Утверждаю: Директор моу сош п. Домново С. А. Заварина Программа работы моу сош п. Домново по экологизации школьного образования в оу правдинского района icon

Утверждаю: Директор моу сош п. Домново С. А. Заварина Программа работы моу сош п. Домново по экологизации школьного образования в оу правдинского района



НазваниеУтверждаю: Директор моу сош п. Домново С. А. Заварина Программа работы моу сош п. Домново по экологизации школьного образования в оу правдинского района
Дата26.05.2014
Размер340.1 Kb.
ТипПрограмма

Утверждаю:

Директор МОУ СОШ п.Домново

_______С.А.Заварина


Программа работы МОУ СОШ п.Домново

по экологизации школьного образования

в ОУ Правдинского района

«Формирование целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса»

Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, —
значит, пересесть из него просто некуда.


Антуан де Сент-Экзюпери





^ Пояснительная записка

 

Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания, систематизирующим фактором образования, поэтому, на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом – экологизацией всего учебного заведения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.

Наряду с традиционными предметами предлагается введение обновленных курсов интегративного характера, облегчающих условия введения разных элективных курсов интегративного содержания, которые призваны:

  • Сформировать целостную картину мира;

  • Критическое отношение к жизненному опыту;

  • Заложить ценностную основу суждений и оценок.

 

Цель программы–формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса.

 

^ Экологизация образовательного процесса – переход от позиции стороннего наблюдате­ля к позиции непосредственного участника всех природных  процессов.

Это комплекс мероприятий, который включает в себя:

- проведение интегрированных уроков по разным предметам

- разработка отдельных экологических подтем в разных курсах или пропустить их через всю программу предмета

- проведение внеклассных мероприятий,

- социально-значимых и исследовательских проектов

 

Предполагаемые результаты  работы по программе:

  • Образовательные:

    • эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и поселка;

    • возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;

    • активизации познавательной деятельности учащихся;

    • вовлечение учащихся в практическую  деятельность;

    • формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;

    • привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.

 

  • Педагогические:

    • использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;

    • повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию;

    • взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесса;

 

Для достижения поставленной цели и результата,  ставятся следующие задачи:

  • воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;

  • активизация практической деятельности школьников экологической направленности;

         организация систематических контактов учащихся с окружающей природной средой, прежде всего за счет весенних и осенних экологических практикумов в предметах естественного цикла в основной и полной средней школе;

  • формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни;

  • содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников.

         усилить роль дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде;

  • вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума

 

Для реализации необходимо научно-методическое и организационно- управленческое сопровождение обеспечивающие и предполагающие следующие направления:

         изменение планов учебно-воспитательной работы в направлении усиления экологического компонента (педагогические советы, производственные совещания, методические объединения и т.д.);

         введение основ экологического образования в программы всех школьных предметов, от биологии до изобразительного искусства (введения эколого-краеведческих компонентов);

  • совершенствование и апробация новых педагогических методик и программ экологической направленности;

         разработать комплекс учебных программ, определяющих экологическое образование учащихся (учебные предметы и междисциплинарные курсы);

         организовать курс лекций для учащихся, учителей и родителей по экологической этике и глобальным проблемам окружающей среды;

         осуществить отбор и подготовку одаренных школьников для участия в конкурсах;

         разработать программы внеурочной и внешкольной деятельности учащихся (экологические тропы, экскурсии, школьные олимпиады, ролевые игры, эколого-краеведческая работа).

 

^ Структура и содержание программы

 

            Само содержание программы определено направлениями экологического образования и созданием системной эколого-образовательной среды школы через введение спецкурсов и уровней по экологии .


Структура программы определена механизмом включения в школьные предметы отдельных разделов  по экологии, а также проведение интегрированных уроков:

 



^ Структура  экологизации образовательного процесса

 

Старшее звено

Среднее звено

^ Внеклассная деятельность

  1. Экологическое воспитание в процессе изучения каждого предмета




  1. Экологическое воспитание в процессе изучения каждого предмета



Экологизация учебно-воспитательного процесса:

  1.  Экологические месячники, недели

  2. Оформление кабинет биологии и экологии

  3. Олимпиады

  4. Конференции

  5. Родительские собрания (классные, общешкольные)

  6. Пришкольные цветники

  7. Праздники

  8. Вечера

  9. Акции

  10. Социально-значимые проекты,  исследования

 

Направления экологизации образовательного процесса

1.      Проектно-исследовательское

2.      Эколого-валеологическое

3.      Эколого-трудовое 

4.      Экологическое мировоззрение и культура

           

Система экологического воспитания и образования в школе

 

Учебный процесс

Воспитательная работа

Дополнительное образование

 Научный уровень информации

 Системность излагаемой информации

 Интеграция предметных знаний

     Экологизация теоретического учебного материала

 Практические работы, проектная деятельность учащихся

 Тематические недели

  Конференции, конкурсы, праздники, выставки поделочных работ, фото викторины

  Просветительская работа с учениками и родителями

 Практическая работа на территории школы и села: субботники, высадка саженцев.

         Экскурсии

         Научно-исследовательская деятельность

         Научно-исследовательская и познавательная деятельность на базе  Детского эколого-биологического центра

 

^ Подходы к экологизации образования:

- Естественнонаучный - обучение через знания по предметам: география, биология, химия, физика.

- Натуралистический - изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы.

- Этический - пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование ресурсов).

- Этнический - стремление использовать опыт этносов, для которых свойственно бесконфликтное сосуществование с природой (В Америке - обращение к культуре индейцев, в России - древних славян).

- Гуманистический - решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека.

Планирование работы по экологизации  образовательного  процесса осуществляется ежегодно, в течение учебного года планы корректируются и изменяются по мере необходимости. План работы на 2011 – 2012 уч. год (приложение 1)

 

Организация образовательного процесса

 

Ведущие технологии развивающего обучения и воспитания учащихся, методы и методические приемы.

  • Компьютерные технологии обучения

  • «Дебаты»

  • Критическое мышление

  • ТРИЗ

  • Блочно-модульное обучение

  • Проблемно-развивающее обучение

  • Уровневая дифференциация

  • Использование учебной карты, интеллектуальный марафон

  • Деловые, ролевые и дидактические игры, конкурсы, турниры

  • Нетрадиционная лекция

  • Творческие мастерские

  • Пресс-конференция, устный журнал, аукцион, телепередача, панорама.

  • Уроки-тренинги, тестирование, предметное лото.

  • Музыкально-литературный салон, экспедиции.

 

Основой методической реализации программы предполагается сочетание практической деятельности школьников с усвоением ими научных знаний, в доступной форме.

Основные методы и формы обучения – рассказ, диалог, беседа, практические исследования, лекции, семинары, проблемные и игровые уроки, деловые игры, исследовательские и социально-значимые проекты, решение экологических задач и экологических ситуаций, экскурсии.

Анализ современной литературы показывает, что наиболее актуальны сегодня проблемы развития самостоятельности и творчества учащихся. В связи с этим встает проблема максимальной реализации группы поисковых, проектных и исследовательских  методов. Наиболее эффективными являются практические знания, которые строятся так, чтобы для ребенка это был постоянный процесс поиска решений и преодоления проблем. Такой подход развивает мыслительные способности (умение сравнивать, анализировать, делать выводы), а нестандартность вызывает интерес к экологии, что в свою очередь повышает качество усвоения материала.

В процессе экологического образования применение методик, развивающих дивергентное мышление, может оказаться очень эффективным. Экология как школьная дисциплина - чрезвычайно благодатная область для развития творческой личности. С другой стороны, изучение экологии без применения творческих алгоритмов вряд ли приведет к повышению уровня экологического образования. Это связано с интегративным характером самой экологии. Какие бы теоретические знания по экологии не получил человек в школе, они не будут использоваться с необходимой в современном мире эффективностью при отсутствии дивергентного подхода к решению экологических проблем.

Самые сильные методики, развивающие креативность как взрослых, так и детей, уже давно разработаны системой ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Я считаю, что нужно  применять некоторые тризовские приемы в работе по  экологии.

 Кратко идею всего курса можно выразить так: творческие способности личности, креативность можно развить, а творческую интеллектуальную деятельность можно сделать привлекательной для большинства школьников.

 

Также используются творческие задания, знакомство с литературой экологического содержания, слушание музыкальных произведений, знакомство с работами художников.

В школе проводятся месячники по предметам, где обязательно затрагиваются актуальные экологические проблемы. Результат: выставки экологических газет, плакатов рисунков.

В апреле - мае проходят экологические недели, когда организованно благоустраиваются школьная территория, хотя работа на пришкольном участке  ведется систематически, по плану. Большое внимание в это время уделяется наведению должного санитарного состояния внутри школы: рекреаций кабинетов, внутреннему озеленению, подводятся итоги.

Осенью в школе проводится выставка цветов, изделий из природного материала, экологическая ярмарка.

Весной (март) традиционно участвуют школьники в празднике "День Птиц".

Ежегодно учащиеся  нашей школы участвуют в экологических слетах юных друзей природы. Занимают призовые места.

  

^ Оценка результативности программы

Показателями результативности программы могут служить:

         Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ

         Участие школьников в экологических олимпиадах и конкурсах

         Динамика участия школьников в экологических олимпиадах и конкурсах

         Практическая включенность детей в экологическую деятельность школы

         Результаты мониторинга и анкетирования детей .

 

Оценка результативности

Мониторинг (входящий, промежуточный и итоговый в течение года)

Рейтинговая система

Самооценка и рефлексия (отзывы детей, рефлексии)

Разные формы оценивания (тестовые задания по разным предметам)

  

К сожалению, никто пока не знает, что конкретно надо делать для исправления экологической ситуации в стране, мире. Однако известно, что поиск выхода возможен только совместными усилиями всех и каждого.

Равнодушию  не должно быть места.

Заканчивая, хочется сказать, что образовательная работа в области экологии очень интересна детям, и держится она на: добросовестности, заинтересованности ребят и на энтузиазме учителя и руководителя. Дети остро чувствуют неискренность взрослых, поэтому учитель должен прежде всего сам осознать важность охраны природы, здоровья - только тогда успех обеспечен.

 

^ Диагностика педагогов


На сколько лично ваше поведение экологично


С чего начать? Этот вопрос обычно задают педагоги, которым предстоит заниматься проблемами экологического образования. Как правило, под этим подразумевают создание определенной развивающей среды, приобретение необходимого оборудования, методических рекомендаций. Все это очень важные предпосылки экологического обучения, но ответ на вопрос будет несколько другим - начать нужно с себя! Дело в том, что все мы являемся носителями старой, во многом антиэкологической культуры. Эта культура рассматривает человека как хозяина, властелина, царя природы, который может изменять ее по своему усмотрению, чтобы создать для себя комфортные условия.

Потребительское отношение к природе - вот основная черта этой культуры, этого мировоззрения. До сих пор педагоги, объясняя детям, необходимость охраны природы, нередко используют антиэкологические по своей сути аргументы. Например, часто можно услышать, что речку нужно беречь потому, что в ней мы купаемся, ловим рыбу. Это типичный пример потребительского подхода к природе. Другой пример - широко распространенный метод деления животных и растений на полезных и вредных, красивых и некрасивых. Гусениц мы не любим и уничтожаем, а появившихся из них бабочек ценим за красоту и охраняем. Птиц, поедающих гусениц, мы называем «полезными», а тех, кто покушается на наш урожай, - «вредными». На самом деле у каждого живого организма своя роль в ПРИРОДЕ. Среди них нет лишних и вредных.

В последнее время слово «экология» стало необычайно популярным в обществе, причем, как правило, оно употребляется в сочетании с такими не очень приятными словами, как «катастрофа», «опасность», «кризис». Кроме того, это понятие приобрело новый, зачастую совершенно далекий от первоначального значения смысл в выражениях «экология души», «экология музыки», «экология речи», «экология культуры». Конечно, каждый из этих терминов несет свою смысловую нагрузку, но слово «экология» нередко употребляется ради моды, красивого звучания. Так занимаясь проблемами «экология души» (то есть проблемами нравственной морали), педагоги затрагивают очень важный аспект - формирование личности, в том числе и отношения ребенка к природе, окружающему миру. Несомненно, что нравственное начало очень важно для экологического воспитания ребенка. Человек не может обладать прекрасными моральными качествами, но, не зная законов природы, будет совершать антиэкологические поступки.

Сейчас мы получаем достаточно много экологической информации, но нам не всегда хватает знаний, чтобы правильно оценить ее. Мы живем рядом с источниками экологической опасности, не зная об их влиянии на наше здоровье, выращиваем овощи рядом с автотрассами, где велико загрязнение окружающей среды выбросами транспорта, купаемся и ловим рыбу в реках рядом с трубами сточных вод. Обрабатываем свой огород большим количеством ядохимикатов. Одновременно мы считаем, что повлиять на состояние окружающей среды может только правительство, но никак не мы с вами, и что от нас ничего не зависит. Такая точка зрения во многом объясняется тем, что длительное время у нас во всех образовательных учреждениях не было места экологии. Более того, воспитывалось именно потребительское отношение к природе, стремление ее завоевать и изменить по своему усмотрению.

Взрослым людям, воспитанных на таких позициях, сейчас очень трудно изменить свои взгляды на окружающую среду. Поэтому и должно уделяться большое внимание экологическому образованию детей с самого младшего возраста.

Сущность экологии хорошо отражают «законы», сформулированные американским ученым Б. Коммонером:

Все связано со всем;

Все куда-то девается;

За все нужно платить;

Природа знает лучше.

Подумайте над смыслом этих выражений и попытайтесь найти им доказательства в окружающей среде. Учитываете ли вы в своей жизни эти положения?

Самоценность природы - вот основная черта новой, экологической культуры, нового мировоззрения, которое мы должны формировать у детей дошкольного возраста. Бережно относиться ко всему окружающему, охранять не потому, что это принесет пользу человеку, а потому, что это - природа, в которой все взаимосвязано, в которой нет ничего ненужного и которая, несмотря на кажущееся могущество человека, живет по своим законам. Изменять эти законы человек не может и не должен. Он обязан изучить их и стараться действовать в рамках этих законов. Может ли человек существовать без природы? Нет, не может.

Если решили заниматься экологическим образованием, подумайте, а насколько лично ваше поведение «экологично»? в быту, во время отдыха на природе? Попробуйте искренне (для себя) ответить на следующие вопросы и проанализировать свои ответы.

1. Часто ли вы общаетесь с природой, и возникает ли у вас потребность в таком

общении?

2. Можете ли вы назвать источники экологической опасности, находящиеся вблизи вашего МОУ, вашего дома?

3. Как эти источники экологической опасности могут повлиять на здоровье ваше и ваших детей.

  1. Как оценивают специалисты экологическую ситуацию в вашей местности?

  2. Одинаково ли вы относитесь ко всем животным или испытываете к некоторым неприязнь? Почему? Проанализируйте причины своего отрицательного отношения к некоторым животным. Возможно, были случаи, когда вы говорили ребенку, взявшему в руки червяка или лягушку: «Сейчас же выбрось эту гадость и вымой руки!»

6. Экономите ли вы электричество, воду, тепло, бумагу? Можете ли объяснить необходимость их экономичного использования.

7. Что вы знаете о глобальных экологических проблемах? Чувствуете ли, что

потепление климата на планете, кислотные дожди, истощение озонового слоя могут как-то сказаться и на вашем здоровье, на образ жизни. Или считаете, что эти проблемы существует где-то далеко, сами по себе. и вы о них никак не зависите

8. Используете ли вы на своем огороде, дачном участке ядохимикаты? Если да, то знаете ли о последствиях их применения лично для вас и для окружающей среды в целом? Соблюдаете ли правила их применения?

9. Оставляли ли вы после отдыха в лесу, на реке мусор? Задумывались ли над тем, куда он потом девается?

10. Что вы знаете об общественных экологических движениях? Есть ли такие

в вашем регионе?

11. Попытайтесь сформулировать, что является целью экологического образования ребенка, и объяснить свою точку зрения.
12. Что вы понимаете под словом «экология»?


Диагностика учащихся


^ Я И ПРИРОДА

(самооценка отношения к природе)

Плохо то, что мы до сих пор не сумели осознать, что являемся частицей большого и неделимого це­лого. Слишком долго мы придерживались прими­тивного представления, будто наша «богом дан­ная» роль состоит в том, чтобы «быть хозяином» рыб в море, птиц в небе, всего живого, что насе­ляет Землю. Мы не сумели понять, что не Земля принадлежит нам, а мы принадлежим Земле.

^ Р. Эдберг

Знакомство с проблемой. Еще сто лет назад выдающийся философ и психолог Уильям Джеймс утверждал, что «Я» че­ловека состоит не только из его физических и душевных качеств, но включает и одежду, и дом, и семью, и друзей, и результаты его труда - в общем, все то, к чему человек неравнодушен и за что он чувствует себя ответственным.

Чем больше вокруг таких вещей, к которым человек чув­ствует себя причастным и привязанным, чем больше в окру­жающем мире происходит событий, за которые он считает себя ответственным и которые вызывают в нем глубокие пережива­ния, тем более богата его духовная жизнь.

Одним из очень важных проявлений личности, по которым можно судить о том, насколько значителен и интересен чело­век, является его отношение к окружающей природе. Тяга к природе заложена в человеке изначально. Хотя большинство из нас живет в больших городах, где природу теснят кирпич, стекло и бетон, отдохнуть мы стараемся за городом, в лесу, у водоема. Мы чувствуем свое единство с природой, хотя не все­гда понимаем ее роль в нашей духовной жизни.

Нельзя спокойно читать фантастические произведения о бу­дущем, в которых описывается жизнь человека после экологи­ческих катастроф. Кто из вас согласился бы жить в замкнутом пространстве, в бункере под землей, без свежего воздуха, без чистой воды, без солнца и звезд, без восходов и закатов, без дождя и снега? Недаром в такой обстановке человек, по пред­видению фантастов, становится жестоким, агрессивным, эгои­стичным и жадным, теряет свои человеческие качества. Зна­чит, изменения, происходящие в окружающем мире, влияют на личность. Разрушая природу или равнодушно не замечая, как ее разрушают другие, мы тем самым незаметно разрушаем и самих себя.

В вашем возрасте очень важными становятся отношения с друзьями, нередко возникают конфликты, трудные проблемы, которые кажутся порой безысходными, неразрешимыми и за­слоняют все остальное. В этих случаях хорошо побыть в лесу или в парке, посмотреть на деревья, на то, как несет свои воды река. Стоит ощутить, что ты являешься частицей природы, попробовать взглянуть на свои проблемы со стороны - и труд­ности покажутся временными и вполне преодолимыми1.

А как относитесь к природе вы? Замечаете ли, в какие цве­та окрашено все вокруг? Какой палитрой красок и бесконеч­ной гаммой звуков владеет природа? Задумываетесь ли вы над тем, сколько миллионов лет прошло, прежде чем этот фанта­стически богатый ландшафт сформировался, и как легко мож­но уничтожить все вокруг, всего за несколько десятилетий, ес­ли не остановить гибельный процесс разрушения?

Свое отношение к природе вы можете оценить с помощью приведенных ниже вопросов. Это отношение во многом зависит от того, насколько вы его осознаете. Конечно, предлагаемые вопросы охватывают не все стороны отношения к природе, и потому оценка будет неполной. Но полученные вами результа­ты, как и отдельные вопросы помогут вам задуматься о приро­де и о своих связях с нею.

^ Порядок работы. Прочтите вопрос в таблице «Мое отношение к природе», выберите один из трех ответов и запишите на отдельный листок соответствующую оценку в баллах. Полученные баллы в конце работы сложите.

Подсчитайте, сколько баллов вы набрали. Срав­ните результат с приведенными ниже оценками и прочитайте советы.

^ Менее 20 баллов. Очень жаль, но, судя по всему, ни впе­чатления от общения с природой, ни знакомство с природой через искусство (музыку, литературу, живопись), ни получен­ные знания об окружающем вас мире до сих пор не затронули вашего сердца. Вы эгоистичны по отношению к природе, не осознаете своей связи с ней. Вам необходимо преодолеть чувст­во оторванности и отчужденности от окружающего вас мира природы. Полезным для вас будет знакомство с историей чело­века в неразрывной связи с историей природы, ее влиянием на жизнь общества. Кроме того, постарайтесь следовать тем сове­там, которые приведены ниже.

^ От 21 до 29 баллов. Ваше отношение к природе мало осоз­нано и не очень активно. Уделяйте природе больше внимания. Старайтесь найти в ней привлекательные для вас стороны, за­думывайтесь над происходящими в природе явлениями, их причинами и следствиями. Знакомьтесь с произведениями ис­кусства, отображающими природу. Обращайте внимание на то, как она влияет на окружающих вас людей. Если вы будете делать это регулярно, ваше отношение к природе, а тем самым и к ок­ружающим вас людям станет более осмысленным и активным.

^ От 30 до 39 баллов. Отношение к природе осознается вами глубоко и правильно. Однако вы понимаете, что некоторые вы­бранные вами ответы говорят, что не все в этом отношении бла­гополучно. Постарайтесь быть внимательнее к природе и поведе­нию окружающих людей. Активно выступайте в защиту окружа­ющей среды. Чаще интересуйтесь произведениями искусства: чи­тайте, слушайте музыку, знакомьтесь с пейзажной живописью и графикой, работами художников-анималистов. Это поможет сде­лать ваше отношение к природе более глубоким и действенным.

^ Свыше 40 баллов. Ваше отношение к природе недостаточно осмыслено. Ваша эмоциональность нередко мешает критически рассматривать свои мысли, чувства, поступки. Чаще анализи­руйте их, будьте искренни и самокритичны по отношению к себе и своим действиям.

Мое отношение к природе


№ п/п



Вопросы



Ответы и баллы

«Да»

«Нет»

По-разному

1


Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе?


2

0

1

2

Делите ли вы природные объекты на привле­кательные («красивые») и непривлекательные («некрасивые»)?


0

2

1

3

Всегда ли вы бережно относитесь к природе?


2

0

1

4

Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд, окружающая природа и происходящие в ней явления?


2

0

1

5

Цените ли вы разнообразие в природе?


2

0

1

6

Влияет ли природа на ваше настроение?

2

0

1

7

Проявляется ли этот интерес в ваших по­ступках?


2

0

1

8

Все ли в окружающей природе вас интересует?


1

2

0

9

Всегда ли вы обращаете внимание на окру­жающую вас природу?


2

0

1

10

Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты природы или природные явления?

1

0

2

11

Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда ви­дите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями?

2

0

1

12

Любите ли вы читать описания природы в книгах?

2

0

1

13

Влияет ли окружающая природа на ваши мысли?

2

0

1

14

Влияет ли природа на ваше поведение?

2

0

1

15

Часто ли вы отдыхаете среди природы (в том числе в городских скверах, парках и т. п.)?

1

2

0

16

Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе?

0

2

1

17

Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать среди природы?

2

0

1

18

Часто ли вы проявляете равнодушие к при­роде?

0

2

1

19

Вы начали принимать посильное участие в охране природы в I-V классах?

2

0

1

20

Или в более старшем возрасте?

0

2

1

21

Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на кар­тинах (фотографиях)?

2

0

1

22

Знакомы ли вам музыкальные произведе­ния, связанные с природой?

2

0

1

23

Приходилось ли вам сочинять стихи о при­роде, рисовать природу, работать с природ­ным материалом?

2

0

1

24

Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой?

2

0

1

25

Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и другие учебные занятия? Если да, то укажите, по каким именно предметам

2

0

1



План работы МОУ СОШ п.Домново

по экологическому воспитанию учащихся

на 2011-2012 уч.год



п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнители

1.

Участие в областных семинарах-совещаних

1.1.

Областной туристский семинар-слет работников образовательных учреждений

09.11 г.

Отдел краеведения и детско-юношеского туризма

1.2.

Семинар «Комплексное озеленение и благоустройство пришкольного участка»

10.11 г.

Отдел агроэкологии и зоологии

1.3.

Семинар-тренинг для педагогов муниципальных общеобразовательных учреждений «Формирование позитивного отношения (толерантности) к другому человеку»

11.11 г.

Отдел экологии и охраны природы

1.4.

Семинар-тренинг «Профилактика асоциального поведения среди учащейся молодежи»

12.11 г.

Отдел экологии и охраны природы

1.5.

Семинар «Новое в ландшафтном дизайне»

12.11 г.

Отдел агроэкологии и зоологии

1.6.

Методический семинар по зимнему блоку программы экологического образования «Хранители Природы» по направлению «Биоразнообразие и его сохранение»

12.11 г.

Отдел экологии и охраны природы

1.7.

Семинар «Школьный музей и музейная педагогика»

01.12 г.

Отдел краеведения и детско-юношеского туризма

1.8.

Областной семинар «Роль экскурсионной деятельности в воспитании подрастающего поколения»

02.12 г.

Отдел краеведения и детско-юношеского туризма

1.9.

Методический семинар «Формы представления работы образовательных учреждений на Ярмарке экологических проектов «Мой стиль жизни и окружающая среда»

02.12 г.

Отдел экологии и охраны природы

1.10.

Семинар-совещание педагогических работников образовательных учреждений по организации работы «Всероссийского детского экологического движения «Зеленая планета»

02.12 г.

Заместители директора

1.11.

Областной семинар «Организация летней туристско-краеведческой работы с учащимися»

03.12 г.

Отдел туризма и краеведения

1.12.

Семинар-практикум «Здоровое питание школьников»

03.12 г.

Отдел экологии и охраны природы

1.13.

Семинар «Лекарственные растения на пришкольной территории»

03.12 г.

Отдел экологии и охраны природы

1.14.

Областной семинар по экскурсоведению, музееведению и краеведению с мастер-классом

04.12 г.

Отдел краеведения и детско-юношеского туризма

1.15.

Областной семинар «Интеллектуальные игры: организация и проведение»

04.12 г.

Отдел краеведения и детско-юношеского туризма

2.

Участие в областных массовых мероприятиях

2.1.

Областной конкурс краеведческих маршрутов


09-11.11 г.

Отдел краеведения и детско-юношеского туризма

2.2.

Региональный этап конкурса образовательных учреждений по экологическому образованию и охране окружающей среды «Зелёный Вымпел»

09.11 г. – 06.12 г.

Отдел экологии и охраны природы

2.3.

Массовая природоохранная акция «Международный день морей» (учащиеся образовательных учреждений)

09.11 г.

Отдел экологии и охраны природы

2.4.

Массовая природоохранная кампания «Наше общее наследие» (учащиеся образовательных учреждений)

09-10.11 г.

Отдел экологии и охраны природы

2.5.

Массовая природоохранная акция «Всемирные Дни Наблюдений Птиц – 2011» (учащиеся образовательных учреждений)

10.11г.

Отдел экологии и охраны природы

2.6.

Массовая природоохранная кампания «Листопад» (учащиеся образовательных учреждений)

10.11 г.

Отдел экологии и охраны природы

2.7.

Итоговые конференции по весенне-летнему блоку программы экологического образования учащихся «Хранители Природы»:

- в Калининграде;

10.11 г.

Отдел экологии и охраны природы

2.8.

Конкурс творческих работ «Меньше мусора – меньше проблем!»

12.11 г. – 03.12 г.

Отдел экологии и охраны природы

2.9.

Региональный этап Всероссийского национального конкурса водных проектов старшеклассников Калининградской области 2012

11.11 г. – 02.12 г.

Зам. директора

2.10.

Конкурс по проблемам утилизации твёрдых бытовых отходов «Чудеса для людей из ненужных вещей» (воспитанники дошкольных образовательных учреждений)

12.11 г. – 03.12 г.

Отдел экологии и охраны природы

2.11.

Итоговые кустовые конференции по осеннему блоку программы экологического образования учащихся «Хранители Природы»:

- в Калининграде;


12.11 г.

Отдел экологии и охраны природы

2.12.

Массовая природоохранная кампания «Поможем зимующим птицам» (учащиеся образовательных учреждений)

12.11 г. – 02.12 г.

Отдел экологии и охраны природы

2.13.

Массовая природоохранная кампания «Следы на снегу» (учащиеся образовательных учреждений)

12.11 г. – 02. 12 г.

Отдел экологии и охраны природы

2.14.

Массовая природоохранная акция «Среднезимние учёты водоплавающих птиц» (учащиеся образовательных учреждений)

01.12 г.

Отдел экологии и охраны природы

2.15.

Областной конкурс исследовательских и краеведческих работ учащихся «Юные исследователи природы и истории родного края»

01– 04.12 г.

Зам. директора

2.16.

Областной теоретический конкурс по спортивному ориентированию и топографии для учащихся 5-11 классов

02.12 г.

Отдел краеведения и детско-юношеского туризма

2.17.

Областной конкурс «За здоровый образ жизни»

02.12 г.

Отдел экологии и охраны природы

2.18.

Конкурс мини-композиций «Сад под стеклом», посвящённый комнатному озеленению

02.12 г.

Отдел экологии и охраны природы

2.19.

Областной смотр-конкурс виртуальных экскурсий по школьным музеям с конкурсом экскурсоводов

03.12 г.

Отдел краеведения и детско-юношеского туризма

2.20.

Массовая природоохранная кампания «Операция «Первоцвет» (учащиеся образовательных учреждений)

03-05.12 г.

Отдел экологии и охраны природы

2.21.

Массовая природоохранная кампания «Живой ручей» (учащиеся образовательных учреждений)

04-05.12 г.

Отдел экологии и охраны природы

2.22.

Массовая природоохранная кампания «Весна – время встречать птиц» (учащиеся образовательных учреждений)

03-05.11 г

Отдел экологии и охраны природы

2.23.

Итоговые кустовые конференции по зимнему блоку программы «Хранители Природы»:

- в Калининграде;

04.12 г.

Отдел экологии и охраны природы

2.24.

Массовые природоохранные акции: «Марш парков» (благоустройство пришкольных парков /Памятников Природы)

04-05.12 г.

Отдел агроэкологии и зоологии

2.25.

Областная Неделя школьных музеев

- областной смотр школьных музеев в рамках Всероссийского смотра;

-областная игра «Краеведческое ориентирование по памятникам истории и культуры г. Калининграда»;

- областной конкурс экскурсоводов школьных музеев.


03.12 г.


05.12 г.


03.12 г.


Отдел краеведения и детско-юношеского туризма

2.26.

Открытая Ярмарка экологических проектов «Мой стиль жизни и окружающая среда»

05.12 г.

Отдел экологии и охраны природы

2.27.

Конкурс рисунков на асфальте «Войди в природу другом»

05.12 г.

Отдел экологии и охраны природы

2.28.

Областной 5-дневный полевой учебный туристский лагерь

06.12 г.

Отдел краеведения и детско-юношеского туризма

2.29.

Областной слёт юных экологов

06.12 г.

Зам. директора

2.30.

Областной летний полевой лагерь «Школа юных исследователей»

06.12 г.

Зам. директора

2.31

Областной 5-дневный итоговый туристский слет «Школа безопасности»


07.12 г.

Отдел краеведения и детско-юношеского туризма


3.Мероприятия МОУ СОШ п.Домново


3.1.

1. Организация работы экологической пилотной площадки


Сентябрь

Круглова Л.Г.

3.2.

2. Акция «Жалобная книга Природы»

Октябрь

(4 октября)

Благушина Т.И., Тупейко Е.В. учителя русского языка и литературы

3.3.

3. Акция «Правила поведения в природе»


Октября


Учителя начальных классов

3.4.

4. Акция «Птицы»

  • Листовки

  • Кормушки

  • Статья

  • «Домик для птицы»


Ноябрь

Ноябрь


Март – апрель

Бутерус Н.В.

Миронова Е.Е.

3.5.

Мероприятие «Берегите птиц»

Ноябрь-декабрь

Педагоги творческой группы

3.6.

Красная книга района

Январь

Учитель биологии

3.7.

Отображение мероприятий по экологии на страницах школьного сайта

В течение года

Тупейко Е.В.

3.8.

Акция «Вторая жизнь старых вещей»

Февраль

Педагоги творческой группы

3.9.

Научно-исследовательское и социальное проектирование.

В течение года

Педагоги творческой группы

3.10.

Открытые уроки

В течение года

Педагоги творческой группы

3.11.

Акция «Зеленый двор»

В течение года

Педагоги творческой группы

Бикаева Т.В.

3.12.

Оформление рекреации на экологическую тему

В течение года

Классные руководители, библиотека

3.13.

Классный часы

Март

21 – международный день Земли

22- международный день воды

Классные руководители, библиотека

3.14.

Акция «Чистый двор»

Март-апрель

Богданова В.В.

3.15.

Экологический двухмесячник

Апрель- май

Руководители МО

3.16.

Итоговое мероприятие

Май

Круглова Л.Г.

Бутерус Н.В.

3.17.

Подведение итогов работы за год, планирование работы на следующий год

июнь

Круглова Л.Г.

Бутерус Н.В.



Похожие:

Утверждаю: Директор моу сош п. Домново С. А. Заварина Программа работы моу сош п. Домново по экологизации школьного образования в оу правдинского района iconМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Нижнехалбинского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края Утверждаю директор моу сош
Программа организации учебного процесса заместителя директора по умр моу сош на 2011-2012 учебный год
Утверждаю: Директор моу сош п. Домново С. А. Заварина Программа работы моу сош п. Домново по экологизации школьного образования в оу правдинского района iconАнализ деятельности педколлектива мбоу сош п. Домново по повышению качества знаний обучающихся в 2012-2013 уч г. Вся работа педколлектива оу была направлена в истекшем год
Анализ деятельности педколлектива мбоу сош п. Домново по повышению качества знаний обучающихся в 2012-2013 уч г
Утверждаю: Директор моу сош п. Домново С. А. Заварина Программа работы моу сош п. Домново по экологизации школьного образования в оу правдинского района iconСогласовано Председатель профкома моу сош №7 Т. Ф. Огнева
Утверждаю Директор моу сош №7 И. Б. Шаренко Приказ №19/3 от 23. 10. 2008г
Утверждаю: Директор моу сош п. Домново С. А. Заварина Программа работы моу сош п. Домново по экологизации школьного образования в оу правдинского района iconУтверждаю: Директор моу сош №17 Шахова С. А
Настоящее положение определяет порядок организации и проведения Дня здоровья в моу «сош №17 г. Новоалтайска»
Утверждаю: Директор моу сош п. Домново С. А. Заварина Программа работы моу сош п. Домново по экологизации школьного образования в оу правдинского района iconПринято: Утверждаю: Общим собранием трудового Директор моу сош №15 коллектива моу сош №15 Седова Л. Ю
Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №15 города Кузнецка
Утверждаю: Директор моу сош п. Домново С. А. Заварина Программа работы моу сош п. Домново по экологизации школьного образования в оу правдинского района iconОсновная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения моу «Воздвиженская сош»
Моу «Воздвиженская сош» Оренбургской области Пономарёвского района раскрывает изменения, которые произойдут на первой ступени школьного...
Утверждаю: Директор моу сош п. Домново С. А. Заварина Программа работы моу сош п. Домново по экологизации школьного образования в оу правдинского района iconСогласовано: утверждаю: Председатель пк моу «сош №14» Директор моу «сош №14»
Настоящее Положение разработано в целях усиления материальной заинтересованности работников общеобразовательного учреждения в повышении...
Утверждаю: Директор моу сош п. Домново С. А. Заварина Программа работы моу сош п. Домново по экологизации школьного образования в оу правдинского района icon«принято» «утверждаю» на педагогическом совете Директор моу «сош №6 моу «сош №6 г. Баксана»
Требования, предъявляемые на уроках русского языка должны поддерживаться учителями всех предметов, как на уроках, так и во время...
Утверждаю: Директор моу сош п. Домново С. А. Заварина Программа работы моу сош п. Домново по экологизации школьного образования в оу правдинского района iconУтверждаю директор моу сош№7 В. А. Тамбовцева 2011 г. План методической работы по введению фгос. Методическая тема: «Методическое обеспечение работы начальной школы на основе образовательных стандартов нового поколения»
Основные направления школы вытекают из положений плана работы моу сош №7, программы развития школы на 2011-2012 учебный год, и могут...
Утверждаю: Директор моу сош п. Домново С. А. Заварина Программа работы моу сош п. Домново по экологизации школьного образования в оу правдинского района iconУрок по математике в 1 классе «Увеличение и уменьшение на 1,2» Макарычева Н. З. учитель начальных классов
Присутствует 20 педагогов (моу «сош с. Красный Яр», моу «сош с. Генеральское», моу «сош с. Шумейка», моу «сош с. Липовка», моу «оош...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты