План работы на учебный год по данному направлению. Вся работа проводится совместно с психологом, социальным педагогом, приглашаются работники юношеской библиотеки цбс icon

План работы на учебный год по данному направлению. Вся работа проводится совместно с психологом, социальным педагогом, приглашаются работники юношеской библиотеки цбс



НазваниеПлан работы на учебный год по данному направлению. Вся работа проводится совместно с психологом, социальным педагогом, приглашаются работники юношеской библиотеки цбс
Попова Наталья Александровна
Дата27.05.2014
Размер70.76 Kb.
ТипПлан работы



Портфолио работы библиотеки МОУ СОШ № 1 г. Лермонтова по предпрофильной подготовке учащихся 9-ых классов.


Автор:

Попова Наталья Александровна –

зав. библиотекой МОУ СОШ № 1


«Школьная библиотека предоставляет

информацию и идеи, без которых нельзя успешно

функционировать в современном обществе,

ориентированном на информацию и знания.

Школьная библиотека вооружает учащихся

навыками непрерывного образования и развивает

в них творческое воображение, помогая им стать

сознательными гражданами».

Из Манифеста ИФЛА/ЮНЕСКО о

школьных библиотеках.


Социальные изменения в обществе с неизбежностью повлекли за собой реформирование отечественного образования. Одним из приоритетных направлений этого реформирования стало обновление содержания, форм и методов подготовки учащихся к выбору будущей профессии.

Сейчас в школе активизировалось работа по развитию профессионального самосознания: вводятся элективные и факультативные курсы, усиливают данное направление в своей деятельности психологи и классные руководители. На рынке образовательных услуг представлены самые разные программы. Хочется надеяться, что роль школьного библиотекаря будет не последней в развитии личности наших учащихся путем совершенствования своего профессионального самосознания.

Система предпрофильной подготовки учащихся в МОУ СОШ № 1г. Лермонтова строится согласно нормативных документов и плана работы школы, согласно которому в библиотеке школы разрабатывается план работы на учебный год по данному направлению.

Вся работа проводится совместно с психологом, социальным педагогом, приглашаются работники юношеской библиотеки ЦБС.

В предпрофильной подготовке учащихся используются следующие формы работы:

  • «Карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению» учащегося;

  • беседы о профессиях, востребованных в нашем регионе;

  • беседа – презентация средних специальных учебных заведений края;

  • тематические классные часы;

  • портфолио старшеклассника;

  • образовательные профессиональные маршруты;

  • тестирование учащихся;

  • тестирование родителей;

  • викторины по профессиям;

  • встречи с интересными людьми «Человек в профессии»;

  • тематические выставки;

  • пополнение и редактирование картотек периодических изданий по предпрофильному и профильному обучению;

  • «Презентация профессии»;

  • банк данных бибилотекаря.

В течение года по «Карте самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению» проводится экспертиза готовности учащихся к выбору профессии.

Первичное заполнение «Карты самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению» учащиеся 9-ых классов заполняют в октябре, итоговое – в мае. «Карта самоконтроля» направлена на оценку степени готовности учащихся к профессиональному самоопределению. Эту методику могут использовать как профессиональные психологи, так и другие педагоги. Она помогает не только определить, насколько школьник готов к профессиональному самоопределению, но и сформулировать направления для его дальнейшего развития.

Данная методика имеет, на мой взгляд, ценность, прежде всего, рефлексивную. Анализируя результаты по данному опроснику, ученик может понять, чего ему не хватает для того, чтобы сделать осмысленный профессиональный выбор.
Сама карта состоит из трех блоков, в каждую из которых включено по восемь утверждений с тремя вариантами ответов.

Первый блок посвящен исследованию степени осмысленности роли профессии в жизни старшеклассника, тому, насколько профессиональная сфера включена в его жизненные планы, в его отношении к жизни.

Второй блок направлен на изучение степени осведомленности старшеклассника в выбранной профессии: что он знает о будущей профессии.
Третий блок утверждений связан с исследованием степени осведомленности о своих возможностях в контексте выбранной профессии: насколько школьник хорошо оценивает свои личностные и другие качества в отношении к будущей профессии.
Проводить методику можно в групповой форме, то есть, на всем классе сразу. Если возникнут некоторые вопросы технического плана, их можно разрешить, обратившись к школьному психологу, но обычно сложностей не возникает.

Еще одно назначение методики – оценка эффективности профориентационных занятий для старшеклассников.

Если вы собираетесь проводить серию занятий, направленных на развитие профессионального самосознания в 8–11-х классах, то – до самих занятий – рекомендуется провести эту методику. И – второй раз – через неделю после последнего занятия.

В связи с несформированностью у школьников соответствующей компетентности профессионального самопознания, большое внимание на начальном этапе предпрофильной подготовки уделяется беседам о профессиях, востребованных в нашем регионе: инженер, технолог, программист, врач и т.д.

Особое внимание уделяется беседам-презентациям средних специальных учебных заведений края. На эти беседы приглашаются преподаватели колледжа № 53 г. Лермонтова и др.

В общешкольный план работы по предпрофильной подготовке включен цикл тематических классных часов «Твое место в жизни», «Мастера своего дела».

Портфолио старшеклассника заполняется в течение полугода посредством периодических бесед с классным руководителем, учителями, родителями, самим учащимся и с помощью наблюдения за ним в процессе профориентационных занятий.
Время от времени в нее могут вноситься дополнения, изменения. Ясно, что эта анкета – сугубо «для внутреннего пользования». Если школьник по каким-либо причинам не захочет включать в нее какой-то пункт, нужно согласиться с его просьбой без дополнительных аргументов.

Образовательные профессиональные маршруты. Очень часто школьники, выбирая себе какой-то колледж или вуз, выбирают «стены», а не сам образовательный маршрут. И раньше это было оправдано, поскольку «марка» определяла, по крайней мере, характеристики абитуриентов.

В рыночной ситуации, они сталкиваются с тем, что:
• важен не только былой статус профессионального образовательного учреждения,
• но образовательный маршрут, который оно предлагает;

• Насколько в нем уделяется внимание практике?

• Как устраиваются его выпускники?

• Их трудоустройство обусловлено образованием или связями?
• Какие есть реальные контакты с зарубежными партнерами?
• Как организован досуг?

На эти и другие вопросы нужно отвечать не по ходу дела, а до принятия решения о дальнейшем профессиональном обучении. Итак, эта рубрика покажет, насколько учащийся овладел сведениями об образовательных маршрутах в рамках своего профессионального выбора.

Для определения уровня профессионального самопознания школьника используются различные тестовые задания:

  • психогеометрический тест Стюзена Деллингера;

  • методика Одани;

  • тест «Я и моя профессия».

Огромную роль в выборе профессии играет мнение родителей, которое часто не совпадает с желаниями и возможностями ребенка. Анкетирование родителей в сравнении с мнением детей дает возможность каждой семье принять правильное решение о выборе профессии и учебного заведения.

Большой популярностью у учащихся пользуются викторины по профессиям, в которых они узнают не только что-то новое о профессии, но и знакомятся с произведениями художественной литературы.

К марту определяется социальный заказ учащихся на встречи с людьми профессий, заинтересовавших определенный контингент учащихся параллели 10-ых классов. Такие встречи часто перерастают в пресс-конференции.

Систематически в течение учебного года в школьной библиотеке функционируют тематические выставки:

  • «Куда пойти учиться»;

  • «Профессии нашего края»;

  • «Все работы хороши…» и др.

В течение года пополняется и редактируется картотека газетно-журнальных статей по предпрофильному и профильному обучению учащихся. Данная картотека пользуется успехом как у преподавателей, так и у учащихся нашей школы.

На школьных методических объединениях и педсоветах проводится информирование учителей по методическому обеспечению профильных классов, обзор новых учебников и специальной литературы.

. И как итог этой работы в конце учебного года проводится «Презентация профессии». Каждый класс выбирает профессию, изучает ее особенности и готовит театрализованное представление, выпускает стенгазету. Следующий этап презентации – викторина в форме блиц – турнира по выбранной каждым классом профессии. Жюри оценивает выступление каждой команды, по результатам которой выявляется класс-победитель

Материалы банка данных отражают личностное участие школьного библиотекаря в предпрофильной подготовке учащихся. Мы рассмотрели специфику реализации оценочного потенциала метода работы школьной библиотеки МОУ СОШ № 1.

Оказание помощи в профессиональной ориентации школьников зачастую вменяется в обязанность библиотекарю как одно из направлений работы, даже если в школе и есть свой психолог. У психолога преобладают другие направления профориентационной работы: он часто ограничивается диагностикой профессиональных наклонностей, способностей. Роль посредника между информационными ресурсами, способствующими профессиональной ориентации, и ребенком выполняет именно школьный библиотекарь.


Для того чтобы правильно и эффективно вписать библиотечные формы работы в общую работу школы по профориентации, библиотекарь должен знать основы ее организации и возрастно-психологические особенности учащихся именно в контексте выбора профессии.



Похожие:

План работы на учебный год по данному направлению. Вся работа проводится совместно с психологом, социальным педагогом, приглашаются работники юношеской библиотеки цбс iconКонкурс педагогического мастерства «Аукцион педагогических идей»
Цель : уточнить теоретические знания педагогов по теме «Речевое развитие дошкольников в детском саду», совершенствовать практические...
План работы на учебный год по данному направлению. Вся работа проводится совместно с психологом, социальным педагогом, приглашаются работники юношеской библиотеки цбс iconПлан работы библиотеки на 2012-2013 учебный год
Содержание и организация работы школьной библиотеки в новом учебном году направлены на содействие образовательному процессу
План работы на учебный год по данному направлению. Вся работа проводится совместно с психологом, социальным педагогом, приглашаются работники юношеской библиотеки цбс iconПлан работы библиотекаря моу «лсош №1» на 2010-2011 учебный год
Работа школьной библиотеки планировалась и проводилась в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы и календаря знаменательных...
План работы на учебный год по данному направлению. Вся работа проводится совместно с психологом, социальным педагогом, приглашаются работники юношеской библиотеки цбс iconПлан работы библиотеки моу «гимназия» на 2010-2011 учебный год
...
План работы на учебный год по данному направлению. Вся работа проводится совместно с психологом, социальным педагогом, приглашаются работники юношеской библиотеки цбс iconПлан работы школьной библиотеки муниципального общеобразовательного учреждения Аконьярвская основная общеобразовательная школа на 2012 2013 учебный год
Основной целью работы школьной библиотеки является всемерное содействие процессам обучения и воспитания учащихся
План работы на учебный год по данному направлению. Вся работа проводится совместно с психологом, социальным педагогом, приглашаются работники юношеской библиотеки цбс iconПлан воспитательной работы во 2 классе на 2012-2013 учебный год
Вся воспитательная работа в 2011 2011 году была направлена на создание детского коллектива, на формирование здорового образа жизни,...
План работы на учебный год по данному направлению. Вся работа проводится совместно с психологом, социальным педагогом, приглашаются работники юношеской библиотеки цбс iconАнализ работы ( Публичный доклад) мбоу дод «Подпорожской детско-юношеской спортивной школы» за 2011 2012 учебный год
Мбоу дод «Подпорожской детско-юношеской спортивной школы» за 2011 – 2012 учебный год
План работы на учебный год по данному направлению. Вся работа проводится совместно с психологом, социальным педагогом, приглашаются работники юношеской библиотеки цбс iconПлан работы Ресурсного центра на 2010-2011 учебный год
Работа Ресурсного центра профильного обучения (РЦ) в соответствии с целями и задачами, который он призван решить, проводится по трём...
План работы на учебный год по данному направлению. Вся работа проводится совместно с психологом, социальным педагогом, приглашаются работники юношеской библиотеки цбс iconПлан работы библиотеки моу калачеевская сош №1 на 2011-2012 учебный год
Цель работы библиотеки как структурного подразделения образовательного учреждения: содействие образовательной и воспитательной деятельности...
План работы на учебный год по данному направлению. Вся работа проводится совместно с психологом, социальным педагогом, приглашаются работники юношеской библиотеки цбс iconПлан работы 2010/2011 учебный год
Разработка модели школы, наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты