Технология 3 класс Пояснительная записка icon

Технология 3 класс Пояснительная записка



НазваниеТехнология 3 класс Пояснительная записка
Н.М. Конышева
Дата25.05.2014
Размер197.68 Kb.
ТипСправочники, творчество

Технология

3 класс


Пояснительная записка


ОСНОВА: программа «Технология» для 1 – 4 классов начальной школы «Художественно конструкторская деятельность» (основы дизайнобразования).

Автор – доктор педагогических наук, профессор Н.М. Конышева

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.


В качестве специфической содержательной и методической базы курса в данной программе предлагается формирование у младших школьников основ дизайнерского образования, однако это не означает нового вида специализации или профориентации учащихся. Как известно, дизайн – это вид человеческой деятельности, направленной на создание удобной и красивой предметной среды. Каждый человек, независимо от образа жизни и профессии, является «пользователем» этой среды, поскольку проводит в ней большую часть жизни. В процессе пользования осуществляется и воздействие на среду, и оно может быть более или менее адекватным. Следовательно, современным школьникам необходимо получить образование в данной части.

Поскольку на уроках ручного труда ученики обычно создают вещи для практического применения, наиболее целесообразно использовать именно эти уроки как образовательную платформу для осмысления мира вещей, или предметной среды. При этом ни в коей мере не имеется в виду вооружение школьников специфическими дизайнерскими знаниями, а тем более заучиванию специальной терминологии и освоение соответствующих узкоспециальных видов деятельности. Программа предусматривает лишь формирование правильных представлений о смысле и красоте вещей и о самых общих правилах и требованиях, которые мы к ним предъявляем и которые следует учитывать при их производстве и использовании.

Приобщаясь к разработке удобных и красивых вещей, школьники учатся думать о связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой, о том, что мир вещей неразрывно связан с человеком, а потому вещи несут информацию о нем (социальную, психологическую, историческую); о том, что не человек существует для вещей, а вещи для человека и т.п. Таким образом. Данный учебный курс объективно имеет безусловную мировоззренческую, духовно-нравственную направленность.

Кроме того, предлагаемый курс является комплексным и интеграционным в самом глубоком смысле; он включает как рационально-логические, так и эмоционально-художественные компоненты образования: ведь каждая вещь продумывается с точки зрения рациональности конструкции и с точки зрения внешней выразительности.

Более интенсивное развивающее воздействие курса «Художественно-конструкторская деятельность» обеспечивается также тем, что он разработан с учетом современных научных данных о роли предметной преобразующей деятельности в развитии личности.

Курс построен таким образом, чтобы практическая деятельность учеников не была изолирована от умственной. Именно практическая деятельность позволяет «переводить» сложные абстрактные действия из внутреннего (невидимого) плана во внешний (видимый), делая их более понятными.

^ Методической основой организации деятельности детей на уроке является творческий метод дизайна, поскольку он соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный). В соответствии с этим программа ориентируется на систематическую проектно-конструкторскую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и механического овладения приемами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования приемов и технологий.

Репродуктивная деятельность учащихся на уроках, безусловно, будет занимать значительное место, но лишь в той мере и до тех пор, пока она не обеспечит надежное овладение приемами практической деятельности.

Что касается проектной деятельности, то при дизайнерском подходе она составляет суть учебной работы и неотделима от изучаемого содержания.

Таким образом, с учетом главной концепции по-новому выглядят и основные задачи курса.

1. Духовно-эмоциональное обогащение личности:

а) формирование представления о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

б) воспитание уважительного отношения к человеку-творцу;

в) формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений.

2. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции.

3. Развитие психических познавательных процессов и приемов познавательной деятельности.

4. Расширение кругозора.

5. Развитие руки, глазомера и пр. через формирование практических умений.

Весь курс обучения представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу и при этом раскрываются многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей.


Графически структуру программы можно отразить следующим образом:



Класс

Специальное

предметно-практическое содержание курса


Социально-исторические и нравственно-эстетическое содержание курса

1 класс


2 класс


3 класс


4 класс



Ф

О

Р

М

А

Л

И

Н

И

Я

Ц

В

Е

Т

К

О

Н

С

Т

Р

У

К

Ц

И

Я

К

О

М

П

О

З

И

Ц

И

Я



М

А

Т

Е

Р

И

А

Л

Ы


И

Н

С

Т

Р

У

М

Е

Н

Т

УМЕЛЫЕ РУКИ: представление о прекрасном в обыденных явлениях природы и жизни; многообразие форм и цвета в окружающей действительности; радость познания и созидания (учусь смотреть и видеть, учу руки быть послушными и умными).


В ПРИРОДЕ, В ЖИЗНИ И В МАСТЕРСКОЙ: основные идеи взаимосвязи Человека, Вещи и Природы и пути их познания; основы декоративно-художественного отражения мира (учусь наблюдать, размышлять и действовать).


НАШ РУКОТВОРНЫЙ МИР (ОТ МИРА ПРИРОДЫ К МИРУ ВЕЩЕЙ): природа как источник инженерных и художественных идей; основные принципы и правила дизайна (осваиваю основные правила создания красивой вещи и мира вещей).


СЕКРЕТЫ МАСТЕРОВ: мир вещей как источник историко-культурной информации; традиции и их роль в жизни и в искусстве; традиционные ремесла и приемы работы как возможность приобщения к человеческой культуре (постигаю мастерство как способ выражения духовной культуры).



Основная проблема программы третьего класса – «Человек – Предмет – Среда». Дальнейшее ознакомление с некоторыми новыми правилами дизайна строится на осмыслении духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы.


Внимание детей заостряется на положении о первичности мира природы по отношению к рукотворной среде; еще раз предлагается внимательно присмотреться к удивительно гармоничному устройству самых привычных и обыденных объектов природы. Безусловно, следует учитывать весь предыдущий опыт детских наблюдений, но на этом этапе он получает в совокупности с новыми фактами более глубокую качественную оценку. Эта оценка трансформируется в очень важный вывод: природой во всем предусмотрен строго выверенный порядок, изучая который человек-творец может позаимствовать полезные конструктивные и художественные идеи; невнимательное же отношение к этим фактам обедняет творчество мастера и даже может вызвать цепь нравственных разрушений, хаос. Отталкиваясь от этой мысли, ученики проектируют отдельные веши на основе форм и образов природы.


^ Главные вопросы собственно дизайнерской линии на данном этапе обучения – стиль проектируемых вещей и их стилевое единство. Проблема неразрывной связи предмета со средой становится объектом специального осмысления.


^ Требования к уровню образованности (3 класс)


К концу третьего года обучения учащиеся должны

знать:

- что мир природы первичен по отношению к искусственно созданному миру вещей;

- что в создании предметного мира человек многое заимствовал из природных конструкций, но очень многое еще осталось не раскрытым;

- что при изготовлении бытовых вещей на основе природных форм эти формы должны быть переработаны и изменены в соответствии с новой функцией – иначе впечатление о вещи будет нехудожественным и неприятным;

- что вещи, окружающие человека, обладают определенным «характером» и «настроением», которое выражается в их форме и отделке;

- что выбор вещей определяется стилем (каждая вещь должна соответствовать общей обстановке);

- что с помощью циркуля можно выполнить точные построения геометрических форм;

- что такое силуэтное изображение; что такое эстамп.

иметь представление:

- чем точнее человеку удается использовать в конструкции создаваемых им вещей идеи, подсказанные природой, тем более удачными получатся его творения;

- о том, что для каждой вещи, создаваемой и используемой человеком, существует одно общее требование: она должна быть одновременно удобной в использовании и выразительной внешне (т.е. соответствовать формуле «красота + польза»);

- чем более в вещи вычурности, тем уже область ее применения; универсальные вещи отличаются строгостью и простотой;

- о приемах стилизации природных форм в вещах.

уметь:

- выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля;

- выполнять построение прямоугольника с помощью угольника и линейки;

- оценивать целесообразность конструкции и внешнего вида изделия с точки зрения его утилитарной функции;

- выполнять швы «назад иголку», стебельчатый, тамбурный и использовать их при изготовлении изделий;

- изготавливать изделия из бисера по простым схемам; сознательно вносить изменения в схемы в соответствии с поставленными задачами конструктивного и декоративного плана;

- придумывать и изготавливать несложные комплекты изделий по принципу стилевой гармонии;

- изготавливать изделия из папье-маше;

- использовать комбинированные техники в соответствии с конструкцией или декоративно-художественной задачей.


^ Сокращения, используемые в таблице


Содержательные линии (НРК):

ХК – художественная культура

СПК – социально-правовая культура

КЗ – культура здоровья

ЭК – экологическая культура

ИК – информационная культура


^ Тип урока:


ОНЗ - урок овладения новыми знаниями

ФСУН – урок формирования и совершенствования умений, навыков

ОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний

ПЗЗ – урок повторения, закрепления знаний

КП – контрольно-проверочные уроки

К – комбинированный урок

^ Индивидуальная работа с учащимися

1. Выполнение коллективных работ на основе индивидуальных.

2. Дополнительные задания для развития мелкой моторики, задания по вырезыванию по криволинейному контуру: (Бедрин Илья, Смирнов Никита, Медведев Саша, Васильев Олег, Рыбаков Вова, Рудакова Катя).



№п/п

Дата

Учебно-тематическое планирование

Требования федерального стандарта

Минимум содержания образования

НРК

Педагогические условия

Интеграция

Контрольные параметры оценивания

Содержательные линии

Составляющие образованности

П - И

Д - К













КЗ


ХК


СПК

- дать представление о чистоте тела как основного требования гигиены. – повторить о влиянии закаливания на здоровье человека.

- напоминать о значении здорового образа жизни и необходимости соблюдать режим дня.

- дать представление о необходимости бережного ухода за одеждой.


- сообщить о наиболее известных сюжетах и образах (героях) уральского фольклора;

- дать базовые представления о жизненном укладе, культуре и быте народов населяющих Свердловскую область;


- познакомить с особенностями бытового и семейного укладов, характерными для народов, населяющих современную Свердловскую область;

-сообщить о наиболее известных деятелях Урала;



- учить соблюдать режим труда и отдыха, выполнять распорядка дня.

- научить соблюдать правила личной гигиены; соблюдать санитарно - гигиенические требования к жилищу;

- научить содержать в чистоте и порядке рабочее место, использовать правильное освещение.


- научить передать в собственной художественно-творческой деятельности произведения уральского фольклора;

- привить желание владеть простейшими видами народных ремесел, традиционных для своей местности;

- научить выражать свои эмоциональные переживания художественными средствами;


- привить желание воспроизводить актуальные обычаи и традиции своего народа;












Обработка бумаги и картона.

Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по рисункам, схемам, эскизам, чертежам. Разметка деталей по шаблонам и с применениям разметочных инструментов. Изготовление плоскостных композиций. Овладение основными приемами соединения деталей изделия.


Изготовление объемных изделий.

Преобразование плоских форм в полуобъемные и объемные. Разработка собственных конструкций изделий.

ИК

- дать понятие о развертке, об эскизе развертки.

- показать, как определяется размер деталей по эскизу и образцу, приемы резания картона ножом.

- научить выбирать заготовку, выполнять разметку изделия по техническим рисункам, чертежам, эскизам.

- научить резать картон ножом, надрезать линии сгиба.










Обработка текстильных материалов.

Овладение основными приемами обработки текстильных материалов, основными способами соединения. Последовательность операций, и их краткая характеристика. Декоративное оформление и отделка изделий

Изготовление изделий из кроя разной формы по готовым лекалам, Изготовление изделий по лекалам с правильной геометрической основой.

Расчет размеров заготовки и деталей изделия. Определение недостающих размеров на чертеже, эскизе. Выбор способов обработки и отделки деталей.



ИК

- дать представление о тканях животного происхождения, их виды и использовании.

– познакомить с косыми стежками, стежками временного и постоянного назначения

- научить размечать ткань, сложенную вдвое, ее раскраивать.

- научить обрабатывать края швом вподгибку с открытым срезом. - научить выполнять косые стежки и их варианты (крестик, роспись и др.).

- научить пришивать кнопки, работать по инструкционной карте.










Работа с природным материалом.

Многообразие материалов и область их применения, выбор материалов по их свойствам. Бережное использование и экономное расходование материалов.

Аппликационные работы (солома).

Изделия из мочала и соломы.

Работа с пластилином.

ИК


ЭК

- познакомить с приемами обработки, приспособлениями для работы с соломой.

- познакомить с творчеством народных умельцев.


- сформировать представление о природе как взаимосвязанной, упорядоченной и чувствительной к вмешательству человека системе (сбор природных материалов);


- научить готовить материал к работе.

- научить выполнять эскизы народных изделий.

- научить выполнять приемы плетения.


- научить выполнять экологические правила поведения в природной среде (во время сбора природных материалов);







^ Формы природы и форма вещей.

(17 ч.)




Изучение и анализ форм природы, их переосмысление в декоративно-художественных изделиях и предметах утилитарно-бытового назначения.
















1

Вводный урок.

Гигиена труда, организация рабочего места.

ПЗЗ

Урок - викторина




2

Обработка бумаги и картона.

Закладка.

ФСУН

Шаблон-ладонь.




3

Комбинированные технологии.

Эстамп.

ОНЗ

Выполнение отпечатков засушенных растений, покрытых краской.




4

Работа с природным материалом.

Сказочная птица. Аппликация.

ФСУН

Формирование приемов создания фронтальной композиции.





5

6

7

8

Комбинированные технологии.

Коллаж из ткани.

ОНЗ

Основа-картон, детали из ткани, оформление – фурнитура.

Крепежный материал – клей.




9

Работа с пластилином.

Лепка животных по наблюдениям.


ФСУН

Формирование приемов лепки из целого куска пластилина.




10

11

12

13

Комбинированные технологии. Папье-маше. Посуда.

ФСУН

Изготовление посуды в технике папье-маше, роспись посуды в соответствии с традициями народных промыслов: гжель, хохлома.





14

15

Обработка текстильных материалов. Плетение Петушок.


ОНЗ

Плетение из шерстяных ниток или шпагата.

Работа по технологической




16

17

Обработка бумаги.

Оригами.

ФСУН

Работа по технологической карте, чтение схем.




^ Характер и настроение вещи (13 ч.)




Проектирование вещей праздничного характера с учетом основных принципов дизайна. Целесообразность формы и декора упаковки.
















18

19

Обработка бумаги и картона.

Пригласительные билеты и поздравительные открытки.

К

Создание изделий по собственным замыслам




20

Обработка бумаги и картона.

Настольные карточки.

ФСУН

Убранство праздничного стола.




21

22

23

Обработка бумаги и картона.

Бумажная пластика. Дед Мороз и Снегурочка.

ОНЗ

Работа по технологической карте,

Изготовление развертки, .творческое оформление




24

25

26

27

Конструирование из бумаги.

Фонарик.

ОНЗ

Приемы работы с циркулем




28

Контрольная работа за первое полугодие.

КП

1. Владение основными приемами обработки материалов, грамотное использование инструментов и приспособлений для простых ремесленных работ.

2. Чертежно-графическая грамотность (умение прочитать схему, технический рисунок, чертеж; владение различными приемами разметки).

3. Культура и организация труда; экономное использование материалов и рабочего времени.

29

30

Конструирование из бумаги.

Упаковка для подарков «Домик».

ОНЗ

Построение прямоугольника с помощью угольника, работа по технологической карте.




^ Гармония вещей.

(20 ч.)




Основные принципы и конкретные примеры стилевой гармонии. Комбинаторика в формообразовании. Использование модулей в формообразовании предметов . Новые приемы обработки ткани. Изготовление выкройки. Технология переплета
















31

32

33

34

35

36

Обработка ткани.

Прихватка для горячей посуды

ОНЗ

Работа по технологической карте. Швы: вперед иголкой, назад иголкой, через край.




37

38

Работа с пластилином.

Лепка. Сервиз.

ФСУН

Стилевое единство. Сервиз по заданию из 2-3 предметов.





39

40

Обработка бумаги.

Открытка к Дню защитника Отечества.

ОСЗ

Создание изделий по собственным замыслам




41

42

43

Обработка бумаги.

Папочка для рецептов.

ФСУН

Самостоятельная работа по технологической карте. Этапы работы.




44

45

46

47

Комбинированные технологии.

Подвижная игрушка. Обезьяна.


ОНЗ

Подвижные соединения




48

49

50

Обработка бумаги и картона.

Записная книжка. Простой переплет.

ОНЗ

Работа по чертежу.




«Весна, весна на улице!»

(18 ч.)




Расширение представлений о народных обычаях и традициях. Изящество форм и цвета в природе, их передача в декоративно-художественных изделиях.
















51

52

53

Комбинированные технологии. Папье-маше. Пасхальное яйцо.

ФСУН

Этапы изготовления изделия в технике

папье-маше.




54

55

Обработка бумаги.

Вырезки из бумаги. Силуэт.

ФСУН

Понятие силуэт. Симметричные и асимметричные вырезки. Узор, состоящий из нескольких одинаковых симметричных элементов.




56

57

58

59

Проект.

Обработка бумаги.

Конструирование здания.

ФСУН

Построение работы в соответствии с технологическими операциями.




60

61

Проект.

Оригами. Автомобили.

ФСУН

Работа по технологической карте.




62

Проект.

Оригами. Деревья.

ФСУН

Работа по технологической карте.




63

Проект.

Коллективная работа «Современный город»

ОСЗ

Коллективная работа.




64

Итоговая контрольная работа

КП

1. Владение основными приемами обработки материалов, грамотное использование инструментов и приспособлений для простых ремесленных работ.

2. Чертежно-графическая грамотность (умение прочитать схему, технический рисунок, чертеж; владение различными приемами разметки).

3. Культура и организация труда; экономное использование материалов и рабочего времени.

65

66

67

68

Работа с текстильными материалами.

Куклы-наперстки.

ФСУН

Кол. работа – герои спектакля.












Похожие:

Технология 3 класс Пояснительная записка iconТехнология 2 класс умк «Гармония» Пояснительная записка
...
Технология 3 класс Пояснительная записка iconТехнология 4 класс умк «Гармония» Пояснительная записка
...
Технология 3 класс Пояснительная записка iconТехнология 3 класс умк «Гармония» Пояснительная записка
...
Технология 3 класс Пояснительная записка iconТехнология 1 класс умк «Гармония» 1 час в неделю Пояснительная записка
...
Технология 3 класс Пояснительная записка iconТехнология 2 класс умк «Гармония», умк «Чудесная мастерская» Пояснительная записка
...
Технология 3 класс Пояснительная записка iconПрограмма курса «технология» 4 класс Пояснительная записка
Программа по технологии разработана на основе авторской программы «Технология» умк «Гармония» с. В качестве концептуальных основ...
Технология 3 класс Пояснительная записка iconПрограмма по технологии 7 класс пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология. 5–7 классы (вариант для мальчиков)»
Технология 3 класс Пояснительная записка iconПрограмма по технологии 7 класс пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология. 5–7 классы (вариант для мальчиков)»
Технология 3 класс Пояснительная записка iconПрограмма по предмету «технология» пояснительная записка
Программа по технологии разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...
Технология 3 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка. Основным предназначением образовательной области «Технология»
С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты