Формирование творческих способностей и эстетической культуры на уроках технологии гришина О. А., учитель технологии моу атамановская сош формирование творческих способностей на уроках технологии icon

Формирование творческих способностей и эстетической культуры на уроках технологии гришина О. А., учитель технологии моу атамановская сош формирование творческих способностей на уроках технологии



НазваниеФормирование творческих способностей и эстетической культуры на уроках технологии гришина О. А., учитель технологии моу атамановская сош формирование творческих способностей на уроках технологии
Дата25.05.2014
Размер93.93 Kb.
ТипСправочники, творчество

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Гришина О.А., учитель технологии

МОУ «Атамановская СОШ"

Формирование творческих способностей на уроках технологии.

Время, в котором мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной и активной личности. Актуальной проблемой является проблема развития творческих способностей человека. Большая роль в этом отводится школе, и огромный вклад в развитие творческих способностей вносит наш предмет. Ведь развивать творческие способности человека – это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной деятельности, самостоятельного отношения к поставленной задаче. Творческое отношение к труду – это одновременно и воспитание любви к делу, и стремление к познанию его особенностей, которые в свою очередь стимулируют испробовать свои силы, добиться успеха. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремлённость, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т.е. те качества, без которых невозможно творчество. Тема «Развитие творческих способностей учащихся средствами предмета» является актуальной т.к. в любое время необходимы люди, способные активно, творчески решать стоящие перед ними задачи. В практике в школе встречаются следующие противоречия: между стремлением личности к творчеству, самовыражению и узкими рамками программных требований. Для устранения данного противоречия необходимо ориентировать содержание учебных программ на творчество. Работая по программе «Технология» составлять тематическое планирование так, чтобы максимально развивать творческий потенциал учащихся. Поурочное планирование составляет систему, позволяющую обеспечить переход от репродуктивных действий к творческим.

Ведущей педагогической идеей считать – развитие творческих способностей учащихся. В процессе преподавания предмета решать следующие задачи: привитие знаний и умений по ведению домашнего хозяйства, формирование экологической культуры, развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи, обеспечение учащихся возможности профессионального самоопределения, воспитание трудолюбия и культуры труда, развитие эстетического чувства и художественной инициативы. Исходя из поставленных задач, своими идеями считать:

1)творчеству нужно и можно учить;

2) творческое начало не является природным качеством ума; Для формирования творчески активной личности, способной к саморазвитию использовать следующее:

-развивать творческую активность учащихся;

-включать учащихся в творческую деятельность; -вносить проблемность в учебный процесс; -развивать качества творческого мышления: самостоятельность, критичность и т.п. Развитие творческих способностей учащихся осуществлять, опираясь на принципы: 1)принцип развития мотивации к творческой деятельности; 2)принцип развития умений самообразования и самовоспитания; 3)принцип приоритета творческой деятельности; 4)принцип согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностей учащихся; 5)принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество учащихся;

В начале 80-х годов советские исследователи Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин поставили перед собой проблему, – какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью? Суть этих решений сводилась к тому, что творческая личность должна обладать слишком большим комплексом качеств, что затрудняло их целенаправленное воспитание. К тому же часть ученых придерживалась позиции, что творческие способности передаются по наследству от родителей к детям и их невозможно воспитать. Для решения этой проблемы Г.С.Альтшуллер и И.М.Верткин проанализировали свыше тысячи биографий творческих личностей. В результате исследования было установлено, что творческая личность обладает следующими качествами:

-умением поставить творческую цель и подчинить свою деятельность её достижению; -умением планировать, самоконтролировать свою деятельность; -умением находить и решать проблему; Именно эти качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала учащихся.

Так, например, в разделе «Основы проектирования» наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащихся приобретают опыт решения нетиповых задач. Выбирая тему проекта и выполняя, его учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Перед выбором темы проекта предлагать учащимся минимальное количество примерных тем. Упор делать на то, чтобы учащиеся самостоятельно придумали тему, которая должна быть им интересна. Проект выполняется по определенному плану. Предлагать подойти к каждому пункту проекта творчески. Пример: В пункте проекта «Разработка идей, вариантов» включить подпункт «Фантазии от …….(имя девочки)». В нем учащиеся придумывают только свои модели, рецепты и т.п.

В пункте проекта «Составление схемы обдумывания» предлагать не просто перечислить составляющие схемы, а оформить схему творчески.

При выполнении проектов должна быть выполнена практическая работа. Упор делать на то, чтобы учащиеся практически представили то, что придумали сами. Большое внимание уделть оформлению проектов. Поощрять любую творческую фантазию, проекты должны быть яркими, красочными.

В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Поэтому, если учащиеся с низким уровнем обучения проявляют инициативу, творчество, то это нужно всячески поощрять иподдерживать. Особое внимание уделять самостоятельной работеучащихся, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках труда, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов (истории, математике, черчения, ИЗО и другие). Если у ученика при выполнении работы возникает вопрос, то не нужно давать ей сразу ответ, а сначала спрасить: «А как ты думаешь?». При выполнении работ у учащихся формируются и совершенствуются практические знания и умения, необходимые при ведении домашнего хозяйства, воспитывается привычка к сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве.

^ Примеры развития творческих способностей на уроках обслуживающего труда.

Перед изготовлением изделий из ткани мы знакомим учащихся с элементами материаловедения, с правилами снятия мерок. Здесь можно применить различные игровые ситуации. Например, во время практической работы по теме «Снятие мерок», девочки участвуют в игре «Ателье». При опросе по свойствам тканей можно использовать следующую игровую ситуацию: действие происходит в магазине «Ткани», одна ученица решила сшить себе изделие (например, юбку), пришла в магазин и ей необходимо подобрать ткань, учитывая её свойства. В результате происходит диалог (вопрос-ответ), тем самым ученицы учатся формулировать вопросы, проявляется инициатива. Иногда можнобрать помощь класса. Оновной формой обучения является традиционный урок, в ходе которого особое внимание уделяется практической работе, где поощряется творческая инициатива, всячески поддерживаются даже самые слабые попытки творческого подхода к работе. Кроме традиционных уроков, можно использовать и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-диалог, урок-подиум и т.п. Степень усвоения материала проверять по тестам, самостоятельным, контрольным, творческим работам, чертежам, готовым изделиям, а также при устном опросе на уроке. С целью развития творческого мышления побуждать учащихся к самостоятельной проверке результатов. Ставить перед девочками задачу – не сверить свои полученные результаты с образцом, а самостоятельно попробовать проверить работу (например, кто догадался каким требованиям должно отвечать качество изготовленного кармана?). Для развития творческого мышления на уроке использовать самые разнообразные методы: например, составить инструкцию по приготовлению салата, придумать сказку «Как получают ткань», составить рассказ о применении ткани по картинкам и т.п. Включение в структуру уроков подобных заданий, создаёт возможность вовлечь учащихся в посильную творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления.

Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю. У КАЖДОГО РЕБЁНКА ЕСТЬ СПОСОБНОСТИ И ТАЛАНТЫ. ДЕТИ ОТ ПРИРОДЫ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫ И ПОЛНЫ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ. ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ОНИ МОГЛИ ПРОЯВИТЬ СВОИ ДАРОВАНИЯ НУЖНО ПРАВИЛЬНОЕ РУКОВОДСТВО.


^ Формирование эстетической культуры на уроках технологии.

Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. «Нельзя себе представить ... трудовое воспитание без познания прекрасного в целях, содержании и процессе труда..., вместе с тем, нельзя себе представить и эстетическое воспитание, оторванное от активной творческой деятельности и борьбы за достижение идеалов».

Эстетический вкус выражает оценку действительности с позиции выработанных у человека представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом и т.д.

Каждый человек должен воспитывать, обогащать, совершенствовать эстетический вкус.

Эстетическое воспитание предполагает формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творениях Человека. К.Д. Ушинский писал, что в каждом предмете учебного цикла содержится эстетический элемент, и задача наставника состоит в том, чтобы довести его до ребенка. Задача школы - сформировать у ребенка эстетическое отношение к действительности, потребность в деятельности по законам прекрасного. Развивая эстетический вкус, надо научить школьников видеть и оценивать прекрасное, т.е. воспитать культуру эстетического восприятия и чувства. Результатом эстетического воспитания должно быть формирование у подрастающего поколения эстетического идеала. Эстетический идеал и эстетический вкус представляют собой устойчивые свойства личности, являются критериями эстетических оценок, именно с точки зрения этих свойств человек эстетически оценивает действительность.

Школа, закладывая основы формирования личности ребенка, воспитывает из них не только сознательных граждан и хороших специалистов, но и людей с развитым эстетическим вкусом. Склонность к эстетическому восприятию действительности у детей проявляется довольно рано. В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям». Учитывая эту особенность школьников, необходимо показать им величие и красоту труда, научить их трудиться на общую пользу так, чтобы труд стал для них потребностью. При этом большое внимание уделяется воспитанию чувства прекрасного, желание своими руками сделать что-то красивое, необходимое обществу, школе, семье.

Практически все темы программы по предмету «Обслуживающий труд» позволяют осуществлять эстетическое воспитание школьников на уроках труда.

Так, на занятиях по кулинарии, учитель формирует у учащихся навыки сервировки стола, его украшения; поведения за столом. Он проводит беседы о том, как должны сочетаться посуда, украшения стола и скатерть, интерьер комнаты; дает советы по сервировке повседневного и праздничного столов.

Школьники учатся фигурной нарезке фруктов и овощей с помощью различных приспособлений; украшений блюд зеленью лука, петрушки и укропа; овощами, составляющими блюдо. В процессе подобных работ девочки приобретают умение сочетать полезное с красивым.

На итоговом занятии по кулинарии накрывается праздничный чайный стол по всем правилам сервировки. Из дома девочки приносят блюда и выпечку, приготовленные и украшенные самостоятельно или с помощью родителей, и устраивается праздник. Во время чаепития дегустируются блюда, идет обмен рецептами. И, конечно, проводится беседа по правилам этикета.

Дома девочки с удовольствием готовят реферат по различным темам.

При изучении «Основ материаловедения» девочки оформляют коллекции образцов тканей, на которых учатся использовать контрастные сочетания в расцветках тканей и выполнять различные композиции: персонажи из мультфильмов, сказок, фигуры животных и т.д.

Большую роль в эстетическом воспитании учащихся играет применение на уроках труда элементов народного творчества, декоративно-прикладного искусства.

Физико-механические свойства тканей - прочность и сминаемость -используют при подборе ткани для туловища. Необходимо обратить внимание на такие технологические свойства ткани как осыпаемость нитей и усадка, с учетом которых выбирается отделка костюма (тесьмой, лентой, петельным швом, обработка зигзагом на швейной машинке).

Приступая к изучению темы «Конструирование и моделирование одежды», учитель рассказывает о свойствах, цвете и рисунках тканей, показывает, как они влияют на выбор моделей, на зрительное ощущение пропорций в одежде. Особенно следует остановиться на соответствии фасона назначению модели, на конструктивных линиях, подчеркивающих линии тела, на элементах отделки, зависящих от фасона, цвета, назначении изделия.

Со школьных лет нужно приучать учащихся к чувству меры в одежде и украшениях к ней. Школьники часто бывают склонны к излишнему украшательству одежды, поэтому задача учителя - объяснить, что это нарушает красоту, гармонию, изящество и художественность формы изделия.

Очень полезны беседы об эстетическом соответствии материала и модели одежды индивидуальным особенностям человека: росту, фигуре, цвету волос и глаз, полноте, возрасту.

Неправильно выбранный фасон - и платье даже из дорогой, красивой ткани делает девушку неизящной, некрасивой и неловкой. Именно умелым сочетанием цветовых тонов с моделью платья можно зрительно улучшить фигуру человека, надо подсказать, что можно добиться простоты и элегантности в соответствии с возрастом человека и особенностями его фигуры путем использования элементов отделки и украшений.

Работа по эстетическому воспитанию школьников на уроках труда должна быть систематической и целенаправленной.

Но чтобы добиться результатов и воспитать ребенка эстетически развитым, нужно помнить, что «эстетическое воспитание непрерывно - оно осуществляется всеми учителями, на всех занятиях, все время»



Похожие:

Формирование творческих способностей и эстетической культуры на уроках технологии гришина О. А., учитель технологии моу атамановская сош формирование творческих способностей на уроках технологии iconФормирование проектировочных умений на уроках технологии
В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей...
Формирование творческих способностей и эстетической культуры на уроках технологии гришина О. А., учитель технологии моу атамановская сош формирование творческих способностей на уроках технологии iconФормирование учебно-познавательных компетенции учащихся Кель О. М., учитель технологии моу «Атамановская сош»
Кель О. М., учитель технологии моу «Атамановская сош», руководитель рмо учителей технологии и черчения
Формирование творческих способностей и эстетической культуры на уроках технологии гришина О. А., учитель технологии моу атамановская сош формирование творческих способностей на уроках технологии iconФормирование творческих способностей учащихся в процессе трудовой деятельности
Поэтому в современных условиях сегодняшнего дня вопрос о развитии творческой деятельности обучающихся на уроках, в том числе и на...
Формирование творческих способностей и эстетической культуры на уроках технологии гришина О. А., учитель технологии моу атамановская сош формирование творческих способностей на уроках технологии iconПроектная деятельность на уроках технологии Образовательная область «Технология»
Она способствует приобретению общетрудо­вых умений, навыков и развитию творческих способностей, под­готовке к решению практических...
Формирование творческих способностей и эстетической культуры на уроках технологии гришина О. А., учитель технологии моу атамановская сош формирование творческих способностей на уроках технологии iconМежпредметные связи на уроках технологии. Сперанская Евгения Владимировна, учитель технологии моу сош №1 р п. Мулловка мо «Мелекесский район»
Материалы международной научно-практической конференции по технологии: «Межпредметные связи. Интегрированный подход». Ульяновск,уипк...
Формирование творческих способностей и эстетической культуры на уроках технологии гришина О. А., учитель технологии моу атамановская сош формирование творческих способностей на уроках технологии iconФормирование творческих способностей учащихся на уроках технологии
Некоторым ученикам советую не слишком сложную модель, для того чтобы ребёнок не испугался и не утратил интереса к выполнению задания....
Формирование творческих способностей и эстетической культуры на уроках технологии гришина О. А., учитель технологии моу атамановская сош формирование творческих способностей на уроках технологии iconСтатья на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии»
Второй – учебно-воспитательная работа преподавателей, организаторов технического творчества учащихся, целью которой является развитие...
Формирование творческих способностей и эстетической культуры на уроках технологии гришина О. А., учитель технологии моу атамановская сош формирование творческих способностей на уроках технологии iconКотовой Светланы Вячеславны Тема: Развитие творческих способностей младших школьников на урок
Я работаю по развивающей системе обучения Л. В. Занкова. Мною накоплен богатый материал, направленный на развитие творческих способностей...
Формирование творческих способностей и эстетической культуры на уроках технологии гришина О. А., учитель технологии моу атамановская сош формирование творческих способностей на уроках технологии iconОписание педагогического опыта учителя технологии Черных Татьяны Викторовны, маоу сош №4 Наименование опыта. «Метод проектов как педагогическая технология, направленная на развитие творческих способностей школьников»
«Метод проектов как педагогическая технология, направленная на развитие творческих способностей школьников»
Формирование творческих способностей и эстетической культуры на уроках технологии гришина О. А., учитель технологии моу атамановская сош формирование творческих способностей на уроках технологии iconРазвитие творческих способностей обучающихся через научно-исследовательскую деятельность
Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей обучающихся. Основными показателями творческих способностей...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты