Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования icon

Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования



НазваниеПрограмма формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования
Дата29.05.2014
Размер188.87 Kb.
ТипПрограмма

Программа формирования УУД по ФГОС НОО

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пояснительная записка

Общие положения

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Необходимо также распространить общеучебные умения и навыки на формирование ИКТ-компетентности обучающихся.

Кроме этого, определение в программах содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, т. е. формируются средствами каждого учебного предмета, даёт возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, приблизиться к реализации «идеальных» целей образования. В то же время такой подход позволит предупредить узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира.

Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников.

Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание. Способность к рефлексии — важнейшее качество, определяющее социальную роль ребёнка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.

Начальная ступень образования вносит вклад в социально-личностное развитие ребёнка. В процессе обучения формируется достаточно осознанная система представлений об окружающем мире, о социальных и межличностных отношениях, нравственно-этических нормах. Происходят изменения в самооценке ребёнка. Оставаясь достаточно оптимистической и высокой, она становится всё более объективной и самокритичной.

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования содержит:

•  описание ценностных ориентиров содержания образования;

•  связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

• характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

• типовые задачи формирования универсальных учебных действий;

^ Цели, задачи и направления оптимизации начального образования.

Ценностными ориентирами начального образования являются:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности на основе

формирования чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;

-  восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа;

2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе

- доброжелательности, доверия и  внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; 

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма

- принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремления следовать им;

- ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств  - стыда, вины, совести  - как регуляторов морального поведения;

-  формирования чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию

- развитие широких познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;

- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- формирование нетерпимости и умения противодействовать  действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности  личности и общества в пределах своих возможностей.   

По сути, происходит переход - от обучения как преподнесения системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных решений;  от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных ситуаций реальной жизни;  к  сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию учащихся в выборе содержания и методов обучения. Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у обучающихся общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.

^ Значение универсальных учебных действий для успешности обучения на ступени начального образования

УУД

Результаты развития УУД

Значение для обучения

Личностные действия


-смыслообразование

-самоопределение


Регулятивные действия

Адекватная школьная мотивация.

Мотивация достижения.

Развитие основ гражданской идентичности.

Рефлексивная адекватная самооценка

Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся  границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффектив-ность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением.

Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные действия

Функционально-структурная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания,  памяти, воображения.

Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.

Коммуникативные (речевые), регулятивные действия

Внутренний план действия

Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения.

Коммуникативные, регулятивные действия

Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий

Осознанность и критичность учебных действий.

^ Универсальные учебные действия

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы),  обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

^ Номенклатура универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия

 ^ Познавательные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;

целеполагание

общеучебные действия и универсальные логические действия

учет позиции собеседника либо партнера по деятельности

действия смыслообразования,

мотивация учения

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; 

формулирование проблемы

согласование усилий по достижению общей цели

действия нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся

составление плана и последовательности действий

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Передача информации другим людям

прогнозирование

контроль

коррекция

оценка

элементы волевой саморегуляции

      

 ^ Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

 Предмет

Формируемые виды УУД

Конкретизация возможностей предмета

Литературное чтение

Личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации.

 

-  смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

- самоопределение и самопознание на основе сравнения   «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

- формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и  эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;

- формирование эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;

- формирование действий нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

- эмоционально-личностная децентрация на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

- развитие умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

- развитие умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;

- развитие умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

-ь   - развитие умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

Русский язык

Коммуникативные, познавательные и регулятивные с приоритетом развития  коммуникации

 

- планирование;

- систематизация и структурирование знаний;

- перевод с одного языка на другой;

- моделирование;

- дифференциация существенных и несущественных условий;

- формирование элементов системного мышления;

- формирование коммуникативных умений  при работе в парах или микрогруппах;

- развитие умения произвольно и выразительно строить контекстную речь.

Математика

Регулятивные, познавательные с приоритетом развития логических действий.

- планирование (цепочки действий по задачам);

- систематизация и структурирование знаний;

- перевод с одного языка на другой;

- моделирование;

- дифференциация существенных и несущественных условий;

- аксиоматика;

- формирование элементов системного мышления;

- выработка вычислительных навыков.

Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.

Технология

Личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные с приоритетом развития регулятивных действий и моделирования

- формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения,  на основе развития  способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей  (рисунков, планов, схем, чертежей). Действия  моделирования и планирования, выступают непосредственным предметом усвоения в ходе  выполнения различных  предметных заданий по курсу;

- развитие регулятивных действий, включая целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять план для решения задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

- формирование внутреннего плана действий на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

- развитие планирующей и регулирующей функции речи;

- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности;

- развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности;

- формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации на основе эффективной организации предметно-преобразующей символико-моделирующей деятельности;

- ознакомление младших школьников с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению.

Окружающий мир

Личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные с приоритетом развития личностных и познавательных действий

- формирование когнитивного и эмоционального компонентов гражданской идентичности;

- формирование логических действий при решении задач естественнонаучного содержания;

- формирование общеучебных умений при работе с разными источниками информации;

- формирование коммуникативных умений  при работе в парах или микрогруппах;

- формирование умения формулировать проблемы самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Музыка

Личностные, коммуникативные, познавательные действия с приоритетом развития  действий замещения

и моделирования

- формирование эстетических и ценностно-смысловых ориентаций учащихся;

- формирование позитивной самооценки,

самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении;

- формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе;

- развитие эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

Изобразительное искусство

Личностные,

познавательные, регулятивные действия с приоритетом развития   действий замещения и моделирования в продуктивной деятельности

учащихся явлений и объектов природного и социокультурного мира

- формирование логических операций сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных связей и отношений;

- целеполагание как формирование замысла, планирование и организация действий в соответствии с целью;

- умение контролировать соответствие выполняемых действий способу;

- внесение корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу.

- формирование гражданской идентичности личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, новой системы мотивов, включая мотивы творческого самовыражения,

- развитие позитивной самооценки и самоуважения учащихся.

Физическая культура

Личностные, регулятивные, коммуникативные с приоритетом развития  коммуникации

.

- формирование основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;

- освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;

- развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы;

- развитие стрессоустойчивости;

- освоение правил здорового и безопасного образа жизни;

- развитие умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;

- развитие взаимодействия, ориентации на партнёра, сотрудничества и кооперации;

- формирование умений планировать общую цель и пути её достижения, договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности;

- формирование умений конструктивно разрешать конфликты;

- формирование умений осуществлять взаимный контроль;

- формирование умений адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата.

Иностранный язык

Личностные, коммуникативные, познавательные с приоритетом развития  коммуникации

 

- общее речевое развитие учащегося на основе формирования обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса;

- развитие произвольности и осознанности монологической и диалогической речи;

- развитие письменной речи;

- формирование ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и переживания;

- уважение интересов партнёра;

- умение слушать и слышать собеседника;

- умение вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме;

- формирование гражданской идентичности личности;

- формирование доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам

и народам, компетентности в межкультурном диалоге;

-  развитие  смыслового чтения (выделение субъекта и предиката текста;

- понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета;

- умение задавать вопросы, опираясь на смысл

прочитанного текста;

- сочинение оригинального текста на основе плана.

^ Условия, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий.

Показатели развития

Условия, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий

^ I. Личностные универсальные учебные действия

1) Самоопределение

* Формирование основ гражданской идентичности личности

- участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);

- выполнение норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

- выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

- участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий – театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни).

* Самооценка

– когнитивный компонент – дифференцированность,

рефлексивность

 – регулятивный компонент

- сравнение ребенком своих достижений «вчера и сегодня» и выработка на этой основе  предельно конкретной дифференцированной самооценки, 

- предоставление ребенку возможности осуществлять большое число равнодостойных выборов, различающихся аспектом оценивания, способом действия,  характером взаимодействия и создании условий для объективации и сравнение этих оценок сегодня и в недавнем прошлом.

2) Смыслообразование

Мотивация учебной деятельности

 

-  создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учеников к учению;

-формирование рефлексивного отношения к учению и личностного смысла учения – осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью;

-оценивание ответа учащегося с учетом его новых достижений, по сравнению с прошлыми знаниями;

- организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.

3) Действие  нравственно-этического оценивания

* Выделение морального содержания ситуации нарушение/следование моральной норме

 

 

 

 

Взрослый задает образцы и ориентиры морального поведения, а также осуществляет контроль за их выполнением.

 В то же время само присвоение моральных норм осуществляется на основе ориентировки в их нравственном содержании, в первую очередь,  в отношениях со сверстниками  в практике кооперации и совместной деятельности.

* Дифференциация  конвенциональных и моральных норм

* Решение моральной дилеммы на основе децентрации 

* Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы

* Умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы 

^ II. Регулятивные универсальные учебные действия

* Целеполагание

Очередная учебная задача возникает из конкретных действий самих учеников после только что достигнутого успеха при решении предыдущей задачи.

Структура этого типа учебных занятий включают  четыре момента:

первый – создание «ситуации успеха», второй – создание ситуации «интеллектуального конфликта»;

третий – фиксация «интеллектуального конфликта» в графико-знаковой форме;

четвёртый – формулирование учебной задачи в словесной форме.

* Планирование

* Прогнозирование

* Контроль

* Коррекция

Оценка

- постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности;

- предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности;

- организация объективации для ребенка его изменений в учебной деятельности на основе сравнения предшествующих и последующих достижений ученика;

-  формирование у ученика установки на улучшение результатов своей деятельности;

-  формирование у учащегося умения в сотрудничестве с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности, включая умение проводить анализ причин неудач и выделять недостающие операции и условия, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи;

-  организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, принятии, доверии, эмпатии и признании индивидуальности каждого ребенка  

* Элементы волевой саморегуляции

^ III. Познавательные универсальные учебные действия

* Общеучебные умения

Важным условием формирования  умения является запрет на сообщение понятия в готовом виде. Новое понятие должно быть «добыто» посредством действий самих учащимися с предметом исследования в процессе совместной деятельности с одноклассниками и учителем.

* Универсальные логические действия

^ Общий прием решения задач должен быть предметом специального усвоения с последовательной отработкой каждого из составляющих его компонентов. Прием решения задач, осваиваемый, как правило, на материале математики, должен выступать как универсальный метод мышления в других предметных областях.

* Постановка и решение проблемы

 

IV. Коммуникативные универсальные учебные действия

* Учет позиции собеседника либо партнера по деятельности

Организация взаимной проверки за



Похожие:

Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования iconПояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Программа отдельных...
Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Белогорской средней общеобразовательной школы
Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий
Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего пояснительная записка
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего
Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего пояснительная записка
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего
Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся
Рф №373 от 6 октября 2009г.) и авторской программы личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Пояснительная записка
Рственного образовательного стандарта начального общего образования, и призвана способствовать развитию системы универсальных учебных...
Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования
«научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность...
Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
«научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность...
Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка

Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Цель программы
Цель программы: формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты