

  • уметь оценить произведение с позиций современности;

  • овладеть культурой чтения, уметь эмоционально воспринимать произведения;

  • выполнять посильную творческую и исследовательскую работу;

  • уметь представлять результаты исследовательской деятельности, выразительно читать фрагменты произведений, грамотно строить свои высказывания в различных формах и жанрах.


Данный курс носит практико-ориентированный характер. Учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности, что способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельной работы.

Используемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично поисковый, исследовательский.

Распределение материала по часам предполагает 2-х часовые занятия.


^ Оценка знаний, умений, навыков

Оценивать достижения учащихся можно как накопительной оценкой, учитывая количество выполняемых работ, выступления на семинарах и т.д., так и рейтинговой оценкой, учитывая сложность и уровень выполненной работы.

^ Тематическое планирование

п/п

Тема

Кол - во

часов

Виды

деятельности

Содержание занятия

Творческое задание

1.

«В.М.Шукшин – мой великий земляк» (биографические сведения).


2

Исследование мемуарной литературы.

Работа со справочной литературой.

Просмотр видео- и фотоматериалов, репродукций картин. Составление хронологической таблицы (1929-1974) и её анализ. Проведение заочной экскурсии по с. Сростки.


Детские годы В.М.Шукшина. Учёба в Сросткинской школе. Бийский автомобильный техникум. Первые пробы пера. Ранняя самостоятельная жизнь Шукшина. Служба в армии на Балтийском и Черноморском флоте. Демобилизация, возвращение в Сростки. Экстерн, получение аттестата зрелости. Работа учителем, директором школы. Москва, поступление во ВГИК. Активная работа над рассказами и романом «Любавины». Первая большая роль в фильме «Два Фёдора». Писательский дебют. Новые роли. Первые публикации в центральных журналах. Режиссёр на киностудии им. М.Горького. Роман «Любавины». Режиссёрская работа, награды. Сборники рассказов. Премия за фильм «Калина красная». «Они сражались за Родину» - последние съёмки.


Подготовка фото- и видеоматериалов, репродукций для итогового занятия.

2.

В.М.Шукшин глазами очевидцев.

2

Посещение Всероссийского мемориального музея В.М.Шукшина в селе Сростки

Хроника жизни и творчества В.М.Шукшина глазами его матери Марии Сергеевны, родственников, друзей детства, соседей по улице, школьных товарищей и других жителей села Сростки и города Бийска.





3.

«Чудики» В.М.Шукшина. (Рассказы «Микроскоп», «Чудик», «Упорный» и др.)


2

Комментированное чтение рассказов, их сопоставительный анализ. Работа со справочной литературой.

Инсценирование эпизодов.


Герои с нестандартным восприятием, необычными поступками. Нестандартные ситуации, резко отличающиеся от общепринятых. Поступки и действия героев, избранный ими стиль жизни. Стремление к счастью, справедливости, духовный поиск. Опровержение обыденного представления о человеческой личности. Фольклорные истоки персонажей В.М.Шукшина. Особенности языка и стиля писателя. Отношение В.М.Шукшина к своим героям. Аналитическое чтение рассказов.


Подготовка инсценировки рассказов «Чудик», «Мой зять украл машину дров»

Подготовка исследовательской работы на тему «Природа и смысл социального явления – «чудик»

4.

Повести для театра В.М.Шукшина (повесть «До третьих петухов. Сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума.»)


2

Ролевое чтение. Коллективный анализ и обсуждение художественного произведения.

Индивидуальное и групповое составление блоков вопросов для обсуждения повести.

Иллюстрации учащихся к произведениям.

Качества старинной русской сказки об уловках тёмной, враждебной человеку бесовщины и о торжестве добра над злом. Новое содержание в классической форме. Изображение новых бесов, с которыми приходится иметь дело русскому человеку. «До третьих петухов» - сатира высшего уровня, язвительная фантасмагория. Глубокий исторический смысл и упрёк своим современникам, беспечным и недальновидным. Прототипы Мудреца, Змея Горыныча и других персонажей. Особое отношение В.М.Шукшина к Ивану-дураку («В дурачке правда времени вопиет так же неистово, как в гении, так же нетерпеливо, как в талантливом, так же потаённо и неистребимо, как в мыслящем и умном».)


Подготовка иллюстраций к произведениям В.М.Шукшина

5.

В.М.Шукшин – актёр и режиссёр

2

Работа со справочной литературой.

Просмотр и обсуждение фильма «Калина красная». Сопоставление трактовки режиссёра с собственной. Рецензия на фильм.

Актёрская и режиссёрская работа. Первая роль в кино – солдат Фёдор в фильме Марлена Хуциева «Два Фёдора» (1959). Последняя роль в фильме С.Бондарчука «Они сражались за Родину» (1974). Первая режиссёрская работа в кино – фильм «Живёт такой парень» (1964). Последняя – «Калина красная» (1973).

Стремление Шукшина-художника открыть в человеке движение души к истине, силу и волю к борьбе за себя. Об этом киноповесть «Калина красная» (просмотр и обсуждение фрагментов кинофильма). Человек с незаурядным характером, доверие, сочувствие, нравственная поддержка, оказанные вовремя. Доверие и понимание, пробуждающие в главном герое чувство личной вины за то, что когда-то его жизнь текла по законам ложным, неестественным.

Подготовка исследовательской работы «Разнообразие типов шукшинских героев»

6.

«Умеешь радоваться – радуйся, умеешь радовать – радуй»


2

Самостоятельный отбор учащимися подходящих произведений, их комментированное чтение.

Проблемы вневременные и вневозрастные, поднимаемые писателем. Жизнь – главная ценность. Умение чувствовать красоту жизни, ценить её в себе и вокруг себя. Высокие нравственные ориентиры, умение вобрать их в себя и руководствоваться ими. «Откликаться на боль других, приносить людям добро – смысл жизни нравственной личности» (В.М.Шукшин). Философские категории добра и зла. Актуальность рассказов писателя сегодня. Какой герой нужен современному читателю.

Выразительное чтение отрывка из рассказа «Дядя Ермолай»

7.

Итоговое занятие.

Литературный вечер, посвящённый памяти В.М.Шукшина.


2

Выставка фото- и видеоматериалов, репродукций.

Выставка различных изданий произведений В.М.Шукшина.

Выставка иллюстраций к произведениям В.М.Шукшина.

Презентации исследовательских работ.

Инсценирование эпизодов из рассказов В.М.Шукшина.

Выразительное чтение отрывка из рассказа В.М.Шукшина

Жизнь и творчество В.М.Шукшина







Всего

14 часов











Литература

  1. Адамович А.А. Война и деревня в современной литературе. М., 1982.

  2. Апухтина В.А. О сатире В.М.Шукшина // Творчество В.М.Шукшина. Метод. Поэтика. Стиль. Барнаул, 1997.

  3. Ащеулов В.И., Егоров Ю.Г. Он похож на свою родину: земляки о Шукшине. Барнаул, 1989.

  4. Байрамова Т.Ф. Словарь языка В.М.Шукшина. Бийск, 2002.

  5. Василий Макарович Шукшин (1929-1974): Библиогр.указ. /Cост.библиограф Борцова М.Л. Барнаул, 1994.

  6. Горн В.Ф. Василий Шукшин. Личность, книги. Барнаул, 1990.

  7. Горн В.Ф. Наш сын и брат. Проблемы и герои прозы В.Шукшина. Барнаул, 1985.

  8. Козлова С.М. Поэтика рассказов В.М.Шукшина. Барнаул, 1992.

  9. Коробов В.И. Василий Шукшин. М., 1984.

  10. Куляпин А.И., Левашова О.Г. В.М.Шукшин и русская классика. Барнаул, 1998.

  11. Проза В.М.Шукшина как лингвокультурный феномен 1960-1970гг. Барнаул, 1997.

  12. Творчество В.М.Шукшина в современном мире. Эстетика. Диалог культур. Поэтика. Интерпретация. Барнаул, 1995.

  13. Шукшин В.М. Рассказы. М., 1990.

  14. Шукшин В.М. Слово о «малой родине». Всесоюзное творческо-производственное объединение «Киноцентр», 1989.

  15. Шукшин В.М. Собр. Соч.: в 6 т. М., 1992.




Похожие:

Программа элективного курса «Память людская тоже жизнь» iconПрограмма элективного курса для 10, 11
Программа элективного курса для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений (для любого профиля обучения)
Программа элективного курса «Память людская тоже жизнь» iconПрограмма элективного курса
Программа курса рассчитана на 35 часов (1 раз в неделю), содержит углубленное изучение темы «Модуль» и выходит за рамки базовых общеобразовательных...
Программа элективного курса «Память людская тоже жизнь» iconПрограмма элективного курса «Немецкая литература: поэзия и проза»
Курс «Немецкая литература: поэзия и проза» предназначен в качестве элективного курса учащимся 10 класса в рамках изучения темы «Искусство...
Программа элективного курса «Память людская тоже жизнь» iconПрограмма элективного курса физики в 9 классе. Тема курса: «Применение законов динамики» (22 часа)
Содержание курса углубляет и расширяет, а не дублирует программу базового уровня. В данный курс вошел ряд вопросов, которые недостаточно...
Программа элективного курса «Память людская тоже жизнь» iconПрограмма элективного курса: «Нестандартные способы решения уравнений, неравенств, систем» Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса: «Нестандартные способы решения уравнений, неравенств, систем»
Программа элективного курса «Память людская тоже жизнь» iconПрограмма элективного курса
Темп происходящих изменений во всех сферах нашей жизни требует от школьников актуальных знаний, умений и навыков. Жизнь настолько...
Программа элективного курса «Память людская тоже жизнь» iconПрограмма элективного курса «С экзаменом на ты»
Элективный курс предназначен для учащихся 11 классов. Программа рассчитана на 35 часов
Программа элективного курса «Память людская тоже жизнь» iconПрограмма Элективного курса
В основе курса изучения информатики лежит формирование системы базовых понятий. Этот курс рассчитан на то, что учащиеся приобретут...
Программа элективного курса «Память людская тоже жизнь» iconПрограмма элективного курса Проектно-исследовательская деятельность
С помощью данного курса можно добиться интеграции содержания образования, формировать надпредметные знания и умения, развивать социальные...
Программа элективного курса «Память людская тоже жизнь» iconПрограмма элективного курса и описание электронной методической разработки по информатике для начальных классов (адаптированная)
Программа элективного курса и описание электронной методической разработки по информатике для начальных классов
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты