Программа Изобразительное искусство 1 класс пояснительная записка icon

Программа Изобразительное искусство 1 класс пояснительная записка



НазваниеПрограмма Изобразительное искусство 1 класс пояснительная записка
Дата26.05.2014
Размер165.1 Kb.
ТипПрограмма

Рабочая программа

Изобразительное искусство 1 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана соответствии с:


  • федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (далее - ФГОС НОО) в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года, № 124 (для 1-х классов и 2-х классов);

  • приказом министерства образования Ставропольского края от 07.07.2012 года № 537-пр « Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ставропольского края»

  • учебным планом МКОУ «СОШ №24» ИМРСК на 2012/2013 учебный год

  • Примерной программой по учебным предметам. Изобразительное искусство.


Цель программы:

  • формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.

  • формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

  • формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.


Задачи:

      1. постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

      2. развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства (только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей).

      3. развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни;

      4. развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

      5. развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний.


Программа разработана для проведения 33 урока в течение учебного года (1 час в неделю, 33 учебные недели).


Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.


^ Итоговый контроль

Организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.


Тематическое планирование



Раздел


Количество часов

Из них

Экскурсии

Ты изображаешь.

Знакомство с мастером Изображения.

^ 9

(уплотнение тем)




Ты украшаешь.

Знакомство с Мастером Украшения.

^ 8

(уплотнение тем)




Ты строишь.

Знакомство с Мастером Постройки.

11




^ Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.

5

1

Итого:

33

1



^ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





урока

Наименование

раздела программы

Тема урока

Кол-во

часов


Характеристика деятельности учащихся

Дата


1

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

Изображения всюду вокруг нас

9

1

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.

Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

^ Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.




2

Мастер Изображения учит видеть.

1

Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное).

^ Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.

Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).

Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

Создавать, изображать на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья).




3

Изображать можно пятном.



1

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.

Видеть зрительную метафору —находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.

^ Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.

Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы)




4

Изображать можно в объеме.



1

Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.).

Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова).

Овладевать первичными навыками изображения в объеме.

Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).





5


Изображать можно линией


1

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).

^ Находить и наблюдать линии и их ритм в природе.

Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.




6

Разноцветные краски.

1

Овладевать первичными навыками работы гуашью.

Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.

Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.




7

Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Изобразить радость.

1

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).

Изображать радость или грусть (работа гуашью).




8

Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Изобразить грусть.

1

9

Художники и зрители

(обобщение темы).

1

^ Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки.

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.).




10

^ Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

Мир полон украшений

8

1

Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице).

Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.

^ Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.

Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).

Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).




11

Красоту надо уметь замечать

1

Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления.

Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.

Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.

Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.




12

Узоры на крыльях

1




13

Красивые рыбы.

1




14

Украшения птиц.

1






15

Узоры, которые создали люди.



1




16

Как украшает себя человек

1

17

Мастер Украшения помогает сделать праздник

(обобщение темы)

1



Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.

Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах.

Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.

Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).

Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий.

Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).

^ Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.




18

^ Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

Постройки в нашей жизни.

11


1

Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.

Изображать придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов.




19

Домики, которые построила природа.

1

Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции.

Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов.




20

Дома снаружи и внутри.

1

Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону







21-22


Строим город.


2

Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.

Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.

Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка.






23-24

Всё имеет своё строение.

2

Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.

Составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации.




25-26

Постройка предметов.

2

Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.

Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий




27-28

Город, в котором мы живём (обобщение темы).

2

Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу.

^ Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления.

Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.

Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц.

Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя.

^ Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности




29

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

Совместная работа трёх Братьев-Мастеров

5

1

Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).

Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).

^ Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.




30

«Сказочная страна».

Создание панно.

1

Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.

Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира.




31

«Праздник весны». Конструирование из бумаги.



1

Наблюдать и анализировать природные формы.

Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками.

Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов.

^ Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.

Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание).

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.




32

Урок любования. Умение видеть (экскурсия).

1

Любоваться красотой природы.

Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности.

Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и (желательно) впечатления от подлинных произведений в художественном музее или на выставке.

Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.

Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью).




33

Здравствуй, лето!

(обобщение темы)

1






Результаты изучения учебного предмета


Личностными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в 1-м классе является формирование следующих умений:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;


^ Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные УУД:

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия.


^ Предметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

Обучающийся научится:

-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;

- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;

- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;

- способы и приёмы обработки различных материалов;

- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;

- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

- составлять композиции с учётом замысла;

- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

- конструировать из природных материалов;

- пользоваться простейшими приёмами лепки.

Обучающийся получит возможность научиться:

- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;

-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

- развивать фантазию, воображение;

-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;

- научиться анализировать произведения искусства;

- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;

- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.


Список использованной литературы


Изобразительное искусство: Рабочие программы 1-4 кл./ Под ред. Б.М. Неменского, М: «Просвещение», 2011

Изобразительное искусство: методическое пособие 1-4 классы./ Под ред. Б.М. Неменского, М: «Просвещение», 2011

Неменская Л.А. «Изобразительное искусство: Ты Изображаешь, украшаешь и строишь: 1 класс./ Под ред. Б.М. Неменского, М: «Просвещение», 2011



Похожие:

Программа Изобразительное искусство 1 класс пояснительная записка iconПояснительная записка Программа «Изобразительное искусство»
«Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания...
Программа Изобразительное искусство 1 класс пояснительная записка iconПояснительная записка Данная рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»
«Изобразительное искусство» составлена на основе авторской программы О. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская «Изобразительное искусство»в...
Программа Изобразительное искусство 1 класс пояснительная записка iconПрограмма учебного предмета «Изобразительное искусство», 1 класс Пояснительная записка
Фгос, авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», что позволяет обеспечить требуемый...
Программа Изобразительное искусство 1 класс пояснительная записка iconИзобразительное искусство. 1 класс рабочая программа составлена на основе образовательной программы «Изобразительное искусство»
«Изобразительное искусство» (для четырехлетней начальной школы) р о. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская рекомендовано Министерством образования...
Программа Изобразительное искусство 1 класс пояснительная записка iconПояснительная записка к тематическому плану уроков по учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд»
Развернутый тематический план по предмету «Изобразительное искусство» разработан при­менительно к учебной программе «Изобразительное...
Программа Изобразительное искусство 1 класс пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа «Изобразительное искусство и художественный труд»
Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089, на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству...
Программа Изобразительное искусство 1 класс пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа «Изобразительное искусство и художественный труд»
Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089, на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству...
Программа Изобразительное искусство 1 класс пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа «Изобразительное искусство и художественный труд»
Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089, на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству...
Программа Изобразительное искусство 1 класс пояснительная записка iconПояснительная записка программа по изобразительному искусству для 2 класса составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство»
«Изобразительное искусство», созданной под руководством народного художника России, академика рао б. М. Неменского, в соответствии...
Программа Изобразительное искусство 1 класс пояснительная записка iconПредмет: изобразительное искусство. 1 класс. Учитель
Программа: Изобразительное искусство. В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. Традиционная система. Сборник программ для четырёхлетней начальной...
Программа Изобразительное искусство 1 класс пояснительная записка iconИзобразительное искусство пояснительная записка
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство»,...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты