Естествознание. Раздел Химия Тема 1 вода. Растворы. Закрепление 1 Перечень теоретических вопросов icon

Естествознание. Раздел Химия Тема 1 вода. Растворы. Закрепление 1 Перечень теоретических вопросов



НазваниеЕстествознание. Раздел Химия Тема 1 вода. Растворы. Закрепление 1 Перечень теоретических вопросов
Дата26.05.2014
Размер233.32 Kb.
ТипСправочники, творчество

Естествознание. Раздел 2. Химия

Тема 1 ВОДА. РАСТВОРЫ.


Закрепление 2.1.1

Перечень теоретических вопросов

1. ... – единственное вещество в природе, которое в земных условиях существует в трех агрегатных состояниях.

2. Вода – это ... , плотность равна ... , температура плавления равна ... , температура кипения равна ... , ... проводит электрический ток.

3. Вода – ... растворитель. Любая природная вода – ... .

4. Раствор – ... .

5. Вещества, образующие раствор, называются ... раствора. Один из них – растворитель.

6. Растворитель – ... .

7. Растворение – ... процесс.

8. Дробление растворяемого вещества до мелких частиц и их равномерное распределение между молекулами растворителя – ... .

9. Взаимодействие растворяемого вещества и растворителя – ... сторона процесса растворения.

10. Растворы – вещества ... состава. Состав растворов выражают через ... .

11. Массовая доля растворенного вещества – ... . Она выражается в ... или ... .

12. Рассчитайте массовую долю вещества в растворе, если в 200 г раствора содержится 10 г соли.

13. Сколько граммов растворенного вещества содержится в 500 г 10%-го раствора?

14. По содержанию растворенного вещества в растворе растворы бывают ..., ..., ... .

15. Раствор, находящийся в равновесии с растворенным веществом, – ................................ .

16. Растворимость вещества зависит от ... вещества и растворителя, ... , ... (для газов).

17. Химически взаимодействуют с водой металлы, стоящие в ряду активности ............ водорода.

18. Активные металлы взаимодействуют с водой с выделением ... и образованием ... металла.

19. Металлы средней активности взаимодействуют с водой с выделением ... и образованием ... металла.

20. Оксиды металлов и неметаллов взаимодействуют с водой, если им соответствуют ... гидроксиды.

21. Оксиды, которым соответствуют основания, – ... . Это оксиды ... .

22. Оксиды, которым соответствуют кислоты, – ... . Это оксиды – ... .

^ Практическая работа №1

Тема: Расчет количественных параметров продуктов реакции, если исходные вещества содержат примеси, расчет массовой доли примеси.


Решение задач занимает в химическом образовании важнейшее место, т.к. это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии и вырабатывается умение самостоятельного применения приобретенных знаний. Тесное взаимодействие знаний и действий является основой формирования различных приемов мышления: суждений, умозаключений, доказательств.

У учащихся в процессе решения задач воспитывается трудолюбие, целеустремленность, упорство в достижении цели. В процессе решения задач реализуются межпредметные связи, что позволяет развивать мировоззрение учащихся.

Краткие теоретические сведения

Абсолютно чистого вещества в природе не бывает, поэтому в химических производствах вынуждены использовать исходные вещества, содержащие примеси. Эти примеси обычно имеют отличные от основного вещества свойства и, поэтому не образуют в процессе производства нужные продукты.

В связи с этим, чтобы определить количественные параметры получаемого продукта, необходимо вначале рассчитать количественные параметры вступающего в реакцию чистого вещества, которое содержится в исходном объекте. После этого решается базовая задача.

Обратные задачи заключаются в оценке чистоты исходных веществ по количеству продуктов реакции.

Содержание примеси обычно выражают в частях от единицы (или выражают в %). Эта величина показывает массовую долю чистого вещества (примеси) в исходном образе (формула 1).

Для вычисления массы чистого вещества (или примесей), содержащегося в смеси, используют формулу 2.

 (1)

m(смеси) = m(осн.в.) + m(прим.) (2)

ход работы:

1 Решаем по алгоритму

Пример 1 При взаимодействии 10,8 г кальцинированной соды (безводный карбонат натрия)

с избытком раствора соляной кислоты получили 2,24 л (н.у.) оксида углерода (IV).

Вычислите содержание примеси в соде.

Решение: По формуле n=m:М находим количество молей СО2: n СО2 =2,24л: 22,4моль/л = 0,1 моль

Согласно уравнению реакции для получения 0,1 моль СО2 нужно 0,1 моль Na2СО3

m Na2СО3=106г/моль *0,1 моль =10,6 г

w (Na2СО3)= 10,6 г: 10,8 г =0,982

w (примеси) = 1-0,982=0,018 или 1,8%



^ Алгоритм вычисление массовой доли примесей в исходном веществе по его массе и известной массе продукта реакции

Пример 2 При восстановлении порции железной окалины Fe3O4 массой 464г водородом образовалось 302,4г железа. Вычислите массовую долю Fe3O4 в данной порции железной окалины и массовую долю примесей в ней.

С помощью соответствующих обозначений запишем условие задачи, найдем молярные массы веществ, о которых идет речь в условии задачи

Дано:
mисх(Ре304)=464г
m(Fe)=302,4г
----------------------- 
w(Fe304)=?%; wnp=?%
M(Fe3O4)=232г/моль
M(Fe)=56г/моль

Найдем количество вещества продукта реакции

Решение:

n(Fe)=5,4моль

Запишем уравнение реакции. Расставим коэффициенты 
Fe3O4 + 4Н2 = 3Fe + 4Н2О

Над формулами веществ надпишем данные о количествах веществ, найденных из условия задачи, а под формулами — стехиометрические соотношения, отображаемые уравнением реакции

? моль        5,4 моль
Fe3O4 + 4H2 = 3Fe + 4H2O
1 моль       3 моль

Вычислим количество вещества реагента. Для этого составим пропорцию

х моль/1моль=5,4моль/3моль откуда х=1,8моль.
Следовательно, для чистого Fe3O4 n(Fe3O4)=1,8моль

Найдем массу исходного вещества (основного реагента), вступившего в реакцию

m(Fe304)=n(Fe304)•M(Fe304)
m(Fe3O4)=1,8моль•232г/моль = 417,6г

Найдем массовую долю основного реагента в порции исходного вещества. Для этого составим пропорцию и решим уравнение

464г составляет 100% массы исходного вещества
417,6 г составляет а %,
а•464=417,6•100%, откуда а=90%.
Следовательно, w(Fe3O4)=90%

Найдем массовую долю примесей в порции исходного вещества
wnp=100%-90%=10%

  1. Запишем ответ
    Ответ: w(Fe3O4)=90%; wnp=10%

^ 2.Решите самостоятельно:

Задача.№1:При прокаливании 400 г натриевой селитры получили 33,6 л кислорода. какова массовая доля примесей в селитре?

Задача №2:Сколько литров углекислого газа можно получить из 119 граммов известняка, содержащего 16 % примесей?

Задача №3: На завод было доставлено 50 т фосфорита, содержащего 35% пустой породы. Определите массу чистого фосфата кальция. Решить задачу двумя способами.

^ Задача №:4 Вычислите объём (в м3) углекислого газа и массу жжёной извести, которые получаются при обжиге 500 кг известняка, содержащего 92% карбоната кальция.

^ 3.Придумать задачу и решить её.

Практическая работа № 2

Тема: «Методы очистки воды. Анализ содержания примесей в воде. Жёсткость воды».

.

^ Часть 1. Методы очистки. Анализ содержания примесей.

Цель работы: научиться очищать воду от механических примесей и уметь определять содержание примесей в воде.


Оборудование: реактивы, химическая посуда

Краткие теоретические сведения

Получение чистой воды – очень важная проблема. Чистая вода необходима многим отраслям современной промышленности, она используется для проведения многих технологических процессов. Очищенная питьевая вода применяется в бытовых целях. В природной воде всегда имеются механические примеси и растворённые вещества. Вода – прекрасный растворитель и поэтому невозможно встретить в природе жидкую «чистую» воду, то есть ту воду, в которой не растворены неорганические и органические вещества. В результате жизнедеятельности человека количество загрязняющих воду веществ постоянно растёт, и на сегодняшний день их насчитывается более 50 000. Поэтому проведение тестов на определение концентрации такого количества химических веществ, которые могут присутствовать в воде, просто невозможно.

Традиционно для оценки качества воды используют физические, санитарно - бактериологические и химические показатели.

К физическим показателям относят температуру, запахи и привкусы, цветность и мутность.

К санитарно-бактериологическим показателям относят бактериальную загрязнённость воды, загрязнённость кишечной палочкой, содержание в воде токсичных и радиоактивных микрокомпонентов.

К химическим показателям относят водородный показатель воды рН, жёсткость и щёлочность, минерализацию, а также содержание главных ионов. Качество воды определяется содержанием ионов, обуславливающих жёсткость воды, а также ионов тяжёлых металлов Рb2+, Рg2+, Cr3+, Fe3+, SO42-, Cl-, Mg2+, которые часто встречаются в стоках промышленных предприятий

^ Выполнение работы

В тетрадях учащихся вычерчивается таблица. Заполнить таблицу, просмотрев презентацию

Вид загрязнения

Загрязняющий фактор

Источник загрязнения

Устранение

      1)На слайде №6 вы видите основные факторы, которые могут загрязнять окружающую среду (пластмассовые бутылки, соли тяжелых металлов, кислоты, шлак, опилки, канализационные стоки, сбросы животноводческих ферм, сбросы теплой воды и др.). Попробуйте объединить их в группы сходных факторов.
2). Заполнение 1 и 2 графы таблицы

(слайд №7). Знакомство с основными видами загрязнения воды: механическое, химическое, биологическое, тепловое..
3). Обсудите в парах возможные источники разных видов загрязнения воды. Заполните графу 3 таблицы. 
4). Беседа по результатам работы (слайд №8).
5). Последствия загрязнений – обсуждение по материалам слайдов №9,10,11.
6). Изучите содержание текста «Как очищают воду». Выберите основные методы устранения каждого вида загрязнений (работают в парах, слайд №12). Заполните графу 4 таблицы.

^ КАК ОЧИЩАЮТ ВОДУ 
Питьевая вода, обеспечивающая нормальный ход жизненных процессов в организме человека, должна отвечать трем основным требованиям:  
1. Не содержать посторонних веществ в концентрациях, которые могут вредно влиять на здоровье человека. 
2. Не содержать болезнетворных организмов. 
3. Не иметь запаха, цвета, быть прозрачной и приятной на вкус. 
В крупных населенных пунктах имеются очистные сооружения для получения чистой питьевой воды. Вода при отборе из открытого или закрытого водо­ема проходит через металлические сетки, оставляя на них крупные механические примеси. Оседание мелких механических примесей происходит в отстойниках.

Затем в воду добавляют специальные вещества (коагулянты), которые помогают мельчайшим частичкам мути собираться в более крупные cгустки, легко оседающие на фильтре из песка, гравия или дробленого антрацита. После фильтрования воду обеззараживают с помощью газообразного хлора или озона, которые убивают микрофлору и окисляют органические вещества. Дополнительную обработку воды в домашних условиях проводят фильтрами типа «Родничок», «Барьер».
Есть еще одна проблема - это очистка уже использованной на производстве, так называемой сточной воды.  В различных сточных водах обнаружено более 10 000 веществ-загрязнителей. Очистка сточных вод основана на известных вам физических методах (отстаивании, фильтровании и т.д.) плюс химических и биологических. В основе химических методов лежат разнообразные химические реакции: окисления, нейтрализации, осаждения и т.д. В результате этих реакций образуются безвредные либо менее вредные вещества, легко удаляемые из стоков. Например, если сточная вода имеет кислую среду, то ее нейтрализуют щелочами. Так биологическая очистка основана на создании оптимальных условий для работы микроорганизмов-санитаров, питающихся органическими и неорганическими веществами сточных вод, в результате чего образуются без­вредные вещества: углекислый газ и другие.
Промышленный кругооборот воды стремятся сделать замкнутым, т.е. воду «забирают» один раз при пуске производства. Затем отработанную воду очищают и вновь возвращают в производство. Такую воду называют «оборотной». На некоторых производствах собирают дождевую («ливневую») воду и после очистки пускают в производство.

Опыт № 1. Очистка воды методом фильтрования.

Приготовьте делительную воронку, поместив в неё фильтр. Вылейте на фильтр воду с механическими примесями. Что наблюдаете?

Опыт № 2. Очистка воды методом перегонки.

Соберите устройство по рис. 6.2. стр. 105. Изучите работу прибора.

Опыт № 3. Обнаружение ионов SO42-.

К 3 мл анализируемой воды добавьте 2-3 капли 1М раствора соляной кислоты, нагрейте до кипения и прибавьте 0,5 мл хлорида бария. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.

Опыт № 4. Обнаружение ионов Cl-.

К 3 мл анализируемой воды прилейте по каплям 0,1М раствора нитрата серебра. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.

Опыт № 5. Обнаружение ионов Fe3+.

К 0,5 мл анализируемой воды прилейте 1мл 0,5 М раствора тиоцианата калия (KNCS). Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.

Контрольные вопросы

1. Как получить дистиллированную воду и почему она вредна для организма?

2. Почему не проводят исследование воды на все химические примеси?

Выводы

Часть 2.

«Устранение жёсткости воды».

Цель работы: научиться устранять жёсткость воды.

Оборудование: реактивы, химическая посуда.

^ Краткие теоретические сведения

Природная вода, проходя через горные породы, обогащается солями кальция и магния. Это объясняется растворимостью сульфатов магния и кальция; кроме этого, в присутствии углекислого газа и воды нерастворимые карбонаты превращаются в растворимые гидрокарбонаты:

МеСO3 +CO2 +H2O= Ме (H СO3)2

Если содержание солей в воде незначительно, то воду называют мягкой (дождевая вода), в противном случае – жёсткой (речная, морская вода).

Различают карбонатную (временную) жёсткость воды, обусловленную наличием в воде гидрокарбонатов магния и кальция, некарбонатную (постоянную) обусловленную присутствием в воде сульфатов, хлоридов магния и кальция, а также других солей.

Общая жёсткость = карбонатная жесткость + постоянная жёсткость

В жёсткой воде плохо развариваются продукты питания и плохо завариваются чай, кофе. Постоянное употребление жёсткой воды может привести к отложению солей в организме. В такой воде плохо мылится мыло (не даёт пены), а ткань, впитывая соли, становится жёлтой и быстро ветшает; вода непригодна для паровых котлов и трубопроводов, так как при нагревании жёсткой воды соли кальция и магния осаждаются на внутренних стенках, образуя накипь. Накипь имеет низкую теплопроводность, поэтому затрудняет нагревание воды. Это вызывает увеличение расхода топлива. Кроме того, из-за накипи металл котла перегревается и быстро изнашивается.

^ Выполнение работы

Опыт № 1. Определение жёсткости воды.

В одну пробирку налейте 5 мл. дистиллированной воды, а в другую столько же жёсткой. В обе пробирки приливайте по каплям (из пипетки) мыльный раствор (после прибавления каждой капли пробирку встряхивайте) до появления устойчивой пены. Объясните результаты опыта.

Опыт № 2.Устранение жёсткости воды кипячением.

Налейте в пробирку 5 мл. жёсткой воды и прокипятите. Дайте ей остыть. Слейте осторожно воду с осадка и приливайте к ней по каплям мыльный раствор. Запишите уравнение реакции.

Опыт № 3. Устранение жёсткости воды действием известкового молока.

Налейте в пробирку 5 мл. жёсткой воды и добавьте к ней 3 мл. известкового молока. Запишите уравнение реакции.

Опыт № 4. Устранение жёсткости воды действием соды.

Налейте в пробирку 5 мл. жёсткой воды и добавьте к ней несколько грамм питьевой соды. Запишите уравнение реакции.

^ Контрольные вопросы:1.Некоторые почвы при действии на них соляной кислоты «вскипают». Чем это объясняется? Составьте уравнение реакции.

2.Как удалять накипь со стенок стиральных машин?

Пример оформления работы:

Жесткость воды – это совокупность ее свойств, обусловленных содержанием в воде ионов Са2+ и Мg2+ в составе растворимых гидрокарбонатов,
хлоридов, сульфатов. Жесткость делится на следующие виды:


Вид жесткости

Чем обусловлен

1.Карбонатная или временная

2. Некарбонатная или постоянная

3. Общая

Са (НСО3)2,  Мg(НСО3)2

СаСl2, МgCl2, CaSO4, MgSO4

Постоянная и временная вместе

Для определения жесткости воды использовался концентрированный мыльный раствор. В основе эксперимента лежит способность мыльного раствора образовывать устойчивую пену в воде разной жесткости с разной скоростью. Мыльный раствор добавляется к исследуемому образцу по каплям и встряхивается. В качестве эталона берется дистиллированная вода.

                                    ^ Результаты определения жесткости воды

 

Образец воды

 

 

Число капель мыльного раствора

 

 

Изменения

1. Вода дистиллированная

2. Вода водопроводная

3. Вода колодезная
(ул. Калинина)

4. Вода дождевая



3

12

14

5

 

 Образовалась устойчивая пена

 

Образовалась устойчивая пена, появился хлопьевидный осадок

Образовалась пена, выпал хлопьевидный осадок

Образовалась устойчивая пена

 

Вывод: Дистиллированная вода не содержит солей. Вода дождевая почти не содержит солей Са2+ и Мg2+.            Вода из колодца и водопроводная – жесткая. Путем химического анализа определили вид жесткости.
^ Определение вида жесткости




Образец воды



Действие



Число капель мыльного раствора



Вид жесткости

1.Водопроводная вода
2.Колодезная

Кипячение


Кипячение

8


7

Временная и постоянная


Временная и постоянная
Вывод: Так как после кипячения уменьшился расход мыльного раствора, то исследуемая вода обладала карбонатной жесткостью, которая устраняется кипячением.

Са(НСО)2= СаСО3 + СО2+ Н2О

Чтобы определить, какими солями обусловлена постоянная жесткость воды, для исследования  прокипяченной воды использовали реактивы:AgNO3, BaCl2.
^ Определение анионов в жесткой воде



Образец воды



Реактив



Изменения

Водопроводная

 

2. Колодезная

AgNO3

 BaCl2

AgNO3

 BaCl2

Помутнение

Изменений нет

Помутнение

Изменений нет

Вывод: Постоянная жесткость воды обусловлена наличием хлоридов Са2+ и Mg2+.

СаСl2 + 2АgNO3 = Ca( NO3)2+2 AgCl ↓
После добавления к жесткой воде кальцинированной соды, число капель мыльного раствора уменьшилось до 4-5 Результаты данного анализа могут быть использованы для определения качества воды: питьевой, технической, минеральной.

^ Виды жесткой воды

Вид жесткости

Чем обусловлен

Способы устранения

Уравнения химических реакций



^
Контрольная работа №2.1.1
ВАРИАНТ 1

1. Основной запас воды на Земле находится в:

а) морях и океанах;
б) подземных источниках;
в) атмосфере;
г) ледниках, озерах, реках.

2. Глубокие водоемы не промерзают до дна, поскольку:

а) замерзает только верхний слой, т. к. плотность льда меньше плотности воды;
б) лед плавится при 0 °С;
в) лед твердый;
г) лед тяжелее воды.

3. При приготовлении раствора его объем:

а) равен объему смешиваемых компонентов;
б) равен объему растворителя;
в) не равен объему смешиваемых компонентов;
г) равен объему растворяемого вещества.

^ 4. Является раствором:

а) лимонная кислота;
б) дистиллированная вода;
в) кровь;
г) глицерин.

5. Какова (в %) концентрация раствора, если в 200 г раствора содержится 20 г соли?

а) 5;
б) 10;
в) 20;
г) 30.

6. Взаимодействуют с водой:

а) Сu, СuО, SO2;
б) Pb, FeO, SO3;
в) Na, BaO, SO2;
г) Na, Na2O, SiO2.

7. Взаимодействует с водой с образованием гидроксида металла:

а) Fe;
б) Сu;
в) Na;
г) Zn.

8. Кислотный оксид:

а) N2O5;
б) Na2O;
в) ВаО;
г) Fe2O3.

9. С водой взаимодействует оксид:

а) СuО;
б) SO3;
в) FeO;
г) SiO2.

10. Дополните уравнение: Fe + H2O = H2 + ... .

а) Fe;
б) Fe(OH)2;
в) Fe(OH)3;
г) FeO.

11. Гидроксид магния:

а) МgO;
б) MgCl2;
в) Mg(OH)2;
г) MgSO4.

^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

12. Вода более соленая в море:

а) Белом;
б) Черном;
в) Балтийском; 
г) Красном.

13. Смешали 200 г 10%-го раствора и 400 г 40%-го раствора соли. Процентная концентрация соли в новом растворе стала:

а) 25;
б) 30;
в) 35;
г) 40.

14. Какова молярная концентрация раствора (в моль/л), если в 3 л содержится 6 моль вещества?

а) 6;
б) 3;
в) 2;
г) 1.

15. Какие вещества взаимодействуют с водой:

Са, Na2O, CO2, Hg, CuО?

Напишите уравнения реакций.

16. Расшифруйте цепочку превращений:


ВАРИАНТ 2

1. Вода в земных условиях существует в природе в следующих агрегатных состояниях:

а) твердое;
б) жидкое;
в) газообразное;
г) твердое, жидкое, газообразное.

2. Плотность воды равна (в г/см3):

а) 1;
б) 0,1;
в) 0,92;
г) 0,5.

3. В процессе растворения энергия:

а) не изменяется;
б) поглощается;
в) поглощается или выделяется в зависимости от природы растворителя и растворяемого вещества;
г) выделяется.

4. Является раствором:

а) бензол;
б) дистиллированная вода;
в) молоко;
г) спирт.

5. Масса растворенного вещества (в г), содержащегося в 700 г 20%-го раствора:

а) 140;
б) 14;
в) 20;
г) 7.

6. Взаимодействуют с водой:

а) К, К2О, СO2;
б) Hg, HgO, P2O5;
в) Sn, ZnO, P2O5;
г) Al, Fe2O3, SO3.

7. Взаимодействует с водой с образованием оксида металла:

а) Fe;
б) K;
в) Hg;
г) Au.

8. Кислотный оксид:

а) SO2;
б) CaO;
в) CrО;
г) K2O.

9. С водой взаимодействует оксид:

а) СrО;
б) Al2O3;
в) HgO;
г) Na2O.

10. Дополните уравнение: 2Na + 2H2O = H2 + ... .

а) Na;
б) Na2O2;
в) 2NaOH;
г) Na2O.

11. Гидрокcид железа(III):

а) Fe2O3;
б) Fe(OH)3;
в) Fe(OH)2;
г) FeSO4.

^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

12. Вода содержит больше растворенного кислорода в море:

а) Белом;
б) Черном;
в) Балтийском; 
г) Красном.

13. Смешали 200 г 50%-го раствора и 500 г 20%-го раствора соли. Процентная концентрация соли в новом растворе стала:

а) 29;
б) 80;
в) 70;
г) 35.

14. Какова молярная концентрация раствора (в моль/л), если в 6 л содержится 3 моль вещества?

а) 6;
б) 3;
в) 0,5;
г) 1.

15. Какие вещества взаимодействуют с водой:

СаО, Na, Р2O5, Аg, SiО2?

Напишите уравнения реакций.

16. Расшифруйте цепочку превращений:


ВАРИАНТ 3

1. Основные запасы пресной воды на Земле находятся в:

а) океанах и морях;
б) озерах и реках;
в) подземных источниках;
г) ледниках.

2. Температура плавления льда равна (в  °С):

а) 100;
б) 1;
в) 0;
г) –5.

3. Процесс растворения – процесс:

а) физический;
б) химический;
в) физико-химический;
г) биологический.

4. Не является раствором:

а) чай;
б) морская вода;
в) пресная вода;
г) дистиллированная вода.

5. Масса растворенного вещества (в г), содержащегося в 300 г 10%-го раствора:

а) 10;
б) 30;
в) 40;
г) 60.

6. Взаимодействуют с водой:

а) Ва, ВаО, SiO2;
б) Li, Li2O, SO3;
в) S, SO2, SO3;
г) Pt, CaO, P2O5.

7. Взаимодействует с водой с образованием гидроксида металла:

а) Ba;
б) Mn;
в) Cr;
г) Pt.

8. Основный оксид – это:

а) SiO2;
б) CO2;
в) Li2О;
г) P2O5.

9. С образованием кислоты взаимодействует с водой оксид:

а) СuО;
б) Р2O5;
в) ВаO;
г) Na2O.

10. Дополните уравнение:

СaО + H2O = ... .

а) СaО + Н2;
б) Са(OН)2;
в) Са(OH)2 + Н2;
г) Са + Н2.

11. Гидрокcид хрома(II):

а) Cr2O3;
б) Cr(OH)3;
в) Cr(OH)2;
г) CrCl3.

^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

12. Вода беднее растворенным кислородом в море:

а) Карском;
б) Средиземном;
в) Каспийском; 
г) Красном.

13. Из 600 г 50%-го раствора соли выпарили 200 г воды. Процентная концентрация соли в новом растворе стала:

а) 90;
б) 80;
в) 75;
г) 35.

14. Какова молярная концентрация раствора (в моль/л), если в 10 л содержится 10 моль вещества?

а) 10;
б) 0,1;
в) 0,5;
г) 1.

15. Какие вещества взаимодействуют с водой:

СО2, Li, Li2O, Hg, SiО2?

Напишите уравнения реакций.

16. Расшифруйте цепочку превращений:


ВАРИАНТ 4

1. Нормальное содержание воды в организме человека (в %):

а) 10;
б) 20;
в) 65;
г) 90.

2. Теплоемкость воды именно так соотносится с теплоемкостью воздуха:

а) равна;
б) меньше;
в) больше;
г) в одних случаях больше, в других – меньше.

3. Состав раствора:

а) постоянный;
б) переменный;
в) нельзя выяснить;
г) выражается химической формулой.

4. Не является раствором:

а) газированная вода;
б) минеральная вода;
в) НNO3;
г) вода озера.

5. Cколько граммов 20%-го раствора можно получить из 5 г вещества?

а) 10;
б) 25;
в) 100;
г) 50.

6. Взаимодействуют с водой:

а) K, Al2О3, SiO2;
б) Ni, CuO, SO3;
в) Ag, PbO, P2O5;
г) Na, K2O, N2O5.

7. Не взаимодействует с водой:

а) Ba;
б) Sn;
в) Cr;
г) Аu.

8. Основный оксид:

а) SO2;
б) CO;
в) N2О;
г) Fe2O3.

9. С образованием гидроксида металла с водой взаимодействует оксид:

а) СuО;
б) N2O5;
в) WO3;
г) К2O.

10. Дополните уравнение:

3 + H2O = ... .

а) SО2;
б) S(OН)2;
в) H2SO4;
г) Н2SO3.

11. Гидрокcид меди(I):

а) Cu2O;
б) Cu(OH)2;
в) CuOH;
г) CuО.

^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

12. Вода беднее растворенными солями в море:

а) Карском;
б) Средиземном;
в) Каспийском; 
г) Красном.

13. К 800 г 50%-го раствора добавили 200 г воды. Процентная концентрация соли в новом растворе стала:

а) 40;
б) 80;
в) 50;
г) 30.

14. Какова молярная концентрация раствора (в моль/л), если в 1 л содержится 2 моль вещества?

а) 2;
б) 0,1;
в) 0,5;
г) 1.

15. Какие вещества взаимодействуют с водой:

Na, ВаО, Zn, Fe2O3, HgО, SО3?

Напишите уравнения реакций.

16. Расшифруйте цепочку превращений:


^
Критерии оценки ответов на задания

Отметка

«3»

«4»

«5»

Обязательная
часть


Кол-во
заданий


6

8

10

Дополнительная
часть




3

4


Домашнее задание № 2.1.1 ^ ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «ВОДА»

1 ВАРИАНТ

1. Плотность воды равна:

а) 1 г/см3 б) 1000 г/см3 в) 10 г/см3 г) 1г/мл


2. Какие утверждения верны:

а) Вода - уникальный растворитель, в котором могут растворяться многие вещества .

б) Вода может существовать сразу в трёх агрегатных состояниях.

в) В природе вода встречается всегда без примесей.

г) Вода имеет голубой цвет.


3. Какие из перечисленных веществ не реагируют с водой?

а) MgO б) Li2O в) CuO г) CaO


4. C какими веществами вода может вступать в реакцию замещения?

а) оксиды металлов б) оксиды неметаллов

в) основания г) металлы


5. Каким способом можно получить кислоту?

а) при взаимодействии активного металла с водой;

б) при взаимодействии оксида неметалла с водой

в) при взаимодействии оксида металла с водой

г) при взаимодействии неметалла с водой


6. Из предложенных веществ выберите те, которые реагируют с водой, и напишите уравнения возможных реакций.

а) Fe б) Fe2O3 в) O2 г) NaCl д) Na

е) Na2O ж) Cl2O7 з) Ag и) SO2 к) BaO


7. Для приготовления 400г 4%-ного раствора соли необходимо взять:

а) 2г соли и 400мл воды

б) 4г соли и 400мл воды

в) 16г соли и 384мл воды

г) 8г соли и 400мл воды


8. В 250 мл воды растворили 50г соли. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.

а) 50% б) 16,67% в) 10% г) 25%


2 ВАРИАНТ

1. Температура кипения воды равна:

а) 0 0С б) 100 0С в) 10000С г) 100С


2. Какие утверждения верны:

а) Дистиллированная вода- это смесь.

б) Дистиллированная вода имеет приятный вкус.

в) Дистиллированная вода не имеет запаха.

г) Вода - самое распространенное на Земле вещество.


3. Какие из перечисленных веществ не реагируют с водой?

а) SiO2 б) CO2 в) Ag2O г) BaO


4. C какими веществами вода может вступать в реакцию соединения?

а) оксиды металлов б) оксиды неметаллов

в) основания г) металлы


5. Какими способами можно получить щёлочь

( растворимое основание)?

а) при взаимодействии активного металла с водой;

б) при взаимодействии оксида неметалла с водой

в) при взаимодействии оксида металла с водой

г) при взаимодействии неактивного металла с водой


6. Из предложенных веществ выберите те, которые реагируют с водой, и напишите уравнения возможных реакций.

а) Al б) Al2O3 в) H2 г) Cu д) Ca

е) SrO ж) SiO2 з) Zn и) P2O5 к) SO3


7. Для приготовления 150г 3%-ного раствора соли необходимо взять:

а) 3г соли и 150мл воды

б) 6г соли и 144мл воды

в) 4,5г соли и 145,5мл воды

г) 147г соли и 3мл воды


8. В 200 мл воды растворили 100г соли. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.

а) 50% б) 33,33% в) 10% г) 20%



Творческое задание 2.1.1

Приготовить презентацию на тему: «Вода как источник жизни человека и живой природы»



Похожие:

Естествознание. Раздел Химия Тема 1 вода. Растворы. Закрепление 1 Перечень теоретических вопросов iconТема: Финансовый контроль в системе борьбы с коррупцией
Закрепление уровня теоретических знаний, полученных в процессе самоподготовки при изучении темы
Естествознание. Раздел Химия Тема 1 вода. Растворы. Закрепление 1 Перечень теоретических вопросов iconТема занятия «Голубая волшебница – вода». Программное содержание
Глобус, вода, молоко, 3 стакана, вода теплая, холодная, горячая, термос, схема, семечко увлажненное, семечко сухое, карта полушарий...
Естествознание. Раздел Химия Тема 1 вода. Растворы. Закрепление 1 Перечень теоретических вопросов iconТема: "Волшебница вода"
Формирование элементарных представлений о свойствах воды (вода может быть холодной, теплой, горячей; вода прозрачная; воду можно...
Естествознание. Раздел Химия Тема 1 вода. Растворы. Закрепление 1 Перечень теоретических вопросов iconТема: «Вода путешественница»
Формировать знания у детей о том, что вода – источник жизни и здоровья, самое большое богатство и ее нужно беречь
Естествознание. Раздел Химия Тема 1 вода. Растворы. Закрепление 1 Перечень теоретических вопросов iconУправление организацией Перечень вопросов для подготовки к экзамену (группа 80901з-80903з) Тема 1
Сформулируйте определение менеджмента, соответствующее современному представлению о нем и отражающее его сущность
Естествознание. Раздел Химия Тема 1 вода. Растворы. Закрепление 1 Перечень теоретических вопросов iconТема проекта. Определение эффективности работы строительной организации с коллективной формой собственности
Цель проекта. Закрепление теоретических знаний и приобретение навыков расчета рентабельности строительной организации как показателя...
Естествознание. Раздел Химия Тема 1 вода. Растворы. Закрепление 1 Перечень теоретических вопросов iconПеречень вопросов для сдачи государственного междисциплинарного экзамена по специальности «Финансы и кредит»

Естествознание. Раздел Химия Тема 1 вода. Растворы. Закрепление 1 Перечень теоретических вопросов iconХимия в трудных вопросах и задачах (17 часов) Автор-составитель
Данный предметный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов входит в образовательную область «Естествознание». Курс...
Естествознание. Раздел Химия Тема 1 вода. Растворы. Закрепление 1 Перечень теоретических вопросов iconПримерный перечень вопросов и типовых заданий для промежуточного контроля (зачета / экзамена) по дисциплине “Контроль и ревизия”

Естествознание. Раздел Химия Тема 1 вода. Растворы. Закрепление 1 Перечень теоретических вопросов iconПеречень вопросов по арбитражному судопроизводству (рап, 2008)
Арбитражные процессуальные нормы, их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты